Долгосрочная память как развить. Упражнения для развития долговременной памяти. Чем помогает человеку в жизни развитая долговременная память

Здоровье

Вам еще нет тридцати, вы полны сил, и вам кажется, что так будет всегда? Отнюдь, утверждают специалисты из Университета штата Виргиния (University of Virginia) . Если вам уже исполнилось 27, то вероятность того, что ваша память будет непрерывно ухудшаться, очень высока. А начнется все с притупления когнитивных (сознательных) навыков мозга.

На страницах нашего сайта неоднократно можно встретить советы о том, как укрепить свою память и повысить активность мозга . Казалось бы, мы уже все знаем об этом вопросе. Однако информация, поступающая из разных концов мира, от различных столпов медицины, порой, весьма противоречива. Вот и сейчас специалисты из Виргинского университета, основываясь на проведенных исследованиях, утверждают – ухудшение работы мозга, связанное с возрастными изменениями, неизбежно . Хорошая новость, по мнению ученых из этого университета, заключается в том, что негативный эффект старения можно уменьшить.

На чем основываются специалисты из Виргинии? В первую очередь, на статистке, полученной от так называемой Ассоциации Альцгеймера - организация, которая была создана в помощь больным этим заболеванием и изучения этой болезни. Сообщается, что эта болезнь Альгеймера проявляется каждые 70 секунд у кого-то из живущих на нашей планете. Эта болезнь является самой распространенной формой слабоумия в мире. К счастью, не каждый человек подвержен ей, да и те, кто подвержен, имеет все шансы избежать этого заболевания, если прислушается к следующим 20 советам по улучшению памяти .



© bairachnyi

Большинство исследований доказывают, что польза, которую приносят физические упражнения человеческому мозгу, соизмерима с той пользой, которую эти же упражнения приносят человеческому телу. Упражнения, вырабатывающие так называемую кардиореспираторную выносливость (выражающуюся обычно в возможности организма осуществлять продолжительную циклическую работу), способны снизить риск развития факторов, ведущих к болезни Альцгеймера. Речь идет о таких болезнях, как ожирение, диабет, сердечно-сосудистые заболевания.

По мнению экспертов (в этом они единодушны!) рутинные ежедневные физические упражнения должны стать неотъемлемой частью вашей жизни. Не надо обязательно ворочать тяжести несколько часов кряду. Постройте свой распорядок дня так, чтобы как можно больше двигаться . Все очень просто – ставьте свою машину, к примеру, в конце стоянки, чтобы дольше было идти к выходу. Совершайте ежевечерние рутинные прогулки вокруг дома, увеличивая их продолжительность день ото дня и так далее.


2. Чаще меняйте картинку перед глазами! Во всех смыслах этого слова


© claudiodivizia

Когда вы совершаете рутинные действия день ото дня, ваш мозг становится, если можно так сказать, на автопилот. Но стоит вам только переключиться на какую-нибудь другую работу, так ваш мозг начинает генерировать массу новых идей наряду с получаемой вами новой информацией.

Что можно порекомендовать в этом случае? Постарайтесь устраивать подобные мини-встряски вашему мозгу как можно чаще. К примеру, просто меняйте картинку, которая у вас перед глазами. Для этого не обязательно улетать на Гаити (хотя, это не самый плохой вариант!). Если вы работаете у компьютера, установите программу, которая будет менять картинки на рабочем столе каждый день, или даже каждый час. Идите на работу и возвращайтесь с работы, стараясь придерживаться разных маршрутов. Чистите зубы хоть иногда левой рукой (если вы правша), и наоборот, правой рукой, если вы – левша. Начните читать книги, которые заставят ваш мозг думать над высказанными в них идеями и генерировать новые!



© Moose

Как известно, во время сна наш мозг собирает, раскладывает по полочкам и сохраняет информацию, которую вы накопили в течение дня. Вот почему 8 часов сна, все-таки, так необходимы нашему мозгу каждые сутки . Но иногда лишь 5-10 минут сна днем бывают не менее эффективными, чем восьмичасовой ночной сон для того, чтобы устроить мозгу небольшую перезагрузку. А как считают немецкие ученые, основываясь на многочисленных экспериментах, 90 минут сна вполне достаточно для того, чтобы заставить мозг заново работать над восприятием, сбором и накоплением новых информационных порций.


4. Тренируйте свою фотографическую память


© Dean Drobot

Свойства памяти, как таковой, не сконцентрированы в какой-то одной определенной точке нашего мозга. Все данные, которые попадают в наш мозг, аккумулируются и сохраняются в разных его участках. Порой бывает нелегко извлечь из какого-либо уголка памяти нужную информацию . Попробуйте такое упражнение: чтобы заставить мозг запечатлеть надолго какой-нибудь случай, или ситуацию, творящуюся вокруг вас, попробуйте ее, как бы, сфотографировать. Иными словами, постарайтесь ее запомнить, включив все ваши чувства. Оглянитесь вокруг и обратите внимание на то, что вы видите . Постарайтесь запомнить цвета вокруг вас и даже текстуру предметов, вас окружающих. Какие запахи вы чувствуете? Если вы едите, пьете (или даже целуетесь!), попытайтесь определить вкус. Этот весьма эффективный трюк поможет вам надолго сохранять здравый ум даже в самом преклонном возрасте. И, кроме того, он позволит вам научиться никогда не забывать , куда вы закинули в этот раз, к примеру, ключи от машины!



© vasiliybudarinphotos

Не будем голословны, а перейдем сразу к результатам тестов. По информации, полученной от немецких ученых из Вестфальского университета имени Вильгельма (Westfälische Wilhelms-Universität Münster) , группа из физически здоровых добровольцев, средний возраст которых – 60 лет, в течение 12 недель питалась едой, калорийность которой была на 30 процентов ниже, чем калорийность их обычной ежедневной пищи. В результате все испытуемые увеличили результативность тестов, проверяющих память , на 20 процентов. Возможная причина: снижение уровня инсулина, вырабатываемого телом при переваривании пищи. Другая причина – снижение уровня так называемого C-реактивного белка , белка плазмы крови, концентрация которого повышается при воспалении. Оба фактора напрямую связаны с улучшением функций человеческого мозга и, в частности, памяти.

Участникам эксперимента давали не более 1200 калорий в день . Если вам покажется, что урезать до такой степени ваш дневной рацион – это бесчеловечно, тогда постарайтесь хотя бы ограничивать себя в потреблении жиров, мяса и некоторых молочных продуктов. Годом ранее исследователи из Медицинского центра Колумбийского университета (Columbia University Medical Center) сообщили о результатах длительного исследования более чем 1300 человек, которые являлись приверженцами так называемой средиземноморской диеты . Речь идет о рационе, богатом овощами, фруктами, рыбой и так называемыми мононепредельными маслами (к примеру, оливковое масло). Диета почти полностью исключает всякие жиры, молочные продукты и даже говядину. Все испытуемые, придерживавшиеся этой диеты длительное время, показали снижение риска развития так называемых умеренных когнитивных нарушений и болезни Альцгеймера.


6. Вступите в клуб "Что? Где? Когда?"! Или просто чаще играйте в логические игры


© nomadsoulphotos

Возможно, шансов стать членов международного клуба знатоков "Что? Где? Когда?" у вас не так много, но зато никто не сможет вам запретить смотреть эту передачу (да и многие другие логические передачи ) по телевизору, напрягая мозг наравне с участниками, чтобы ответить на вопросы ведущего. Зачем, спросите вы? Затем, что еще в 2009 году результаты исследований, опубликованных в журнале Американского гериатрического общества (American Geriatric Society) , занимающегося проблемами старения, показали интересную закономерность. Люди старше 65-ти лет, которые использовали в течение часа в день на протяжении восьми недель специальную компьютерную программу для развития когнитивных навыков , улучшили свою память и развили внимание. Это показали тесты, сравнивающие этих пожилых людей с пожилыми людьми из другой группы участников, которые не работали с вышеупомянутой компьютерной программой.



© RossHelen

Нейробиолог Гэри Смол (Gary Small) , руководитель Центра памяти и старения (Memory & Aging Center) при Калифорнийском Университете в Лос-Анжелесе (University of California at Los Angeles) и автор многочисленных исследований, изучающих человеческий мозг и его функции в разном возрасте, отметил, что пользование всемирной информационной сетью Интернет чем-то напоминает упражнения по тренировке мозга. Чтобы "измерить" активность мозга участников эксперимента при пользовании ими компьютера, ученые использовали метод магнитно-резонансной томографии . Надо отметить, что участникам эксперимента было от 55-ти до 76-лет. Испытуемые, при пользовании Интернетом, проявляли в среднем в два раза больше активности, чем обычно. Особые всплески активности наблюдались в моменты необходимости принятия решений.



© Gpoint Studio

Зеленый и черный чай оказывают превосходный защитный эффект на нашу память. Возможно, это результат влияния напитков на определенные ферменты нашего мозга. Кофеин, как известно, также увеличивает способность концентрироваться . И люди среднего возраста, которые регулярно потребляют умеренные дозы кофеина - от трех до пяти чашек кофе в день – подвергаются меньшему риску развития слабоумия в преклонном возрасте. Такие выводы из своих исследований сделали финские и французские ученые.

Не забывайте и о другой пользе потребления чая и кофе: попивая горячий напиток во время обеденного перерыва, или просто устраивая себе такие вот "чайные паузы" несколько раз в день, вы уменьшаете вероятность развития депрессии.


9. У вас уже налицо все признаки депрессии? Обязательно обратитесь к врачу!


© Monkey Business Images

Очень часто мы живем годами в депрессии, списывая свое состояние на перманентно плохое настроение. Но "перманентно плохое настроение" - это первый признак депрессивного состояния . А депрессия, если ее не лечить, способна значительно ослабить вашу память. Терапевтические беседы и прием соответствующих антидепрессантов может помочь решить эту проблему. Необходимо помнить, что если вы неожиданно потеряли интерес к тем вещам, от которых раньше не могли оторваться, и если вы перестали получать удовольствие от того, что когда-то любили, то у вас наверняка есть депрессия.

Примечательно, что такому состоянию, как депрессия чаще всего подвержены те, у кого кто-то из предков страдал от этого заболевания, и те, кто длительное время ухаживает за больными и пожилыми людьми.


10. Постарайтесь полностью сосредотачиваться на выполнении одной задачи


© shironosov / Getty Images Pro

Как показали исследования специалистов из Калифорнийского Университета в Лос-Анжелесе, людям удается запоминать меньше информации, если их мозг занят выполнением нескольких задач одновременно. Особенно память сложно работает, если такой человек пытается освоить новый для него материал . Бывают, конечно, и исключения. К примеру, вы изучаете что-либо (любой материал для запоминания), а рядом играет радио. Ваша память впоследствии может помочь вам вспомнить, или «выудить» из вашего мозга необходимую информацию, если вы вспомните, какая мелодия играла в момент запоминания этой информации.

Старайтесь постоянно изучать что-то новое. Используйте для этого любую возможность, делайте это регулярно, даже когда вы выполняете свои ежедневные обязанности на работе – составляете контракт, или просто делаете ксерокс. Постарайтесь полностью сосредоточиться на том, что вы делаете , отключив все отвлекающие внимание источники – телевизор, радио. Отключите звуковое оповещение таких программ, как skype, ICQ – это будет вас только отвлекать от выполнения поставленной задачи.



© Syda Productions

Если вы не страдаете от диабетического заболевания, то вам остается только поддерживать нормальный вес и следовать сбалансированной диете, для того чтобы не подвергнуться риску возникновения этой болезни. Если у вас диабет второго типа (им страдают 85-90 процентов всех больных диабетом ), необходимо всегда неукоснительно следовать советам лечащего врача для того, чтобы регулировать уровень сахара в крови.

Последние исследования показывают, что активность мозга постепенно снижается по мере повышения уровня сахара в крови у диабетиков. Происходит это из-за разрушения кровеносных сосудов , снабжающих кровью головной мозг. Этот процесс начинается сразу же, как только становятся очевидны проблемы с памятью. Порой, это происходит до того, как у человека диагностируют диабет.



© KTVisual / Getty Images Pro

Допустим, вы пытаетесь что-либо выучить наизусть или просто хорошо запомнить. Чтобы лучше выполнить поставленную задачу, отрывайтесь периодически от этого занятия и водите глазами из стороны в сторону в течение 30-ти секунд. По уверениям исследователей из Метрополитанского университета (Metropolitan University) (Манчестер, Англия), это простейшее упражнение помогает объединить два полушария головного мозга. Когда оба полушария работают в унисон, вам проще восстанавливать вашу способность запоминать, используя разные типы вашей памяти. Происходит это отчасти благодаря тому, что такая гимнастика для глаз возбуждает зрительные центры мозга, положительно влияя на его активность.



© RossHelen

К сожалению, не существует такого понятия, как диета, которая могла бы гарантировать любому человеку защиту от болезни Альцгеймера. Но люди, в рационе которых мало продуктов, содержащих соль фолиевой кислоты (фолат) и витамин B12 , рискуют больше других пострадать в преклонном возрасте от развития слабоумия. Впрочем, исследования на эту тему еще продолжаются. Гораздо больше известно о пользе для укрепления памяти витамина С , китайского гинкго (редкое растение, потомок древних семенных папоротников) и витамина E .

Прекрасным источником фолиата является зеленый салат, шпинат, спаржа, репа, листовая горчица, петрушка, капуста, брокколи, цветная капуста и свекла. Есть хорошая новость и для тех, кто терпеть не может всякого рода зеленые салаты. Так же питательны и полезны такие продукты, как чечевица, говяжья печень, фасоль и бобы.


14. Кратковременная остановка дыхания при засыпании – тревожный сигнал


© ajr_images / Getty Images Pro

Как сообщили исследователи из Калифорнийского Университета в Лос-Анжелесе, люди, страдающие от апноэ во время сна (временная остановка дыхания), обычно имеют определенные проблемы с памятью. Во время апноэ происходит блокировка дыхательных путей, которая заставляет людей дышать прерывисто. Мозг недополучает свою порцию кислорода в течение длительного времени.

Как известно, от синдрома обструктивного апноэ сна страдают порядка 12 миллионов американцев. И если у вас тоже есть такой синдром, необходимо проконсультироваться с вашим врачом, который назначит соответствующее лечение. Доктор может прописать ношение специального прибора для исправления дыхания , или специальной маски. Кроме того, врач может порекомендовать сбросить вес, или даже назначить операционный метод лечения.


15. Изучите что-то по-настоящему новое для вас


© wombatzaa / Getty Images Pro

Если вы фанат японской головоломки судоку , и вам кажется, что вы и так достаточно тренируете свой мозг, вы не совсем правы. Всегда есть возможность освоить другие головоломки, в том числе японские – кен-кен , кендоку , какуро и так далее. Но и в этом случае вы будете не совсем правы. Дело в том, что даже самому "шустрому" и изобретательному уму требуется для тренировки нечто абсолютно отличное по специфике от того, что он умеет делать. Так что, если вы сильны в головоломках и науках, связанных с цифрами, попробуйте изучить, к примеру, новый язык . Или если вы заядлый огородник, займитесь живописью – рисуйте те же овощи!


16. Откажитесь совсем от сигарет


© Pixel_away / Getty Images Pro

Добавить что-то новое к призыву бросить курить очень сложно. Кроме того, механизм связи между болезнью Альцгеймера и курением не очень прост для понимания даже ученых умов. Однако ясно одно – у курящих людей эта болезнь начинается на 6-7 лет раньше, чем у некурящих . Если вам это кажется малоубедительным доводом, чтобы отказаться от сигарет, поищите другие, более убедительные. Поверьте, их более чем достаточно.



© Jose Manuel Gelpi

Каждый год все новые и новые исследователи не перестают находить замечательные полезные свойства черного шоколада и не устают восхвалять его достоинства! Не меньше хвалебных од было воспето этому вкусному продукту за то, что он очень положительно влияет на память человека . Однако какао не является панацеей. В 2007 году, нейробиологами были оглашены результаты экспериментов над крысами, которым давали вещество эпикатехин , входящее в состав растительной пищи. Дальнейшие тесты показали, что это вещество влияет на мозг ничуть не хуже шоколада. Человек может получать эпикатехин, если будет регулярно потреблять виноград , разные ягоды и пить зеленый чай . Причем, все это можно делать с черным шоколадом.


18. Сохраняйте строгий порядок во всем


© Image Supply Co

Как говорилось выше, мозгу нужна, определенного рода, встряска в виде новых впечатлений. В то же время, человеческому мозгу, для того, чтобы он функционировал, как говорится, гладко и ничего ему не мешало, необходимо определенное количество устоявшейся, знакомой ему информации . Речь идет о порядке, и этот порядок должен быть во всем. Кладите свои очки и ключи всегда на одно и то же место. Пишите себе записки-памятки, в которых будет отмечено, что вам необходимо сделать сегодня. Даже сам процесс написания этих записок задействует часть мозга, отвечающую за воспоминания. Приготавливайтесь к завтрашнему дню заранее . К примеру, если вы планируете взять с собой утром что-либо на работу, положите это на столик в прихожей накануне – и вы это не забудете утром.


19. Как можно дольше не уходите на пенсию


© Robert Kneschke

Хорошая новость для тех, кто продолжает работать на любимой работе даже после достижения пенсионного возраста. Такие люди дают возможность своему мозгу сохранять активность как можно дольше , заставляя его цепляться за привычный образ жизни и за определенный строгий распорядок дня. Любая работа, которая доставляет на протяжении всей жизни удовольствие, позволит вам как можно дольше не терять связи с обществом, заставляя вас регулярно принимать решения и тренировать свою память.

Еще лучше, если речь идет о работе, к примеру, в музее, или в библиотеке, где вы можете не только регулярно общаться с большим количеством людей, но и постоянно пополнять свой багаж знаний новой информацией, заставляющей вас мозг работать.


20. Почаще устраивайте вечеринки для друзей


© Viktor Gladkov

Само присутствие людей вокруг нас в течение всей нашей жизни влияет положительно на работу мозга, уменьшая риск развития слабоумия. Конечно, при условии, что вас окружают приятные вам люди , которые ценят вас, и которых уважаете вы. Люди, физически изолированные от других людей (работающие в одиночестве дома), или люди, изолированные от других людей морально (работа в неприятном для вас коллективе) – это один из серьезных факторов, которые могут привести к депрессии . Вот почему так полезны всякого рода вечеринки и приемы.

Однако, на этих приемах может подстерегать другое зло – алкоголь. Данные, которые дают исследования о влиянии алкоголя на память человека, весьма показательны. К примеру, если пить на протяжении нескольких лет большие дозы алкоголя – это верный путь к слабоумию . Впрочем, кратковременная серьезная попойка также может отрицательно повлиять на вашу память. С другой стороны, на людей, которые потребляют алкоголь в умеренных дозах, тот оказывает определенное благотворное воздействие . К примеру, одно из исследований показало, что у людей со слабыми когнитивными расстройствами (легкая забывчивость, которая необязательно может привести к слабоумию в будущем) риск развития слабоумия уменьшался на 85 процентов, если эти люди потребляли в день не более одного бокала вина .


Память человека — одна из способностей головного мозга, которая формирует наше "я", делает человека индивидуальным и ставит его на несколько ступеней выше животных. Конечно, у зверей, особенно у таких умных, как собаки и дельфины, она тоже есть. Но только у Homo sapiens память достигла небывалого развития и совершенства. Хотя стремиться нам ещё есть куда, ведь мозг, как известно, использует только маленькую толику своих возможностей.

Характеристика памяти

Каждый здоровый человек способен воспринимать, запоминать, копить, сортировать и воспроизводить данные, полученные в результате своей деятельности. Память в психологии — понятие многогранное, это все перечисленные выше функции "серого вещества", которые вместе формируют опыт. Человек начинает его получать ещё в младенчестве с помощью органов чувств. Это самый простой способ познания мира и накопления памяти. В более позднем возрасте к нему добавляется обучение, физическая деятельность, с помощью которых расширяется кругозор и обогащается опыт.

Память в психологии — сложный процесс познания, благодаря которому мы может воспроизвести не только события, но и логические связи между ними. Мы узнаём на улице людей, вспоминаем выученные стихи и песни, можем проиграть ту или иную мелодию. Все эти действия возможны благодаря памяти. Она координирует действия и поступки человека, с её помощью он ориентируется в прошлом и настоящем, может прогнозировать будущее. Память — одна из основ сложного процесса взаимодействия индивида с окружающей средой.

Запоминание как основной процесс памяти

Очень важно в жизни каждого индивида, так как делает его личностью, повышает социальную роль в обществе. Память человека основана на запоминании: слов, впечатлений, образов. Бывает произвольным, когда увиденное откладывается в голове само по себе, или непроизвольным, в том случае, если мы целенаправленно изучаем нужный материал. Если вы не пытаетесь запомнить что-то намеренно, то процесс становится выборочным. Например, группу людей, побывавших на дне рождения, попросите рассказать, что наиболее им запомнилось. Как ни странно, но ответят они по-разному: один вспомнит торт, другой — наряд именинника, третий — подарки и так далее.

Одним словом, запоминание — индивидуальный процесс, основанный на конкретных вкусах, пристрастиях, интересах индивида. Очень часто основным фундаментом для него становятся ассоциации: по сходству, контрасту или смежности. Отождествляя отдельный предмет с событием или явлением, нам легче его воспроизвести.

Системы памяти

В психологии выделяют четыре механизма, с помощью которых мы запоминаем информацию. Это сенсорная, кратковременная и долговременная память. Все виды, являясь целостными системами, тесно связаны между собой. Например, сенсорная память формируется на основе органов чувств. Она очень короткая, и если нет потребности запоминать ту или иную информацию, данные быстро рассеиваются и не оставляют в мозгу ни малейшего следа. Например, смотря долгое время на силуэт человека, мы отводим глаза и ещё какое-то время видим эти контуры. Потом они исчезают.

Вместо этого кратковременная или оперативная память — выборочное сохранение данных, необходимых конкретно для той или иной деятельности. Мы помним условие задачи при её решении или начало произведения, дочитывая его при этом до конца.

Долговременная память — это способность помнить события прошлого, воспроизводить выученный в университете материал, сохранять в голове данные из разных сфер жизни. То есть мы всегда помним алфавит, имена и телефоны близких людей, названия и суть явлений природы и так далее. Долговременная и кратковременная память очень разные. Первая похожа на вместительный архив, тогда как вторая представляет собой небольшой стеллаж, который постоянно дополняется и видоизменяется.

Долговременная память

Остановимся на ней детально, так она наиболее интересная для изучения. Долговременная память обладает определённой вместительностью и длительностью. То есть, запомнить всё на свете человеку не удастся. Сфера, уровень и наполнение воспоминаний у каждого индивида своя. На неё влияют:

  • Деятельность. Долговременная память сохранит то, что нам нужно и интересно (рыбак всегда расскажет вам кучу сведений о той или иной рыбе, снасти или речке).
  • Эмоции. Навсегда отложится в мозге то событие, с которым связаны сильные переживания: негативные и позитивные (смерть родителей, признание в любви, окончание школы и так далее).

Британские учёные провели интересный эксперимент. Они пытались определить, насколько хорошо представители разных профессий ориентируются в пространстве. Оказалось, что лидерами являются таксисты. Это связано с тем, что бороздя улицы города каждый день, они сумели натренировать свою способность запоминать местность.

Привычность материала

Основными факторами, которые закрепляют в памяти те или иные сведения, являются повторение события, контекст, мотивация и обучение. Привычность материала, например, способна отложить в голове сведения на длительный период. Обыкновенную таблицу умножения, которую не раз использует в жизни каждый человек, забыть просто невозможно. То же самое относится к новогодним стихам, выученным в детстве. Когда наступает 31 декабря, непроизвольно мы их вспоминаем и удивляемся нашей способности сквозь годы проносить эти строки.

Аналогично можно объяснить удивительную точность наших дедов, когда они пересказывают событие военных лет. Они помнят даты боёв, название сёл, где они происходили, фамилии погребённых товарищей. Одновременно, если попросить их вспомнить события последнего дня, не всем это будет под силу. Это связано с тем, что смерть и насилие вызвали когда-то у них сильное потрясение. Из года в год старички рассказывали про это своим детям, внукам, родственникам, и именно повторение материала (даже не сами события) навсегда отложилось в их памяти.

Контекст

Ещё один фактор, от которого зависит долговременная память. Определение этого понятия связано в первую очередь с местом, временем или сутью того или иного явления. Это и есть контекст события. Иногда он более важен для запоминания, чем само событие.

Например, рассмотрим урок биологии. Два учителя рассказывают детям один и тот же материал, но у одного преподавателя ученики лучше его запоминают, легче воспроизводят, у них отличные оценки и поведение. У другого, наоборот, неудовлетворительные результаты от написания контрольной получает половина класса. Оказывается, манера учителя, его отношение к детям и методика проведения урока влияют на полученные знания больше, чем поданный объём информации.

Извлекать из архивов памяти факты всегда легче в том контексте, в котором они происходили. При этом эмоциональная составляющая тут важна, как никогда. Чувственная составляющая происходящего навсегда откладывается в сознании, даже если подобное событие было единственным в жизни и больше никогда не повторялось.

Мотивация

Долговременная память человека, без всякого сомнения, зависит и от этого фактора. Нам всегда легче запомнить то, что нам хочется. Вместо этого, сведения не представляющие интереса, трудно воспроизвести. Студент, обожающий футбол, без труда назовёт даты памятных матчей, имена спортсменов, которые отличились в игре. По той же причине в дискуссии нам легче запомнить те аргументы и доводы, которые схожи с нашим собственным мнением. Доводы, идущие вразрез, труднее откладываются в памяти.

Учёные, исследовавшие свойства памяти, говорят, что мы лучше помним суть незавершённых дел, чем проделанной до конца работы. В этом случае также ключевой является мотивация: она подстёгивает нас довести до ума начатое, не останавливаться на полпути, не упасть лицом в грязь перед другими членами общества, которым нужен результат нашей деятельности. Мотивация иногда творит чудеса. Человек, уверенный, что плохо знает английский язык, попав в Лондон, моментально вспоминает слова и фразы, заученные в детстве.

Обучение

Если человек стремится стать экономистом, он для своей же пользы будет добросовестно изучать нужный для будущей профессии материал. Углубление в новые факты и цифры должно происходить постепенно, информация усваивается дозировано, чтоб остаться максимально понятной. Если в этой цепочке хоть одно звено будет до конца не выясненным, все последующие часы, просиженные за книгами, могут быть бесполезными. Также обучение всегда более эффективное, если теоретические знания подкреплены примерами из жизни. Первокурснику трудно понять, что такое дебет и кредит, но если в учебнике описаны эти понятия на основе конкретных торговых отношений, то ему легче запомнить суть терминов.

Вместо этого, долговременная память не сможет сохранить в своём архиве вызубренные данные. Пытаясь получить хорошую оценку, студенты садятся за книжки только перед сессией, уча наизусть конспекты. От таких знаний никакого прока в будущем не будет. Показав блестящий результат на экзамене, студент тут же все забудет. В последующие годы на работе это вылезет ему боком.

Амнезия и её лечение

Потеря памяти, полностью или частично, всегда вызывает панику у больного. Врачи в этом случае успокаивают: амнезия явление временное, обычно после определённого периода воспоминания возвращаются к человеку. Причин этому несколько. Во-первых, это стресс или трагический случай. Пациент бежит от реальности и забывает прошедшие события. Так, женщина может не помнить, что в детстве она подвергалась насилию. Юный мозг вычеркнул неприятные фрагменты жизни, чтоб не травмировать неокрепшую психику. Но любое напоминание о событии может их вернуть: аромат цветов, сказанное слово, визуальная картинка и так далее.

Во-вторых, причиной амнезии могут быть разные болезни: черепно-мозговая травма, инсульт, интоксикация, эпилепсия, рак, психические расстройства. Иногда потеря памяти связана с употреблением алкоголя, наркотиков. Медики лечат амнезию путём воздействия на основной недуг, вызвавший потерю памяти. Во время терапии используют нейропротекторы (препараты "Семакс", "Цитиколин", "Глицин"), витамины группы В, антиоксиданты и другие препараты. Рекомендуют и общение с родными и друзьями, которые, рассказывая события из жизни пациента, способны вернуть воспоминания.

Профилактика нарушений памяти

Она предусматривает здоровый образ жизни. Долговременная память будет работать без перебоев, как часовой механизм, если человек полностью откажется от злоупотребления спиртными напитками, наркотическими и снотворными веществами. Рекомендовано спать не меньше 7—8 часов в сутки, часто проветривать помещение, много гулять на свежем воздухе, заниматься спортом и научиться извлекать позитивные эмоции даже при сложных жизненных обстоятельствах.

Ключевую роль при этом играет питание. Употребляя разнообразные продукты, человек обеспечивает достаточное поступление в организм белков, жиров, углеводов, разных витаминов и микроэлементов. Наиболее полезными продуктами для мозговой деятельности при этом являются морепродукты, особенно устрицы, рыба, цельное зерно, яйца, орехи, чёрный шоколад зелень, ягоды. Их присутствие в каждодневном рационе способно улучшить умственную деятельность, избежать отклонений в работе мозга и стать профилактическим средством потери памяти.

Улучшение памяти

Даже если вам кажется, что с запоминанием у вас проблемы, не сидите сложа руки. Проблему эту решить можно, главное при этом — желание и целеустремлённость. Это раньше медики считали, что серые клетки у пожилых людей не способны размножаться. Последние проведённые исследования говорят о том, что нейроны делятся даже в 70-летнем возрасте. Поэтому ученные пришли к выводу, что возрастное ослабление памяти связано не с отмиранием клеток, а с потерей контакта между ними. Чтобы этого не случилось, рекомендовано принимать курс витаминов, употреблять жирные кислоты, содержащиеся в рыбе.

Улучшение памяти замечено у тех людей, которые для этих целей использовали такие умственные операции, как впечатление, повторение, ассоциация. Во-первых, если вы хотите что-либо запомнить, нужно сконцентрироваться на объекте, запомнить его очертания, запах, вкус. При этом визуальное восприятие всегда самое прочное и долговременное. Все потому, что зрительные нервы, соединяющие глаза и мозг, в 20 раз толще, чем нервы, идущие от уха к "серому веществу". Во-вторых, память будет улучшаться, если вы будете периодически повторять нужный материал. И в-третьих, ассоциации помогут быстро находить нужный "файл" в мозге, распаковывать его и воспроизводить.

Тренировка памяти

Мозг, как и любой другой орган, можно укреплять. Как развить долговременную память? Ответ прост: выполняйте периодически несколько простых упражнений:

  • Учите стихи. Объём текста при этом нужно каждый раз увеличивать. Для мотивации и позитивных эмоций выбирайте те произведения, которые нравятся именно вам.
  • Решайте логические задачи. Купите себе брошюрку с такими заданиями и в перерывах между работой блесните умом перед коллегами.
  • Играйте в ассоциативные игры. Сидя с семьёй за столом после ужина, называйте города или имена, которые возникают в вашей памяти, например, от воспоминаний про море. Составляйте ассоциативные ряды (зима—снег—санки—дети—удовольствие).
  • Решайте скандинавские и японские кроссворды.
  • Распутывайте логические компьютерные головоломки.

Хорошая память — это не только генетическая предрасположенность и наследственность, это также работа над собой и своими умственными способностями. Помните, что при желании даже обезьяну можно заставить мыслить.

Учёные установили: память у младенца в утробе матери начинает работать уже через 20 недель после зачатия. Были проведены тесты: с помощью ультразвукового сигнала врачи посылали в живот беременной женщины импульс и проверяли реакцию плода на него. Оказалось, малыш уже воспринимает шум, реагирует движением рук или ног. Правда, после 5—6 сигнала он привыкал к раздражителю и переставал на него реагировать. Ученные считают, что вскоре человеческий разум достигнет пика развития, и мы сможем вспомнить всё услышанное или увиденное даже в утробе матери.

Возможности памяти действительно неограничены. Главное — научиться правильно ею пользоваться. Уже не один раз на планете заявляли о себе индивиды, обладающие феноменальными способностями. Например, Александр Македонский помнил имена всех своих солдат, Моцарт мог по памяти воспроизвести любое музыкальное произведение, академик Иоффе знал всю таблицу логарифмов. Черчилль выучил наизусть почти всего Шекспира, а Доминик О"Брайен всего за 38 секунд запоминал порядок перетасованных карт в колоде. Бил Гейтс запомнил сотню кодов программного языка, который был им создан. Примеры этих людей показывают, что возможности "серых клеток" велики. Наша задача — максимально их развивать и совершенствовать.

Краткий экскурс в устройство и основные виды человеческой памяти. Рекомендации на тему как развить память: упражнения, тренинги и советы специалистов.

Память – это одна из функций психики, которая заключается в том, чтобы закреплять, сохранять и впоследствии воспроизводить данные, опыт и ощущения.

Как устроена наша память

Человеческое восприятие имеет аудиальные, визуальные и кинестетические каналы восприятия: это слух, зрение и осязание.

Информация по этим каналам поступает в гиппокамп – парную часть системы головного мозга, расположенную в глубине височных долей и хранится там (что-то превращается в долговременную память, что-то не забывается).

Жаловаться на плохую память обычно начинают после 40 лет. Однако она не становится хуже, память так сказать «детренируется».

Кроме того, плохую память человека провоцируют следующие факторы:

  • употребление алкоголя, курение;
  • переизбыток информации;
  • неправильное питание;
  • нехватка кислорода в крови;
  • депрессия, беспокойство и стресс;
  • недостаток сна;
  • симптом приближающейся болезни (рассеянный склероз, болезнь Альцгеймера).

Возможности человека постоянно поражают разнообразием. Например, абсолютная память, обладатели которой помнят собственную жизнь до самых мелких деталей.

Она распространяется не только на имена и на числа – такие люди могут цитировать дословно книги и помнят все памятные даты родственников и даже их телефонные номера.

Виды

  1. Наглядно-образная память – запечатление материала первосигнально, в виде зрительных, осязательных, слуховых и прочих представлений. В её рамках существует эйдетическая память - разновидность зрительной памяти, характеризующаяся способностью точно, чётко и детально, с лёгкостью запоминать и затем восстанавливать картины увиденного на протяжении довольно долгого периода.
  2. Словесно-логическая или смысловая — запоминание мыслей, выраженных в словах, которые отражают суть явлений.
  3. Двигательная – её содержание заключено в мышечно-двигательных образах заученных телодвижений (величина, форма, скорость, амплитуда и т. д.)
  4. Эмоциональная — прошедшие эмоциональные состояния.
  5. Музыкальная – это быстрое запоминание музыкального произведения и возможность его максимально точного воспроизведения даже через долгое время после его разучивания.


Как развить память

Мы запоминаем то, что замечаем, ну а замечаем только если внимательны. То есть своё внимание следует тренировать.

Чтобы развить хорошую память, подойдут даже простые игровые упражнения. Мозг быстро сосредотачивается на деталях и привыкает к динамичной работе в различных ситуациях.

Сочетание разных типов памяти

Учительницам, которые жалуются на короткую память двоечников, не учащих стихотворения, хочется порекомендовать заставлять учеников произносить их вслух и отжиматься. Дети станут запоминать стихи одновременно с мышечными усилиями и движениями, что поможет даже спустя годы вспоминать эти стихи при отжиманиях.

Многих малышей учат таблице умножения, заставляя переписывать её и проговаривать про себя.

Запоминание по частям

Суть метода в раскладывании информации «по полочкам»: текст следует компоновать в конспект, слова делить на группы, учить формулы вместе с примерами.

Важно также одновременно решать возникшие вопросы, так как, самостоятельно добывая необходимое, мы лучше его усваиваем. Вы скорее заучите строчку, если она содержала незнакомое слово, подсмотренное в словарике.

Повторение — мать учения

Этот вариант подойдет людям с развитой зрительной памятью, и плохой слуховой. Вам сказали номер телефона, а возможности записать у вас нет. Под диктовку мысленно представьте трубку и набирайте на ней номер. Повторите еще раз и ещё, вслух проговаривая номер другу. Даже через пару часов вы все вспомните.

Практика такого упражнения с каждым разом будет положительно отражаться на развитии вашей памяти.

Новые знания и открытия

Занимающиеся студенты, которые посещают лекции, обладают отличной памятью, не подозревая этого. Если информация усваивается без усилий и на подсознательном уровне, ей свойственно хранится дольше.

Накануне сессии студент переживает, что не знает материал, однако отвечает на сложные вопросы однокурсников и понимает, что стоит слегка освежить память и он готов к экзамену. Это происходит оттого, что конспектируя, мы вникаем в информацию, но не думаем о запоминании.

Профессионально развиваясь, изучая иностранные языки и слушая новости – вы запоминаете, а, следовательно, улучшаете память.

Самоорганизация

Мы не можем зафиксировать что-то в памяти, не понимая, что именно запоминать и когда. Систематизировать необходимо не только материал, но и самого себя. Обзаведитесь ежедневником, личным расписанием, старайтесь всё делать вовремя, вспоминайте своих близких, которым уже давно не звонили.

Тренировка и упражнения

Феноменальная память – это уже не миф. Развить суперпамять поможет практика! Еженедельно хоть 30 минут уделяя внимание специальным методикам, скоро вы отметите результат.

Память, в том числе и фотографическая – это способность к запоминанию информации. Для её развития потребуются тренировки. Лучше всего попытаться за 5-10 секунд в деталях запомнить любую картинку. Потом мысленно воспроизвести её образ для сравнения с оригиналом.

При возникновении необходимости улучшить отдельные виды памяти можно ознакомиться с упражнениями, которые развивают память согласно её видам.

Для долговременной

Постарайтесь воспроизвести в памяти события, произошедшие с вами в возрасте 12-15 лет. Больше деталей – событий, эмоций и т.д. Закончив с этим периодом, восстановите в памяти воспоминания, которые относятся к вашим 8-11 годам, а затем — 4-7 годам.

Вероятно, вы сможете вспомнить события раннего детства и даже удивитесь качеству и количеству отроческих и детских воспоминаний.

Для кратковременной

Постарайтесь запомнить десять мелочей, стоящих на столе вашего сотрудника или десяток товаров на полке в магазине. Можно вспоминать мелочи, лежащие в ящике вашего рабочего стола.

Для зрительной

На протяжении дня смотрите на посетителя, потом закройте глаза и вспомните его облик и одежду. Прокручивайте в мыслях новостные сводки, воссоздавайте в голове красочные сюжеты. Фото, картинки и постеры также станут отличным подручным средством для упражнений «на бегу».

Для слуховой

Если позволяют обстоятельства, читайте вслух, при этом выразительно проговаривая все слова, после чего пересказывайте текст. Учите понравившиеся стихи. Попытайтесь распознавать по звуку шагов того, кто должен войти в кабинет.


  • фрукты: апельсины, персики;
  • бакалея: соль, мука;
  • молочные продукты: йогурт, сыр;
  • для ванной: зубная паста, гель для душа.

Самое главное – это постоянство. Все упражнения, которые вы выбрали для развития памяти нужно повторять на протяжении дня не менее 6 раз в течение 1.5-2 месяцев. При удовлетворительных результатах вы можете собой гордиться, а если желаете достичь большего – принимайтесь за тренировки снова.

Видео: Мнемотехника

Каждый человек желает обладать развитым интеллектом, для одних это возможность добиться хороших результатов в профессиональной сфере, для других — саморазвитие. Каждый преследует свои цели, но общий знаменатель у всех один, чтобы добиться хороших интеллектуальных способностей, следует немаловажную роль уделить развитию памяти.

Кратковременная и долговременная память

По сроку хранения информации память делят на:

  • кратковременную;
  • долговременную.

Последняя не может быть хорошо развита без первой. Память в целом можно сравнить с устройством хранения информации на компьютере. Кратковременную и долговременную память можно сравнить с двумя дисками. На одном помещается немного информации и за ненадобностью, она автоматически удаляется спустя сутки — это кратковременная память. Второй «диск» имеет значительно больший объем и в него перемещается информация с маленького накопителя и храниться она здесь уже годами, так можно охарактеризовать долговременную память. Соответственно они зависимы. Если информация нужная и к её использованию, человек систематически возвращается, она будет храниться, если же нет, тогда просто уничтожается как мусор, освобождая место новым данным.

Но вот, ведь незадача, часто бывает такое, что информация нужная, но мозг ее никак не может переместить на большой «диск» и сохранить там. Причиной тому является недостаточно развитая кратковременная память. Поэтому, чтобы разобраться, как развить долговременную память, изначально следует улучшить работу кратковременной.

Мнемотехника

Учёные придумали на сегодняшний лучший метод того, как улучшить кратковременную память — это мнемотехника. Методика заключается на создании образов в подсознании, позволяющих запомнить нужную информацию. Уникальность мнемотехники в том, что с её помощью можно развить внимание не только у детей, но и уже сформировавшихся взрослых личностей.

Вся поступающая в мозг информация превращается в ассоциацию. То есть в основе техники лежит образ предмета или чего-либо другого, что нужно запомнить. Например, трюк «протыкание» он довольно успешно практикуется в книгах по мнемотехнике. Суть лежит в следующем, представим вам нужно запомнить список вещей, которых нужно приобрести. Пусть это будет 8 предметов:


Как правило, из всех предметов, в среднем запоминаются 5-6, но даже если вам удалось поместить у себя в памяти все 8 вещей, скорее всего через 5 минут вы о них уже забудете. Что делает метод «протыкание»? Они рисует образы изображений, которые нужно купить, только соединяя их между собой. Например, представьте, что зубная щетка торчит в туалетной бумаге, а бритвенный станок лежит сверху неё. Или кефир пролился на стол и его нужно вытереть губкой и т.д.

Казалось бы парадоксально, но создание в своем воображении таких необычных картинок, с предметами, названия которых следует запомнить позволяет не забыть про этот список в течение нескольких дней точно. Вот собственно и весь принцип мнемотехники. Чем лучше будет развито воображение, тем легче будут приходить образы, а значит и возможность улучшить свою память, вот такая взаимосвязанная методика.

Так как мнемотехника стала настолько популярной, с каждым годом появляется все больше авторов, которые описывают эту методику в своих книгах.

«Суперпамять» Тони Бьюзен

Эту книгу можно сравнить с букварем первоклассника, только в области психологии. Без преувеличения, эта книга даёт очень важные азы в освоении мнемотехники, особенно новичкам в этом деле.

Преимущества книги гуру психологии Тони Бьюзена заключается в том, что информация подана настолько просто, в ней описаны важные вещи, но всё это так, что позволяет любому, даже совсем ничего не понимающему человеку в психологии разобрать все по полочкам. Книга содержит ряд систем по мнемотехнике, позволяющих научиться, с лёгкостью запоминать числа, стихотворения, иностранные слова и даже сны.

«Как развить суперпамять» Доминик О’Брайеном

Книга написана восьмикратным чемпионом по запоминанию! Материал, изложенный в книге, настолько увлекает и полностью поглощает внимание читателя, что невозможно оторваться. Всё дело в том, что книга состоит не только из теории и практических занятий, но и содержит массу интересных фактов о жизни автора, о его соревнованиях и победах. Доминик раскрывает секреты собственного умения запоминать огромное количество информации, делится идеями и хитростями по освоению мнемотехники, а именно, метода «путешествий», которым пользуется сам.

«Эйнштейн гуляет по луне» Джошуа Фоер

Креативная подача информации в книги, увлекает нереально. Это история простого парня Джошуа Фоера,
которому было суждено познакомиться с гуру памяти — Эдом Куком. Эта встреча перевернула всю его жизнь, после неё, Джошуа решил подготовиться к чемпионату по памяти в США и, какое же было всеобщее удивление, когда он его выиграл!

Также книга наполнена интервью со звездами мнемоники, журналистскими исследованиями и многими другими интересными фактами.

«Развитие памяти по методике спецслужб» Денис Букин

Книга, написанная нашим соотечественником, разделена на три части, каждая из которых доносит до читателя нужных блок информации:

  • первая часть описывает теорию по мнемотехники, но подана она не скучно, а довольно «вкусно», позволяя включить все свое воображение;
  • второй раздел наполнен интерактивными упражнениями по мнемотехнике, позволяющими развить не только память, но и внимание, а также мышление;
  • третий раздел является «изюминкой» книги. Это детективная история агента КГБ, рассказывающая о том, как ему удалось раскрыть свое первое дело при помощи суперспособностей феноменальной памяти.

«Феноменальная память» Станислав Матвеев

Еще один отечественный автор, практикующий мнемоник и автор курсов по развитию памяти. Свою книгу он написал достаочно лаконично, поместив в неё всю нужную информацию без излишков. Автор расписывает методики, позволяющие запоминать числа, карты, слова. В пособнике присутствуют интересные интервью с другими специалистами в этой области. Также Станислав научит вас определять, на какой день недели приходится то или иное число без использования календаря.

Каждый из этих авторов не обладал суперспособностями с рождения, их феноменальная память — это результат кропотливой работы над собой. Их истории ещё раз доказывают тот факт, что каждому даны неограниченные возможности памяти и здесь уже возникает выбор развивать их или использовать лишь малую часть от возможностей своего мозга. Мнемотехника позволяет добиться ошеломляющих результатов в области развития внимания и мышления. Не откладывайте на потом прочтение по праву великих, полезных и интересных книг и спешите удивить своих знакомых своими способностями!

Чтение укрепляет нейронные связи:

doctor

сайт

Память и воспоминания

Стремление освоить эффективный метод, который поможет в достижении более высокого уровня интеллектуального развития — весьма похвальная тенденция. Однако, чтобы процесс превратился из модного в действенный и стал этапом самосовершенствования, не помешает понять, что именно вы желаете усилить в себе.

Для выбора стратегии развития основных мыслительных процессов – внимания и памяти, важно точно поставить практическую цель. Только в этом случае любая теория становится действенным методом ее достижения. Эта статья дает ответы на вопросы о способах совершенствования механизмов запоминания. И да, наш сайт для тренировки памяти служит действенным инструментом для развития мыслительных способностей, которые легко освоит даже ребенок.

Память - это психический процесс запечатления, хранения, воспроизведения и забывания информации. Этот процесс является одним из фундаментальных для развития интеллекта человека. Важно учитывать особенности этого психического процесса для разных возрастных этапов, чтобы достичь максимального эффекта от применения обучающих методик.

По длительности сохранения различают следующие уровни памяти:

  • мгновенную;
  • кратковременную;
  • буферную (промежуточную);
  • долговременную.

Каждый этап обработки и сохранения информации в памяти отвечает за определенные области мыслительной деятельности человека. В зависимости от этого отличаются методы и задачи усовершенствования психических процессов.

  • Мгновенная память. Этот процесс, по мнению ряда психологов, имеет непосредственный характер, он неуправляем. Мгновенная память также связана с ощущением и обеспечивает цельное восприятие окружающей картины мира за минимальное время.
  • Кратковременная память. На этом этапе сохраняется информация, которая либо утрачивается, либо становится предметом интерпретации. Это уровень управляемой информации и его можно развивать с помощью повторения, символизации, его объем признают равным 7±2 единицы, хотя также есть мнение отдельных исследователей, что данный показатель надо рассматривать как 5±2 единицы.
  • Буферная память. Серединный этап, трансформация, преобразование информации в долговременную, осуществляется во сне, неуправляемая стадия.
  • Долговременная память . Не ограничена по времени и объему, но доступность ее определяется типом хранения. Произвольная форма – подвергается преобразованию, непроизвольная – сохраняется в неизменном виде. Это важнейший этап психической способности человека, который прямо связан с его социальной успешностью.

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок памяти и внимания по индивидуальной программе

Для детей превалирующей формой служит кратковременная память. Важно в этот период подобрать им развивающие методики, которые помогают формированию ассоциативного, эмоционального восприятия мира. Игры для развития воображения и логического мышления должны быть постоянным элементом их обучения. Это не должно быть ограничено стандартами школьной программы, они должны стать естественным элементом процесса воспитания детей.

Информация, получаемая извне, преобразуется под влиянием множества факторов субъективного и объективного плана в долговременную память. Последняя, трансформируясь в процессе жизни, формирует опыт человека и становится фундаментом для осознанного выбора в социальной практике, влияет на успешность человека в жизни.

Выбор методики совершенствования психических процессов зависит от возраста человека и его индивидуальных особенностей. Существуют и общие правила. Например, давать возможность развиваться и правой и левой руке в равной мере помогает гармонизировать обе сферы головного мозга, ответственные за развитие символической и логической форм мышления.

Упражнения на тренировку памяти могут стать весомым катализатором скорости психических процессов для преобразования внешней информации в багаж знания человека. Как тренировать памятьпознакомимся с самыми простыми и эффективными способами развития способностей.

Какой метод тренировки лучший для развития кратковременной памяти?

Кратковременная — это аналог оперативной компьютерной памяти. Она помогает в быстрой «утилизации» полученной информации. Цель этапа – усвоение максимального объема информации. Для этой цели эффективными приемами служат:

  • группировка объектов;
  • символизация.

Способ группировки часто используется в качестве маркетингового приема в сфере продаж и дает хороший результат. Повторяющиеся числа или последовательный ряд цифр легко воспринимается и превращается в личный багаж знания, иногда помимо желания человека. Разбивка телефонного номера на удобные цифровые группы стала нормой жизни.

Мнемотехника - прием быстрого запоминания большого объема информации, логически не связанной между собой. Метод основан на создании символов, ассоциативного ряда. В основе лежит зрительный способ эффективного восприятия окружающего мира для человека. Для метода характерно использование всех иных каналов чувств: осязания, обоняния, вкуса, звука.

Визуализация служит эффективным способом для увеличения объема восприятия информации в единицу времени. Использование презентаций, повышение наглядности материала в виде графиков, диаграмм, рисунков широко применяется в деловой практике.

Эффективные приемы овладения большим объемом информации разработаны в специальных областях: военной сфере, научных исследованиях. Методы НЛП (нейролингвистического программирования) позволяют управлять процессом запоминания на уровне подсознания.

Цель развития краткосрочной памяти – в создании фундамента для долговременной , которая решает основную задачу – формирует личный опыт человека. С помощью каких упражнений и для чего необходимо развивать эту способность?

Этот вид запоминания становится основой умений и навыков члена социума. Чем больше опыт, тем большим количеством инструментария человек владеет. Программа развития позволяет достигать высокого уровня мастерства, сохранить в актуальном состоянии интеллектуальные ресурсы организма.

Концентрированное внимание – психический процесс выделения личностно-значимых сигналов, актуальных для субъекта восприятия, служит улучшению памяти. При важности информации для человека, требуется минимальное количество усилий для её усвоения. Особую значимость это качество получает в процессе образования (любого уровня – дошкольного, школьного, высшего, профессионального, специального).

Упражнения для того, чтобы тренировать долговременную память, разрабатываются по четырем направлениям:

  • увеличение объема внимания;
  • гибкость внимания;
  • методы быстрого усвоения информации:
  • стратегии эффективного запоминания.

Объем внимания

Объем внимания можно увеличить за счет формирования навыка концентрации.

Упражнение : в течение 3-х минут сконцентрироваться на приятном объекте и постараться убрать из головы все мысли, не отвлекаясь на посторонние шумы. Это поможет научиться избавляться от «ментального шума», который мешает сосредоточиться на сложных делах.

Гибкость внимания

Развитие гибкости достигается за счет активного включения воображения и зрительных образов. Лучше всего это выполнимо в игровой форме.

Простой способ — игра «Полиморф» , которая заключается в мысленном представлении себя с подачи оппонента в определенном интерьере. Например, по заданию надо представить себя в виде одинокого дерева на поляне.

Быстрое усвоение информации

В качестве популярного метода быстрого усвоения информации служит прием рифмовки , установление ассоциативного ряда.

Каждодневная тренировка памяти и внимания для того, чтобы запоминать большой объем и сохранять гибкость мышления, будет эффективна при помощи использования в том числе традиционных способов, таких как:

  • изучение иностранных языков, их совершенствование;
  • разучивание и запоминание стихов;
  • чтение литературы, расширение личного словарного запаса;
  • использование логических игр, тренингов личностного роста;
  • разгадывание ребусов, кроссвордов;
  • игра в шахматы;
  • ведение дискуссий.

Не следует забывать тот факт, что психические процессы тесно связаны с физиологией. Поддержание организма в хорошей физической форме, сбалансированное питание в любом возрасте, обеспечение его необходимыми нутриентами и микроэлементами служит здоровой основой для полноценной деятельности мозга. Отсюда наш совет: ведите здоровый образ жизни и развивайтесь!

error: Content is protected !!