Ассортимент детской одежды. История детской одежды Ход образовательной ситуации

МБДО ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №43

Конспект занятия

«История возникновения одежды»

для детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель:

Дедюхина Л. Ю.

Программное содержание:

Расширятьпредставления детей об истории развития цивилизации, об образе жизни человечества в древности.

Формировать представления детей об истории происхождения одежды.

Формировать навыки сотрудничества у детей со сверстниками;

Развивать речь детей, расширять словарный запас.

Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность;

Воспитывать интерес к истории человечества, любознательность.

Материал для занятия: Иллюстрации, изображающие людей в одеждах различных эпох. Кусочки шерсти, различных тканей (мех, кожа и др.).

Ход занятия

Звучит музыка, дети входят в зал. Воспитатель обращает внимание на внешний вид детей, отмечает какие они все симпатичные, а какая одежда на них красивая.

Я хочу загадать вам загадку, отгадав которую, вы поймете, о чем пойдет речь сегодня на занятии.

Созданы людьми предметы

Чтоб на тело надевать,

Чтоб в жару не задохнуться,

И в мороз не замерзать! (Одежда)

Вы хотите узнать, как и когда появилась одежда? И какую одежду носили давным-давно люди?

Введение в проблему:

Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в путешествие во времени. Мы узнаем, как люди одевались раньше, и как со временем менялась одежда.

Для этого надо встать в круг, закрыть глаза и тот кого я коснусь рукой тот же час окажется в прошлом.

Вокруг вас я обойду, в путешествие возьму.

Один, два, три, четыре, пять можно глазки открывать.

Ребята, откройте глаза (воспитатель обращает внимание на экран проектора). Посмотрите, мы с вами перенеслись в древний мир.

(Слайд 1; 1мин ).

Обратите внимание на этого человека и его одежду.

Как он одет? (в шкуру животного)

А почему он одет в шкуру животного? (не было другого материала)

Одежда из шкур была основной одеждой у древних людей.

Шкуры животных древние люди обрабатывали простейшими орудиями труда: осколками камней (Слайд 2; 30 сек. ).

Позже они научились шить и даже придумали делать иглы из кости

(Слайд 3; 30 сек.).

Как вы думаете, для чего людям понадобилась одежда? (Нужно было закрыть себя от жары или холода, предотвратить свою кожу от укусов насекомых, змей и прочих животных).

- Время шло, менялся человек, а вместе с тем менялась и одежда человека. (Слайд 4; 1мин ).

В разных частях света люди одевались по-разному. Появилась ткань.

Вот так одевались в древней Греции. Они носили туники, а сверху повязывали кусок ткани, которая называлась – «пеплос», и прихватывая на плечах заколками.

Игра «Стань на время жителем Древней Греции».

Попытайтесь кусок ткани превратить в «пеплос»

(Детям предлагается кусок ткани, помогая друг другу, дети одевают ее на себя).

«Греческий танец»

Дети выполняют под музыку элементы греческого танца

- Посмотрите, как красиво одевались жители древней Руси!

(Слайд 5; 1 мин ).

Кто знает, что такое Русь? (Раньше наша страна - Россия называлась Русь).

Женская одежда состояла из рубахи, и одежды, похожую на сарафан, которая называлась «запона», обязательно был пояс. Женщины носили накидку, которая в те времена называлась «навершник».

Что носили мужчины?

Мужская одежда Древней Руси состояла из рубахи, пояса и штанов. Рубаха обязательно подпоясывалась. И также носили красивые накидки.

Но была и особая одежда, посмотрите.

(Слайд 6; 1 мин ).

Кто это? (богатыри)

Что делали богатыри? (защищали Русь от врагов)

Во что они одеты? (кольчуга, штаны, шлем, сапоги).

Физкультминутка «Богатыри»

Дружно встанем – раз, два, три –
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще, через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо –
Получается на славу!

Менялись времена, менялась и одежда.

Посмотрите, как выглядела одежда чуть позже – в средние века

(Слайд 8; 30 сек.).

Какой стала одежда?

Как вы думаете, кто шил одежду? (портной)

(Слайд 8; 15 сек )

Дети вместе с воспитателем встают в круг «Машины времени» и медитируют, таким образом, как бы переносясь в современный мир.

Мы с вами перенеслись в наше время. Посмотрите, как изменилась одежда!

(Слайд 9; 15 сек)

Современная одежда очень разнообразна.

Назовите, какая бывает одежда? (спортивная, летняя, рабочая; детская, мужская, женская, праздничная и т.д.).

Воспитатель показывает слады, дети перечисляют виды одежды .

(Слайды с 10 по 15; 1мин).

Спортивная одежда

Летняя одежда
Зимняя одежда

Рабочая одежда

Праздничная одежда

Есть еще много видов одежды, но их мы рассмотрим в другой раз?

Кто придумывает одежду? (модельер)

Кто шьёт одежду? (портной, швея)

Из чего шьют одежду? (из ткани)

Дидактическая игра «Распредели ткани и материалы по сезонам».

Детям предлагаются карточки с изображением времен года и кусочки тканей и материалов. Задание заключается в том, чтобы разложить ткани и материалы, из которых может быть изготовлена одежда, рядом с картинками соответствующих сезонов:

Лето - ситец, лен, хлопок, шелк.

Зима – шерсть, мех.

Осень и весна – шерсть кожа.

Формулирование проблемы

Ребята, а вы хотели бы побывать в роли модельера?

Представьте, что вы модельеры и вам необходимо выпустить новую коллекцию одежды.

А вам какую одежду вам нравится носить?

Я приглашаю вас в творческую мастерскую. У вас у каждого есть своя модель (плоскостная кукла), ее нужно одеть. Вам нужно включить свою фантазию и одеть, свою модель так, как вам хочется.

(Для работы детям были предложены различные материалы. Кусочки различных тканей, кусочки меха; клей, ножницы, плоскостные бумажные куклы)

В конце занятия дети рассказывают о своей деятельности и демонстрируют изготовленные модели.

Организуется выставку новой коллекции одежды.

Итоговое обсуждение деятельности о наиболее интересных и запоминающихся моментах.

Давайте вспомним, как появилась одежда. Ребята, как назывались люди, которые первый раз оделись в одежду? (Пещерные люди)

Какую одежду носили пещерные люди? (Одежду из шкур животных)

Как одевались люди Древней Руси?

А чем отличается современная одежда от одежды древних людей? (Современная одежда красивая, удобная, и очень разнообразная).

На самом деле, история детской моды насчитывает всего 200 лет. А до этого времени детская одежда вообще не имела отличий от взрослой. Как только ребенка переставали заворачивать в пеленки, на него надевали длинное платье. Причем различий между мальчиками и девочками не делали! И те, и другие носили длинные, кудрявые локоны и были одеты в платье!

Средние века

В богатых семьях детей наряжали в пышные платья, которые с точностью до самых мелких деталей копировали взрослый наряд. Более того, с 4-5 летнего возраста дети были вынуждены носить корсет, парик или напудренные волосы, и им даже клеили мушку на щечку! Ребенок походил на уменьшенную копию взрослого.

Интересно, что для того, чтобы можно было отличить мальчика от девочки, на картинах мальчиков изображали со шпагой.

← Вот так выглядела детская одежда в средние века: слева - мальчик, справа - девочка.

В средневековье отношение к детям отличалось от современного. Оно не было таким эмоциональным и сентиментальным, как в настоящее время. Ведь раньше детская смертность была не редкостью, а потому, родители относились к этому философски, и старались не привязываться к детям. Ребенка стремились как можно раньше сделать взрослым, и поэтому одевали их соответственно.

Бедные семьи не могли позволить себе роскошную детскую одежду. Одежда для детей из бедных семей перешивалась из старых платьев и представляла собой свободную тунику до пола.

Удивительным является еще тот факт, что грудных детей очень долго туго пеленали, полностью сковывая движения. Тогда считалось, что движения могут привести к деформации костей, и поэтому до 9 месяцев ребенок был практически неподвижен.

XVIII - XIX век

Детская мода , по мнению многих началась в конце 18 века. Тогда детям разрешалось не носить корсеты и парики, и появляются первые пиджаки для мальчиков, которые копируют офицерскую форму. Тогда же появились свободные муслиновые платья для девочек с широким пояском. Под платье полагалось надевать кокетливые штанишки для девочек со множеством кружевных оборок. Но такую одежду можно было носить с 7-8 лет, а до этого возраста детская одежда для мальчиков и девочек никак не различалась, и мальчики по-прежнему наряжались в платья. Эта традиция сохранялась довольно долго - вплоть до середины 20 века.

Как вы думаете, кто изображен на фото? Это очаровательная девочка? На самом деле - это американский президент Франк Делано Рузвельт в возрасте 2,5 лет (1884 год).→

Этот факт объясняется еще строгим религиозным воспитанием, когда тема взаимоотношения полов была под запретом, а детская одежда была «однополой».

XIX-XX век

Конец 19 века - это время прорыва детской моды. Связано это с бурным развитием легкой промышленности. Детская одежда становиться непохожей на взрослую, и появляется отдельное направление моды - !

Помните, чудесный матросский костюмчик для мальчиков? Матросская тема была очень популярной в конце 19 века. Есть мнение, что тему с матроссками придумала известная при европейских Дворах портретистка Элизабет-Луиз Виже Лебрен. Именно она повлияла на развитие детской моды в России, внеся в нее элемент свободы и романтики. Впрочем, матроску носили и девочки, а потом одежда с морской тематикой вошла и во взрослую моду.

Но более правдоподобной версией можно считать другую. Начало моды на матроски берет от королевы Виктории и принца Альберта, которые одели в матросские блузы и клеши своих мальчиков, желая подчеркнуть связь монархии с королевским военно-морским флотом.

Сегодня матросская тема снова в моде. Взрослые с удовольствием надевают полосатую одежду и носят якоря на груди. Детская одежда не отстает и наша компания выпустила летом 2013 года полосатые новинки для каталога интернет магазина .

В конце 19 века гувернеры и гувернантки отошли на второй план, и дети элиты начинают обучаться в гимназиях, школах и интернатах. В это время появляются "школьная форма", то есть одинаковая детская одежда для всех учащихся. В то же время, для девочек появляются специальные платья из сукна с кокетливым бантом на талии.

Платья для девочек с бантом на талии продолжают оставаться популярными и в нашем магазине детской одежды Вы можете встретить такой фасон в нескольких цветовых исполнениях. Это очень популярная модель. И не удивительно! Ведь в таком платье девочка может как сидеть за партой, так и идти на праздник.

В 19-м веке девочки на праздник надевали белые платья из муслина и батиста, украшенные вышивкой, лентами и кружевами. Сегодня все чаще праздничные платья для девочек изготоваливают из ацетата, из полиэстера и другой химии. Наша компания против такой традиции и потому мы выпускаем одежду только из натуральных материалов.

Современная детская мода постоянно меняется, появляются новые стили, течения и модели. Vikki-Nikki внимательно следит за трендами детской одежды. Благодаря современному производству, расположенному в той же стране, где и происходит продажа, мы выпускаем новые модели каждый месяц и постоянно на пике популярности. Вы можете купить из ассортимента нашего магазина: футболку с усами , футболку с рисунком пирожного , одежду в полоску, юбку с баской и многие другие самые современные и популярные модели. Наши дизайнеры все время придумывают что-то новенькое. Именно мы первые запустили в моду футболки с разноцветными рукавами и футболки с печворком . Каждый раз стараемся придумать что-нибудь яркое, стильное и модное. Заходите почаще к нам в гости, потому что новинки появляются - каждый месяц!

  • Мне нравится

Ранее, во все времена детская одежда была точной уменьшенной копией взрослой. В конце 18 века одежда детей не отличалась разнообразием. Одежда юношей и девушек шили из похожего материала, в одном фасоне. Делали их одинаково: шили гладью кружево, шнуры, делали аппликацию. Детские костюмы часто шили из бархата и отделывали белыми воротничками или жабо. В XIX в. интерес к проблемам детской одежды не ослабевал. Но в начале 20 века известная в тех кругах модельер Жанн-Мари́ Ланве́н навсегда перевернула представление о детской одежде. Жанна, которая шила в те времена популярные женские шляпы и платья, стала шить маленькие модные платья для своей маленькой дочери Маргарет.

Жанна не выдумала что-то экстраординарного, а просто шила удобные платья для различных подвижных игр, позволяющую двигать ручками и ножками. Вскоре эти наряды стали востребованы среди мамочек и в 1908 году Жанна представила первую детскую коллекцию на показе мод.


Однако сегодня многие западные государства продолжают ценить эксклюзивную работу (Hand Made). Современные вещи функциональны, практичны и очень разнообразны. Силуэты в основных чертах повторяют взрослые модели. Используются в основном натуральные и инновационные ткани. Экономический кризис стал причиной того, что детские платья для праздника, представленные в последних коллекциях адаптированны так, что бы их можно носить каждый день. Также “уличная” одежда для девочек, много деталей взяла от гардероба мальчиков.


Детская мода в XXI веке стала экологичной, а за счет многообразия стилей и большого ассортимента одежды отражает прежде всего индивидуальный стиль родителей и их детей.

Вся история детской одежды насчитывает более 200 лет назад. Одежда для мальчиков и девочек до этого времени была лишь уменьшенной копией взрослой. В Древнем Египте дети совсем не носили одежды. Там былитолько украшения, которые они носили в юности своей, а потом когда их состригали, по поверьям ребенок становился взрослым. Младенцев в среднем веке тупо пеленали, считалось, что с помощью этого ноги и руки у него вырастут прямыми и малыш не сможет пораниться и простудится.

Когда малыш начинал ходить, то его одевали в длинные сорочки. Этот вариант особо подходил небогатым родителям, потому как их дети могли носить одежду подобного кроя. Достигнув 7-10 лет, дети переставали считаться отличными от взрослых, поэтому они одевались, так же как и их родители. Семнадцатый век принес новые веяния в детскую одежду. Гардероб детей разнообразился длинными платьицами, рубашками, чепцами и вышивкой.

В Девятнадцатом веке возникло разделение мальчикам – голубое, девочкам – розовое. В это время девочки начинают носить панталоны. Мальчики же практически копируют девочек, они носят шотландские юбки, короткие туники и обувь на высоком каблуке. В дальнейшем возникает популярный «матросский костюмчик» и туфельки с перепонкой. Помимо этого в моду входит бельевой стиль. Рубашки дети носили с длинным рукавом и эта длинна, зависела от времени суток. Сверх нее надевалась маечка с пуговицами, к которой присоединялась подвязка для чулок.

В конце ХІХ века начинается производство детской одежды и оно было связано с бурным развитием легкой промышленности. Для детей открываются первые магазины, в которых продают только детский товар. А начало ХХ века приносит нам моду американских платьев – со свободной талией и длинной до колен. В этом веке детскую одежду задают не родители, но малыши. Как и эмансипированные женщины девочки начинают носить брюки. Так же особенно в это время ценятся ручные работы, украшение бисером и вышивкой. Это мастерство передают из поколения в поколение. В детской одежде современные дизайнеры стараются объединить яркие расцветки, натуральные ткани и удобный покрой. Мода на детскую одежду давно уже перестала быть одной из частей взрослой, теперь она развивается самостоятельно.


История детской одежды

Детская мода сделала свои первые, очень робкие шаги более 200 лет назад. Родилась она в Англии и начала с претворения в жизнь призыва . Жана-Жака Руссо «Назад, к природе». Родители решили, что детей нельзя одевать как взрослых, омрачая этим их самые радостные годы. И мальчишки меняют тесную офицерскую униформу на пиджак. Девочки избавляются от тиранства корсетов и неудобных кринолинов, отныне они вслед за маленькими англичанками будут носить свободные муслиновые платьица с пояском. Увлечение новой удобной, легкой одеждой сделало жизнь детворы значительно проще. Немного позже мальчишки с удовольствием воспримут широкие матросские брюки и модные вплоть до нашего времени матросские воротники. Волосы их уже не задыхаются под париками, а свободно вьются по плечам и обрамляют лицо. Так было в 80-х годах XVIII века...

Пляжный ансамбль 1809 г

А до этого одежда на щадила и детей. Грудного ребенка закутывали в пеленки так, что он был похож на мумию. Считали, что так он будет вне опасности простудиться и пораниться. Но, кроме того, детей пеленали и с целью помешать двигаться - родители были убеждены, что движение в этом возрасте деформирует кости... Только после Первой мировой войны, когда современные понятия о гигиене и здоровье начали пробивать себе путь, новорожденные «официально» получили право двигать руками и ногами. Вместо мерзких пеленок им начали вязать детскую одежду, и непременно девочкам розовую, а мальчикам голубую.

Для детей постарше освобождение от тирании одежды наступило после Французской революции, с утверждением стиля «ампир». Еще с 1807 года девочкам позволялось носить платьица до колен - с потайными штанишками, которые кокетливо выглядывали из-под юбочек.

Кружево и воланы. 1850 г .

Такие штанишки им пришлось носить еще долгие годы... С 1845 года девочки уже носили под кринолинами юбки, а мальчики выглядели как девочки - носили короткие туники, из-под которых были видны штанишки, также украшенные воланами. Кроме этого, они носили обувь на высоком каблуке с пуговицами, а позже - русские рубашки и шотландские юбочки.

С 1869 до 1875 г. девочки, как и их матери, вынуждены были носить смехотворный турнюр - целую конструкцию из слоновой кости или подушечку под многочисленными воланами и складками на юбке, а поверх всего этого - жакет, чтобы придать женщине «вполне благопристойный» вид.

В середине XIX века появилась детская одежда, которая до сего дня остается любимой и модной - матросский костюмчик.

К 1890 году дамы еще защищались от солнечных лучей с помощью широкополых шляп и кокетливых зонтиков, но и взрослые, и дети уже начали наслаждаться солнцем и прогулками по берегу моря. Наступило время целомудренных купальных костюмов с длинными рукавами и штанинами, а также туник. Спорт становится частью жизни, и перед детьми открывается невиданная свобода. В прошлом одному портному риходилось обшивать не только все семейство, но и кукол детей - куклы должны были быть одеты, как люди. Но во второй половине XIX века начала бурно развиваться легкая промышленность, торговцы обращали все большее внимание на детскую моду. Появились магазины детской одежды и сразу же начали процветать. Даже высокая мода заинтересовалась этим вопросом.

Первым детским модельером стала Жанна Ланвен - первая женщина, открывшаядверь в мир Haute Couture. На клиенток произвел впечатление тот факт, что ее обожаемая дочь Маргарита всегда была чудесно одета, и они уговорили ее шить и для их детей.

Безумные двадцатые годы двадцатого столетия освободили и родителей, и детей от тирании «общепринятых норм» ношения одежды. «Американское платье» - воздушное платьице с двумя отверстиями для рук, а также короткая пелеринка стали криком моды. Талия - свободна, ноги - открыты, легкая ткань ласкает кожу. Но самая большая перемена началась со Второй мировой войны. Девочки в первый раз натянули брюки. Равноправие между полами в области одежды затронуло и детскую моду. Сегодняшние дети любят детали - кармашки, пуговицы, но любят и удобство. Девочки снова тянутся к романтичным платьицам, а мальчики как огня сторонятся всего того, что, по их мнению, является «девчачьим». Как и во все времена, родители стремятся одевать детей красиво и прививать им хороший вкус.

Форменное великолепие

В дореволюционной России существовало чрезвычайно уважительное отношение ко всяким униформам - на то были свои исторические причины, порожденные реформами петровского времени. В гардероб ребенка обязательно входила форменная одежда. Вот один из примеров - записи из приходно-расходной книги ростовской помещицы 40-х годах XIX века говорят о том, что для подрастающего сына Миши покупались дорогие костюмы. Когда мальчику исполнилось 4 года, он получил парадный костюм, состоящий из платья, шляпы, парика и шпаги (86 руб.). В пять лет ему были приобретены «платье казацкое» и «платье гусарское», каждое стоимостью в 100 рублей.
Одежда для учащихся школ, гимназий, училищ не избежала сложившейся традиции. Дети носили форму не только в учебное время, но и в театр, в гости, на праздники и балы. У гимназисток была повседневная и парадная форма (белый передник, пелерина или подобие большого белого воротника-косынки с воланами и кружевом). Девочки 15-16 лет использовали любую возможность, чтобы блеснуть во взрослой одежде.
В знаменитом французском интернате для девочек в Сен-Сире, и в Смольном (многие его обычаи заимствованы у Сен-Сира) каждому «возрасту» был присвоен свой цвет платья: для воспитанниц 6-9 лет - коричневый (кофейный), 9-12 лет - голубой, 12-15 лет - серый и 15-18 лет - белый. В Смольном такие цвета имели парадные платья учениц, сшитые из шелка. В обычные дни носили платья из камлота, выписываемого специально из Англии. Есть предание, что костюмы учениц придумала сама Императрица Екатерина II. Девочки первых трех возрастов носили белые передники, старшие - шелковые зеленые, а на шее - ленточку цвета, выбранного их благотворителем. Особый статус был у пансионерок, которых содержали на деньги Императрицы - они носили зеленые платья с белой пелериной. До 12 лет девочкам коротко подстригали волосы.

Спорт и дети

Влияние спорта в конце XIX века стало настоящим спасением для детей. С уходом корсета исчезли чрезмерно стройные талии, но вместе с ними и мигрени, и нездоровый цвет лица. Впервые за многие века «маленькие взрослые» получили свободу движения и самовыражения. Теннис, коньки, велосипед, гимнастика, плаванье - вот немногие из популярных видов спорта тех лет.

С развитием железных дорог, стало модным выезжать на воды, появились первые курорты, куда отправлялись целыми семьями. Портные разработали специальную одежду, свободную для движения, облегченную и скромную. Для девочек и их мам предложили своеобразные туники, стянутые поясом и панталоны ниже колен. К такому наряду прилагались черные купальные чулки и легкая обувь. Ансамбль заканчивался головным убором. В начале двадцатого века девичий купальный костюм стал цельнокроеным, более блузообразным в верхней части, талия подчеркивалась кушачком. Для детей купальный костюм выполнялся из светлых хлопковых материалов.
Повсеместное развитие физической культуры в первой половине XIX века в Западной Европе (Дания, Швеция, Франция, Германия и др.) тоже предполагало наличие специальной одежды. Тогда появились первые учебные заведения для подготовки учителей гимнастики. В России это произошло в середине XIX в. В военных учебных заведениях, например, в Стрелковой офицерской школе, в фехтовально-гимнастических кадрах (курсах) в Петербурге. В 1896 П.Ф. Лесгафт организовал в Петербурге специальные курсы воспитательниц и руководительниц физического образования.
Развитие спортивного платья двигалось по тому же принципу, что и купальный костюм. Верхнее платье с узким лифом, но с укороченным рукавом комплектовалось обязательными штанишками ниже колен, под которые одевались чулки. В дальнейшем верхняя часть костюма стала более свободна, а в последствии свободный лиф стали объединять с очень широкими шароварами. Но сколько столетий прошло, пока дети получили такую долгожданную свободу!

Детский праздник в столице Российской Империи - в Рождество 1913-1914 гг

Дети в Стране Советов

В неспокойный XX век в России идеализированный образ ребенка полностью поменялся. И не только образ. Дети перестали быть ангелочками, они превратились в младших товарищей. Ведь главной задачей молодой советской власти было создание нового человека с новым мышлением, новым сознанием и… новым телом.
Крепкое загорелое тело строителя коммунизма не признавало понятия пола. Мы до сих пор встречаем в произведениях советского реализма эти образы. Эта идея отразилась и на детях. Вспомните советские фильмы 30-х годов, девочки и мальчики в одинаковых белых рубашечках и панамках, свободных шароварах маршируют под дробь барабана. Идея сама по себе замечательная, ведь после многолетних «оков» одежды, свободные маечки и трусики, в которые одели детей, как нельзя отвечали гигиеническим требованиям. Но детское белье сразу потеряло свое лицо, свою особую эстетику и уникальность. Остался лишь голый функционал.
Стиль под названием «советское белье» появился не сразу, он оттачивался десятилетиями. Казарменный, унифицированный и милитаристский. Исчез социальный символизм, так как было провозглашено равенство классов. Массовое унифицированное производство породило этого некрасивого ребенка, без всяких признаков на пол, эксклюзивность и приватность. Правительство СССР раз в 5 лет решало, какие детские модели будут шить и какие нововведения должны быть, чтобы выполнить пятилетку, какие размеры могут быть, вплоть до кол-ва пуговиц на детском белье. И производство давало. Над образом советского человека работали целые проектные бюро. Унификация и стандартизация - вот основные постулаты в белье, задушившие все остальные.

Эта идея особенно была сильна в 20-30-40-м военных годах при попытке создания коллективистского общества. Но в первые десятилетия после утверждения Советской власти что-то из детского белья предыдущей поры, конечно же, сохранилось. Малышей еще по-прежнему одевали в вещи сделанные до революции или частным образом. Но нужно признать, что фабрики, например, «Мосбелье», в какой-то степени сохранили в своем ассортименте «дореволюционные модели».
Такой был контраст между коллективистским идеалом, одинаковой одеждой и тем, что люди носили на самом деле, что-то как раз очень приватное, очень разное. А практика сохранения детских вещей жива и по нынешний день. Распространенная в советской культуре, она приближала обычные вещи к статусу реликвий.
Одним из ее проявлений является «донашивание». Особенно часто в практику передачи вещей по наследству включалась детская одежда и белье - дети «вырастают». Но вот пример, как на это реагировали сами дети. Моя хорошая знакомая, будучи девочкой, боролась как могла с этим явлением, донашивая одежду старшей сестры, а особенно колготки. Она разрезала их ножницами и выбрасывала в мусор, утверждая, что они износились. Ее мечтой стала собственная красивая одежда.

Многие 50-летние помнят, конечно, и детский лифчик, простой, с пристегивающимися чулочками. Его носили и мальчики, и девочки в детском саду. Причем женские чулки пристегивались спереди и сзади, а детские - только спереди. Они всегда провисали, чуть ли не до колен, а и из-под штанишек и юбок всегда торчали голые ноги. Это выглядело очень не эстетично и психологически многих травмировало. Поэтому некоторые проявляли не дюжинную смекалку, прибегая к «непреднамеренным социальным изобретениям». Примером могут служить «эрзац-колготки» - сшитые вместе чулки и трусы.

К слову сказать, чулки были страшно неудобной одеждой. Постоянно отстегивались или «выглядывали». А колготок промышленность в тот период не предлагала. Кроме того, чулки носили на круглых резинках, очень неудобных, натиравших кожу, но бывших большим дефицитом.

О появившихся позже детских колготках тоже можно вспомнить много интересного. Например, в условиях тотального дефицита не всегда можно было найти необходимый размер. Поэтому покупали имеющийся, а потом удлиняли! Для этого колготки распускали по петельным столбикам с определенной периодичностью и удлиняли на нужную величину.
Другой оригинальной находкой «народного дизайна детского белья» выступала майка, перешитая в купальник для ребенка: по нижнему срезу в нужном месте которой был проложен шов или пришиты плоские бельевые кнопки.

С нехваткой белья и ситуацией дефицита справлялись традиционно: с помощью спиц и швейной машинки. Теплое белье для малышей вязали. А первые рубашечки шили из выношенной хлопковой ткани. Вообще опыт изготовления белья был в каждой семье, как и машинка Зингер. Приобрести навыки по шитью позволяли школы, кружки или курсы кройки и шитья, которые функционировали в Советской России начиная с 1920-х годов. Со временем мастерство рукоделия вошло в обязательную школьную программу для девочек. Умение шить прививалось на уроках в школе не только в годы дефицита, но и в период «оттепели», когда проблемы с доступностью товаров стали менее актуальными. Что характерно, на этих уроках сначала учили шить трусы и ночные рубашки, а потом все остальное. Вот, например, книжка «Рукодельница» 1950 года учит: «Каждая девушка должна уметь шить себе бюстгальтер и трусы».
Мне кажется, что именно после войны сохранилась традиция утеплять свой быт. Мамы и бабушки говорили, что самое главное - это носить рейтузы. И детство всех девочек того поколения прошло в ужасе от этих слов и самого предмета обсуждения. Тут надо сказать отдельное спасибо китайским товарищам, фабрика «Дружба» предлагала очень симпатичные теплые панталоны, которые, от стирки к стирке сохраняли свой цвет и качество.
Что касается затронутой темы импортного белья, то много импортного детского белья попадало в СССР из стран Варшавского договора: Восточной Германии, Чехии и т.д. Доблестные жены военных, приезжая в отпуск на родину, привозили полные чемоданы детской одежды и белья. Понятное дело, что качество этих вещей очень отличалось от «совкового», за этим бельем тщательно ухаживали и передавали из рук в руки. А порой и продавали, даже ношенное.

Многие, наверное, помнят, что Советская пионерская мораль запрещала девочкам, например, под школьной формой что-то более женственное, нежели маечку и трусики. За комбинацию могли вызвать в родительский комитет и отчитать. А уроки физкультуры? Кто не помнит этих хлопчатобумажных трико со штрипками фиолетово цвета. У них оттягивались коленки, они жутко линяли при стирке, а неопытная прачка могла запросто испортить всю остальную одежду этой фиолетовой синевой. Позже мальчишки из старших классов носили их под брюками вместо колготок. Кальсоны для мальчиков уже были на задворках истории, а колготки уже не позволял носить статус взрослеющего мальчика.
Мое же поколение долго не вылезало из маечек и топиков, игнорируя «взрослое белье» - бюстгальтер, хотя формы давно уже вышли за параметры детских. Думаю, это было вследствие начинающихся перемен: перестройки, музыки Новой волны, а может и быть и банального дефицита. Но я помню, с каким удовольствием моя подруга с 12 лет носила бюстик отечественного производства из хлопка на каркасах в цветочек. Чуть позже очень модным считался бюстик с застежкой спереди, прозванный «Анжеликой». И наша подростковая субкультура утверждала, что только такой бюстик должен быть у взрослеющей девочки… или никакого вообще. Первый мой «взрослый» комплект белья был черного цвета с кружевом. Фирма Lauma, 90-й год... И чувствовала я себя совершенно взрослой.
Эпоха Советского периода сложна, интересна и неоднозначна. Идеи равенства и братства, тотального спорта во многом может быть были хороши. Но как я рада, что современные детки имеют то, чего были лишены их бабушки, мамы - разнообразия, удобства и индивидуальности.

error: Content is protected !!