Шагреневая кожа. «Шагреневая кожа» - неповторимый шедевр гения Что обозначает шагреневая кожа

Легенда о шагреневой коже пришла к нам из тьмы веков. Суть ее в том, что с каждым нашим желанием (желание - это мысль, порождающая действие) мы тратим часть себя; значит, чем больше желаний - тем скорее убывает наша жизнь.

Обратная логика: чем размеренней и не активней мы живем, тем у нас больше шансов прожить долго.

Этот образ - плод житейской мудрости, и типичный случай, когда видимое принимается за действительное. Ведь все так очевидно! За точку отсчета берется юность - пора самых бурных и безудержных желаний. Чем больше себе «позволил» в юности (сжег свечу сразу с двух концов»), тем меньше остается на всю последующую жизнь. И во всех вариантах жизнь идет на спад, под горку.

Если ту же схему развернуть шире - от рождения и до смерти - она становится еще убедительней. Начиная свой путь практически из ничего (ну что такое оплодотворенная яйцеклетка? без микроскопа в нее трудно даже поверить), человек развивается, набирает сил, достигает пика в юности - и затем потихоньку скатывается вниз, чтобы в немощной старости превратиться практически в ничто.

«Первый шаг ребенка - это первый шаг к смерти».

Правда, эта схема противоречит второму закону термодинамики, потому что непонятно, откуда на первом этапе берется невероятная энергия роста. Ребенок ест много, и все же энергии пищи недостаточно, чтобы удовлетворить и компенсировать рост. Но это противоречие сегодня видим мы с вами, а прежде его просто не замечали.

И второе противоречие - о сущности желаний. Из принципа шагреневой кожи следует, что надо избегать желаний, сильных чувств. Покой - идеал. Чем меньше контактов с внешним миром, чем уравновешенней мир внутренний - тем лучше...

Но ведь желание (повторимся) - это мысль, порождающая действие! То действие, которое только и может накопить энергопотенциал и создать энергетическую прибавочную стоимость, а тем самым - поддержать энергопотенциал на прежнем уровне. Только действуя, мы можем себя сохранить. Но с условием (и это вы тоже уже знаете), что эти действия не должны выходить за границы дозволенного.

Напомним еще одно обстоятельство: энергопотенциал новорожденного столь велик, что превзойти его почти невозможно. Значит, мы можем принять его за максимум. Оптимальный максимум. Максимум в границах дозволенного.

Это - мера. И ориентир. Ориентир на всю жизнь.

Вот и задача каждого из нас прояснилась: так пользоваться своим энергопотенциалом, так корректировать его прибавочной энергетикой, чтобы его уровень далеко не отступал от первоначального. А поскольку энергопотенциал то расходуется, то накапливается, эта линия должна напоминать синусоиду. Синусоиду, которая катит в границах дозволенного, своею вершиной каждый раз стремясь дотянуться до эталона - уровня энергопотенциала новорожденного. (И дотягивается! - в моменты вдохновения.)

Такой график жизни не может не вызвать недоверия. Как! И у новорожденного, и у юноши в расцвете сил, и у старика - один и тот же уровень энергопотенциала?..

Представьте себе - да. Просто энергопотенциал в разном возрасте по- разному самовыражается. Новорожденному он обеспечивает рост, юноше - способность к действию, преобразующему мир, старику - мудрость. Интеллектуальное усилие столь же энергоемко, как и эмоция молодого человека. Высота, на которую взлетает юноша в порыве вдохновения, доступна и старику, который неторопливо поднимается на нее по ступеням разума. Само собою, наш старик должен быть практически здоровым.

Шагреневая кожа

Шагреневая кожа
С французского: Le peau chagrin.
Выражение стало популярным после выхода в свет одноименного романа (1830-1831) французского писателя Опоре де Бальзака (1799- 1850). Герой романа становится обладателем куска волшебной шагреневой кожи, которая, подобно волшебной палочке, выполняет любую его волю - дает богатство, молодость, наслаждения и т. д. Но после каждого выполненного желания шагреневая кожа необратимо уменьшается в размерах, соответственно уменьшаются и возможности героя романа.
Шагреневая кожа в прямом смысле слова - хорошо обработанная кожа из козлиной (не козьей) шкуры, которая используется в скорняжном производстве.
Иносказательно: о том, что необратимо и постоянно уменьшается, исчезает (время, ресурсы и пр.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Шагреневая кожа" в других словарях:

    Кожа - получить на Академике активный купон Техпорт или выгодно кожа купить по низкой цене на распродаже в Техпорт

    - «ШАГРЕНЕВАЯ КОЖА», Россия, СПиЭФ (Ленфильм)/ЛЕНФИЛЬМ, 1992, цв., 39 мин. Экспериментальный игровой фильм. В ролях: Ольга Кондина, Андрей Храмцов, Андрей Славини, Наталья Фиссон (см. ФИССОН Наталья Владимировна), Сергей Щербин. Режиссер: Игорь… … Энциклопедия кино

    У этого термина существуют и другие значения, см. Шагреневая кожа (значения). Шагреневая кожа La Peau de Chagrin Название романа не поддаётся точному переводу. По французски chagrin означает и сорт кожи, и печаль. Его можно было бы перевести как … Википедия

    ШАГРЕНЕВАЯ КОЖА - 1992, 39 мин., цв., “Ленфильм”, ПиЭФ. жанр: экспериментальный фильм. реж. Игорь Безруков, сц. Игорь Безруков, опер. Валерий Ревич, комп. Юрий Ханин. В ролях: Ольга Кондина, Андрей Храмцов, Андрей Славини, Наталия Фиссон, Сергей Щербин … Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

    Шагреневая кожа (фр. Peau de chagrin, chagrin): Шагреневая кожа (материал), или шагрень (фр. chagrin) мягкая шероховатая кожа (козлиная, баранья, конская); также технология тиснения кожи, используется при обработке кож с… … Википедия

    Шагреневая кожа La Peau de Chagrin Жанр: Роман

    У этого термина существуют и другие значения, см. Шагреневая кожа (значения). Шагреневая кожа La peau de chagrin … Википедия

    - «Шагреневая Кость» Ю.Ханон у дверей Мариинского театра Шагреневая Кост … Википедия

    - «Шагреневая Кость» Ю.Ханон у дверей Мариинского театра Шагреневая Кость Жанр авангард Режиссёр Игорь Безруков Продюсер Алексей Грохотов … Википедия

    - «Шагреневая кость» Ю.Ханон у дверей Мариинского театра … Википедия

    КОЖА, кожи, жен. 1. Наружный покров животных (иногда растительных) организмов. От холода потрескалась кожа. Вся кожа сморщилась. Змеи меняют кожу. Счищать кожу с яблока. 2. Выделанная шкура животного, освобожденная от шерсти. Чемодан из свиной… … Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Шагреневая кожа , Бальзак Оноре де. "Шагреневая кожа"-одно из самых ярких произведений, составляющих" Человеческую комедию" . Откройте книгу, и вы увидите необычный эпиграф - извивающуюся черную линию. Такую линию чертил герой…

Философский рассказ «Шагреневая кожа» знаком нам со школьной скамьи. Его автор Оноре Бальзак считал, что в этом произведении раскрыта формула существования общества современной писателю Франции. Произведение отражает систему ценностей и отношений в обществе, раскрывает эгоизм отдельного человека. Гений реализма Бальзак прибегнул к мифологии и символике, чтобы читатель задумался: в чем состоит истинный смысл жизни.

Название

Использованное в названии слово le chagrin имеет два значения. Эта неоднозначность и была обыграна автором. Le chagrin переводится как «шагрень» либо шагреневая кожа, а в другом значении - это горе и печаль.

И действительно, фантастический и всемогущий предмет подарил главному герою мнимое счастье, избавив его от уз бедности. Однако на самом деле он стал причиной еще большей беды для него. Эта кожа лишила персонажа способности творить, лишила чувства сострадания и способности получать радость от жизни. В результате она полностью уничтожила духовный мир своего обладателя. Не случайно разбогатевший банкир Тайфер убил человека. Не случайно насмехается над постулатами хартии вольностей: французы не равны перед законом, есть люди, которые подчиняют себе закон.

«Шагреневая кожа»: анализ произведения

Бальзак в своем произведении c большой степенью точности изобразил жизнь страны в XIX веке. Фантастическое перерождение Рафаэля обнажает перед читателем жизнь человека, ставшего заложником богатства. Фактически он превратился в автомат, бесчувственного робота, единственная цель которого - это нажива. Философская фантастика в сочетании с реализмом придает рассказу особенный колорит. Надев на персонажа то, что в произведении именуется, как «шагреневая кожа», Бальзак описывает состояние и физические страдания больного туберкулезом. Они настолько реальны, что идет мороз по коже, когда читаешь эти строки.

Персонажи

Рассказ «Шагреневая кожа», краткое содержание которого не сможет передать атмосферу эпохи, восторгает и захватывает. Для усиления контраста Оноре использует два женских образа, кардинально отличающихся друг от друга. С одной стороны это Полина, воплощение бескорыстной любви и доброты. А с другой - Феодора, отличающаяся бездушием, самолюбованием, честолюбием, суетностью, испытывающая мертвящую скуку. Это именно те качества, которыми обладают представители общества, которое поклоняется миру денег, общества, в котором нет места любящему человеческому сердцу. Важной фигурой в рассказе является антиквар, который открыл Рафаэлю тайну человеческой жизни. Критики считают, что его словами к читателю обращается сам Бальзак, который хотел донести до нас свои личные мысли.

Заключение

«Шагреневая кожа» - рассказ сложный. За сказочным сюжетом прочитывается предостережение всем нам. Остановитесь, люди! Посмотрите на себя. Разве вы хотите жить там, где нет места искренним чувствам и настоящей радости, и разве может богатство, каким бы огромным оно ни было, заменить смысл жизни?

"Шагреневая кожа"

Введение......................................................................................................................3

Общее описание Шагреневой кожи............................................................................4

Заключение8

Список используемых источников9

Введение

Целью данной работы является выявить сущность шагреневой кожи, для достижения этой цели нужно решить задачи по определению основных применений шагреневой кожи и определить что такое шагренавая кожа.

Общее описание Шагреневой кожи

Шагреневая кожа (материал), или шагрень (фр. chagrin) - мягкая шероховатая кожа (козлиная, баранья, конская); также технология тиснения кожи, используется при обработке кож с природными дефектами для изготовления обуви и отдельных видов одежды.

С французского: Le peau chagrin.

Выражение стало популярным после выхода в свет одноименного романа (1830-1831) французского писателя Опоре де Бальзака (1799- 1850). Герой романа становится обладателем куска волшебной шагреневой кожи, которая, подобно волшебной палочке, выполняет любую его волю - дает богатство, молодость, наслаждения и т. д. Но после каждого выполненного желания шагреневая кожа необратимо уменьшается в размерах, соответственно уменьшаются и возможности героя романа.

В наше время шагреневая кожа чаще всего ассоциируется с одноимённым романом Бальзака, и используется в составе фразеологизма «сжиматься, как шагреневая кожа». А что такое шагрень и почему такая кожа сжимается?

На последний вопрос ответить может любой человек, читавший упомянутое выше бальзаковское произведение.

Шагрень - это разновидность недублёной кожи с неровной поверхностью, заимствовано из французского chagrin, происходящего от турецкого çagri - «огузок». Первоначально так называли ослиную шкуру, использовавшуюся благодаря неровностям поверхности для полирования. Лютов вытягивает шею вбок, шея у него длинная, жилистая, кожа ее шероховата, как шагрень (М. Горький). Сейчас шагреневой называют мягкую шероховатую кожу, выделанную из козьей, бараньей и других шкур. Реалист взял наугад одну из толстых, переплетенных в шагрень нотных тетрадей и раскрыл ее (А. Куприн).

Интересно, кстати, что, кроме кожи, французское слово chagrin означает «печаль, огорчение, неприятность» (этимология омонима неясна), и в свете этого название романа можно понимать двояко.

На сколько я поняла понятие Шагреневой кожи из произведения Оноре Де Бальзака это, когда наслаждения тела преобладают над наслаждениями души, так же когда отсутствует стремление жить в гармонии с собой… нет сил духовного творчества…

Мягкая козья или овечья (ослиная) кожа с характерным рисунком на неровной поверхности превращается в иллюзии…обманчивые надежды…

Шагреневая кожа - символ опустошения человеческой души… утраты духовных способностей человека… Она изнашивает человека физически…

…Душа лежит, расстёгнута...

на ценность проверяется...

настенные оценщики,

по цвету наслаждений...

по запаху ошибок...

по качеству смятений…

всё приняли, одобрили...

…И я взлетела с лёгкостью...

сняв кожи обрамление...

в краю грехов оправданна...

случайное творение...

(Светлана Янтарь. Шагреневая кожа)

Шагренева кожа обладает магическими свойствами. Она волшебный талисман.

Все желания её обладателя исполняются, и при каждом исполнившемся желании кожа сокращается. Когда от неё ничего не остаётся - владелец уходит в мир иной.

Шагренева кожа исполнит все наши желания, но потребует за это жизнь.

Судьба Рафаэля из «Шагреневой кожи» Оноре де Бальзака это подтверждает.

Молодой человек проигрался в казино и решил свести счёты с жизнью. Он бродил по городу, дожидаясь вечера, и забрёл в антикварную лавку. Хозяин лавки, видя состояние юноши, предложил ему приобрести талисман - кусок шагреневой кожи с Соломоновой печатью.

Надпись в переводе означала следующее:

За каждый миг радости человек платит частицей своей жизни…

За исполнение желаний мы соглашаемся, как Рафаэль, заплатить многими иллюзиями...

Живём, не зная меры.

И не всегда соразмеряем свои Желания со своей Жизнью…

«…Что остаётся от материального обладания? Только и д е я.

Как же предпочесть крушение всех... обманчивых надежд – высокой способности создавать вселенную в своей д у ш е» (Оноре де Бальзак «Шагреневая кожа»)

Духовность человека - его мысли о Жизни.

Радость – это то, что человек получает в ответ на Духовные поступления, это результат гармоничного Союза Тела и Духа.

Радость обладания соболиной шубкой или ШАГРЕНЕВОЙ КОЖЕЙ недолговечна...

Человек, достигая определенного богатства, по истечении некоторого времени опять испытывает неудовлетворенность, недовольство… душевную пустоту…

error: Content is protected !!