Шпаргалка для взрослых Психокорекционная работа с гиперактивными - Лютова Е.К. “Мой хороший попугай”

Шпаргалка для взрослых:

Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми

Структура книги 5

О программе “Сообщество” 5

ГЛАВА 1. ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ 7

Что такое гиперактивность? 8

Портрет гиперактивного ребенка 9

Как выявить гиперактивного ребенка 9

Как помочь гиперактивному ребенку 11

Работа с родителями гиперактивного ребенка 15

Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми 17

Как играть с гиперактивными детьми 18

Подвижные игры 19

Игры за партами 23

ГЛАВА 2. АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ 24

Что такое агрессивность? 25

Портрет агрессивного ребенка 25

Как выявить агрессивного ребенка 27

Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком) 27

Критерии агрессивности у ребенка (анкета) 27

Как помочь агрессивному ребенку 28

Работа с гневом 29

Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций 32

Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию 35

Работа с родителями агрессивного ребенка 36

Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми 38

Как играть с агрессивными детьми 39

Подвижные игры 39

Игры за партами 43

Глава 3. Тревожные дети 43

Что такое тревожность? 43

Портрет тревожного ребенка 45

Как выявить тревожного ребенка 45

Критерии определения тревожности у ребенка 46

Признаки тревожности 46

Критерии определений страха разлуки 47

Как помочь тревожному ребенку 48

Повышение самооценки 48

Обучение детей умению управлять своим поведением 51

Снятие мышечного напряжения 53

Работа с родителями тревожного ребенка 53

Шпаргалка для взрослых или правила работы с тревожными детьми 54

Как играть с тревожными детьми 55

Подвижные игры 55

Игры, способствующие расслаблению 58

Игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе 59

Игры за партами 60

Глава 4 аутичные дети 60

Что такое “аутизм”? 60

Портрет аутичного ребенка 62

Как выявить аутичного ребенка 63

Как помочь аутичному ребенку 64

Работа с родителями аутичного ребенка 70

Шпаргалка для взрослых или правила работы с аутичными детьми 71

Как играть с аутичными детьми 71

Подвижные игры 72

Игры за партами 74

ГЛАВА 5 РИСУЮТ НАШИ ДЕТИ 74

Рисунки гиперактивных детей 76

Рисунки агрессивных детей 79

Рисунки тревожных детей 80

Рисунки аутичных детей 82

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ИЛИ МИР ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА 83

Список литературы 85

Издание подготовлено при участии Литературного агентства “Новая строка”

Рецензент: доктор психологических наук Л. А. Головей

Книга поможет воспитателям и учителям научиться понимать “сложных” детей, выбирать оптимальные способы взаимодействия с ними. Авторы предлагают конкретные рекомендации по выявлению симптомов гиперактивности, агрессивности, тревожности, аутизма у детей. В книге содержится подробное описание практических приемов, игр и упражнений, способствующих адаптации таких “проблемных” детей, а также советы родителям.

Для психологов, воспитателей, учителей младших классов, студентов психологических и педагогических факультетов.

Автор: Лютова Е.К.
Другие авторы: Монина Г.Б.
Издательство: М.: Генезис
Год издания: 2000
Страницы: 102
ISBN 5-85297-024-7
Читать:
Скачать: spargalkadlyavzroslih2000.pdf

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми
Купить книгу http://www.ozon.ru/context/detail/id/119389/
ШПАРГАЛКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Лютова Е.К., Монина Г.Б.
Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000. - 192 с., илл. ISBN 5-85297-024-7
Книга поможет воспитателям и учителям научиться понимать “сложных” детей, выбирать оптимальные способы взаимодействия с ними. Авторы предлагают конкретные рекомендации по выявлению симптомов гиперактивности, агрессивности, тревожности, аутизма у детей. В книге содержится подробное описание практических приемов, игр и упражнений, способствующих адаптации таких “проблемных” детей, а также советы родителя.
Для родителей, психологов, воспитателей, учителей младших классов, студентов психологических и педагогических факультетов.
Галина Борисовна Монина, кандидат педагогических наук, детский практический психолог, лауреат На ционального психологического конкурса «Золотая Психея» в номинации «Проект года в психологической практике» (за разработку «Серия плакатов для психодиагностической, психокоррекционной и педагогической работы с детьми, подростками и взрослыми»), автор книг «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми», «Проблемы маленького ребенка», «Шпаргалка для взрослых», «Гиперактивные дети. Психолого-педагогическая помощь» и др.
Лютова Елена Константиновна, детский практический психолог, кандидат психологических наук, доцент института управления и экономики, преподаватель университета педагогического мастерства, психолог Академии балета им. А.Вагановой, тренер Института практической психологии Иматон
ОТ АВТОРОВ
ГЛАВА 1. ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ Что такое гиперактивность?
Портрет гиперактивного ребенка Как помочь гиперактивному ребенку Как выявить гиперактивного ребенка Работа с родителями гиперактивного ребенка
Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми
Как играть с гиперактивными детьми
Подвижные игры
Игры за партами
ГЛАВА 2. АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ
Что такое агрессивность?
Портрет агрессивного ребенка Как выявить агрессивного ребенка
Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)
Критерии агрессивности у ребенка (анкета)
Как помочь агрессивному ребенку Работа с гневом
Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмо ций
Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию
Работа с родителями агрессивного ребенка
Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми
Как играть с агрессивными детьми
Подвижные игры
Игры за партами
ГЛАВА 3. ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ
Что такое тревожность?
Портрет тревожного ребенка
Как выявить тревожного ребенка
Критерии определения тревожности у ребенка
Признаки тревожности
Критерии определений страха разлуки
Как помочь тревожному ребенку
Повышение самоо ценки
Обучение детей умению управлять своим поведением
Снятие мышечного напряжения
Работа с родителями тревожного ребенка
Шпаргалка для взрослых или правила работы с тревожными детьми Как играть с тревожными детьми Подвижные игры
Игры, способствующие расслаблению
Игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе
Игры за партами
ГЛАВА 4 АУТИЧНЫЕ ДЕТИ
Что такое "аутизм"?
Портрет аутичного ребенка Как выявить аутичного ребенка Как помочь аутичному ребенку Работа с родителями аутичного ребенка
Шпаргалка для взрослых или правила работы с аутичными детьми
Как играть с аутичными детьми
Подвижные игры
Игры за партами
ГЛАВА 5 РИСУЮТ НАШИ ДЕТИ
Рисунки гиперактивных детей
Рисунки агрессивных детей
Рисунки тревожный детей
Рисунки аутичных детей
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ИЛИ МИР ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА
Список литературы
Список рекомендуемой литературы
Глава 1 Что такое гиперактивность?
"Гипер..." - (от греч. Hyper - над, сверху) - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово "активный" пришло в русский язык из латинского "a tivus" и означает "действенный, деятельный".
Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может
превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни, и т. д.
Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.
1 >

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Коррекция агрессивности методом игротерапии

Лебо Светлана Радиковна, педагог-психолог

Статья отнесена к разделу: Школьная психологическая служба

Проблема агрессивного поведения ребенка актуальна в наши дни и особенно важна для тех родителей, чьи дети склонны к подобным проявлениям, хотя родителям не всегда легко признать, что именно их ребенок агрессивен, является источником неприятностей и даже зла для других.

Необходимо помнить также, что ребенок может быть агрессивным не обязательно по вине родителей, т.е. неправильного воспитания. Черты агрессивного поведения могут быть скрыты в темпераменте и характере ребенка (пониженная степень чувствительности, сопереживания другим, взрывчатость, гневливость, обидчивость) или являться результатом особого созревания нервной системы.

Поскольку одним из основных видов дошкольной деятельности является игра, применение метода игротерапии наиболее эффективно.

Ниже приведены примерные игровые задачи-приемы:

Маленькое приведение” (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: Научить в приемлемой форме выплеснуть накопившийся у агрессивного ребенка гнев.

Содержание: “Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такие движения (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и поизносить страшным голосом звук “У”. Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить звук “У”, если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые приведения и хотим только слегка пошутить”. Затем педагог хлопает в ладоши. “Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!”

1. “Волшебные шарики” *(Павлова Я.А.)

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Содержание: Дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек “лодочку”. Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик – “болтик” – и дает инструкцию: “Возьмите шарик в ладошки, согрейте его, сложите ладошки вместе, покатайте, подышите на него, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у нас во время выполнения упражнения.

3. “Мой хороший попугай”

Цель: игра способствует развитию чувства эмпатии, умения работать в группе.

Содержание: Дети стоят в кругу. Затем взрослый говорит: “Ребята! К нам в гости прилетел попугай. Он хочет с нами познакомиться и поиграть. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы ему понравилось у нас, чтобы он захотел прилететь к нам снова? Дети предлагают: “Говорить с ним ласково”, “Научить его играть и т.д. Взрослый бережно передает кому-либо из них плюшевого попугая (мишку, зайца). Ребенок, получив игрушку, должен прижать ее к себе, погладить, сказать что-то приятное, назвать ласковым именем и передать (или перебросить) попугая другому ребенку.

Игру лучше проводить в медленном темпе.

4. “Цветик - симицветик”

Цель: Игра помогает детям оценить свое состояние, проанализировать поведение.

Ребенок смотрит на лепестки, называет эмоцию и говорит, когда он находился в том или ином состоянии.

В течении учебного года можно провести подобные занятия многократно, а в конце года обсудить с ребенком, изменились ли его взгляды на окружающих и на себя.

Например, если ребенок в начале года говорил, что он счастлив, когда ему дарят подарки, а через 2-3 месяца заявил, что чаще всего он бывает, счастлив, когда другие дети принимают его в игру, то можно поговорить с ним об этом и спросить, почему у него изменились представления.

5. “В тридевятом царстве”

Цель: Игра способствует формированию чувства эмпатии, установлению взаимопонимания между взрослым и ребенком.

Ребенок сопровождает рисунок описанием своих похождений “в сказке”.

Взрослый же в процессе рисования задает ему вопросы: “А что бы ты ответил герою сказки, если бы он спросил тебя…?”, “А что бы ты сделал на месте героя?”, “А что бы ты ощутил, если бы герой сказки появился здесь…?

6. “Липучка”

Цель: Игра способствует развитию умения взаимодействовать со сверстниками, снятию мышечного напряжения, сплочению детской группы.

Содержание: Все дети двигаются, бегают по комнате, желательно под быструю музыку. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом они приговаривают: “ Я - липучка- приставуча, я хочу тебя поймать”. Каждого пойманного ребенка “липучки” берут за руку, присоединяя его к своей компании. Затем они все вместе ловят в свои “сети” других.

Когда все дети станут “липучками”, они под спокойную музыку танцуют в кругу, держась за руки.

Если музыкальное сопровождение невозможно осуществить, взрослый задает темп игре, хлопая в ладоши. В этом случае темп, быстрый в начале игры, замедляется по мере ее проведения.

7. “Котик” (Павлова Я.А.)

Цель: Снятие эмоционального, мышечного напряжения, установление положительного настроя в группе.

Нежиться на солнышке (лежит на коврике);

Потягивается;

Умывается;

Царапает лапками с коготками коврик и т.д.

В качестве музыкального сопровождения можно воспользоваться записями аудиокассеты “Волшебные голоса природы”: “Малыш в лесу”, “Малыш у реки”, “Малыш и птичка” и др.

Используемая литература

1. Е.К. Лютова, Г.Б.Монина “Тренинг эффективного взаимодействия с детьми”. СПБ, – 2003г.

2. Романов А.А. “Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей”. М.: Школьная пресса, - 2003.

Цель: Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: взрослый + ребенок (группа детей).

Необходимые приспособления: лист бумаги, каран­дашей).

Описание игры: ребенок рисует все, что ему захочет­ся, затем передает листок взрослому. Взрослый добавля­ет одну или несколько деталей и возвращает рисунок ре­бенку, который должен найти изменения. Затем взрос­лый рисует, а ребенок вносит изменения - они меняют­ся ролями.

Комментарий: если в игре принимают участие несколь­ко детей, их можно расположить по кругу и предложить меняться рисунками, пустив их по кругу, пока листок не вернется к хозяину.

В зависимости от особенностей детей игра может про­ходить как в быстром, так и в медленном темпе.

После завершения игры рисунки раскладываются на столе или на полу. Взрослый предлагает поговорить о них. Важно спросить ребенка, нравится ли ему рису­нок, что именно нравится (или не нравится), что бы он хотел убрать (добавить) и т. д.


Цель: отреагирование отрицательных эмоций.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: группа детей.

Необходимые приспособления: полотенце.

Описание игры: выбирается ведущий - «Жужа», он сидит на стуле с полотенцем в руках, а остальные дети



бегают вокруг него, дразнятся, строят рожицы, щекочут ее. Когда «Жуже» это надоест, он вскакивает и гоняется за обидчиками, стараясь ударить их полотенцем по спи­не.

Комментарий: нужно настроить детей на то, что драз­нилки не должны быть обидными. А «жужа» должен тер­петь как можно дольше.

Следующим «жужей» становится первый из обидчи­ков, до которого он дотронется.

Газета

Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоле­ние тактильных барьеров.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность, ЗПР.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: четверо, или кратное четы­рем.

Необходимые приспособления: газета.



Описание игры: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складыва­ют пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться - тогда рас­стояние между ними максимально сократится.

Комментарий: эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом, снимает «мышечный панцирь», делает их более открытыми. Особенно это важ­но для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие-то травмы.

Игра будет проходить интереснее, если дети будут дей­ствовать по команде. Другими словами, на газету они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа.


Трио (К. Фопель)

Цель: развитие умения согласовывать свои действия,

действовать сообща.

Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность.

Возраст: 8-9 лет.

Количество играющих: кратное трем.

Необходимые приспособления: пустые коробки из-под

обуви. ■ _ -

Описание игры: дети разбиваются на тройки, обнима­ют друг друга за плечи. Тот, кто стоит в центре, ставит обе ноги в разные коробки. В те же коробки стоящий от него справа ставит левую ногу, а стоящий слева - пра­вую. Таким образом, получается невиданное существо с тремя туловищами и четырьмя ногами. Ему предстоит пройти несколько метров. Если дети успешно справля-



ются с заданием, можно предложить им взять в компа­нию еще игрока и еще... В процессе движения они могут обсуждать друг с другом последовательность действий, а также способы справиться с заданием.

Комментарий: несмотря на то что автором игра пред­назначена для детей 8-9 лет, она вполне доступна для детей 6-7 лет. Она интересна как игра-соревнование, в процессе которого им необходимо прийти к согласию, чтобы достичь финиша. Но с детьми-дошкольниками пе­ред началом игры необходимо провести тренировку, сна­чала в парах, а уж затем в тройках, так как им трудно будет сразу научиться координировать свои движения, что может привести к падениям.

Клубочек

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Нарушение: застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР.

Возраст: от 4-х лет.

Количество играющих: группа детей.

Необходимые приспособления: клубок ниток.

Описание игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвра­щает клубок ведущему.

Комментарий: эта игра помогает детям увидеть об­щие связи между ними, а взрослому помогает опреде­лить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников.

Ведущим может быть выбран и ребенок.

Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.


Чертик, чертик, кто я?

Цель: устранение страхов.

Нарушение: застенчивость/тревожность.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: чем больше, тем лучше.

Необходимые приспособления: страшная маска.

Описание игры: выбирается водящий. Ему надевают страшную маску, а дети бегают вокруг него, кричат и ста­раются ухватить за руки. Водящий должен по голосу, либо ощупывая протянутые руки, сказать, кто перед ним.

error: Content is protected !!