Методика скульптура воображение. Творческие задания как средство развития воображения для младших школьников. Список использованных источников

Скульптура, один из важнейших и наиболее древних видов изобразительного искусства, который служит эстетическому освоению окружающего мира. Сегодня скульптура играет большую роль в сохранении, восстановлении и развитии национально-патриотических, морально-эстетических и художественных ценностей нашего общества.

Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания. С эмоциональной и общественной сторонами человека, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.

Пластика - одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности человека с древнейших времен. Работа с глиной в разных техниках расширяет круг возможностей человека, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.

Цели обучения скульптуре

Обучение лепке фигур является многолетним трудом. Методика обучения с каждым годом подразумевает все более сложные этапы обучения, постепенно доводя до высокого уровня профессионализм ваяния. Программа обучения искусству скульптуры несёт в себе несколько целей:

1. Обучающая: - сформировать систему теоретических знаний об образах пространственно - пластического мышления, чувствах материала, чувствах формы, методики лепки «от общего к деталям»; - познакомить с понятиями художественных и конструктивных особенностей композиционного решения; - обучить основам художественного образа в скульптуре, являющейся специфической формой отражения объективной действительности; - дать основы пластической анатомии; - обучить основам изучения построения композиции и возможностей применения скульптурных материалов; - познакомить с расширенной технологией скульптурных работ; - обучить законам пропорций, закономерностей гармонии и построение силуэта.

2. Развивающая: - развить навыки работы с оборудованием и инструментами для выполнения сложных творческих задач; - развить профессиональный художественный вкус и эстетическое видение окружающего мира; - развить ассоциативное, образное мышление и фантазию; творческое мышление при выполнении высоко-художественных скульптурных произведений. - развить способность к самостоятельному анализу любого вида объемной пластики.

3. Воспитательная: - сформировать культуру общения в коллективе; - воспитать доброжелательное отношение к товарищам по студии и их работам; - воспитать чувства необходимости помогать педагогу и товарищам по учебе; - воспитать целеустремленность, усидчивость, трудолюбие в работе; - воспитать бережное отношение к общественной собственности, материалам и оборудованию в студии.

В первый год обучения происходит знакомство с предметом скульптуры, развитие художественно-пластических способностей. В конце первого года обучения студенты должны знать:

*оборудование, необходимое для художественной лепки;

*основные приемы лепки;

*отличительные признаки видов скульптуры;

*первоначальные сведения о художественно-выразительных средствах в скульптуре (композиция, пластика, движение, объем и т.д.)

*понятие о построении объемного предмета в пространстве;

*с построением подставки (плинта) и ее назначением;

*принцип построения орнамента;

*понятие о пластической и композиционной связи 2-х фигур;

* технику безопасности;

*Пользоваться пластичным материалом (глина, пластилин);

*Пользоваться стеком;

*Организовать рабочее место;

*Передавать объемную форму;

*Передавать смысловое содержание образа;

*Находить композиционное решение в эскизе и переносить его на плинт;

*Размещать предметы в пространстве;

*Находить способ оригинального исполнения задуманного.

Во второй год обучения, идет изучение последовательности работы над скульптурной композицией включает в себя подготовительный этап (ознакомление с темой будущей композиции, осмысление цели и задач выполнения скульптурной работы, раскрытие смыслового содержания задания, постановка учебно-художественных и творческих задач, просмотр и обсуждение работ из методического фонда), этап практической работы (выполнение композиционно-творческих эскизов, поиск пластичного сюжетно - тематического, творческого решения работы, лепка формы и закладка основополагающих элементов пластического выражения изобразительного объекта), этап работы в материале (пролепка, проработка формы, поиск пластических, объемно - конструктивных отношений, передача характера и особенности натуры). В завершающий этап работы входит обобщение, подчинение деталей общей форме. Так же осваивается метод образных ассоциаций, «вживание» в образ. Происходит знакомство с пропорциями человека. К концу второго года обучения студенты должны знать:

*Все этапы последовательности работы над скульптурной композицией; *Правила составления несложного натюрморта;

*Законы построения рельефа;

*Особенности симметричной и ассиметричной композиции в скульптуре;

*Простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя;

*Передавать характер, пропорций предметов с учетом их масштабных соотношений;

*Использовать в работе над скульптурной композицией средства художественной выразительности, такие, как метафора, гротеск, аллегория;

*Практически изучать растительные формы, выполняя в пластической технике;

*Приобретать навыки в изображении растительных мотивов в рельефе;

*Передавать характерные позы конкретной породы животных;

*Отображать живое восприятие натуры.

В течение третьего год обучения студенты включаются в более глубокое осмысление последовательности решения художественно-плоскостных и творческих задач. Воплощение задуманного происходит в соответствии с заданным эмоционально - смысловым содержанием постановки и возможностями её скульптурного решения. Данный этап характеризуется развитием художественно-пластических умений, владение техническими навыками, приемами использования, идентификации побуждений учащихся к поисковой и творческой деятельности, самостоятельности в композиционно-пластическом решении и выборе средств выразительности образа. При работе над композицией ведущей становится целевая установка на художественно - пластическое решение задания.

К концу третьего года ученики должны: Знать:

*Закономерности конструктивного строения изображаемых предметов;

*Анатомические особенности головы человека и отдельными частями лица;

*Выявлять общий характер данной части лица, его пропорции;

*Передавать эмоциональный настрой животного;

*Самостоятельно выполнять различные творческие работы по скульптуре.

На четвертом году обучения происходит совершенствование Художественно - пластических способностей, осмысление своих возможностей, поиск собственного стиля в работе, формирование художественно-пластических способностей в процессе работы с натуры.

В конце четвертого года обучения, обучающиеся должны знать:

*построение сложной многофигурной композиции;

* отбор деталей, передачу движения, фактуры, психологическое состояние действующих лиц;

* компоновку круглой скульптуры и рельефа, равновесие объема в пространстве;

* построение перспективы в рельефе;

* наглядную анатомию и механизм движения человека и животных.

* прорабатывать сложную многофигурную композицию;

* работать над эскизами;

* прорабатывать темы композиции, отбирать детали, передавать движения, фактуру, психологическое состояние действующих лиц;

* изготавливать каркас для многофигурной композиции;

* компоновать круглую скульптуру и рельеф, равновесие объема в пространстве;

* строить перспективу в рельефе.

Скульптура

Обучение скульптуре через систему последовательных заданий, основанных на работе с натуры; изучение конструкции и пластики человека, изучение, имеющее целью через овладение конструктивно-пластическим языком разрешать задачи создания художественного образа; освоение различных форм скульптуры (круглая скульптура, рельеф, контррельеф и др.); станковая, монументальная, монументально-декоративная скульптура.

Композиция

Общий курс и скульптурно-архитектурная композиция. Теория композиции; композиционные возможности изобразительных средств скульптуры; синтез скульптуры и архитектуры; изучение классических композиционных решений; последовательная работа над скульптурной композицией (от заданного или выбранного сюжета, пластической темы, через сбор подготовительного материала и композиционный поиск к итоговой композиционной форме).

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс
Предмет: «Скульптура».
Цели:
Образовательные: углубление представление уч-ся о предмете изучения – «Скульптуре», ознакомление с основными понятиями (терминами) предмета и способами работы.
Развивающие: накопление знаний и умений по пластическому строю, понимание красоты пластической формы, развитие творческого воображения, наблюдательности, развитие творческой инициативы и интереса к изучаемому предмету.

Задачи:
Образовательные: создание художественных образов с дальнейшим выполнением в материале, установление межпредметной связи: рисунок-скульптура и их соподчинение.
Развивающие: развитие способности видеть и чувствовать форму изображаемого, развитие глазомера, пропорций предметов, способности видеть пространственные отношения, научить различать, сравнивать и видеть пластическое единство частей и всего целого.

Методика проведения анализа датских работ.
1. Композиционно-пространственное решение изображения:
— совмещение планового изображения с фронтальным;
— наличие в композиции горизонта, многоплановости, элементов перспективного построения, развернуто-планового построения композиции;
— с высоким рельефом;
— с низким рельефом;
— выделение главного: цельность композиции, соподчинение второстепенного – главному, закон ритма.

2. Объемно – пространственное построение:
— проволочное;
— элементы загораживания;
— попытка объемной трактовки формы;
— перспективное изображение (центральная перспектива, с двумя точками схода, обратная)
— конструктивное построение;
— пластика формы;
— фактура изображаемой формы;
— «обрубовка» формы;
— плановость;
— связь формы с фронтальной поверхностью.

3. Творческое владение техническими навыками работы с художественными материалами:
— линия в рисунке: проволочная, сложная нащупывающая, штриховая;
— аккуратность в работе;
— четкость изображаемой формы;
— ведение работы от обобщенного целого к частному;
— от частного к целому;
— деталировка формы;
— выделение главного (форма, размер, фактура, степень проработки)

4. Художественная обработка решения композиции:
— реалистичное решение;
— декоративное решение;
— образное решение;
— разнообразие художественных образов;
— детализация отдельных образов;
— цельность композиции;
— центральное размещение ведущего (главного) элемента композиции;
— оригинальность;
— пластика форм;
— движение и статика в композиции;
— развернутость действия во времени.

5. Процесс изобразительной деятельности:
— первоначальный замысел;
— развитие и реализация замысла в процессе изобразительной деятельности;
— новые поправки;
— соподчинение графического замысла с техническими возможностями материала;
— упрощение, стилизация форм.
Краткое содержание план занятий по передаче объема и пластики в рельефном изображении из глины.
УРОК 1-2.
Тема урока: Лепка гипсового орнамента с натуры. Первые сведения о рельефе.


Вид занятия: Рисование и лепка с натуры
Цели занятия:
Образовательные: познакомить с особенностями строения (рисования) растительных форм (на примере листа0, дать первоначальные навыки лепки рельефа, особенности его объемной формы и размещения в пространстве
Развивающие: выработать тонкость восприятия формы изображаемого, развить и выработать умение на глаз определять расположение форм в пространстве.
Задачи занятия:
Образовательные: зарисовка сложной формы листа, лепка гипсового орнамента с натуры в материале (глине).
Развивающие: научить различать, сравнивать, видеть подробности и вместе с тем, целое пластического формы в рисунке листа и при работе в материале над гипсовым растительным орнаментом.

УРОК 3-4
Тема урока: Лепка натюрморта из геометрических фигур в рельефе. Композиция по представлению в рельефе на тему: « Сказочный город ».
Вид занятия: Рисование и лепка на тему и с натуры
Цели занятия:
Образовательные: познакомить с особенностями рисования города (улицы и т.д.) с натуры, дать сведения об особенностях лепки натюрморта из геометрических тел в рельефной плоскости, сообщить сведения по композиции в рельефе.
Развивающие: накопление знаний пластического строя и понимания красоты пластической формы.
Задачи занятия:
Образовательные: стилизация рисунка города на основе реалистичных зарисовок, создание художественного образа сказочного города для выполнения в материале.
Развивающие: развить способность чувствовать и видеть форму в объеме, развитие глазомера, пропорций предметов, способность видеть пространственные отношения.

УПРАЖНЕНИЕ В МАТЕРИАЛЕ: ЛЕПКА ГРУППЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ В РЕЛЬЕФЕ



УПРАЖНЕНИЕ: ЗАРИСОВКА ВИДОВ ГОРОДА.



ВАРИАНТЫ ЭЛЕМЕНТОВ ДЕКОРА ДЛЯ КОМПОЗИЦИИ:


САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ: СОЗДАТЬ ОБРАЗ СКАЗОЧНОГО ГОРОДА НА ОСНОВЕ НАТУРНЫХ ЗАРИСОВОК.


УРОК 5-6
Тема урока: Изображение драпировки в рельефе. Композиция в рельефе с драпировкой на тему: «Времена года».
Вид занятия: Рисование и лепка на тему по представлению и с натуры
Цели занятия:
Образовательные: познакомить с особенностями рисования драпировки с натуры, дать сведения о выполнении задания в материале.
Развивающие: накопление знаний пластического строя и понимания пластики формы.
Задачи занятия:
Образовательные: создание художественного образа на основе воображения: «Драпировка — как живая форма природы» .
Развивающие: развить способность чувствовать и видеть форму в объеме, рельефе, соразмерность и соподчинение предметов, стилевое единство.

ПОСТРОЕНИЕ КУБА В ПЕРСПЕКТИВЕ.


УПРАЖНЕНИЕ: ДРАПИРОВКА НА СТУЛЕ (ЗАРИСОВКА)


САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ: ДРАПИРОВКА КАК «ЖИВАЯ» МАТЕРИЯ


ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: КОМПОЗИЦИЯ В РЕЛЬЕФЕ С ДРАПИРОВКОЙ. ЭСКИЗЫ

Страница 3

К традиционным формам работы с родителями относятся:

родительские собрания;

общеклассные и общешкольные конференции;

дни открытых дверей;

индивидуальные консультации педагога;

посещения на дому.

Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание.

Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.

Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях идет анализ учебных достижений учащихся, их возможностей, степени продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание - это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивациям. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.

Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

Родительские собрания с участием детей обеспечивают стопроцентную посещаемость собраний. Какому родителю не хочется посмотреть на выступление своего ребенка. Дети в форме инсценирования, суда, ринга, поднимают какую-либо проблему, которую необходимо решить в ходе собрания. Нужно ли говорить, что такие собрания вызывают живейший интерес и у родителей, и у детей.

Рассмотрим такие формы работы с детьми как родительский лекторий, вечер вопросов и ответов, диспут – размышления о проблемах воспитания, взаимодействие с родительским комитетом, университет педагогических знаний.

Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей. Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: "Возрастные особенности младших подростков", "Что такое самовоспитание? ", "Ребенок и природа" и т.д.


Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина.

Фантазия ребенка оценивается от 0 до 10 баллов.

0-1 балл ставится ребенку в том случае, если за отведенное на выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.

2-3 балла ребенок получает тогда, когда он придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, например шарик, кубик, палочку, кольцо и т.п.

4-5 баллов ребенок зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех.

6-7 баллов ребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.

8-9 баллов ребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная.

10 баллов по этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом.

Комментарии к методике психодиагностики воображения. Способы оценивания развитости воображения ребенка младшего школьного возраста через его рассказы, рисунки, поделки выбраны не случайно. Данный выбор соответствует трем основным видам мышления, имеющимся у ребенка этого возраста: наглядно-действенному, наглядно-образному и словесно-логическому. Фантазия ребенка наиболее полно проявляется как раз в соответствующих видах творческой деятельности.

Выводы об уровне развития

Оценка в 10 баллов свидетельствует о наличии у ребенка задатков к тому виду деятельности, для которого существенно развитие соответствующего вида воображения. Такой ребенок, безусловно, готов к обучению в школе по тестируемому признаку.

Оценка, находящаяся в пределах от 8 до 9 баллов, говорит о том, что ребенок достаточно готов к обучению в школе.

Оценка в интервале от 6 до 7 баллов является признаком того, что в целом данный ребенок удовлетворительно подготовлен к обучению в школе.

Оценка в 4-5 баллов говорит о том, что готовность ребенка к обучению в школе является недостаточной.

Оценка, равная 3 и меньше баллам, чаще всего выступает в качестве признака неподготовленности ребенка к обучению в начальной школе.

error: Content is protected !!