Быт и бытовые отношения обществознание. §12. Быт и бытовые отношения. Семья как социальный институт
Домашнее задание:
- Быт и бытовые отношения
- Социально-бытовые интересы
- Материально-вещественная среда обитания
- Культура бытовых отношений
Слайд 2
- СОЦИОЛОГИЯ ИЗУЧЕТ БЫТ
- НА УРОВНЯХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЮДЕЙ. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ -
- С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МОТИВОВ ПОВЕДЕНИЯ
- ЭКОНОМИКА ИЗУЧАЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БЫТА.
- ЭТНОГРАФИЯ– ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИЙ, ОБЫЧАЕВ.
- БЫТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ- ЭТО УСТОЙЧИВАЯ СИСТЕМА ПОВСЕДНЕВНЫХ НЕПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ ПО ПОВОДУ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ИХ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ОСВОЕНИЯ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
НАУКИ, ИЗУЧАЮЩИЕ БЫТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Слайд 3
Социально-бытовые интересы
Слайд 4
Слайд 5
Культура бытовых отношений
- Культура организации досуга
Слайд 6
Культура рационального питания
- Полноценное (восполнение энергетического баланса в зависимости от климата, возраста, пола, роста, обмена веществ, характера труда и отдыха)
- Соотношение жиров, белков, углеводов, витаминов, минералов
- 4-х разовое питание в определенное время (РАМН РФ)
- Разнообразное меню, эстетика, рациональные покупки сытый человек – добрый человек
- Совместные трапезы
Слайд 7
Культура обустройства и организации жилища
- Дом – храм (для избранных)
- Дом – это жизнь, пространство для жизни
- Дом – гостиница
- Дом с модной обстановкой
- Дом – гостиничный номер (еще не выкинули, уже притащили)
- Американцы – стерильно-автоматизированное жилище
- англичане – максимально удобное
- японцы – «эстетическая нагота»
Слайд 8
Культура ведения домашнего хозяйства
Организация домашнего хозяйства (уборка, стирка, готовка, покупки)
« В супружестве хорошая организация дома не менее важна, чем любовь» . М. Плзак
Разделение труда (женщина тратит на домашнюю работу 40-45 час. в неделю, мужчина – 15-20 час.)
Развешивание белья, глаженье, готовка = энергии металлурга - 3 калории в мин
Слайд 9
Культура организации досуга
Увлечения: в Англии –садоводство, в Германии – спорт, в Болгарии – художественная самодеятельность, в Японии – фурю (изящный досуг –икебана, живопись, хокку)
Бытовые отношения — это устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных по-
требностей (в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья, уходе за детьми, а также освоении духовных благ, культуры, общении, отдыхе, развлечениях, физическом и культурном развитии).
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ ИНТЕРЕСЫ
Ценности быта представляют собой качества, которые обеспечивают комфорт, доставляют радость. Обустройство быта, в том числе жилья, является одной из главных забот повседневной жизни. Социально-бытовые интересы человека направлены на те предметы и явления, которые способны удовлетворить его потребности, лежащие за пределами производственной сферы.
Существуют различные классификации социально-бытовых интересов. Приведем примеры некоторых из них.
^ В зависимости от качества потребностей различают социально-бытовые интересы, направленные на удовлетво рение материальных потребностей, и интересы, связанные с нуждами развития человека, определяемые уровнем разви тия человека и его самосознания. К числу первых относят интересы, ориентированные на обеспечение человека продуктами питания, обувью, одеждой, предметами быта; оплату жилья, коммунальные и транспортные услуги; заботу о сохранении и поддержании здоровья; сюда также относят и жилищные интересы человека (строительство собственного дома, дачи или гаража, ремонт квартиры и т. п.), а также интересы, связанные с бытовым трудом (ведение домашнего хозяйства, ведение личного подсобного хозяйства (покупка минеральных удобрений, скота, корма, семян, саженцев, строительство помещений и т. п.). Ко второй группе традиционно относят досуговые интересы человека (посещение театров, концертов и т. п.), а также интересы, позволяющие создать наиболее оптимальные условия для повышения уровня образования и т. п. (Вспомните другие духовные потребности человека и предположите, какие интересы в социально-бытовой сфере они порождают.)
^ В зависимости от типов социального объединения и об щения выделяют бытовые интересы семьи, соседей, товарищеских компаний, молодежных групп и т. д.
^ По территориальному признаку различают социально-бытовые интересы городских, сельских жителей, жителей мегаполисов, крупных, средних и небольших городов и т. п.
^ Демографический признак лежит в основе выделения социально-бытовых интересов детей, молодежи, представителей среднего возраста, пожилых людей и т. п.
Конечно, предметы и способы удовлетворения потребностей различны. Одному человеку необходим минимальный набор продуктов, для него питание — лишь способ поддержания нормального уровня функционирования организма. Для другого важно хорошо и вкусно поесть. К тому же способы удовлетворения одной и той же потребности одного человека варьируются в разных условиях. В то же время процессы, происходящие в сфере быта, приводят к стандартизации некоторых его элементов. Это порождает сходный
образ жизни
у представителей определенных социальных и профессиональных групп.
КУЛЬТУРА БЫТОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Выступая прежде всего основным пространством воспроизводства личности, бытовая деятельность, с одной стороны, столь же непреложна по своему предназначению, как и трудовая (ибо без удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, так же как и без труда, человек существовать не может). С другой стороны, она содержит в себе определенную свободу выбора варианта поведения, последовательности действий, что является характеристикой преимущественно досуговой деятельности. Следовательно, бытовая деятельность оказывается, по сути, промежуточной меж ду трудом и досугом.
Материально-вещественная среда обитания служит для обеспечения наиболее комфортных условий жизни человека; удовлетворения его нужд и желаний; создания теплого и дружеского климата. Обратим внимание и на то, что в бы ту необходимо учиться правильному поведению, формировать культуру бытовых отношений.
^ Под культурой бытовых отношений традиционно понимают правила и нормы поведения людей в непроизводственной материальной и социальной сферах жизни. Можно выделить ряд составляющих: культура питания; культура обустройства и организации жилого помещения; культура ведения домашнего хозяйства; культура организации личного (семейного) досуга.
^ Культура питания прежде всего предполагает рациональное питание, удовлетворяет все энергетические потребности организма. Она строится с учетом пола, возраста, тяжести труда, климатических условий, национальных и индивидуальных особенностей каждого человека. Что же составляет культуру питания? Умеренность в еде и разнообразие пищи, сбалансированный рацион, экономический расчет в покупке продуктов питания и соблюдение режима питания.
К числу самых сложных и трудоемких видов деятельности человека относится домашняя работа. Если работа по специальности требует определенного круга знаний и умений, то домашние дела требуют от человека самых разнообразных способностей и навыков. Здесь приходится быть поваром и уборщицей, художником и портнихой, экономистом и прачкой, педагогом, слесарем, садовником и т. п.
^
Культура ведения домашнего хозяйства
складывалась веками. Традиционно у семейного очага стояла женщина. В современных условиях структура и характер домашнего труда во многом определяются количественным составом семьи, числом детей, наличием пенсионеров и больных, возрастом всех членов семьи, профессиональной занятостью, уровнем денежных и натуральных доходов, семейным микроклиматом, жизненными ориентирами и установками, размером жилой площади, уровнем обеспеченности бытовой техникой, состоянием гардероба, уровнем бытовых удобств, спросом на товары и их предложением и т. д.
Тема:Быт и бытовые отношения
Цели и задачи: 1) познакомить с социально-бытовыми интересами человека, их классификацией, показать, какие объективные и субъективные факторы влияют на развитие социально-бытовых интересов, определить сущность и природу культуры бытовых отношений, исследовать степень влияния урбанизации на быт; 2) развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные
и проблемные задачи, осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к проблеме быта.
Оборудование: схемы, пакет документов.
Тип уроков: урок-исследование.
Хо д уроко в
Человек живет в мире повседневных, повторяющихся изо дня в день дел и забот. Но одни из нас ощущают себя от этого несчастными, а другие - умеют справляться с подобными явлениями.
«Радость жизни, умение подняться над серостью будней и показать нам, - писала о М. Пришвине его жена, - их смысл и красоту -все это не дано от рождения, а создано нравственной волей этого
человека, его убежденностью в добре жизни».
Как же сделать быт и бытовые отношения своими друзьями, а не врагами, как превратить их в радость жизни? Об этом и пойдет речь на нашем уроке.
Тема урока: «Быт и бытовые отношения».
План уроков
4. Урбанизация и быт.
II. Изучение нового материала
1. Социально-бытовые интересы
В процессе повседневной жизни человека складываются бытовые отношения - устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми удовлетворения для своих первоочередных потребностей:
в пище;
жилище;
поддержании здоровья;
уходе за детьми;
освоении духовных благ, культуры;
общении;
отдыхе;
физическом и культурном развитии.
То есть речь идет о ценностях быта. Так ли уж важно рассматривать ценности быта? Какую роль они играют в жизни человека? Существуют разные классификации социально-бытовых интересов. Работая с пунктом 1 § 12, заполните таблицу «Социально-бытовые интересы».
Социально-бытовые интересы
Исследуя проблему удовлетворения социально-бытовых потребностей человека, ученые сделали вывод о том, что степень удовлетворенности у разных людей будет различна. Одним подавай дворец роскошный, а другие, подобно кинику Диогену, готовы жить в бочке и довольствоваться самым малым. Рассуждая об удовлетворенности социально-бытовых интересов, социологи оперируют следующими понятиями:
- Скажите, существует ли прямая взаимосвязь и взаимозависимость между уровнем жизни и образом жизни.
- Как вы считаете, какие объективные и субъективные факторы могут влиять на развитие социально-бытовых интересов?
2. Материально-вещественная среда обитания человека
- Каждого человека окружает определенная материально-вещественная среда обитания. Предположите, что может входить в ее состав. (Дом, необходимое количество одежды, необходимое количество обуви, посуда, мебель, набор бытовой техники.)
- Иногда люди становятся рабами вещей. Как вы понимаете смысл этого выражения?
- К каким последствиям может привести возникающий культ потребительства, культ вещей? Ответ аргументируйте.
Трудно спорить о том, должны мы или не должны заботиться о своем комфорте, удовольствиях. Но не забывайте об атмосфере, среде, где вы будете жить, творить, отдыхать. А вещи, их количество, расстановка - это лишь одно из средств создания этой среды.
Материально-вещественная среда обитания служит для обеспечения комфортных условий жизни человека. Но при этом очень важно научиться правильному поведению, формировать культуру
бытовых отношений. Рассмотрим схему:
4. Урбанизация и быт
Внимательно прочитайте пункт 4 § 12 и ответьте на следующие вопросы:
- В чем вы видите особенность жизни людей в больших городах?
- Как следует рассматривать урбанизацию?
- Проанализируйте статистику городского населения.
- Как влияет процесс урбанизации на человека?
- Как изменяется психика человека?
- Какие меры предпринимают градостроители, чтобы нейтрализовать негативные явления, связанные с урбанизацией страны?
- Что можете предложить вы?
III. Итог уроков
В Германии более ста лет действует закон, по которому дети обязаны выполнять домашние работы. Законодательство определяет круг работ: до 6 лет - только игры; 6-10 лет - помощь в мытье посуды, мелкие покупки; 10-14 лет-уборка газонов, чистка обуви; 14-16 лет - работа на приусадебном участке.
- Предположите, почему круг обязанностей детей был распределен именно таким образом.
- Как вы думаете, почему и для чего был создан такой закон? Считаете ли вы, что подобный закон должен быть принят в России? Свой ответ обоснуйте.
Домашнее задание
Выучите § 12, выполните задания.
Просмотр содержимого презентации
«Быт и бытовые отношения»
Тема урока: «Быт и бытовые отношения»
«Семья – мой дом родной. Там я живу, там мой покой, Мое пристанище и кров, Мои мечты, моя любовь.» ,
- 1. Социально-бытовые интересы.
- 2. Материально-вещественная среда обитания человека.
- 4. Урбанизация и быт.
Бытовые отношения- это устойчивая система повседневных непроизводственных связей
между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных потребностей ( в пище, одежде, поддержания здоровья, уходе за детьми, а также освоении духовных благ, культуры общения, отдыхе, развлечениях, физическом и культурном развитии.
- 1. Социология
- 2. Социальная психология
- 3.Экономическая наука
- 4. Этнография
Социология изучает быт на уровнях общественной организации людей
Социальная психология с точки зрения мотивов поведения
Экономика изучает экономические особенности быта
Этнография особенности традиций, обычаев
Критерий
Виды интересов
Качество потребностей
Сущность
Типы социального объединения
Территориальный признак
Демографический признак
Образ жизни -
Уровень жизни -
Используется для…..
Качество жизни -
Характеризуется…
Зависит от…..
Свидетельствует о ….
Характеризуется…
Раскрывает сущность….
- Полноценное (восполнение энергетического баланса в зависимости от климата, возраста, пола, роста, обмена веществ, характера труда и отдыха)
- Соотношение жиров, белков, углеводов, витаминов, минералов
- 4-х разовое питание в определенное время (РАМН РФ)
- Разнообразное меню, эстетика, рациональные покупки
- сытый человек – добрый человек
- Совместные трапезы
- Дом – храм (для избранных)
- Дом – это жизнь, пространство для жизни
- Дом – гостиница
- Дом с модной обстановкой
- Дом – гостиничный номер (еще не выкинули, уже притащили)
- Американцы – стерильно-автоматизированное жилище англичане – максимально удобное японцы – «эстетическая нагота»
- Американцы – стерильно-автоматизированное жилище
- англичане – максимально удобное
- японцы – «эстетическая нагота»
Культура ведения домашнего хозяйства
- Организация домашнего хозяйства (уборка, стирка, готовка, покупки)
« В супружестве хорошая организация дома не м енее важна, чем любовь» . М. Плзак
- Разделение труда (женщина тратит на домашнюю работу 40-45 час. в неделю, мужчина – 15-20 час.)
- Развешивание белья, глаженье, готовка = энергии металлурга - 3 калории в мин
- Увлечения: в Англии -садоводство
- в Германии – спорт,
- в Болгарии – художественная самодеятельность,
- в Японии изящный досуг –икебана, живопись,
- В России – активный или пассивный, нехватка времени или «убить время»
В чем заключается особенность социально-бытовых интересов по сравнению с другими социальными интересами человека?
Какие объективные и субъективные факторы влияют на развитие социально- бытовых интересов?
Что такое культура бытовых отношений?
Как урбанизация влияет на быт?
Быт и бытовые отношения
1. Определение бытовых отношений.
Бытовые отношения - устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных потребностей(в пище, одежде, жилище,поддержания здоровья, уходе за детьми, а также в освоении духовных благ, культуры,общении, отдыхе, развлечении, физическом и культурном развитии)
2. Науки, изучающие быт и бытовые отношения между людьми:
а) социология;
б) социальная психология;
в) экономическая наука;
г) этнография.
3. Определение социально-бытовых интересов.
Социально бытовые интересы - интересы, направленные на те предметы и явления, которые способны удовлетворить его потребности,лежащие за пределами производственной сферы
4. Виды социально-бытовых интересов:
а) в зависимости от качества потребностей: социально бытовые интересы, направленные на удовлетворение материальных потребностей, и досуговые интересы, связанные с нуждами развития человека;
б) в зависимости от типов соц.объединения и общения: бытовые интересы семьи, соседей, товарищеских компаний, молодежных групп;
в) по демографическому признаку: социально-бытовые интересы детей, молодежи, представителей среднего возраста, пожилых людей и т.д.;
г) по территориальному признаку: интересы городских, сельских жителей, жителей мегаполисов, крупных, средних,небольших городов и т.д.
5. Факторы, влияющие на формирование тех или иных социально-бытовых интересов:
а) образ жизни;
б) стиль жизни;
в) знание, опыт, способности, убеждения, ценностные ориентации и др.;
г) качество жизни.
6. Компоненты материально-вещественной среды обитания человека:
а) жилище;
б) предметы, обеспечивающие комфортность проживания человека.
7. Факторы, влияющие на набор «необходимых предметов» для человека:
а) НТР;
б) уровень благосостояния человека;
в) уровень материального развития общества.
8. Определение культуры бытовых отношений:
Культура бытовых отношений - правила и нормы поведения людей в непроизводственной материальной и социальной сфере жизни
9. Компоненты культурно-бытовых отношений:
а) организация питания;
б) культура обустройства и организации домашнего хозяйства;
в) культура организации личного (семейного) досуга.
10. Определение урбанизации.
Урбанизация-рост городов и численности городского населения.
11. Влияние урбанизации на человека и общество:
а) разрушение ранее устойчивых традиционных социальных связей и традиционных регулятивных институтов;
б) скученность населения и безликость городской среды;
в) отсутствие должного социального контроля способствуют распространению не самых лучших образцов массовой культуры, увеличению количества неблагополучных семей, причастности молодежи к различным формам девиантного поведения.
12. Требования, способствующие созданию благоприятной жизненной среды:
а) наличие сильной, грамотной власти;
б) профессионально грамотное планирование жилой застройки и размещение промышленных предприятий;
в) доступность природной зоны и легкость контактов с ней;
г) совершенствование форм и методов организации досуга;
д) просветительская и оздоровительная работа;
е) благоприятное социальное настроение, самочувствие, удовлетворенность людей местом жительства;
ж) возможность реализовать материальные и духовные потребности.
Хотите лучше владеть компьютером?
Рассмотрим ситуацию, когда необходимо добавить в презентацию PowerPoint несколько музыкальных файлов, сменяющих друг друга в режиме демонстрации. В нашей учебной презентации 6 слайдов. Нужно добавить первый музыкальный файл, который будет воспроизводиться с 1 по 3 слайд, и второй файл, который будет звучать с 4 по 6 слайд. Как это сделать?
Читайте новые статьи
Урок может пройти плодотворно и радостно, на одном дыхании, а может вяло и скучно тянуться, изнуряя детей и учителя и не принося никому удовлетворения. И причина этого — не только методические ошибки, особенности материала и класса. Может быть, даже в большей степени причину надо искать в эмоциональном фоне урока, оказавшемся неблагоприятным. Создание эмоционального фона — это задача, которая неизбежно встает перед любым учителем и требует его внимания и усилий. Как создать положительный фон урока?
Как завладеть вниманием ученикав век цифровых технологий, когда поток информации полностью поглощает человека? Наверное, многим знакома ситуация, когда идет урок, а ученики смотрят на экран телефона и ничего не хотят больше делать. Как захватить внимание учащихся и сделать урок интересным? Рассмотрим несколько приемов создания заинтересованности на уроке.