Сочинение Островский А.Н. Характеристика Кабанихи – центральной героини пьесы Островского «Гроза Нравы семьи кабановых в пьесе гроза

В драме Островского «Гроза» широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова драматург показал царящие там воистину жестокие нравы. Олицитворением этих нравов является дом Кабановых.

Познакомимся с его представителями.

Марфа Игнатьевна Кабанова - поборница старого мира. Уже само имя рисует нам грузную, тяжелого характера женщину, а прозвище «Кабаниха» дополняет эту неприятную картину. Кабаниха живет по старинке, в соответствии со строгим порядком. Но она соблюдает только видимость

Этого порядка, который поддерживает на людях: добрый сын, послушная невестка. Даже сетует: «Ничего-то не знают, никакого порядка… Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего». В доме же царит настоящий произвол. Кабаниха деспотична, груба с крестьянами, «поедом ест» домашних и не терпит возражений. Ее воле полностью подчинен сын, этого ждет она и от невестки.

Рядом с Кабанихой, которая изо дня в день «точит всех своих домашних, как ржа железо», выступает купец Дикой, чье имя ассоциируется с дикой силой. Дикой не только «точит и пилит» членов

Своей семьи.

От него страдают и мужики, которых он обманывает при расчете, и, конечно, покупатели, а также его конторщик Кудряш, непокорный и дерзкий парень, готовый кулаками проучить «ругателя» в темном переулке.

Характер Дикого Островский обрисовал очень точно. Для Дикого главное - деньги, в которых он видит все: власть, славу, поклонение. Особенно это бросается в глаза в маленьком городке, где он живет. Он уже запросто может «потрепать по плечу» самого городничего.

Образы Тихона и Бориса разработаны незначительно. Добролюбов в известной статье говорит, что Бориса можно скорее отнести к обстановке, чем к героям. В ремарке Борис выделяется только одеждой: «Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски». Это первое отличие его от жителей Калинова. Второе отличие в том, что он учился в коммерческой академии в Москве. Но Островский сделал его племянником Дикого, а это говорит о том, что, несмотря на некоторые отличия, он принадлежит к людям «темного царства». Это подтверждает и тот факт, что он не способен бороться с этим царством. Вместо того чтобы протянуть Катерине руку помощи, он советует ей покориться своей судьбе. Такой же и Тихон. Уже в списке действующих лиц о нем сказано, что он «ее сын», то есть сын Кабанихи. Он действительно скорее просто сын Кабанихи, нежели личность. У Тихона нет силы воли. Единственное желание этого человека - вырваться из-под опеки матери, чтобы за весь год отгуляться. Тихон тоже не в состоянии помочь Катерине. И Борис и Тихон оставляют ее наедине со своими внутренними переживаниями.

Если Кабаниха и Дикой принадлежат к старому укладу, Кулигин несет идеи просвещения, то Катерина находится на распутье. Выросшая и воспитанная в патриархальном духе, Катерина полностью следует этому образу жизни. Измена здесь считается непростительной, и, изменив мужу, Катерина видит в этом грех перед Богом. Но ее характер от природы гордый, независимый и свободный. Ее мечта летать означает вырваться на свободу из-под власти деспотичной свекрови и из душного мира дома Кабановых. В детстве она однажды, обидевшись на что-то, ушла вечером на Волгу. Такой же протест слышится и в ее словах, обращенных к Варе: «А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» В душе Катерины идет борьба между муками совести и стремлением к свободе. Она не умеет приспосабливаться к жизни, лицемерить и притворяться, как это делает Кабаниха, не умеет смотреть на мир так легко, как Варя.

Нравы дома Кабановых доводят Катерину до самоубийства.

Описание

Главное действующее лицо в семье Кабановых – мать, богатая вдова Марфа Игнатьевна. Именно она диктует в семье свои порядки и командует домочадцами. Не случайно и ее фамилия – Кабанова. В этой женщине есть что-то животное: она необразованна, но властна, жестока и упряма, требует, чтобы ей все подчинялись, чтили устои домостроя и соблюдали его традиции. Марфа Игнатьевна – сильная женщина. Она считает семью самым главным, основой общественного порядка и требует безропотного повиновения своих детей и невестки. Однако она искренне любит своих сына и дочь, и об этом говорят ее реплики: "Ведь от любви-то родители и строги к вам бывают, все думают добру научить"

Работа состоит из 1 файл

Каковы нравы семьи Кабановых?

Главное действующее лицо в семье Кабановых – мать, богатая вдова Марфа Игнатьевна. Именно она диктует в семье свои порядки и командует домочадцами. Не случайно и ее фамилия – Кабанова. В этой женщине есть что-то животное: она необразованна, но властна, жестока и упряма, требует, чтобы ей все подчинялись, чтили устои домостроя и соблюдали его традиции. Марфа Игнатьевна – сильная женщина. Она считает семью самым главным, основой общественного порядка и требует безропотного повиновения своих детей и невестки. Однако она искренне любит своих сына и дочь, и об этом говорят ее реплики: "Ведь от любви-то родители и строги к вам бывают, все думают добру научить". Кабаниха снисходительна к Варваре, отпускает ее погулять с молодежью, понимая, как несладко ей придется в замужестве. Но на свою сноху Катерину сыплет постоянные упреки, контролирует каждый ее шаг, заставляет Катерину жить так, как сама считает правильным. Возможно, она ревнует невестку к своему сыну, поэтому так неласкова с ней. "С тех пор, как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу", - говорит она, обращаясь к Тихону. А он не в силах возразить своей матери, так как человек слабохарактерный, воспитан в послушании, уважает мнение своей матери. Обратим внимание на реплики Тихона: "Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!"; "Я, маменька, из вашей воли ни на шаг" и т.д. Однако это лишь внешняя сторона его поведения. Он не хочет жить по законам домостроя, не хочет сделать жену своей рабой, вещью: "Да зачем же бояться? С меня и того довольно, что она меня любит". Тихон считает, что отношения между мужчиной и женщиной в семье должны строиться на принципах любви и взаимопонимания, а не на подчинении одного другому. И все же он не может ослушаться властной матери и заступиться за любимую женщину. Поэтому Тихон и ищет утешение в пьянстве. Мать своим властным характером подавляет в нем мужчину, делая слабым и беззащитным. Тихон не готов исполнять роль мужа, защитника, заботиться о семейном благополучии. Поэтому в глазах Катерины он ничтожество, а не муж. Она и не любит его, а лишь жалеет, терпит.

Сестра Тихона Варвара намного сильнее и смелее своего брата. Она приспособилась к жизни в доме матери, где все держится на обмане, и теперь живет по принципу: "Делая что хочешь, лишь бы все шито да крыто было". Варвара тайком от матери встречается со своим возлюбленным Кудряшом, не отчитывается перед Кабанихой за каждый свой шаг. Однако ей проще жить – незамужняя девушка свободна, и поэтому ее не держат под замком, как Катерину. Варвара пытается объяснить Катерине, что в их доме без обмана жить нельзя. Но жена ее брата неспособна к этому: "Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу".

Катерина чужая в доме Кабановых, здесь все для нее "будто из-под неволи". В родительском доме ее окружала любовь и ласка, она была свободна: "…что хочу, бывало, - то и делаю". Ее душа подобна птице, она должна жить в свободном полете. А в доме свекрови Катерина будто птица в клетке: она тоскует в неволе, терпит незаслуженные упреки свекрови и пьянство нелюбимого мужа. У нее даже нет детей, чтобы подарить им свою ласку, любовь, внимание.

Спасаясь от семейного деспотизма, Катерина ищет опору в жизни, такого человека, на которого она могла бы положиться, по-настоящему полюбить. И поэтому слабый и безвольный племянник Дикого Борис становится в ее глазах идеалом мужчины, непохожим на ее мужа. Она будто не замечает его недостатков. Но Борис оказался человеком, неспособным понять Катерину, так же самоотверженно ее полюбить. Ведь он бросает ее на растерзание свекрови. И Тихон выглядит намного благороднее Бориса: он все прощает Катерине, потому что по-настоящему ее любит.

Поэтому самоубийство Катерины – это закономерность. Она не может жить под гнетом Кабанихи и простить предательство Борису. Эта трагедия всколыхнула тихую жизнь провинциального города, и даже робкий безвольный Тихон начинает протестовать против матери: "Маменька, это вы ее погубили! Вы, вы, вы…"

На примере семьи Кабановых мы видим, что отношения в семье нельзя строить по принципу подчинения слабых сильному, домостроевские устои разрушаются, власть самодержцев проходит. И даже слабая женщина может бросить вызов этому дикому миру своей смертью. И все же я считаю, что самоубийство – не лучший выход из создавшейся ситуации. Катерина могла бы поступить и по-другому. Например, уйти в монастырь и посвятить свою жизнь служению Богу, ведь она очень религиозная женщина. Но героиня выбирает смерть, и в этом и ее сила, и ее слабость.

Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!

А.Н. Островский

В драме Островского «Гроза» широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова драматург показал царящие там воистину жестокие нравы. Олицетворением этих нравов является дом Кабановых.

Познакомимся с его представителями.

Марфа Игнатьевна Кабанова - поборница старого мира. Уже само имя рисует нам грузную, тяжелого характера женщину, а прозвище «Кабаниха» дополняет эту неприятную картину. Кабаниха живет по старинке, в соответствии со строгим порядком. Но она соблюдает только видимость этого порядка, который поддерживает на людях: добрый сын, послушная невестка. Даже сетует: «Ничего-то не знают, никакого порядка... Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего». В доме же царит настоящий произвол. Кабаниха деспотична, груба с крестьянами, «поедом ест» домашних и не терпит возражений. Ее воле полностью подчинен сын, этого ждет она и от невестки.

Рядом с Кабанихой, которая изо дня в день «точит всех своих домашних, как ржа железо», выступает купец Дикой, чье имя ассоциируется с дикой силой. Дикой не только «точит и пилит» членов своей семьи. От него страдают и мужики, которых он обманывает при расчете, и, конечно, покупатели, а также его конторщик Кудряш, непокорный и дерзкий парень, готовый кулаками проучить «ругателя» в темном переулке.

Характер Дикого Островский обрисовал очень точно. Для Дикого главное - деньги, в которых он видит все: власть, славу, поклонение. Особенно это бросается в глаза в маленьком городке, где он живет. Он уже запросто может «потрепать по плечу» самого городничего.

Образы Тихона и Бориса разработаны незначительно. Добролюбов в известной статье говорит, что Бориса можно скорее отнести к обстановке, чем к героям. В ремарке Борис выделяется только одеждой: «Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски». Это первое отличие его от жителей Калинова. Второе отличие в том, что он учился в коммерческой академии в Москве. Но Островский сделал его племянником Дикого, а это говорит о том, что, несмотря на некоторые отличия, он принадлежит к людям «темного царства». Это подтверждает и тот факт, что он не способен бороться с этим царством. Вместо того чтобы протянуть Катерине руку помощи, он советует ей покориться своей судьбе. Такой же и Тихон. Уже в списке действующих лиц о нем сказано, что он «ее сын», то есть сын Кабанихи. Он действительно скорее просто сын Кабанихи, нежели личность. У Тихона нет силы воли. Единственное желание этого человека - вырваться из-под опеки матери, чтобы за весь год отгуляться. Тихон тоже не в состоянии помочь Катерине. И Борис и Тихон оставляют ее наедине со своими внутренними переживаниями.

Если Кабаниха и Дикой принадлежат к старому укладу, Кулигин несет идеи просвещения, то Катерина находится на распутье. Выросшая и воспитанная в патриархальном духе, Катерина полностью следует этому образу жизни. Измена здесь считается непростительной, и, изменив мужу, Катерина видит в этом грех перед Богом. Но ее характер от природы гордый, независимый и свободный. Ее мечта летать означает вырваться на свободу из-под власти деспотичной свекрови и из душного мира дома Кабановых. В детстве она однажды, обидевшись на что-то, ушла вечером на Волгу. Такой же протест слышится и в ее словах, обращенных к Варе: «А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» В душе Катерины идет борьба между муками совести и стремлением к свободе. Она не умеет приспосабливаться к жизни, лицемерить и притворяться, как это делает Кабаниха, не умеет смотреть на мир так легко, как Варя.

Нравы дома Кабановых доводят Катерину до самоубийства.

Вражда между близкими
бывает особенно
непримирима
П. Тацит
Нет страшнее возмездия
за безумства и заблуждения,
чем видеть, как собственные
дети страдают из-за них
У. Самнер

Пьеса А.Н. Островского «Гроза» рассказывает о жизни провинциальной России XIX века. События разворачиваются в городе Калинов, расположившемся на высоком волжском берегу. На фоне великолепной красоты природы, царственного спокойствия, происходит трагедия, нарушившая спокойную жизнь этого города. Не все так благополучно в Калинове. Здесь, за высокими заборами, царствует домашний деспотизм, льются никому не видимые слезы. В центре пьесы жизнь одной из купеческих семей. Но таких семей в городе сотни, а по всей России миллионы. Однако так устроена жизнь, что все соблюдают определенные законы, правила поведения, и любое отступление от них является позором, грехом.
Главное действующее лицо в семье Кабановых – мать, богатая вдова Марфа Игнатьевна. Именно она диктует в семье свои порядки и командует домочадцами. Не случайно и ее фамилия – Кабанова. В этой женщине есть что-то животное: она необразованна, но властна, жестока и упряма, требует, чтобы ей все подчинялись, чтили устои домостроя и соблюдали его традиции. Марфа Игнатьевна – сильная женщина. Она считает семью самым главным, основой общественного порядка и требует безропотного повиновения своих детей и невестки. Однако она искренне любит своих сына и дочь, и об этом говорят ее реплики: «Ведь от любви-то родители и строги к вам бывают, все думают добру научить». Кабаниха снисходительна к Варваре, отпускает ее погулять с молодежью, понимая, как несладко ей придется в замужестве. Но на свою сноху Катерину сыплет постоянные упреки, контролирует каждый ее шаг, заставляет Катерину жить так, как сама считает правильным. Возможно, она ревнует невестку к своему сыну, поэтому так неласкова с ней. «С тех пор, как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу», - говорит она, обращаясь к Тихону. А он не в силах возразить своей матери, так как человек слабохарактерный, воспитан в послушании, уважает мнение своей матери. Обратим внимание на реплики Тихона: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»; «Я, маменька, из вашей воли ни на шаг» и т.д. Однако это лишь внешняя сторона его поведения. Он не хочет жить по законам домостроя, не хочет сделать жену своей рабой, вещью: «Да зачем же бояться? С меня и того довольно, что она меня любит». Тихон считает, что отношения между мужчиной и женщиной в семье должны строиться на принципах любви и взаимопонимания, а не на подчинении одного другому. И все же он не может ослушаться властной матери и заступиться за любимую женщину. Поэтому Тихон и ищет утешение в пьянстве. Мать своим властным характером подавляет в нем мужчину, делая слабым и беззащитным. Тихон не готов исполнять роль мужа, защитника, заботиться о семейном благополучии. Поэтому в глазах Катерины он ничтожество, а не муж. Она и не любит его, а лишь жалеет, терпит.
Сестра Тихона Варвара намного сильнее и смелее своего брата. Она приспособилась к жизни в доме матери, где все держится на обмане, и теперь живет по принципу: «Делая что хочешь, лишь бы все шито да крыто было». Варвара тайком от матери встречается со своим возлюбленным Кудряшом, не отчитывается перед Кабанихой за каждый свой шаг. Однако ей проще жить – незамужняя девушка свободна, и поэтому ее не держат под замком, как Катерину. Варвара пытается объяснить Катерине, что в их доме без обмана жить нельзя. Но жена ее брата неспособна к этому: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу».
Катерина чужая в доме Кабановых, здесь все для нее «будто из-под неволи». В родительском доме ее окружала любовь и ласка, она была свободна: «…что хочу, бывало, - то и делаю». Ее душа подобна птице, она должна жить в свободном полете. А в доме свекрови Катерина будто птица в клетке: она тоскует в неволе, терпит незаслуженные упреки свекрови и пьянство нелюбимого мужа. У нее даже нет детей, чтобы подарить им свою ласку, любовь, внимание.
Спасаясь от семейного деспотизма, Катерина ищет опору в жизни, такого человека, на которого она могла бы положиться, по-настоящему полюбить. И поэтому слабый и безвольный племянник Дикого Борис становится в ее глазах идеалом мужчины, непохожим на ее мужа. Она будто не замечает его недостатков. Но Борис оказался человеком, неспособным понять Катерину, так же самоотверженно ее полюбить. Ведь он бросает ее на растерзание свекрови. И Тихон выглядит намного благороднее Бориса: он все прощает Катерине, потому что по-настоящему ее любит.
Поэтому самоубийство Катерины – это закономерность. Она не может жить под гнетом Кабанихи и простить предательство Борису. Эта трагедия всколыхнула тихую жизнь провинциального города, и даже робкий безвольный Тихон начинает протестовать против матери: «Маменька, это вы ее погубили! Вы, вы, вы…»
На примере семьи Кабановых мы видим, что отношения в семье нельзя строить по принципу подчинения слабых сильному, домостроевские устои разрушаются, власть самодержцев проходит. И даже слабая женщина может бросить вызов этому дикому миру своей смертью. И все же я считаю, что самоубийство – не лучший выход из создавшейся ситуации. Катерина могла бы поступить и по-другому. Например, уйти в монастырь и посвятить свою жизнь служению Богу, ведь она очень религиозная женщина. Но героиня выбирает смерть, и в этом и ее сила, и ее слабость.

    Для произведений реалистического направления характерно наделение предметов или явлений символическим смыслом. Первым этот прием использовал А. С. Грибоедов в комедии “Горе от ума”, и это стало еще одним принципом реализма. А. Н. Островский продолжает...

    Название драмы Островского “Гроза” играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны, гроза - непосредственный участник действия пьесы, с другой стороны - символ идеи этого произведения....

    Пьеса А.Н. Островского «Гроза» вышла в свет в 1860 году, накануне отмены крепостного права. В это непростое время наблюдается кульминация революционной ситуации 60-х годов в России. Уже тогда рушились основы самодержавно-крепостнического строя, но еще...

    В творчестве А. Н. Островского тема «горячего сердца» занимает очень важное место. Постоянно разоблачая «темное царство», писатель стремился утвердить высокие нравственные принципы, неустанно искал силы, которые могли бы противостоять деспотизму, хищничеству,...

Быт и нравы купечества в драме А. Н. Островского «Гроза» Гроза - явление в природе очищающее и необходимое. Она приносит с собой свежесть и прохладу после изнурительной жары, живительную влагу после суши. Она несет очищающее, обновляющее действие. Таким «глотком свежего воздуха», новым взглядом на жизнь стала в литературе серединывека пьеса А. Н. Островского «Гроза». Великая русская река, самобытный народ, живущий на ней, дали автору богатый творческий материал. Драма прозвучала как трагический голос времени, как крик народной души, не желающей больше терпеть гнет и неволю. В «Грозе» Островский возвратился к своей излюбленной тематике, к изображению семей-но-бытового конфликта в купеческой среде. Но осознал он этот конфликт в его внутреннем драматическом развитии, довел до решительной развязки и тем самым впервые вышел за пределы комедийного жанра. Жизнь Калинова и подобных ему городов России того времени Добролюбов назвал «темным царством». Сонное, спокойное, размеренное существование. Большую часть времени калиновцы проводят дома, где за высокими стенами и крепкими замками неторопливо едят, занимаются какими-нибудь домашними делами, спят. «Спать ложатся очень рано, так что непривычному человеку трудно и выдержать такую сонную ночь». По праздникам жители неторопливо, чинно прогуливаются по бульвару, но «и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать». У обывателей Калинова нет стремления к познанию культуры, науки, их не интересуют новые идеи и мысли. Люди суеверны, покорны, по их мнению, «и Литва с неба упала». Источниками новостей, слухов являются странницы, богомолки, «калики перехожие». «По немощи своей» они далеко не ходили, но «слыхать - много слыхали». Основой взаимоотношений людей в Калинове является материальная зависимость. Здесь деньги решают все. Автор подчеркивает, что из-за наживы купцы портят друг другу торговлю, постоянно ссорятся между собой, вредят своим вчерашним друзьям: «Я уж потрачусь, да и ему станет в копеечку». Борис не осмеливается защитить себя от оскорблений Дикого, так как по завещанию он может получить наследство только при условии, если будет почтителен к своему дяде. Характер Дикого - это новое и значительное проявление внутренней инертности и косности русской буржуазии. Дикой - сила. Власть его денег в условиях маленького города достигает уже таких пределов, что он позволяет себе «потрепать по плечу самого городничего». В списке действующих лиц «Грозы» Савел Прокофьевич Дикой назван «значительным лицом в городе». Такова же и Марфа Игнатьевна Кабанова. Хозяева жизни, властители и владельцы. На их примере показана власть денег, достигшая невиданных размеров. Однако Дикой - один из самых богатых людей Калинова - сам опускается до прямого жульничества: «Недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!» Брань, ругань по любому поводу - это не только привычное обращение с людьми, это его натура, его характер, даже больше того - содержание жизни.

жание жизни. Самодурство Дикого не знает границ. Он не дает спокойно жить своим домашним. Когда хозяин был не в духе, «все прятались по чердакам и чуланам». Однако в типично самодурской логике его есть один интересный момент: ярый ругатель бывает сам не рад своему характеру: «Друг ты мне, а приди ты у меня просить - обругаю». Не правда ли, мы ощущаем, что самодурство Дикого дает трещину? Твердо стоит на страже патриархальных, домостроевских порядков старины, ревностно охраняет жизнь своего дома от свежего ветра перемен Кабанова. В отличие от Дикого, она ни-когда не ругается, у нее свои методы устрашения: она, «как ржа железо», точит своих близких, прикрываясь религиозными дог-мами и сожалениями о попранной старине. Она никогда не при- мирится с человеческими слабостями, никогда не пойдет на ком-промисс. Кабанова вся прикована к земле, все ее силы направ-лены на удержание, собирание, отстаивание уклада, она - блюститель окостеневшей формы патриархального мира. Кабановой надо, чтобы все казались, все выглядели соответственно ее правилам. Жизнь она воспринимает как церемониал, и ей страшно подумать, что ее правила давно изжили себя. Любовь, сыновнее и материнское чувства не существуют в этом доме, они вытравлены, втоптаны в грязь произволом, ханжеством, злобой. Кабанихе покоя не дает то, что молодым пришелся не по вкусу ее образ жизни, что хочется им жить по-другому. Дикой и Кабанова губительно действуют на окружающих, Отравляя им жизнь, уничтожая в них светлые чувства, делая их своими рабами. И в этом - главная их вина. Поэтому среди действующих лиц нет никого, кто не принадлежал бы к калиновскому миру. Молодое поколение «Грозы» представляют Кудряш, Варвара, Борис, Тихон. В отличие от Катерины, все они стоят на позиции житейских компромиссов и никакой драмы в этом не видят. Конечно, им тяжел гнет старших, но они научились обходить его, каждый в меру своих характеров. Варвара мелка в своих чувствах и запросах. Она - наиболее приспособившаяся из всех. При всей своей неразвитости нашла для себя удобный образ жизни; она обладает необходимым запасом энергии и силы воли, чтобы в своей любви к Кудряшу обходить прямолинейные запреты домостроевского мира. Тихон - незлобивый и слабый человек, он мечется между суровыми требованиями матери и состраданием к жене. Он по-своему любит Катерину, но совсем не так, как требуют нормы идеальной патриархальной морали. Варвара с Кудряшом ведут разгульную жизнь, Тихон добывает отдохновение лишним стаканом водки, но внешнее почтение перед старшими они соблюдают. Из внешнего мира в пьесе только Борис. Он не принадлежит к калиновскому миру по рождению и воспитанию, не похож на других жителей города обликом и манерами, но по тому, как он ведет себя, он вполне калиновский. По словам Добролюбова, Борис относится «более к обстановке», не нарушая замкнутости калиновского мира. Но жизнь не стоит на месте, самодуры ощущают, что их власть ограничивается. Добролюбов отмечает: «Все, кажется, по-прежнему, все хорошо: Дикой ругает когохочет.

хочет… Кабанова держит в страхе своих детей… невестку… А все как-то неспокойно, нехорошо им. Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и уже посылает нехорошие видения темному произволу самодурства".

error: Content is protected !!