Дисфагия у детей: причины и способы лечения. Доктор комаровский о том, как научить ребенка жевать, глотать и самостоятельно есть ложкой Ребенок плохо жует и глотает твердую пищу

Дисфагия – патологический процесс, характеризующийся нарушением глотания. В литературе, этот процесс описывается как затруднения проглатывания твердой и мягкой пищи. Стоит понимать, что это не самостоятельное заболевание, а лишь следствие . Нарушения могут встречаться как у взрослых, так и у детей, причем у последних дисфагия имеет свои особенности течения, последствий и осложнения. Каковы основные причины дисфагии, может ли она указывать на серьезные заболевания? Как диагностировать дисфагию и какое лечение предлагает современная медицина?

Оглавление:

Механизм акта глотания

Акт глотания – процесс сложный, хоть и кажется нам как само собой разумеющееся. Вначале, ребенок пережевывает пищу, измельчает ее, для более легкого проглатывания. Во время этого процесса стимулируется слюноотделение и выработка желудочного сока. Слюна смачивает каждый кусочек пищи, способствует формированию пищевого комка. При помощи слаженной работы языка и щек пища проталкивается к корню языка.

На его поверхности расположена рефлекторная зона. При ее затрагивании запускается рефлекс – пищевой комок проглатывается и продвигается в глотку. Одновременно с этим начинает двигаться мягкое небо, отделяющее полость носа от глотки, также сокращаются мышцы, которые приподнимают гортань – это необходимо для того, что бы пищевой комок попал в то «горло», а не направился в гортань, бронхи и легкие.

Как только в глотке было создано нужное давление, открывается пищевод, пища начинает свое движение к желудку. Кольцевые мышцы пищевода и их попеременное сокращение обеспечивают продвижение пищевого комка и созданию области пониженного давления.

Обратите внимание

Несмотря на всю сложность процесса, сознательно происходит только пережевывание пищи и ее проталкивание к корню языка. В остальном, процесс бессознательный, и поддается контролю нервной системы и глоточно-пищеводным структурам.

Если говорить о дисфагии, то для нее характерно нарушение именно этапов, которые не поддаются сознательному контролю, что может проявляться в следующем:

  • обратное забрасывание пищевого комка из глотки в полость рта;
  • появление боли в центре грудины, можно сказать по ходу продвижения пищевого комка;
  • формируется «ком» в горле, дети ощущают, как у них застрял пищевой комок.

Виды дисфагии

В клинической практике выделяют несколько видов дисфагии, которые можно условно квалифицировать по его локализации:

Кроме видов дисфагии, выделяются еще и степени тяжести, коих 4:

  • отсутствие возможности проглотить лишь некоторые виды твердой пищи;
  • проглатывание твердой пищи затрудненно, с мягкой, полужидкой – проблем не возникает;
  • остается возможность проглотить только жидкий вид пищи;
  • проглотить что-либо вообще нет никакой возможности.

Причины дисфагии у детей

Нарушение проглатывания в детской практике имеет некоторые особенности, что обоснованно особенностями детского организма. Так какие заболевания и состояния могут стать причиной нарушенного глотания?

ДЦП

В процесс диагностики и дальнейшего лечения привлекаются и другие специалисты: невропатолог, ЛОР, эндокринолог, гастроэнтеролог и др.

Как лечат дисфагию?

Только после подтверждения диагноза в индивидуальном порядке разрабатывается план лечения, которое проводят в стационаре под присмотром докторов. За счет того, что причины дисфагии могут быть более чем разнообразными, следовательно, лечение будет направлено именно на ее устранение.

Для примера : диагностированная опухоль, будет требовать соответствующего лечения: хирургическое вмешательство, химио-, лучевая терапия. Если же дисфагия спровоцирована воспалительными заболеваниями ротоглотки, назначаются медикаментозная терапия: противовоспалительные и антибиотики. В диагностировании функциональной дисфагии в обязательном порядке участвует психотерапевт.

Кроме лечения дисфагии, которое направлено на устранение причины, в обязательном порядке маленькому пациенту назначают диету. Несмотря на то, что дети могут беспроблемно проглатывать жидкую пищу, есть список продуктов, способных усугубить течение дисфагии. К их числу можно отнести:

  • быстрые углеводы;
  • крепкий чай или даже кофе;
  • лимонады, газированные напитки;
  • некоторые виды цитрусов;
  • жаренное и копченое.

Обратите внимание

Такие продукты питания могут стать причиной увеличения внутрижелудочного давления и простимулировать кислотообразующую функцию желудка, что и становится причиной нарушенного глотания.

Дисфагия опасна своими острыми симптомами: во время приема пищи кусочки пищи могут направляться в дыхательные пути и ребенок может поперхнуться и начать задыхаться. Родители должны уметь правильно оказать первую помощь. Во избежание несчастных случаев, лечение должно проводиться в стационаре, где доктора смогут своевременно и правильно оказать первую помощь.

В запущенных случаях, кормление ребенка может осуществляться при помощи специальной трубки.

Чем опасна дисфагия для детей?

Дисфагия у детей – опасное состояние, особенно если не было начато своевременное лечение и произошло запускание самой дисфагии, и причины, которая спровоцировала ее появление.

Если запустить затрудненное глотание, оно может стать причиной серьезных осложнений. Есть большой риск воспаления пищевода, который может переходить в хроническую форму. Такая форма воспаления – фактор риска для формирования опухолевых процессов, причем не только в пищеводе, но и в других органах.

Если у ребенка нет возможности нормально глотать пищу, то он может совершенно отказаться от ее употребления, что грозит развитием анорексии. А, как известно, это состояние уже угрожает здоровью и даже жизни. Отказ от приема пищи – это стресс для детского организма.

Доктора напоминают, что дисфагию и ее причину необходимо своевременно диагностировать, и составить эффективный план лечения.

Парецкая Алена, педиатр, медицинский обозреватель

  • Плохо спит
  • Дневной сон
  • Истерики
  • Родители малышей прекрасно знают, что все этапы развития малыша современной педиатрией помещены в некие возрастные рамки, на которые мамам и папам будет удобнее ориентироваться в процессе выращивания чада. Так, называются сроки введения прикорма, примерные сроки появления первых зубов. Есть свои сроки и для таких навыков, как самостоятельное владение ложкой во время еды, а также умение жевать и глотать твердую пищу.

    По медицинским меркам, ребенок в 7-8 месяцев вполне может есть с ложки при помощи мамы, а к году держать ее самостоятельно. Уверенно владеть ложкой, по мнению официальных учебников по педиатрии, малыш должен к полутора годам. Твердую пищу кроха должен кусать и жевать уже ближе к году, если количество зубов позволяет.


    В теории все выглядит ровно и гладко. На практике же родители часто сталкиваются с проблемами. Ребенок не хочет есть твердое, даже при наличии зубов, малыш отказывается брать ложку в руки, быстро теряет интерес к приему пищи ложечкой, бросает есть или давится кусочками. О том, что делать в этой ситуации, родителям рассказывает авторитетный детский врач Евгений Комаровский.

    Все правила кормления расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

    Комаровский о проблеме

    Не жует

    Детей, которые не научились бы к 5-6 годам жевать и глотать, на свете не существует, говорит Евгений Комаровский. Жевательный рефлекс (а это не навык, а именно рефлекс!) есть у всех людей, только активируется он в разное время. У одних раньше, у других - позже. На вопрос, что же мешает рефлексу развиваться пораньше, доктор отвечает одно - родители!


    Чрезмерно заботливые родители, которые не спешат ребенку давать твердую пищу, все боятся, что малыш подавится. В результате кроха в 2 года, когда он уже физиологически в состоянии самостоятельно есть кусочками, продолжает получать от мамы с папой протертую в кашицу еду.

    Не ест с ложки

    Участковые педиатры, особенно старшего поколения, очень часто напоминают мамам, что ребенок к 8-9 месяцам должен нормально кушать с ложки, а в год держать ее самостоятельно и при этом попадать ею в рот. Якобы по этому навыку можно судить о нервно-психическом развитии ребенка.

    Ложка - это скорее психотерапевтический прием для мамы и папы, а не крайне необходимая вещь для самого ребенка.

    Иными словами, если кроха ест с ложки, да еще сам, родители начинают безмерно себя уважать, гордиться своим воспитанием малыша и всячески чувствуют себя «как все» и даже лучше. А вот если он не берет ложку или, хуже того, вообще ее отрицает, то это для многих мама сигнал бедствия, говорящий о том, что где-то она, мама, допустила ошибку - поленилась приучить, не настояла, не потребовала, не заинтересовала.


    На самом деле, потребность самостоятельно кушать именно ложкой у ребенка рано или поздно сформируется и самостоятельно. И тогда кроха довольно быстро (потому что есть мотивация-интерес!) научится держать ложку и доносить ее до рта. Поэтому если малыш предпочитает в 9-11 месяцев кушать жидкую кашу из бутылочки, не стоит заставлять его делать это ложкой. Всему свое время.


    Не хочет есть пищу кусочками

    Евгений Комаровский предупреждает, что эта проблема довольно распространена среди деток, которые долго были на грудном вскармливании , и их родители не спешили приучить к прикорму. Но если такие вопросы возникли, то искать причины уже поздно, нужно думать, что делать.


    Комаровский призывает родителей разумно и объективно оценить возможности своего ребенка жевать. Для этого нужно посчитать, сколько у него зубов имеется, и как они расположены. Давать крохе погрызть яблоко или бублик, если у него всего два зуба - настоящее родительское преступление, особенно учитывая, что родители, в подавляющем большинстве, совершенно не умеют оказывать первую помощь. Двух зубов вполне хватит, чтобы отгрызть кусочек, но не хватит для рефлекторного жевания.

    Поэтому лучше придерживаться в рационе того же подхода к консистенции пищи, которого придерживаются производители готового детского питания, а они меняют ее постепенно - сначала пюре, потом пюре с небольшими кусочками, потом - густая однородная пища и, наконец, густая пища с твердыми фрагментами. Но тут сложно обозначать возрастные рамки, говорит Евгений Олегович, поскольку все дети индивидуальны, и один в год с целым ртом зубов жует яблоко, а другой в полтора с тремя-четырьмя или чуть более зубками продолжает питаться пюре.



    Не хочет есть, пока не включат мультики

    Это еще одна распространенная проблема. Ребенок смотрит на родителей, копирует их, а 90% населения привыкло кушать, глядя в телевизор. К тому же некоторые, особо «догадливые» мамочки специально включают мультики, что ребенок отвлекся от яростного сопротивления приему пищи, пока она, заботливая мать, будет запихивать в него пару лишних ложек каши или пюре.


    Да, малыш, глядя в телевизор, съест больше. Но именно это и является главной опасностью. Когда ребенок во время приема пищи смотрит в тарелку, у него вырабатывается желудочный сок, столько необходимый для нормального пищеварения. А если он смотрит на героев мультфильма, то сок не вырабатывается, и такая еда пользы не принесет, и грозит заболеваниями желудка. Уже даже по этой веской причине нельзя есть, смотря мультики.


    • Если ребенок не жует, а пытается лизать или сосать яблоко или печенье, не нужно ему спешить протереть это самое яблоко на терке или размочить печенье в молоке. Чащей давайте именно твердую пищу, если количество зубов позволяет, пусть тренируется. Получается у всех без исключения. Ни один ребенок еще не пошел в школу, не умея жевать пищу.
    • Давать прикорм лучше всего специальной детской ложечкой, а не обычной чайной. Такой столовый прибор сделан из пластика, которым малыш не поранится, он имеет меньший объем, что не затруднит глотания. Если ребенок не принимает и такую ложку, не стоит кормить его так насильно. Пусть пока ест из бутылочки.
    • Если ребенок отказывается жевать, глотать и брать ложку в руки, Комаровский советует пересмотреть режим питания. Вполне вероятно, что малыш просто не успевает проголодаться по-настоящему. Такое бывает в семьях, где крохе дают есть «когда пора», а не когда он сам просит есть. Перекармливание является не только причиной нежелания малыша принимать участие в самом процессе, это может запустить механизмы самых разных заболеваний. А потому перекармливать вреднее, чем не докармливать.
    • Приучить ребенка кушать самостоятельно нетрудно, говорит Комаровский, главное «поймать момент» и помочь ребенку, ненавязчиво поддержать его в стремлении взять ложку, чашку в руки. Но приучать насильно, тем более, если ребенок еще не готов в самостоятельным действиям за столом, и уж тем более «давить» на кроху, - не самое лучшее родительское решение.
    • Если ребенок избирателен в еде (он есть только что-то определенное), то это однозначно не голодный ребенок, считает доктор Комаровский. Настоящий голод полностью ликвидирует избирательность. А потому не стоит потакать такой избирательности, ребенок должен кушать то, что перед ним поставила мама. Если не ест - значит не хочет есть. Лучше подождать, когда он проголодается по-настоящему.
    • Не нужно делать за ребенка то, что он уже способен делать сам. Если речь идет о том, что ложку не берет малыш в годовалом возрасте и чуть старше, это одно. Но все меняется, если ребенок в 3-4 года не хочет есть сам и требует у мамы, чтобы она его покормила. После двух лет Комаровский советует ставить тарелку, давать ложку и выходить из кухни на некоторое время, с каждым днем все более увеличивая время отсутствия.

    Возвращаясь, маме не стоит интересоваться, сколько кроха съел ложкой, нужно делать вид, что ничего удивительного не произошло. Обычно через несколько дней ребенок начинает сам съедать как минимум половину положенной порции. Не забывайте проявлять максимум терпения и такта.

    смотрите что нашла:
    После года.
    После года малыши становятся активными едоками. Примерно к 1 году 3 месяцам они уже кушают не только в соответствии со своим режимом, но присоединяются к каждому члену семьи, который сел поесть. Примерно с 1 года и 4-5 месяцев малыши начинают активно пить воду. Кроме этого они запивают пищу водой, делая это в процессе еды многократно. Еще одна особенность: дети не могут съесть порцию еды спокойно сидя за столом. Они поглощают еду двигаясь. Это выглядит так: мама сидит и ест, а ребенок, подбегает к ней, берет кусочек пищи и убегает, затем он глотает его и подбегает к маме за следующей порцией.
    Малыш очень свободно обращается с маминой грудью. Очень часто малыш подбегает к маме и прикладывается к груди, буквально стоя, на бегу. Он может взобраться к маме на руки и пососать подольше, а может, приложившись на несколько секунд продолжить бежать по своим делам. Если взаимоотношения между мамой и малышом очень доброжелательные, если доступ к груди беспрепятственный, то ребенок видит в материнской груди и маминых объятьях полную гарантированную защиту от всех бед и несчастий. Поэтому, если он упал, обижен или его укусила оса (даже!) для успокоения ему достаточно приложиться к материнской груди, чтобы он забыл обо всех несчастьях.
    Основной суточный период грудного вскармливания смещается на ночное время. Самый активный период сосания – это время между 4 и 8 часами утра.
    Днем грудное вскармливание заключается в основном в прикладываниях к груди, которые могут происходить примерно1 раз в час. Полноценных кормлений в течение дня бывает всего 2-4 и, как правило, они связаны с укладыванием спать и пробуждением во время дневного и во время ночного сна.
    Отлучение от груди.
    Оптимальные физиологические сроки отлучения от груди 1 год и 3 месяца- 2 года и 6 месяцев. У матери постепенно происходит инволюция лактации, изменяется качество молока, а у ребенка сокращается потребность в абсолютной защите, грудное молоко постепенно замещается другой пищей и наступает момент, когда мать уже готова “убежать “ от ребенка, а ребенок уже не очень-то и нуждается в прикладываниях к груди.
    Перед моментом расставания наступает период чрезвычайно активного сосания, которое буквально изматывает мать. Затем ребенок несколько успокаивается и наступает момент расставания. На время отлучения от груди матери лучше уехать на 3-5 дней и вернуться к ребенку в новом качестве. Именно таким образом происходило отлучение ребенка от груди в деревне и в некоторых племенах, сохранивших архаичную культуру.
    Интересно, что момент прощания с грудью мать переживает более эмоционально, чем ребенок. Она очень жалеет, что теперь между ней и малышом уже нет такой тесной связи, что он уже не нуждается в ней так сильно, как было во время грудного вскармливания.

    Приведенные данные взяты из книги “ Консультирование по грудному вскармливанию” автор Ж.В.Цареградская, рецензент И.М.Воронцов – доктор медицинских наук, профессор. Отдельно данные в сокращенном варианте были опубликованы в журнале “Наш малыш” за январь 2000 года.

    Глотательный рефлекс, благодаря которому пища из ротовой полости попадает в пищевод, а затем в желудок, является врожденным. У новорожденного ребенка глотательный рефлекс изначально хорошо развит, но механизм глотания отличается от того, который развивается впоследствии, при поедании густой и твердой пищи.

    Если ваш малыш к полутора-двум годам, или к более старшему возрасту, не научился проглатывать еду, это повод всерьез озаботиться ситуацией и предпринять все возможное, чтобы решить этот вопрос.

    Проблема с глотанием лекарственных средств в виде таблеток или капсул, которые детям начинают назначать приблизительно с трехлетнего возраста, лежит в несколько иной плоскости. Малышу с нормально развитым рефлексом глотания просто требуется освоить «технологию» процесса.

    Особенности процесса глотания

    Глотание представляет собой совокупность двигательных реакций. У младенца с рождения развито глотание, именующееся инфантильным. Оно позволяет малышу потреблять еду в жидком виде – в процессе сосания мышцы языка, щек и губ малыша сокращаются, создавая отрицательное давление в ротовой полости. В результате во рту начинает скапливаться молоко, и язык направляет его в глотку.

    В процессе инфантильного глотания малыш кончиком языка касается губ, это является нормой для малышей первых месяцев жизни – до . С их появлением сосательный рефлекс заменяется жевательным – это заметно по поведению грудничка, который начинает тянуть в рот различные предметы и пытаться их пожевать.

    На этом этапе жизни при правильном развитии младенца инфантильное глотание заменяется соматическим. В процессе такого глотания язык упирается кончиком уже не в губы, а в твердое небо, в его переднюю треть – это позволяет спинке языка двигать еду в гортань.

    Но для формирования навыка соматического глотания ребенок должен получать пищу, более плотную по консистенции, чем полужидкое пюрированное детское питание. Иначе у ребенка при попытках глотания язык попадает между рядами зубов, что провоцирует привычку к неправильному прикусу. При таком варианте глотания начинают работать мышцы около рта, круговая и подбородочная, а также мышцы шеи. Это дискомфортно для малыша и заставляет его отказываться от глотания твердой пищи.

    Почему отсутствует соматическое глотание

    Ребенок не переходит от инфантильного типа глотания к соматическому по следующим причинам:

    • чрезмерно затянулся период сосания ;
    • не начали вовремя включать в рацион твердую пищу;
    • зубы прорезываются со значительным отставанием по срокам;
    • уздечка языка короткая и неэластичная;
    • привычка к дыханию через рот из-за постоянной заложенности носа.

    К формированию неправильной техники глотания приводит использование соски, не соответствующей размеру ротовой полости малыша. Если соска слишком длинная и доходит до мягкого неба, она мешает языку правильно функционировать.

    Хронические заболевания, разрастание аденоидов приводят к постоянной заложенности носа и заставляют ребенка дышать ртом. В такой ситуации ему сложно перестроиться на соматическое дыхание.

    Если малыша после прорезывания зубов продолжать кормить только полужидкой и жидкой пищей, то у него не развиваются навыки жевания и соматического глотания. При этом язычная мышца плохо развивается, что ведет к целому ряду проблем, включая отставание в речевом развитии.

    Ход лечения

    Если ребенок старше годовалого возраста не глотает еду, это серьезный повод обратиться к специалистам. Чем быстрее проблема будет решена, тем выше шансы, что это не скажется на речевом развитии малыша.

    Важно наладить правильное питание ребенка. Нельзя давать ему покупное полужидкое овощное или фруктовое пюре – это стимулирует привычное инфантильное глотание. Следует переключиться на еду, более плотную по структуре, для стимуляции жевания в ней должны попадаться небольшие кусочки продуктов.

    Подходящей консистенции продукта можно добиться, если не перемалывать овощи или фрукты в блендере, а разминать продукты с мягкой структурой (вареный картофель, бананы, персики и т.д.) при помощи вилки – в этом случае ребенку есть что и глотать.

    Малышу в возрасте от года давайте есть твердую пищу, которую приходится грызть и жевать – морковь, яблоки, баранки, сухари. Если опасаетесь, что ребенок подавится, используйте ниблер – специальное устройство, по типу похожее на соску, но с сеточкой, в которую вкладывают кусочек не слишком твердого фрукта. Стимуляция жевания помогает и развитию соматического глотания.

    Важно выполнять специальные упражнения, направленные на стимуляцию мышц, необходимых для глотания, сидя в правильной позе перед зеркалом – выпрямив спинку, прямо держа голову:

    • Облизывание губ. Верхнюю и нижнюю губу полуоткрытого рта ребенок облизывает поочередно, ведя языком от одного уголка к другому.
    • Маляр. Улыбнувшись, довольно широко открыть рот. Языком, расширив его, ребенок гладит небо по направлению от зубов к глотке. Нижнюю челюсть надо держать неподвижно.
    • Чистим и считаем зубы. Улыбнувшись, приоткрыть рот. Необходимо водить по верхним зубкам с тыльной стороны кончиком язычка. Затем «пересчитывать» их, останавливаясь на каждом. Следите за неподвижностью нижней челюсти.
    • Цоканье. Приоткрыть рот и поучиться цокать языком, не шевеля нижней челюстью.
    • Капля меда. Капельку сиропа или меда (или шарик из хлебного мякиша) поместите на кончик языка, ребенок должен попытаться с усилием ее проглотить.
    • Полоскание. Поэтапно полощите горло минеральной водичкой, киселем жидкой консистенции, кефиром комнатной температуры, густым киселем.
    • Зевать, жевать, глотать. Соответствующие движения выполняют, запрокинув голову и не открывая рта.

    Приучаем глотать:

    1. Вырежьте из пипетки резиновое колечко и положите его на кончик языка ребенка. Он должен его прижать к твердому небу, в области складок за зубами. Затем следует сжать зубы и сомкнуть губы. Это исходное положение.
    2. Попросите малыша проглотить слюну. Если язык поменял положение и сдвинулся в область между зубами – это неправильно. Объясните ребенку, что нужно научиться глотать, оставляя кончик языка, прижимать резиновое колечко к небу. Упражнение повторяют сначала дважды в день по 5 раз, затем 3 раза в день по 10 раз.
    3. Примите исходное положение. Малыш должен удерживать колечко на месте в течение 5 минут. В следующие дни это время плавно увеличивается до 10 минут.
    4. Примите исходное положение. Учите ребенка проглатывать слюну, не размыкая губ, при этом они должны быть расслаблены.

    Если ваш малыш при переходе с полужидкой пищи на более густую и неоднородную держит во рту еду и не глотает ее, первым делом проконсультируйтесь с педиатром. Необходимо поверить состояние уздечки языка, исключить проблемы с носовым дыханием.

    Приучаем глотать таблетки

    Детям даже с развитым соматическим глотанием может быть сложно проглатывать таблетки и капсулы. Чтобы не возникло проблем с приемом лекарства во время болезни, полезно малыша в возрасте 3-3,5 лет научить правильно глотать таблетки.

    Чтобы научить ребенка глотать таблетки, действуйте по следующей схеме:

    • объясните ему последовательность действий;
    • дайте отпить глоток чистой воды комнатной температуры, чтобы язык был влажным, и таблетка не приклеилась слюной к его поверхности;
    • попросите ребенка открыть рот и положите таблетку на середину языка, чуть ближе к горлу (если таблетка попадет на корень языка, это вызовет рвотный рефлекс);
    • дайте ребенку отпить воды, чтобы вместе с ней он проглотил таблетку.

    Может потребоваться несколько тренировок, чтобы малыш перестал бояться глотать лекарства в виде таблеток и капсул. Важно создать благоприятный эмоциональный фон занятий – это поможет ребенку быстрее освоить навык.

    error: Content is protected !!