Комплексно – тематическое планирование в средней группе. Тема: «Мы друзья зимующих птиц». Календарный план Анна (понедельник) Совместная деятельность взрослого и детей с учётом

Перспективно – тематическое планирование по теме проекта

«Воздух - невидимка» (декабрь - февраль)

Описание

работы

Материал и оборудование

Декабрь

Игровое упражнение «Почувствуй воздух»

Дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуете?

Лист бумаги

«Имеет ли воздух свой запах».

Дидактическая игра «Узнай по запаху» Детям предлагается с закрытыми глазами отгадать запах (апельсин, духи, ванилин, чеснок)

Тарелочка с апельсином, чесноком, ванилью, ароматизированные салфетки, духи

2 неделя

«Можно ли взвесить воздух».

Дети кладут на весы надутый шарик, пустой шарик. Какой тяжелее? (Надутый) Почему?

Два воздушных шарика (надутый и нет), чашечные весы

«Воздух имеет вес».

Возьмём палку длиной 60 см. На её середине закрепляем верёвку. К обеим сторонам палки привязываем одинаково надутые воздушные шарики. Подвесьте палку за верёвку в горизонтальном положении. Проткнуть один шарик, затем второй. Сделать выводы.

Два воздушных шарика, палка длиной 60 см, верёвочки

3 неделя

«Где можно найти сразу много воздуха?»

Дети надувают воздушные шарики сильно, но так чтобы они не лопнули.

Воздушные шарики на каждого ребёнка

«Загадочные пузырьки».

Дети рассматривают предметы, погружают их в воду. Наблюдают за выделением воздушных пузырьков. Обсуждают, что это, откуда эти пузырьки. Определяют, что изменилось в предметах.

Ёмкость с водой, кусочки поролона, ткани, комочки земли, брусочек дерева

4 неделя

«Воздух в мячике.»

Игра с резиновыми мячами (отбивание от пола)

Два резиновых мяча (надутый и спущенный)

«Первый воздушный шар» (рассказ воспитателя)

Надуть воздушный шар с помощью насоса

Воздушные шарики, насос

Январь

Шприцы, ёмкость с водой (подкрашенной)

«Воздух работает»

Дети запускают в воду пустую пластмассовую ванночку, дуют на неё. Что можно придумать, чтобы лодочка быстрее плыла? Прикрепляют «парус», снова заставляют лодочку двигаться. Наблюдают, делают выводы.

Большая ёмкость с водой, пластмассовая ванночка, лист бумаги, кусочек пластилина, палочка

3 неделя

«Движение воздушных масс»

Дети на улице с помощью вертушки определяют силу ветра.

Вертушки

«Ветер – это движение воздуха»

Дети машут веером над водой (каждый ребёнок машет с разной силой). Сравнивают, делают выводы.

Миски с водой, веер (на каждого ребёнка)

4 неделя

Природное явление «Цунами»

Рассказ воспитателя. Дети опускают кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Что происходит с кораблём, если нет ветра? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (Всё это могут дети продемонстрировать).

Большая ёмкость с водой (надувной бассейн), кораблики

Сравнить свойства воды и воздуха.

Предложить детям обследовать два пакета (с водой, с воздухом), узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают и пр. Переливают воду в стакан, растворяют в нём краску. Обсуждают, чем похожи и чем отличаются вода и воздух.

Два целлофановых пакета (один с воздухом, другой с водой), прозрачный стакан, акварельные краски

Февраль

Ёмкость с водой, прозрачные пластиковые стаканы, изогнутые трубочки для коктейля

«Почему гаснет пламя»

Возьмём 2 свечи, зажжём их. Одну банку накроем. Наблюдаем. Делаем вывод (в банке кончился кислород, который находится в воздухе. Вот так и мы не можем жить без кислорода в воздухе).

Две свечи, спички, стеклянная банка

4 неделя

Обобщаются результаты исследований.

Проводится итоговое занятие с использованием опытно – экспериментальной деятельности «Невидимка воздух».

Организация «МУЗЕЯ ВОЗДУХА»

— Образовательные задачи :

1. Расширить знания детей о воздухе и его свойствах (невидимый, прозрачный, не имеет запаха).

2. Дать представление о том, что ветер — это движение воздуха.

3. Учить определять воздух и его свойства с помощью элементарных опытов.

— Развивающие задачи :

1. Развивать любознательность, наблюдательность.

2. Развивать мышление, память, речь, зрительное и слуховое восприятие.

3. Расширять словарный запас детей.

— Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес к познавательной деятельности.

2. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы : полиэтиленовые пакеты (по количеству детей ), веер, апельсин, коробочки из-под киндер-сюрпризов с наполнителями (апельсин, чеснок ) на каждого ребенка, таз с водой, кораблик, воздушные шары, карточки-схемы, музыка, магнитофон.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Вводная часть

Организационный момент :

Воспитатель: К нам сегодня пришли гости, посмотрите и улыбнитесь им! Наши гости очень хотят посмотреть, как мы с вами занимаемся!

Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: Воздух

— Определение темы занятия, сюрпризный момент:

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные.

(В группу под музыку влетает Карлсон)

Воспитатель: Кого к нам ветром занесло?

Карлсон: Здравствуйте, ребята! Это я самый красивый и добрый Карлсончик. А что это вы здесь собрались?

Воспитатель: У нас занятие, мы с ребятами будем говорить о воздухе.

2. Основная часть.

Карлсон: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздуха! А вы ребята видите воздух?

Дети: Нет, не видим!

Воспитатель: Раз мы его невидим, значит, какой воздух?

Дети: Невидимый

Карлсон: Вот-вот невидимый! Значит, его и нет вовсе!

Воспитатель: Погоди, погоди, Карлсон! Мы тоже воздух не видим, но знаем, что он всегда вокруг нас!

Карлсон: Ой, всё- то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

Воспитатель: Ребята, давайте докажем, что воздух всё-таки есть. Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

Опыт 1. «Поймай воздух в пакет»

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пустой.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А мы его видим?

Дети: Нет

Воспитатель: Значит какой воздух?

Дети: невидимый, прозрачный.

Воспитатель: А какого цвета воздух?

Дети: бесцветный

Воспитатель: Теперь пакет раскрутим и выпустим из него воздух.

Воспитатель: Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

ВЫВОД:

Воспитатель: Воздух прозрачный, бесцветный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли поймать воздух и закрыть его в пакете, а потом выпустили (карточка №1, №2) .

Карлсон : Ой, что-то мне стало жарко!

Воспитатель: Мы, Карлсон, на тебя сейчас ветерком подуем.

Дыхательное упражнение «Ветер»

А ветер щёки толстые надул, надул, надул,

И на деревья голые подул, подул, подул.

Ветер дерево качает, вправо- влево наклоняет.

Ветерок всё тише, тише,

Дерево всё выше, выше.

(Берёт веер, машет на себя)

Карлсон : А вам не жарко? (Машет на ребят веером) Что вы чувствуете? Это ветер дует!

Воспитатель: Ребята, что такое ветер? Это движение воздуха. Карлсон машет веером, толкает воздух и воздух движется, получается ветерок.

Карлсон: Ребята, а мы с Малышом любим пускать кораблики. Хотите поиграть со мной?

Опыт 2. «Кораблики»

(На столе стоит таз с водой, в котором плавает кораблик .)

Воспитатель: Посмотрите, Карлсон махнул веером, появился ветер и кораблики задвигались.

Воспитатель: Если он не будем махать веером, толкать воздух, наши кораблики будут стоять на месте. А теперь вы подуйте на кораблики и они снова будут двигаться.

Пальчиковая гимнастика «Лодочка»

Долго лодочку качало,

Ветер стих и лодка встала.

ВЫВОД :

Воспитатель: Ветер — это движение воздуха. (карточка №3)

Карлсон: Ой, что-то есть хочется? (принюхивается и идет к столу)

Опыт 3. «Воздух без запаха»

Карлсон: Ребята, что я нашёл? (Открывает лимонницу ).

Воспитатель: Ребята, что это? (апельсин )

Воспитатель: Я поднесу к вам тарелочку с апельсином, что вы чувствуете? (Пахнет апельсином ) А как вы думаете, пахнет воздух или апельсин издаёт такой аромат? (апельсин).

Карлсон: А вот и нет, это воздух пахнет! Я всегда чувствую, когда пахнет вареньем, и без труда его нахожу.

Воспитатель: Давайте проверим.

Игра «Отгадай по запаху»

(коробочки из-под киндер-сюрпризов одна пустая, а вторая с долькой чеснока)

Воспитатель: Возьмите коробочки, понюхайте и определите что там.

Воспитатель: Что спрятано в оранжевой коробочке? А что спрятано в жёлтой?

Воспитатель: Да, в оранжевой коробочке я спрятала дольку чеснока, в желтой коробочке ничего нет, там только воздух.

ВЫВОД:

Воспитатель: Значит, сам воздух запаха не имеет, он ничем не пахнет, а воздух только передает запах. (Карточка 4 )

Динамическая пауза «Ветерок»

Если шарик накачать, будет он тогда летать.

Надо нитку привязать, чтобы шарик удержать.

Шарики воздушные ветерку послушные.

Воспитатель: А сейчас я на вас подую и вы полетите на свои стульчики.

Воспитатель: Скажите, ребята, человек может существовать без воздуха? (Нет)

Почему? (Человеку нужно дышать )

Карлсон: Совсем нет! Я могу без воздуха обойтись!

Опыт 4 «Не дышите»

Воспитатель: Давайте проверим, может Карлсон прав? Наберите воздуха и, попробуйте, не дышать. (Дети пробуют )

Воспитатель: А теперь, Карлсон ты сделай тоже. Мы с ребятами будем считать, сколько Карлсон сможет не дышать. (Дети считают.)

Карлсон: Ой, ой, ой! Лучше я буду дышать. Значит, без воздуха действительно невозможно жить.

ВЫВОД :

Воспитатель: Да, человеку нужен воздух.

А кому ещё нужен воздух? Да, людям, животным, рыбам, растениям. (карточка 5)

3. Заключительная часть.

Воспитатель : Давайте, вспомним, что мы узнали о воздухе? (смотрят на карточки)

Дети:

1. Воздух бесцветный, прозрачный, невидимый. (Мы его не видим, чтобы увидеть надо поймать.)

2. Когда воздух движется, получается ветер.

3. Воздух не имеет запаха, передаёт чужие запахи.

4. Воздух нужен для жизни людям, животным и растениям.

Воспитатель: Вам понравилось наше занятие?

Воспитатель: А куда у нас Карлсон исчез?

Карлсон: Я тут! (Дует шар ) Я надувал воздухом шарики и хочу подарить их всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо вам ребята!

Пойду, теперь расскажу Малышу всё, что сегодня узнал! (Раздаёт шарики детям)

Дети: До свидания!

Воспитатель: Молодцы! Мне тоже сегодня очень понравилось наше занятие.

воспитатель МБОУ «Пинежская СОШ № 117» СП «Детский сад»,

п. Пинега, Пинежский район, Архангельская область, Россия.

Светлана Егорова
Тематический план работы на неделю по теме «Воздух - невидимка» для подготовительной группы

Понедельник :

Круг общения : «Что мы знаем о воздухе ; понятие «воздух » , его свойства и роль в жизни человека, животных, растений.

Игра – инсценировка «Мы – ветры» ; закрепление понятий «ветер – потоки воздуха » , «ураган» , «смерч» , «вихрь» , «метель» .

Прогулка : Наблюдение за ветром (использовать вертушку) .

Исследовательская деятельность : Опыт «Пузырьки в стакане» (чем дышит человек : вдох-выдох) .

Вторник :

Круг общения : Взаимосвязь человека и природы (человек-воздух ) ; беседа об условиях выживания человека.

Опыт : «Ветряной перезвон» ; определить действие ветра на предметы из бумаги, ткани, металла, пластмассы, дерева.

Прогулка : Наблюдение за ветром (кольцо с ленточкой)

П/игра «Ветряная мельница»

Рисование экологических плакатов на тему «Защита воздуха » .

Среда :

Круг общения : «Воздух в жизни растений » ; закрепить знания детей о том, что воздух необходим растениям для жизни, роста, дыхания, размножения, выживания.

Чтение «Путешествие семечки» А. Дитрих.

Прогулка : Наблюдение за ветром : сила, направление, как ведут себя люди, деревья, облака на небе, проволока на столбах.

Опыт : «Необычные корни» (выявление взаимосвязи повышенной влажности воздуха с появлением воздушных корней у растений – сциндапсус).

Задание родителям : Приготовить стихи, загадки на тему «Воздух » .

Четверг :

Круг общения : «Воздух и вода – наши лучшие друзья» ; значение водных и воздушных процедур для закаливания организма.

Составление кроссворда : «Воздух и вода »

Чтение А. С. Пушкин «Ветер, ветер, ты могуч» .

Прогулка : наблюдение за порывами ветра.

П/игра «Льдинки» (воздух – предмет ) .

Творческая мастерская : Оформление значка «Юный эколог» ; закрепить знания об экосистеме и охране окружающего мира.

Задание родителям : «Флюгер» (поделки из бросового материала) .

Пятница :

Круг общения : «Вот труба – над нею дым» ; источники загрязнения воздуха , назначение противогаза, правила экологической безопасности.

Экологический практикум «Воздух и аромат »

(свежий воздух , едкий дым от костра, выхлопные газы машин, ароматы парфюма, свежих фруктов и т. д.).

Прогулка : Наблюдение за небом в разное время суток. Запуск самодельных летательных аппаратов из бумаги.

Игра – викторина «Воздухоплаватели » ; самые красивые места на нашей планете и рукотворный мир человека.

Публикации по теме:

Конспект совместной исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Воздух-невидимка» Конспект совместной исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Воздух – невидимка» Цель: показать,.

Конспект занятия по ФЦКМ для подготовительной группы «Воздух-невидимка и волшебница вода» Цель:закрепить знания о свойствах воздуха и воды и их роли в жизни живых организмов,дать представление о функции дыхания,значения прогулок.

Интеграция образовательной области «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Светлана Храмцова
Конспект НОД «Воздух вокруг нас» в средней группе

Тема : «Воздух вокруг нас »

Цель : Расширять знания детей о воздухе .

Задачи :

Образовательные : - Закрепить представление детей о воздухе , познакомить детей с его свойствами. - Формировать навыки и умения отвечать на вопросы; делать простейшие выводы;

Формировать навыки работы в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие : - Развивать наблюдательность, речь, логическое мышление, память, внимание, интерес к исследовательской деятельности; - Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Воспитательные : - Воспитывать любознательность, аккуратность, умение внимательно слушать, отвечать на поставленные вопросы. - Воспитывать интерес к экспериментированию.

Коррекционные задачи : - Развитие мелкой моторики - Развитие координации слова и движения, слухового и зрительного восприятия.

Интеграция ОО : «Социально-коммуникативное развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Физическое развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» .

Виды деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы.

Методы и приемы : практический, словесный, игровой, наглядный, беседа, отгадывание загадки, рассказ, опыт, наблюдение.

Формы : НОД, физминутка, дыхательная гимнастика.

Предварительная работа : беседа с детьми о воздухе , отгадывание загадок, разучивание дыхательной гимнастики «Обдуваем плечики» , физминутки «Ветер» , наблюдение на прогулке за ветром.

Оборудование : ширма, кукла Маша, сундучок, одноразовые стаканы по количеству детей, стаканы с водой по количеству детей, коктейльные трубочки по количеству детей, султанчики, кораблики (2 шт, пластилин, дощечки для лепки, минеральная вода, стеклянная ваза, бумага, воздушные шарики , емкость с водой, 3 стола, салфетки, аудиозаписи (минусовки «Топни ножка моя» , «Солнечные лучики» , «Полет бабочки» ).

Ход НОД

Воспитатель : Ребята, вы любите путешествовать?

Дети : Да.

Воспитатель : Я предлагаю вам отправиться на поиски клада. Вы согласны?

Дети : Да!

Воспитатель : Тогда отправляемся в путь. (Под музыку, дети проходят «по дорожке» и находят сундучок).

По ровненькой дорожке, Шагают наши ножки, Раз, два, раз, два.

По дорожке ты шагай,

Ноги выше поднимай,

И немножко поскачи,

Только, друг мой, не спеши.

На носочках ты шагай,

Свою спинку выпрямляй.

И попрыгай по дорожке,

Маршируй, не отставай.

Воспитатель : Смотрите, сундучок!

Маша (появившись из-за ширмы) : Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?

Воспитатель : Здравствуй, Маша. Мы с ребятами вот сундучок нашли.

Маша : А что же в сундучке? Давайте скорее посмотрим.

Воспитатель : Ой, да здесь целая маленькая лаборатория : стаканчики, трубочки, султанчики, кораблики, пластилин, ребята, здесь письмо еще есть.

Маша : Ну, читайте скорее, что там написано?

Воспитатель читает письмо : Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку. Узнайте какой я? А содержимое сундучка поможет вам ответить на вопросы. Слушайте загадку :

Мы его не замечаем,

Мы о нем не говорим,

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим. (Воздух )

Воспитатель : Правильно, воздух .

Маша : Воздух , воздух ? А кто его видел, этот воздух ? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видела воздух !

Воспитатель : Я вот тоже воздух не видела , но знаю, что он всегда вокруг нас !

Маша : Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть !

Воспитатель : Ребята, давайте докажем Маше, что воздух всё-таки есть ! Возьмем стаканчики из сундучка, и пройдем к столу. А ты Маша внимательно смотри и слушай.

Маша : Я согласна.

Дети подходят к первому столу.

Опыт «Воздух существует »

Воспитатель : Мы сейчас с вами проведем опыт. Перед вами емкость с водой, бумага, салфетка, чтобы руки вытереть и у нас есть стаканчики. Сомните лист бумаги и заложите его в стакан так, чтоб он не падал при переворачивании стакана. Погрузите стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием. Достаньте стакан. Проверьте, намокла ли в нем бумага?

Дети : Бумага в стакане осталась сухой.

Воспитатель : Вытрите руки салфеткой. Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом . Воздух не дает воде намочить бумагу. Значит, мы можем сделать вывод.

Вывод 1 : Воздух существует .

Воспитатель : Вот Маша мы и ответили на твой вопрос. Маша : Спасибо.

Воспитатель : Ребята, а вы видели, воздух в стаканчике ? Дети : Нет. Воспитатель : Если мы его не видим, но он существует мы это с вами доказали, значит, он какой? Дети : Невидимый. Воспитатель : А какого он цвета? Дети : бесцветный, прозрачный.

Воспитатель : Делаем вывод 2 : воздух невидимый , бесцветный, прозрачный. Вот мы и ответили на вопрос в письме : какой я?

Маша : Теперь я знаю : внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух . Просто его невидно, потому что он прозрачный, бесцветный. А вот интересно, внутри человека воздух есть ?

Воспитатель : Как вы думаете, ребята. Давайте проверим? Пройдите и сядьте за столы. Сели правильно.

Опыт «Воздух внутри нас » На столах у каждого ребенка стаканчик с водой.

Воспитатель : Перед вами стаканчики с водой, а из сундучка мы возьмем трубочки. Опустите трубочку в стакан и подуйте тихо. Что происходит?

Дети : Выходят пузырьки.

Воспитатель : Пузырьки – это воздух . Мы дуем в трубочку, и воздух выходит . Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух , а потом выдыхаем через трубочку и так получаются пузырьки.

Маша : Понятно! Мы выдыхаем воздух , который находится внутри нас.

Воспитатель : Делаем вывод 3 : Воздух есть внутри человека.

Воспитатель : Подуйте в трубочку и понаблюдайте за пузырьками. Что происходит с ними?

Дети : Они поднимаются вверх.

Воспитатель : А почему? (Потому что они легкие)

Делаем вывод 4 : Воздух легкий .

Маша : Ясно! Воздух есть внутри человека, он легкий. Но как он попадает в нас?

Воспитатель : Ребята, как воздух попадает к нам внутрь?

Дети : Через нос?

Воспитатель : Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Маше, как дышат наши носики. И проведем гимнастику «Обдуваем плечики» . И ты, Маша, можешь повторять вместе с нами.

Дыхательная гимнастика «Обдуваем плечики» (под музыку «Полет бабочки» , стоя около столов)

Исходное положение : стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, голова прямо. Выполнение : делаем вдох, затем поворачиваем голову налево, делаем выдох через рот, губы при этом свернуты в трубочку. Продолжаем выполнение упражнения в следующем порядке : голова прямо – вдох, голова повернута направо – выдох, голова прямо – вдох, голову опускаем вниз – выдох, голова прямо – вдох, голову поднимаем наверх – выдох, голова прямо – вдох. Выполняем упражнение 2-3 раза. Молодцы. Садитесь на стулья. (Дети садятся за столы) .

Воспитатель : Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух , мы видим его?

Дети : Нет.

Воспитатель : А вот с султанчиком видно.

Опыт с султанчиком.

Воспитатель : В сундучке есть султанчики, возьмите султанчик, поднесите его к лицу и подышите на него. Что происходит с султанчиком?

Дети : Он шевелится.

Маша : Я тоже видела, что султанчик шевелится.

Воспитатель : Когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух , султанчик шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился сейчас? Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется , получается ветер.

Вывод : Ветер – это движение воздуха . Воспитатель : А сейчас я предлагаю вам отдохнуть, выходите на физминутку.

Физминутка «Ветер» Осторожно ветер

За калитку вышел, (шаги на месте) Постучал в окошко, (имитация движений) Пробежал по крыше, (бег на месте) Покачал тихонько

Ветками черемух, (руки поднять вверх, махи руками вправо-влево) Пожурил за что-то

Воробьев знакомых. (погрозить пальчиком) И, расправив гордо

Молодые крылья,

Полетел куда-то

Вперемешку с пылью. (бег по кругу, руки в стороны)

Воспитатель : Ребята, в нашем сундучке есть кораблики? Что можно с ними делать? Дети : Пускать по воде, играть. Воспитатель : Я опускаю кораблики на воду. Что делают они сейчас? Дети : Стоят на месте. Воспитатель : А теперь давайте подуем, что произошло теперь? Дети : Они плывут. Воспитатель : Когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается - получается ветерок, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами . Значит, воздух может передвигать предметы. Какой вывод можно сделать? Дети : Воздух может передвигать предметы.

Воспитатель : Ребята, я хочу показать вам интересный опыт, но для этого мне нужна ваша помощь. Возьмите пластилин и скатайте маленькие шарики. Я налью в стаканчики газированную воду, в этой воде есть пузырьки воздуха , а вы бросаете пластилиновые шарики. Теперь наблюдаем, что происходит. (Пластилиновые шарики упали на дно) . А почему? (Они тяжелые) . А теперь они поднимаются вверх. Почему? Пузырьки воздуха прикрепились к пластилину и поднимают кусочек наверх, мы знаем, что воздух легкий . Вот такой воздух волшебник . Он поднимает предметы вверх.

Рефлексия

Маша : Вот спасибо! Как много я сегодня узнала о воздухе !

Воспитатель : Давайте поможем Маше вспомнить, что мы узнали о воздухе сегодня .

Воздух существует . Воздух невидимый , прозрачный, бесцветный. Воздух есть внутри человека. Воздух легкий . Ветер – это движение воздуха . Воздух может передвигать предметы.

Воспитатель : Маша, куда ты исчезла? Что ты там делаешь? Маша : Я тут! (дует) . Я надувала воздухом шарики , хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух . (отдает шарики воспитателю) . Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу Мишке всё, что узнала сегодня. До свидания!

Воспитатель : Ребята, вам понравилось наше путешествие? Вы молодцы очень старались, а теперь пора возвращаться в группу .

МАРТ

Первая неделя

Вид деятельности

Тема

Социализация

(нравственное

воспитание, СРИ, театр.

игры, д/и)

Тема : «Посуда чайная, столовая, кухонная» Беседа «Для чего нужна посуда и её классификация» Игра «Накроем стол к чаю» Изготовление совместно с родителями посуды (Попье маше)

Игра-эксперимент «Стекло – фарфор» Игра с мячом «Какая посуда?»

с/р игра «У куклы Кати на празднике» Игра «чего не стало?»

Ребенок в семье и

обществе

Тема: Цветы

Научить детей приготовить подарки дорогим мамам, бабушкам; воспитывать любовь к родным

Трудовое воспитание

Самообслуживание:

Одевание – раздевание;

Дежурство:

Дежурство по столовой;

Дежурство по группе;

Хозяйственно-бытовой труд:

Стирка кукольной одежды;

Труд в природе:

Коллективная очистка участка от остатков снега и мусора;

Уборка мусора на участке.

Формирование основ

безопасности

« Ребёнок дома»

Задачи:

«Это не игрушки, это опасно»

Цель:

Познавательное развитие

ФЭМП

Закреплять умение двигаться в заданном направлении.

Объяснить, что результат счета не зависит от величины предметов (в пределах 5).

Учить сравнивать предметы по размеру (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами самый большой, поменьше, еще меньше, самый маленький.

Развитие

познавательно-

исследовательской

деятельности

Тема: «Вещество. Воздух и его свойства»

Занятие: «Где спрятался воздух?»

Цель: Обнаружить воздух в разных предметах; доказать, что воздух занимает место; выявить, что воздух легче воды и обладает силой.

Опыт: «Что растворяется в воде?»

Цель: Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

Материал : мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с водой, ложки.

Ознакомление с

предметным и социальным

окружением

Ознакомление с миром

природы

"В мире пластмассы".

Речевое развитие

Развитие речи

Готовимся встречать весну и Международный женский день.

Художественная

литература

А. Плещеев "Весна", И. Косяков "Все она", "Привередница", обр. В. Даля, С. Вангели. "Подснежники" (главы из книги "Гугуцэ - капитан корабля"), пер. с молд. В. Берестова, чтение по выбору детей (пятница).

Приобщение к

искусству

«Весна, весна, поди сюда» традициям русского народа .

Изо – деятельность

Рисование

"Расцвели красивые цветы". стр.64

Лепка

"Мисочка". стр. 66

Конструктивно-

модельная

деятельность

"Корабли".

Музыкальное

воспитание

Физическое развитие

Формирование

начальных

представлений о ЗОЖ

"Если случилась беда"

Подвижные игры

"Пробеги тихо", "Дети и волк", "Кот и мыши".

Физическая культура

По выбору физкультурного работника.

I часть. Игровое упражнение "Ловишки".

II часть. Игровые упражнения: "Быстрые и ловкие", "Сбей кеглю".

Подвижная игра "Зайка беленький".

III часть. Ходьба в колонне по одному. Игра малой подвижности "Найдем зайку".

Взаимодействие с семьёй

Досуги и развлечения

МАРТ

Вторая неделя

Тема « Знакомство с народной культурой и традициями »

Вид деятельности

Тема

Социально-коммуникативное развитие

Социализация

(нравственное

воспитание, СРИ, театр.

игры, д/и)

Тема : «Посуда и продукты питания»

Цель

Ребенок в семье и

обществе

Тема: Весна

Трудовое воспитание

Самообслуживание:

Одевание – раздевание;

Содержание в порядке одежды и обуви.

Дежурство:

Дежурство по столовой;

Дежурство по группе;

Дежурство в уголке природы;

Дежурство по подготовке материалов к занятию.

Хозяйственно-бытовой труд:

Помощь воспитателю в ремонте книг, дидактических пособий (подклеивание книг, коробок);

Уход за игрушками, их мытьё;

Стирка кукольной одежды;

Участие в посадке цветов, в посеве семян в уголке природы;

Помощь сотрудникам детского сада: протирание пыли со стульев, столов, замена постельного белья и др.

Труд в природе:

Коллективная очистка участка от остатков снега и мусора;

Коллективная очистка участка от остатков снега и мусора;

Сбор на участке сухих листьев;

Кормление птичек у кормушки;

Уборка мусора на участке.

Вскапывание песка в песочнице;

Сбор на участке сухих веток;

Помощь взрослым в посадке деревьев;

Помощь взрослым во вскапывании огорода;

Кормление птичек у кормушки.

Формирование основ

безопасности

« Ребёнок дома»

Задачи: Формирование основ безопасного поведения дошкольников дома.

«Это не игрушки, это опасно»

Цель: закреплять знания об основных требованиях пожарной безопасности; формировать дисциплинированность, чувство ответственности за свои поступки.

Познавательное развитие

ФЭМП

Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от размера предметов.

Учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами самый высокий, ниже, самый низкий.

Развивать мышление, внимание, память.

Развитие

познавательно-

исследовательской

деятельности

Тема: «Движение. Инерция»

Занятие: «Упрямые предметы»

Цель: познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией.

Материал : игрушечные машинки, небольшие резиновые и пластмассовые игрушки, открытки или картонки, монеты.

Ознакомление с

предметным и социальным

окружением

Ознакомление с миром

природы

"Мир комнатных растений".

Речевое развитие

Развитие речи

Звуковая культура речи: звуки щ - ч.

Художественная

литература

И. Сельвинский "Что правильно?", "Идет лисичка по мосту...", бр. Гримм. "Бременские музыканты", нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака, Н.Носов. "Затейники", чтени е по выбору детей (пятница).

Художественно – эстетическое развитие

Приобщение к

искусству

Рассматривание с детьми народных игрушек (дымковская игрушка, матрешка и др.). Рассказы о народных промыслах. Привлечение детей к созданию узоров дымковской и филимоновской росписи.

Изо – деятельность

Рисование

Декоративное рисование "Украсим кукле платьице". стр 68

Аппликация

"Вырежи и наклей что бывает круглое и овальное " стр. 66

Конструктивно-

модельная

деятельность

Музыкальное

воспитание

Музыкальный репертуар по выбору педагога.

Слушание: "Новый мячик", муз. М. Иорданского.

Физическое развитие

Формирование

начальных

представлений о ЗОЖ

"Если случилась беда"

Подвижные игры

Организация народных игр.

Физическая культура

I часть. Ходьба в колонне по одному, по сигналу перепрыгивание через 5 - 6 шнуров (расстояние между шнурами 40 см); по команде изменение направления движения. Бег в умеренном темпе до 1 минуты, в чередовании с ходьбой.

II часть. Игровые упражнения. "Подбрось - поймай". "Прокати - не задень".

Подвижная игра "Лошадка".

III часть. "Угадай, кто кричит?".

Взаимодействие с семьёй

Информирование родителей о ходе образовательного процесса.

Знакомство родителей с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании детей.

Досуги и развлечения

Фольклорный праздник.

МАРТ

Третья неделя

Тема « Знакомство с народной культурой и традициями » (продолжение)

Вид деятельности

Тема

Социально-коммуникативное развитие

Социализация

(нравственное

воспитание, СРИ, театр.

игры, д/и)

Тема : «Посуда и продукты питания»

Цель : познакомить с чайной, столовой и кухонной посудой, уточнить её название и назначение, учить различать и называть части предметов посуды, а также предметы сходные по назначению, развивать зрительное внимание, активизировать словарь, учить группировать предметы по общему признаку.

Ребенок в семье и

обществе

Тема: Весна

Помочь детям замечать сезонные изменения в природе

Трудовое воспитание

Самообслуживание:

Одевание – раздевание;

Содержание в порядке одежды и обуви.

Дежурство:

Дежурство по столовой;

Дежурство по группе;

Дежурство в уголке природы;

Дежурство по подготовке материалов к занятию.

Хозяйственно-бытовой труд:

Помощь воспитателю в ремонте книг, дидактических пособий (подклеивание книг, коробок);

Уход за игрушками, их мытьё;

Стирка кукольной одежды;

Участие в посадке цветов, в посеве семян в уголке природы;

Помощь сотрудникам детского сада: протирание пыли со стульев, столов, замена постельного белья и др.

Труд в природе:

Коллективная очистка участка от остатков снега и мусора;

Коллективная очистка участка от остатков снега и мусора;

Сбор на участке сухих листьев;

Кормление птичек у кормушки;

Уборка мусора на участке.

Вскапывание песка в песочнице;

Сбор на участке сухих веток;

Помощь взрослым в посадке деревьев;

Помощь взрослым во вскапывании огорода;

Кормление птичек у кормушки.

Формирование основ

безопасности

«Ребёнок на улице»

Задачи:

Цель:

Познавательное развитие

ФЭМП

Показать независимость результата счета от расстояния между предметами (в пределах 5).

Упражнять в умении сравнивать 4 - 5 предметов по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами самый высокий, ниже, самый низкий.

Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: куб, шар.

Развитие

познавательно-

исследовательской

деятельности

Наблюдение за черепахой

Цель : обогащать представление детей о жизни черепахи, о характерных признаках ее внешнего вида и особенностях поведения; последовательно решать познавательную задачу, используя обследовательские действия.

Материал : живая черепаха

Ознакомление с

предметным и социальным

окружением

Беседы о Масленице.

Ознакомление с миром

природы

"В гостях музыкального руководителя".

Речевое развитие

Развитие речи

Русские сказки (мини-викторина). Чтение сказки "Петушок и бобовое зернышко".

Художественная

литература

"Петушок и бобовое зернышко", обр. О. Капицы, "Барашеньки...", Д. Биссет. "Про мальчика, который рычал на тигров", пер. с англ. Н. Шерешевской; Е. Баратынский. "Весна, весна" (в сокр.), чтение по выбору детей (пятница).

Художественно - эстетическое развитие

Приобщение к

искусству

Рассказы о народных промыслах. Привлечение детей к созданию узоров дымковской и филимоновской росписи. Рассматривание изделий из керамики, с вышивкой.

Изо – деятельность

Рисование

"Козлятки выбежали погулять на зеленый лужок". стр. 69

Лепка

"Козленочек" стр 69

Конструктивно-

модельная

деятельность

"Корабли".

Музыкальное

воспитание

Музыкальный репертуар по выбору педагога.

Слушание: "Подснежник", муз. П.Чайковского.

Физическое развитие

Формирование

начальных

представлений о ЗОЖ

"Если случилась беда"

Подвижные игры

Организация народных игр.

Физическая культура

По плану физкультурного работника.

I часть. Ходьба в колонне по одному и бег в умеренном темпе (до 1 минуты).

Ходьба между предметами (расстояние между предметами 30 см).

II часть. Игровые упражнения: "На одной ножке вдоль дорожки", "Брось через веревочку".

Подвижная игра "Самолеты".

III часть. Игра малой подвижности.

Взаимодействие с семьёй

Оформление родительского уголка по теме "Знакомство с народной культурой и традициями".

Информирование родителей о ходе образовательного процесса.

Информирование родителей о важности семейных посещений музеев, выставочных залов, детской художественной галереи, мастерских художников и скульпторов.

Совместное проведение праздника, посвященного Масленице.

Досуги и развлечения

Фольклорный праздник.

МАРТ

Четвертая неделя

Тема « Весна »

Вид деятельности

Тема

Социально-коммуникативное развитие

Социализация

(нравственное

воспитание, СРИ, театр.

игры, д/и)

Тема : «Витамины на грядке и на дереве»

Цель : обогащать и совершенствовать представления детей о фруктах и овощах. Учить узнавать фрукты и овощи на ощупь, по вкусу, по запаху. Беседа о витаминах. Игра «Опиши на вкус» Посетить вместе с родителями овощной отдел магазина и рассмотреть товар на прилавке.

Игра «Овощи и фрукты»

С/Р игра «Овощной магазин» Игра «Чего не стало?»

Ребенок в семье и

обществе

Тема: Знакомство с народно – прикладным искусством (дымковская и филимоновская игрушки)

Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов; совершенствовать технические навыки и умения рисовать

Трудовое воспитание

Самообслуживание:

Одевание – раздевание;

Содержание в порядке одежды и обуви.

Дежурство:

Дежурство по столовой;

Дежурство по группе;

Дежурство в уголке природы;

Дежурство по подготовке материалов к занятию.

Хозяйственно-бытовой труд:

Помощь воспитателю в ремонте книг, дидактических пособий (подклеивание книг, коробок);

Уход за игрушками, их мытьё;

Стирка кукольной одежды;

Участие в посадке цветов, в посеве семян в уголке природы;

Помощь сотрудникам детского сада: протирание пыли со стульев, столов, замена постельного белья и др.

Труд в природе:

Коллективная очистка участка от остатков снега и мусора;

Коллективная очистка участка от остатков снега и мусора;

Сбор на участке сухих листьев;

Кормление птичек у кормушки;

Уборка мусора на участке.

Вскапывание песка в песочнице;

Сбор на участке сухих веток;

Помощь взрослым в посадке деревьев;

Помощь взрослым во вскапывании огорода;

Кормление птичек у кормушки.

Формирование основ

безопасности

«Ребёнок на улице»

Задачи: Формирование основ безопасного поведения дошкольников на улице.

«Контакты с незнакомыми людьми на улице» Цель: Обсудить опасные ситуации, которые могут возникнуть на улице при контакте с незнакомыми людьми.

Познавательное развитие

ФЭМП

Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами (в пределах 5).

Познакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром.

Упражнять детей в умении двигаться в заданном направлении.

Развитие

познавательно-

исследовательской

деятельности

Наблюдение: «Где снег не тает?», «Где будут первые проталины?»

Цель : выявить зависимость изменений в природе от сезона, как солнце и тепло влияет на таяние снега.

Материал : емкости с водой и снегом

Ознакомление с

предметным и социальным

окружением

Ознакомление с миром

природы

"В гости к хозяйке луга".

Речевое развитие

Развитие речи

Составление рассказов по картине.

Художественная

литература

"Солнышко - ведрышко...", Ю. Мориц. "Песенка про сказку"; В. Бианки. "Подкидыш"; Д. Самойлов. "У слоненка день рождения", чтение по выбору детей (пятниа).

Художественно – эстетическое развитие

Приобщение к

искусству

«Весна, весна, поди сюда» Знакомить с народными обрядами, обычаями, связанными со встречей весны. Развивать речь, заучивая заклички, поговорки. Воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа .

Изо - деятельность

Рисование

"Как мы играли в подвижную игру "Бездомный заяц"".стр 71

Аппликация

"Вырежи и наклей, какую хочешь игрушку". стр.66

Конструктивно-

модельная

деятельность

По замыслу детей. Недирективная помощь со стороны воспитателя в организации и проведении игры (при необходимости).

Музыкальное

воспитание

Музыкальный репертуар по выбору педагога.

Слушание: "Итальянская полька", муз. С. Рахманинова.

Физическое развитие

Формирование

начальных

представлений о ЗОЖ

"Если случилась беда"

Подвижные игры

"Бегите ко мне!", "Птички и птенчики", "Мыши и кот".

Физическая культура

По плану физкультурного работника.

I часть. Ходьба в колонне по одному, по сигналу ходьба широким шагом в медленном темпе; обычная ходьба и ходьба мелким, семенящим шагом в чередовании.

II часть. Игровые упражнения. "Перепрыгни ручеек". "Бег по дорожке" (ширина 15 см). "Ловкие ребята" (бросание мяча о землю, вверх и ловля двумя руками.

Взаимодействие с семьёй

Оформление родительского уголка по теме "Весна".

Информирование родителей о ходе образовательного процесса.

Привлечение родителей к совместным с детьми наблюдениям за сезонными изменениями в природе.

Рекомендации родителям пособий для домашних занятий с детьми.

Досуги и развлечения

Праздник "Весна".

error: Content is protected !!