Что делать переживаешь из за оценок. Почему школьник переживает из-за плохих оценок. Не акцентировать внимание

Школьные оценки могут быть стимулом к усердной учебе, а могут стать причиной серьезных детских переживаний и неврозов, вплоть до неприятия школы, снижения самооценки и разочарования в себе. Отношение ребенка к оценкам во многом зависит от того, как к его успеваемости относятся родители. Дело усугубляется, если в данном вопросе они занимают крайнюю позицию: заставляют переписывать задание до идеального вида, встречают четверку, а тем более тройку или двойку в дневнике суровым молчанием, нотациями или наказаниями и с недовольством уточняют: "Почему не пятерка? Ты же учил!"

В воспитании детей часто пропагандируется девиз: "Главное не победа, а участие», но, когда дело доходит до итоговых оценок за четверть, у взрослых возникают вопросы: «Откуда взялась тройка по физике? Почему в этот раз по английскому четыре, если раньше были пятерки?" Иногда родители забывают про участие и видят важность лишь в победном результате, обесценивая сам процесс получения знаний.

Тем временем оценка - не единственный показатель детской успешности. Ребенок-гуманитарий часто не может решить математические задачи со звездочкой, но пишет талантливые сочинения, а у того, кто способен к точным наукам, может страдать грамотность. Хорошее знание предмета не всегда гарантирует успешную сдачу экзамена по нему: на результате может сказаться волнение, вопрос повышенной сложности или субъективная оценка учителя, принимающего экзамен.

Что делать, если ребенок слишком сильно переживает из-за оценок?

Прежде всего – донести до него здравое отношение к оценкам. Конечно, учеба – это главная ответственность ребенка в школьном возрасте, и нужно стараться. Но стоит помнить, что и четверка – достойная оценка, и еще важно то, что во время приготовления уроков ребенок получает знания, которые когда-нибудь могут пригодиться. Когда именно? Вспомните примеры из своего опыта: может быть, однажды вы по собственной инициативе научились скоропечатанию, и при приеме на работу умение быстро печатать оказалось преимуществом. Или когда-то выученный в школе немецкий язык пригодился вам в европейском путешествии. Так и ребенок, готовя презентацию, лучше разобрался в компьютерной программе, узнал новые исторические сведения, потренировался выступать перед аудиторией.

Дети часто стараются ради родителей, и важно дать им понять, что они всегда будут любимы, независимо от школьных оценок. Если ребенок сильно расстраивается из-за низких оценок, скажите, что вы готовы помочь ему подтянуться. Может быть, нужно вместе сходить к учителю и посоветоваться, какие темы изучить подробнее. Или вы предложите каждый день повторять одно правило по русскому языку и делать упражнение на это правило. Постарайтесь понять причину, почему успеваемость хромает. Может быть, ребенок стесняется сказать, что недопонял тему, или не может наладить отношения с учителем, или виной тому пропуски по болезни. Будьте готовы к открытому разговору и помощи: нанять репетитора, попросить учителя о дополнительных занятиях по проблемному предмету, помочь самим. Детям важно знать, что в трудной ситуации вы готовы быть с ними в одной лодке.

Четверка по физике или тройка по русскому языку не говорят плохо о личности ребенка, его характере, способности быть хорошим другом, сыном или дочерью своим родителям. Это лишь один из инструментов измерения знаний. Но к сожалению, этот инструмент сильно влияет на детскую самооценку. Каждый любит, когда его хвалят, а каково себя чувствовать, если учителя ставят в пример лишь отличников? Важно помнить, что успехи ребенка – это не только успехи в школе: важны увлечения и социализация, причем для детей, которые учатся на одни пятерки, общение со сверстниками – особенно больное место: отличники слишком часто загружены заданиями, боятся снизить планку успехов и не соответствовать ожиданиям. Поэтому важно обращать их внимание на другие стороны жизни. Хорошо, когда помимо учебы есть занятие, в котором ребенок может продемонстрировать свои способности: спорт, музыка, художественная школа. Если что-то удается особенно хорошо, ребенок проще воспринимает неидеальные результаты в школе.

Радуйтесь вместе с детьми положительным результатам, особенно сравнивая их с оценками предыдущего периода: "Какой ты молодец, тебе удалось исправить тройку по химии на четверку!" И обязательно воодушевляйте, настраивайте своих учеников на то, что у них все получится: часто бывает, что из-за прошлых неудач дети ожидают новых провалов и перестают верить в лучшее. А когда в детские силы верят родители, то и учеба перестает быть гонкой за оценками, и сложные школьные предметы уже не кажутся неподдающимися.

Знаешь зачем должны существовать оценки? Они должны, должны(2х) показывать результат твоей работы за некий промежуток времени. Семестровая кр - результат работы за семестр. Ср за тему - за месяц, и т.д.

Но вовсе не всегда оценки ставят справедливо. Если ты знаешь 90% всего материала, что идет по плану школьной программы - то тебе не о чем волноватся. Если нет, и оценка стоит справедливо (хоть и "плохая" для тебя) - то подтягивай, жизнь этому и учит: учиться на ошибках, своих и остальных.

Если спрашивать "взрослых дядь", которые реально мыслять по-взрослому, то они скажут, что со школы тебе пригодится максимум 20% материала, но школа ж учит не только знаниям (теоремы Пифагора, химическими элементами Менделеева), она ж учит жизни.

Однажды, преподавателю математики Джеремми Куну задали вопрос, над которым ломал голову каждый из нас: "и где же мне пригодятся все эти ваши синусы, косинусы, интегралы, и вся прочая алгебра с геометрией"? В отличии от большинства своих коллег, Джеремми не растерялся, и назвал 5 причин, почему математика это важно.

    Математика учит признавать свои ошибки. И не просто признавать их, но и двигаться вперед, чтобы все-таки одержать долгожданную победу над неразрешимой задачей. Допустим, Карл и Клара стоят над написанным на школьной доске уравнением. Клара уверена, что уравнение решено верно, а Карл точно знает, что нет. Проходит час, за который эти двое меняются ролями: Клара верит, что уравнение ошибочно, а Карл топает ногами и называет Клару невероятной тупицей. Фантастическая ситуация? А ведь математики встречаются с таким чуть ли не каждый день. Спросите любого учителя, что нужно делать, если задача никак не решается. Ответ будет очень простым: "Начните сначала и попробуйте пойти другой дорогой. А главное, не переживайте из-за допущенной ошибки, ведь именно она в конечном счете направила вас по верному следу".

    Математика помогает подбирать точные и правильные слова. Точность - вежливость всех математиков. С этим Довольно сложно поспорить, ведь у каждого термина и укаждого явления есть свое очень четкое определение. Помните, как учителя заставляли нас наизусть зазубривать определения геометрических фигур или, например, условия теоремы Пифагора? В школе мы понятия не имели, где эти знания смогут нам пригодиться, но давайте подумаем: всегда ли мы произносим слова, ни на секунду не сомневаясь в их значении? Сможете ли вы, не задумываясь, ответить что такое мир, что такое счастье или что такое любовь? Совпадут ли ваши ответы на эти вопросы с ответами ваших родных и близких? А главное, сумеете ли вы назвать то, у чего нет точного определения?

    Математика учит мыслить на несколько шагов вперед. Решать математическую задачу все равно что играть в шахматы. Любой неверный, неосторожный шаг может привести к катастрофическим последствиям. Как часто, делая домашнее задание по алгебре, вы заходили в тупик лишь из-за того, что вместо плюса ставили минус? Даже самая крохотная ошибка может нарушить все планы и стать огромной преградой на пути к заветной мечте. А математика учит нас быть внимательными и ответственными за собственные поступки. Не мало, правда?

    Математика учит никогда не сдаваться. Ведь если ты не решишь задачу, ее обязательно решит кто-нибудь другой. Так почему бы не стать первым?

    "То, что я утверждаю сейчас, - ложно" - Именно так звучит знаменитый "парадокс лжеца", который как нельзя точно описывает то, что происходит в современной науке. Множество теорем, правил и aксиом, которые раньше считались верными, а теперь перестают работать. А это значит, что не стоит слепо доверять даже самому авторитетному мнению до тех пор, пока вы не разобрались во всем сами. Ученые называют это "разумным скептицизмом", которому нас так хорошо учит математика.

ПыСы. Извините за ошибки, я просто хохол.

Маленький ребенок воспринимает «5» или «4» не просто как отметку, а как оценку своей личности – хороший я или плохой. Недаром в некоторых педагогических системах отказываются от отметок совсем, чтобы не создавать лишних причин для . То, насколько адекватно ребенок сможет воспринимать оценки, зависит, по большей части, от семьи. Ведь иногда родители забывают, что важен не только результат, но и участие, а учеба – это процесс получения не столько оценок, сколько знаний.

Кроме того, отметки – это всегда субъективно: на результате может сказаться волнение или отношение учителя. Но зачастую на восприятие оценок ребенком влияет именно отношение к ним родителей, а последних, в свою очередь, можно разделить на несколько типов.

Тревожные родители. Чаще всего из-за оценок переживают тревожные родители: для них – показатель успешности их ребенка, а, следовательно, это и их оценка как эффективного или неэффективного родителя: иными словами, как их вклад в ребенка оценил социум. «Для таких мам и пап плохая отметка катастрофизируется – если у него «2», значит, я – плохой родитель», – поясняет Анна Фатеева, детский психолог Кризисного центра помощи женщинам и детям.

Авторитарные родители. Не менее тяжело ситуацию с оценками переживают дети требовательных, контролирующих, критикующих родителей. Часто такие заставляют переписывать задание до идеального вида, встречают четверку, а тем более тройку в дневнике суровым молчанием, нотациями или наказаниями. Ребенок начинает бояться оценок, особенно если он уже встречался с наказанием – физическим или эмоциональным.

Нарциссические родители. Бывает и так, что родителям важно предоставить результаты ребенка на суд общественности: гордиться, хвалиться, хвастаться и тогда родители – явно или нет – транслируют ребенку: «Ели ты не успешен – ты не оправдываешь наших ожиданий, ты нам такой не нужен». Здесь мы имеем дело с ситуацией отвержения, которая, соответственно, приведет к чрезмерному и панике перед демонстрацией родителям дневника.

Жалостливые родители. Некоторые чрезмерно заботливые мамы склонны и готовы в любой момент облегчить его страдания. С ними дети быстро понимают: если поплакать после того, как получишь двойку, тебя не только не будут ругать, но даже погладят по голове, пожалеют и купят шоколадку. Теперь кроха пользуется этим способом каждый раз просто для того, чтобы перестраховаться.

Источником проблемы может быть не только семья, но и обстановка в школе: чрезмерно строгий учитель или конкурентная среда в классе также могут спровоцировать гипертрофированную реакцию на оценки. В этом случае ребенок начинает бояться, что одноклассники не примут его из-за плохой успеваемости.

Дарья Дмитриева

психолог Кризисного центра помощи женщинам и детям

Что делать, если ребенок слишком сильно переживает из-за оценок?

Когда ребенок только , его страх перед отметками почти наверняка связан с тем, что он не знает, какой реакции ждать от родителей, и поэтому испытывает тревогу. Если это уже не маленький ребенок и негативная реакция на оценки стала систематической, значит, ситуация требует внимания.

«Постарайтесь понять, почему ребенок так сильно переживает из-за оценок, – советует психолог Дарья Дмитриева. – Боится, что мама будет ругаться? Ему стыдно? Ему кажется, что он глупый? Над ним смеялись ребята? Учительница оскорбила его? В каждом индивидуальном случае подход к проблеме будет разным».

Тем не менее, можно постараться дать какие-то общие рекомендации.

1. С первого класса научите ребенка правильно относиться к учебе. «Мне приятно, когда ты получаешь «5», но и другие отметки – не конец света». Не стоит говорить: «Ах, ты четверку получил? Ты что, глупый? Вот я в твои годы…» Ребенку стоит сказать, что «4» не сообщает ничего плохого о его личности, характере, и т.п. Это лишь один из инструментов измерения знаний.

2. Объясните ребенку, что он имеет право на ошибку. Может быть, ребенок стесняется сказать, что недопонял тему, или не может , или виной тому пропуски по болезни. Малышей важно поддерживать, чтобы они не боялись сказать: «Я не понимаю, объясни».

3. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, которые учатся лучше. Это как минимум неконструктивно. Если хотите, сравнивайте сегодняшние результаты с успехами вашего же ребенка вчера: «Смотри, ты научился писать это слово без ошибок», «Смотри, ты уже лучше пишешь сочинения».

error: Content is protected !!