Проект "лэпбук" предназначен для совместной деятельности воспитателя с детьми. Мастер-класс «Изготовление лэпбука Лэпбук один а темы менять

Создание лэпбука в ходе проектной деятельности

Фомичева Наталия Альбертовна, воспитатель, МДОУ детский сад №30 "Теремок", город Рыбинск Ярославской области.
Описание: Данная публикация будет полезна педагогам дошкольного, школьного и дополнительного образования. Публикация содержит подробную карту проекта и план его реализации
Цель: Оформление теоретической части проектной деятельности в дошкольном учреждении
Задачи:
- Помочь педагогам систематизировать информацию по проекту
- Дать конкретный пример оформления реализованного проекта

Совсем недавно в современной педагогике появилось новое средство обучения – лэпбук. Это тематическая папка, содержащая множество кармашков, окошечек, миниатюрных книжечек. Она может вместить огромное количество материала, а именно: карточек, иллюстраций, схем, дидактических игр, художественного слова. Ребенок (или группа детей), взяв в руки такую папку, выполняет задания, рассматривает картинки, разбирает схемы, тем самым в лёгкой и непринужденной форме закрепляет и расширяет свои знания по определенной теме.
Идея создания серии лэпбуков о природе стала основой реализованного нами проекта.

Карта проекта «Лэпбук – ребятам друг!»

Автор проекта:
Фомичева Наталия Альбертовна
Место реализации:
Детский сад №30 «Теремок», город Рыбинск
Тема проекта:
«Создание лэпбука – вид совместной деятельности взрослых и детей»
Творческое название:
«Лэпбук – ребятам друг!»
Типология проекта:
Творческий, практико-ориентированный, групповой
Участники проекта:
Воспитатели, дети и их родители
Продолжительность:
Среднесрочный март-апрель 2016 года
Предметная область:
Ребенок и природа
Цели:
В ходе проектной деятельности были определены цели для работы с детьми:
Образовательные цели:
Расширение знаний о природе
Развивающие цели:
Развитие познавательной активности, наблюдательности, творческого мышления
Воспитательные цели:
Воспитание интереса к объектам природы, формирование самостоятельности в самообучении
Кроме того, были выделены цели
для родителей:
Повышение компетентности по данной теме, укрепление детско-родительских отношений в ходе исследования и создания интерактивной папки, самореализация.
для педагогов:
Организация эффективного сотрудничества с семьями воспитанников, координация деятельности участников проекта на всех этапах, обеспечение постоянного контроля за ходом и сроками реализации проекта, презентация материальных результатов, внедрение новых методов в работу с детьми, обогащение предметно-развивающей среды серией лэпбуков о природе, распространение педагогического опыта.
Основополагающий вопрос:
Как сделать полезный материал интересным?
Проблемный вопрос:
Зачем нужен лэпбук?
Частные вопросы:
1. Что такое лэпбук?
2. Как изготовить лэпбук?
3. Как использовать лэпбук?
Гипотеза:
Лэпбук – новое средство обучения.

План реализации проекта «Лэпбук – ребятам друг!»

Этапы проекта:
1. Интригующее начало, обозначение проблемы «А знаете ли Вы, что такое лэпбук?»
2. Определение педагогами конечной цели проекта: создание серии лэпбуков о природе.
3. Распределение тематики лэпбуков для каждой семьи индивидуально, чтобы темы не повторялись: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», «Лиственные деревья», «Хвойные деревья», «Зимующие птицы», «Перелётные птицы», «Рыбы», «Животные Севера», «Животные жарких стран», «Домашние животные», «Животные наших лесов», «Овощи», «Фрукты», «Цветы», «Ягоды», «Времена года» и другие.
4. Сбор информации семьями воспитанников
5. Проведение педагогами консультаций для родителей («Что такое лэпбук?», «Работа с лэпбуком в ДОУ», «С чего начать при создании лэпбука?»)
6. Систематизация и анализ полученных сведений
7. Обсуждение вариантов оформления и способов создания лэпбука
8. Совместное движение взрослых и детей к результату
9. Обсуждение и просмотр результатов творческих семейных работ.
10. Видеоотчёт для родителей «Лэпбук – устами младенца!»
11. Награждение участников проекта

Выводы:
Реализация данного проекта сблизила всех участников.
У детей расширился кругозор, совершенствовалась мыслительная деятельность.
Принес педагогам пополнение предметно-развивающей среды
в виде серии эксклюзивных интерактивных папок о природе.
В результате реализации проекта подтвердилась гипотеза, что лэпбук – это отличный способ получения, расширения и закрепления знаний по определенной теме.

Сам процесс исследования и результат проекта доставил детям радость, родителям – удовлетворение. При создании лэпбуков семьи проявили креатив, фантазию, заинтересованность. Творчески подошли даже к названиям своих папок о природе. Для оформления использовали свои художественные навыки, компьютерную графику, яркие иллюстративные материалы, декоративные элементы. Каждый лэпбук – по своему уникален. Наполняемость папок – огромное количество дидактических игр, загадок, стихов, раскрасок, картинок, фотографий. Всё по одной теме.
Представляю их Вашему вниманию.











Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

« Лэпбук »

Что такое лэпбук Лэпбук или как его еще называют тематическая или интерактивная папка - это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями.

Зачем нужен лэпбук Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал Это отличный способ для повторения пройденного Поможет закрепить и систематизировать изученный материал Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию

Из чего состоит лэпбук Лэпбук состоит из папки формата А3, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией. Что вам понадобится: распечатанные шаблоны лэпбука лист плотной бумаги формата А3 или 2 листа А4 ножницы клей-карандаш цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки скотч безграничная фантазия.

Тема для лэпбука Тема для папки может быть совершенно любой, как и ее сложность. Но лучше всего получаются лепбуки на какие-то частные, а не на общие темы.

План Лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.

Макет Надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. И все это разместить на разных элементах.

Элементы Кармашки

Конверты

Вращающиеся круги

Книжечки

Книжки-гармошки

Блокноты

Бумага, сложенная в несколько раз

Создание шаблона Теперь надо в соответствии с макетом сделать шаблон папки в натуральную величину. Можно сделать шаблоны на компьютере – там легче чертить. . Но если вы не владеете никакими компьютерными технологиями, можно нарисовать чертеж от руки.

Что нужно, чтобы сделать лэпбук Для создания лэпбука вам понадобятся такие материалы: картонная папка-основа (ее можно купить готовую, а можно сделать своими руками) обычная бумага цветная бумага для принтера ножницы клеевой карандаш степлер цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки скотч.

Лэпбук «Осень»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по созданию лэпбуков с детьми. Лэпбук "Весенняя копилка"

Актуальность использования лэпбуков, как современного средства обучения, продиктована требованиями ФГОС ДО к образовательному процессу. Лэпбук, представляющий собой интегративную тематическую пап...

Метод проектов в ДОУ. Руководитель: Лазарева С.А., старший воспиатель.Консультация для педагогов и родителей: "Что такое лэпбук?" Автор: Переверзева А.С., воспитатель. Паспорт лэпбука "Сибирские сказки"

Современная педагогика предлагает перенести акценты с пассивной модели обучения (ребенок выступает в роли «объекта» обучения, то есть слушает и смотрит) на активную (ребенок выступ...

Мастер-класс для педагогов «Лэпбук как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Изготовление лэпбука «Железная дорога»

Цель мастер-класса: внедрение новой формы организации образовательной деятельности с детьми и взаимодействия с родителями – изготовление лэпбука. Формирование практических навыков - создание лэпбука «...

Сегодня мы поговорим о том, как сделать лэбпук своими руками и почему это так важно. Также я поделюсь с вами своим планнером, который всегда использую, когда делаю лэпбуки и расскажу по шагам, что нужно делать.

Сделав однажды лэпбук самостоятельно по шаблону, дети, как правило, вдохновляются и хотят сделай еще один. Но на свою тему.

И это хорошо. Это значит, что все идет правильно. Это значит, что вы заинтересовали ребенка лэпбукингом. Полдела сделано. Теперь начинается самое главное…

Нужно научиться создавать лэпбуки на любимую тему ребенка. Когда дети чем-то увлечены — они с удовольствием это делают! И, в этом случае, они могут выучить абсолютно всё что угодно.

Критически важно делать лэпбуки, которые будут интересны именно ребенку. Ребенку, а не вам! Это основной принцип. Если, конечно, вы хотите не просто поиграть, а использовать лэпбукинг для его непосредственной цели — для обучения.

Лэпбук — простой и очень интересный способ познания: детям нравятся эти мини-книжечки, кармашки, окошечки, куда можно заглянуть, потрогать, подвигать элементы…

По сути лэпбук создает пространства для интерактива. Но необходимо помнить, что он не создает сам интерактив — он создает пространство! Если пространство не будет интересно ребенку, интерактива не случится. Это очевидно.

Тема лэпбуков в России пока еще не очень популярна и часто непросто найти лэпбук на тему, нужную именно вам. Поэтому, очень полезно уметь делать лэпбуки своими руками.

Если, ребенку нравится тема динозавров, то обязательно нужно сделать лэпбук на эту тему, а не просто, что в голову придет. Это основное правило обучения, с помощью лэпбукинга.

Основная проблема с которой сталкиваются родители при создании лэпбуков — это страх!

Страх, что у них не получится… Страх, что лэпбук — это что-то очень и очень сложное…

На самом деле, если вы будете придерживаться плана, то лэпбук, можно сделать даже за один день. Как говорится, «глаза боятся, а руки делают!».

Я поделюсь с вами своим планом, который разработала еще когда училась лэбпукингу в США, специально, для создания лэпбука своими руками. Если вы будете делать лэпбуки по этому плану, вы увидите, что в этом нет ничего трудного.

Итак, план…

  1. Тема.

В самом начале работы необходимо определиться с темой будущего лэпбука и придумать ему название.

Причём, тема и название — могут отличаться!

Например, если вы хотите изучить тему «дом», то название лучше выбрать какое-то интригующее. Скажем, «волшебный дом для принцессы!» или что-то в этом роде. Таким образом мы сможем сразу вызвать интерес ребенка и привлечь его внимание.

Напомню еще раз: крайне важно, чтобы тема вашего лэпбука была интересна тому, для кого вы его делаете!

Любой родитель всегда знает, что интересует его ребенка. А преподаватели и воспитатели могут провести опрос среди детей. Подробнее узнать о том, как правильно выбрать тему, вы можете в статье «Темы для лэпбука».

Помните: неверно выбранная тема может напрочь отбить желание у ребенка делать лэпбук.

  1. Подтемы.

На следующем шаге необходимо выписать все подтемы, которые вы хотели бы включить в лэпбук.

Давайте разберем на примере.

Допустим, вы хотите создать лэпбук на тему «ферма». Какие подтемы туда можно включить?

Животные на ферме, их детеныши, растения в огороде, ягоды, фрукты, овощи и так далее.

Обязательно учитывайте пол ребенка. Скажем, для мальчика будет хорошо рассмотреть транспорт: трактор, комбайн и тому подобное…

Вам нужно провести мозговой штурм: сесть и выписать на листочек все подтемы, которые могут касаться рассматриваемой темы.

  1. Источники, касающиеся подтем.

Это могут быть песни, книги, стихи, сказки, мультики, словом, абсолютно все, что угодно. Все что касается материала вашего будущего лэпбука.

Также будет хорошо использовать настольные игры: более подробно об этом, вы можете прочитать в статье «Настольные игры для лэпбука».

Очень хорошо использовать видео ролики. Будет полезно создать папочку на компьютере и собирать весь материал там.

Если есть возможность, можно сходить с ребёнком в библиотеку и выбрать книжки по изученным темам.

  1. Обложка.

Обложка может быть разных видов: обычная, двойная, фигурная… Обязательно нужно определиться, как будет выглядеть обложка лэпбука — это сильно поможет.

Бывает, что вы начинаете с обычной обложки, а в процессе творения добавляете все новые и новые элементы. И постепенно, шаг за шагом, обложка разрастается и увеличивается.

Более подробно тему обложки мы рассматриваем в статье «Обложки для лэпбука».

  1. Шаблоны для лэпбука.

Вы можете использовать для лэпбука уже готовые шаблоны. Можете создавать их своими руками. Можете брать пустые шаблоны и вписывать то, что вам нужно.

Если вы создаете лэпбук вместе с ребенком, то шаблон лучше подготовить заранее и выложить на столе, чтобы видеть, и использовать по мере необходимости.

Как сделать шаблоны для лэпбука самостоятельно, вы можете посмотреть на нашем YouTube канале.

  1. Картинки.

Вам нужно подобрать картинки – это очень важная часть!

Лэпбуки, в основном, состоят из картинок: там очень мало слов и мало текста. Но картинок там очень много 🙂

Именно картинки и привлекают детей; визуализация того материала, который необходимо выучить.

В учебниках много теории, они некрасивые и не способствуют образному мышлению, которое так развито у детей. В них много текста, который выглядит скучно и неинтересно. Поэтому детей учебники не вдохновляют. И, как раз поэтому, их вдохновляют лэпбуки — в них много картинок.

Помните: картинки — это очень важно!

Вы можете скачивать их в интернете, можете нарисовать своими руками, можете воспользоваться трафаретами…

  1. Заполнение шаблонов.

Теперь нам осталось заполнить шаблоны.

То есть, мы берем картинки — вклеиваем их в шаблоны. Берем материал — вставляем его в готовый уже шаблон.

После этого остается только, всего лишь, поставить сам шаблон в обложку — и мы получаем готовый лэпбук.

Вот так все просто, на самом-то деле 🙂

Надеюсь, после этого пошагового плана,лэпбукинг перестал вас пугать и теперь вы сделаете лэпбук своими руками для вашего ребенка.

Ну и напоследок: вам в помощь я разработала планнер, который поможет вам делать ваши будущие шедевры. Вы можете скачать его по ссылке ниже.

Не забудьте посмотреть видеоинструкцию, по его заполнению 🙂

Успехов в лэпбукинге!

© Искренне ваша, Анастасия Рыкова

Лэпбук — уникальный вид дидактического пособия с помощью которого можно знакомить малыша с новой темой, а можно закреплять пройденный материал или даже делать лэпбук по результатам наблюдений и исследований самого ребенка. Эта уникальная интерактивная папка интересна и малышам, и подросшим деткам, ведь в ней так много кармашков, мини книжек, ярких картинок и клапанов. И за всем этим разнообразием скрывается не только познавательная информация, но и множества заданий, так любимых детьми. Участницы сделали для своих детей лэпбуки о животных. Множество идей по оформлению, разнообразию заданий и манере исполнения не оставят вас равнодушным и вдохновят на создание такой же интересной папки для вашего малыша.

Представляем наш лэпбук. Посвящен он . Когда я попросила детей (Ваня 4г.10 м. и Настя 3г.4 м.) назвать свое самое любимое животное, Ваня мне ответил: «А мне все нравятся!» И я задумалась, а ведь и правда каждое животное обладает какими-то своими особенностями, они все очень интересны. Поэтому я остановилась на такой неприглядной с виду, но очень занимательной лягушке.

Взяла 2 листа цветного картона формата А4, один лист разрезала пополам по длинной стороне. На скотч приклеила получившиеся » створки» к целому листу картона. Вот что у нас получилось.

На фасаде лэпбука — загадки про лягушку. Открываем, а внутри отгадка — лягушка в прыжке с разбором частей тела. Далее жизненный цикл. Т.к. классификацию по классам ранее не давала, то здесь сделала на нее упор, на левой стороне ищем к какому классу принадлежит лягушка, немного об амфибиях, на правой о видах, игра — пазл. Картинки сканировала из книг и распечатывала в необходимом формате.
Екатерина Аднодворцева, г. Москва.

Завершилась еще одна увлекательная неделя экспедиции. Для закрепления полученных знаний о животных, сделала лэпбук «Дикие животные». Для изготовления лепбука пошли в ход старые раскраски. В них есть образцы — цветные картинки, вот их и вырезала (все жалко было выкинуть, и вот они пригодились), их оказалось большое множество. К моей радости здесь оказались и морские животные, и птицы, и лесные животные, и животные Африки.

Благодаря этой папке можно узнать кто где живёт, потренировать руку в раскраске, узнать какой след оставляют разные животные… Помимо этого, рассматривая картинки можно рассказать как зовут его детеныша, в какой сказке встречается. Я довольна проделанной работой и девочки мои тоже.

Резида Байбулатова и дети Анегина 5 лет и Диана 4 года, г. Оренбург.

Сделали мы с Даниэлем лэпбук «Белый медведь». Это наш первый опыт. Выбрали материал, картинки, я напечатала все это и еще 9 заголовков:

  1. Внешний вид;
  2. Где живет;
  3. Жилище;
  4. Детёныши;
  5. Интересные факты;
  6. Питание;
  7. Охрана;
  8. Фотографии;
  9. Стихи, сказки, рассказы.

Сделали мы все книжечками, вырезал, клеил Даниэль. Дане очень понравилась эта работа и мне тоже.
Очень хорошее приобретение опыта для ребенка.

Бабушка Людмила Шаталова и Даниэль 5 лет 4 мес., Израиль.

Сама идея показалась мне очень интересной, поскольку включает в себя сразу несколько игр и простор для фантазии огромный. В закромах у меня есть куча идей занятий про животных, но каждая сама по себе требует время для воплощения, а здесь возникла возможность совместить их в одном лэпбук. Мне это очень понравилась. Итак, в нашем лэпбуке есть игры:

  • животное и его детеныши (нужно найти детеныша, а еще можно провести пальчиком от животного к его детенышу);
  • кто где живет (карточки с животными и две карты с лесом и зоопарком, нужно распределить кто где живет);
  • теневое лото (нужно найти тень животного);
  • половинки животных (нужно подобрать вторую половинку);
  • следы (сверху на карточке нарисованы следы, открывая разрезанную карточку можно увидеть кому принадлежит след);
  • загадки о животных (прочитав/отгадав загадку можно открыть и посмотреть о ком речь).

Очень интересная форма и для дома, и для дороги (раньше считала, что лэпбук это что-то сложное и на более старший возраст. Сейчас мое мнение изменилось, есть еще идеи, думаю что их тоже воплощу и добавлю к нашему лэпбуку.

Хочу еще сказать, что дочка была в восторге от данной игры, говорила давай играть еще и еще.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Голованова Татьяна и дочка Арина 2,3 г., Московская область.

Наш лэпбук решено было сделать о . Животное это необычное и вызывает интерес не только у старшего сына, но и у младшего. Для начала была выбрана крепкая основа — картон. Ее мы обклеили белой бумагой.

Затем вырезали различные заготовки из бумаги, заголовок, картинки и предварительно разместили их на основе. А потом пошла кипучая деятельность по приклеиванию и раскрашиванию, оформлению подписей. Таким образом, у нас получилась мини-книжка с полезной информацией о жирафах, интересными заданиями, загадками. Идея мне понравилась, с удовольствием буду применять ее и в дальнейшем.

Малолеткова Лидия и сын Владик 6 лет.

Темой для своего первого Лэпбука я выбрала тему «Птицы» (наверное, она все-таки очень обширная для одной папки, но это стало понятно лишь в процессе работы).

Начала я работу с поиска материалов, которые в конце концов сформировались в следующие элементы:

  1. Строение птицы: фотография скелета птицы стала и кармашком, куда поместились мини-плакаты с внешним видом птицы, и перьев;
  2. Птичий двор: мини книжечка с домиками-птичниками, в которые можно расселять семейства домашних птиц (карточки птиц взяты из игры «Не только кошкин дом» и располагаются в кармане на последней страничке вкладки);
  3. Задачки: конверт с распечатками разнообразных заданий на птичью тематику;
  4. У воды: карточки с изображениями птиц, чья жизнь связана с водой (на обороте ребенок может сделать небольшие заметки);
  5. Птичьи домики: плакатик с картинками различных видов жилищ птиц, на обороте также есть место для заметок ребенка;
  6. Стихи, загадки, скороговорки: книжка-гармошка четверостиший на птичью тематику. Написаны печатными крупными буквами для самостоятельного чтения ребенком;
  7. , страусы и Ко: 2 мини-книжки с интересными фактами о пингвинах и крупных нелетающих птицах. Также предлагаются странички с поделками соответствующей тематики;
  8. Картины с изображением птиц (Китайская живопись).

Лэпбук — эксклюзивное изобретение родом из США. Задумка данного предмета чрезвычайно интересная. Суть состоит в том, чтобы обучать детей с помощью разнообразных картинок и рисунков. Довольно просто сделать Лэпбук своими руками, шаблоны скачать бесплатно можно по ссылке в конце данной статьи.

А для начала предлагаю разобраться подробнее, что это за изобретение, как его лучше создавать.

Разновидность и цель Лэпбука

Чтобы наш малыш познавал мир придумано различное множество вещей: книги, игрушки, приложения на планшетах и смартфонах, компьютерные программы. Также для этих целей многие люди делают видео-ролики на YouTube, где рассказывают детям о разных предметах и обучают их арифметике, правописанию и иными способами подготавливают детей к детскому саду, а затем и к младшим классам школы. Можно смотреть ролики, покупать дорогостоящие игры и приложения, а можно и сделать обучающий предмет своими руками! Сегодня речь пойдёт как раз о втором варианте для усидчивых и трудолюбивых.

Лэпбук представляет собой папку, созданную из картона, внутри которой разных размеров кармашки. В них можно вкладывать фотографии, наглядные рисунки и аппликации. Такая подача поможет провести занятие с ребёнком в наглядной понятной форме, и вызвать детский интерес.

Лэпбук может быть узко направленным, специализированным на какой-то науке, к примеру, по экологии, по математике, по развитию речи, УМК, ПДД. Цель Лэпбука состоит в том, чтобы малыш выучил что-то новое, поэтому лэпбук для младшей группы и раннего возраста может быть создан по сказам, диким животным или насекомым. Также популярны варианты Моя семья,Мой город, Лэпбук по безопасности, музыке, овощам — для детей 4 лет, малышам и подготовительной группы.

Примеры Лэпбуков

Итак, Вы приготовили все материалы, проявили всю свою фантазию касаемо картинок, цифр, и смело можете приступать к изготовлению лэпбука, который довольно просто сделать своими руками, отталкиваясь от наших примеров, доступных для скачивания по ссылке ниже.

Пример плана Лэпбук-папки к первому сентябрю: в ней нам нужно познакомить малыша с названиями школьных предметов; провести с помощью картинок беседу о правилах поведения; рассказать, как правильно собирать портфель; немного полезных пословиц (исключительно для развития лексикона); и самое главное — рассказать о пути в школу и обратно домой, если ребенок будет ходить без родителей.

В целом Лэпбук можно разделить на несколько разновидностей:

  1. Праздничные.
  2. Для учёбы.
  3. Предназначенные рассказать с помощью картинок краткую автобиографию ребёнка.
  4. Сделать оригинальный подарок (кстати, музыкальное сопровождение будет огромным плюсом).

Формы и внешний вид

Если говорить о форме Лэпбук, Ваша креативность сыграет немалую роль: в итоге может получиться простая книжка с оригинальной идеей, папки разных геометрических фигур и много других форм. Создавая Лэпбук папки, Вы приучаете своего малыша к усидчивости, у него развивается воображение и ребёнок привыкает к аккуратности.

С помощью данной игры ребёнок выучит азбуку, цифры, географическое расположение стран, у него будет развиваться логическое мышление, и в скором времени Вы увидите заинтересованность к познанию нового. Думайте, творите, проявляйте свою фантазию и создавайте шедевры для развития Вашего ребёнка. Поверьте, Вы заинтересуете своего малыша и в будущем будете делать Лэпбук папки вместе. Факт совместного творчества будет ещё более полезен детям.

error: Content is protected !!