Истинна ли любовь между фаустом и гретхен. Маргарита и Фауст: история несчастной любви. Другие сочинения по этому произведению

История любви Фауста и Гретхен - самая смелая и глубокая в немецкой литературе.

Б. Брехт

В трагедии Гете «Фауст» человек заключает сделку с сата­ной. Герой трагедии - мыслитель, философ, ученый. Сделка совершается из благих побуждений человека - он хочет познать мир. Господь отдает человека «под опеку» сатане, заранее уверенный, что человек не позволит черту унизить себя:

И посрамлен да будет сатана!

Знай: чистая душа в своем исканье смутном

Сознаньем истины полна.

Здесь уже, в сущности, выражен основной смысл «Фауста».

Мефистофель, полагая, что Фаусту хватит и малого во исполнение договора, приводит его в трактир. Но Фаусту в трактире скучно. Мефистофель ведет героя дальше. Вот кухня ведьм. Фауст, однако, не отказывается от предложенного ему ведьмой омолаживающего напитка и получает вторую, данную волшебством жизнь. Испытание вином герой выдержал. А как же с любовью?

Начинается история любви Фауста и Гретхен. Вот наконец та боль и нега, тот угар страсти, о которой мечтал Фауст. Остродраматический сюжет развивается в серии живых сцен, воссоздающих быт, нравы, характеры немецкой провинции средневековой поры.

Улица. Комната Гретхен. Сад соседки. Уличные сплетни. Власть церкви в лице жадного попа, всегда готового прибрать к рукам имущество прихожан. Страх обывателей перед цер­ковными запретами. Шашни Мефистофеля с вдовушкой Мар­той. Завистливость подруги Гретхен Лизы, охочей до злосло­вия. Горячность брата Гретхен Валентина, солдата, спешаще­го на свой лад защитить честь сестры. Узкой, ограниченной, но в чем-то милой рисует Гете патриархальную Германию. В центре картины - юная Гретхен.

Гретхен - самый поэтичный, светлый из созданных Гете женских образов. Простая девушка из небогатой бюргерской семьи, она изображена как безыскусное дитя природы, как прекрасный «естественный человек», каким мыслили свой идеал просветители.

Она любит природу, поет народные песни, наивно гадает на ромашке. Ее детская непосредственность восхищает Фау­ста, рефлектирующего человека нового времени. «Как непо­рочна, как чиста», - восторгается он. Сюжет тут как будто начинает приобретать черты классической комедии на любов­ную тему. Мефистофеля Гете наделяет функциями слуги, и помогающего своему хозяину, и пародирующего его пылкую страсть. Такой пародией становится грубоватый флирт Мефи­стофеля с Мартой. Но комедия быстро оборачивается траге­дией.

Настойчивость ухаживаний Фауста побеждает робость Грет­хен. Девушка идет навстречу пробудившемуся в ней чувству бесхитростно и безоглядно. Любовь Гретхен и Фауста прихо­дит в противоречие с мещанскими нравами в городе.

Любовь, которая, как казалось Гретхен, несет ей счастье, превращается в источник ее невольных преступлений. Вален­тин гибнет в поединке с Фаустом, мать умирает от снотворно­го. Осужденная молвой, Гретхен топит в лесном ручье ново­рожденное дитя. Несчастная попадает в тюрьму и ждет смерт­ной казни.

Фауст проникает в тюрьму, пытаясь спасти возлюбленную. Но она отказывается, считая во всем виноватой себя.

Вынужденное расставание Фауста с Гретхен имеет также обобщающий смысл, связанный с основным содержанием центрального образа: Гретхен слишком связана всеми своими предрассудками со старой Германией, чтобы стать подругой Фауста в его смелых исканиях, а Фауст - само движение вперед - не может остаться с нею. Ему мало только любви.

Трагический финал любви Фауста и Гретхен потрясает и вместе с тем усиливает символический смысл образов. Грет­хен, как и Фауст, не только неповторимый человек с конкрет­ной судьбой, ее образ - еще и символ патриархальной Германии; Фауст же - воплощение ищущего человечества. Вместе с тем в Гретхен отображено светлое женское начало - любви, теплоты, обновления жизни, и в этом она навсегда остается для Фауста идеалом. Господь прощает грехи Марга­риты. Это и есть гетевское оправдание героини.

Так завершается первая часть трагедии. В ее последних сценах содержится важный нравственный урок: самоутверж­дение одной отдельно взятой личности, «сверхчеловека» мо­жет обернуться катастрофой для другого человека.

Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится. Она не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла. Не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. К познанию такой любви, любви истинной, приходит главный герой трагедии Гете Фауст.

Заключив договор с дьяволом, Фауст требует от него беспрекословного исполнения всех своих желаний. И первое желание мужчины было связано с женщиной, непорочной и чистой Маргаритой. Мефистофель без особого восторга исполняет это желание своей жертвы. Сам черт признает: девушка настолько чиста и непорочна, что зло не имеет над ней силы. Мефистофель уверен, что против Маргариты нельзя применять никакую силу, «тут надо изловчаться и лукавить». В конце концов Мефистофель помогает Фаусту познакомиться с Маргаритой, надеясь, что в ее объятиях тот сможет найти то прекрасное мгновение, которое искал всю жизнь и которое хотел продлить до бесконечности.

Фауст сначала завлечен в объятия чувственных желаний:

О небо, вот так красота!

Я в жизни не видал подобной.

Как неиспорченно-чиста

И как насмешливо-беззлобна!

Уже попав в комнату девушки, Фауст начинает понимать, что она не только внешне красива, но и прекрасна душой, и он все более убеждается в этом. Его чувство становится всеобъемлющим - не только физическим, но и духовным. Вторая половина первой части «Фауста» посвящена истории любви Фауста и Гретхен. Между влюбленными - огромная пропасть. Фауст - человек необыкновенно развитый умственно, прошедший большой путь духовного роста, очень много знающий и весьма вольнодумный. Ему свойственно критическое отношение к общепринятым понятиям. Мысль его отличается самостоятельностью, он ничего не принимает на веру, подвергает все критическому анализу и лишь после этого делает определенные выводы. Он давно отказался от веры в церковное учение:

Кто из нас дерзнет

Ответить, не смутясь: «Я верю в Бога»?

А отповедь схоласта и попа

На этот счет так искренне глупа,

Что кажется насмешкою убогой.

Гретхен - прелестное, чистое юное существо. Она обладает всеми сокровищами женской души. Девушка способна к безграничной любви и самопожертвованию. Она глубоко верующая, ведь ее всю жизнь сопровождает ее мама - образец религиозной добродетели. Обнаружив у себя в комнате шкатулку с драгоценностями, Гретхен тотчас сообщает о находке любимой матери, которая появление драгоценностей в своей бедной комнатушке приписывает козням дьявола. Шкатулка отдана церкви. В то же время Гретхен мучают раздумья о неизвестном дарителе.

Влюбленный Фауст не останавливается, готовя возлюбленной с помощью Мефистофеля новое испытание. Следующая шкатулка, полная несметных сокровищ, соблазняет Гретхен. В этот раз она свернула с пути добродетели, решив принять шкатулку с несметными сокровищами. Но разве можем мы обвинять бедную девушку в том, что ей понравились красивые вещи? В своей жизни она не видела ничего, кроме ежедневной изнуряющей работы, и не могла даже мечтать, что в один прекрасный момент ее жизнь изменится точно как у Золушки. А тут еще и подруга Марта уверяет, что все хорошо, что можно оставить себе ларчик и тайком примерять драгоценные безделушки. Пользы от этого никакой, но лишний раз полюбоваться своей красотой, обрамленной прекрасными каменьями и золотом, - праздник для любой девушки.

Результат этого поступка оказался для Гретхен роковым. Невольно поддавшись искушению, она утратила целомудрие. Зло порождает зло, один нечестный поступок приводит к следующему. Мефистофель торжествует: знакомство Фауста и Гретхен приносит ему неплохие дивиденды. Фауст ради встречи с Гретхен готов на подлог и подписывает поддельные документы. Гретхен понимает, что любит, и ради любви готова на жертвы. В порыве страсти она даже забывает о вездесущих соседях, которые непременно вынесут свой ханжеский приговор чужой любви и чужому счастью.

В тот момент, когда Фауст преодолевает чувственное влечение к девушке и переходит на другой, духовный, уровень любви, Гретхен начинает испытывать беспокойство по поводу правильности своих поступков. Мефистофель в ее представлении «лиходей», который «так насмешлив и хитер и ни во что людей не ставит». Подобно тому, как Фауст для удовлетворения своих духовных стремлений заключает договор с дьяволом, иначе говоря, впадает с общепринятой точки зрения в «грех» и совершает преступление, так и Гретхен во имя любви становится нарушительницей принятых в обществе нравственных установлений. Она не может освободиться от навязанных ей с детства правил, хотя и невольно задается вопросом, почему любовь, давшая ей такую душевную радость, находится в противоречии с моралью, в истинность которой она всегда верила.

Трагедию любви Фауста и Гретхен можно объяснить и различиями их натур, и агрессивностью внешней среды. Ведь суд над Гретхен берется вершить не чужой человек, а ее родной брат Валентин. Суд родных подчас более несправедлив и жесток, чем суд посторонних. Например, в странах, исповедующих ислам, нередки случаи, когда разъяренные отцы и братья убивают своих дочерей и сестер, ступивших, по их мнению, на путь разврата и порока.

Бравый вояка Валентин, казалось бы, менее всего имел отношение к морали. Пьяный разгул был самым невинным прегрешением в жизни этого человека, профессией которого было убийство. И вот именно он, сам, вероятно, не раз попиравший девичью честь, счел нужным вступиться за свою сестру, а это, в конечном счете, повлекло за собой роковое одиночество Гретхен в самый критический для нее момент.

Фауст убил Валентина и вынужден скрываться. В это время Гретхен сходит с ума и убивает своего ребенка. Приговор общества детоубийцам всегда жесток, несмотря на то что подчас само общество толкает женщин на это безумство. Гретхен заточена в тюрьму, она не понимает даже того, что убила собственное дитя. Разговоры о том, что она является убийцей своего невинного ребенка, она воспринимает как злую шутку. Появление возлюбленного сначала кажется ей спасением, но почему она так полна недоверия к тому, кто наполнял ее думы и сердце трепещущим огнем любви?

Хоть то же все на вид,

Мне нет с тобой удачи,

И холод твой страшит...

В нем Гретхен чувствует силы зла, с ним она не видит будущего. Да и какое это будущее: быть изгнанной и терзаться, мучиться, не в силах забыть своего преступления? Гретхен надеется только на справедливый Божий суд, к Господу обращены ее последние слова:

Спаси меня, Отец мой в вышине!

Вы, ангелы, вокруг меня, забытой,

Святой стеной мне станьте на защиту!

Ты, Генрих, страх внушаешь мне.

Осужденная людьми, она до последнего мига своей жизни сопротивляется злу. Как гимн чистой, непорочной душе звучит голос свыше: «Спасена!» Такой, казалось бы, трагический финал, однако он не внушает пессимизма и неверия в жизнь. Ведь Гретхен возбуждает в читателях не только сочувствие и жалость, но и восхищение. Ей были неведомы искания истины, присущие Фаусту, но ей и не надо было искать тот прекрасный миг: она была счастлива в любви. Да, она совершила тяжкие преступления, но лучшие душевные качества, которые проявились в героине во время трагических обстоятельств, вызывают только искреннее восхищение. Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится. Она не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла. Не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

ТЕМА ЛЮБВИ В ТРАГЕДИИ «ФАУСТ»

Создавая трагедию «Фауст», Гете стремился всесторонне раскрыть человеческую душу, ее стремления, мечты, идеалы, чувства. Основой сюжета произведения является спор Господа и Мефистофеля о предназначении и величии чело­века. Высоки или низменны его стремления и чувства, что составляет главную цель человечес­кого существования, готов ли он пожертвовать своими земными радостями и удовольствиями во имя постижения истины? Раскрытию этих вопросов, поиску ответов на них подчинена вся структура, композиция тра­гедии Гете, весь образный ряд. Человеку устраи­ваются испытания, одно из которых - испыта­ние любовью. Мы видим, как в душе главного героя возни­кает сильное чувство к Маргарите. Он желает до­биться ее любви и, кажется, готов пойти на все что угодно ради достижения своей цели. Это, ко­нечно же, на руку Мефистофелю, который как раз и хочет доказать, что ради своего удоволь­ствия человек готов продать душу. Он помогает Фаусту завоевать любимую девушку. Стараясь сбить героя с его пути, отвлечь от высоких стрем­лений, он опьяняет его зельем, устраивает встре­чи с Маргаритой, надеясь на то, что, поддавшись страсти, Фауст забудет о своем долге перед исти­ной. Сцены, посвященные Маргарите, Гете напи­сал в ранний период творчества. В народных ле­гендах прототипа образа Маргариты нет, матери­алом для его создания послужила реальная дей­ствительность тогдашней Германии. Писатель хорошо знал печальную историю франкфуртской девушки Сюзанны Маргариты Брандт, убившей своего внебрачного ребенка и казненной за это. Маргарита выросла в бедной семье, получила традиционное религиозное воспитание, высшие авторитеты для нее - мать, брат и приходский священник. Ей бесконечно далек сложный и воз­вышенный внутренний мир Фауста - Маргари­та привыкла принимать жизнь такой, какой она есть. Трудясь и молясь, не задумываясь о контра­стах и несовершенстве окружающей жизни, де­вушка во всем полагается на Божье милосердие и заступничество святых. Маргарите неведомы ни притворство, ни злоба, ни коварство, поэтому, полюбив Фауста, она всецело доверяется ему, но сразу же чувствует интуитивное недоверие к Ме­фистофелю: Я с ним бы дружбы не водила!.. Он так насмешлив и хитер И ни во что людей не ставит!.. Боюсь, как он бы нас не предал… Философия любви, воплощенная в образе Маргариты, противостоит человеконенавистни­ческой философии Мефистофеля, но Гете не мо­жет принять и пассивную форму любви Марга­риты. Раскрывая чувства этой простой, скромной девушки, автор рисует и ее портрет, и условия жизни, во многом сформировавшие ее взгляды. Перед нами предстает вовсе не воплощение Бо­жественного откровения, мудрости и красоты, а милая, но очень наивная девушка. Ее мир прост и ограничен: бедный домик, улица, соседи, цер­ковь, постоянный труд, редкие праздники. Мы без служанки, я стираю, мою; Готовлю, подметаю, шью - все я. Возни и спешки, только б с ног не сбиться. И матушка строга. В том, с какой откровенностью рассказывает девушка историю своей жизни Фаусту, раскры­вается непосредственность героини Гете. Она вов­се не стесняется своего положения, работы, ко­торую ей приходится выполнять. Как и не жалу­ется на свою судьбу. Но как раз эта простота, наи­вность, скромность, покорность очаровывают ге­роя. Для Фауста Маргарита становится воплоще­нием красоты и полноты жизни, самой природы и естественности. Однако ее простой мир, тихая привычная жизнь не могут удовлетворить вечно ищущего героя. Фауст не готов посвятить себя подобной мирной жизни без стремлений и дви­жения вперед. Он еще не готов «остановить мгно­вение ». Покорив Маргариту силой своего ума и добив­шись ее любви, Фауст испытывает к ней ответ­ное искреннее и глубокое чувство, но даже лю­бовь не может стать единственным смыслом его жизни, потому что она лишена интеллектуаль­ного единства. Героя влекут беспредельные про­сторы познания, он больше всего на свете любит человечество. Маргариту же удовлетворяет лю­бовь к одному человеку - Фаусту. Именно эта безоглядная любовь и приводит ее в конечном итоге к трагической гибели. Фауст, хотя и не принял окончательного ре­шения не возвращаться больше, покидает Мар­гариту. Вина его в том, что он пренебрег житей­скими «мелочами»: не позаботился узаконить свои взаимоотношения с Маргаритой, вступить с ней в официальный брак. Цельная, чистая душа героини не может смириться с ложью и притвор­ством. Потому ее тайна открывается, доставляя ей мучительные страдания. Свое недолгое счас­тье с Фаустом она воспринимает как тяжкий грех. Положение бедной девушки усугубляется рождением «незаконного ребенка», страхом пе­ред неминуемой Божьей карой. В отсутствие Фауста происходят трагические события: напуганная проклятиями церкви, изму­ченная сплетнями и пересудами, Маргарита в порыве отчаяния убивает своего ребенка и, охва­ченная мраком надвигающегося на нее безумия, обвиняет себя в несуществующих преступлени­ях - убийстве матери и брата. Узнав об этом, Фауст спешит на помощь к Маргарите, но поте­рявшая рассудок девушка не узнает его и отка­зывается покинуть тюрьму. Фауст пришел слиш­ком поздно: Маргарита окончательно сломлена. Она не может идти с ним, отталкивает его. Не надеясь и не ожидая физического спасения, она молит о спасении духовном: «Спаси меня, Отец мой, в вышине!» Мефистофель говорит: «Навек погибла!», но раздается голос свыше: «Спасена!» Высшим су­дом совести Гете оправдывает свою героиню: Мар­гарита любила и никому не хотела зла, а степень страданий намного выше ее вины. Трагическая гибель Маргариты убеждает Фа­уста в том, что смысл жизни - не в удовлетворе­ниях личных желаний, а в служении людям, в постижении человеком своей ответственности за других. Он осознает всю Тяжесть собственной вины за невинно погубленную жизнь той, кото­рую так пылко любил. Но с гибелью героини не заканчивается тема любви в трагедии «Фауст». Снова она возникает в финале произведения, когда Маргарита своей любовью спасает душу Фауста. Мы слышим го­лос «одной из кающихся», которая прежде назы­валась Гретхен (уменьшительная форма от име­ни Маргарита). Обращаясь к Богоматери, она просит позволе­ния быть проводником героя, потому что тот ос­леплен светом небес. Здесь чувствуется сильное влияние творчества Данте - его Беатриче была проводником поэта в раю…

Любовь долго терпит , милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится. Она не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла. Не радуется неправде, а порадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. К познанию такой любви, любви истинной, приходит главный герой трагедии Гете Фауст. Заключив договор с дьяволом, Фауст требует от него беспрекословного исполнения всех своих желаний.

И первое желание мужчины было связано с женщиной, непорочной и чистой Маргаритой. Мефистофель без особого восторга исполняет это желание своей жертвы. Сам черт признает: девушка настолько чиста и непорочна, что зло не имеет над ней силы. Мефистофель уверен, что против Маргариты нельзя применять никакую силу, «тут надо изловчаться и лукавить». В конце концов Мефистофель помогает Фаусту познакомиться с Маргаритой, надеясь, что в ее объятиях тот сможет найти то прекрасное мгновение, которое искал всю жизнь и которое хотел продлить до бесконечности. Фауст сначала завлечен в объятия чувственных желаний:

  • О небо, вот так красота
  • Я в жизни не видал подобной.
  • Как неиспорченно-чиста
  • И как насмешливо-беззлобна!
  • Уже попав в комнату девушки, Фауст начинает понимать, что она не только внешне красива, но и прекрасна душой, и он все более убеждается в этом. Его чувство становится всеобъемлющим - не только физическим, но и духовным. Вторая половина первой части «Фауста» посвящена истории любви Фауста и Гретхен. Между влюбленными - огромная пропасть. Фауст - человек необыкновенно развитый умственно, прошедший большой путь духовного роста, очень много знающий и весьма вольнодумный. Ему свойственно критическое отношение к общепринятым понятиям. Мысль его отличается самостоятельностью, он ничего не принимает на веру, подвергает все критическому анализу и лишь после этого делает определенные выводы. Он давно отказался от веры в церковное учение:

  • Кто из нас дерзнет
  • Ответить, не смутясь: «Я верю в Бога» ?
  • А отповедь схоласта и попа
  • На этот счет так искренне глупа.
  • Что кажется насмешкою убогой.
  • Гретхен - прелестное, чистое юное существо. Она обладает всеми сокровищами женской души. Девушка способна к безграничной любви и самопожертвованию. Она глубоко верующая, ведь ее всю I жизнь сопровождает ее мама - образец религиозной добродетели. Обнаружив у себя в комнате шкатулку с драгоценностями, Гретхен тотчас сообщает о находке любимой матери, которая появление драгоценностей в своей бедной комнатушке приписывает козням дьявола. Шкатулка отдана церкви. В то же время Гретхен мучают раздумья о неизвестном дарителе. Влюбленный Фауст не останавливается, готовя возлюбленной с помощью Мефистофеля новое испытание. Следующая шкатулка, полная несметных сокровищ, соблазняет Гретхен. В этот раз она свернула с пути добродетели, решив принять шкатулку с несметными сокровищами. Но разве можем мы обвинять бедную девушку в том, что ей понравились красивые вещи? В своей жизни она не видела ничего, кроме ежедневной изнуряющей работы, и не могла даже мечтать, что в один прекрасный момент ее жизнь изменится точно как у Золушки. А тут еще и подруга Марта уверяет, что все хорошо, что можно оставить себе ларчик и тайком примерять драгоценные безделушки. Пользы от этого никакой, но лишний раз полюбоваться своей красотой, обрамленной прекрасными каменьями и золотом, - праздник для любой девушки.

    Результат этого поступка оказался для Гретхен роковым. Невольно поддавшись искушению, она утратила целомудрие. Зло порождает зло, один нечестный поступок приводит к следующему. Мефистофель торжествует: знакомство Фауста и Гретхен приносит ему нег плохие дивиденды. Фауст ради встречи с Гретхен готов на подлог и подписывает поддельные документы. Гретхен понимает, что любит, и ради любви готова на жертвы. В порыве страсти она даже забывает о вездесущих соседях, которые непременно вынесут свой ханжеский приговор чужой любви и чужому счастью.

    В тот момент , когда Фауст преодолевает чувственное влечение к девушке и переходит на другой, духовный, уровень любви, Гретхен начинает испытывать беспокойство по поводу правильности своих поступков. Мефистофель в ее представлении «лиходей», который «так насмешлив и хитер и ни во что людей не ставит». Подобно тому, как Фауст для удовлетворения своих духовных стремлений заключает договор с дьяволом, иначе говоря, впадает с общепринятой точки зрения в «грех» и совершает преступление, так и Гретхен во имя любви становится нарушительницей принятых в обществе нравственных установлений. Она не может освободиться от навязанных ей с детства правил, хотя и невольно задается вопросом, почему любовь, давшая ей такую душевную радость, находится в противоречии с моралью, в истинность которой она всегда верила.

    Трагедию любви Фауста и Гретхен можно объяснить и различиями их натур, и агрессивностью внешней среды. Ведь суд над Гретхен берется вершить не чужой человек, а ее родной брат Валентин. Суд родных подчас более несправедлив и жесток, чем суд посторонних. Например, в странах, исповедующих ислам, нередки случаи, когда разъяренные отцы и братья убивают своих дочерей и сестер, ступивших, по их мнению, на путь разврата и порока.

    Бравый вояка Валентин, казалось бы, менее всего имел отношение к морали. Пьяный разгул был самым невинным прегрешением в жизни этого человека, профессией которого было убийство. И вот именно он, сам, вероятно, не раз попиравший девичью честь, счел нужным вступиться за свою сестру, а это, в конечном счете, повлекло за собой роковое одиночество Гретхен в самый критический для нее момент. Фауст убил Валентина и вынужден скрываться. В это время Гретхен сходит с ума и убивает своего ребенка. Приговор общества детоубийцам всегда жесток, несмотря на то что подчас само общество толкает женщин на это безумство. Гретхен заточена в тюрьму, она не понимает даже того, что убила собственное дитя. Разговоры о том, что она является убийцей своего невинного ребенка, она воспринимает как злую шутку. Появление возлюбленного сначала кажется ей спасением, но почему она так полна недоверия к тому, кто наполнял ее думы и сердце трепещущим огнем любви?

  • Хоть то же все на вид,
  • Мне нет с тобой удачи,
  • И холод твой страшит...
  • В нем Гретхен чувствует силы зла, с ним она не видит будущего. Да и какое это будущее: быть изгнанной и терзаться, мучиться, не в силах забыть своего преступления? Гретхен надеется только на справедливый Божий суд, к Господу обращены ее последние слова:

    Спаси меня, Отец мой в вышине! Вы, ангелы, вокруг меня, забытой, Святой стеной мне станьте на защиту! Ты, Генрих, страх внушаешь мне.

    Осужденная людьми , она до последнего мига своей жизни сопротивляется злу. Как гимн чистой, непорочной душе звучит голос свыше: «Спасена!» Такой, казалось бы, трагический финал, однако он не внушает пессимизма и неверия в жизнь. Ведь Гретхен возбуждает в читателях не только сочувствие и жалость, но и восхищение. Ей были неведомы искания истины, присущие Фаусту, но ей и не надо было искать тот прекрасный миг: она была счастлива в любви. Да, она совершила тяжкие преступления, но лучшие душевные качества, которые проявились в героине во время трагических обстоятельств, вызывают только искреннее восхищение. Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится. Она не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла. Не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

      Кто же главный герой трагедии Гёте, чьим именем названа знаменитая трагедия? Каков он? Сам Гёте высказался о нем так: главное в нем «неустанная до конца жизни деятельность, которая становится все выше, чище». Фауст - человек с высокими стремлениями....

      В течение всей своей истории человечество пыталось понять окружающий мир, объяснить природные явления и сущность бытия. Достаточно вспомнить библейский сказ о Еве, который попробовал яблоки с дерева познания, труда алхимиков эпохи Возрождения, направленные...

      Более сложна, так как она более абстрактна. Фауст и Мефистофель оказываются при дворе некоего императора. Император, который, казалось бы, обладает властью, вовсе не всесилен и полноправно распоряжается собой и подданными. Внешние угрозы, внутренние...

      Если бы в литературной викторине задали вопрос: кто первым перевел на русский язык что-нибудь из «Фауста»? - мало кто нашел бы ответ. Оказывается, автор «Горя от ума». В 1825 г. в журнале «Полярная звезда» был напечатан его перевод отрывка из «Театрального...

      Трагедия «Фауст» занимает отдельное место в творческой деятельности И. В. Гете и является наибольшим его достижением как писателя. Это бессмертное произведение автор начал писать в 1772 г., продолжал работать над ним всю свою жизнь, вкладывая у него...

      Произведение открывается лирическим посвящением. Поэт с грустью вспоминает о невозвратном времени юности, когда он задумал писать свою поэму. Он посвящает вступление к поэме родным и друзьям своей юности, тем, кто уже умер или находится вдали: «Вы вновь...

    error: Content is protected !!