Звания и погоны ржд. Что означают знаки различия железнодорожников. Форма работника локомотивной бригады

У всех работников железных дорог всегда имелась своя отличительная профессиональная форма, причём, каждая дорога привносила в служебную одежду свои отличительные элементы, характерные для определённого региона.

Всё это происходило по той простой причине, что большую часть работников РЖД представляли милые и красивые россиянки. Например, на Северо-Кавказской железной дороге, в зимнее время, проводницы кокетливо одевали на свои прекрасные головки кубанки, их пальто оторачивалась натуральным каракулем.

Ко всем видам верхней одежды, а это шинель или пальто , форменный китель , рубашка , к которым необходимо было пришить на каждую плечевую сторону погон , прикрепить отличительные знаки, шевроны , петлицы , что могло свидетельствовать о ранге, о занимаемой должности, об отношении к определённой службе того или иного работника. В комплект входили стандартные и нестандартные брюки или юбки , имелись форменные фуражки .

Исторический путь развития железнодорожной формы не стал исключением и эволюционировал точно также, как развивалась жизнь нашего российского общества, в зависимости от решения различных социальных вопросов и требований той или иной эпохи.

Такая историческая, закономерная зависимость подтверждена самим временем.

Об этом же свидетельствует и сама эпоха, когда в обществе существовала строгая классовая градация с закреплением иерархической лестницы. Когда разразилась вторая мировая война, а тыловая часть страны превратилась в единый трудовой фронт, работники железной дороги всех рангов стали вновь носить на своих плечах погоны . По окончанию кровопролитной войны. люди возвращались к мирному труду, восстанавливая города, заводы, строя новое жильё для советских людей. Железнодорожная форма претерпела в очередной раз изменения, став больше похожей на бытовую одежду, при этом знаки различия были сохранены.

Форма специалистов Института Корпуса инженеров путей сообщения

Первые образцы железнодорожной формы появились в 1809 году, когда создавался Институт Корпуса инженеров путей сообщения. Данное учебное заведение должно было готовить технические кадры для железных дорог. Кадеты и выпускники учебного заведения по сути дела носили форму военного образца. Звания и чины работающего люда различались по серебряным эполетам и золочёным звёздочкам на них. Все институтские воспитанники носили офицерский мундир, но эполеты на нём отсутствовали.

Пуговицы

Прошло девять лет и на мундирах железнодорожников появляется зелёная выпушка. С 1830 года гладкие пуговицы заменяются на новый формат. Теперь на них изображены в крестообразном положении якорь и топор. У высшего начальствующего состава на мундирах появляется государственный герб в виде двуглавого орла. Пуговицы с якорем и топором прослужили до 1932 года, после чего появился знак, состоящий из молотка и ключа.

Эмблема МПС

Во второй половине девятнадцатого столетия в 1871 году Министерство Путей Сообщения обретает новую эмблему, на которой изображены колесо и распростёртые два крыла. В последующем эмблема вновь поменяла свой вид, но смысловая её расшифровка свидетельствовала о том, что основное кредо российских дорог не поменялось, они по-прежнему стремились увеличить скорость, быть всегда точными, создавать для пассажиров комфорт. Впервые единой формой для железнодорожников стала с 1876 года. Исключением становится лишь территория Финляндии, несмотря на то, что эта страна тогда находилась в составе Российской империи.

Разряды служащих

Градация служащих, работающих в Министерстве путей сообщения в то время, происходи по четырём разрядам. К первому разряду были отнесены все те, кто по своей дипломной специализации считался инженером путей сообщения и занимал соответствующую должность. Ко второму разряду была отнесена чиновничья «братия», служившая в центральных учреждениях. В состав третьего разряда входили чиновники, работающие в региональных учреждениях. К четвёртому разряду отнесли всех остальных железнодорожных служащих.

У персонала служащих депо и станций, форменный костюм , отличался только цветом выпушки на кителях двух родов. Цвета были: жёлтый с синим и красный с зелёным.

Последняя форменная реформа железнодорожников прошла 24.08.1904 года. С этой поры, инженерный и чиновничий составы обладали семью установленными формами обмундирования, в которую входили: дорожный, летний, будничный, особый, обыкновенный, праздничный и парадный комплекты одежды.

Ранее, вплоть, до 1867 года инженерный состав носил мундиры военного образца. В последующем выпускникам института стали присваивать гражданское звание инженеров с присвоением чина губернского или коллежского секретаря.

О железнодорожной форме времён первой половины девятнадцатого столетия известно немного. Главным проектантом и создателем железной дороги, идущей из Санкт-Петербурга в Царское село, господином Францем Антоном Риттером фон Герстнером закупалась форма, предназначавшаяся для вагонных кондукторов, в странах Западной Европы. Управление Санкт-Петербургской-Московской железной дороги в канун начала регулярного движения между Москвой и Санкт-Петербургом издало положение, в котором весь персонал обслуги разделялся на четыре ротные единицы. Военная терминология по-прежнему сохранялась. Первая рота состояла из кочегаров, машинистов и их помощников. Вторая рота включала в себя: кондукторов и обер-кондукторов. Они носили военный мундир, роль головного убора выполняла каска . Предписывалось обязательное ношение фашинного ножа и чёрной портупеи.

С 1855 года нижние чины : машинисты и мастера, прослужившее пять лет на Николаевской дороге, носили серебряные галуны на рукавных обшлагах, за десятилетнюю службу им полагались в дополнение галуны на фуражку и воротник.

У дорожного матера имелся металлический нагрудный и нарукавный знак. Помимо этого, у специалистов первого класса на фуражке имелись галунные полоски в количестве трёх штук. Специалисты второго класса носили на фуражке два галуна и у спецов третьего класса имелся один галун.

Закончилась крымская война, российская казна значительно опустела, требовались инвестиции частного капитала, который с перспективой на будущее вложился в железную дорогу России. За двенадцатилетний период удалось основать пять десятков железнодорожных акционерных обществ, которые вводили форму строго своего образца.

В послеоктябрьское время, вплоть до 1932 года, служащие и нижние чины железной дороги носили форму, оставшуюся со времён существования Российской империи.

Начиная с 1932 года, форменный костюм железнодорожника становится тёмно-синего цвета. Отличительные знаки петлиц отображались на эмали красного цвета. Для рядового и младшего состава – это были углы, среднее звено носило в петлицах шестигранники, а высший командный состав – звёздочки.

Погоны

В середине Великой Отечественной войны, в 1943 году на армейской и железнодорожной форме вновь засверкали погоны . Средний, старший и высший командный состав железнодорожников носил погон со светло-зелёным подбоем отороченный серебряным галуном. Рядовому и младшему составу полагались погоны , изготовленные из суконного материала чёрного цвета. Данная амуниция была изготовлена в комбинированном варианте: у начала рукава, погон имел шестиугольную поперечную форму, а от воротника пришивался, как прямоугольник.

Эмблемы по отраслям

Отраслевое значение хозяйства железнодорожников определялось посредством эмблемы, для её изготовления использовался оксидированный металл. Вся административная служба носила эмблему с серпом и молотом, наложенные на французский молоток и ключ, для связистов выпускалась эмблема в виде скрещённых молний. Те, кто на железной дороге обеспечивали безопасность движения, отличались эмблемой со светофором. Машинисты локомотивов носили на эмблеме изображение паровоза, у проводников была эмблема с изображением вагона, у железнодорожных строителей на эмблеме красовался мост. Гражданским костюмом форма становится с 1955 года. Различительные знаки появляются на петлицах.

На железных дорогах Советского Союза в 1963 году заменяют символы эмблемы, появились крылья и колесо. Ключ и молоток в виде технического знака остался прежним.

Начиная с 1973 года, на основании приказа Министерства путей сообщения СССР, на железнодорожном транспорте изменяются различительные знаки рабочих и служащих. Рядовой и младший состав теперь обязаны были носить на левых рукавах курток, жакетов, пиджаков и пальто различительный знак пятиугольной формы. Ширина его равна шестидесяти пяти миллиметрам, а высота варьировалась от восьмидесяти пяти до ста восьми миллиметров. Пятиугольное поле знака имело чёрный цвет, окантовка отображалась зелёным цветом. В венок помещался технический знак жёлтых тонов. Выше венка отображалась эмблема железнодорожного транспорта. Нижняя часть венка разрывалась надписью «Метро» или «МПС».

Через шесть лет производится очередные изменения форменной одежды у рабочих и служащих, работающих на железнодорожном транспорте. Основные детали одежды остались без изменений, включая цветовую гамму: светло-серую для летнего периода и чёрную для зимнего сезона. Приказ утвердил должностной табель, кто должен был обеспечиваться отраслевой одеждой в полном объёме. В первую очередь – это касалось тех людей, кто обеспечивал непосредственное движение поездных составов, занят был в перевозке грузов или обслуживал пассажиров. Означенным приказом определялись размеры скидок в процентном соотношении, определена была стоимость всей одежды и сроки ей ношения. Различительные знаки старшего административного звена тоже видоизменялись. Петлицы и галуны приобрели золотистый цвет. У рядового и младшего состава изменяются параметры пятиугольной нашивки , но меняется только высота, теперь она варьируется от девяносто до ста миллиметров.

У всех работников железных дорог всегда имелась своя отличительная профессиональная форма, причём, каждая дорога привносила в служебную одежду свои отличительные элементы, характерные для определённого региона.

Всё это происходило по той простой причине, что большую часть работников РЖД представляли милые и красивые россиянки. Например, на Северо-Кавказской железной дороге, в зимнее время, проводницы кокетливо одевали на свои прекрасные головки кубанки, их пальто оторачивалась натуральным каракулем.

Ко всем видам верхней одежды, а это шинель или пальто, форменный китель, рубашка, к которым необходимо было пришить на каждую плечевую сторону погон, прикрепить отличительные знаки, шевроны, петлицы, что могло свидетельствовать о ранге, о занимаемой должности, об отношении к определённой службе того или иного работника. В комплект входили стандартные и нестандартные брюки или юбки, имелись форменные фуражки.

Стандартные погоны были выдержаны в той же цветовой гамме, что и одежда. Предпочитался синий или чёрный цвет. В летний период, на южных железных дорогах носили форму светлых тонов, начиная от кипельно-белых тонов и заканчивая пошивом формы светло-кремовых оттенков.

История железнодорожной формы

Что касаемо погонов, то они, конечно, пришли на железную дорогу от военных, поскольку сама транспортная структура РЖД создавалась по военизированному образцу, что закреплено было документально. Сам погон в своё время создавался на основе эполет.

Его необходимо жёстко крепить на плечевом шве, второй край мог пристёгиваться посредством форменной пуговицы у воротника.

Сами эполеты создавались на прообразе металлических, наплечных рыцарских доспехов, служившие воину в качестве защиты от рубящего удара холодным оружием. Рыцари знатного происхождения крепили на плечевых местах латы, изготовленные в виде их фамильного герба.

Изначальное предназначение погона в воинских подразделениях заключалось в удержании портупеи, или лямок от сумки для патронов, или ранцевых лямок в стандартном положении, исключая сползание названной амуниции с плеча, а также предохраняя форменную одежду от возможного протирания. В родах войск, в которых в амуниции отсутствовала патронная сумка, применялись шевронные галуны или рукавные нашивки.

Исторический путь развития железнодорожной формы не стал исключением и эволюционировал точно также, как развивалась жизнь нашего российского общества, в зависимости от решения различных социальных вопросов и требований той или иной эпохи.

Такая историческая, закономерная зависимость подтверждена самим временем.

Об этом же свидетельствует и сама эпоха, когда в обществе существовала строгая классовая градация с закреплением иерархической лестницы. Когда разразилась вторая мировая война, а тыловая часть страны превратилась в единый трудовой фронт, работники железной дороги всех рангов стали вновь носить на своих плечах погоны. По окончанию кровопролитной войны. люди возвращались к мирному труду, восстанавливая города, заводы, строя новое жильё для советских людей. Железнодорожная форма претерпела в очередной раз изменения, став больше похожей на бытовую одежду, при этом знаки различия были сохранены.

Форма специалистов Института Корпуса инженеров путей сообщения


Первые образцы железнодорожной формы появились в 1809 году, когда создавался Институт Корпуса инженеров путей сообщения. Данное учебное заведение должно было готовить технические кадры для железных дорог. Кадеты и выпускники учебного заведения по сути дела носили форму военного образца. Звания и чины работающего люда различались по серебряным эполетам и золочёным звёздочкам на них. Все институтские воспитанники носили офицерский мундир, но эполеты на нём отсутствовали.

Пуговицы


Прошло девять лет и на мундирах железнодорожников появляется зелёная выпушка. С 1830 года гладкие пуговицы заменяются на новый формат. Теперь на них изображены в крестообразном положении якорь и топор. У высшего начальствующего состава на мундирах появляется государственный герб в виде двуглавого орла. Пуговицы с якорем и топором прослужили до 1932 года, после чего появился знак, состоящий из молотка и ключа.

Эмблема МПС

Во второй половине девятнадцатого столетия в 1871 году Министерство Путей Сообщения обретает новую эмблему, на которой изображены колесо и распростёртые два крыла. В последующем эмблема вновь поменяла свой вид, но смысловая её расшифровка свидетельствовала о том, что основное кредо российских дорог не поменялось, они по-прежнему стремились увеличить скорость, быть всегда точными, создавать для пассажиров комфорт. Впервые единой формой для железнодорожников стала с 1876 года. Исключением становится лишь территория Финляндии, несмотря на то, что эта страна тогда находилась в составе Российской империи.

Разряды служащих

Градация служащих, работающих в Министерстве путей сообщения в то время, происходи по четырём разрядам. К первому разряду были отнесены все те, кто по своей дипломной специализации считался инженером путей сообщения и занимал соответствующую должность. Ко второму разряду была отнесена чиновничья «братия», служившая в центральных учреждениях. В состав третьего разряда входили чиновники, работающие в региональных учреждениях. К четвёртому разряду отнесли всех остальных железнодорожных служащих.

У персонала служащих депо и станций, форменный костюм, отличался только цветом выпушки на кителях двух родов. Цвета были: жёлтый с синим и красный с зелёным.


Последняя форменная реформа железнодорожников прошла 24.08.1904 года. С этой поры, инженерный и чиновничий составы обладали семью установленными формами обмундирования, в которую входили: дорожный, летний, будничный, особый, обыкновенный, праздничный и парадный комплекты одежды.

Ранее, вплоть, до 1867 года инженерный состав носил мундиры военного образца. В последующем выпускникам института стали присваивать гражданское звание инженеров с присвоением чина губернского или коллежского секретаря.

О железнодорожной форме времён первой половины девятнадцатого столетия известно немного. Главным проектантом и создателем железной дороги, идущей из Санкт-Петербурга в Царское село, господином Францем Антоном Риттером фон Герстнером закупалась форма, предназначавшаяся для вагонных кондукторов, в странах Западной Европы. Управление Санкт-Петербургской-Московской железной дороги в канун начала регулярного движения между Москвой и Санкт-Петербургом издало положение, в котором весь персонал обслуги разделялся на четыре ротные единицы. Военная терминология по-прежнему сохранялась. Первая рота состояла из кочегаров, машинистов и их помощников. Вторая рота включала в себя: кондукторов и обер-кондукторов. Они носили военный мундир, роль головного убора выполняла каска. Предписывалось обязательное ношение фашинного ножа и чёрной портупеи.

С 1855 года нижние чины: машинисты и мастера, прослужившее пять лет на Николаевской дороге, носили серебряные галуны на рукавных обшлагах, за десятилетнюю службу им полагались в дополнение галуны на фуражку и воротник.

У дорожного матера имелся металлический нагрудный и нарукавный знак. Помимо этого, у специалистов первого класса на фуражке имелись галунные полоски в количестве трёх штук. Специалисты второго класса носили на фуражке два галуна и у спецов третьего класса имелся один галун.

Закончилась крымская война, российская казна значительно опустела, требовались инвестиции частного капитала, который с перспективой на будущее вложился в железную дорогу России. За двенадцатилетний период удалось основать пять десятков железнодорожных акционерных обществ, которые вводили форму строго своего образца.


В послеоктябрьское время, вплоть до 1932 года, служащие и нижние чины железной дороги носили форму, оставшуюся со времён существования Российской империи.

Начиная с 1932 года, форменный костюм железнодорожника становится тёмно-синего цвета. Отличительные знаки петлиц отображались на эмали красного цвета. Для рядового и младшего состава – это были углы, среднее звено носило в петлицах шестигранники, а высший командный состав – звёздочки.

Погоны

В середине Великой Отечественной войны, в 1943 году на армейской и железнодорожной форме вновь засверкали погоны. Средний, старший и высший командный состав железнодорожников носил погон со светло-зелёным подбоем отороченный серебряным галуном. Рядовому и младшему составу полагались погоны, изготовленные из суконного материала чёрного цвета. Данная амуниция была изготовлена в комбинированном варианте: у начала рукава, погон имел шестиугольную поперечную форму, а от воротника пришивался, как прямоугольник.

Эмблемы по отраслям

Отраслевое значение хозяйства железнодорожников определялось посредством эмблемы, для её изготовления использовался оксидированный металл. Вся административная служба носила эмблему с серпом и молотом, наложенные на французский молоток и ключ, для связистов выпускалась эмблема в виде скрещённых молний. Те, кто на железной дороге обеспечивали безопасность движения, отличались эмблемой со светофором. Машинисты локомотивов носили на эмблеме изображение паровоза, у проводников была эмблема с изображением вагона, у железнодорожных строителей на эмблеме красовался мост. Гражданским костюмом форма становится с 1955 года. Различительные знаки появляются на петлицах.

На железных дорогах Советского Союза в 1963 году заменяют символы эмблемы, появились крылья и колесо. Ключ и молоток в виде технического знака остался прежним.

Начиная с 1973 года, на основании приказа Министерства путей сообщения СССР, на железнодорожном транспорте изменяются различительные знаки рабочих и служащих. Рядовой и младший состав теперь обязаны были носить на левых рукавах курток, жакетов, пиджаков и пальто различительный знак пятиугольной формы. Ширина его равна шестидесяти пяти миллиметрам, а высота варьировалась от восьмидесяти пяти до ста восьми миллиметров. Пятиугольное поле знака имело чёрный цвет, окантовка отображалась зелёным цветом. В венок помещался технический знак жёлтых тонов. Выше венка отображалась эмблема железнодорожного транспорта. Нижняя часть венка разрывалась надписью «Метро» или «МПС».

Через шесть лет производится очередные изменения форменной одежды у рабочих и служащих, работающих на железнодорожном транспорте. Основные детали одежды остались без изменений, включая цветовую гамму: светло-серую для летнего периода и чёрную для зимнего сезона. Приказ утвердил должностной табель, кто должен был обеспечиваться отраслевой одеждой в полном объёме. В первую очередь – это касалось тех людей, кто обеспечивал непосредственное движение поездных составов, занят был в перевозке грузов или обслуживал пассажиров. Означенным приказом определялись размеры скидок в процентном соотношении, определена была стоимость всей одежды и сроки ей ношения. Различительные знаки старшего административного звена тоже видоизменялись. Петлицы и галуны приобрели золотистый цвет. У рядового и младшего состава изменяются параметры пятиугольной нашивки, но меняется только высота, теперь она варьируется от девяносто до ста миллиметров. Петлицы для всех составов выпускаются с размерами шестьдесят на тридцать миллиметров.

Начиная с 1985 года, весь начальствующий состав старшего и высшего звена снабжаются двубортными пиджаками и пальто, все остальные работники обеспечиваются однобортной верхней одеждой. Цветовая гамма брюк выдерживается в том же цвете, что пиджаки и пальто. Теперь зимняя одежда приобрела тёмно-синий оттенок. Для летнего сезона цвета формы не изменялись. В качестве головного убора для мужчин выдаются фуражки с наличием тульи, выдержанной в костюмной гамме, околыш имеет чёрный цвет. Для женского пола, приказом определены шерстяные береты, костюмный цвет сохраняется. На зимний период времени железнодорожники снабжаются шапками ушанками, в качестве материала служит серый каракуль для начальников высшего звена, чёрный каракуль носят старший и средний состав служащих. Для всех остальных категорий зимний головной убор изготавливается или из искусственного меха, или из цигейки, цвет чёрный. Верхняя часть шапок изготовлена из чёрной суконной ткани. Различительные знаки от 1979 года не претерпели никаких изменений. Шитье, галуны, эмблема, кокарда, пуговичный набор должны были выдерживаться в жёлтой цветовой гамме.


С наступлением 1995 года, происходят очередные изменения в различительных знаках и в форменной одежде железнодорожников.

Приказ Министерства путей сообщения РФ от 22.12.1994 N 14Ц "О форменной одежде".

Вновь возвращаются погоны, правда теперь в виде полу-погонов, звёздочки имеют поперечное размещение. Вид эмблемы теперь представлен крыльями эллипс образным колесом. Старший и высший начальствующий состав получает эмблему, вышитую с использованием золотистых нитей. Для рядового, для младшего состава и среднего звена начальников эмблему изготавливают из металла с золотистыми оттенками. Параметры кокарды на головном уборе имеют следующие размеры: ширина двадцать миллиметра, высота тридцать миллиметров. Темно-зелёный цвет поля, золотистое обрамление в виде лавровых листьев, расположенных в основании эллипса. Расположение технического знака с золотистым цветом сделано на поле кокарды. Женщины носят кокарду в виде эллипса на пилотке, размеры её несколько отличаются: ширина двадцать семь миллиметров, высота тридцать четыре миллиметра. Перекрещённые молоток и разводной ключ представляют собой технический знак, находящийся на тёмно-зелёном поле. На правой и левой частях окружности изображена усечённая рессора.

Современная форма РЖД


Последние изменения форменной одежды железнодорожников проводились в 2010 году.

Приказ Минтранса РФ от 27.11.2009 N 217 "О знаках различия и порядке их ношения с форменной одеждой работниками организаций железнодорожного транспорта общего пользования, непосредственно участвующими в организации движения поездов и обслуживании пассажиров".

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О знаках различия и порядке их ношения с форменной одеждой работниками организаций железнодорожного транспорта общего пользования, непосредственно участвующими в организации движения поездов и обслуживании пассажиров


Документ не нуждается в госрегистрации
Министерства юстиции Российской Федерации. -

Письмо Минюста России от 30.12.2009 N 01/18166-ДК.

______________________________________________________________

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.169, N 28, ст.2884; 2007, N 46, ст.5554; 2008, N 30 (ч.1), ст.3597, N 30 (ч.2), ст.3616, N 52 (ч.1), ст.6249; 2009, N 1, ст.21)
приказываю:
Утвердить:
знаки различия работников организаций железнодорожного транспорта общего пользования, непосредственно участвующих в организации движения поездов и обслуживании пассажиров, согласно приложению N 1 к настоящему приказу;
порядок ношения знаков различия с форменной одеждой работниками организаций железнодорожного транспорта общего пользования, непосредственно участвующими в организации движения поездов и обслуживании пассажиров, согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

Министр
И.Е.Левитин

Приложение N 1. Знаки различия работников организаций железнодорожного транспорта общего пользования, непосредственно участвующих в организации движения поездов и обслуживании пассажиров

Наименование должности

Знак различия

Описание знака различия

Аппарат управления организации

Президент

Галун особого гражданского плетения серебристого цвета шириной 30 мм, окантованный кантом установленного для организации цвета с обеих сторон галуна. Над галуном располагается звезда особого рисунка серебристого цвета с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 35 мм, помещенная в венок из двух веток серебристого цвета особого рисунка. Звезда в венке располагается на расстоянии 10 мм от верхнего края галуна до нижнего края венка

Первый вице-президент

Галун серебристого цвета особого гражданского плетения шириной 30 мм, окантованный кантом установленного для организации цвета с обеих сторон галуна. Над галуном на расстоянии 10 мм располагается шитье в виде двух веток серебристого цвета специального рисунка. Длина шитья -150 мм, высота -15-20 мм. Над шитьем располагаются три звезды серебристого цвета особого рисунка с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края галуна до шитья составляет 10 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм. Расстояние между звездами по горизонтали 35 мм

Старший вице-президент

Галун серебристого цвета особого гражданского плетения шириной 30 мм, окантованный кантом установленного для организации цвета с обеих сторон галуна. Над галуном на расстоянии 10 мм располагается шитье в виде двух веток серебристого цвета специального рисунка. Длина шитья -150 мм, высота -15-20 мм. Над шитьем располагаются две звезды серебристого цвета особого рисунка с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края галуна до шитья составляет 10 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм. Расстояние между звездами по горизонтали 35 мм

Вице-президент; главный бухгалтер

Галун серебристого цвета особого гражданского плетения шириной 30 мм, окантованный кантом установленного для организации цвета с обеих сторон галуна. Над галуном на расстоянии 10 мм располагается шитье в виде двух веток серебристого цвета специального рисунка. Длина шитья -150 мм, высота -15-20 мм. Над шитьем располагаются одна звезда серебристого цвета особого рисунка с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края галуна до шитья составляет 10 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм

Начальник подразделения аппарата управления

Начальник отдела подразделения аппарата управления;
главный диспетчер;
главный ревизор по безопасности движения

Аппарат управления структурных подразделений и филиалов организации (кроме железных дорог)

Генеральный директор центральной дирекции

Галун серебристого цвета особого гражданского плетения шириной 30 мм, окантованный кантом установленного для организации цвета с обеих сторон галуна. Над галуном на расстоянии 10 мм располагаются три звезды особого рисунка серебристого цвета с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм

Начальник центральной дирекции (дирекции); генеральный директор центра

Диспетчеры всех наименований

Знаки различия состоят из двух галунов серебристого цвета шириной 15 мм, окантованных кантом установленного для компании цвета по верхнему и нижнему краю и в середине между галунами. Над галунами на расстоянии 10 мм располагаются четыре звезды особого рисунка серебристого цвета с внутренней звездой установленного для компании цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм

Аппарат управления железной дороги (организации)

Начальник железной дороги;
генеральный директор

Галун серебристого цвета особого гражданского плетения шириной 30 мм, окантованный кантом установленного для организации цвета с обеих сторон галуна. Над галуном на расстоянии 10 мм располагаются три звезды особого рисунка серебристого цвета с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм

Галун серебристого цвета особого гражданского плетения шириной 30 мм, окантованный кантом установленного для организации цвета с обеих сторон галуна. Над галуном на расстоянии 10 мм располагаются две звезды особого рисунка серебристого цвета с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм

Начальник службы

Галун серебристого цвета особого гражданского плетения шириной 30 мм, окантованный кантом установленного для организации цвета с обеих сторон галуна. Над галуном на расстоянии 10 мм располагается одна звезда особого рисунка серебристого цвета с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм

Начальник самостоятельного отдела

Знаки различия

Диспетчеры всех наименований

Знаки различия

Подразделения органа управления, структурные подразделения железной дороги

Начальник отделения железной дороги

Галун серебристого цвета особого гражданского плетения шириной 30 мм, окантованный кантом установленного для организации цвета с обеих сторон галуна. Над галуном на расстоянии 10 мм располагается одна звезда особого рисунка серебристого цвета с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм

Главный ревизор по безопасности движения поездов

Знаки различия состоят из двух галунов серебристого цвета шириной 15 мм, окантованных кантом установленного для организации цвета по верхнему и нижнему краю и в середине между галунами. Над галунами на расстоянии 10 мм располагаются три звезды особого рисунка серебристого цвета с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм

Начальник отдела;
начальник регионального агентства (отдела) фирменного транспортного обслуживания;
начальник агентства (отдела) фирменного транспортного обслуживания в отделении железной дороги;
начальник дистанции, депо, железнодорожной станции, вокзала внеклассного и 1 класса, путевой машинной станции;

Знаки различия состоят из двух галунов серебристого цвета шириной 15 мм, окантованных кантом установленного для организации цвета по верхнему и нижнему краю и в середине между галунами. Над галунами на расстоянии 10 мм располагаются две звезды особого рисунка серебристого цвета с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм

Начальник резерва проводников пассажирских вагонов;
начальник железнодорожной станции, вокзала 2 и 3 класса;
начальник восстановительного поезда; начальник детской железной дороги

Знаки различия

Ревизор службы;
диспетчеры всех наименований;
начальник железнодорожной станции, вокзала 4 класса;
начальник оборотного локомотивного депо;
начальник тяговой подстанции; начальник ремонтно-ревизионного участка, дистанции электроснабжения;
начальник района (контактной сети, грузового, электроснабжения);
главный технолог основного локомотивного депо, вагонного депо, дистанции пути;
главный механик основного локомотивного депо, вагонного депо, дистанции пути;
главный энергетик отделения железной дороги

Знаки различия состоят из одного галуна серебристого цвета шириной 15 мм, окантованного кантом установленного для организации цвета по верхнему и нижнему краю. Над галунами на расстоянии 10 мм располагаются четыре звезды особого рисунка серебристого цвета с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм

Начальник билетных касс в Московском и Санкт-Петербургском железнодорожных агентствах по обслуживанию пассажиров
дежурный по отделению железной дороги; диспетчеры всех наименований железнодорожных внеклассных станций;
диспетчер (станционный) железнодорожной станции класса;
машинист-инструктор локомотивных бригад;
машинист локомотива 1 класса;
старший энергодиспетчер, энергодиспетчер;
начальник железнодорожной станции, вокзала 5 класса;
начальник участка производства;
начальник пункта подмены локомотивных бригад; начальник резерва локомотивных бригад;
дежурный по железнодорожной станции внеклассной и 1 класса;
дежурный локомотивного депо (основного);
старший электромеханик хозяйств сигнализации, централизации и блокировки, связи, электроснабжения;
старший мастер: депо, вагонного участка, дистанции электроснабжения, дистанции пути, погрузочно-разгрузочных работ;
начальник (механик-бригадир) пассажирского поезда

Знаки различия состоят из одного галуна серебристого цвета шириной 15 мм, окантованного кантом установленного для организации цвета по верхнему и нижнему краю. Над галунами на расстоянии 10 мм располагаются три звезды особого рисунка серебристого цвета с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм

Начальник пункта технического осмотра локомотивов и вагонов;
начальник путевой машины, рельсошлифовального поезда, вагона (по испытаниям и измерениям); дежурный по железнодорожной станции 2 и 3 класса;
машинист локомотива 2 класса;
диспетчер маневровый железнодорожных станций 2 класса;
дежурный по сортировочной горке, парку, дежурный станционного поста централизации;
дежурный пункта подмены локомотивных бригад, пункта оборота локомотивов;
дежурный помощник начальника вокзала;
мастер всех наименований (кроме дистанции гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения)

Знаки различия

Заведующий: билетными кассами, группой учета и отчетности по продаже пассажирских билетов;
приемщик (включая старшего): локомотивов, моторвагонного подвижного железнодорожного состава и вагонов в депо; по качеству ремонта пути

Знаки различия состоят из одного галуна серебристого цвета шириной 15 мм, окантованного кантом установленного для организации цвета па верхнему и нижнему краю. Над галунами на расстоянии 10 мм располагается одна звезда особого рисунка серебристого цвета с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм

Дежурный по железнодорожной станции 4 и 5 класса;
кассир билетный (старший) на железнодорожном транспорте; машинист локомотива 3 класса;
машинист дизель-поезда, машинист железнодорожно-строительных машин (самоходных);
машинист крана (крановщик) при работе на самоходных железнодорожных кранах;
помощник машиниста водителя дрезины;
помощник машиниста дизель-поезда;
помощник машиниста железнодорожных строительных машин;
помощник машиниста паровоза;
помощник машиниста тепловоза;
помощник машиниста электровоза;
помощник машиниста электропоезда;
кассир (включая старшего):
багажный, товарный (грузовой) на железнодорожном транспорте;
составитель поездов;
дежурный стрелочного поста;
осмотрщик вагонов, осмотрщик-ремонтник

Знаки различия состоят из одного галуна серебристого цвета шириной 15 мм, окантованного кантом установленного для организации цвета по верхнему и нижнему краю

Оператор поста централизации;
дежурный по выдаче справок, агент по передаче грузов на пограничной железнодорожной станции (пункте), агент по розыску грузов и багажа, приемосдатчик груза и багажа, дежурный: по залу вокзала, по железнодорожному агентству обслуживания пассажиров, проводник пассажирского вагона

Знаков различия не имеет

Технические школы и учебные центры

Начальник технической школы, учебного центра

Знаки различия состоят из двух галунов серебристого цвета шириной 15 мм, окантованных кантом установленного для организации цвета по верхнему и нижнему краю и в середине между галунами. Над галунами на расстоянии 10 мм располагается одна звезда особого рисунка серебристого цвета с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм

Преподаватель (старший преподаватель) технической школы, учебного центра

Знаки различия состоят из одного галуна серебристого цвета шириной 15 мм, окантованного кантом установленного для организации цвета по верхнему и нижнему краю. Над галунами на расстоянии 10 мм располагаются две звезды особого рисунка серебристого цвета с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм

Мастер производственного обучения технической школы, учебного центра

Знаки различия состоят из одного галуна серебристого цвета шириной 15 мм, окантованного кантом установленного для организации цвета по верхнему и нижнему краю. Над галунами на расстоянии 10 мм располагается одна звезда особого рисунка серебристого цвета с внутренней звездой установленного для организации цвета диаметром 25 мм. Расстояние от верхнего края шитья до нижнего края звезды 10 мм

Примечание : заместителю руководителя (начальника), главному инженеру знаки различия устанавливаются на один ранг ниже знаков различия соответствующего руководителя.

Приложение N 2. Порядок ношения знаков различия с форменной одеждой работниками организаций железнодорожного транспорта общего пользования, непосредственно участвующими в организации движения поездов и обслуживании пассажиров

1. Знаки различия определяются в зависимости от должностного положения работников. Знаки различия подразделяются на нарукавные (на костюме и верхней одежде) и нагрудные (на рубашке и блузке).

2. Нарукавные знаки различия представляют собой галуны, нашиваемые на оба рукава от шва до шва и размещаемые над ними звездами и шитьем.
Знаки различия нашиваются на рукав на расстоянии 8-10 см от нижнего края рукава до нижнего края галуна.

3. Для ношения на рубашках (блузках) устанавливаются нагрудные знаки , аналогичные нарукавным, но уменьшенного размера, помещаемые на клапан из ткани цвета одежды. Размеры клапана - ширина 65-70 мм, высота в зависимости от помещаемых на нем знаков различия.
Нагрудные знаки размещаются на левой стороне груди над нагрудным карманом.

4. На левом рукаве костюмов и верхней одежды высшего, старшего, среднего, младшего начальствующего и рядового состава помещается знак принадлежности к организации (эмблема) в виде овального (или другой формы) контурного щита установленного для организации цвета на ткани цвета предметов форменной одежды.
В контурном щите помещается изображение официально утвержденной эмблемы организации. Под эмблемой может быть помещено наименование структурного подразделения компании.

5. Размеры нарукавного знака - ширина 75 мм, высота -50 мм.
Нарукавный знак нашивается на расстоянии 8-10 см от верхнего края рукава.

6. На воротнике пиджака костюма высшего состава располагается шитье в виде веток серебристого цвета особого рисунка.

7. На околыше фуражек высшего состава помещается шитье серебристого цвета особого рисунка. Над шитьем помещается кокарда в виде розетки серебристого цвета с помещенной в середине официально утвержденной эмблемы компании, или технического знака (окрыленного колеса) на фоне установленного для организации цвета. Диаметр кокарды -30 мм.
На околыше фуражек и других головных уборах старшего, среднего, младшего начальствующего и рядового состава размещается только кокарда .
На козырьках фуражек высшего состава располагается бортик серебристого цвета, расположенный на расстоянии 3-5 мм от краев козырька. Кроме бортика на козырьке фуражки имеется шитье серебристого цвета, состоящее из двух веток особого рисунка, размещенных навстречу друг к другу. На козырьках фуражек старшего состава располагается один бортик, на козырьках фуражек среднего, младшего начальствующего и рядового состава никакого шитья не имеется.

8. Пуговицы для всех категорий работников серебристого цвета с бортиком и изображением официально утвержденной эмблемы организации.

Здравствуйте уважаемые.
Не знаю, как Вы, но лично я ежедневно и многократно пользуюсь таким видом транспорта как метро. Я к нему привык, мне удобного и очень экономит время. Спускаясь и опускаясь многократно в подземку, я постоянно обращаю внимание на такую простую и обычную штуку как погоны работников метрополитена. А Вы обращали внимание на них?
Может возникнуть постой вопрос - а почему, собственного говоря, работники метро носят погоны? Они что - сродни правоохранительным органам и армии? Хороший вопрос. Не сродни. Но при этом - метро - это стратегический объект, который охраняется как зеница ока, а так как метрополитен ранее относился к системе железно-дорожного ведомства, то униформа и знаки различия не должны Вас удивлять.
Хочу сразу же предупредить - я только изучаю вопрос, и не являюсь хоть-каким то специалистом в теме. Просто изучаю. Это к чему- если допустил какие ошибки - прошу не кидаться гнилыми киви, а поправить или дополнить интересной и правильной информации.
Итак, насколько я понял и выяснил, в метро погоны связны не со званиями, как в военизированных организациях, а с должностями. Все должности в метро можно разделить на 5 неравнозначных частей.
Рядовой, младший, средний, старший и высший начальствующий состав.
К рядовому в службе пути относится например монтер пути по обслуживанию стрелочных переводов или обходчик пути и контактного рельса. Им соответствует помощник машиниста. И погон у них вот такой вот:

Кстати, погоны бывают разной расцветки:
Белые - парадная рубашка
Голубые - повседневная рубашка
Темно-синие - китель и куртка на молнии.
Далее у нас младший состав. Это наладчик путеизмерительного и дефектоскопного вагона скажем. Или же машинист без класса или же машинист 3-го класса:

За ними - средний состав. Это - Старший мастер околотков (участков) пути или Старший мастер по текущему и капитальному ремонту пути. Туда же относятся Машинист второго либо первого класса, допущен, помимо работы на линии, к обкаткам и перегонкам между депо. Вот погоны:

Так же, насколько я понимаю, также к среднему составу относится и машинист-инструктор. Машинист-Инструктор - занимается контролем за работой машиниста на линии, так же инструктажем заступающих и т.д. и т.п.:

Далее у нас старший командный состав.
К нему можно отнести Заместителя начальника депо, руководителя разных служб в депо - ремонта, эксплуатации. Так же главного инженера депо. Погоны вот такие:

Начальник дистанции, начальник депо или начальник отдела:

Далее у нас идут высший начальствующий состав. Выглядит это все примерно вот так вот. Но я никогда не видел подобное.

Приятного времени суток.


Железная дорога при товарище Сталине была военизированной организацией. В определенных случаях железнодорожники находились на казарменном положении. У железнодорожнков была своя форма, похожая на военную.

http://content.foto.my.mail.ru/community/poezdavokzal/2295/h-2420.jpg
С 1943 года, как и во всех военизированных организациях были введены погоны согласно Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 сентября 1943 года "О введении персональных званий и новых знаков различия для личного состава железнодорожного транспорта", Народный комиссар путей сообщения Л.М.Каганович 13 сентября 1943 года издал приказ №711Ц. Кроме погон были введены новые звания, новые знаки различия и новая форменная одежда. Младшему начальствующему составу звания присваивались приказами начальников железных дорог, совместно с начальниками отраслевых управлений и начальниками объединений - по представлению начальника предприятия. Среднему и старшему начальствующим составам Народный комиссар путей сообщения присваивал звания приказом, по представлению начальников железных дорог, начальников управлений, отделов, объединений и строек НКПС. Высшему начальствующему составу звания присваивались постановлением Совета Народных Комиссаров СССР по представлению Народного комиссара путей сообщения.
К званиям высшего начальствующего состава относились генерал-директор путей сообщения, вице-генерал-директор путей сообщения первого и второго ранга, генерал-директор первого, второго и третьего ранга. К званиям старшего начальствующего состава относились директор-полковник, директор-подполковник и инженер-майор. Срок выслуги у них был пять лет. К званиям среднего начальствующего состава относились инженер-капитан, инженер-лейтенант и техник-лейтенант. Срок их выслуги составлял четыре года. Младший начальствующий состав - техник первого, второго и третьего ранга, старший бригадный и бригадный - имели сроки выслуги по три года (бригадный - два года). Персональные звания являлись пожизненными, лишение звания производилось только по приговору суда. Для высшего начальствующего состава требовалось еще и специальное правительственное постановление.

Погон директора - полковника службы движения.
Погоны высшего, старшего и среднего начальствующих составов представляли собой вытянутый шестиугольник с параллельными длинными сторонами. Погоны младшего начальствующего и рядового составов отдаленно напоминали эполеты, и состояли из двух соединенных между собой вытянутых шестиугольников. Верхний конец верхнего шестиугольника образовывал тупой угол с высотой скоса боковых сторон 1 см.

Погон младшего начальствующего состава.
Каждая служба железной дороги имела свои эмблемы. Эмблемой службы движения было изображение железнодорожного разъезда со сторожкой слева и светофором посередине. Впоследствии это изображение выштамповывалось на слегка вытянутой шестиугольной пластинке. Эмблемой службы тяги служил профиль паровоза, а у работников электротяги - электровоза (последнее, впрочем, встречалось довольно редко). Службу пути и строительства символизировал арочный железнодорожный мост, а у службы связи эмблемой был поставленный на угол квадрат с вписанным в него кругом, с помещенной наверху звездочкой рубиновой эмали и двумя скрещенными рубиновыми молниями в середине. Эмблемой административной службы были серп и молот, наложенные на пятиконечную звезду и французский ключ.

Форма одежды личного состава железнодорожного транспорта подразделялась на парадную и повседневную, в свою очередь подразделявшуюся на зимнюю и летнюю. Приказ предусматривал парадную форму для всех категорий железнодорожников, но реально ей обеспечивались только генералы, работники треста спальных вагонов прямого сообщения и, возможно, сотрудники Наркомата и иные аппаратчики, в той или иной степени исполнявшие парадные функции.
Женскому личному составу железнодорожного транспорта была положена почти та же форма одежды, что и мужчинам. Разница была в том, что шинели, гимнастерки и кители застегивались на левую, "женскую" сторону, вместо брюк надевали юбку, а вместо фуражки в большинстве случаев - берет. В зимнее время женщины носили кубанку.
(более подробно -
error: Content is protected !!