Органы осуществляющие назначение государственных пенсий. Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение. Об исполнительной дирекции

Пенсионная система как правовое понятие - комплексное образование. Совокупность ее норм регулирует в основном три различные по характеру группы общественных отношений:

  1. отношения по формированию соответствующих пенсионных фондов , за счет которых выплачиваются пенсии и осуществляются иные пенсионные выплаты (финансовое );
  2. отношения по материальному обеспечению членов общества пенсиями и иными пенсионными выплатами (по существу, пенсионное право , т. е. совокупность , регулирующих пенсионные и тесно связанные с ними отношения);
  3. отношения по управлению и организации пенсионного обеспечения .

В праве социального обеспечения как отрасли российского права вторая группа норм - пенсионное право - занимает центральное место.

Пенсионное право не без оснований рассматривается рядом специалистов-правоведов как подотрасль российского права социального обеспечения, имеющая относительно самостоятельный основной - пенсионные отношения и наиболее обширный массив правовых предписаний.

В ее структуре выделяются основные институты или группы правовых норм , регулирующих неразрывно связанные между собой однотипные пенсионные отношения - пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет, пенсии по случаю потери кормильца, социальные пенсии. Они объединяют нормы по видам пенсий.

К обособленным институтам относятся правовые предписания, регулирующие процедурные отношения в сфере пенсионного обеспечения. Наиболее существенные из них - назначение и выплата пенсий, исчисление, перерасчеты, повышение и адаптация пенсионных выплат. Такие отношения затрагивают основные институты, они касаются реализации права на материальное обеспечение в виде пенсии и могут предшествовать возникновению пенсионного правоотношения либо функционировать наряду с ним.

Виды пенсий различаются в зависимости от этих жизненных обстоятельств. Ряд ученых полагает, что каждое из указанных обстоятельств является основным, центральным или «собственным » в юридическом составе, а все остальные относятся к юридически значимым обстоятельствам. Для возникновения пенсионного правоотношения необходим полный юридический состав - наличие всех юридических фактов. При отсутствии хотя бы одного из них пенсионное отношение не может возникнуть.

Государственной пенсией признается пенсия, установленная государством. В Конституции РФ указано, что «государственные пенсии... устанавливаются законом» (п. 2 ст. 39). Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.

Особо следует отметить классификацию пенсий, основывающуюся на труде и иной общественно полезной деятельности:

  • трудовые, т.е. заработанные трудом;
  • нетрудовые, устанавливаемые вне связи с трудом (социальные пенсии).

Помимо классификации пенсий по основаниям их предоставления - по жизненным обстоятельствам или юридической основе в фактическом составе, а также на трудовые и нетрудовые, их можно подразделять и по иным признакам.

Вполне закономерна классификация пенсий по контингенту их получателей и по нормативным актам, на основании которых они назначены: пенсии для тех, кто трудился с особыми условиями труда или на Крайнем Севере, пенсии для судей, государственных служащих, кадровых военнослужащих, военнослужащих срочной службы, инвалидов вследствие военной травмы,

Ее назначение и перерасчет

В настоящее время управление пенсионным обеспечением в России раздроблено в значительно большей степени, чем в СССР. Рана им управляло Министерство социального обеспечения РСФСР, а также три союзных ведомства, имеющие собственные пенсионные органы Минобороны, МВД и КГБ. Теперь число федеральных органов исполнительной власти, которые имеют «свои» пенсионные органы, увеличилось.

Гак как единую федеральную систему государственных пенсий России создать не удалось (хотя и предполагалось), пенсионная система оказалась раздробленной, не удалось создать и единую систем управления пенсионным обеспечением, причем тенденция к ее разобщению проявляется все больше и больше. Управление пенсионным обеспечением осуществляют: Минтруда, а в некоторых регионах орган Пенсионного фонда РФ, Минобороны, МВД, ФСБ, минюсте, Прокуратуры, налоговая служба, полиция, таможенная служба и т.д.

Пенсионное обеспечение в соответствии с Законом 1990 г. и некоторыми другими законами, например Законом «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих; районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», осуществляется государственными органами социальной защиты населения и частично органами Пенсионного фонда России.

Министерство труда РФ и Министерство социальной защиты и селения РФ упразднены Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. определяющим структуру органов исполнительной власти. Этим Указом на базе упраздненных министерств образовано Министерств труда и социального развития. Прекратило существование одно в старейших российских ведомств, которое традиционно руководило назначением и выплатой пенсий рабочим, служащим, колхозника, военнослужащим срочной службы, некоторым другим категории граждан и их семьям. Более 75 лет оно именовалось Наркомсобесом, Минсобесом, а в последнее время - Министерством социальной защиты населения. Последнее название явно неудачное. Орган исполнительной власти с таким названием не должен руководить пенсионным обеспечением, предоставляемым гражданам за труд и службу. Такие граждане заслужили пенсию, они сами защитили себя. Функция подобного органа - организовывать помощь гражданам, испытывающим нужду в силу различных особых обстоятельств, создавать для них приюты и т.д.

Ныне государственную политику и управление в сфере пенсионного обеспечения осуществляют, таким образом, несколько ведомств, причем каждое из них отстаивает интересы «своих» пенсионеров, и хуже всего это делает Министерство труда и социального развития, о чем наглядно свидетельствуют результаты его деятельности.



Реорганизация управления пенсионным обеспечением, как и всей системой социального обеспечения, вряд ли скажется позитивно на решении острейших проблем в этой сфере, скорее наоборот. Приходится лишь сожалеть, что среди десятков федеральных министерств и ведомств не нашлось места такому, деятельность которого затрагивает интересы десятков миллионов людей - пенсионеров, ветеранов, семей с детьми, в том числе с детьми-инвалидами.

Вызывает серьезное возражение и название вновь созданного министерства. Ведь «социальное развитие» - это развитие всего общества, всех сфер его жизни и деятельности, в частности науки, образования и культуры, охраны здоровья населения и окружающей среды, материального производства и т.д.

Сегодня как никогда очевидна необходимость централизованной, хорошо отлаженной и организованной федеральной службы пенсионного обеспечения. Разобщенность в управлении отражается и на качестве пенсионного обеспечения различных категорий граждан. Страдают, в конечном счете, «обычные» пенсионеры, т. е. те граждане, пенсии которым назначаются и выплачиваются на общих основаниях органами социальной защиты населения. Гам, где решаются вопросы, касающиеся организации управления пенсионным обеспечением, почему-то не допускают возможности назначения пенсии в одном учреждении солдату и офицеру, рабочему и генералу, крестьянину и федеральному чиновнику и т.д., так же как и установления им пенсий на основании единого закона. На местах - в городах, районах - имеются соответствующие местные органы: социальной защиты населения, Пенсионного фонда России, военкоматы и т.д.

§ 2. Обращение за пенсией, документы, необходимые для ее назначения

Согласно Закону 1990 г., правила обращения за пенсией, ее назначения и выплаты, подтверждения стажа работы по свидетельским показаниям, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, который определяет Правительство РФ. Все это процедурные вопросы, связанные с реализацией имеющегося права. Ведь не так уж важно, в какой орган следует обратиться за пенсией, как принимается решение и как оно оформляется, какая ведется пенсионная документация и т.д. Указанные вопросы вполне может разрешить Правительство либо, по его поручению, соответствующее ведомство. Так было всегда в нашей стране и ранее. Важно другое: в каком размере устанавливается пенсия, может ли она гарантировать достойную жизнь?

Минсоцзащиты издало несколько актов (они называются по-разному), касающихся указанных вопросов. Некоторые из них изданы совместно или по согласованию с другими ведомствами. Они регулируют правила обращения за пенсией, представления к ее назначению и оформления соответствующих документов.

Заявление о назначении трудовой пенсии работающими гражданами, а также членами их семей для назначения пенсии по случаю потери кормильца подается на практике через администрацию предприятия, учреждения, организации по месту последней работы гражданина. Это облегчает процедуру оформления пенсии. При желании указанные граждане могут обратиться за пенсией непосредственно в орган социальной защиты по месту жительства.

Граждане, оставившие работу, члены их семей в случае потери кормильца, а также все граждане, обращающиеся за социальной пенсией, подают заявления в районный (городской) орган социальной защиты населения по месту жительства.

Граждане, имеющие право на пенсию, вправе обращаться за пенсией в любое время после возникновения на нее права, без ограничения каким-либо сроком. За назначением пенсии по старости можно обратиться и до наступления соответствующего пенсионного возраста.

Какие документы необходимы для назначения пенсии? Это зависит от того, за назначением какой пенсии обратился гражданин. Общее правило таково: надо подтвердить документами все обстоятельства, от которых зависит право на пенсию и ее размер, включая право на надбавки к пенсии и ее повышение в соответствующих случаях. Так, к заявлению о назначении пенсии по старости прилагаются, как правило, документы о возрасте и соответствующем общем, а при необходимости и специальном трудовом стаже, а также о заработке. Однако в ряде случаев необходимы и дополнительные документы: о том, что женщина родила и воспитала до 8 лет пять и более детей (они требуются для назначения пенсии на льготных условиях многодетной матери); о признании заявителя инвалидом I группы или нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постороннем уходе (подтверждение этого обстоятельства необходимо для установления надбавки на уход); о нетрудоспособных членах семьи, находящихся на иждивении обратившегося за пенсией; о награждении соответствующими государственными наградами (такие документы нужны для повышения пенсии) и т.д. К заявлению о назначении пенсии по случаю потери кормильца приобщаются документы о смерти или безвестном отсутствии кормильца, дате и причине его смерти, о возрасте или инвалидности, иждивенстве граждан, на которых назначается пенсия, об их родственном отношении к кормильцу. Помимо этого, могут потребоваться и иные документы, например об общем трудовом стаже кормильца, о несчастном случае на производстве, повлекшем смерть кормильца, о заработке кормильца, об учебе членов семьи в возрасте от 18 до 23 лет и т.д.

1. Пенсионный фонд Российской Федерации – основной орган пенсионного обеспечения

Организация работы территориальных и местных органов Пенсионного фонда РФ

2.Взаимодействие Пенсионного фонда РФ с негосударственными пенсионными фондами

3.Взаимодействие органов Пенсионного фонда с другими органами

Пенсионный фонд РФ (ПФР) – основной орган пенсионного обеспечения. ПФР был образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12. 1990 г. в связи с принятием ФЗ РФ от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в РФ» (с 1.01.2002 г. утратил силу), которым предусматривалось, что финансирование выплаты пенсии осуществляется ПФР. Положение о ПФР утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. ОПС в РФ осуществляется при непосредственном участии ПФР, то правовой основой его деятельности является ФЗ от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании (ОПС)в РФ». ПФР образован в целях гос управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ. Фонд выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории РФ законодательством о банках и банковской деятельности. Денежные средства ПФР находятся в госсобственности РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

ПФР обеспечивает:

Целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных Положением;

Организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профзаболевания или по случаю потери кормильца;

Капитализацию средств фонда, а также привлечение в него добровольных взносов (в т. ч. валютных ценностей) физических и юр лиц;

Контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

Организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета (ИПУ) застрахованных лиц (ЗЛ) в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе (ОПС) - обязательного пенсионного страхования», а также организацию и ведение госбанка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР;

Межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;

Участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

Проведение научно-исследовательской работы в области ОПС;

Разъяснительную работу среди населения и юр лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

ПФР может принимать участие в финансировании программ соцзащиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Средства ПФР формируются за счет :

Страховых взносов;

Средств федерального бюджета;

Сумм пеней и иных финансовых санкций;

Доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств ОПС;

Добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или ЗЛ;

Иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

Средства ПФР направляются на:

*выплату в соответствии с действующим на территории РФ законодательством, межгосударственными и международными договорами госпенсий, в т. ч. гражданам, выезжающим за пределы РФ;

*оказание органами соцзащиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

*финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;

* другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.

Руководство ПФР осуществляется правлением фонда и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией. В состав правления ПФР входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФР, а также управляющие отделений ПФР. В состав правления ПФР могут входить представители общественных, религиозных и гос организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. В работе правления ПФР могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе РФ, руководители министерств и ведомств РФ, Центробанка РФ.

Правление ПФР :

*несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции фонда;

*определяет перспективные и текущие задачи фонда;

*утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) фонда и его органов, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты;

*назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии фонда и руководителей его отделений;

*утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах фонда;

*издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности фонда;

Правление ПФР возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности Президентом РФ. Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции ПФР и его региональных органов образуется ревизионная комиссия. Предприятия, организации, учреждения, в т. ч. банки, обязаны представлять управлениям ПФР в районах и городах, ревизионной комиссии необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности фонда, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, перечень которых устанавливается законодательством. Работники системы ПФР приравниваются по условиям медицинского и бытового обслуживания к работникам аппарата соответствующих органов исполнительной власти. Работники ПФР в районах и городах подлежат обязательному государственному личному страхованию и имеют право на возмещение причиненного им ущерба в порядке и на условиях, установленных для сотрудников ГНС РФ. ПФР является юр лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием. Местонахождение ПФР - город Москва.

Организация работы территориальных и местных органов ПФР. Отделение ПФР в субъектах (далее - Отделение) создается по решению правления фонда для осуществления гос управления финансами пенсионного обеспечения и организации пенсионного обеспечения.

В своей деятельности Отделение подчиняется ПФР и руководствуется КРФ, действующим законодательством РФ и иными НПА РФ, решениями правления ПФР и его исполнительной дирекции, а также указаниями Минтруда и соц развития РФ по применению пенсионного законодательства.

Отделение является правопреемником по правам и обязательствам органов соцзащиты населения в части организации работ по назначению (перерасчету) пенсий, выплате пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Финансирование расходов на содержание Отделения покрывается за счет средств ПФР и бюджета субъектов РФ в соответствии с Соглашением между ПФР и администрацией субъектов РФ.

Денежные средства, поступающие на счет Отделения, являются федеральной собственностью, имеют специальное назначение, не входят в состав бюджетов и бюджета субъектов РФ, других фондов и изъятию не подлежат.

ПФР вправе осуществлять без акцептное списание денежных средств со всех счетов Отделения.

Отделение обеспечивает :

*исполнение бюджета Отделения в соответствии с утвержденными правлением ПФР плановыми показателями;

*исполнение утвержденной правлением ПФР сметы расходов на содержание Отделения;

*финансирование расходов на выплату трудовых пенсий и соц пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

*перечисление в установленном правлением ПФР порядке сверхнормативных остатков средств в соответствии с утвержденным нормативом оборотных средств;

*руководство и контроль за деятельностью управлений ПФР и отделов пенсионного страхования ПФР в городах (районах);

*доведение утвержденных ПФР плановых показателей доходной и расходной частей годового и ежеквартального бюджета отделения до управлений ПФР и отделов пенсионного страхования ПФР в городах (районах);

*проведение и ежеквартальное представление в установленном порядке в ПФР анализа исполнения плановых показателей бюджета Отделения;

*организацию и ведение госбанка данных по всем категориям плательщиков взносов в ПФР в соответствии с действующим законодательством;

*организацию работы по назначению (перерасчету) пенсий, выплате пенсий и соц пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, ведению базы данных по пенсионерам;

*организацию и ведение ИПУ ЗЛ в соответствии с ФЗ от 0I.04.1996г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе пенсионного страхования»;

*организацию и ведение индивидуальных счетов в системе ОПС;

*разрешение споров по вопросам уплаты взносов, назначения (перерасчета) пенсий, выплаты пенсий и соц пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти (удержаний из пенсий, взыскания излишне выплаченных сумм пенсий и т. д.);

*обобщение практики применения законодательства о пенсиях, о выплате социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, об уплате взносов в ПФР, а также подготовку соответствующих предложений по его совершенствованию;

*прием граждан, рассмотрение их предложений, заявлений и жалоб по вопросам, относящимся к компетенции Отделения, принятие по ним соответствующих мер;

*привлечение добровольных взносов (в т. ч. валютных ценностей) физических и юр лиц;

*контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением платежей в ПФР, а также контроль за правильным и рациональным расходованием средств ПФР;

*составление и представление в установленном порядке проекта бюджета Отделения (квартального, годового) в соответствии с ФЗ и постановлением правления ПФР о бюджете ПФР, заявок на финансирование выплаты пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, а также предложений по структуре, штатному расписанию и сметам расходов на содержание Отделения;

*ведение бухучета, составление предусмотренной бухгалтерской и статистической отчетности, включая составление сводной расчетной ведомости по взносам в ПФР, а также представление их в установленном порядке соответствующим органам;

*организацию разъяснительной работы по вопросам пенсионного обеспечения и страхования, уплаты взносов;

*оказание правовой помощи работодателям, осуществляющим представление граждан к назначению (перерасчету) госпенсий;

*организацию и ведение справочно-кодификационной работы по законодательству;

*защиту конфиденциальной информации в соответствии с нормативными документами и указаниями правления, Исполнительной дирекции ПФР;

*организацию архивирования документации, связанной с пенсионным обеспечением и страхованием, сбором взносов в ПФР и персонифицированным учетом (ПУ);

*подбор, расстановку и обучение кадров, а также их социальную защиту;

*решение других вопросов, отнесенных к компетенции Отделения в соответствии с действующим законодательством РФ.

Отделение может в установленном правлением ПФР порядке принимать участие в финансировании программ соцзащиты пожилых и нетрудоспособных граждан в объемах, утвержденных правлением, и по согласованию с администрацией субъектов РФ.

Организация деятельности Отделения и его подведомственных органов осуществляется с использованием современных аппаратно-программных средств.

Руководство Отделением возложено на управляющего, который назначается на должность правлением ПФР по согласованию с администрацией субъектов РФ.

Управляющий Отделением :

*несет всю полноту ответственности за выполнение работы, возложенной на Отделение;

*определяет перспективные и текущие задачи Отделения;

*утверждает в соответствии с утвержденными правлением ПФР структурой, численностью и месячным фондом оплаты труда штатные расписания Отделения, управлений ПФР и отделов пенсионного страхования ПФР в городах (районах), а также сметы расходов на содержание управлений ПФР и отделов пенсионного страхования ПФР в городах (районах) в пределах средств, выделяемых на эти цели;

*имеет право выставлять инкассовые поручения на списание денежных средств в бесспорном порядке с текущих счетов управлений ПФР и отделов пенсионного страхования ПФР в городах (районах);

*заключает и расторгает трудовые договоры с работниками Отделения;

*без доверенности действует от имени Отделения, распоряжается его имуществом, заключает договоры в пределах компетенции, определенной правлением ПФР, выдает доверенности;

*является распорядителем средств, выделяемых на выплату пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, а также на содержание Отделения;

*издает приказы и дает указания, обязательные для работников Отделения, управлений ПФР и отделов пенсионного страхования ПФР в городах (районах);

*назначает руководителей управлений ПФР и отделов пенсионного страхования ПФР в городах (районах) по согласованию с соответствующей администрацией;

* решает другие вопросы, отнесенные к его компетенции.

Отделение является юр лицом, имеет в оперативном управлении федеральное имущество, самостоятельный баланс, текущий и другие счета в банках, может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Отделение имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием, а также фирменные бланки, штампы.

Решение о ликвидации либо реорганизации (слиянии, присоединении, выделении, разделении, преобразовании) Отделения принимается правлением ПФР в соответствии с условиями и порядком, установленными законодательством РФ. Имущество в случае ликвидации Отделения передается Исполнительной дирекции ПФР.

Взаимодействие ПФР с НПФ

В настоящее время активно реализуется гос программа софинансирования, направленная на привлечение средств населения для увеличения пенсионных накоплений, т. е. гражданин РФ осуществляет часть взносов на формирование накопительной части своей будущей трудовой пенсии самостоятельно, а часть возмещает государство. Средства на финансирование накопительной части трудовой пенсии гражданина -ЗЛ находятся или в ПФР, или в одном из НПФ. Таким образом, осуществляется вовлечение негосударственных структур – НПФ в финансово-правовые отношения. Негосударственный пенсионный фонд (НПФ ) - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации соцобеспечения. Особенность НПФ заключается в его правовом статусе, который урегулирован не только нормами ГП, но и нормами административного и финансового права в части подконтрольности НПФ Федеральной службе по финансовым рынкам, лицензирования их деятельности, передачи средств пенсионных накоплений в ПФР (например, в случае аннулирования лицензии НПФ) и т. д. «ФЗ от 07.05. 1998г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах").

В соответствии с Положением от 30 июня 2004 г. N 321 Минздравсоц развития РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке гос политики и нормативно-правовому регулированию в различных сферах, и в т. ч. в сфере пенсионного обеспечения, негосударственного пенсионного обеспечения, соц страхования, включая уплату страховых взносов. (Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321 "Об утверждении Положения о Минздрав и соц развития РФ").

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003г. N 798 НПФ, осуществляющий ОПС, должен уведомлять о вновь заключенных договорах об ОПС территориальный орган ПФР в течение одного месяца с момента заключения договора об ОПС в письменном виде по форме. НПФ, как и ПФР, обязан информировать ЗЛ о состоянии их пенсионного счета накопительной части трудовой пенсии и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений до 1 сентября. (Постановление Правительства РФ от 30.12. 2003г. N 798 "Об утверждении Правил уведомления НПФ, осуществляющим ОПС, Минтруда и соц развития РФ и ПФР о вновь заключенных им договорах об ОПС". Письмо ПФР от 21.09. 2004 г. N ГБ-22-25/10241 "О приеме уведомлений о вновь заключенных договорах об ОПС".

НПФ обязан передавать по поручению ЗЛ средства пенсионных накоплений в ПФР в случаях:

Прекращения (расторжения) договора об ОПС между НПФ и ЗЛ в связи с удовлетворением заявления ЗЛ о переходе в ПФР;

Аннулирования лицензии НПФ на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

Смерти ЗЛ при отсутствии у него правопреемников.

С 1.01.2010г. на пенсионные счета лиц, имеющих право на получение сертификатов на материнский (семейный) капитал и распорядившихся об использовании такого капитала для целей формирования накопительной части трудовой пенсии, из федерального бюджета поступают соответствующие денежные средства.

В связи с этим НПФ обязан :

Передавать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной части трудовой пенсии, включая доход от их инвестирования, в ПФР в случае смерти ЗЛ;

Передавать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной части трудовой пенсии, включая доход от их инвестирования, в ПФР в соответствии с уведомлением ПФР о передаче средств (части средств) материнского (семейного) капитала в связи с отказом ЗЛ от направления средств (части средств) материнского капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии;

Извещать ПФР и ЗЛ о невозможности передачи суммы средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, в размере, указанном в уведомлении ПФР о передаче средств (части средств) материнского (семейного) капитала в связи с отказом ЗЛ от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии;

Информировать ПФР на основании его запроса о размере средств (части средств) материнского (семейного) капитала, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии ЗЛ, включая доход от их инвестирования, не позднее 10 дней со дня получения запроса.

ЗЛ вправе осуществлять переход из НПФ в ПФР, т. е. ЗЛ обладает правом выбора фонда, который будет осуществлять формирование накопительной части его трудовой пенсии. Данный переход ЗЛ может осуществить один раз в год. При переходе вносятся соответствующие изменения в единый реестр ЗЛ и осуществляется передача средств пенсионных накоплений из НПФ в ПФР. Передаче подлежат начисленный НПФ по итогам предшествующего финансового года и с начала нового финансового года до момента передачи инвестиционный доход и полученные фондом пенсионные накопления. При этом под основной суммой понимаются пенсионные накопления, учтенные на пенсионном счете на дату прекращения действия договора, а инвестиционный доход - это пенсионные накопления, отраженные на пенсионном счете после передачи основной суммы пенсионных накоплений (начисленный по итогам финансового года инвестиционный доход и полученные НПФ, но отраженные позже на пенсионном счете страховые взносы). Обмен информацией между НПФ и ПФР может осуществляться в электронной форме в порядке, определяемом Приказом Минздрав и соцразвития РФ от 29.12.2006г. N 883 "Об утверждении Порядка электронного документооборота между НПФ, осуществляющим ОПС, и ПФР" В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.02.2004г. N 55 при передаче пенсионных накоплений в ПФР, НПФ обязан выдать ЗЛ выписку о состоянии его пенсионного счета с указанием подлежащей переводу суммы. ПФР направляет ЗЛ уведомление о сумме пенсионных накоплений, соответственно зачисленных на его пенсионный счет. В случае принятия решения о приостановлении привлечения новых ЗЛ по ОПС НПФ обязан уведомлять об этом ПФР и опубликовывать соответствующую информацию в СМИ. Срок приостановления привлечения новых ЗЛ не может составлять менее одного года и начинается с 1 января года, следующего за годом принятия соответствующего решения. Уведомление Федеральной службы по финансовым рынкам РФ и ПФР и опубликование информации в СМИ должны осуществляться в срок до 31 декабря года, предшествующего году отказа от привлечения новых ЗЛ. Приостановление привлечения НПФ новых ЗЛ не освобождает НПФ от исполнения обязательств по уже заключенным договорам об ОПС. НПФ обязан передавать средства пенсионных накоплений в ПФР в течение трех месяцев со дня аннулирования лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию НПФ.

Граждане, оставившие работу, члены их семей в случае потери кормильца, а также все граждане, обращающиеся за социальной пенсией, подают заявления в районный (городской) орган социальной защиты населения по месту жительства.

Граждане, имеющие право на пенсию, вправе обращаться за пенсией в любое время после возникновения на нее права, без ограничения каким-либо сроком . За назначением пенсии по старости можно обратиться и до наступления соответствующего пенсионного возраста.

Какие документы необходимы для назначения пенсии? Это зависит от того, за назначением какой пенсии обратился гражданин. Общее правило таково: надо подтвердить документами все обстоятельства, от которых зависит право на пенсию и ее размер, включая право на надбавки к пенсии и ее повышение в соответствующих случаях. Так, к заявлению о назначении пенсии по старости прилагаются, как правило, документы о возрасте и соответствующем общем, а при необходимости и специальном трудовом стаже , а также о заработке. Однако в ряде случаев необходимы и дополнительные документы: о том, что женщина родила и воспитала до 8 лет пять и более детей (они требуются для назначения пенсии на льготных условиях многодетной матери); о признании заявителя инвалидом I группы или нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постороннем уходе (подтверждение этого обстоятельства необходимо для установления надбавки на уход); о нетрудоспособных членах семьи , находящихся на иждивении обратившегося за пенсией; о награждении соответствующими государственными наградами (такие документы нужны для повышения пенсии) и т.д. К заявлению о назначении пенсии по случаю потери кормильца приобщаются документы о смерти или безвестном отсутствии кормильца, дате и причине его смерти, о возрасте или инвалидности, иждивенстве граждан, на которых назначается пенсия, об их родственном отношении к кормильцу. Помимо этого, могут потребоваться и иные документы, например об общем трудовом стаже кормильца, о несчастном случае на производстве, повлекшем смерть кормильца, о заработке кормильца, об учебе членов семьи в возрасте от 18 до 23 лет и т.д.

Есть несколько общих правил, которые касаются документов, подтверждающих соответствующие обстоятельства (юридические факты).

Во всех случаях обращающийся за пенсией (независимо от ее вида) должен предъявить паспорт, удостоверяющий его личность и место жительства заявителя (либо иной подобный документ). Паспорт подтверждает и возраст. В отношении несовершеннолетних детей, не имеющих паспорта, документом, удостоверяющим их возраст, является свидетельство о рождении. Возраст умершего кормильца определяется на основании свидетельства о смерти или иного документа, содержащего необходимые сведения (если возраст не указан в свидетельстве о смерти).

Факт смерти, ее причина и дата устанавливаются на основании свидетельства о смерти, выданного органом записи актов гражданского состояния, а в отношении военнослужащих , смерть которых наступила в период прохождения военной службы , — соответствующего документа, полученного от воинской части, районного (городского) военного комиссариата, Министерства обороны СССР или Российской Федерации, госпиталя или иного военного учреждения. В тех случаях, когда кормилец умер по истечении трех месяцев после увольнения с военной службы (из органов внутренних дел) и смерть его наступила вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, имевших место в период прохождения службы, орган социальной защиты населения прилагает также выписку из заключения органа медико-социальной экспертизы о причине смерти. Безвестное отсутствие гражданина подтверждается решением суда .

Документы, необходимые для назначения пенсии, могут быть представлены как в подлинниках, так и в копиях, засвидетельствованных в нотариальном порядке или соответствующим пенсионным органом (органом социальной защиты населения и т.д.).

Изъятие из этого общего правила предусмотрено для документов о трудовом стаже— они представляются только в подлинниках. По установившейся практике в подлинниках представляются и некоторые иные документы — справки о заработке, справки о составе семьи умершего кормильца, об учебе членов семьи в возрасте от 18 до 23 лет и т.д.

Подготовка и представление документов для назначения пенсии. В связи с тем, что работающие граждане подают заявление о назначении пенсии через администрацию организации, где они трудятся, вся работа по подготовке, в том числе предварительной, документов, необходимых для оформления пенсии, и представления обратившегося за пенсией к ее назначению возлагается на администрацию.

На практике в начале каждого года составляется список всех работающих, которые в следующем году достигнут пенсионного возраста. В этот список включаются все работники данного предприятия, приобретающие право на пенсию как на общих основаниях, так и при пониженном пенсионном возрасте. Списки составляются в хронологическом порядке, в зависимости от даты рождения работника. Обычно в них указываются: фамилия, имя, отчество работника; год, месяц и день рождения; наименование структурного подразделения (организация, где он работает); должность (профессия); основания назначения пенсии; общий трудовой стаж, подтвержденный документами; специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию по старости при пониженном возрасте или на пенсию за выслугу лет. При необходимости принимаются меры по истребованию недостающих документов, а в соответствующих случаях — по розыску свидетелей , которые, по мнению работника, могли бы подтвердить периоды его работы.

На основе всех собранных документов администрация организации оформляет «Представление к назначению пенсии». Его форма утверждена Минсоцзащиты совместно с Минтрудом. Не позднее чем за 10 дней до достижения работником пенсионного возраста рекомендуется напомнить ему о возникновении права на пенсию.

Поданное заявление о назначении пенсии подлежит регистрации. В течение 10 дней со дня поступления заявления администрация обязана завершить оформление всех необходимых документов, а также «Представления», ознакомить с ним работника (под расписку) и в тот же срок передать все необходимые документы вместе с поданным заявлением и «Представлением» в орган социальной защиты населения.

Администрация обязана это сделать и в том случае, если собраны не все необходимые документы (их можно представить позднее).

При отказе в представлении к назначению пенсии (такие случаи крайне редки) работнику сообщается об этом в письменной форме с указанием причин отказа. В тех случаях, когда обратившийся за пенсией не согласен с решением администрации, он вправе подать заявление о назначении пенсии непосредственно в орган социальной защиты населения.

Граждане, которым пенсия, доплата к ней, ежемесячное денежное содержание или другая подобная выплата назначается другими органами, подают заявления в эти органы.

Назначение пенсии. Сроки, с которых назначается и пересчитывается пенсия

Назначается пенсия соответствующим пенсионным органом (органом социальной защиты населения) после поступления заявления и всех необходимых документов.

Поступившее заявление, в соответствующих случаях вместе с «Представлением», регистрируется и заявителю выдается расписка, в которой указывается дата поступления заявления, а также отмечаются полученные и недостающие документы. Регистрация даты (дня) обращения имеет юридическое значение, учитывая, что пенсия назначается обычно со дня обращения или даже ранее этого дня.

Заявление о переводе с одной пенсии на другую, о перерасчете пенсии и о возобновлении выплаты ранее назначенной пенсии подается и регистрируется в таком же порядке по месту нахождения пенсионного дела заявителя.

Орган, принявший заявление, обязан при необходимости оказывать содействие в получении документов, недостающих для назначения пенсии, давать разъяснения и справки по вопросам пенсионного обеспечения.

Не позднее 10 дней после поступления всех необходимых для назначения пенсии документов соответствующий орган должен оформить расчет пенсии (включая подсчет среднемесячного заработка и трудового стажа), сформировать пенсионное дело и принять решение о назначении или об отказе в назначении пенсии. Заявление о перерасчете пенсий, о переводе с одной пенсии на другую и о возобновлении выплаты ранее назначенной пенсии рассматривается в пятидневный срок.

В случае отказа заявителю не позднее пяти дней после вынесения соответствующего решения выдается извещение о принятом решении с указанием причины отказа и порядка обжалования. Одновременно возвращаются все представленные документы.

Как правило, пенсия назначается со дня обращения за ней, если не установлено иное. Это касается всех видов трудовых пенсий — по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет, а также социальных пенсий. Иногда пенсия назначается не со дня обращения, а с более раннего, срока . Однако и в таких случаях день обращения за пенсией имеет юридическое значение.

Какой же день считается днем обращения за пенсией, с которого обычно назначается пенсия? Это тот день, когда подано заявление о назначении пенсии со всеми необходимыми документами.

Минсоцзащиты традиционно ограничительно истолковало данное правило. Оно установило, что днем обращения за пенсией считается не день подачи заявления о назначении пенсии, а день приема такого заявления органом социальной защиты населения. Это верно, если заявления подаются непосредственно в данный орган. Однако работающие подают заявление администрации организации, где они трудятся, а администрация затем передает его вместе с документами и своим «Представлением» в орган социальной защиты населения. Таким образом, между днем подачи заявления и днем передачи администрацией заявления и документов в орган социальной защиты населения проходит определенное время. Пенсия назначается в таких случаях не со дня подачи заявления, как того требует закон , а со дня его передачи в указанный орган.

Почему установлено подобное ограничительное правило? Оно заимствовано из советского прошлого. В то время днем обращения действительно считался день приема органом социальной защиты населения «Представления» администрации или заявления. Теперь днем обращения считается день подачи заявления о назначении пенсии.

При направлении заявления и документов по почте днем обращения считается дата их отправления. Она определяется по штемпелю почтового отделения, которое приняло соответствующее отправление.

На практике пересылка заявления и документов по почте почти не применяется главным образом потому, что они могут затеряться; восстановить же их подчас трудно, а иногда даже невозможно. Кроме того, в органах социальной защиты населения осуществляется сверка выписок из паспорта и трудовой книжки с подлинниками, т. е. с паспортом и трудовой книжкой, которые затем возвращаются. Учитывая это, заявление и «Представление» администрации с соответствующими документами передаются в орган социальной защиты лично гражданином , обратившимся за пенсией, либо представителем организации.

Образец (бланк) заявления о назначении пенсии имеется в организациях, которые представляют работающих граждан к пенсии; есть он и в органах социальной защиты населения.

Текст заявления, составленный по образцу, напоминает будущему пенсионеру о его правах и обязанностях: о возможности получать, как правило, лишь одну государственную пенсию по своему выбору, об обязанности извещать орган, который выплачивает пенсию, обо всех обстоятельствах, влекущих уменьшение размера пенсии либо приостановку ее выплаты, и т.д. Заполнение заявления по рекомендованной форме исключает также случаи, когда обращающийся за пенсией не приводит сведения, имеющие значение при разрешении его пенсионного вопроса (данные о нетрудоспособных иждивенцах, на которых начисляется надбавка, и др.).

В связи с тем что днем обращения за пенсией считается на практике, вопреки закону, день приема «Представления» организации со всеми документами органом социальной защиты населения, а не день подачи заявления о назначении пенсии, любая задержка передачи «Представления» с документами в орган социальной защиты населения практически отодвигает срок, с которого назначается пенсия. Надо иметь в виду, что граждане могут потребовать возмещения причиненного вреда, связанного с задержкой назначения им пенсии по вине организации.

Поскольку нередко собрать полностью все необходимые для назначения пенсии документы вовремя не удается, Закон предусматривает возможность обратиться за пенсией, т. е. подать заявление о ее назначении, приложив к заявлению лишь часть необходимых документов. В таких случаях орган, принявший заявление с частью документов, обязан дать обратившемуся за пенсией разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Разъяснение, как правило, дается в расписке, выдаваемой в подтверждение поступления заявления с частью документов. Если недостающие документы представлены не позднее трех месяцев со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за пенсией считается день подачи заявления с частью документов.

В трех случаях пенсия назначается ранее дня обращения за ней. Это касается лишь трудовых пенсий, социальная же пенсия всегда назначается со дня обращения за ней.

1. Закон 1990 г. ввел новое правило, согласно которому пенсия по старости (как и пенсия за выслугу лет) назначается со дня прекращения работы, если обращение за ней последовало не позднее месяца с этого дня. Причина оставления работы значения не имеет.

Это правило установлено для того, чтобы не было перерыва в получении источника средств к существованию, когда оплата труда заменяется пенсионным обеспечением. Вместе с тем оно дает возможность без излишней спешки оформить пенсию, если по каким-либо причинам она не была назначена до прекращения трудовой деятельности.

2. Инвалидность устанавливается в связи с тяжелым и, как правило, длительным заболеванием. Зачастую со дня установления инвалидности и до дня обращения за пенсией проходит определенное время. Причины задержки обращения за пенсией по инвалидности могут быть самые разные (тяжелая болезнь и продолжение лечения, глубокое переживание в связи с утратой трудоспособности, осложнения в се пенсией по инвалидности и необходимости материальной поддержки инвалидов предусмотрено, что пенсия по инвалидности назначается со дня установления инвалидности, если обращение за пенсией последовало не позднее 12 месяцев с этого дня. Днем установления инвалидности считается тот день, в который вынесено соответствующее решение органа медико-социальной экспертизы. Если освидетельствование проводилось несколько дней (в этом случае указывается дата начала и дата окончания освидетельствования), то днем установления инвалидности считается дата начала освидетельствования. При этом причина инвалидности и ее группа не имеют значения.

3. Пенсия по случаю потери кормильца устанавливается со дня смерти кормильца, если обращение за ней последовало не позднее 12 месяцев со дня смерти кормильца. В отношении пенсии по случаю потери кормильца установлено еще одно правило, которое практически исключает назначение пенсии со дня обращения за ней: при обращении за пенсией по истечении 12 месяцев со дня смерти кормильца она назначается на год раньше того дня, когда последовало обращение.

Во всех указанных случаях пенсия устанавливается не ранее, чем со дня возникновения права на нее, например не ранее достижения пенсионного возраста, рождения ребенка, потерявшего кормильца.

Что касается перевода с одной пенсии на другую, то он осуществляется со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.

Размер пенсии часто подлежит изменению в связи с рядом обстоятельств. Он может увеличиваться или, наоборот, уменьшаться. Пенсионер, имеющий право на иную пенсию, вправе перейти с одной пенсии на другую и т.д.

С какого срока пересчитывается назначенная пенсия? При возникновении права на повышение пенсии размер пенсии изменяется с первого числа месяца, следующего за тем, в котором пенсионер обратился с заявлением о повышении пенсии со всеми необходимыми документами. Наиболее часто встречающиеся случаи повышения пенсии — это перерасчет пенсии в связи с увеличением общего трудового стажа, с увеличением заработка, возникновением права на установление к пенсии соответствующих надбавок и права на повышение пенсии.

В таком же порядке пересчитывается назначенная пенсия при представлении дополнительных документов, дающих право на повышение пенсии (например, документов о трудовом стаже, о заработке), которые не были представлены к тому времени, когда устанавливалась пенсия.

При наступлении обстоятельств, влекущих уменьшение пенсии, размер пенсии изменяется с первого числа месяца, следующего за тем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.

Особое правило установлено в отношении пенсий по случаю потери кормильца. Число членов семьи может меняться по различным причинам, например в связи с тем, что один из детей , на которых установлена пенсия, достиг 18 лет либо ребенок умершего кормильца в возрасте от 18 до 23 лет поступил на очное отделение профессионального учебного заведения и т.д.

Во всех этих случаях, независимо от того, увеличивается или уменьшается число членов семьи, пенсия пересматривается по числу членов семьи, имеющих право на ее получение, с первого числа месяца, следующего за тем, в котором наступили обстоятельства, повлекшие изменение размера пенсии.

Так же решается вопрос о сроке прекращения выплаты пенсии, если наступили обстоятельства, влекущие прекращение ее выплаты. Выше указывались правила, касающиеся обращения за пенсией и срока, с которого назначается пенсия, установленные Законом 1990 г. Ряд этих правил содержится и в Законе 1993 г. (о дне обращения за пенсией, о сроке перерасчета назначенной пенсии, сроке рассмотрения заявления о назначении пенсии и др.). Что касается срока, с которого назначаются пенсии по этому закону, то общее правило здесь несколько иное: пенсия обычно назначается со дня увольнения со службы, но не ранее дня, по который выплачено довольствие при увольнении. Вместе с тем законом определены случаи, когда пенсия устанавливается с более поздних сроков. Так, при установлении инвалидности по истечении трех месяцев со дня увольнения со службы пенсия назначается со дня установления инвалидности. При этом при задержке обращения пенсия назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней.

Пенсионное обеспечение - один из важнейших и актуальных вопросов для всего населения. Пенсионное обеспечение является важной социальной гарантией стабильного развития общества. Пенсионное обеспечение и страхование непосредственно затрагивают интересы нетрудоспособного населения страны. В данном исследовании раскрываются наиболее интересующие вопросы пенсионного обеспечения граждан.

Пенсионный фонд Российской Федерации является крупнейшим среди внебюджетных социальных фондов. В настоящее время в России бюджет Пенсионного фонда занимает второе место по величине после федерального бюджета.

Уровень и качество пенсионного обеспечения - важная составляющая экономического и социального положения населения страны. В России сложившаяся пенсионная система затрагивает интересы свыше 38 миллионов пенсионеров.

Рисунок 1. Пенсионное обеспечение РФ

В рисунке 1 показана структура пенсионного обеспечения РФ, группы и виды пенсий которые получают пенсионеры нашей страны.

  • - граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»;
  • - нетрудоспособные члены семей застрахованных граждан РФ;
  • - иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ.

Рисунок 2.Пенсионная система Российской Федерации

В рисунке 2 изображена пенсионная система РФ, которая включает:

  • - государственное пенсионное обеспечение;
  • - обязательное пенсионное страхование;
  • - добровольное негосударственное пенсионное обеспечение;
  • - профессиональные пенсионные системы.

В целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ был создан Пенсионный фонд (ПФ). Фонд создан на основании Постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. Однако данный Фонд начал действовать с 1 января 1992г. Деятельность его регулируется Положением о Пенсионном фонде от 27 декабря 1991г.

Существует множество точек зрения на определения термина "Пенсионный фонд".

Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат. Такой точке зрения придерживаются ученые П.Н. Шуляк и Н.П. Белотелова.

По мнению профессора А.Г. Грязновой и профессора Е.В. Маркиной, Пенсионный фонд Российской Федерации - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, предназначенный для финансового обеспечения защиты граждан от особого вида социального риска - утраты заработка (или другого постоянного дохода) вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи - смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся - длительного выполнения определенной профессиональной деятельности.

Другой точке зрения придерживается А.С. Нешитая. Пенсионный фонд РФ, по ее мнению, - это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения.

Согласно экономическому словарю. Пенсионный фонд РФ представляет собой самостоятельное финансово- кредитное учреждение, осуществляющее государственное управление финансами пенсионного обеспечения.

В соответствии с Законом РФ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" от 15 декабря 2001 г. №167- ФЗ субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страховщики, страхователи и застрахованные лица.

Пенсионный фонд РФ (ПФР) является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, подотчетным правительству РФ и осуществляющий свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. №2122- I. ПФР осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ. Денежные средства фонда являются федеральной собственностью и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Общий бюджет ПФР составляет 1/3 Федерального бюджета РФ. В ПФР входят региональные отделения, создаваемые по решению правления фонда для осуществления государственного управления финансами пенсионного обеспечения в республиках, входящих в состав РФ, автономных областях, округах, краях, областях, городах Москве и Санкт- Петербурге. Фонд и его региональные отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, расчетные, валютные и иные счета в банках.

Задачи и функции Пенсионного фонда РФ:

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет ряд значимых функций:

  • - целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных пунктом 6 Положения о Пенсионном фонде РФ (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288; Федерального закона от 05.05.1997 № 77- ФЗ);
  • - организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
  • - капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
  • - контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
  • - организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России);
  • - межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
  • - изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Государственную Думу Российской Федерации предложений по ее совершенствованию;
  • - проведение научно- исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
  • - разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Ключевые задачи Пенсионного фонда: учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, назначение и выплата пенсий и социальных выплат. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих, выплаты ветеранам, инвалидам и т.д. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров.

error: Content is protected !!