Развивать мышление ребенка 2 года. Виды мышления у детей дошкольного возраста. Игра «Правая рука, левая нога»

Здравствуйте, дорогие мои! Возвращаюсь к вам с новой статьей и сегодня хочу поговорить про развитие логики у малышей. Безусловно, очень полезно учить с ребенком названия животных и растений, по многу раз повторять буквы или названия стран мира, но такие виды деятельности направлены преимущественно на развитие памяти ребенка, и практически не дают простора для размышлений. Такого совсем не скажешь про логические игры! Логические игры, это как «пища для ума», они действительно заставляют малыша пораскинуть мозгами, активизируют все мыслительные процессы!

Что же за логические игры такие, где их взять и как организовать? В этой статье я расскажу про те варианты занятий, которые можно смело начинать практиковать с детьми с 2 лет. Но не потеряют они своей актуальности и для детей в 3 года.

Некоторое время назад я уже писала про уникальное пособие для развития логического мышления у детей – блоки Дьенеша . Это, пожалуй, одно из самых многогранных и, к тому же, моих самых любимых логических пособий, поэтому ему и посвящена Здесь же хочу рассказать, а, может, напомнить и о других полезных интеллектуальных играх, как готовых, так и тех, которые можно сделать дома своими руками.

Итак, логические игры для детей 2-3 лет:

1. Собираем фигуры по простым схемам из конструктора, кубиков, мозаики и т.п.

Согласитесь, умение понимать и применять схему очень важно для любого человека. В практической жизни мы, так или иначе, регулярно сталкиваемся со схематичным представлением информации. А вот для малыша игры со схемами – это не просто полезный практический навык, это замечательное развивающее занятие, которое учит ребенка соотносить плоское изображение с объемной конструкцией. И не только соотносить, но и воспроизводить самостоятельно. Возраст 2-2,5 года – самое время начинать знакомить ребенка со схемами.

Строить по схемам можно из чего угодно – конструктора, кубиков, мозаики. В общем, из того, что у вас есть. Только нужно предварительно подготовиться и нарисовать простые схемы понятных ребенку фигур. Заранее посмотрите, какие детали у вас есть в наличии, и рисуйте схемы с учетом этого. Лучше всего просто собрать фигуру, а затем обвести ее по контуру Приведу здесь примеры наших схем для лего. Но у вас они, скорее всего, будут другими, из вашего набора деталей.

Не торопитесь сразу предлагать двухлетнему ребенку сложные схемы, достаточно подготовить изображения незамысловатых домиков из 3-5 кубиков. Вообще надо заметить, что строительство по схеме из кубиков или мозаики малышу дается проще, с этого лучше и начинать.

Кстати, попробуйте попрактиковать и такой вариант игры . Сложите с малышом какую-нибудь фигуру, затем попросите его хорошенько ее запомнить и отвернуться. После этого достаньте или измените один из элементов конструкции и попросите малыша сказать, что изменилось.

Если говорить о готовых пособиях, то, по-моему, самая идеальная игрушка для первого знакомства ребенка с конструированием по образцу – это логическая пирамидка «Геометрия» (Ozon , My-shop , KoroBoom ) . В ней и карточки со схемами есть, и детали интересные.

Чуть посложнее и пооригинальнее игрушка всеми любимой фирмы Bondibon – «День и ночь » (Ozon , My-shop , KoroBoom ). Здесь все детали конструкции также нанизываются на штырьки, но их тут уже не один, а три, что существенно увеличивает число возможных комбинаций. Кроме того, в пособии предусмотрен более продвинутый вариант занятий – фигуры можно собирать не только по схеме с нарисованными деталями, но и по их силуэтам. В игре целых 48 карточек с заданиями разной степени сложности.

2. Логическая игра Никитина «Сложи квадрат»

Наверно, почти каждая русская мама знает или хотя бы что-то отдаленно слышала про легендарную семью Бориса и Елены Никитиных. Семья известна в первую очередь уникальными интеллектуальными пособиями, которые они создали для своих детей, и которые впоследствии были признаны педагогами и психологами во всем мире. Наверно, это одни из первых логических пособий для малышей, которые появились в России, вернее в СССР (Я хорошо помню, как мои родители сами обклеивали кубики, руководствуясь рекомендациями Никитиных). Но, что самое интересное, и по сей день игры не утратили своей актуальности и востребованности.

Если говорить именно про игру «Сложи квадрат », то она у Никитина, пожалуй, одна из самых популярных. У моей дочери в возрасте двух лет, во всяком случае, совершенно точно! Суть игры интуитивно понятна двухлетнему ребенку – собрать квадрат. Меняется только количество и способ разрезания деталей квадратов.

У игры есть 3 уровня сложности. Для двухлеток подойдет 1й уровень . Там все квадраты состоят из 2-3 частей. Для трехлеток – 2й уровень (квадраты из 3-4 частей). 3й уровень понравится продвинутым логикам лет 4-5.

Игра замечательна тем, что ребенок в ней выступает как активная сторона. Достаточно только один раз объяснить суть, а затем вы можете просто давать ребенку пособие, и он будет сам разбираться, примерять, крутить-вертеть, изучать, в общем, очень активно думать и опытным путем самостоятельно доходить до важных умозаключений.

Вот здесь можно СКАЧАТЬ ИГРУ «СЛОЖИ КВАДРАТ» в электронном виде, распечатать и играть. Но, если честно, я все-таки считаю, что в виде деревянной рамки игра для малыша значительно удобнее. У нас были рамки по 6 квадратов. Мы играли так. Сначала высыпали на стол / на пол все содержимое рамки. Затем, ориентируясь на цвет, выбирали поочередно детали каждого квадрата и собирали его в рамке.

Еще Тасе очень нравилось оживлять эту логическую игру сюжетным моментом и представлять, что это не просто квадраты, а игрушечные печенья, которые мы готовим для своих игрушечных друзей.

Можно также попробовать такую модификацию этой игры . Так называемый, самодельный «Сложи квадрат, а также круг, треугольник и т.п.» Подготовьте из картона любые геометрические фигуры и предложите малышу разрезать их ножницами на крупные части (заодно и с ножницами поработаете). Когда фигура будет разрезана на 2-4 части, получится настоящая логическая игра – ведь теперь фигуру нужно снова собрать! Лучше предварительно обвести фигуру и потом собирать ее в пределах контура, это существенно облегчит задачу.

3. Логическая игра Никитина «Сложи узор»

Еще одна популярная игра Никитина – «Сложи узор » (Лабиринт , My-Shop , KoroBoom ). Пособие это очень «долгоиграющее», с ним можно придумать массу заданий как для 2-3-летнего малыша, так и для ребенка 5-6 лет. Задания в прилагающейся к кубикам инструкции рассчитаны, скорее, на детей постарше. А вот для детей помладше есть замечательные альбомы – «Чудо-кубики 1 » (Ozon , My-shop , Koroboom ) и «Чудо-кубики 2 ».

Кстати, альбомы можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ .

Еще где-то давно на просторах интернета я скачивала схемы к кубикам «Сложи узор» для самых маленьких . Главное их отличие в том, что на схеме узор расчерчен на квадраты, что существенно облегчает задачу при подборе кубика (в схемах Никитина подобной разметки нет). Получается такая подготовительная ступень к основному варианту игры. Предлагаю СКАЧАТЬ такие схемы и вам.

В чем уникальность игры? Это нам взрослым, кажется, все очевидно и понятно – выложить картинку из кубиков. А для ребенка это целая наука – сначала найти нужную сторону у кубика, а затем еще и понять, как правильно его развернуть. Ребенку постарше, нужно будет кроме этого еще и определить, из каких именно кубиков сложена картинка. Кубики «Сложи узор» имеют очень хитрый раскрас. Некоторые грани однотонные, а некоторые разделены по диагонали на 2 цвета, что заставляет малыша хорошенько подумать.

4. Логическая игра Никитина «Уникуб»

Раз уж начали про Никитина, то обязательно стоит упомянуть еще об одной его замечательной игре – «Уникуб » (Лабиринт , My-shop , KoroBoom ). На мой взгляд, основной функционал этого пособия ребенок и его родители смогут оценить попозже, после 4-5 лет. Но, тем не менее, я включаю игру в этот список, потому что и для 2-3-летних детей найдутся задачки с кубиками.

Особенность кубиков «Уникуб» в том, что каждая грань кубиков имеет свой цвет. Всего 3 цвета. Задача малыша – развернуть кубик таким образом, чтобы сверху и сбоку были видны грани определенного цвета.

Какие задачи можно поставить перед ребенком 2-3 лет:

  • Выложить для игрушки кроватку / заборчик определенного цвета – все кубики в постройке должны быть выставлены таким образом, чтобы СВЕРХУ были синие грани кубиков.
  • Выложить домик определенного цвета. В этом случае ребенку нужно составить кубики так, чтобы искомая грань кубиков была СБОКУ.

  • Выложить дорожку из кубиков с чередованием цвета или с соблюдением простых закономерностей.



5. Строим простые закономерности

Закономерности можно составлять практически из любых разноцветных материалов, имеющихся дома – из кубиков, мозаики, счетных палочек, конструктора и т.п. Вы начинаете выкладывать – ребенок продолжает.


Самый простой вариант – чередование 1 через 1. Далее можно попробовать выкладывать дорожки 2 через 2, 3 через 3, 2 через 1, 3 через 3 и т.д.

Для повышения интереса ребенка к игре используйте сюжетно-ролевые игрушки. Так, это может быть не просто скучный ряд из кубиков, а дорожка, которая поможет лягушонку добраться к своему другу бегемотику. А из мозаики можно построить целый мост для спасения принцессы, которая заточена в башне.

6. Игра «Найди лишнее»

Думаю, суть игры ясна из названия Среди каких предметов можно искать лишнее? Хорошо подойдут детали конструктора, кубики, блоки Дьенеша или просто вырезанные из картона фигуры. Главное подобрать детали разных цветов, форм и размеров.

Вот, пример, поиска лишнего из блоков Дьенеша . Сначала предлагаем ребенку более очевидные задачи – два синих круга и один красный квадрат. Тут вряд ли спутаешь, так как «нелишние» предметы схожи и по цвету, и по форме.

Потом задачу усложняем. Во втором примере (второй ряд на фото) малыш должен уже абстрагироваться от формы, и найти лишнее только по цвету. Третья задача еще сложнее – здесь перед ребенком квадраты и разных цветов, и разных размеров, но, тем не менее, ребенку нужно выделить их общее свойство – квадратная форма и понять, что круг лишний.

Лишнее также можно находить среди карточек с картинками, на которых изображены объекты из разных категорий. Так, на верхнем примере лишний мяч, так как все остальное – это одежда, а в нижнем ряду среди фруктов лишний, конечно же, медведь.

Все понимают, чем разумное поведение отличается от неразумного. Мыслить - значит организовывать целенаправленную деятельность, используя свои знания и умения, учитывая происходящее вокруг, отслеживая получаемые результаты и исправляя допускаемые ошибки.

По современным представлениям интеллект - это не что-то одно, чего у одних людей больше, а у других меньше. С одной стороны, это множество относительно независимых способностей (языковых, двигательных, логико-математических, зрительных, музыкальных и некоторых других), на основе которых формируются соответствующие знания и навыки, с другой - рабочая память, обслуживающая все виды мышления. Важна также достаточная скорость умственных действий.

Чем больше человек знает, тем более интеллектуальным он считается. Однако для мыслительной деятельности важно, организована ли усвоенная масса информации в единую систему или она состоит из множества не связанных между собой «записей».

Некоторые способы мышления усваиваются людьми естественным путем, без особых усилий. Другим же, таким как чтение, письмо, счет, различные виды профессионального мышления и т.п., необходимо специально учиться.

В какой области интеллектуальность вашего ребенка окажется наиболее очевидной - предсказать трудно. «Сверхчеловеки», т.е. одаренные во всех отношениях люди, если когда-нибудь и рождаются, то очень редко. Остается внимательно наблюдать, чем интересуется ваш малыш и что у него получается лучше всего.

В таблице приведены этапы развития мышления ребенка от 1 до 3-х лет .

1. Реакции

2. Приблизи-
тельный
возраст
появления
реакции
(в месяцах)

Совершает действия с предметами (расческа, ложка и т.д.) в соответствии с их функциональным назначением

Находит спрятанную игрушку под одним покрывалом из 4-х, если она была спрятана у него на глазах

Вытягивает за веревочку спрятанный предмет

Показывает 3-5 частей тела на себе

Складывает все (68) кубики в коробочку

Строит башню из 3-4-х кубиков

Вставляет блоки в фигурные отверстия соответствующей формы

Убирает предметы на свои места

Сортирует предметы (груша - яблоко, юла - кубики и т.п.)

Строит мостик из 3-х кубиков после показа

Среди 5-ти картинок находит одну «такую же», какую показывает взрослый

Среди 10-ти картинок находит одну «такую же», какую показывает взрослый

Среди 4-х-5-ти предметов находит один, соответствующий его рисунку

Складывает разрезанную картинку из 2-х частей

Раскладывает предметы по величине (большой - маленький) в две разные коробочки

Складывает разрезанную на 6-7 частей картинку, изображающую человека, на целой картинке-образце

Складывает разрезанную картинку из 4-х частей

Среди 4-х-5-ти предметов находит один, соответствующий рисунку его характерной части

12-18 месяцев

Более зрелые рабочая память, зрительное и слуховое восприятие, произвольные движения дают возможность управлять целыми процессами, состоящими из 2-3-х повторяющихся действий. Дети учатся есть ложкой, строить башню из кубиков, вставлять фигурные блоки в соответствующие пазы, повторять бытовые действия с предметами и т.п. Характерно, что эта активность контролируется ребенком - после отвлечения он продолжает начатое, исправляет допущенные ошибки и неточности. В это же время появляется чувство юмора.

18-36 месяцев

У ребенка увеличиваются количество знаний, навыков, словарный запас и объем рабочей памяти. В результате, мыслительные процессы приобретают новое качество. Осознание себя и окружающих порождает ролевые игры. Например, ребенок представляет себя в роли «мамы» или «папы» и начинает что-то делать «понарошку»: готовить еду, водить машину, ходить в магазин и т.д.

Успешно развивается непосредственная целенаправленная деятельность: он уже может сам одеться (кроме застегивания пуговиц и завязывания шнурков), правильно использует вилку и ложку, строит сооружения из кубиков.

К концу третьего года с ним можно поговорить на некоторые темы: о нем, о его близких, об игрушках и т.д. Он понимает значения нескольких предлогов, правильно относит предметы к некоторым классам («еда», «одежда», «животные») и имеет представление о людях разного пола, возраста и профессий. К этому времени относится и начало логического мышления. Об этом говорят его суждения и умозаключения. В грамматике он ориентируется настолько, что иногда сам придумывает новые слова.

Особым процессом познания окружающего мира у человека является мышление. Дети дошкольного возраста быстро проходят стадии развития, что отражается и на освоении видов мышления.

Характеристика мышления

Мышление является одним из основных психологических процессов. Формирование его хорошо изучено. Доказано, что оно тесным образом связано с речью. И для него характерны следующие особенности:

По мере взросления и социализации ребенка происходит совершенствование нервной системы и мышления. Для их развития понадобится помощь взрослых, которые окружают малыша. Поэтому уже с года можно начинать занятия, направленные на формирование познавательной деятельности детей.

Важно! Нужно учитывать, с какими предметами и, каким образом готов работать ребенок. С учетом индивидуальных особенностей детей подбираются учебные материалы и задания.

Особенности мышления этой возрастной группы определяются следующим:

  • обобщение – ребенок способен сравнивать и делать выводы о схожих объектах;
  • наглядность – ребенку необходимо видеть факты, наблюдать различные ситуации, чтобы сформировать собственное представление;
  • абстракция – умение отделять признаки и свойства от объектов, которым они принадлежат;
  • понятие – представление или знание о предмете, относящееся к конкретному термину или слову.

Систематическое освоение понятий происходит уже в школе. Но группы понятий закладываются ранее. Вместе с развитием абстракции у детей происходит постепенно освоение внутренней речи.

Виды мыслительной деятельности у дошкольников

В дошкольном возрасте дети способны осваивать знания об окружающем их мире. Чем больше они знают синонимов и характеристик объектов, тем более развитыми они являются. Для детей дошкольного этапа развития является нормой способность обобщать, устанавливать связи между предметами. В 5–7 лет они являются более любознательными, что приводит к многочисленным вопросам, а также самостоятельным действиям для открытия новых знаний.

Виды мышления, характерные для детей до школы:

  • наглядно-действенное – преобладает в возрасте до 3–4 лет;
  • образное – становится активным у детей старше 4 лет;
  • логическое – осваивается детьми в возрасте 5–6 лет.

Наглядно-действенное мышление предполагает, что ребенок наблюдает зрительно за разными ситуациями. На основании этого опыта выбирает нужное действие. В 2 года у малыша действие происходит почти сразу же, он идет методом проб и ошибок. В 4 года он сначала думает, а потом действует. В качестве примера может быть использована ситуация с открыванием дверей. Двухгодовалый малыш будет стучать по двери, и пытаться найти механизм ее открытия. Обычно у него, получается осуществить действие случайно. В 4 года кроха внимательно осмотрит дверь, вспомнит, какими они бывают, попытается найти ручку и откроет ее. Это разные уровни освоения наглядно-действенного мышления.

Важно в дошкольном возрасте особенно активно развивать мышление, основанное на образах. В этом случае у детей появляется умение выполнять поставленные перед ними задачи без наличия перед глазами предмета. Они сопоставляют ситуацию с теми моделями и схемами, которые встречали ранее. При этом дети:

  • выделяют основные черты и особенности, характеризующие предмет;
  • запоминают соотнесение предмета с другими;
  • способны нарисовать схематично предмет или описать его словами.

В дальнейшем развивается способность выделять у предмета только те особенности, которые нужны в конкретной ситуации. Убедиться в этом можно, предложив крохе задачи типа «убери лишнее».

Перед школой ребенок может, оперируя лишь понятиями, рассуждать, делать выводы, давать характеристику предметам и объектам. Для этого возрастного периода характерно:

  • начало экспериментов;
  • желание перенести освоенный опыт на другие объекты;
  • поиск взаимосвязей между явлениями;
  • активное обобщение собственного опыта.

Основные мыслительные операции и их развитие

Первое, что осваивает малыш в познавательной сфере, – операции сравнения и обобщения. Родители выделяют большое количество предметов понятием «игрушки», «мячи», «ложки» и т. п.

С двух лет осваивается операция сравнения. Зачастую она строится на противопоставлении, чтобы детям этого было проще формировать суждения. Основными параметрами сравнения становятся:

  • цвет;
  • величина;
  • форма;
  • температура.

Обобщение возникает позднее. Для его развития требуется уже более богатый словарный запас ребенка и накопленные умственные навыки.

Разделить предметы по группам детям трехлетнего возраста вполне под силу. А вот на вопрос: «Что это?» они могут не ответить.

Сложной мыслительной операцией является классификация. В ней используются и обобщение, и соотнесение. Уровень оперирования зависит от разных факторов. В основном от возраста и пола. Поначалу малыш способен только классифицировать предметы по родовым понятиям и функциональным признакам («что это?», «какой он?»). К 5 годам появляется дифференцированная классификация (машина папы служебная грузовая или личная легковая). Выбор основания для определения видов предметом у дошкольников носит случайный характер. Зависит от социальной среды.

Вопросы как элемент совершенствования мыслительной деятельности

Маленькие «почемучки» – подарок и испытание для родителей. Появление в большом количестве вопросов у детей говорит о смене этапов дошкольного развития. Детские вопросы делят на три основные категории:

  • вспомогательные – ребенок дошкольного возраста просит помочь в его деятельности более старших людей;
  • познавательные – их целью является получение новой информации, которая заинтересовала ребенка;
  • эмоциональные – их назначение получить поддержку или определенные эмоции, чтобы чувствовать себя увереннее.

В возрасте до трех лет редко чадо использует все виды вопросов. Для него характерны хаотичные и бессистемные вопросы. Но даже в них прослеживается познавательный характер.

Большое количество эмоциональных вопросов является сигналом, что малышу не хватает внимания и уверенности в себе. Для того чтобы компенсировать это, достаточно общаться тет-а-тет 10 минут в течение дня. Дети 2–5 лет будут считать, что родители много интересуются их личными делами.

Отсутствие познавательных вопросов в возрасте 5 лет должно насторожить родителей. Следует больше давать заданий для мышления.

Вопросы детей младшего и старшего дошкольного возраста предполагают ответы разного качества. Если в три года ребенок может даже не выслушать ответ, то в 6 лет у них в процессе могут рождаться новые вопросы.

Родители и педагоги системы дошкольного развития должны знать, насколько подробно и с помощью каких терминов нужно изъясняться с ребенком. В этом состоят особенности мышления и воспитания малышей.

Предпосылки задавать познавательные вопросы у детей появляются около 5 лет.

Вспомогательные вопросы характерны для периода до 4 лет. С их помощью можно сформировать навыки, необходимые для дальнейшего развития и жизни в быту.

Как развивать мыслительные процессы у дошкольников?

Для развития и совершенствования мыслительных процессов в дошкольном периоде нужно постепенно наращивать понятийный аппарат и характеристики объектов. Ориентироваться можно на следующие данные:


  • совершенствование на базе воображения;
  • активизацию произвольной и опосредованной памяти;
  • применение речи как инструмента постановки и решения умственных задач.

Внимательное отношение к ребенку – своеобразная гарантия нормального развития познавательной деятельности. Для тех, кто хочет сэкономить, важно знать, что игры можно покупать «на вырост». Ребенку помладше при этом показывать одни действия и объяснять базовые характеристики. Со временем усложнять действия и понятия.

Помочь в развитии мышления в дошкольном возрасте могут:

  • различные виды настольных игр (лото, домино, вкладыши и т. п.);
  • активные диалоги с чадом в процессе прогулок или в домашних условиях, которые не носят характер отдельных уроков;
  • пояснения действий, которые осуществляют окружающие люди или животные;
  • лепка, аппликации, рисование;
  • разучивание стихов, чтение книг.

Важно! Иногда неправильное питание и недостаток витаминов приводят к заторможенной работе нервной системы, быстрой утомляемости ребенка, что сказывается и на развитии мышления.

Чтобы мыслительная деятельность была нормальной, нужно следить за достаточным количеством в пище детей витаминов группы B, железа, цинка, магния.

Таким образом, психология ребенка предполагает постепенное погружение в сложный мир предметов и явлений внешней среды. Нанизывание понятий, знаний, действий развивает мышление дошкольников. Только совместная деятельность позволяет успешно обрести навыки, которые нужны для дальнейшей жизни.

Чтение укрепляет нейронные связи:

doctor

сайт

Татьяна Мизева

Татьяна Владимировна Мизева, Елена Николаевна Ярусова , внимания для детей 2-3 лет .

Настольные дидактические игры на развитие мышления .

Дидактическая игра «Подбери мячикам их половинки»

Цель : «Развитие мышления и памяти »

Задача : Учить, подбирать половинки предметов (мячей) с одинаковым рисунком. Развивать мелкую моторику .

Ход игры : Воспитатель вместе с ребенком, рассматривают картинки с изображением половинчатых мячей, другие половинки мячей лежат на тарелочке. Затем воспитатель дает ребенку поиграть самостоятельно. Ребенок находит пару к каждому мячу.

Дидактическая игра «Чего не хватает у каждого из этих предметов»

Цель : «Развитие мышления и памяти »

Задача : Учить, называть, находить и соотносить части знакомых предметов. Развивать мелкую моторику .

Ход игры : Детям предлагаются картинки с изображением зайчика, мышки, домика, машинки. У каждого из этих предметов не хватает одной детали (ушко, хвостик, крыша, колесо) . Дети должны подобрать не достающую деталь предмета (зайчик – ушко, мышка – хвостик, домик – крыша, машинка – колесо) .

Дидактическая игра «Найди предметы по парам»

Цель : «Развитие мышления и памяти »

Задача : Учить, самостоятельно подбирать смысловые пары. Развивать мелкую моторику .

Ход игры : Детям предлагаются картинки с изображением аквариума, ведерка, вазы, тарелки. К каждой из этих картинок ребенку нужно подобрать предмет по смыслу (аквариум - рыбка, ведерко - лопатка, ваза - цветы, тарелка - кружка) .

Настольные дидактические игры на развитие внимания .

Дидактическая игра «Найди тень зайчика»

Цель : «Развитие внимания и памяти »

Задача : Учить, соотносить предмет с его силуэтом. Развивать мелкую моторику .

Ход игры : Детям предлагается картинка с изображением трех разных зайчиков. А также мобильный зайчик похожий на одного из трех выше указанных зайчиков. Ребенок должен определить по силуэту к какому из трех зайчиков подойдет мобильный зайчик.

Дидактическая игра «Найди снеговиков по форме»

Цель : «Развитие внимания и памяти »

Задача : Учить, соотносить предметы по величине (большой, маленький) . Развивать мелкую моторику .

Ход игры : Детям предлагается картинка с изображением двух снеговиков (большой и маленький) . А также два мобильных снеговика (большой и маленький) . Ребенок должен соотнести по величине большого и маленького снеговика.

Дидактическая игра «Найди такую же бабочку»

Цель : «Развитие внимания и памяти » .

Задача : Учить, соотносить предмет по его форме и цвету. Развивать мелкую моторику .

Ход игры : Детям предлагается картинка с изображением трех разных бабочек. А также одна мобильная бабочка. Ребенок должен соотнести мобильную бабочку, с идентичной бабочкой изображенной на картинке по цвету и форме.


Публикации по теме:

Дидактические игры для развития логического мышления у старших дошкольников 5–7 лет с речевыми патологиями Презентация Слайд 1 Тема: Дидактические игры для развития логического мышления у старших дошкольников 5-7 лет с речевыми патологиями. Слайд.

«Развитие слухового внимания через подвижные и дидактические игры на прогулке» С самого рождения людей окружает множество звуков: шелест.

Дидактические игры для развития связной речи, внимания, памяти и мышления детей младшего возраста Дидактические игры для развития связной речи, внимания, памяти и мышления детей младшего возрастаИгра "Чудесный мешочек" ЦЕЛЬ: учить детей.

Рaзвитие логичеcкого мышления является одной из нaиболее важных тем во всеcтороннем рaзвитии детей 3-4 лет. Именно этoт вoзрaст наиболее.

Дидактические игры для развития наглядно-действенного мышления и воображения (старший дошкольный возраст) 1. Игра «Муха». Цель: Научить детей анализировать зрительный образ. Нужно нарисовать квадрат и разделить его на девять клеточек. В центре.

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6–7 лет.

Мышление - это процесс познания связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира. Именно мышление позволяет анализировать, находить логические связи, систематизировать и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств. Именно мышление позволяет человеку более или менее удачно справляться со всевозможными задачами, встающими на его жизненном пути. И именно развитию мышления у своего малыша большая часть родителей придает огромное значение.

Развитие мышления у ребенка происходит непрерывно и имеет свои закономерности и этапы, которые необходимо учитывать, заниматься с ребенком. Развитие детского мышления можно представить как строительство дома, где каждый последующий этаж строится на основе предыдущего. Чем прочнее был выстроен предыдущий этаж, тем легче воздвигнуть новый, тем прочнее будет весь дом.

У 2 ух летних малышей мышление носит наглядно-действенный характер. Практически каждый предмет, привлекший внимание малыша, обладает для него притягательной силой (если только не пугает и не вызывает неприятные эмоции) и вызывает непреодолимое желание действовать с ним: собирать – разбирать, закрывать – открывать, рисовать, размазывать рассыпать. Это часто бывает утомительно для взрослых – приводить потом все в порядок, но это насущная потребность ребенка - изучать свойства окружающих предметов и учиться действовать с ними.

То есть познание окружающего мира происходит в процессе манипуляцийс игрушками и предметами (ребенок раннего возраста буквально "думает руками").

Вот основные способы развития навыков мышления двухлетнего ребенка:

  • Проводите много времени во всевозможных играх "понарошку".
  • Развивайте навыки логического мышления вашего ребенка.
  • Выясняйте устройство и принцип работы различных предметов по отдельности и вместе.
  • Обращайте внимание на закономерности и взаимосвязь идей.
  • Думайте и разговаривайте о чувствах.
  • Проверяйте на практике новые идеи и концепции решения задач (текущих проблем).

Проводите много времени во всевозможных играх "понарошку"

Способность притворяться, изображать, разыгрывать знаменует собой большой скачок в развитии навыков мышления. Когда дети притворяются, это означает, что они понимают символы: кубик может стать автомобилем, обувная коробка может превратиться в домик для мягкой игрушки, а слово обозначает предмет или мысль. Понимание символов важно для развития таких навыков, как математические операции, логика, письмо и приобретения знаний в естественных науках.

  • Уделяйте время всевозможным ролевым играм , в которых важен принцип «понарошку». Пусть ваш ребенок будет «главным». Это поможет ему развить свои собственные идеи. Это также укрепит его навыки мышления, ведь ему придется выстраивать логические цепочки при построении сюжета игры: собака должна вернуться домой, потому что пошел дождь. Вы можете помочь ребенку развивать мысли, задавая следующие вопросы: «Что чувствует собака? Что она пытается сделать? Зачем? Что произойдет дальше?».
  • Выдайте ребенку большое количество реквизита , который поможет разыгрывать придуманные им истории – шляпы, костюмы для переодевания, детскую посуду, игровой набор врача, блокноты, кубики, игрушечные продукты и предметы домашнего обихода, такие как большие картонные коробки, одеяла, подушки и т. д.

Развивайте навыки логического мышления вашего ребенка

Когда дети приближаются к возрасту трех лет, они начинают понимать логические связи и цепочки; например, чтобы расти, нужно есть. Они используют свои быстро улучшающиеся языковые навыки, чтобы задавать вопросы о том, что они видят, слышат и чувствуют. В этом, наверное, и заключается причина того, что каждое второе слово двухлетнего ребенка это "Почему?" Способность мыслить логически имеет решающее значение для осмысления задач и достижения ребенком успеха в жизни и школе.

  • Не отвечайте на вопросы своего ребенка немедленно. Спрашивайте сначала, что он думает по поводу вопроса, это заставит его мозг работать. Внимательно выслушайте ответ вашего ребенка и подтвердите свое понимание его идей. Затем вы можете предложить правильный ответ. Например, если он говорит, что ночью темно, чтобы люди могли спать, вы можете ответить: «Да, безусловно, спать легче, когда темно», а затем объяснить как можно проще заход и восход солнца.
  • Задавайте ребенку как можно больше вопросов во время ежедневных игр и занятий. Когда вы проводите время вместе, задавайте ребенку вопросы «почему?»: «Как ты думаешь, почему листья опадают с деревьев?», «Почему идет снег?», – это заставляет ум вашего ребенка активно работать, а также дает ему понять, что он вам интересен и его мысли для вас очень важны.

Выясняйте устройство и принцип работы различных предметов по отдельности и вместе

Старшие малыши выходят за рамки простого исследования и использования предметов в качестве инструментов. Например, они могут использовать обувную коробку как гараж для игрушечных автомобилей. Они также исследуют мир более сложными и творческими способами. Вы можете увидеть ум вашего малыша в работе, когда он:

  • Роет песок, чтобы найти спрятанные игрушки.
  • Делает поделки из пластилина.
  • Строит сложные конструкции из кубиков.
  • Разыгрывает истории по своему сценарию.
  • Разделяет, складывает вместе и сортирует предметы.
  • Проверяет, как работают двигающиеся части игрушек, открываются – закрываются, вращаются (например, колеса или двери игрушечного грузовика).
  • Наблюдайте за ребенком и обращайте внимание на то, к чему он проявляет интерес. Задавайте вопросы о том, что вы видите и испытываете вместе: «Что, по-твоему, мы найдем, когда раскопаем песок?», «Куда летит бабочка?». Вместе рассуждайте об интересном: «Интересно, сколько лап у этого паучка?», «Интересно, сколько ступенек до входной двери?», «Интересно, куда девается дождь, когда он падает на землю?». Замечая и развивая природную любознательность вашего ребенка, вы воспитываете его любовь к познанию.
  • Предоставляйте ребенку много возможностей для творческих исследований. Гуляйте на природе. Играйте с песком и водой. Давайте ребенку предметы, которые он может разбирать и исследовать. Манипулируя со знакомыми (и не совсем знакомыми) предметами, дети выясняют для себя их устройство и принцип работы. Этот способ решения задач имеет решающее значение для достижения успеха в школе .

Обращайте внимание на закономерности и взаимосвязь идей

Малыши используют свои воспоминания, чтобы применять прошлый опыт в настоящем. Они видят облачное небо и понимают, что может начаться дождь. Это также помогает им понять, как устроен мир – дождь идет из серых облаков. Вы можете наблюдать эту новую способность ребенка обнаруживать закономерности и связывать явления и идеи между собой, когда он:

  • Смеётся над шутками.
  • Просит печенья у бабушки, если мама ответила «нет».
  • Помнит, что тетя Инна не может приехать на праздник, потому что она живет далеко.
  • Сообщает вам, что идет дождь, и поэтому ему нужен зонт.
  • Связывайте прошлое с настоящим. Четко выстраивайте логические цепочки в жизни вашего ребенка: он должен носить варежки, чтобы не замерзли ручки. Он должен брать в бассейн полотенце, чтобы вытираться после плавания.
  • Используйте ежедневные занятия, чтобы обнаруживать закономерности. Используя речь для объяснения этих закономерностей, вы помогаете ребенку мыслить логически и увеличиваете тем самым его словарный запас. «Ты заметил, что собака скулит каждый раз, когда хочет, чтобы ее вывели на улицу?», «Когда стиральная машинка выключается, это значит, что одежда уже чистая и сухая».

Сортируйте и классифицируйте предметы в течение дня

Старшие малыши могут сортировать предметы в соответствии с их характеристиками (все пластмассовые рыбки в одну кучу, все пластмассовые птички в другую). Они также начинают понимать более сложные понятия времени пространства, размера и количества. Вы увидите доказательства этих новых навыков мышления, когда ваш ребенок:

  • Говорит, сколько ему лет.
  • Располагает предметы в логическом порядке (тарелку рядом с чашкой, машинку рядом с кукольным домиком).
  • Задает вопросы типа «сколько?» или «когда?».
  • Сортирует бусины по цвету или размеру.
  • Разыгрывает истории по своему сценарию или по сценариям, которые он часто наблюдает дома (например, расставание с мамой по утрам).
  • Складывает крупные пазлы из трех-четырех частей.
  • Сортируйте и классифицируйте предметы в течение дня. Вместе с ребенком занимайтесь стиркой. Ребенок может отделять цветное белье от белого и складывать в кучи носки, рубашки и брюки. Он может помогать накрывать на стол и раскладывать вилки, тарелки и ложки. Во время уборки в доме попросите ребенка убрать все машинки в один шкаф, а книги в другой.
  • Помогайте ребенку понять чувство времени. Используйте песочные часы, чтобы помочь ребенку связать понятие времени с ощущением времени (чтобы ему было легче понять, что означает временной промежуток в пять или десять минут). Это также даст ему некоторое чувство контроля над пониманием того, когда должны произойти изменения. (Он может наблюдать за песочными часами и знать, что, когда песок на исходе, он должен закончить игру и идти есть.)

Думайте и разговаривайте о чувствах

Двухлетние дети начинают лучше распознавать собственные чувства. Некоторые из них могут даже начать называть их: «Я злой!.. Мне грустно… Я счастлив». Но им все еще нужно учиться управлять своими чувствами. (Истерики все еще очень характерны в этом возрасте.) Двухлетние дети также знают, что у других людей тоже есть свои мысли и чувства. Вы можете наблюдать такое осознание себя и окружающих, когда ваш малыш:

  • Использует слова для описания чувств – «счастливый» или «грустный».
  • Определяет и называет чувства на картинках (печаль, страх, гнев).
  • Утешает других, когда они расстроены или обижены.
  • Определяет чувства других людей: «Маме грустно?».
  • Играет в дочки-матери с куклами и мягкими игрушками (заботится и жалеет их).
  • Говорите о чувствах. Помогите своему ребенку развивать словарный запас, обозначающий чувства. Облекайте в слова то, что, по вашему мнению, чувствует ребенок. «Ты так рассердился из-за того, что нам нужно уходить из парка». «Ты грустишь, когда бабушка уезжает». Это поможет вашему малышу понять и справиться со своими чувствами.
  • Говорите о том, что чувствуют другие люди. «Эта маленькая девочка прыгает и улыбается. Как ты думаешь, ей весело?». При чтении книг, спрашивайте, какие чувства, по мнению ребенка, испытывают персонажи: «Как ты думаешь, он боится темноты?».

Проверяйте новые идеи и концепции решения задач

Двухлетние дети решают задачи методом проб и ошибок. Вы можете наблюдать, как ваш старший малыш умеет решать задачи, когда он:

  • Привлекает других детей в свою игру: «Ты будешь принцессой».
  • Затачивает затупившийся карандаш о бумагу, чтобы продолжить раскрашивать.
  • Поворачивает кусочки пазла в разные стороны, пытаясь его сложить.
  • Придумывает слова и песни.
  • Разыгрывает истории, меняя сюжет в соответствии со своими целями (не всегда логично).
  • Помогайте своему ребенку проверять разные варианты решения задач. Когда он попадает в тупик, предлагайте другие подходы. Например, предложите ребенку подобрать отверстия соответствующей формы. Если ему нужна волшебная палочка для спектакля, спросите его, какой бытовой предмет можно использовать в качестве нее.
  • Придумывайте песни. Вместо «Дождик, дождик, кап, кап, кап» это может быть «Снежок, снежок, идет, идет». Спросите своего ребенка, о чем он хочет придумать собственную песню. Меняйте слова песни так, чтобы она соответствовала его идее. Это поможет вашему ребенку научиться мыслить логически и искать взаимосвязи между идеями.
error: Content is protected !!