Сценарий праздника на тему «Ивана Купала. Народное гулянье "купалье" Сценарий праздника купалье в лагере
Пирогова Асия Владимировна, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ № 7, г. Усть-Кут, 2012г.
КУПАЛЬСКИЕ ПЕРЕВЕРТЫШИ
Слайд 1
1 ведущий: Добрый вечер, гости званные и желанные! Приходите погулять, да Купала повстречать! Праздник красивый, праздник старинный, мы сегодня встречать будем, а называется он ИВАНА КУПАЛА. Песня старинная так определяет его значение:
Как у нас в году три праздника:
Первый праздничек – Семик честной,
Другой праздничек – Троицын день,
А третий праздник – Купальница!
2
2 ведущий:
В самом начале июля – в ночь с 6 на 7 июля – отмечается праздник Ивана Купалы. Другие названия дня Ивана Купалы – Иван Травник или Иван Цветной. Считалось, что собранные в эту ночь травы обладают целебной силой.
3
3 ведущий:
Сегодняшняя ночь имеет особенное значение для травников, именно их отправлялись искать знахари и колдуны. Попробуем узнать, кто из наших гостей настоящий
«КУПАЛЬСКИЙ АПТЕКАРЬ»:
«Иванов день пришёл, траву собирать пошёл»
1) Какая трава, если ей владеть и носить на теле наводит страх на отдыхающих?
архилин
плакун – трава
4
2) Какая трава, если ей владеть и носить при себе, заставляет всех повторять движения хозяина травы?
Например: Я – владелец этой травы – перекувыркнусь и все тотчас же будут кувыркаться?!
дурман – трава
купаленка
адамова голова
5
3) Какую траву надо иметь в кармане, чтобы быть отличным охотником и стрелком?
(земляника
)
6
4) А знаете ли вы, какую надо иметь при себе траву, чтобы быть счастливым всю жизнь?
Петров крест
Медвежье ушко
Перелёт – трава
2 ведущий: С Ивановым днем в народе было связано много примет . Говорили так: если до Иванова дня идет дождь, то хлеб хороший уродится, а если после Иванова дня дождь, то будет неурожай. Если на Иванову ночь небо звездное, то грибов много будет. А если в Иванов день будет гроза, то уродится мало орехов, да и те окажутся пустые.
8 Отгадаем загадки о цветах и травах ЗАГАДКИ:
— Белые горошки на зеленой ножке (Ландыш)
— Не огонь, а жжется. (Крапива)
— Стоит в поле кудряшка – белая рубашка. Сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка)
— Эх, звоночки, синий цвет, с язычком. А звону нет. (Колокольчики)
4 ведущий : А еще, по поверьям, в эту ночь нельзя спать, так как оживает и становится особенное активной всякая нечистая сила – русалки, водяные, лешие, оборотни . Они становились на этот праздник особенно сильными в своих колдовских чарах и могли утащить человека в свое царство.
А не пора ли нам Водяного позвать,
Наш праздник продолжать.
Выйди, выйди с глубины,
Выйдь, на берег, Водяной;
Позволь нам купаться
Над водой играться,
Бросать венки в воду,
Погадать народу.
Водяной:
Кто меня посмел тревожить
В глубине озёрных вод.
Почему шумит и пляшет
Возле берега народ?
11
5 ведущий:
Извини, уважаемый Водяной! Но ведь Праздник сегодня большой, Ивана Купала! Хороводы девицы красные водят, да судьбу свою загадывают, а юноши с ними в игрища играют, да женихаются.
Водяной: Женихи! Вот это дело! С ними в озере напряг! Тут на выданье русалок, полный я скажу аншлаг!
Танец Русалок
Водяной: Ну а главная Русалка, мне приходится сестрой, жениха давно заждалась, уж который, не такой! Что шумите, вам прощаю, как Хозяин Вод желаю, поглядеть на женихов, пусть покажут кто каков?!
Главная русалка:
Все красавцы, удальцы!
Знамо, прямо молодцы!
В круг подружки, их ведите,
Хороводы заводите.
Я внимательно гляжу,
Кто мне любый, покажу
Пусть проявят все уменье
И смекалку, и раденье.
игра «Возьми венок» , на одного участника больше, чем самих венков
Водяной:
Люб тебе скажи, сестрица!
Коли нет, идёт топиться!
Враз русалки защекочут,
Коль жениться не захочет?!!
Главная русалка:
Одного мне братец, мало,
Я бы больше их желала.
Продолжается игра
Водяной:
Выбрала ль, моя сестрица
Кто в зятья то мне годиться?
Главная русалка:
Да, любезный братец мой,
Всеми чтимый Водяной!
(Подводит парня, которого выбрала к Водяному).
Главная русалка:
Вот, мой добрый женишок!
Водяной:
В путь теперь скорей, дружок!
Да не бойся ты воды,
Одарю, чай, за труды.
15, 16
6 ведущий. Считалось, что вода приобретает в этот вечер магическую силу: нужно было обливать друг друга водой и обязательно искупаться. А еще, говорят, что на Купалу солнце играет. Молодежь встречала рассвет на берегах рек и озер
7 ведущий (девушка)
Уважаемый водяной! Разреши нам венки на воду пускать и судьбу свою загадывать!
17
Водяной:
Свечи на венках зажгите и на воду опустите. Пусть судьба вам улыбнётся, и любви сердце дождётся
(Звучит песня, девушки пускают на воду венки, ребята им помогают, кто-то ловит венок любимой девушки).
8 ведущий:
Девицы – красавицы, судьбу загадали,
Судьбу загадали, милого искали.
Ты плыви, плыви венок,
Путь до милого далёк.
На Купала в ворожбу –
Загадай свою судьбу.
7 ведущий: Пустит девушка венок на воду и ждёт, куда понесёт его течение. Если уплывёт венок далеко, значит не скоро милый замуж позовёт. Коли потонет – не бывать любви, не ходит девка замуж. Ну, а к берегу прибьёт – скоро гостей в дом жди, свататься приедут. Бывает пустит на воду девушка два венка – за себя и за суженого своего, и загадает: «Если, сойдутся в воде рядом – значит «вместе быть».
8 ведущий: Реки рядом нет, березы высокой тоже нет вблизи, зато людей много. Вот и будем кидать венки по очереди каждая, повернувшись спиной к зрителям. Если девушка венок поймает – не найдешь себе пару в этом году, если парень – встретишь парня хорошего.
Игра «Брось венок»
18
9 ведущий:
В давние-давние часы, в эту ночь горели смоляные бочки на высоких холмах, а на увитых цветами качелях качались парни и девушки в венках из дубовых веток. В этот день украшают жилища берёзовыми и дубовыми ветками. Люди собирались группами и отправлялись на берег водоема, где разводили костры, возле которых с песнями водили хороводы, затевали игры. А когда пламя на костре немного опадало, то через них начинали перепрыгивать. Считалось, что купальский огонь, как и вода, несет заряд здоровья и сил.
10 ведущий: Иван Колдовник
Из огня возник.
Гори, огонь, жарче –
Будет ночка ярче!
19 Приметы:
1 пара: Разошлись руки – не пара
2 пара. Прыжок выше – счастье под крышу
3 пара: Искры вверх – денег мех!
4 пара: Рука в руке задержалась – пара обвенчалась
Игра «Прыжки через костер»
20 11 ведущий: коротка ночка купальская! Наши предки верили, что только в эту ночь распускается цветок папоротника. А тот, кто найдет его и сумеет взять, будет богат, счастлив и удачлив во всем. Желаем каждому из вас отыскать свой цветок счастья! Мы надеемся. Что наше выступление вам понравилось и вы узнали много нового о таком русском обряде как Иван купала!
21 Пусть чудесные огни нам зажгут,
До утра они горят – не уснут,
Как Иванова ночь наступает,
Злая нечисть сразу прочь уползает.
Землю ночную умоет роса,
Это русалки прозрачной слеза,
И пропоет в новолунье
Песню седая колдунья.
В речке на праздник Купалы
Долго русалка играла.
Источники:
Галина Бразюль. Купальские перевертыши. Чем развлечь гостей №4, 2009
И.А.Агапова. Купальские клады. Фольклорные праздники в школе. Волгоград. Издательство «Учитель», 2008
И.А.Агапова. Праздник Ивана Купалы. Фольклорные праздники в школе. Волгоград. Издательство «учитель», 2008
Н.В.Черепкова. Иван Купала. Последний звонок. №4, 2008
Г. Бразюль. Вечер накануне Ивана Купалы. Последний звонок. №4, 2004
Предлагаем возможный вариант программы фольклорного праздника на Ивана Купала для детей с играми и конкурсами, который можно провести на природе в детском лагере летом 2019 года.
Сценарий на Ивана Купала для детей с конкурсами
Праздник начнется с выступления ведущих:
– Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы собрались, чтобы отметить один из самых древних праздников. Он приурочен ко дню летнего солнцестояния и отмечается 7 июля (24 июля по старому стилю).
– На Ивана на Купала
Веселее в мире стало!
Солнце, ярче разгорайся,
Всех теплом согреть старайся!
Пусть вам этот день несет
Впечатлений хоровод,
А купальская вода
Даст здоровья на года!
– Я всех вас поздравляю с днем чудесным!
Откуда он пошел, нам неизвестно,
Но весело кружиться в хороводе,
И любят это празднество в народе.
Устройте веселое состязание среди ребят, которые будут отгадывать загадки, участвовать в различных конкурсах. В детскую игровую программу, подготовленную на Ивана Купала может включать старинные народные игры – «горелки», «ручеек» и др.
Для игры «горелки» выбирается открытое место – лужайка, поляна, просторный двор. Ребята встают парами друг за другом. Впереди на расстоянии двух шагов спиной к ним стоит водящий – горельщик.
Играющие говорят:
– Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле,
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звезды горят,
Журавли кричат:
– Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь, А беги, как огонь!
Ребята, которые стоят в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Водящий старается догнать их.
Если бегущие игроки успели взяться за руки, прежде чем он «запятнает» одного из них, то они встают впереди первой пары, а горельщик снова водит. Если же ему удастся коснуться одного из бегущих, то он встает с ним впереди колонны, а оставшийся без пары участник становится водящим.
Затем на детском празднике на Ивана Купала начнется игра «ручеек». Ребята становятся парами друг за другом. Первая пара пробегает под воротами из рук и становится последней. Так «льется ручеек», пока каждая пара несколько раз не пробежит под воротами.
Ведущие:
– На Ивана на Купалу
Смеха, радости немало.
С песней водит хороводы
Под березками народ,
И на землю, и на воды
Солнце щедро свет свой льет.
Праздник света, праздник света!
Золотая горка лета!
Что еще включить в игровую программу на Ивана Купала для детей?
Затем по на празднике на Ивана Купала для детей может прозвучать рассказ о древних традициях этого праздника:
– В старину на Ивана Купалу люди собирали травы, так как считалось, что в это время они приобретают целебные и магические свойства. Девушки плели венки, для которых
нужно было собрать 12 видов растений с 12 полей ранним утром, пока не высохла роса. Такие уборы служили не только для украшения, но и в качестве оберега от нечистой силы.
– Люди гадали, опуская в воду венки. Если они плыли по воде, то это сулило долгую счастливую жизнь, а девушкам также замужество. Если венок шел ко дну сразу же, значит, вскоре должна была случиться беда. Если венок кружился на одном месте или приставал к берегу – предложения руки и сердца в этом году можно было не ждать.
– Ой на Ивана,
Ой на Купала
Девушки гадали,
В воду быструю
Венки кидали.
Скажи, водица,
Красной девице
Про жизнь молодую,
С кем век вековать.
Кого, реченька,
Любимым называть?
Долго ли жить,
По земле ходить?
Неси, речка, венок
На другой бережок…
Ведущий:
– Давайте, ребята, и мы с вами сплетем веночек. Сначала нам нужно договориться, кто будет каким цветком.
После этого ведущий начинает «плести венок», называя какой-либо цветок. Ребенок, который выбрал это растение, берет за руку ведущего и в свою очередь называет следующий цветок.
Участники этой игровой программы для детей на Ивана Купала идут друг за другом, собирая другие «цветы». Когда «венок» сплетен, все становятся в круг и водят хоровод.
После этого ведущий говорит: «Цветы завяли», и ребята садятся на свои места (один стул заранее убирают). Тот, кто остался без места, становится водящим и продолжает игру, начиная «плести» венок.
Ведущий:
– В ночь на Ивана Купалу многие люди искали мифический цветок папоротника, который, согласно преданию, цветет только раз в году. Считалось, что он дарит людям чудесные способности – видеть, где спрятаны клады, понимать язык животных и даже становиться невидимыми.
– В июле ночь такая есть:
Когда огни погаснут в окнах,
И папоротник вспыхнет весь
Цветами в полночи глубокой.
Не на полянах, а в лесу,
В глубокой чаще он запрятан,
Там ищут дивную красу
Всю ночь девчонки и ребята.
Тот, кто заетит то сиянье
И свет холодный, не горячий,
Тому все клады станут явью,
А с ними счастье и удача.
– Июль. Жара дневная спала.
Венки на девушках пестры.
Иванов день. Иван Купала
Зажег над речкою костры.
Пусть в подтверждение волхвам
Плохое унесется прочь.
Цветущий папоротник вам
Найти желаю в эту ночь!
Далее по сценарию детского праздника на Ивана Купала начнется конкурс по поиску волшебного цветка папоротника. Дети будут выполнять различные задания: спеть частушку, рассказать стихотворение, исполнить танец, отгадать загадки и т. п.
– Что выше леса,
Краше света,
Без огня горит?
(Солнце)
– В синем небе,
Как по речке,
Белые плывут овечки.
Держат путь издалека
Как зовут их?…
(Облака)
– Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.
(Дождь)
– Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи.
(Ромашка)
Наконец, ведущий сообщает, что волшебный цветок найден, заглядывает под листья «папоротника» и находит там конфеты в фольге. Угощение раздают ребятам.
Ведущий:
– Многие старинные обычаи на Ивана Купалу были связаны с водой. Считалось, до этого праздника нельзя было купаться в реках и озерах. И только с наступлением Ивана Купалы запреты снимались, так как в этот день водоемы якобы покидала нечистая сила. В этот день люди купались, чтобы смыть с себя все неудачи и невзгоды.
На празднике на Ивана Купала начинается игровой конкурс для детей «Достань яблоко из воды».
Ребята делятся на команды. В емкость с водой опускают яблоко и каждый участник, держа руки за спиной, пытается зубами поймать его и достать его из воды. Команда, которой удалось достать больше яблок, становится победительницей.
Затем начнется игра «Водоносы». Каждой команде выдается по ведру и пластмассовой кружке. Им нужно будет зачерпнуть из общей емкости кружкой воду, донести до своего ведра, не расплескав, и вылить в него. Кто быстрее наполнит свое ведро, станет победителем.
После подведения итогов конкурсов победители получат символические подарки.
Если представление проводится на улице и стоит хорошая погода, то вслед за конкурсами, празднование на Ивана Купала может завершить веселое представление для детей с участием Водяного и обливание ребят водой.
Лилия Тарушкина
Сценарий праздника «Купальские забавы»
Сценарий праздника " Купальские забавы "
Цель :
Развивать интерес детей к старинным русским обычаям.
Вызвать эмоциональный отклик детей.
Воспитывать желание принимать участие в праздновании календарного праздника Ивана Купала .
Оборудование : стакан – 2шт. ,2 деревянные ложки, ведёрко – 2шт, капельки дождя - 10шт, цветы из картона, мыльные пузыри.
Ход праздника:
Ведущий : Праздник красивый , праздник старинный , мы сегодня будем встречать. В ночь с 6 на 7 июля отмечают праздник Ивана Купала . Считается, что вода в реках и озёрах обладает в эту ночь целебной силой, потому и пошёл обычай обливать друг друга водой. Наш праздник будет посвящен воде и всему, что с ней связано, потому что название праздника нас к этому обязывает – купала от купаться . В этот день все должны окунуться в реке, озере, море, или же просто облиться водой.
По поверьям, раньше в воде жили кто? (Русалки, водяные и т. д.)
В народе существует и другое название этого праздника – Иван травник , или Иван цветной. Считалось, что травы, собранные в это время обладают особой целительной силой, поэтому в этот день заготавливали лечебные травы впрок. Ребята, самым главным растением на праздник Иван Купала считался папоротник . Известно, что папоротник никогда не цветёт, но люди придумали волшебную сказку, будто цветок папоротника появляется именно в эту ночь и открывает пути к несметным сокровищам.
А еще этот праздник называют праздником огней . И именно огонь был символическим воплощением могущественного солнца, и, перепрыгивая через купальские костры , по народному поверью, становятся здоровыми и набираются новых сил.
На Купалу загадывают желания , купаются в росе , обливаются водой, которая в этот день обладает очистительной силой. И сегодня мы с вами тоже будем играть в купальские игры .
(Выходит Водица – Водяному старшая сестрица)
Здравствуй, маленький народ! Девочки и мальчики, уважаемые взрослые! Очень рада видеть вас.
Давайте познакомимся – я – Водица, Водяному старшая сестрица. (ходит знакомится)
Вед : А что ж это, сам господин Водяной, не соизволил прийти на праздник .
Водица : Приболел, лягушек да пиявок объелся. Лежит во мху, охает, да пузо поглаживает. Но вы не переживайте, у него это часто бывает. Режим не соблюдает, вот и хворает. А я гляжу, у вас тут праздник никак ? А ну-ка, погляжу. Вот Водяному расскажу, чего он лишился, из-за своего обжорства.
Водица : А какой праздник нынче , знаете? Тогда почему не играете? У меня вот есть водица. С ней и поиграем.
Проводиться эстафета «ВОДОНОСЫ» – 2 е команды по 5-6 человек. (2ложки, два стаканчика, вода, два стула)
Проводится эстафета «КОРОМЫСЛО» - ведро на палочке. (2 ведра, 2 палочки)
Водица : Молодцы, ребята! Как жарко на улице. Посмотрите и растения завяли. Помогите мне, пожалуйста, чтобы дождик пошёл. Давайте соберём капельки дождя в тучку, а из тучки дождик пойдёт.
Конкурс «Собери капельки дождя» Участвуют по 5 человек от каждой группы. У каждого в руке по одной капельки. Первые стоящие бегут до тучки, вешают капельку, возвращаются назад и встают в конец колонны. Когда дети повесят все капельки Ведущий и Водица брызгают из бутылок.
Водица : Молодцы, ребята!
Ведущий : Есть еще одно поверье,
На Купальскую неделю
Появляются из тьмы
Ведьмы, черти, упыри!
Но не верьте в сказки эти
И чертей не бойтесь, дети
Вас тогда никто не тронет,
Смелость ваша их прогонит!
Звучит музыка появляется Баба Яга
Баба Яга : Я злая, я ужасная,
Коварная, зубастая
Я тоже люблю праздники
Хотя я и проказница!
Ведущий : Ах ты, старая карга
Ты зачем сюда пришла?
Праздник хочешь нам испортить?
Мы тебя не звали в гости!
Баба Яга : Ну и что же, что не звали! Да, интересное дело, сами тут веселиться собрались, а мне здесь нечего делать! Не будет вам веселья. Я вам праздник испорчу . Сейчас так замету вас метлой, что разбежитесь отсюда без оглядки, только засверкают пятки. У-гу-гу!
(Замахивается метлой.)
Ведущий : Ладно тебе детей стращать. Они не из пугливых будут. Не страшна им нечистая сила. Это ты должна бояться.
Баба Яга : Ладно, не буду вам мешать, а можно с вами поиграть. Только не прогоняйте! Мне так скучно в этом лесу, а с вами будет весело!
Ведущий : Ну так и быть, оставайся. А дети наши знают игру и хотят поиграть с Бабой Ягой.
Проводится игра «Бабка - Ежка» .
В середину круга встает баба Яга. В руках у нее «метла» Вокруг бегают играющие и дразнят ее
Бабка Ёжка костяная ножка;
С печки упала ногу сломала,
А потом и говорит :
«У меня нога болит»
Пошла она на базар,
Раздавила самовар,
Пошла на улицу,
раздавила курицу,
Вышла на лужайку, испугала зайку. (Б. Я скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом» . К кому прикоснется - тот и замирает.)
Баба Яга : А я знаю еще игру. Хотите в нее поиграть? (Дети отвечают.) Но она трудная!
Дети : Хотим, хотим!
Баба Яга : Тогда становитесь в две команды!
(Дети строятся в две колонны друг за другом.)
Баба Яга : Ой, команды-то две, а веник у меня только один. Без колдовства тут не обойтись. Чтобы из одного веника два сделать, нужно вам левой пяткой три раза топнуть, руки скрестить, повернуться вокруг себя и сказать «Умба-тумба-превращумба! Обернусь, повернусь и надвое разделюсь!»
(Дети выполняют задание, веник-метла в руках у колдуньи легко разделяется на два; она вручает каждой команде по одному венику.)
Баба Яга : Вот теперь, ребятушки, покажите свою удаль : надо верхом на метле пролететь «змейкой» туда и обратно между кеглями, но ни одну не уронить. Сумеете? (Дети отвечают) Тогда – три, два, один – кто-то побе-дит!
Проводится эстафета.
Баба Яга : Ну что ж… вы хорошо справились с этой трудной игрой. Молодцы!
Ведущий : Спасибо Баба Яга за игры. Я предлагаю всем присесть и отдохнуть со смыслом «ЗАГАДКИ - ДУМАЛКИ»
Почему львы едят сырое мясо? (потому что готовить не умеют)
Зубы есть, а рта нет. Что это? (пила)
Что случается с платком, который упадет в воду? (намокнет)
Каких камней в море не бывает? (сухих)
Как можно перенести воду в решете? (заморозить)
Вперед идут – поют, назад идут – плачут. (ведра) .
Водица : Молодцы, ребята! А я знаю загадки про растения. Загадки о растениях :
Высока и зелена, Будет скошена она. Овцы, козы и коровы Есть всегда её готовы. (трава)
Эх, звоночки, синий цвет, С язычком, а звона нет (колокольчик)
Есть один такой цветок, Не вплетешь его в венок, На него подуй слегка, Был цветок - и нет цветка (одуванчик)
Путник часто ранит ногу вот и лекарь у дороги (подорожник) .
Из луковки вырос, Но в пищу негож. На яркий стаканчик Цветок тот похож (тюльпан)
Водица : Поработали, теперь можно и поиграть, становитесь парами скорее. Ручеек течет наш веселее
ИГРА «РУЧЕЕК» .
Водица : Ну вот и позабавились .
В этот праздник , в летний зной,
Окроплю я всех водой.
Водица : Вот мы с вами повстречались,
От души все посмеялись.
В путь дорогу мне пора,
До свиданья, детвора!
Ведущий : На этом наш праздник заканчивается ! Вы все такие смелые, ловкие, сильные, молодцы, ребята!
Публикации по теме:
Ведущий: Начинаем Зимний праздник! Будут игры, будет смех, И веселые забавы приготовлены для всех. Хороша красой своею наша Зимушка – Зима,.
Сценарий физкультурного праздника для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей «Весенние забавы» Цель: вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на спортивные упражнения, прививать любовь к спорту и физкультуре Оборудование:.
b]Задачи: Организовать полезный досуг детям; Сделать каждому ребёнку праздник, дать ему почувствовать то, что он не одинок и любим;.
Цель: Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Задачи: - Развивать интерес к зимним играм-соревнованиям; - Развивать ловкость,.
Народное гулянье "Купалье"
Ведущая:
Ведущая:
Купалинка:
Песня «И плывет веночек».
Купалинка:
Ведьма:
Купалинка:
Ведьма:
Купалинка:
Ведущая:
Купалинка:
Ведьма:
Купалинка:
Ведущая:
Ведущая:
Купалинка:
Тот, кто этот знак найдет,
Ведущая:
Ведущая:
Купалинка:
Ведущая:
Проводится игра.
Ведущая:
«Победителю приз!»
Купалинка:
Там, где извещают Вас
О концертах и кино,
Там найдете вы его.»
Ведущая:
Купалинка:
Ведущая:
Ведьма:
Ведущая:
Под музыку проходит игра.
Ведущая:
Купалинка:
Третий знак под той доской
Где сидите Вы порой.
Вы найдите тот конверт-
Будет в поисках совет.»
Ведущая:
Ведущая:
Купалинка:
Сцена празднично украшена. Из декораций: венок, цветы, ленты.
Ведущая:
«Добрый вечер, добрым людям!
Пусть много радости всем вокруг будет.
Будем сегодня Купалье встречать,
Петь, танцевать и в игры играть!
Сегодня Купала, а завтра – Ян
Заиграй, гармоника, заиграй нам!»
Начинает звучать аккордион, под музыку выходит вокальная группа с песней «Ой, рана, на Ивана».
Ведущая:
«Мы рады видеть сегодня Вас всех на нашем празднике. Ивана-Купала – старинный праздник благодарения солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Иван - Купала принадлежал к числу самых почитаемых,
самых важных, самых разгульных праздников в году, в нем принимало участие все население, причем, традиция требовала активного включения каждого во все обряды, действа и обычаи. А хозяйка этого
праздника – красавица Купалинка.»
Под музыку выходит Купалинка.
Купалинка:
«Здравствуйте, дорогие друзья! Купалинка я. Пришла сегодня к Вам, чтобы вместе вспомнить старинный народный праздник. Сегодня ночь Ивана-Купала. Всех эта ночь манит своим волшебством и красотой.
Бывало собирались на берегах рек, озер, пели обрядовые песни, водили хороводы, гадали о лучшей доле, веночки по воде пускали.»
Песня «И плывет веночек».
Купалинка:
«Разложите, зажгите Купалья огни, чтобы лучше представить грядущие дни, чтобы веселее водились хороводов ручьи. Огонь купальский очищает тело от болезней, а душу – от смятенья. А так же укрепляет
любовь между двумя сердцами.»
Звучит музыка, выбегает ведьма с чертями.
Ведьма:
«Тушите огонь, не давайте им лечиться. Это что же будет, если все будут здоровыми. Давайте-давайте черти мои тушите каждую искорку не покладая рожек.»
Купалинка:
«А смогут ли твои чертянята поймать все искорки и уголечки от костра, чтобы потушить его?»
Ведьма:
«Сейчас увидишь. А ну-ка, черти мои, готовьте капкан для угольков, посмотрим как они смогут увернуться от него.»
Купалинка:
«Если за три раза вы не поймаете все искорки и уголечки, значит гореть купальскому огню!»
Ведущая:
«Кто не хочет, чтобы ведьма с чертями костер потушили, выходите к нам играть. Объясняю правила: черти делают круг и берутся за руки. Пока звучит музыка, черти поднимают руки вверх и все дети -
наши искорки и уголечки, бегают, где хотят вокруг и внутри круга. Когда музыка замолкает, черти опускают руки вниз и тот, кто остался в кругу, выбывает.»
Купалинка:
«Искорки тепла, света и доброты победили нечистую силу!»
Ведьма:
«Рано радуетесь! Нечисть моя еще попортит вам праздник!»
Купалинка:
«Не мешай людям празднику радоваться. Отойди по- добру по- здорову!»
Ведущая:
«Про купальскую ночь существует легенда о том, что в полночь в самой гуще леса расцветает волшебная ветка папоротника. Тот, кто сумеет отыскать ее, станет самым счастливым, ему откроются все
клады, он станет сильным и начнет понимать язык животных и птиц. Но найти этот цветок не так-то просто, нечистая сила строит козни и мешает в поисках. Если среди вас есть смелые, давайте
попробуем найти чудесный цветок.»
1 черт: «Цветок они будут искать!»
2 черт: «Счастья им захотелось!»
1 черт: «А знаете ли вы, что до цветка может дойти только смелый и ловкий?»
2 черт: «Мы сейчас и посмотрим, есть ли среди вас такие!»
Ведущая:
«Да, нелегко найти ветку папоротника. Но Купалинка решила Вам помочь и оставила на территории клуба Вам подсказки, только подсказки эти тоже нужно еще понять и суметь отыскать.»
Купалинка:
«Первая подсказка на вечных плитах.
Там, где память о войне зарыта.
Тот, кто этот знак найдет,
Волшебный цветок искать пойдет.»
Ведущая:
«Итак, не теряйте времени!. Купалинка сказала Вам, где искать первую часть подсказки. Тот, кто первый догадается, о чем идет речь и принесет конверт, тот будет участвовать в поиске цветка. А
пока они ищут, для Вас поет участница вокальной группы «Неманичка».
Ведущая:
«Вот и нашли первую часть подсказки.»
Купалинка:
«Сохрани этот конверт, он поможет тебе в поисках папарать ветки. Прежде, чем сказать Вам, где находится вторая часть подсказки, я хочу испытать Вашу ловкость.»
Ведущая:
«Хорошо, испытаем. Когда-то в старину, девушки в купальскую ночь плели венки, бросали их в реку и гадали о своем счастье. Перед Вами воображаемая река, на воде кувшинка. Я попрошу желающих
бросать по очереди венки в реку так, чтобы они легли на кувшинки. Кто из 5-ти бросков сделает больше попаданий, тот и победит.»
Проводится игра.
Ведущая:
«Победителю приз!»
Купалинка:
«Да, есть среди Вас ловкие. Читаю о том, где лежит вторая часть подсказки. Знак второй сокрыт от глаз
Там, где извещают Вас
О концертах и кино,
Там найдете вы его.»
А пока ищут конверт, для Вас поют «Все уже когда-то было».
Ведущая:
«Вот и нашли 2-ю подсказку.»
Купалинка:
«Ты тоже храни свой конверт. Прежде чем скажу, где последняя часть подсказки лежит, я хочу еще вас испытать.»
Ведущая:
«В купальскую ночь как известно нужно прыгать через костер. Сейчас мы и устроим с вами соревнования по прыжкам.»
Ведьма:
«Черти мои, ну-ка несите сюда канат. Посмотрим, какие они ловкие, и как смогут через него прыгать. А вы чертянята мои, все выше планочку поднимайте.»
Ведущая:
«Тот, кто возьмет самую большую высоту, тот и побелил.»
Под музыку проходит игра.
Ведущая:
«Победителю приз. Ну, что, Купалинка, выдержали люди испытания?»
Купалинка:
«Да, могу сказать, где лежит последняя часть подсказки.
Третий знак под той доской
Где сидите Вы порой.
Вы найдите тот конверт-
Будет в поисках совет.»
Ведущая:
«Удачи в поисках! А для Вас поет…
Ведущая:
«Вот и нашли недостающее звено подсказки. А сейчас ваша задача – собрать три части воедино и догадаться, где спрятан чудо-цветок. Самый сообразительный, находчивый и быстрый и станет обладателем
супер-приза.
Время пошло. А мы желаем Вам удачи в поисках. Будьте осторожны, черти будут мешать Вам в пути.»
Выступление вокальной группы.
Купалинка:
«Нашедший сегодня чудесный цветок будет в этом году самым счастливым, мудрым и богатым. А от нас счастливчик получает супер-приз и два его соискателя по утешительному призу.
Праздник Ивана Купалы в детском саду
УТРО. Детей встречают две старушки и ряженые.
1-я старушка: Я - Даниловна!
2-я старушка: Я - Гавриловна!
Вместе: Неразлучные подружки,
Мы живём в одной избушке.
Даниловна: Собирайся, народ,
Интересное вас ждёт!
Много песен, много шуток
И весёлых прибауток.
Сел сверчок в уголок,
Таракан на шесток.
Гавриловна: Сели, посидели, песенки запели.
Услыхали ложки, вытянули ножки.
Услыхали калачи - как попрыгали с печи.
Да давай подпевать, да давай танцевать.
Старушки пляшут, поют частушки, привлекая к этому детей. Затем старушки затевают с детьми народные игры.
"Колечко”.
Я качу - мечу (2 раза)
Золото кольцо. (2 раза)
За колечком (2 раза)
Я сама пойду.
За собой поведу
Добра молодца (2 раза)
Разудалого, развеселого.
Я поставлю его (2 раза)
Середь горницы,(2 раза)
Я заставлю его (2 раза)
Танцевать, гулять. (2 раза)
Потанцуемте (2 раза)
Веселёхонько.(2 раза)
Дударь - дударище! (Дети идут по кругу, Дударь - в центре).
Старый старичище,
Тебя во колоду,
Тебя во сырую,
Тебя во гнилую.
Дударь, дударь, (Спрашивают дети остановившись).
Что болит?
Голова, спина и т.д. (Дети делают то же, что показывает Дударь)
(отвечает Дударь).
Ничего не болит. (Дударь бросается догонять детей).
Буду вас ловить!
Наигравшись, дети усаживаются, а старушки рассказывают о празднике.
Хорош праздник Иван Купала,Что было, то и пропало.
1-я старушка: В этот день у нас,бывало, собирались парни, девки петь, плясать, лето красно прославлять. И было много разных обычаев - с утра росу с травы собирали, рушником утирались, в полдень водой студеной обливались, девчат парни в реку кидали и никто в обиде не был. А ещё вместе светлячков в траве искали - на счастье значит. И много чудес в этот день случалось - можно было и ведьм увидеть, и кикимор, и леших разных - все они с людьми дружны были.
2-старушка: А вечером разжигали костры большие, хороводы водили, в игры играли, у костра кашу едали. А в полночь папоротник расцветал. Кто его увидит, у того самое заветное желание исполнится.
II ПОЛОВИНА ДНЯ . Дети приходят на полянку или на участок, где в кустах стоит домик. Детей встречает ведущая в русском костюме.
Ведущая: Мы встречаем праздник лета,
Праздник солнца, праздник света.
Солнце, солнце, ярче грей.
Будет праздник веселей.
Здравствуй, лето!
Здравствуй, лето!
Ярким солнцем всё согрето.
В лес зелёный побежим,
На полянке полежим.
Дети исполняют песню "Летние цветы", музыка Теличеевой, слова Некрасовой.
Ведущая: Как красиво кругом! Цветов много, берёзки белоствольные, нежные.
Хоровод мы заведём,
Про берёзоньку споем.
Исполняют хоровод "Ай-да берёзка", музыка Потапенко.
Ведущая: Отгадайте-ка, ребята, мою трудную загадку.
Он большой и неуклюжий,
Любит мёд, не любит стужу.
Появляется медведь. Он вместе с детьми играет в русские народные игры "Дети и медведь", "У медведя во бору", водит русский народный хоровод "Ой, вставала я ранёшенько,..".
Медведь. Ой, ребята, давно у меня в лесу так весело не было.Вы мне понравились,и я хочу угостить вас ягодами.
Медведь угощает детей ягодами и уходит..
Ведущая: Ребята, посмотрите, что я нашла (поднимает платочек и предлагает детям поиграть в русскую народную игру "Жмурки").
Из избушки выскакивает Баба Яга.
Баба Яга: Ишь, расшумелись! Не дают в собственном лесу покоя. Вот сейчас я вас поймаю. Эй, леший, кикимора, тащите сюда большие мешки, сейчас мы детей наловим.
Выскакивают Леший и Кикимора с большими мешками без дна и начинают ловить детей. Дети из мешков вылезают, ничего у Лешего с Кикиморой не получается. Все устали, выбились из сил.
Ведущая: Вот видишь, бабуся, ничего у тебя не вышло. Много лет ты в лесу живешь, а видно забыла, что сегодня праздник Ивана Купалы.
Леший: Ничего мы не забыли. Как раз собирались сегодня ночью позабавиться - почудить. Сегодня, что не сделаешь, всё прощается.
Кикимора: И для вас у нас есть сюрпризы.
Леший и Кикимора обливают всех присутствующих водой.
Ведущая: Ах, вот вы какие!
Баба Яга: А сегодня сердиться нельзя. Праздник есть праздник. Давайте лучше вместе играть будем.
Проводятся русские народные игры "Салки", "Высекали", "Два - третий лишний" к другие.
Баба Яга: Давайте хворосту наберём и костер разведём. Пусть все наши беды и горести в огне сгорят. Будем на огонь смотреть и кашу есть.
Баба Яга угощает всех кашей.
Утром, встречая детей, воспитатель должен обратить внимание детей, есть ли на траве роса. Походить по росе босиком, приговаривая: "Хорошо нашим ножкам, травинки ласкают пальчики, роса омывает свежестью, чтобы здоровы были дети". Затем спеть с детьми:
Кто не выйдет на купальню.
Тот будет пень-колода.
А кто выйдет на купальню,
Тот будет бел-берёза.
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли...
Значит это уже лето!
Нужно рассказать детям о народном празднике Ивана Купалы: это праздник лета, праздник воды и солнца, со дня Ивана Купалы можно купаться и уже не простудишься.
Интересно отмечался этот праздник в народе. Вечером, под Иванов день приносили люди венки из цветов и бросали их в воду. Была такая примета: венок не утонет, жить будешь долго. Уносили венки домой, вешали на стены и считали, что это оградит от несчастий и болезней.
Купались в росе, жгли костры на берегах рек и озёр, водили хороводы, украшали деревья. А ещё на Ивана Купалу собирали лекарственные травы и коренья. Считалось, что сорванные в эту ночь, они имеют лечебную силу.
На прогулке воспитатель организовывает игры с водой, обливание, купание, например:
1. Игра "Потонет или поплывёт"? Собрать различные предметы: камни, щепки, кусочки коры, палочки, шишки и др.
Задание: сначала всё это разобрать на две группы: что утонет, а что поплывёт. А затем, проверяя себя, бросаем их по очереди в воду.
2. Купание кукол с приговорами:
Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С дитя худоба!
Вода книзу, а дитя кверху! (Русские народные потешки).
Хлюп - хлюп,
Хлюп - хлюп ручками...
А водичка пенится.
Машенька помоется,
Машенька оденется.
Румяные щечки у моей дочки. (Сл. С. Капутикян).
3. Обливать детей водой, сопровождая обливание словами из "Мойдодыра" К.И. Чуковского.
Давайте же мыться,
Плескаться, купаться...
Всегда и везде
Вечная слава воде!
Затем воспитатель с детьми идут на луг, плетут из цветов и травы венки. Вокруг дерева или небольшого костра водят хороводы, затевают хороводные игры.
Воспитатель просит детей прислониться щекой к стволу дерева и подумать о дереве. Затем спрашивает, что они почувствовали, какое оно? (Доброе, ласковое, тёплое, колючее, строгое и т.д.).
Воспитатель рассказывает детям сказки: русскую народную сказку "Марья и ведьмы", "Золотые серпы" в обработке Науменко, После прогулки, развлечений, чтения сказок воспитатель предлагает детям отразить свои впечатления в рисунках.