Значки схем вязания крючком. Условные обозначения, чтение схем и описаний. Незаконченные столбики с накидом

В вязании крючком много условных обозначений, используемых для написания схем. Все знают как на схеме обозначаются воздушные петли или столбики с одним или более накидами. Но вот недавно я встретилась с работой в которой было много до сих пор не используемых мной приемов вязания. Поэтому для себя решила написать, некую шпаргалку с описанием условных обозначений и техникой их выполнения. Надеюсь и вам пригодится моя шпаргалочка.

Начнем с самых простых до более сложных:

— Петля подъема воздушная петля — полустолбик

— Столбик без накида

— Столбик с одним накидом

— Столбики с двумя, тремя и четырьмя накидами. Количество палочек на колонке указывает на количество накидов на нем.

— Вогнутый столбик с накидом — рельефный столбик (за работой)

— Выпуклый столбик с накидом — рельефный столбик (перед работой)

рогатка из двух столбиков с накидом через воздушную петлю. Для рогатки столбики вводят в одну петлю основания.

— Двойной и тройной столбики с накидом с общей вершиной

— Пышный столбик

— переименованный столбик с накидом — скрещенный столбик с накидом

— Пико обычное

— пико вниз

Крючком вяжут в одном направлении или рядами вперед — назад. Вязание в одном направлении происходит по-кругу. Любое вязание крючком начинается с вязания цепочки.

Вязание петель цепочкой или воздушными петлями.

Конец нити положите на указательный палец левой руки (рис.1).

В правую руку возьмите крючок, так, чтобы загнутая часть крючка смотрела на вас. Пропустите крючок под нить, которая находится на указательном пальце левой руки, захватите ее и поверните крючок с ниткой против часовой стрелки, так, чтобы сделать полный оборот. Перекресток нитей, которое образовалось удерживайте пальцем левой руки. Крючок снова пропустите под нить, которая находится на указательном пальце левой руки (рис.2).

Захватите нить крючком, протяните ее через перекрещенные нити и затяните. Первая петля цепочки готова.

Для вывязывания следующих петель пропустите крючок под нить, которая лежит на указательном пальце левой руки, захватите ее и протяните через первую петлю и так далее (рис. 3).

Воздушная петля служит началом вязания, образуя цепочку из воздушных петель, который является подготовительным рядом и применяется в вязании всех узоров.

схема 1

чтобы цепочка не стягивала вязаное полотно, ее можно выполнить более толстым крючком и утолщенными нитями.

— полустолбик без накида

На полустолбики без накида используются для вязания плотного и ровного края изделия, для соединения цепочки в круг, а также для соединения отдельных деталей между собой. полустолбик соответствует одной петле подъема. Вязание полустолбика: цепочка из воздушных петель положите на указательный палец левой руки лицевой стороной к себе. Придерживайте цепочку большим пальцем левой руки. Провяжите одну воздушную петлю, введите крючок в третью петлю от начала ряда, начиная счет с воздушной петли, и проведите крючок под нить на указательном пальце левой руки. Захватите нить крючком и протяните ее через петлю цепочки (рис 4). Теперь на крючке две петли. Петлю, которую вы извлекли (на рисунке слева) протяните через воздушную петлю (на рисунке справа).

Примером использования полустолбика в вязании может быть вот такой узор:

Он достаточно прост в исполнении, в нем используются только повитрни петли и полустолбикы, но выглядит очень эффектно.

— Столбик без накида

Столбик без накида называют коротким столбиком. Ему отвечают две петли подъема. Столбик без накида вяжется аналогично полустолбика. Отличие между ними в том, что когда на крючке образовалось две петли как показано на рис.4, введите крючок снова под нить на указательном пальце левой руки и захватите ее (рис.5). Протяните нить через две петли. Столбик без накида готов (рис.6).

Для вывязывания второго столбика без накида введите крючок в следующую за первым столбиком петлю и вяжите как описано выше.

— Столбик с одним накидом

Цепочка из воздушных петель положите на указательный палец левой руки лицевой стороной к себе. Придерживайте цепочку большим пальцем левой руки. Провяжите три воздушные петли для подъема и сделайте накид. Для этого проведите крючок под нить на указательном пальце левой руки и захватите нить (рис.7).

Крючок с накидом введите в четвертую петлю цепочки, захватите нить и протяните ее через петлю. На крючке образовалась петля, накид и петля, то есть три петли, как на рис.8.

Провяжите двух раз эти три петли. Сначала провяжите петлю и накид вместе, для этого захватите нить крючком и протяните ее через петлю с накидом. Теперь на крючке две петли (рис.9)

Захватите еще раз нить крючком и протяните ее через эти две петли. Вот и готов столбик с накидом.

Аналогично вяжутся столбики с большим количеством накидов. Следует помнить, что для столбика с одним накидом три петли вяжутся по два раза (по две за раз), с двумя накидами будет на крючке четыре петли, которые нужно провязать по три раза по две за раз. Соответственно чем больше накидов, тем больше раз вы будете провязуваты петли. Еще одним отличием является большее количество петель подъема. Количество петель увеличивается пропорционально количеству накидов. Схематично на рис. 11.

Многие узоры составлены именно с использованием таких столбиков. Примером могут служить вот такой:

Или такой:

Полустолбик с накидом

полустолбик с накидом вяжется так же как и столбик с накидом. Отличие в том, что когда на крючке образовалось три петли: петля, накид, петля (как на рис.8), то дальше нужно провязать эти три петли вместе за один раз. Для этого захватите нить и протяните ее сразу через три петли (рис. 10).

— Выпуклые и вогнутые столбики (рельефные столбики)

Выпуклые и вогнутые столбики — это те же столбики с накидом, в чем их отличие? Вяжущие выпуклые или вогнутые столбики, крючок пропускают не из петлю предыдущего ряда, а между столбиками предыдущего ряда. Выпуклый столбик получается, когда крючок вводят между столбиками предыдущего ряда с лицевой стороны, при этом столбик оплетают сзади (рис.12)

А вогнутый столбик получается, когда крючок вводят между столбиками предыдущего ряда с изнаночной стороны, при этом столбик оплетают спереди (рис. 13).

«Рачьи» петли или «Рачий шаг»

Для обработки краев часто используют «Рачий шаг». С его помощью край изделие будет крепче, да и внешний вид края изделия будет выглядеть более аккуратным. В отличие от всех других видов петель, «Рачий шаг» выполняется только слева направо. Крючок введите под петлю от себя, захватите нить снизу и вытяните ее так, чтобы она была перед петлей, которая находится на крючке, затем провяжите обе петли вместе. (Рис.14)

Длинные или вытянутые петли

Длинные или вытянутые петли вяжутся следующим образом: свяжите цепочку из воздушных петель и на ней ряд столбиков без накида. Верните вязания в другую сторону. Перед вывязыванием долгой петли возьмите вязание в правую руку, подведите большой палец левой руки под основную нить и отведите его на себя, вытягивая длинную петлю. Теперь возьмите вязание в левую руку, так, чтобы нить легла на указательный палец левой руки. Крючок введите в петлю ряда, которая лежит левее вытянутой петли. Проведите крючок под нить, лежащую на указательном пальце левой руки и провяжите столбик без накида (Рис.15). Освободите большой палец. Теперь можно вязать следующую петлю. Следующий ряд, после ряда с вытянутыми петлями, вяжите столбиками без накида, чтобы закрепить вытянутые петли. Для продолжения ряды нужно чередовать.

Вязание по кругу (круговое вязание).

Для выполнения большинства вязаных игрушек крючком необходимо уметь вязать круг. Сначала свяжите цепочку из четырех воздушных петель и соедините полустолбиком без накида в кольцо. Для этого проведите крючок через первую петлю цепочки, зацепите нить и протяните ее через две петли (Рис.16).

Кольцо обвяжите столбиками без накида, проводя крючок в центр кольца. Всего нужно провязать одну воздушную петлю для подъема и 7 столбиков без накида, чтобы получилось 8 столбиков. Выполнив восьмой столбик, введите крючок в воздушную петлю, из которой вы начали ряд. На крючке образуется две петли. Проведите крючок под нить на указательном пальце левой руки, слегка касаться ее и протяните через эти две петли, закрыв тем самым первый ряд круга. Второй ряд и все последующие начинайте также с воздушной петли. Во втором ряду свяжите одну воздушную петлю и 15 столбиков без накида, то есть всего 16 столбиков, вывязывая на каждой петле по два столбика. Закончите второй ряд полустолбиком без накида, соединив петлю пятнадцатого столбика с воздушной петлей начала второго ряда. Все последующие ряды также начинайте с одной воздушной петли и заканчивайте полустолбиком без накида. Число столбиков в каждом ряду равно числу столбиков предыдущего ряда плюс 8 столбиков, если учесть, что первый столбик в каждом ряду — это воздушная петля. Схема вязания круга и условные обозначения на (Рис.17):

1 ряд 8 столбиков 2 ряд 16 столбиков 3 ряд 24 столбика 4 ряд ​​32 столбика 5 ряд 40 столбиков

Промежуток между приложениями также увеличивается постепенно: 2 ряд — в каждой петле вывязывать 2 столбика, 3 ряд — в каждой второй петле вывязывать 2 столбика, 4 ряд ​​- в каждой третьей петле вывязывать 2 столбика, 5 ряд — в каждой четвертой петли вывязывать 2 столбика и так далее.

Строение петли

При вязании крючком петли связанных столбиков закреплены и имеют форму косички, которая является основанием для вывязыванием следующего ряда. Петля косички состоит из задней и передней стенок (рис.18). петля находится на стержне крючка, называется ведущей петлей и в расчет петель она не входит. Если в описании 1-го ряда узора написано «вяжите столбик в пятом петлю цепочки», то это означает, что нужно отсчитать от петли на крючке четыре петли цепочки и ввести крючок в следующую петлю.

Рогатка з двух столбиков з накидом

Для создания рогатки вяжут сначала один столбик с накидом, а затем второй в ту же петлю. Между ними можно вывязывать воздушные петли, согласно выбранной вами схемы. Схематически их можно посмотреть на рис. 19,20.

рис. 19

рис. 20

Аналогично этому в одну петлю можно провязывать от двух до девяти столбиков с накидами. (Рис. 21)

рис. 21

Примером рогатки из двух петель может быть такой узор:

На этом узоре рогатка в перевернутом виде — столбики имеют разные основы, но одну вершину:

— Двойной и тройной недовязанный столбики с накидом

На 2 петлях основы вязания выполняют два недовязанный столбики с накидом, а затем провязують их вместе. Для этого сделав накид, крючок вводят в петлю предыдущего ряда, вытягивают нить, делают 2-й накид и провязують 2 петли (петлю и накид) вместе (на крючке 2 петли). На следующей петле основания выполняют 2-й недовязанный столбик. Делают накид и в один прием провязывают все три петли на крючке. Опять набрасывают нить на крючок и провязывают петли, закрепляя вершину столба. Рис. 22

рис.22

Тройной недовязанный сокращеный столбик выполняется аналогично предыдущему только на трех петлях основы. Рис.23

рис.23

— Двойной и тройной столбики с накидом с общей основой и общей вершиной.

Двойной столбик. Сделав накид, крючок вводят в петлю предыдущего ряда, захватывают и извлекают нить (как при вязании столбика с накидом), набрасывают нить на крючок и провязывают две петли (петлю и накид) вместе (на крючке 2 петли). Вышел недовязанный столбик с накидом. Опять делают накид и по той же петлю основания провязывают второй недовязанный столбик. потом еще раз делают накид и провязывают все 3 петли на крючке. Рис.24

рис.24

Тройной столбик. Выполняется по принципу двойного, только в одну петлю основания провязывается три недовязанный столбики с накидом. Вертикальная стрелка на рис. 25 показывает куда следует вводить крючок.

рис.25

Количество столбиков при таком вязании может быть больше. В основном этот прием используют при вязании цветочных узоров для вывязывания сердцевины цветка.

— Пышный столбик

Пышном столбике соответствует 3 или 4 петли подъема: делают накид, крючок вводят в цепочку предыдущего ряда и вытягивают петлю длиной 1-1,5 см (так повторяют 3-5 раз в ту же петлю предыдущего ряда). Чем больше накидов, тем пышнее столбик. Сделав последний накид, протягивают нить через все петли и наброски на крючке. Для закрепления пышного столбика накидывают на крючок и провязывают петлю на крючке. Вертикальная линия на рис. 26 показывает, куда следует вводить крючок.

рис.26

— Пышный недовязанный столбик

Используют в цветочных узорах для вывязывания сердцевины цветка. Так же как и в пышном столбике вытягивают длинные петли через 1 петлю основания и делают наброски между ними. Петли, находящиеся на крючке, а не провязывают. Затем, выполнив 2-4 пышных недовязанный столбики, набрасывают нить на крючок и в один прием провязывают все петли на крючке.

— Переименованный столбик с накидом

Вывязывается два столбика с накидом накрест: сначала на второй петле основания, а затем на первой. Рис. 27

рис.27

— Скрещенный столбик с накидом

Ему отвечают 5 петель подъема. Сделав 2 наброски, вводят крючок в шестую петлю цепочки, подхватывают рабочую нить и протягивают ее через эту петлю (на крючке 4 петли). Подхватывают рабочую нить (Рис.28) и провязывают 2 петли (на крючке 3 петли). НЕ провязывая петли на крючке, делают накид, вводят крючок в петлю основания через одну петлю слева от 1-го столбика, подхватывают рабочую нить и протягивают ее через эту петлю (на крючке 5 петель). Далее, подхватывая рабочую нить (рис.28б), поочередно провязывают по 2 петли 4 раза (на крючке остается 1 петля). Делают 1 воздушную петлю, накид и вводят крючок в центр столбика, захватывая 2 нити (рис.28в), подхватывают рабочую нить и протягивают ее через 2 нити центра столбика (на крючке 3 петли). Подхватывая рабочую нить, 2 раза провязывают по 2 петли (рис.20г). Эти столбики могут представлять самостоятельный узор и входить в комбинацию с другими столбиками.

— Пико обычное

Делают 4 воздушные петли, затем вводят крючок во вторую воздушную петлю, захватывают и извлекают нить, после чего накидывают нить на крючок и провязывают еще одну воздушную петлю.

Примером использования пико в узорах может быть такой узор:

— піко вниз

Выполняют как пико обычное, только цепочка из воздушных петель возвращают вниз. Для этого, связав цепочку из 4 воздушных петель, захватывают его большим и указательным пальцами левой руки, слегка оттягивая вниз, а крючок движением от себя вводят во вторую петлю цепочки, захватывая и вытягивая нить. Далее провязывают еще одну воздушную петлю.

Раппорт модель.

Рисунок узорчатого полотна обычно состоит из повторяющихся одинаковых элементов. Часть узора, которая повторяется, называется мотивом или рапортом узора. На схемах раппорт выделено * … * — звездочками. Для того чтобы элементы узора были расположены симметрично и для кромки, обычно в начале или в конце ряда выполняют столбики в дополнительные петли (число этих петель дано в описании каждого узора. Кромки петли входят в это число). Для записи узора можно пользоваться не только текстом, но и схемой. Рассматривают схему снизу вверх. Все нечетные ряды (1, 3, 5-й и т.д.) читаются справа налево, все четные ряды (2, 4, 6-й и т.д.) — слева направо. Закончив вязание мотива по высоте, продолжают вязать, читая схему с 1-го ряда (снизу вверх). Иногда узор повторяется с 2, 3 или 4-го ряда. Например: Узор 1: В этом узоре число петель должно быть кратно 9 (мотив узора плюс 2 дополнительные петли). Если в образце мотив узора повторяют 2 раза, то число петель в мотиве умножают на 2 и добавляют 2 петли.

Марьяна.

Условные обозначения при вязании крючком - это то препятствие, о которое на начальном этапе спотыкаются все начинающие вязальщицы. Не разобравшись в этом материале, бесполезно приступать к обучающим урокам по вязанию. Научиться читать схемы условных обозначений — это значит почти наполовину освоить мастерство вязания.
В интернете встречается много интересных красивых моделей, выполненных крючком, Когда просматриваешь такие модели, хочется взяться за инструмент и связать себе подобную вещь. Но зачастую наталкиваешься на непонятные иероглифы схематических условных обозначений, и нет никаких дополнительных пояснений.
Что же сделать в первую очередь, чтобы научиться с легкостью разбираться в схемах и быстрее освоить азы вязания?

Учимся разбираться в схемах, обозначающих петли.

В данной статье приведены условные обозначения петель, как их обычно принято изображать на схемах узоров, а также представлены их сокращенные названия. После того, как вы ознакомитесь с материалом, вам станет более понятно, как нужно читать схемы узоров для вязания. При изучении таблицы обозначений петель будет полезнее, если вы самостоятельно попробуете на практике провязать каждый элемент. Сегодня мы это будем делать вместе. Представленные рисунки и видео помогут вам быстрее разобраться и освоить материал.

Перед вами таблица, на которой показаны условные обозначения крючком. Конечно, здесь представлены не все из того множества обозначений, которые используют при описании вязаных моделей. Их на самом деле намного больше. Но вначале нужно освоить самые простые, начальные петли. Знакомство с таблицей именно с них и начнем. Покажем, как провязывать базовые элементы. Разберем, как научиться их выделять и читать в схемах.

Прежде чем приступить к подробному изучению таблицы элементов, познакомимся с некоторыми общепринятыми терминами и приемами вязания. Они необходимы, чтобы было проще понять, о чем идет речь в пояснениях к таблице. Нам для изучения важны следующие термины:

  • воздушная петля (петля)
  • петля воздушной цепочки
  • петля основания
  • петля предыдущего ряда
  • петли подъема
  • воздушная цепочка (цепочка воздушных петель, цепочка, косичка)
  • рабочая нить
  • захватить рабочую нить
  • провести (протянуть) нить через петлю (петли)
  • вытянуть нить на себя
  • накид
  • обратный накид
  • два накида и более
  • отсчет петель в воздушной цепочке
  • отсчет петель в предыдущем ряду вязки
  • ближние петли (имеется ввиду к головке крючка)
  • приемы вязания: «за обе стенки», «за ближнюю стенку», «за дальнюю стенку»

Итак, начинаем подробный разбор условных обозначений вязания крючком.

Начальным, то есть самым первым элементом любого вязаного изделия, выполненного крючком, является воздушная петля. Она служит для набора петель в цепочку, являющуюся основанием изделия; с ее помощью набираются все последующие петли при вязании изделия; происходит добавление высоты в кромке полотна.

Вязание крючком Условные обозначения с описанием

Условное обозначение
Изображение и описание

Воздушная петля


Вводим крючок в петельку, образованную из нити, захватываем рабочую нить и протягиваем к себе. Слегка затягиваем образовавшуюся петлю, потянув за свободный конец нити. Это первая воздушная петля в нашей цепочке.

Столбик без накида


Связав цепочку из воздушных петель необходимой длины, разворачиваем ее и начинаем вязать первый столбик без накида. Крючок вводим во вторую от начала цепочки петлю, захватываем нить и протягиваем к себе. На крючке образуются 2 петельки. Снова захватываем рабочую нить, протягиваем ее через обе эти петли.

Полустолбик с накидом


Делаем накид, вводим крючок в третью петлю от края цепочки, захватываем рабочую нить и вытягиваем ее на себя. На крючке три петли. Вновь захватываем крючком рабочую нить и протягиваем ее одновременно через все три петли, находящиеся на крючке.

Столбик с накидом


Вначале, как и в предыдущем случае, делаем накид, вводим крючок в третью петлю от края цепочки, захватываем рабочую нить и вытягиваем ее на себя. На крючке три петли. Вновь захватываем рабочую нить, протягиваем ее, только теперь не через три петли одновременно, как в полустолбике с накидом, а через первые две петли, третью не трогаем.


На крючке у нас сейчас находятся две петельки. Опять захватываем крючком рабочую нить и протягиваем ее через эти две петли.

Столбик с двумя накидами


Делаем двойной накид, то есть, накидываем на крючок рабочую нить два раза, как показано на картинке. Вводим крючок в пятую петлю от начала воздушной цепочки. Захватываем нить, вытягиваем ее на себя. На крючке - четыре петли.


Вновь захватываем рабочую нить, протягиваем ее через первые две петли, находящиеся на крючке. На крючке у нас образовалось три петли. Захватываем рабочую нить, протягиваем ее через две ближние петли, находящиеся на крючке. Теперь на крючке осталось две петли. Захватываем рабочую нить, протягиваем ее через эти две последние петли.

Столбик с тремя накидами


Для того, чтобы получить столбик с тремя накидами, заводим на крючок три накида рабочей нитью, как на рисунке. Вводим крючок в шестую петлю от начала воздушной цепочки. Захватываем нить, вытягиваем ее на себя. На крючке - пять петель (каждый накид, накинутый вначале на крючок, считаем за одну петлю). После этого четырежды проделываем следующую операцию: захватываем рабочую нить и протягиваем ее через две петли, расположенные ближе всего к головке крючка. Подобным образом провязываем попарно все петли с крючка до тех пор, пока на крючке останется всего одна петля.
Аналогичным образом вяжутся петли с четырьмя, пятью и более накидами. Но петли с большим количеством накидов используются редко.

Закрученный столбик


Вводим крючок под первую петлю предыдущего ряда приемом "за обе стенки", захватываем рабочую нить и вытягиваем петлю на себя. На крючке находятся две петли. Разворачиваем крючок с петлями вокруг своей оси. Захватываем рабочую нить и протягиваем ее через перекрученные петли столбика.


Вводим крючок под следующую петлю предыдущего ряда, повторяем предыдущую операцию: поворачиваем петли, провязываем. Связанный таким способом ряд получается объемным и красивым.

Полустолбик
или
Соединительная петля


Крючок вводим в первую петлю цепочки. На крючке у нас находится две петли. Захватываем рабочую нить и просто протягиваем ее через обе эти петли. Это и есть полустолбик.
Этот элемент вязания часто используется для соединения деталей между собой, а также для смыкания цепочки в круговом вязании, как изображено на рисунке справа.
В этом случае водим крючок в начальную петлю противоположного от крючка края цепочки. На крючке - две петли. Захватываем рабочую нить, протягиваем ее через обе петли одновременно. Замкнули кольцо. Далее можно продолжать вязание по кругу.

Полустолбик с накидом с ребром


Этот элемент представляет собой разновидность полустолбика с накидом, когда его провязывают, вводя крючок за одну стенку петли предыдущего ряда, например, используя прием "за дальнюю стенку" (как это делается, показано в видео выше). С лицевой стороны получается узор с явно выраженными поперечными полосами - ребрами.
Делаем накид, вводим крючок в петлю предыдущего ряда за дальнюю стенку, захватываем рабочую нить, вытягиваем на себя. На крючке три петли. Вновь захватываем рабочую нить, протягиваем через все три петли одновременно.

Пучок из трех столбиков с накидом из одной петли


Делаем накид. Вводим крючок в седьмую по счету петлю воздушной цепочки (в число этих петель входят четыре "петли подъема", которые служат для того, чтобы край полотна получался ровным). Захватываем рабочую нить, вытягиваем на себя. На крючке три петли, считая вместе с накидом. Снова захватываем рабочую нить, протягиваем ее через две ближайшие петли.


Получился незаконченный столбик.
Необходимо связать три таких незаконченных столбика из одной петли основания.
Делаем накид, вводим крючок в ту-же петлю, что и ранее. Захватываем рабочую нить, вытягиваем на себя. Снова захватываем рабочую нить, протягиваем ее через две ближние петли. Получился второй незаконченный столбик.
Снова делаем накид и провязываем третий незаконченный столбик в ту же рабочую петлю основания. У нас получилось на крючке 4 петли. Захватываем рабочую нить и провязываем все 4 петли одновременно.
Получился первый пучок из трех столбиков.


На воздушной цепочке основания пропускаем две петли, следующий "пучок" делаем в третью петлю:
провязываем две воздушные петли, делаем накид, вводим крючок в третью петлю цепочки и далее из нее последовательно, как описано ранее, вывязываем 3 незаконченных столбика. Затем, провязываем эти столбики вместе одной петлей. Так продолжать до конца ряда.

Четыре веерных столбика с накидом с серединкой


Как видно из названия, этот элемент похож на раскрытый веер: из одной петли воздушной цепочки мы вывязываем четыре законченных столбика с накидом, разделенных по центру воздушной петлей.
Делаем накид. Вводим крючок в седьмую по счету петлю воздушной цепочки (из них четыре "петли подъема"), захватываем рабочую нить, вытягиваем на себя. На крючке три петли, считая вместе с накидом. Снова захватываем рабочую нить, протягиваем ее через две ближайшие петли. Захватываем рабочую нить, протягиваем через две оставшиеся петли. Получился первый столбик с накидом.


Подобным образом провязываем еще один столбик с накидом в ту-же петлю основания. Делаем воздушную петлю. Затем провязываем еще два законченных столбика с накидом в эту-же петлю основания.


Действительно, получился элемент, похожий на веер.
На воздушной цепочке основания пропускаем четыре петли, следующий веерный элемент вывязываем из пятой петли цепочки. Довязываем ряд до конца, провязывая в каждую 5 петлю по 4 столбика с накидом с серединкой.

Добрый день, дорогие рукодельницы! В предыдущем уроке мы рассматривали вязание крючком для начинающих , а в этом научимся читать схемы условные обозначения вязание крючком.

Впервые условное обозначение символов, которые используются при вязании крючком, придумали в Голландии. В Голландии в начале 19 века вышла в свет книга, в которой опубликовали узоры по вязанию крючком. Скоро возникла серьезная необходимость ввести единые знаки, которые бы понимали рукодельницам всех стран. Первые унифицированные схемы для вязания крючком появились уже в середине 19 века. Со временем в мире стали популярны две основные системы обозначения при вязании крючком: американская и английская. В американской системе применяются нарисованные графические изображения петелек крючком.

Условные обозначения вязание крючком:

Американская система условные обозначения крючком

Также есть английское обозначение схем вязания крючком, это аббревиатуры.

Ниже представлена таблица: «Перевод условных обозначений при вязании крючком с английского языка на русский язык и условные обозначения в схемах вязания крючком»

Видео: Как читать схемы вязания крючком условные обозначения

Текст подготовила: Вероника

Рассмотрим условные обозначения, которые могут вам встретиться в описаниях амигуруми.

Буквенное
обозначение в описании
Значение Условное обозначение в схемах

ВП

воздушная петля

o или 0

СС

соединительный столбик

или

СБН

столбик без накида

Или ×

ССН

столбик с накидом

СС2Н

столбик с двумя накидами
прибавка

убавка

Встречаются 3 варианта описания техники вязки игрушек - амигуруми:

1. Словесное описание с использованием аббревиатур , которое может быть представлено также в виде таблицы с тремя колонками (номер ряда, описание, итоговое число петель). Именно в таком формате вы чаще всего встретите схемы амигуруми на сайте .

Пример:

0 ряд Делаем кольцо амигуруми и набираем цепочку из 2 ВП.
1 ряд 6 СБН во вторую от крючка ВП
2 ряд 1 П повторить 6 раз
3 ряд (1 СБН, 1 П) повторить 6 раз

Читаем следующим образом:

Делаем кольцо амигуруми (см. ) и стандартным образом вывязываем 6 СБН во первую сделанную петлю (2-ую от крючка). При этом вторая петля является ВП подъема на новый ряд. После того, как 6 СБН связаны затягиваем кольцо за свободный конец нити, так чтобы дырочка в центре полностью закрылась и заканчиваем круг соединительным столбиком.

Сделав петлю подъема на новый ряд (2-ой) провязываем в каждую петлю предыдущего ряда 6 прибавок (по два столбика в каждую петлю). Цифра означает, что в результате ряд образовал 12 петель (т.к. во 2-м ряду было связано 12 столбиков).

Завершив ряд с помощью СС и сделав 1 ВП подъема, начинаем вязать 3-й ряд. Поочередно провязываем 1 СБН, затем 1 прибавку, затем снова 1 СБН и т.д. Повторять сочетание (1 СБН, 1 П) нужно шесть раз. После чего снова завершить ряд СС. Каждая прибавка образует две петли, каждый СБН - одну. Итого петель в третьем ряду 18 (=6*2+6).

Комбинация для повторения может быть заключена как в круглые скобки (...), так и в звездочки *...*

2. Схема.


Схема является самым наглядным и универсальным способом описания вязки игрушки. При наличии схемы и навыков по её чтению нет необходимости в описании и таблицах.

Поэтому рассмотрим основные нюансы чтения схем.

Все обозначения (за исключением японских иероглифов, конечно же) описаны в таблице выше.

На схеме изображена 1 из деталей амигуруми - голова. Используется нестандартная схема вязки с овальным (не круглым, как бывает чаще) началом и неравномерными прибавками и убавками. Именно поэтому в данном случае без схемы просто не обойтись! Таблица, которая сопровождает схему (она приведена ниже) не дает нам информации о том в каком месте нужно делать П и У.
На любой схеме всегда подписаны номера рядов, в кружочках, в данном случае 1-16. причем схема разбита на 2 части. Начало детали снизу (ряды 1-11), продолжение - сверху (12-16).

Каждый ряд начинается символом 0 (ВП подъема) и заканчивается жирной точкой, т.е. соединительным столбиком. Как правило, круговое вязание исполняется именно так. Однако, есть вариант вязать по спирали. В таком случае не будет четкого начала и конца ряда, ВП подъема и СС в конце ряда не провязываются. Вязание идет по спирали. Так сложнее следить за исполнением схемы (можно пользоваться булавкой, чтобы помечать начало) и не всегда это допустимо, т.к. деталь может иметь слегка наклонный вид. В других случаях, напротив, маленький наклон необходим.

Обратите внимание что на нижней схеме есть пустой ряд с номерами 7-10. Это говорит о том, что схема для рядов 7-10 абсолютно идентична схеме предыдущего, 6-го, ряда.
После того, как 11-й ряд связан, переходим на верхнюю часть схемы и продолжаем в обычном порядке, только диаметр каждого ряда теперь сокращается за счет убавок, поэтому ряды расположены в ином порядке (последний ряд в центре).

Итоговое количество петель в 16-м ряду составит 8. Таким образом, в изделии останется небольшая дырочка. За петли 16-го ряда голова амигуруми будет пришита в туловищу.

3. Таблица
В таблицах может быть 2 или три столбца.

Рассмотрим для примера сложную таблицу из японского журнала, которая сопровождает схему головы амигуруми, рассмотренную выше.

В первой колонке снизу вверх расположены номера рядов (1-16). Во второй изменение в количестве петель ряда. В третьей итоговое количество петель в ряду.

В таблице из двух колонок средняя отсутствует.

Начальная строка с цифрой 6 означает количество петель, т.е. в данном случае мы имеем дело не со стандартным началом в виде кольца амигурами, а с вытянутой деталью.

В первом ряду количество СБН (о чем говорит схема, см. выше) составляет 14. Таким образом, сверяясь со схемой мы обвязываем 6 ВП столбиками без накида. При этом делается тройная прибавка (3 столбика в одну петлю) в самую первую петлю нашей начальной цепочки ВП. В конце первого ряда - обыкновенная прибака (её также можно назвать двойной - 2 столбика в 1 петлю).

Таблица помогает нам ориентироваться в количестве дополнительных петель или петель убавок и показывает итоговое количество. Согласитесь, считать по схеме чтобы свериться - это слишком долго и можно ошибиться.

Ряды 6-11 не имеют П или У. Число петель остается неизменным - 36 (как и в 5 ряду). Сами ряды состоят из 36 СБН соответственно.

В некоторых случаях, а именно, при вязки простых округлых деталей, таблица может быть единственным описанием. В таком случае подразумевается, что прибавки и убавки распределены равномерно (например, через 1 СБН или через 2 СБН). Деталь начинается кольцом амигуруми и шестью СБН и каждый следующий ряд увеличивается или уменьшается на 6 петель. В разделе обучение есть таблица равномерного распределения убавок и прибавок.

Вывод: наиболее универсальным описанием является схема, которая также необходима при вязке сложных амигуруми. В японских журналах схемы, как правило, сопровождаются таблицами. Для новичков в вязании крючком также очень полезным является краткое описание каждого ряда, т.к. оно является полной расшифровкой схемы, для понимания которой нужен навык. Также первый вариант описания удобен тем, что позволяет сразу определить количество тех или иных элементов и их последовательность в ряду, а также итоговое количество петель в каждом ряду. Во многих простых амигуруми словесное описаие полностью заменяет схему.

Успехов в приобретении мастерства!

Порядок вязания узора, можно записать в виде текста с описанием рядов. Но, при сложном узоре, текст перестает быть очевидным. Поэтому для записи узора удобнее применять специальные символы и обозначения на схемах вязания крючком. В свое время я набегалась по разным сайтам в поисках объяснения, что же значит тот или иной символ в схеме. Ведь часто люди пользуются разными программами, рисуют в графических редакторах или от руки, в результате — получается каша. Также некоторые рукодельницы соединительную петлю называют полустолбиком, а полустолбик — плотным столбиком или полустолбиком с накидом и так далее.

Я решила провести основательную работу над условными обозначениями и терминологией и отделить зерна от плевел. Изучив множество русскоязычных и зарубежных таблиц, хочу предложить свою, универсальную таблицу символов.

Для начала — коротенькая шпаргалка самых основных столбиков.

При вязании крючком по схемам необходимо помнить:

  • что схемы для полотна (в правильном положении) читаются снизу вверх;
  • ряды читают поочередно один раз справа налево, а другой раз слева направо (при поворотном вязании);
  • круговые ряды всегда читают справа налево;
  • рапорт узора обозначенный на схеме цифрой обычно на первом ряду, повторятся из ряда в ряд;
  • мотивы начинаются в центре и читаются против часовой стрелки.

Для чтения более сложных схем, например ленточное, брюггское или ирландское кружево, нужен отдельный урок. Но в любом случае необходимо освоить базовую таблицу обозначений и символов.

В разных источниках встречаются как различные названия так и значки-обозначения. В своей таблице я собрала и буду по мере необходимости добавлять, те значки которые используются в схемах вязания к моим мастер-классам. Так же в таблице есть столбик с английскими (US) обозначениями и расшифровками, чтобы вам было проще понять схему, найденную у наших англоязычных коллег.

Надеюсь, статья будет полезной и поможет вам научиться читать схемы. Так же вы можете задать вопрос или предложить символ, которого нет в таблице. Я буду ее пополнять по мере необходимости.

И всегда нужно помнить, что значки, увиденные Вами в схемах на других ресурсах, или нарисованные от руки, могут не соответствовать своему значению в моей таблице.

Английские (американские) и русские обозначения символов в схемах вязания крючком

Символ
Symbol
US Crochet term Обозначение
Start Начало вязания
End Конец вязания
ch, chain stitch в.п., воздушная петля, петля, цепочка из петель
sl st, ss, slip stitch соединительная или слепая петля
Magic Ring скользящая или волшебная петля, кольцо амигуруми
sc, single crochet СБН, столбик без накида
sc-blo or blp, single crochet in back loop only столбик без накида за заднюю стенку (полупетлю)
esc or edc (EN), extended single crochet удлиненный (продленный) столбик без накида
solomon’s-knot, solomon’s stitch Соломонова петля, Соломонов узел
hdc, half double crochet полустолбик
hdc-blo, half double crochet in back loop only полустолбик за заднюю стенку (полупетлю)
dc, double crochet ССН, столбик с накидом
dc-blo, double crochet in back loop only столбик с накидом за заднюю стенку (полупетлю)
tr, treble crochet СС2Н или С2Н, столбик с двумя накидами
dtr, double treble crochet СС3Н или С3Н, столбик с тремя накидами
ddtc or trtr, double double treble crochet or treble treble crochet СС4Н или С4Н, столбик с четырьмя накидами
sc2tog, single crochet 2 together 2 столбика без накида с общей вершиной
sc3tog, single crochet 3 together 3 столбика без накида с общей вершиной
sc4tog, single crochet 4 together 4 столбика без накида с общей вершиной
hdc2tog, half double crochet 2 together 2 полустолбика с общей вершиной
dc2tog, double crochet 2 together 2 столбика с накидом с общей вершиной
dc3tog, double crochet 3 together 3 столбика с накидом с общей вершиной
dc4tog, double crochet 4 together 4 столбика с накидом с общей вершиной
dc5tog, double crochet 5 together 5 столбиков с накидом с общей вершиной
2 столбика без накида с общим основанием
3 столбика без накида с общим основанием
2 полустолбика с общим основанием
3 полустолбика с общим основанием
2 столбика с накидом с общим основанием
3 столбика с накидом с общим основанием
4 столбика с накидом с общим основанием
5-dc shell, 5 dc in same stitch (shell) ракушка из 5-ти столбиков с накидом
FPsc, Front Post single crochet лицевой (выпуклый) рельефный столбик без накида
FPhdc, Front Post half double crochet лицевой (выпуклый) рельефный полустолбик
FPdc, Front Post double crochet лицевой (выпуклый) рельефный столбик с одним накидом
FPtr, Front Post treble crochet лицевой (выпуклый) рельефный столбик с двумя накидами
BPsc, Back Post single crochet изнаночный (вогнутый) рельефный столбик без накида
BPhdc, Back Post half double crochet изнаночный (вогнутый) рельефный полустолбик
BPdc, Back Post double crochet изнаночный (вогнутый) рельефный столбик с одним накидом
BPtr, Back Post treble crochet изнаночный (вогнутый) рельефный столбик с двумя накидами
FPdc2tog, Front Post double crochet 2 together 2 лицевых (выпуклых) рельефных столбика с одним накидом с общей вершиной
FPtr2tog, Front Post treble crochet 2 together 2 лицевых (выпуклых) рельефных столбика с двумя накидами с общей вершиной
puff stitch of 3 hdc пышный столбик из 3-х полустолбиков
пышный столбик из 3-х столбиков с накидом
2 столбика с накидом с общей вершиной из одной точки (кластер)
3 столбика с накидом с общей вершиной из одной точки (кластер)
попкорн (шишечка)
3 столбика с тремя накидами с общей вершиной из одной точки
2 tr cluster 2 столбика с двумя накидами с общей вершиной из одной точки (кластер)
ch-3 picot, picot пико из трех петель
y-st 2 столбика с накидом на ножке в верх (Y-столбик)
2 столбика с накидом на ножке в вниз (инверсный/перевернутый Y-столбик)
dc dc crossed with 1 ch сложный скрещенный столбик с одной воздушной петлей в вершине
сложный скрещенный столбик

error: Content is protected !!