Памятка по профилактике травматизма. Памятки по профилактике травматизма Как показывает практика, наиболее часто дети опрокидывают на себя, оставленные родителями без присмотра и в доступном для детей месте, кастрюли, чайники с горячей водой, чашки с чаем

Под термином «травматизм» понимают распространенность травм среди определенной группы людей, находится в одинаковых условиях труда, быта или жизни. Для предупреждения травматизма изучают причины и обстоятельства возникновения травм, их частоту и характер повреждений, психологические особенности людей и факторы, которые обусловливают несчастные случаи. Важность вопроса травматизма обусловлена тем, что около 6% всего населения в течение года получает какое-то повреждение тела.

Различают следующие виды травматизма :

  • производственный (промышленный и сельскохозяйственный);
  • травматизм по дороге на работу и с работы, а также при выполнении общественных поручений или общественных обязанностей;
  • непроизводственный травматизм – дорожно-транспортный, уличный, спортивный, детский, бытовой;
  • уголовный (преднамеренный).

Травматизм по дороге на работу и с работы

Этот вид травматизма, а также несчастные случаи, которые встречаются при выполнении служебных поручений или общественных обязанностей (на пожарах, землетрясениях, защиты людей и т.д.), выделяют в отдельную группу потому, что за все дни нетрудоспособности вследствие такой травмы пострадавшему платят 100% основного заработка. Все эти случаи расследуют страховые агенты по поручению профсоюзного комитета предприятия, составляют акт. Медицинские работники ведут учет данных больных и следят, чтобы не было переноса в эту группу производственных травм

Непроизводственный травматизм

На непроизводственный травматизм приходится более половины всех травм. Наибольшего внимания заслуживает дорожно-транспортный травматизм, характеризующийся большим количеством тяжелых повреждений и значительной смертностью, а также детский, который грозит увечьем от самого детства.

Дорожно-транспортный и уличный травматизм

Несчастные случаи возникают при наезде автотранспорта на пешеходов и велосипедистов, столкновение встречного транспорта или удара о препятствие, переворачивания машин, мотоциклов и т.п. Механогенез травм разнообразен и время определить его трудно, но в большинстве случаев он типичен.

Тяжесть повреждений зависит от конструкции транспорта и скорости движения, площади удара тела, возраста, общего состояния пострадавшего и т.д. При наезде на пешехода или велосипедиста в результате прямого столкновения возникают ушибы и переломы костей, а при падении – травма черепа и головного мозга. При ударе бампером часто возникают «бамперные» – двойные – переломы костей голени или бедра. Если машина переедет через человека, тяжесть травмы обусловлена переломом костей таза или ребер и повреждением внутренних органов.

Уличные травмы пешеходов возникают на неосвещенных неупорядоченных улицах, чаще всего во время гололеда. В зависимости от механогенез падения возникают забои, растяжения связок, вывихи и переломы костей. Как правило, травмируется участок голеностопного сустава – растяжение связок и переломы лодыжек. Несколько реже возникают переломы лучевой кости в типичном месте или обеих костей предплечья, редко – копчика , седалищных костей и т.п.. Очень часто причиной дорожно-транспортных травм является состояние алкогольного опьянения потерпевших.

Термин «несчастный случай на дороге» не совсем точен, поскольку этот вид травматизма можно предупредить.

Уважаемые родители!

Охрана жизни и здоровья детей - важнейшая задача, как государства, так и каждого родителя. В связи с чем, остро стоит вопрос профилактики детского травматизма в быту. К сожалению, мы, родители, не может все время находиться рядом с нашими детьми, но наша главная задача - это создать для ребенка безопасную среду, в которой он не будет подвергать не оправданному риску.

Только за 9 месяцев 2016 года на территории г.Гомеля детьми было поручено 4609 травм различной степени тяжести, что на 14,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. 1889 - это травмы, полученные детьми в быту, количество которых также увеличилось по сравнению с прошлым годом.

В результате, травм, полученные дома, в 2016 году погибло двое малолетних детей, одному из которых был 1 месяц отроду, а второму 1 год и 2 месяца.

Среди наиболее распространенных травм, полученных детьми в быту, следует отметить:

-ожог, полученный в результате контакта с горячей плитой, посудой, пищей, водой, паром, утюгом и другими бытовыми электроприборами, а также ожоги, полученные от контакта с открытым огнем;

-падение с кровати, коляски, окна, стула, ступенек и так далее;

-асфиксия, в результате попадания мелких предметов в дыхательные пути (монеты, пуговицы, бусины, детали игрушек и другие);

-отравление бытовыми химическими веществами (инсектициды, моющие жидкости, отбеливатели и другие);

-отравления лекарственными препаратами, в том числе, оставленными без присмотра;

-поражение электрическим током от неисправных электроприборов, обнаженных проводов, от втыкания игл, ножей, спиц и других металлических предметов в розетки и настенную проводку.

Иногда виновниками травм бывают сами родители. Неисправные домашние электроприборы, розетки, не выключенные утюги, щипцы для завивки волос, чашка с горячим чаем, оставленная на краю стола. Все это может стать причиной страданий детей.

Давайте рассмотрим основные опасности для детей более подробно.

Термические ожоги.

Ожоги, включая ожоги паром, горячими напитками или просто водой - одни из наиболее распространенных травм у детей, полученных дома.

Ожогов можно избежать, если:

-держать детей подальше от горячей плиты, пищи, утюга и других нагревательных приборов;

-устанавливать плиты достаточно высоко или откручивать ручки конфорок, чтобы дети не могли до них достать;

-держать детей подальше от открытого огня, пламени свечи, костров, каминов;

-прятать от детей легковоспламеняющиеся жидкости, спички, свечи, зажигалки, бенгальские огни и другую пиротехническую продукцию.

Как показывает практика, наиболее часто дети опрокидывают на себя, оставленные родителями без присмотра и в доступном для детей месте, кастрюли, чайники с горячей водой, чашки с чаем или кофе.

Отравление бытовыми химическими веществами и лекарственными препаратами.

Средства бытовой химии, ядовитые вещества, в том числе, предназначенные для борьбы с грызунами или насекомыми, лекарственные препараты, кислоты и щелочные растворы, ни в коем случае нельзя хранить в бутылках для пищевых продуктов - дети могут по ошибке выпить их. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте.

Яд опасен не только при заглатывании, но и при вдыхании, попадании на кожу, в глаза и даже на одежду.

Лекарства, предназначенные для взрослых, могут оказаться смертельными для детей. Медикаменты ребенку нужно давать только по назначению врача и ни в коем случае не давать ему лекарства, предназначенные для взрослых или детей другого возраста. Хранить медикаменты необходимо в местах недоступных для детей.

Удушье от попадания мелких предметов или пищи в дыхательные пути.

Маленьким детям не следует давать еду с маленькими косточками или семечками. За детьми всегда нужно присматривать во время еды. Кормите детей раннего возраста измельченной пищей.

Выбивая игрушки для маленьких детей, отдавайте предпочтение там, которые не имеют мелких деталей. Не оставляйте в доступном для ребенка месте мелкие предметы (пуговицы, бусины, монеты и т.д.).

Кашель,шумное частое дыхание или невозможность издавать звуки - это признаки проблем с дыханием и, возможно, удушья, которое может привести к серьезным последствиям. Следует убедиться, что с ребенком все обстоит благополучно. Нельзя исключить возможность попадания мелких предметов в дыхательные пути ребенка, даже если никто не видел, как ребенок клал что-нибудь в рот.

Поражение электрическим током

Дети могут получить серьезные повреждения, воткнув металлические или другие предметы в электрические розетки (спицы, шпильки, ножницы, гвозди и т.д.). С целью обеспечения безопасности ребенка, розетки нужно закрывать специальными предохранителями.

Электрические провода должны быть недоступны детям, а оголенные провода представляют для них особую опасность.

Правила безопасности при купании ребенка.

С целью недопущения происшествий в ванной комнате, на ее двери лучше установить замок, который при необходимости может быть открыт снаружи. Вот некоторые правила, которые необходимо соблюдать при купании маленького ребенка:

-самое главное правило: маленькие дети - меленькая ванна. Купать меленьких детей в большой ванной небезопасно. Детские ванночки, а также установленные в них коврики или держатели, не позволяющие соскользнуть ребенку под воду, позволят избежать трагедии;

-попробуйте локтем температуру воды, прежде чем опускать в нее ребенка;

-не добавляйте горячую воду, когда ребенок находится в ванне;

-никогда не оставляйте ребенка одного, даже если он купается в детской ванне.

Падения.

Начиная с того момента, как ребенок начинает ходить, он подвержен различным опасностям. Задачей родителей является устранение всех источников опасности, а также создание необходимого для нормального развития ребенка свободного пространства, передвижения без ограничения любознательности (для его возраста) и интереса к тому, что его окружает. Необходимо избегать необоснованных мер безопасности, так как это может негативно повлиять на ваших детей и сделать их неуверенными, неспособными преодолевать даже незначительные трудности. Но не нужно предоставлять им излишнюю самостоятельность, так как дети, оставленные без присмотра, в большей степени подвержены опасным происшествиям.

В зале, спальне, детской комнате ребенок проводит большую часть времени, поэтому следует удалить с мебели хрупкие или опасные предметы обстановки, чтобы не было необходимости постоянно следить за ним и регулярно ему что-то запрещать. Ребенок имеет право на некоторую свободу и автономность, чтобы гармонически развиваться.

-углы мебели являются основной причиной ушибов, поэтому хорошо бы закрыть их поролоном на клейкой ленте;

-детское креслице должно иметь твердую опору и снабжаться предохранительным ремнем;

-выходя из квартиры или возвращаясь домой, не катите коляску в ребенком по лестнице, ведь даже пристегнутый предохранительными ремнями, он может выпасть из коляски;

-окна могут быть источником опасности для ребенка, но так как нельзя их все время держать запертыми, то необходимо следить за ними;

-нельзя разрешать детям ставить стул или табуретку и забираться на подоконник;

- терраса, балкон, где играют дети, должны иметь хорошую защитную решетку, очень высокую и с узкими пролетами.

Уважаемые родители!

Помните, беду легче предупредить! Одна из самых главных задач родителей - это создать для своего ребенка безопасную среду, в которой он сможет гармонично развиваться.

Берегите своих детей!

Профилактика травматизма и синдрома внезапной смерти у детей возрастной группы до 3 месяцев

У детей до трёх месяцев наиболее частые травмы и состояния, приводящие к смерти – падения, аспирация пищей, ожоги кожи, синдром внезапной смерти.

Профилактика внезапной смерти .

  • Укладывайте спать младенца только на спину . В положении лёжа на животе экскурсия грудной клетки ограничена из-за прижатия её передней поверхности к матрасу. Кроме того, у спящего на животе малыша голова повёрнута в сторону, что может ухудшать кровоснабжение мозга и вести к угнетению центра дыхания.
  • Используйте твёрдый матрас с туго натянутой простыней на резинке . Стёганые одеяла с кружевами могут блокировать дыхательные пути малыша во время сна.
  • Расстояние между прутьями кроватки должно быть оптимальным , чтобы ребёнок не выпал и не застрял между ними.
  • На время сна ребёнку нельзя одевать шарфики, одежды или шапочки на завязках, слюнявчики. Не допустимы соски или игрушки на шнурках .

Профилактика асфиксии (удушения).

Что необходимо делать, если ребёнок срыгивает?

  • Перед каждым кормлением выкладывайте ребёнка на живот, для того, чтобы из желудка вышел избыток воздуха.
  • После каждого кормления держите ребёнка в вертикальном положении («столбиком»), прижав к себе его животиком, пока малыш не отрыгнёт излишек воздуха.
  • Если ребёнок торопится и заглатывает воздух во время кормления, то необходимо прервать кормление и помочь малышу отрыгнуть этот газ. Затем можно продолжить прерванное ранее кормление.
  • В тех случаях, когда мама держит ребёнка «столбиком», а воздух всё-таки не отходит, необходимо положить ребёнка на несколько секунд в горизонтальное положение. Тогда газ в желудке перераспределится, и когда ребёнка переведут вновь в вертикальное положение, воздух легко выйдет.
  • Никогда не кладите ребёнка на спину сразу после кормления! Необходимо положить малыша так, чтобы грудная клетка и голова были слегка наклонены в сторону (подложите под бочок пелёнку). При этом, если ребёнок срыгнёт, молоко не попадёт в дыхательные пути.


Профилактика падений

  • Всегда пристёгивайте малышей при использовании высоких стульчиков или переносок.
  • Укладывая ребёнка в переноску, устанавливайте её только на полу, а не на стуле, столе или любой другой мебели.
  • Никогда не оставляйте ребёнка одного на возвышенной поверхности (кровать, диван, кресло, столик для переодевания).

Профилактика ожогов

Тонкая кожа младенцев подвержена ожогам в большей степени, чем кожа взрослых. Поражается быстрее, глубже и при более низких температурах.

  • В ванночке для купания должен быть всегда градусник (температура купания 37-38 градусов). Купайте малыша в детской ванночке .
  • Никогда
  • Температура воды для питья и пищи ребёнка (смесь и т.д.) должна находиться под строгим контролем и не быть выше 40 градусов.
  • Никогда не пейте горячий чай с ребёнком на руках!
  • Первая помощь при ожогах – охлаждение обожжённой поверхности водой комнатной температуры (18-20 градусов) в течение 15-20 минут. При этом необходимо срочно вызвать скорую помощь!


Растите здоровыми!

Профилактика травматизма и несчастных случаев у детей возрастной группы 4-6 месяцев

В связи с ростом и развитием ребёнка, увеличением подвижности и эмоциональности, характер травм расширяется и меняет свой спектр.

  • 4-ый месяц – падения весьма типичны для этого возраста. Поэтому никогда не оставляйте ребёнка одного на любой возвышенной поверхности.
  • 5-ый месяц – в этой возрастной группе бич ожоги . Поэтому никогда не ставьте и не оставляйте посуду с горячим питьём, едой в радиусе досягаемости ребёнка.
  • 6-ой месяц – часты падения с кроватки . Поэтому расстояние от матраса до верхнего края кроватки должно быть не менее 53 см.

Безопасность детской комнаты

  • Используйте в детской кровати аккуратно подогнанный матрац . При подъёме боковых перил фиксируйте их защёлками.
  • Не при каких обстоятельствах не следует спать на одной кровати с ребёнком .
  • Не используйте подушки для детей младше 12 месяцев .
  • Не пользуйтесь грелками при уходе за ребёнком.
  • Не кладите ребёнка спать вблизи любых источников тепла - вблизи отопительных приборов, под прямыми лучами солнца и т.д.
  • Не используйте водяную кровать, подушку или другие предметы обихода с мягкой поверхностью , которые могут явиться причиной асфиксии (удушения) ребёнка.
  • Перед засыпанием положите ребёнка на спину или лучше на бок .

Безопасность детской одежды

  • Используйте конверты для сна . Дети раннего возраста вертятся и откидывают одеяло во время сна.
  • Не следует пользоваться чепчиками и шапочками с завязками .
  • Избегайте использования одежды либо аксессуаров с затягивающимися элементами . Удалите шнурки с одежды. Не надевайте на детей ожерелья, кольца или браслеты.
  • Используйте пижамы из негорючей ткани .
  • Никогда не подпирайте бутылочку во время кормления . Не оставляйте ребёнка одного во время кормления.
  • Никогда не вешайте на шею ребёнку предметы (например, пустышку) на ленте или верёвке , которые затягиваясь в петлю, могут явиться причиной асфиксии.

Безопасная перевозка ребёнка в автотранспорте

  • Используйте только проверенные детские сиденья , которые соответствуют возрасту и весу ребёнка.
  • Усаживайте детей на сиденье правильно: оно должно быть обращено против движения автомобиля.
  • Никогда не сажайте ребёнка или младенца себе на колени во время передвижения на легковом или грузовом автомобиле.
  • В автомобиле все пассажиры должны быть пристёгнуты .
  • Не оставляйте ребенка в автомобиле одного .
  • Контролируйте температурный режим в автомобиле, особенно в летнее время.

Будьте всегда рядом!

Профилактика травматизма и несчастных случаев у детей возрастной группы 7-9 месяцев

Ваш ребёнок подрос, стал активнее познавать мир, самостоятельно сидеть, вставать и даже ходить, держась за опору! Ваше внимание к малышу должно утроиться!

В 7-9 месяцев его подстерегают новые опасности – например, аспирация инородных тел в дыхательные пути .

Поэтому игрушки должны быть без мелких деталей, а пол чистый, без посторонних предметов (следует убрать пуговицы, монеты, бусинки, батарейки, булавки и пр.)

Для этой возрастной группы характерны также ожоги, порезы, ушибы, отравления . Не оставляйте ребёнка одного на кухне. Он должен всегда находиться в Вашем поле зрения. Не оставляйте любые, особенно опасные предметы на краю поверхностей. Уберите скатерти. Готовьте пищу на дальних горелках. Уберите ножи, ножницы, вилки и др. острые предметы, а также спички, пепельницы, зажигалки. Обязательно перекрывайте газ. Изолируйте все острые углы мебели, зафиксируйте двери шкафов, окон, входную и балконные двери. Уберите стулья, кресла, диваны от окон. Отопительные батареи закройте решётками или мебелью.

Чтобы избежать отравления - не оставляйте доступными лекарственные, чистящие и любые другие химические средства. Храните их надёжно запертыми, в недоступных для детей местах.

Не храните лекарственные средства в дамских сумках.

Безопасность кухни и ванной комнаты

  • Опасные предметы и явления , горячие напитки и еда, ножи и электрические приборы должны быть вне досягаемости детей .
  • Во время приготовления пищи, ручки кастрюль и сковородок располагайте вне зоны доступа ребёнка.
  • Используйте ремни безопасности в специальном стульчике для кормления .
  • Установите температуру нагревателя воды не более 45ºС. Удостоверьтесь, что вода в ванне тёплая, а не горячая
  • В первые 5 месяцев жизни купайте малыша в детской ванночке . Для старших детей используйте сиденье для большой ванны.
  • Никогда не оставляйте ребёнка одного в ванне . Перед купанием приготовьте все необходимые вещи и уложите их в пределах досягаемости. Если Вы что-то забыли, то не оставляйте малыша одного. Укутайте его в полотенце и возьмите с собой в комнату.
  • После купания и всех процедур необходимо немедленно удалить воду из ванны . Крышки унитазов, двери в туалеты, ванные и прачечные помещения держите постоянно закрытыми.

Игрушки

  • Храните мелкие предметы вне досягаемости ребёнка .
  • Тщательно удаляйте упаковку , прежде чем дать игрушку ребёнку.
  • Регулярно мойте игрушки .

  • Музыкальные подвески для кроваток должны быть установлены вне досягаемости ребёнка . Их необходимо убрать, когда малыш начнёт самостоятельно сидеть.
  • Покупайте сертифицированные, негорючие, моющиеся и нетоксичные игрушки .
  • Игрушки должны соответствовать возрасту Вашего ребёнка . Следите, чтобы малыши не играли с игрушками старших братьев и сестёр. Их игрушки могут быть опасны для детей младше 3 лет.
  • Давайте детям для ознакомления или игры только безопасные предметы .
  • Объясняйте назначение предметов домашнего обихода.
  • Никогда не погружайте в воду электрические игрушки .

Отравления

  • Если вы заподозрили, что Ваш ребёнок проглотил какое-нибудь опасное вещество , не пытайтесь вызывать рвоту или давать малышу «запить» проглоченное без предварительной консультации с врачом. Немедленно свяжитесь со службой скорой медицинской помощи!
  • Больше половины всех детских отравлений обусловлено случайным приёмом лекарств. Держите все препараты (даже витамины) в недоступном для ребёнка месте . Не называйте лекарства «конфетками», потому что так можно спровоцировать у ребёнка интерес к ним.
  • На дверцах шкафчиков , в которых хранится бытовая химия и медикаменты, установите специальные запоры или замки .
  • Держите мелкую электронику и гаджеты (брелоки сигнализации, часы, пульты дистанционного управления, «беспламенные свечи», лазерные указки, фонарики и тому подобные предметы), содержащие литиевые батарейки , в местах недоступных детям.
  • Открытые источники воды (даже бочка или ведро с водой на приусадебном участке) должны быть надёжно ограждены , потому что они могут стать причиной утопления ребёнка. При наличии таких источников вблизи детей требуется особое внимание и постоянный контроль . Трагедии у воды, как правило, происходят беззвучно и в течение короткого промежутка времени (менее 1 минуты).

Будьте всегда рядом!

Профилактика травматизма и несчастных случаев у детей возрастной группы 10-12 месяцев

По мере взросления Вашего малыша он становится все более самостоятельным. А это значит, что ему требуется пристальное внимание, чтобы он не попал в беду из-за своей любознательности и активности.

В возрастной группе 10-12 месяцев на первый план причин травматизма и несчастных случаев выходят инциденты, связанные с падениями, отравлениями и по-прежнему ожогами.

Бытовая химия

Если Вы убрали бутылку с моющим средством на верхнюю полку или закрыли в шкафчике, это не значит, что ребёнок её не найдёт и не опрокинет на себя. В таком случае химическое средство может попасть на нежную кожу малыша, в глаза или рот, при этом возможны совершенно катастрофические последствия не только для ребёнка, но и всей семьи. Поэтому всегда убирайте средства бытовой химии в места недоступные для детей . Места хранения опасных веществ любого происхождения и назначения должны быть оборудованы надёжными системами защиты от несанкционированного доступа (замки, засовы и т.д.).

Игрушки не по возрасту и спортивный инвентарь

Особая опасность создаётся в тех случаях, когда в доме есть старший ребёнок, который остаётся без надлежащего внимания со стороны взрослых. Складывая пазлы, собирая конструкторы и играя с игрушками, содержащими мелкие детали, он невольно может стать виновником трагедии (аспирация инородных тел и возможная асфиксия, а также попадание инородных тел в желудочно-кишечный тракт, ухо, нос и т.д.). Полностью изолировать от опасных предметов младшего ребёнка становится очень сложно.

Потенциальную опасность для детей представляют по тем же причинам также велосипеды, гантели, скакалки и другой спортивный инвентарь и снаряжение.

Дамские сумки

Придя с работы, иногда не оценив возможную опасность, сумку без присмотра оставляют на стуле, комоде или на полу. А ведь внутри находится множество опасных для ребёнка предметов: маникюрные ножницы и иные инструменты, всякие мелочи и даже помада с лаком для ногтей и жидкостью для его удаления, нередко медикаменты и пр. Все это, оказавшись в руках ребёнка, может привести к очень печальным последствиям.

Растения в горшках

Ребёнок может травмироваться падающим цветочным горшком, неудачно расположенном на подоконнике. Грунт из горшка, содержащий удобрения, может явиться источником отравления или инородным телом в носоглотке, желудке, ухе, глазу. А домашние растения, которые порой оказываются ядовитыми, способны быть смертельно опасными для малыша, если он вздумает попробовать на вкус их листья или яркие цветки.

Еда для домашних животных

Пакет с собачьей едой и миски, из которых едят питомцы, обычно всегда находятся на полу – в открытом доступе не только для животных, но и для малыша, который, не исключено, попытается попробовать их содержимое на вкус. Организуйте безопасные для малыша условия содержания домашних животных.

Безопасность в доме

  • Если средством передвижения ребёнка по дому являются ходунки , то устанавливайте это приспособление подальше от лестниц, обогревающих приборов, свисающих проводов или оконных шнуров.

  • Установите на окна специальные защитные решётки . Они должны быть снабжены устройствами аварийной разблокировки на случай пожара.
  • Обеспечьте надёжную фиксацию мебели (особенно высоких шкафов), техники и любых других предметов, которые могут опрокинуться и упасть.
  • Удостоверьтесь в том, что детские игрушки не содержат мелких частей и деталей , которые ребёнок может оторвать и вдохнуть, либо попытаться проглотить.
  • Рацион детей до 5 лет не должен содержать продуктов округлой формы плотной консистенции (способных вызвать обтурацию, или закупорку, дыхательных путей), таких как порезанные сосиски, ядра орехов, карамельки, виноградины, зерна кукурузы.
  • Располагайте провода и шнуры вне досягаемости вашего ребёнка . Переместите кроватку, манеж, игрушки и детскую мебель на достаточное расстояние от этих предметов.
  • Периодически на четвереньках «прогуливайтесь» по полу - таким образом вы быстрее заметите опасные предметы , которые ребёнок может отправить в рот.
  • Детские автокресла для детей младше 2 лет следует устанавливать против движения машины. Перед тем как заводить авто, убедитесь, что ремень натянут достаточно для эффективной фиксации кресла. Попробуйте «защипнуть» ремень, и, если складка образовалась - затяните его потуже. Само автокресло не должно сдвигаться больше, чем на 2–3 см.
  • Держите горячую пищу, массивные предметы, всё, что может начать двигаться по салону при торможении, подальше от ребёнка.

Берегите детей!

Профилактика травматизма и несчастных случаев у детей возрастной группы 1-4 лет

Как и для всех детей, для ребёнка в возрасте 1-4 лет существуют риски, предопределяемые уровнем психомоторного развития малыша, а также условиями и факторами, его окружающими.

Поскольку безопасность детей в этом возрасте в значительной степени зависит от родителей и воспитателей, то, по-прежнему, основные риски продолжают быть связаны с ненадлежащим присмотром и небезопасностью окружающих ребёнка условий.

Возрастающая подвижность и активность детей, их независимость могут стать причиной того, что они оказываются в небезопасном месте и положении.

Малыши любят подбирать всевозможные предметы. Сохраняющееся стремление пробовать все на вкус создаёт значительный риск того, что эти предметы окажутся у ребёнка во рту.

Маленький размер тела, пока ещё недостаточно развитая речь, а также неадекватное восприятие расстояний, предопределяют подверженность детей данной возрастной группы особому риску травм, связанных с наездами на маленьких пешеходов и их падениями.

Утопление, дорожно-транспортный травматизм и ожоги находятся в числе 15 основных причин смерти детей в возрасте 1-4 лет. Однако падения и отравления также являются причиной значительного числа случаев смертельных исходов, детской инвалидности и серьёзных заболеваний.

Будьте заботливыми родителями!

Профилактика травматизма и несчастных случаев у детей возрастной группы 5-9 лет

Психомоторное развитие детей в возрасте от 5 до 9 лет имеет свои особенности. Физическое развитие прогрессирует одновременно с растущим осознанием ребёнком возможностей своего тела. Юный интеллект развивается стремительно. Дети быстро овладевают языком и навыками коммуникации. Для них характерна возрастающая самостоятельность и независимость. Они меньше сосредоточены на себе и больше на других. У них завязываются дружеские отношения. В этом возрасте дети обретают более чёткое осознание того, что хорошо, и что – плохо, а также начинают понимать, какие последствия может иметь то или иное действие.

  • Если Вы купили ребёнку велосипед, ролики или самокат, обязательно приобретите и средства индивидуальной защиты. Шлем является единственным эффективным таким средством от получения черепно-мозговой травмы. Не жалейте времени на инструктаж (разъяснения) по технике безопасности и осуществляйте контроль за её соблюдением .

  • Одежда ребёнка во время катания должна быть яркой, обязательно со светоотражающими элементами .
  • Велосипед должен быть исправным , оборудованным передним и задним источниками света. Перед выездом проверяйте надёжность закрепления фар, работу тормозов, переключателя передач и состояние колёс.
  • При езде на велосипеде научите ребёнка вступать в зрительный контакт и подавать сигналы рукой как водителям, так и пешеходам, для того чтобы быть предсказуемым для остальных участников дорожного движения.
  • Дети изучают окружающую среду и часто делают это бесконтрольно. Они не всегда осознают риск, связанный с их поведением, или не в состоянии быстро реагировать на возникший риск. У детей вызывают любопытство действия взрослых, и они пробуют подражать им. Игра со спичками или зажигалками - один из примеров типичной детской "игры", которая может оказаться смертельной .
  • Самую большую категорию детей, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий, составляют дети-пешеходы . Дети в возрасте 5-14 лет в наибольшей степени подвержены опасности получить травмы или погибнуть в качестве пешеходов. В числе усиливающих опасность факторов следует назвать относительно малые размеры тела детей и их относительно меньшую заметность на дороге. Кроме того, растущее присутствие детей на дорогах, которые зачастую используются ими для игры, не соответствует их способности оценивать силу встречного движения и принимать безопасные решения. Подростки подвергаются большей опасности, если они склонны к рискованному поведению на дороге и/или оказываются под влиянием сверстников.

Безопасная перевозка детей в автомобиле

Дети-пассажиры автомобилей – это ещё одна группа участников дорожного-движения, страдающая от дорожно-транспортного травматизма.

  • В автомобиле ребёнок может сидеть во взрослом кресле, только если его рост превышает 140 см, а вес не меньше 32 кг . Если малыш уже слишком большой для переносного детского кресла, но ещё не дорос до взрослого, нужно использовать бустер (автокресло без спинки).
  • Детские автокресла для детей младше 2 лет следует устанавливать против движения машины. Перед тем как заводить авто, попробуйте «защипнуть» ремень, и, если складка образовалась - затяните его потуже. Само автокресло не должно сдвигаться больше чем на 2–3 см.
  • Если же ребёнок пользуется взрослым сиденьем, он должен пристёгиваться штатными ремнями безопасности. Верхняя часть ремня должна проходить по груди и плечу ребёнка, а не пересекать его шею, а нижняя часть должна лежать на бёдрах , а не пересекать его живот.
  • Держите горячую пищу, массивные предметы , всё, что может начать двигаться по салону при торможении, подальше от ребёнка .

Открытые источники воды

  • Открытая вода (даже в обычной бочке или ведре) на приусадебном участке должна отсутствовать или быть надёжно ограждена , потому что ребёнок может в неё упасть и захлебнуться. Открытые источники воды нуждаются в постоянном контролем взрослых.
  • Более половины родителей убеждены в том, что, если ребёнок обучался плаванию, он не нуждается в присмотре, когда находится у воды. На самом деле 47 % утонувших детей в возрасте от 10 до 17 лет обладали навыками плавания.
  • Трагедии у воды, как правило, происходят беззвучно и в течение короткого времени (не более чем 1 минуты). Поэтому, наблюдая за ребёнком, не отвлекайтесь на чтение книг, разговоры по телефону и другие дела.

Позаботьтесь о создании безопасного пространства для ребенка!


Профилактика травматизма и несчастных случаев у детей возрастной группы 10-14 лет

Возросшая независимость, которой обладают подростки, вкупе с недостатком уверенности и склонностью попадать под влияние сверстников, могут приводить к принятию решений, которые подвергают детей младшего подросткового возраста более высокому риску травматизма. Более того, на многих детей этого возраста возлагается взрослая ответственность, при том, что в соответствии с уровнем своего психофизического развития они ещё не способны избегать риска или не подвергать риску других. Не оставляйте детей в «няньках» с младшими детьми!

Необходимо обучение безопасности жизнедеятельности. Поскольку такие подростки характеризуются возрастающей независимостью и испытывают необходимость принимать ответственные решения, они должны иметь представление о потенциальных рисках и способах защитить себя и других от травм.

Второй важный компонент профилактики травматизма применительно к этой возрастной группе – эти предоставление средств индивидуальной защиты, таких как шлемы и автомобильные удерживающие устройства, включая активное участие родителей в обучении тому, как следует использовать такие средства.

Наконец, важно создание условий для того, чтобы такие дети могли безопасно играть, а также безопасно перемещаться между домом, школой и другими центрами активности в рамках своих населенных пунктов. Травмы у детей 10-14 лет:

  • дорожно-транспортный травматизм;
  • утопление;
  • ожоги;
  • падения;
  • отравления.

Помогайте ребенку осваивать навыки уверенного поведения!


Профилактика травматизма и несчастных случаев в возрастной группе 15-19 лет

В 15-19 лет риски травматизма связаны с почти взрослым уровнем ответственности и способностью принимать самостоятельные решения. Как всегда, опасность, исходящая со стороны окружающей действительности, предопределяет риск травматизма, но в значительно большей степени рискованное поведение и потенциал травматизма предопределяются независимостью подростков этого возраста в сочетании с присущей им склонностью попадать под влияние сверстников.

Поскольку такие подростки существенно чаще пользуются автодорогами, дорожно-транспортный травматизм становится самой распространенным из видов травматизма. Отмечается рост числа дорожно-транспортных происшествий с участием неопытных или молодых водителей.

Утопление – это еще один механизм травматизации, распространенный среди подростков в возрасте 15-19 лет. Возросшая независимость подростков, их склонность к рискованному поведению, в частности связанному с приемом алкоголя или иных веществ наркотического характера, и гораздо больший доступ к водоемам во время работы или игры.

Ожоги, падения и отравление также являются распространенными моделями травматизма в этом возрасте, причем отравление в старшем подростковом возрасте часто связано со злоупотреблением алкоголем или употреблением наркотиков. Будьте внимательны, умейте слушать детей и любите их. «Недолюбленные» дети, как правило, чаще попадают в беду!

Любите своих детей!

Информацию подготовила фельдшер-валеолог Центра дружественного подросткам "Подросток" Гаврилова Н.В.

В методических рекомендациях изложены основные принципы работы по профилактике детского травматизма среди несовершеннолетних обучающихся. Методические рекомендации по профилактике травматизма среди несовершеннолетних рассматривают возможные ситуации поведения несовершеннолетних подростков, связанные с экстремальными ситуациями-развлечениями. В современном представлении такие развлечения могут быть связаны с зацепингом. В данных методических рекомендациях рассматриваются проблемы, связанные с личностным развитием и становлением несовершеннолетних подростков, их вовлечением в такую опасную деятельность как «зацепинг». возможные пути их разрешения и методы профилактической работы в этом направлении.

В соответствии с Федеральным законом от 7 июня 2017 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению», предусмотрена отдельная уголовная статья за вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для его жизни.

Особенности подросткового возраста

Современные подростки обладают личностными и индивидуальными особенностями, которые детерминируют проявление девиаций в их поведении и группирование в объединения подростков со схожими особенностями.

Современные подростки в общении, проведении свободного времени, самоутверждении могут реагировать на окружающую среду в силу незначительного опыта по-разному, не всегда с правильной жизненной позиции.

Среди подростков есть группы, которые могут быть закрыты для окружения, способны замыкаться, совершать хулиганские поступки, в том числе и антисоциальной направленности. Такие поступки представляют угрозу для жизни и здоровья подростков.

Одной из главных характеристик подросткового возраста является вхождение в социальную жизнь, появление новых обязанностей, активное стремление к самореализации, к успехам в конкретном виде деятельности. У подростка происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование его личности, в результате чего его интересы меняются.

Основные противоречия личности в подростковом возрасте:

Между потребностью проявить самостоятельность и реальными возможностями её осуществления;

Подросток считает себя взрослым, оставаясь по своим реальным силам ребёнком («Я сам взрослый, а поэтому взрослым не доверяю и они мне не указ»);

Подросток больше всего нуждается в референтной группе, он хочет входить в ту или иную социальную группу, считаться её полноправным членом, жить по её законам. Но именно группы подростков наиболее замкнуты и трудно принимают в себя «новичков», что часто создает особое пространство одиночества вокруг подростка с трудностями в общении;

Для подросткового возраста характерно стремление отстаивать своё право на индивидуальность и уникальность, при этом одновременно быть «ни на кого не похожим» и «быть как все».

Основными причинами интереса современных подростков к зацепингу являются их возрастное развитие и социальная среда.

Как понимается зацепинг несовершеннолетними подростками

Экстремальное поведение поведение подростка на железной дороге может иметь формы зацепинга (или трейнсерфинга).

Зацепинг, или трейнсерфинг (от англ. Train surfing) – езда на крыше транспортных составов (электрички, метро, автобуса), между или под вагонами.

Зацепинг – это социально опасное явление, схожее с мелким хулиганством, одно из проявлений девиантного поведения молодёжи. В современных условиях зацепинг влияет на процесс социализации, формирование «Образа «Я» достаточно большого числа молодежи.

Зацепинг – это молодёжное увлечение со своими традициями, негласными правилами этики, языком общения. Многочисленные группы зацеперов общаются в Интернете, создают сообщества, обсуждая модели поездов, время и место сбора зацеперов. Могут выкладывать видео и фото несчастных случаев с циничными комментариями о том, что гибнут только «непрофессионалы» и т. д.

По мнению несовершеннолетних подростков зацепинг может обеспечить:

Получение удовольствия от скорости и процесса езды;

Расширение обзора окружающей местности;

Возможность проехать с относительным комфортом при переполненности вагона;

Возможность сэкономить на оплате проезда;

Возможность осуществлять посадку и высадку на ходу поезда при движении с небольшой скоростью, что позволяет успеть на отправляющийся поезд или покинуть его до полной остановки;

Возможность осуществлять проезд на поезде, не осуществляющем перевозку пассажиров (на товарном, почтовом или служебном поезде, на одиночном локомотиве, на пассажирском поезде, совершающем служебный рейс и т. д.);

Повышение общей мобильности при перемещении по поезду (то есть возможность попасть в вагон с внешней стороны тогда, когда в него сложно попасть через двери, например, из-за сильной переполненности поезда, наличия закрытых дверей в межвагонных переходах и т. д.) и возможность проникнуть в вагон или выйти из него нестандартными способами (через окно, межвагонную резину и т. д.);

Развитие общей физической подготовки, что может сыграть роль при спасении в экстренной ситуации.

Стремление подростков самовыражаться в процессе жизнедеятельности любым, в том числе необычным способом, а также тяга к риску и получению адреналина нормальны для подросткового возраста.

Сами молодые люди, согласно опросам и мнениям на форуме, рассматривают зацепинг в качестве возможности доказать окружающим, что они могут сделать больше, чем простые люди (пройти «путь героя»), найти новые ощущения в одном из экстремальных видов спорта.

Проблемы и опасности зацепинга

Никто из подростков, занимающихся этим опасным видом развлечений, не задумывается о том, насколько опасной может стать такая поездка на подвижном составе в любом из перечисленных мест. Так, катаясь на крыше электропоезда, молодые люди всегда остаются в «зоне риска» по получению электротравмы!

Здесь нелишними будут цифры. Напряжение в проводах контактной сети чрезвычайно высокое – до 27 500 вольт. Для сравнения можно сказать, что для остановки сердца достаточно контакта продолжительностью в одну секунду с проводом, находящимся под напряжением в 110–230 вольт. Не ожидая удара током, можно совершить неосторожные действия, которые приведут к моментальной смерти.

Кроме того, нельзя забывать, что поезд проходит в туннелях, под деревьями. Скорость электропоезда может составлять 60–80 км/ч, поэтому любое препятствие, неожиданно для «зацепера» возникшее на пути движения состава, может привести к серьёзной травме или стать причиной смертельного исхода.

Кроме того, Московский регион привлекает «зацеперов» высокими скоростными характеристиками современных пассажирских поездов («Сапсаны», «Ласточки»), а также сложными условиями для осуществления «зацепинга» на них.

Высокая скорость, обтекаемая форма крыши, а также минимальное количество выступающих элементов на ней делают процесс «зацепинга» ещё более экстремальным, а значит, более интересным для подростков. Стоит оступиться или поскользнуться – и удержаться будет практически невозможно. Причиной падения с крыши может стать даже сильный порыв ветра или резкое торможение поезда.

Причиной травмирования «зацеперов» при катании на поручнях, элементах сцепки между вагонами становится простое неумение рассчитывать свои силы. Чтобы держаться за выступающие части поезда, необходима достаточно большая физическая сила, тем более что во время движения поезд совершает иногда довольно резкие ускорения и торможения, его может трясти на рельсовых стыках. Случается, что ребёнок, физически не очень подготовленный к нагрузкам подобной интенсивности, просто быстро устаёт и срывается.

Выступающие элементы кабины машиниста электропоезда (стеклоочистители, элементы осветительных приборов, сцепка) также являются одними из самых опасных, причём неважно, в первом или последнем вагоне решили прокатиться «зацеперы». Напор потока воздуха, воздействующего на переднюю или заднюю часть поезда, чрезвычайно высок. Кроме того, за последним вагоном при движении электропоезда возникают завихрения потока воздуха. Удержаться при таких условиях становится очень тяжело, тем более для маленького человека, ещё не умеющего рассчитывать свои силы.

Профилактика зацепинга

Одним из условий повышения эффективности профилактической работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростка и позитивное эмоциональное развитие с учётом его потребностей:

– во взрослом человеке, но не в каждом взрослом (построение в профилактическом пространстве особых отношений с подростком – отношений созидающего взаимодействия);
– в героях (подросток будет искать кумира для подражания, и этим кумиром чаще всего становится тот, кто, не жалея ярких красок и сильных эмоций, рассказывает о своих «громких делах»);
– в коллективе сверстников как естественной среде нормального развития;
– в сотрудничестве с другими людьми;
– в защите прав на яркие и сильные эмоции, приключения, романтику, увлечения и интересы;
– в равных семейных отношениях.

Перед педагогами с целью профилактики стоят три специфических задачи:

1. Педагогическое просвещение родителей в отношении особенностей подросткового возраста.
2. Определенное замещение родителей в тех случаях, когда они не хотят и не могут занять необходимую для развития подростка позицию.
3. Защита несовершеннолетнего от жестокости и равнодушия мира взрослых.

Такая деятельность предполагает особый арсенал средств и методов профилактического воздействия.

Методы профилактики экстремального поведения несовершеннолетних

В профилактике экстремального поведения несовершеннолетних должны принимать участие как педагоги, так и родители подростков. Предотвратить развитие экстремального поведения в подростковой среде возможно с помощью превентивных мер воздействия, формируя правовое сознание несовершеннолетних.

Педагогам необходимо:

Проводить профилактические беседы с несовершеннолетними о последствиях зацепинга и реальных опасностях экстремальных увлечений в целом;
- осуществлять просвещение родителей (о возрастных особенностях подростков, молодежи, роли семьи и семейного воспитания, формах подросткового досуга);
- использовать в процессе информационного просвещения подростков наглядные материалы (создание архива печатных, видео- и фотоматериалов по профилактике детского травматизма на объектах транспорта, метро и т. д.);
- осуществлять совместную профилактическую работу с сотрудниками МВД России на транспорте;
- организовывать беседы, лекции, открытые уроки в школах и детских летних лагерях с показом фильмов по правилам нахождения граждан на железнодорожных путях;
- в образовательной деятельности использовать превентивные программы, имеющие ясные теоретические обоснования самого явления зацепинга, подкрепленные эмпирическими данными;
- разрабатывать и реализовывать профилактические программы и проекты, способствующие формированию безопасного поведения;
- разрабатывать и реализовывать профилактические программы и проекты, способствующие вовлечению несовершеннолетних в социально значимые проекты;
- способствовать приобретению несовершеннолетними социального опыта профориентации, связанной с деятельностью железной дороги;
- способствовать созданию волонтёрских отрядов из участников неформальных объединений;
- организовывать досуг несовершеннолетних, в котором будет делаться акцент на интерактивные занятия, квесты, игротренинги, семейные игры и т. д.

Особенно важна роль родителей, которые каждый день видят своего ребёнка и сразу могут понять, что с ним произошли какие-то перемены. Если ребёнок приходит домой поздно, от его одежды исходит специфический запах технической смазки, которой покрывают некоторые детали поездов, – пора «бить тревогу».

Родителям необходимо:

Вести беседы со своими детьми о реальных опасностях и последствиях экстремальных увлечений в целом и зацепинге в частности;
- обучать детей правилам безопасности на железной дороге;
- предлагать своим детям «здоровую альтернативу»: включать их в спортивные, общественные мероприятия и т. д.;
- обеспечивать организацию досуга своих детей, в котором будет делаться акцент на интерактивные занятия и игротренинги.

Наличие разнообразных кружков и секций в стенах образовательной организации, достаточная физическая и умственная нагрузка вне школы, а главное, заинтересованность родителей в развитии своего ребёнка, постоянный контакт с ним вполне могут стать «универсальным рецептом», который позволит избежать такого опасного увлечения, как зацепинг.

Что нельзя делать

По отношению к подростку использование только запрещающих мер воздействия бесполезно, так как специфика возраста приведёт к внутреннему протесту и возрастанию интереса к экстремальным формам поведения.

Вывод один - всегда искать альтернативу.

В целях активизации профилактической работы в данном направлении необходимо:

– повысить уровень взаимодействия с общественными формированиями, занимающимися проблемами подростков, и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации в целях улучшения оперативной осведомленности о несовершеннолетних правонарушителях, относящих себя к неформальным группам «зацепинга»;

Активизировать работу по организации целенаправленных профилактических мероприятий на наиболее криминогенных и травмоопасных участках обслуживания;

Проводить совместные межведомственные оперативно-профилактические мероприятия, направленные на своевременное выявление и пресечение фактов зацепинга.

Основные приемы работы:

Выявление мест проведения досуга молодёжи, находящихся рядом с железной дорогой, информирование о них сотрудников полиции; пресечение фактов нахождения несовершеннолетних на железнодорожных перегонах, так как хождение по железнодорожным путям является основной причиной травматизма, особенно если подростки в наушниках или в капюшоне;

Своевременное пресечение зацепинга при попытке гражданина забраться на железнодорожный состав при подъезде (или при спрыгивании с состава) на перроне железнодорожной станции;

При выявлении взрослых лиц, занимающихся зацепингом или вовлекающих несовершеннолетних в эти группы, необходимо провести разъяснительную профилактическую работу, направленную на возникновение психологического фактора вины у взрослого лица за возможную смерть несовершеннолетнего и прекращение данного вида деятельности;

Проведение разъяснительных работ в образовательных и социальных учреждениях, акций на улицах;

При выявлении подростков, причисляющих себя к зацеперам, в ходе беседы или тестирования необходимо провести профилактическую работу, направленную на формирование здоровой жизненной позиции и прекращение данного занятия;

При выявлении подростка, занимающегося зацепингом, в ходе совместного рейда с сотрудниками полиции и при привлечении данного подростка к административной ответственности необходимо провести с ним и его семьей психологическую и социальную работу, а также вовлечь данного подростка в общественно полезную жизнь по месту жительства и учебы.

1. Лисеенко В. И. Кондуктор – союзник пассажира: методы профилактики падений пассажиров в общественном транспорте // Перспективные направления развития автотранспортного комплекса: сборник статей Международной научно-производственной конференции. – Под общей редакцией В.В. Салмина, 2016.

2. Любцова А. А. Зацеперы, руферы, диггеры – проблема мегаполиса, пути решения. – М., 2013.

3. Мухина В. С. Личность: мифы и реальность. – М.: Прометей, 2016.

5. Правила пользования наземным городским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в городе Москве, утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 02.09.2008 № 797-ПП).

6. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: www.base.consultant.ru (дата обращения: 21.03.2017).

7. Федунина Н. Ю. Принципы психологической профилактики травматизма на транспорте (на примере феномена зацепинга). – М., 2016.

Интернет-ресурсы

1. http://www.fcprc.ru – Центр защиты прав и интересов детей, Москва;

Профилактика травм у детей и подростков Под травматизмом принято понимать совокупность травм, возникших в определенной группе населения за ограниченный период времени. Он сопутствует человеку всегда, являясь следствием взаимодействия людей с окружающей средой. Причины травматизма у школьников и пути их предотвращения. По частоте отдельные виды травматизма в нашей стране распределяются так: . бытовой, . производственный, . дорожно-транспортный, . уличный, . сельскохозяйственный, . спортивный, . прочие виды. Повреждения костей. Кости отличаются значительной прочностью и могут выдерживать большие нагрузки, однако при чрезмерном воздействии они могут расщепляться, ломаться или смещаться относительно друг друга. Примерно половина всех травм приходится на очень подвижный плечевой сустав. Кроме того, встречаются травмы: . пальцев, обычно - первого сустава пальца, . например в результате удара мяча; . локтевого сустава - при неудачном падении на руку, . челюстей - в результате ударов или даже лечения зубов; . коленного сустава, обычно - в результате несчастного случая, когда на колено воздействует крутящая сила, например при спуске с горы. Ушибы и закрытые травмы. Большинство синяков и других повреждений в результате ушибов появляются после ударов тупым предметом. Синяки, появляющиеся при ударе о край стола, падении и т. д., почти никогда не причиняют ущерба здоровью, и их можно успешно лечить дома. Однако бывают случаи, когда и к ним надо отнестись серьезно и показаться врачу, так как: . обширный синяк может указывать на серьезное подкожное повреждение, перелом или травму внутреннего органа; . синяки, появляющиеся без видимой причины, возможно, являются первыми признаками серьезного заболевания; . если синяки возникают при самых незначительных ушибах, это может быть признаками неправильного питания или дефицита в организме необходимых веществ; . если кровоподтек через 24 ч продолжает увеличиваться или незаметно никакого улучшения, значит, в организме проходят процессы, требующие медицинского вмешательства. Предотвращение ушибов и закрытых травм. Предотвратить получение ушибов и закрытых травм в большинстве случаев можно, если обращать больше внимания на свое поведение, придерживаться диет с низким содержанием жиров и повышенным содержанием грубо-волокнистой пищи, регулярно заниматься физическими упражнениями. Растяжение и разрывы (надрывы) мышц. Часто встречаются у спортсменов. Вращательное движение, прыжки, повороты могут привести к повреждению мышц и связок. В результате появляются боль, опухание, синяки и постепенное снижение подвижности в пострадавшем месте. Растянутая мышца обычно продолжает функционировать, но болит. Если произошел разрыв сухожилия, то человек не сможет выполнять определенные движения. Связки также могут повреждаться в результате резкого падения или резкого движения, тогда вокруг суставов появляются припухлость и болезненность. Предотвращение повреждений мышц и соединительных тканей. Судороги и растяжения во время спортивных мероприятий часто можно предотвратить, если сделать разминку и тем самым согреть и вытянуть мышцы. Достаточно 5 мин легкой разминки, чтобы их температура поднялась до 38 °С, улучшилось кровообращение. Ухудшают кровообращение и повышают вероятность травмы курение и другие вредные привычки. После физических занятий следует избегать воздействия холода, холодных напитков. Эта мера тоже помогает предотвратить судороги. Травмы глаз. Происходят, как правило, в результате ожога или попадания инородного тела. Сопровождаются они ощущением боли, может наступить ухудшение зрения. Чаще всего приходится иметь дело с попавшими в глаза ресницами, пылинками, деревянными или металлическими стружками. Глаз нередко сам способен избавиться от инородного тела, удаляя его вместе со слезами. Ожоги. Ожоги образуются в результате контакта с источниками тепла - открытым огнем, горячими жидкостями, паром, раскаленными предметами, солнечным излучением, а также химическими веществами (внутреннее или внешнее воздействие). Они могут возникнуть при воздействии электрического тока и радиации. Ожоги являются самыми распространенными повреждениями, требующими оказания медицинской помощи. Пищевые отравления. Пищевые отравления связаны с употреблением в пищу загрязненного или неправильно обработанного мяса птицы, животных и рыбы, токсичных продуктов, например некоторых грибов и ягод, консервированных с нарушениями технологии приготовления мяса, рыбы, овощей и фруктов. Предотвращение пищевых отравлений. Большинство случаев пищевых отравлений можно предотвратить, если принять простые меры предосторожности: . разделывайте продукты и готовьте пищу чистыми руками; . столы и доски, на которых готовится пища, а также кухонные принадлежности содержите в чистоте; . не используйте в пищу, продукты из вздутых консервных банок, а также те, запах и внешний вид которых вызывают подозрения; . держите мясо и птицу в холодильнике, не давайте им и любой другой скоропортящейся пище более 2 ч находиться при комнатной температуре; . после приготовления в мясе не должно оставаться розовых прожилок, а рыба должна свободно отделяться от костей: у хорошо приготовленной птицы сок чистый, а мясо не содержит розовых пятен и косточек; . обращайте внимание на срок годности консервированных продуктов. Обморожение. Пребывание на холодном ветру при температуре ниже -6 °С представляет серьезную опасность для организма и может повлечь за собой обморожение. Чаще всего обмораживаются пальцы рук, ног и части лица (уши, щеки и нос). Предупреждение обморожения заключается в использовании одежды, которая надежно защитит от холода, и правильном питании. В холодное время одевайтесь многослойно, в водоотталкивающую и непроницаемую для ветра одежду и не пропускающую воду обувь; надевайте как минимум 2 пары носков и не перчатки, а варежки. Учтите, что шерстяная и пуховая одежда теплее, чем изделия из других тканей. 3ащищайтесь от холода с помощью питательной пищи, богатой углеводами, протеинами (бобовые, орехи и семечки, корнеплоды, цыплята, рыба и блюда из цельного зерна). Она обеспечивает организму большое количество калорий. Укусы животных. Травмы от укусов животных сходны с ранами, имеющими рваные края, или с проколами, но к этому добавляется высокая вероятность инфицирования, так как в ротовой полости животных находится огромное количество бактерий и вирусов. Среди них могут оказаться и чрезвычайно опасные возбудители бешенства, столбняка. Предотвращение укусов животных. Научитесь осторожному обращению с незнакомыми собаками и кошками. К диким животным вообще не пытайтесь приближаться. Никогда не подходите к собакам, если они едят, спариваются или дерутся. Учтите, что большие собаки опаснее мелких, а чаще других кусают овчарки. Не позволяйте кошке или собаке зализывать открытые ранки у людей. 3найте, что любое дикое животное, которое позволяет к себе приближаться, как правило, оказывается больным. Берегите себя и своих близких! Мы за здоровый образ жизни… А Вы? Нормативно - правовые документы, обеспечивающие работу по профилактике травматизма.  Конституция РФ.  Закон РФ «Об основах охраны труда Российской Федерации» Федеральный закон РФ от 17.07 1999 г. 181-ФЗ (статья I:).  Закон РФ «Об образовании» (глава III, статья 32, пункт 22).  Закон РФ «О физической культуре и спорте в РФ», от 29.04 1999 г., 80-ФЗ.  Санитарные правила и нормы: СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».  Строительные норма и правила: СНиП 11-65-73, СНиП ПМ-3-68 и СНиП П-Л-П-70.  Государственный образовательный стандарт РФ.  Инструкции по технике безопасности, разрабатываемые на месте для разнообразных форм деятельности.  Приказ Минобразования РФ от 23 июля 1996 г. N 378 "Об охране труда в системе образования Российской Федерации" (с изменениями от 22 апреля 1997 г.)

error: Content is protected !!