Сценарий праздника на тему «Ивана Купала. Народное гулянье "купалье" Сценарий праздника купалье в лагере

Пирогова Асия Владимировна, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ № 7, г. Усть-Кут, 2012г.

КУПАЛЬСКИЕ ПЕРЕВЕРТЫШИ

Слайд 1

1 ведущий: Добрый вечер, гости званные и желанные! Приходите погулять, да Купала повстречать! Праздник красивый, праздник старинный, мы сегодня встречать будем, а называется он ИВАНА КУПАЛА. Песня старинная так определяет его значение:


Как у нас в году три праздника:

Первый праздничек – Семик честной,

Другой праздничек – Троицын день,

А третий праздник – Купальница!

2
2 ведущий: В самом начале июля – в ночь с 6 на 7 июля – отмечается праздник Ивана Купалы. Другие названия дня Ивана Купалы – Иван Травник или Иван Цветной. Считалось, что собранные в эту ночь травы обладают целебной силой.

3
3 ведущий: Сегодняшняя ночь имеет особенное значение для травников, именно их отправлялись искать знахари и колдуны. Попробуем узнать, кто из наших гостей настоящий

«КУПАЛЬСКИЙ АПТЕКАРЬ»:

«Иванов день пришёл, траву собирать пошёл»

1) Какая трава, если ей владеть и носить на теле наводит страх на отдыхающих?
архилин
плакун – трава

4
2) Какая трава, если ей владеть и носить при себе, заставляет всех повторять движения хозяина травы?

Например: Я – владелец этой травы – перекувыркнусь и все тотчас же будут кувыркаться?!
дурман – трава

купаленка
адамова голова

5
3) Какую траву надо иметь в кармане, чтобы быть отличным охотником и стрелком?
(земляника )
6
4) А знаете ли вы, какую надо иметь при себе траву, чтобы быть счастливым всю жизнь?
Петров крест

Медвежье ушко

Перелёт – трава

2 ведущий: С Ивановым днем в народе было связано много примет . Говорили так: если до Иванова дня идет дождь, то хлеб хороший уродится, а если после Иванова дня дождь, то будет неурожай. Если на Иванову ночь небо звездное, то грибов много будет. А если в Иванов день будет гроза, то уродится мало орехов, да и те окажутся пустые.

8 Отгадаем загадки о цветах и травах ЗАГАДКИ:

— Белые горошки на зеленой ножке (Ландыш)

— Не огонь, а жжется. (Крапива)

— Стоит в поле кудряшка – белая рубашка. Сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка)

— Эх, звоночки, синий цвет, с язычком. А звону нет. (Колокольчики)

4 ведущий : А еще, по поверьям, в эту ночь нельзя спать, так как оживает и становится особенное активной всякая нечистая сила – русалки, водяные, лешие, оборотни . Они становились на этот праздник особенно сильными в своих колдовских чарах и могли утащить человека в свое царство.

А не пора ли нам Водяного позвать,

Наш праздник продолжать.

Выйди, выйди с глубины,

Выйдь, на берег, Водяной;

Позволь нам купаться

Над водой играться,

Бросать венки в воду,

Погадать народу.

Водяной:
Кто меня посмел тревожить

В глубине озёрных вод.

Почему шумит и пляшет

Возле берега народ?

11
5 ведущий:

Извини, уважаемый Водяной! Но ведь Праздник сегодня большой, Ивана Купала! Хороводы девицы красные водят, да судьбу свою загадывают, а юноши с ними в игрища играют, да женихаются.

Водяной: Женихи! Вот это дело! С ними в озере напряг! Тут на выданье русалок, полный я скажу аншлаг!

Танец Русалок

Водяной: Ну а главная Русалка, мне приходится сестрой, жениха давно заждалась, уж который, не такой! Что шумите, вам прощаю, как Хозяин Вод желаю, поглядеть на женихов, пусть покажут кто каков?!

Главная русалка:

Все красавцы, удальцы!

Знамо, прямо молодцы!

В круг подружки, их ведите,

Хороводы заводите.

Я внимательно гляжу,

Кто мне любый, покажу

Пусть проявят все уменье

И смекалку, и раденье.

игра «Возьми венок» , на одного участника больше, чем самих венков

Водяной:
Люб тебе скажи, сестрица!

Коли нет, идёт топиться!

Враз русалки защекочут,

Коль жениться не захочет?!!

Главная русалка:

Одного мне братец, мало,

Я бы больше их желала.

Продолжается игра

Водяной:
Выбрала ль, моя сестрица

Кто в зятья то мне годиться?

Главная русалка:

Да, любезный братец мой,

Всеми чтимый Водяной!

(Подводит парня, которого выбрала к Водяному).

Главная русалка:

Вот, мой добрый женишок!

Водяной:
В путь теперь скорей, дружок!

Да не бойся ты воды,

Одарю, чай, за труды.

15, 16

6 ведущий. Считалось, что вода приобретает в этот вечер магическую силу: нужно было обливать друг друга водой и обязательно искупаться. А еще, говорят, что на Купалу солнце играет. Молодежь встречала рассвет на берегах рек и озер

7 ведущий (девушка) Уважаемый водяной! Разреши нам венки на воду пускать и судьбу свою загадывать!
17
Водяной: Свечи на венках зажгите и на воду опустите. Пусть судьба вам улыбнётся, и любви сердце дождётся

(Звучит песня, девушки пускают на воду венки, ребята им помогают, кто-то ловит венок любимой девушки).

8 ведущий:

Девицы – красавицы, судьбу загадали,

Судьбу загадали, милого искали.

Ты плыви, плыви венок,

Путь до милого далёк.

На Купала в ворожбу –

Загадай свою судьбу.

7 ведущий: Пустит девушка венок на воду и ждёт, куда понесёт его течение. Если уплывёт венок далеко, значит не скоро милый замуж позовёт. Коли потонет – не бывать любви, не ходит девка замуж. Ну, а к берегу прибьёт – скоро гостей в дом жди, свататься приедут. Бывает пустит на воду девушка два венка – за себя и за суженого своего, и загадает: «Если, сойдутся в воде рядом – значит «вместе быть».

8 ведущий: Реки рядом нет, березы высокой тоже нет вблизи, зато людей много. Вот и будем кидать венки по очереди каждая, повернувшись спиной к зрителям. Если девушка венок поймает – не найдешь себе пару в этом году, если парень – встретишь парня хорошего.

Игра «Брось венок»

18
9 ведущий: В давние-давние часы, в эту ночь горели смоляные бочки на высоких холмах, а на увитых цветами качелях качались парни и девушки в венках из дубовых веток. В этот день украшают жилища берёзовыми и дубовыми ветками. Люди собирались группами и отправлялись на берег водоема, где разводили костры, возле которых с песнями водили хороводы, затевали игры. А когда пламя на костре немного опадало, то через них начинали перепрыгивать. Считалось, что купальский огонь, как и вода, несет заряд здоровья и сил.

10 ведущий: Иван Колдовник

Из огня возник.

Гори, огонь, жарче –

Будет ночка ярче!

19 Приметы:

1 пара: Разошлись руки – не пара

2 пара. Прыжок выше – счастье под крышу

3 пара: Искры вверх – денег мех!

4 пара: Рука в руке задержалась – пара обвенчалась

Игра «Прыжки через костер»

20 11 ведущий: коротка ночка купальская! Наши предки верили, что только в эту ночь распускается цветок папоротника. А тот, кто найдет его и сумеет взять, будет богат, счастлив и удачлив во всем. Желаем каждому из вас отыскать свой цветок счастья! Мы надеемся. Что наше выступление вам понравилось и вы узнали много нового о таком русском обряде как Иван купала!

21 Пусть чудесные огни нам зажгут,

До утра они горят – не уснут,

Как Иванова ночь наступает,

Злая нечисть сразу прочь уползает.

Землю ночную умоет роса,

Это русалки прозрачной слеза,

И пропоет в новолунье

Песню седая колдунья.

В речке на праздник Купалы

Долго русалка играла.

Источники:

    Галина Бразюль. Купальские перевертыши. Чем развлечь гостей №4, 2009

    И.А.Агапова. Купальские клады. Фольклорные праздники в школе. Волгоград. Издательство «Учитель», 2008

    И.А.Агапова. Праздник Ивана Купалы. Фольклорные праздники в школе. Волгоград. Издательство «учитель», 2008

    Н.В.Черепкова. Иван Купала. Последний звонок. №4, 2008

    Г. Бразюль. Вечер накануне Ивана Купалы. Последний звонок. №4, 2004

Предлагаем возможный вариант программы фольклорного праздника на Ивана Купала для детей с играми и конкурсами, который можно провести на природе в детском лагере летом 2019 года.

Сценарий на Ивана Купала для детей с конкурсами

Праздник начнется с выступления ведущих:
– Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы собрались, чтобы отметить один из самых древних праздников. Он приурочен ко дню летнего солнцестояния и отмечается 7 июля (24 июля по старому стилю).

– На Ивана на Купала
Веселее в мире стало!
Солнце, ярче разгорайся,
Всех теплом согреть старайся!
Пусть вам этот день несет
Впечатлений хоровод,
А купальская вода
Даст здоровья на года!

– Я всех вас поздравляю с днем чудесным!
Откуда он пошел, нам неизвестно,
Но весело кружиться в хороводе,
И любят это празднество в народе.

Устройте веселое состязание среди ребят, которые будут отгадывать загадки, участвовать в различных конкурсах. В детскую игровую программу, подготовленную на Ивана Купала может включать старинные народные игры – «горелки», «ручеек» и др.

Для игры «горелки» выбирается открытое место – лужайка, поляна, просторный двор. Ребята встают парами друг за другом. Впереди на расстоянии двух шагов спиной к ним стоит водящий – горельщик.

Играющие говорят:
– Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле,
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звезды горят,
Журавли кричат:
– Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь, А беги, как огонь!

Ребята, которые стоят в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Водящий старается догнать их.

Если бегущие игроки успели взяться за руки, прежде чем он «запятнает» одного из них, то они встают впереди первой пары, а горельщик снова водит. Если же ему удастся коснуться одного из бегущих, то он встает с ним впереди колонны, а оставшийся без пары участник становится водящим.

Затем на детском празднике на Ивана Купала начнется игра «ручеек». Ребята становятся парами друг за другом. Первая пара пробегает под воротами из рук и становится последней. Так «льется ручеек», пока каждая пара несколько раз не пробежит под воротами.

Ведущие:
– На Ивана на Купалу
Смеха, радости немало.
С песней водит хороводы
Под березками народ,
И на землю, и на воды
Солнце щедро свет свой льет.
Праздник света, праздник света!
Золотая горка лета!

Что еще включить в игровую программу на Ивана Купала для детей?

Затем по на празднике на Ивана Купала для детей может прозвучать рассказ о древних традициях этого праздника:

– В старину на Ивана Купалу люди собирали травы, так как считалось, что в это время они приобретают целебные и магические свойства. Девушки плели венки, для которых
нужно было собрать 12 видов растений с 12 полей ранним утром, пока не высохла роса. Такие уборы служили не только для украшения, но и в качестве оберега от нечистой силы.

– Люди гадали, опуская в воду венки. Если они плыли по воде, то это сулило долгую счастливую жизнь, а девушкам также замужество. Если венок шел ко дну сразу же, значит, вскоре должна была случиться беда. Если венок кружился на одном месте или приставал к берегу – предложения руки и сердца в этом году можно было не ждать.

– Ой на Ивана,
Ой на Купала
Девушки гадали,
В воду быструю
Венки кидали.
Скажи, водица,
Красной девице
Про жизнь молодую,
С кем век вековать.
Кого, реченька,
Любимым называть?
Долго ли жить,
По земле ходить?
Неси, речка, венок
На другой бережок…

Ведущий:
– Давайте, ребята, и мы с вами сплетем веночек. Сначала нам нужно договориться, кто будет каким цветком.

После этого ведущий начинает «плести венок», называя какой-либо цветок. Ребенок, который выбрал это растение, берет за руку ведущего и в свою очередь называет следующий цветок.

Участники этой игровой программы для детей на Ивана Купала идут друг за другом, собирая другие «цветы». Когда «венок» сплетен, все становятся в круг и водят хоровод.

После этого ведущий говорит: «Цветы завяли», и ребята садятся на свои места (один стул заранее убирают). Тот, кто остался без места, становится водящим и продолжает игру, начиная «плести» венок.

Ведущий:
– В ночь на Ивана Купалу многие люди искали мифический цветок папоротника, который, согласно преданию, цветет только раз в году. Считалось, что он дарит людям чудесные способности – видеть, где спрятаны клады, понимать язык животных и даже становиться невидимыми.

– В июле ночь такая есть:
Когда огни погаснут в окнах,
И папоротник вспыхнет весь
Цветами в полночи глубокой.

Не на полянах, а в лесу,
В глубокой чаще он запрятан,
Там ищут дивную красу
Всю ночь девчонки и ребята.

Тот, кто заетит то сиянье
И свет холодный, не горячий,
Тому все клады станут явью,
А с ними счастье и удача.

– Июль. Жара дневная спала.
Венки на девушках пестры.
Иванов день. Иван Купала
Зажег над речкою костры.
Пусть в подтверждение волхвам
Плохое унесется прочь.
Цветущий папоротник вам
Найти желаю в эту ночь!

Далее по сценарию детского праздника на Ивана Купала начнется конкурс по поиску волшебного цветка папоротника. Дети будут выполнять различные задания: спеть частушку, рассказать стихотворение, исполнить танец, отгадать загадки и т. п.

– Что выше леса,
Краше света,
Без огня горит?
(Солнце)

– В синем небе,
Как по речке,
Белые плывут овечки.
Держат путь издалека
Как зовут их?…
(Облака)

– Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.
(Дождь)

– Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи.
(Ромашка)

Наконец, ведущий сообщает, что волшебный цветок найден, заглядывает под листья «папоротника» и находит там конфеты в фольге. Угощение раздают ребятам.

Ведущий:
– Многие старинные обычаи на Ивана Купалу были связаны с водой. Считалось, до этого праздника нельзя было купаться в реках и озерах. И только с наступлением Ивана Купалы запреты снимались, так как в этот день водоемы якобы покидала нечистая сила. В этот день люди купались, чтобы смыть с себя все неудачи и невзгоды.

На празднике на Ивана Купала начинается игровой конкурс для детей «Достань яблоко из воды».
Ребята делятся на команды. В емкость с водой опускают яблоко и каждый участник, держа руки за спиной, пытается зубами поймать его и достать его из воды. Команда, которой удалось достать больше яблок, становится победительницей.

Затем начнется игра «Водоносы». Каждой команде выдается по ведру и пластмассовой кружке. Им нужно будет зачерпнуть из общей емкости кружкой воду, донести до своего ведра, не расплескав, и вылить в него. Кто быстрее наполнит свое ведро, станет победителем.

После подведения итогов конкурсов победители получат символические подарки.

Если представление проводится на улице и стоит хорошая погода, то вслед за конкурсами, празднование на Ивана Купала может завершить веселое представление для детей с участием Водяного и обливание ребят водой.

Лилия Тарушкина
Сценарий праздника «Купальские забавы»

Сценарий праздника " Купальские забавы "

Цель :

Развивать интерес детей к старинным русским обычаям.

Вызвать эмоциональный отклик детей.

Воспитывать желание принимать участие в праздновании календарного праздника Ивана Купала .

Оборудование : стакан – 2шт. ,2 деревянные ложки, ведёрко – 2шт, капельки дождя - 10шт, цветы из картона, мыльные пузыри.

Ход праздника:

Ведущий : Праздник красивый , праздник старинный , мы сегодня будем встречать. В ночь с 6 на 7 июля отмечают праздник Ивана Купала . Считается, что вода в реках и озёрах обладает в эту ночь целебной силой, потому и пошёл обычай обливать друг друга водой. Наш праздник будет посвящен воде и всему, что с ней связано, потому что название праздника нас к этому обязывает – купала от купаться . В этот день все должны окунуться в реке, озере, море, или же просто облиться водой.

По поверьям, раньше в воде жили кто? (Русалки, водяные и т. д.)

В народе существует и другое название этого праздника – Иван травник , или Иван цветной. Считалось, что травы, собранные в это время обладают особой целительной силой, поэтому в этот день заготавливали лечебные травы впрок. Ребята, самым главным растением на праздник Иван Купала считался папоротник . Известно, что папоротник никогда не цветёт, но люди придумали волшебную сказку, будто цветок папоротника появляется именно в эту ночь и открывает пути к несметным сокровищам.

А еще этот праздник называют праздником огней . И именно огонь был символическим воплощением могущественного солнца, и, перепрыгивая через купальские костры , по народному поверью, становятся здоровыми и набираются новых сил.

На Купалу загадывают желания , купаются в росе , обливаются водой, которая в этот день обладает очистительной силой. И сегодня мы с вами тоже будем играть в купальские игры .

(Выходит Водица – Водяному старшая сестрица)

Здравствуй, маленький народ! Девочки и мальчики, уважаемые взрослые! Очень рада видеть вас.

Давайте познакомимся – я – Водица, Водяному старшая сестрица. (ходит знакомится)

Вед : А что ж это, сам господин Водяной, не соизволил прийти на праздник .

Водица : Приболел, лягушек да пиявок объелся. Лежит во мху, охает, да пузо поглаживает. Но вы не переживайте, у него это часто бывает. Режим не соблюдает, вот и хворает. А я гляжу, у вас тут праздник никак ? А ну-ка, погляжу. Вот Водяному расскажу, чего он лишился, из-за своего обжорства.

Водица : А какой праздник нынче , знаете? Тогда почему не играете? У меня вот есть водица. С ней и поиграем.

Проводиться эстафета «ВОДОНОСЫ» – 2 е команды по 5-6 человек. (2ложки, два стаканчика, вода, два стула)

Проводится эстафета «КОРОМЫСЛО» - ведро на палочке. (2 ведра, 2 палочки)

Водица : Молодцы, ребята! Как жарко на улице. Посмотрите и растения завяли. Помогите мне, пожалуйста, чтобы дождик пошёл. Давайте соберём капельки дождя в тучку, а из тучки дождик пойдёт.

Конкурс «Собери капельки дождя» Участвуют по 5 человек от каждой группы. У каждого в руке по одной капельки. Первые стоящие бегут до тучки, вешают капельку, возвращаются назад и встают в конец колонны. Когда дети повесят все капельки Ведущий и Водица брызгают из бутылок.

Водица : Молодцы, ребята!

Ведущий : Есть еще одно поверье,

На Купальскую неделю

Появляются из тьмы

Ведьмы, черти, упыри!

Но не верьте в сказки эти

И чертей не бойтесь, дети

Вас тогда никто не тронет,

Смелость ваша их прогонит!

Звучит музыка появляется Баба Яга

Баба Яга : Я злая, я ужасная,

Коварная, зубастая

Я тоже люблю праздники

Хотя я и проказница!

Ведущий : Ах ты, старая карга

Ты зачем сюда пришла?

Праздник хочешь нам испортить?

Мы тебя не звали в гости!

Баба Яга : Ну и что же, что не звали! Да, интересное дело, сами тут веселиться собрались, а мне здесь нечего делать! Не будет вам веселья. Я вам праздник испорчу . Сейчас так замету вас метлой, что разбежитесь отсюда без оглядки, только засверкают пятки. У-гу-гу!

(Замахивается метлой.)

Ведущий : Ладно тебе детей стращать. Они не из пугливых будут. Не страшна им нечистая сила. Это ты должна бояться.

Баба Яга : Ладно, не буду вам мешать, а можно с вами поиграть. Только не прогоняйте! Мне так скучно в этом лесу, а с вами будет весело!

Ведущий : Ну так и быть, оставайся. А дети наши знают игру и хотят поиграть с Бабой Ягой.

Проводится игра «Бабка - Ежка» .

В середину круга встает баба Яга. В руках у нее «метла» Вокруг бегают играющие и дразнят ее

Бабка Ёжка костяная ножка;

С печки упала ногу сломала,

А потом и говорит :

«У меня нога болит»

Пошла она на базар,

Раздавила самовар,

Пошла на улицу,

раздавила курицу,

Вышла на лужайку, испугала зайку. (Б. Я скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом» . К кому прикоснется - тот и замирает.)

Баба Яга : А я знаю еще игру. Хотите в нее поиграть? (Дети отвечают.) Но она трудная!

Дети : Хотим, хотим!

Баба Яга : Тогда становитесь в две команды!

(Дети строятся в две колонны друг за другом.)

Баба Яга : Ой, команды-то две, а веник у меня только один. Без колдовства тут не обойтись. Чтобы из одного веника два сделать, нужно вам левой пяткой три раза топнуть, руки скрестить, повернуться вокруг себя и сказать «Умба-тумба-превращумба! Обернусь, повернусь и надвое разделюсь!»

(Дети выполняют задание, веник-метла в руках у колдуньи легко разделяется на два; она вручает каждой команде по одному венику.)

Баба Яга : Вот теперь, ребятушки, покажите свою удаль : надо верхом на метле пролететь «змейкой» туда и обратно между кеглями, но ни одну не уронить. Сумеете? (Дети отвечают) Тогда – три, два, один – кто-то побе-дит!

Проводится эстафета.

Баба Яга : Ну что ж… вы хорошо справились с этой трудной игрой. Молодцы!

Ведущий : Спасибо Баба Яга за игры. Я предлагаю всем присесть и отдохнуть со смыслом «ЗАГАДКИ - ДУМАЛКИ»

Почему львы едят сырое мясо? (потому что готовить не умеют)

Зубы есть, а рта нет. Что это? (пила)

Что случается с платком, который упадет в воду? (намокнет)

Каких камней в море не бывает? (сухих)

Как можно перенести воду в решете? (заморозить)

Вперед идут – поют, назад идут – плачут. (ведра) .

Водица : Молодцы, ребята! А я знаю загадки про растения. Загадки о растениях :

Высока и зелена, Будет скошена она. Овцы, козы и коровы Есть всегда её готовы. (трава)

Эх, звоночки, синий цвет, С язычком, а звона нет (колокольчик)

Есть один такой цветок, Не вплетешь его в венок, На него подуй слегка, Был цветок - и нет цветка (одуванчик)

Путник часто ранит ногу вот и лекарь у дороги (подорожник) .

Из луковки вырос, Но в пищу негож. На яркий стаканчик Цветок тот похож (тюльпан)

Водица : Поработали, теперь можно и поиграть, становитесь парами скорее. Ручеек течет наш веселее

ИГРА «РУЧЕЕК» .

Водица : Ну вот и позабавились .

В этот праздник , в летний зной,

Окроплю я всех водой.

Водица : Вот мы с вами повстречались,

От души все посмеялись.

В путь дорогу мне пора,

До свиданья, детвора!

Ведущий : На этом наш праздник заканчивается ! Вы все такие смелые, ловкие, сильные, молодцы, ребята!

Публикации по теме:

Ведущий: Начинаем Зимний праздник! Будут игры, будет смех, И веселые забавы приготовлены для всех. Хороша красой своею наша Зимушка – Зима,.

Сценарий физкультурного праздника для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей «Весенние забавы» Цель: вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на спортивные упражнения, прививать любовь к спорту и физкультуре Оборудование:.

b]Задачи: Организовать полезный досуг детям; Сделать каждому ребёнку праздник, дать ему почувствовать то, что он не одинок и любим;.

Цель: Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Задачи: - Развивать интерес к зимним играм-соревнованиям; - Развивать ловкость,.

Народное гулянье "Купалье"

Ведущая:



Ведущая:

Купалинка:

Песня «И плывет веночек».

Купалинка:

Ведьма:

Купалинка:

Ведьма:

Купалинка:

Ведущая:

Купалинка:

Ведьма:

Купалинка:

Ведущая:




Ведущая:

Купалинка:


Тот, кто этот знак найдет,

Ведущая:

Ведущая:

Купалинка:

Ведущая:

Проводится игра.

Ведущая:
«Победителю приз!»

Купалинка:

Там, где извещают Вас
О концертах и кино,
Там найдете вы его.»

Ведущая:

Купалинка:

Ведущая:

Ведьма:

Ведущая:

Под музыку проходит игра.

Ведущая:

Купалинка:

Третий знак под той доской
Где сидите Вы порой.
Вы найдите тот конверт-
Будет в поисках совет.»

Ведущая:

Ведущая:

Купалинка:

Сцена празднично украшена. Из декораций: венок, цветы, ленты.

Ведущая:
«Добрый вечер, добрым людям!
Пусть много радости всем вокруг будет.
Будем сегодня Купалье встречать,
Петь, танцевать и в игры играть!

Сегодня Купала, а завтра – Ян
Заиграй, гармоника, заиграй нам!»

Начинает звучать аккордион, под музыку выходит вокальная группа с песней «Ой, рана, на Ивана».

Ведущая:
«Мы рады видеть сегодня Вас всех на нашем празднике. Ивана-Купала – старинный праздник благодарения солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Иван - Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, в нем принимало участие все население, причем, традиция требовала активного включения каждого во все обряды, действа и обычаи. А хозяйка этого праздника – красавица Купалинка.»

Под музыку выходит Купалинка.

Купалинка:
«Здравствуйте, дорогие друзья! Купалинка я. Пришла сегодня к Вам, чтобы вместе вспомнить старинный народный праздник. Сегодня ночь Ивана-Купала. Всех эта ночь манит своим волшебством и красотой. Бывало собирались на берегах рек, озер, пели обрядовые песни, водили хороводы, гадали о лучшей доле, веночки по воде пускали.»

Песня «И плывет веночек».

Купалинка:
«Разложите, зажгите Купалья огни, чтобы лучше представить грядущие дни, чтобы веселее водились хороводов ручьи. Огонь купальский очищает тело от болезней, а душу – от смятенья. А так же укрепляет любовь между двумя сердцами.»

Звучит музыка, выбегает ведьма с чертями.

Ведьма:
«Тушите огонь, не давайте им лечиться. Это что же будет, если все будут здоровыми. Давайте-давайте черти мои тушите каждую искорку не покладая рожек.»

Купалинка:
«А смогут ли твои чертянята поймать все искорки и уголечки от костра, чтобы потушить его?»

Ведьма:
«Сейчас увидишь. А ну-ка, черти мои, готовьте капкан для угольков, посмотрим как они смогут увернуться от него.»

Купалинка:
«Если за три раза вы не поймаете все искорки и уголечки, значит гореть купальскому огню!»

Ведущая:
«Кто не хочет, чтобы ведьма с чертями костер потушили, выходите к нам играть. Объясняю правила: черти делают круг и берутся за руки. Пока звучит музыка, черти поднимают руки вверх и все дети - наши искорки и уголечки, бегают, где хотят вокруг и внутри круга. Когда музыка замолкает, черти опускают руки вниз и тот, кто остался в кругу, выбывает.»

Купалинка:
«Искорки тепла, света и доброты победили нечистую силу!»

Ведьма:
«Рано радуетесь! Нечисть моя еще попортит вам праздник!»

Купалинка:
«Не мешай людям празднику радоваться. Отойди по- добру по- здорову!»

Ведущая:
«Про купальскую ночь существует легенда о том, что в полночь в самой гуще леса расцветает волшебная ветка папоротника. Тот, кто сумеет отыскать ее, станет самым счастливым, ему откроются все клады, он станет сильным и начнет понимать язык животных и птиц. Но найти этот цветок не так-то просто, нечистая сила строит козни и мешает в поисках. Если среди вас есть смелые, давайте попробуем найти чудесный цветок.»

1 черт: «Цветок они будут искать!»
2 черт: «Счастья им захотелось!»
1 черт: «А знаете ли вы, что до цветка может дойти только смелый и ловкий?»
2 черт: «Мы сейчас и посмотрим, есть ли среди вас такие!»

Ведущая:
«Да, нелегко найти ветку папоротника. Но Купалинка решила Вам помочь и оставила на территории клуба Вам подсказки, только подсказки эти тоже нужно еще понять и суметь отыскать.»

Купалинка:
«Первая подсказка на вечных плитах.
Там, где память о войне зарыта.
Тот, кто этот знак найдет,
Волшебный цветок искать пойдет.»

Ведущая:
«Итак, не теряйте времени!. Купалинка сказала Вам, где искать первую часть подсказки. Тот, кто первый догадается, о чем идет речь и принесет конверт, тот будет участвовать в поиске цветка. А пока они ищут, для Вас поет участница вокальной группы «Неманичка».

Ведущая:
«Вот и нашли первую часть подсказки.»

Купалинка:
«Сохрани этот конверт, он поможет тебе в поисках папарать ветки. Прежде, чем сказать Вам, где находится вторая часть подсказки, я хочу испытать Вашу ловкость.»

Ведущая:
«Хорошо, испытаем. Когда-то в старину, девушки в купальскую ночь плели венки, бросали их в реку и гадали о своем счастье. Перед Вами воображаемая река, на воде кувшинка. Я попрошу желающих бросать по очереди венки в реку так, чтобы они легли на кувшинки. Кто из 5-ти бросков сделает больше попаданий, тот и победит.»

Проводится игра.

Ведущая:
«Победителю приз!»

Купалинка:
«Да, есть среди Вас ловкие. Читаю о том, где лежит вторая часть подсказки. Знак второй сокрыт от глаз
Там, где извещают Вас
О концертах и кино,
Там найдете вы его.»
А пока ищут конверт, для Вас поют «Все уже когда-то было».

Ведущая:
«Вот и нашли 2-ю подсказку.»

Купалинка:
«Ты тоже храни свой конверт. Прежде чем скажу, где последняя часть подсказки лежит, я хочу еще вас испытать.»

Ведущая:
«В купальскую ночь как известно нужно прыгать через костер. Сейчас мы и устроим с вами соревнования по прыжкам.»

Ведьма:
«Черти мои, ну-ка несите сюда канат. Посмотрим, какие они ловкие, и как смогут через него прыгать. А вы чертянята мои, все выше планочку поднимайте.»

Ведущая:
«Тот, кто возьмет самую большую высоту, тот и побелил.»

Под музыку проходит игра.

Ведущая:
«Победителю приз. Ну, что, Купалинка, выдержали люди испытания?»

Купалинка:
«Да, могу сказать, где лежит последняя часть подсказки.
Третий знак под той доской
Где сидите Вы порой.
Вы найдите тот конверт-
Будет в поисках совет.»

Ведущая:
«Удачи в поисках! А для Вас поет…

Ведущая:
«Вот и нашли недостающее звено подсказки. А сейчас ваша задача – собрать три части воедино и догадаться, где спрятан чудо-цветок. Самый сообразительный, находчивый и быстрый и станет обладателем супер-приза.
Время пошло. А мы желаем Вам удачи в поисках. Будьте осторожны, черти будут мешать Вам в пути.»

Выступление вокальной группы.

Купалинка:
«Нашедший сегодня чудесный цветок будет в этом году самым счастливым, мудрым и богатым. А от нас счастливчик получает супер-приз и два его соискателя по утешительному призу.

Праздник Ивана Купалы в детском саду

УТРО. Детей встречают две старушки и ряженые.

1-я старушка: Я - Даниловна!
2-я старушка: Я - Гавриловна!

Вместе: Неразлучные подружки,
Мы живём в одной избушке.

Даниловна: Собирайся, народ,
Интересное вас ждёт!
Много песен, много шуток
И весёлых прибауток.
Сел сверчок в уголок,
Таракан на шесток.

Гавриловна: Сели, посидели, песенки запели.
Услыхали ложки, вытянули ножки.
Услыхали калачи - как попрыгали с печи.
Да давай подпевать, да давай танцевать.

Старушки пляшут, поют частушки, привлекая к этому детей. Затем старушки затевают с детьми народные игры.

"Колечко”.

Я качу - мечу (2 раза)
Золото кольцо. (2 раза)
За колечком (2 раза)
Я сама пойду.
За собой поведу
Добра молодца (2 раза)
Разудалого, развеселого.
Я поставлю его (2 раза)
Середь горницы,(2 раза)
Я заставлю его (2 раза)
Танцевать, гулять. (2 раза)
Потанцуемте (2 раза)
Веселёхонько.(2 раза)

Дударь - дударище! (Дети идут по кругу, Дударь - в центре).
Старый старичище,
Тебя во колоду,
Тебя во сырую,
Тебя во гнилую.

Дударь, дударь, (Спрашивают дети остановившись).
Что болит?

Голова, спина и т.д. (Дети делают то же, что показывает Дударь)
(отвечает Дударь).

Ничего не болит. (Дударь бросается догонять детей).
Буду вас ловить!

Наигравшись, дети усаживаются, а старушки рассказывают о празднике.

Хорош праздник Иван Купала,Что было, то и пропало.

1-я старушка: В этот день у нас,бывало, собирались парни, девки петь, плясать, лето красно прославлять. И было много разных обычаев - с утра росу с травы собирали, рушником утирались, в полдень водой студеной обливались, девчат парни в реку кидали и никто в обиде не был. А ещё вместе светлячков в траве искали - на счастье значит. И много чудес в этот день случалось - можно было и ведьм увидеть, и кикимор, и леших разных - все они с людьми дружны были.

2-старушка: А вечером разжигали костры большие, хороводы водили, в игры играли, у костра кашу едали. А в полночь папоротник расцветал. Кто его увидит, у того самое заветное желание исполнится.

II ПОЛОВИНА ДНЯ . Дети приходят на полянку или на участок, где в кустах стоит домик. Детей встречает ведущая в русском костюме.

Ведущая: Мы встречаем праздник лета,
Праздник солнца, праздник света.
Солнце, солнце, ярче грей.
Будет праздник веселей.
Здравствуй, лето!
Здравствуй, лето!
Ярким солнцем всё согрето.
В лес зелёный побежим,
На полянке полежим.

Дети исполняют песню "Летние цветы", музыка Теличеевой, слова Некрасовой.

Ведущая: Как красиво кругом! Цветов много, берёзки белоствольные, нежные.

Хоровод мы заведём,
Про берёзоньку споем.

Исполняют хоровод "Ай-да берёзка", музыка Потапенко.

Ведущая: Отгадайте-ка, ребята, мою трудную загадку.

Он большой и неуклюжий,
Любит мёд, не любит стужу.

Появляется медведь. Он вместе с детьми играет в русские народные игры "Дети и медведь", "У медведя во бору", водит русский народный хоровод "Ой, вставала я ранёшенько,..".

Медведь. Ой, ребята, давно у меня в лесу так весело не было.Вы мне понравились,и я хочу угостить вас ягодами.

Медведь угощает детей ягодами и уходит..

Ведущая: Ребята, посмотрите, что я нашла (поднимает платочек и предлагает детям поиграть в русскую народную игру "Жмурки").

Из избушки выскакивает Баба Яга.

Баба Яга: Ишь, расшумелись! Не дают в собственном лесу покоя. Вот сейчас я вас поймаю. Эй, леший, кикимора, тащите сюда большие мешки, сейчас мы детей наловим.

Выскакивают Леший и Кикимора с большими мешками без дна и начинают ловить детей. Дети из мешков вылезают, ничего у Лешего с Кикиморой не получается. Все устали, выбились из сил.

Ведущая: Вот видишь, бабуся, ничего у тебя не вышло. Много лет ты в лесу живешь, а видно забыла, что сегодня праздник Ивана Купалы.

Леший: Ничего мы не забыли. Как раз собирались сегодня ночью позабавиться - почудить. Сегодня, что не сделаешь, всё прощается.

Кикимора: И для вас у нас есть сюрпризы.

Леший и Кикимора обливают всех присутствующих водой.

Ведущая: Ах, вот вы какие!

Баба Яга: А сегодня сердиться нельзя. Праздник есть праздник. Давайте лучше вместе играть будем.

Проводятся русские народные игры "Салки", "Высекали", "Два - третий лишний" к другие.

Баба Яга: Давайте хворосту наберём и костер разведём. Пусть все наши беды и горести в огне сгорят. Будем на огонь смотреть и кашу есть.

Баба Яга угощает всех кашей.

Утром, встречая детей, воспитатель должен обратить внимание детей, есть ли на траве роса. Походить по росе босиком, приговаривая: "Хорошо нашим ножкам, травинки ласкают пальчики, роса омывает свежестью, чтобы здоровы были дети". Затем спеть с детьми:

Кто не выйдет на купальню.
Тот будет пень-колода.
А кто выйдет на купальню,
Тот будет бел-берёза.

Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли...
Значит это уже лето!

Нужно рассказать детям о народном празднике Ивана Купалы: это праздник лета, праздник воды и солнца, со дня Ивана Ку­палы можно купаться и уже не простудишься.

Интересно отмечался этот праздник в народе. Вечером, под Иванов день приносили люди венки из цветов и бросали их в воду. Была такая примета: венок не утонет, жить будешь долго. Уносили венки домой, вешали на стены и считали, что это оградит от несчастий и болезней.

Купались в росе, жгли костры на берегах рек и озёр, водили хороводы, украшали деревья. А ещё на Ивана Купалу собирали лекарственные травы и коренья. Считалось, что сорванные в эту ночь, они имеют лечебную силу.

На прогулке воспитатель организовывает игры с водой, обливание, купание, например:

1. Игра "Потонет или поплывёт"? Собрать различные предметы: камни, щепки, кусочки коры, палочки, шишки и др.

Задание: сначала всё это разобрать на две группы: что утонет, а что поплывёт. А затем, проверяя себя, бросаем их по очереди в воду.

2. Купание кукол с приговорами:

Вода текучая,
Дитя растучее.

С гуся вода,
С дитя худоба!

Вода книзу, а дитя кверху! (Русские народные потешки).

Хлюп - хлюп,
Хлюп - хлюп ручками...
А водичка пенится.
Машенька помоется,
Машенька оденется.
Румяные щечки у моей дочки. (Сл. С. Капутикян).

3. Обливать детей водой, сопровождая обливание словами из "Мойдодыра" К.И. Чуковского.

Давайте же мыться,
Плескаться, купаться...
Всегда и везде
Вечная слава воде!

Затем воспитатель с детьми идут на луг, плетут из цветов и травы венки. Вокруг дерева или небольшого костра водят хороводы, затевают хороводные игры.

Воспитатель просит детей прислониться щекой к стволу дерева и подумать о дереве. Затем спрашивает, что они почувствовали, какое оно? (Доброе, ласковое, тёплое, колючее, строгое и т.д.).

Воспитатель рассказывает детям сказки: русскую народную сказку "Марья и ведьмы", "Золотые серпы" в обработке Науменко, После прогулки, развлечений, чтения сказок воспитатель предлагает детям отразить свои впечатления в рисунках.

error: Content is protected !!