Быт и бытовые отношения обществознание. §12. Быт и бытовые отношения. Семья как социальный институт

Домашнее задание:

  • Быт и бытовые отношения
  • Социально-бытовые интересы
  • Материально-вещественная среда обитания
  • Культура бытовых отношений

Слайд 2

  • СОЦИОЛОГИЯ ИЗУЧЕТ БЫТ
  • НА УРОВНЯХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЮДЕЙ. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ -
  • С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МОТИВОВ ПОВЕДЕНИЯ
  • ЭКОНОМИКА ИЗУЧАЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БЫТА.
  • ЭТНОГРАФИЯ– ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИЙ, ОБЫЧАЕВ.
  • БЫТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ- ЭТО УСТОЙЧИВАЯ СИСТЕМА ПОВСЕДНЕВНЫХ НЕПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ ПО ПОВОДУ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ИХ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ОСВОЕНИЯ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

НАУКИ, ИЗУЧАЮЩИЕ БЫТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Слайд 3

Социально-бытовые интересы

  • Слайд 4

    Слайд 5

    Культура бытовых отношений

    • Культура организации досуга
  • Слайд 6

    Культура рационального питания

    • Полноценное (восполнение энергетического баланса в зависимости от климата, возраста, пола, роста, обмена веществ, характера труда и отдыха)
    • Соотношение жиров, белков, углеводов, витаминов, минералов
    • 4-х разовое питание в определенное время (РАМН РФ)
    • Разнообразное меню, эстетика, рациональные покупки сытый человек – добрый человек
    • Совместные трапезы
  • Слайд 7

    Культура обустройства и организации жилища

    • Дом – храм (для избранных)
    • Дом – это жизнь, пространство для жизни
    • Дом – гостиница
    • Дом с модной обстановкой
    • Дом – гостиничный номер (еще не выкинули, уже притащили)
    • Американцы – стерильно-автоматизированное жилище
    • англичане – максимально удобное
    • японцы – «эстетическая нагота»
  • Слайд 8

    Культура ведения домашнего хозяйства

    Организация домашнего хозяйства (уборка, стирка, готовка, покупки)

    « В супружестве хорошая организация дома не менее важна, чем любовь» . М. Плзак

    Разделение труда (женщина тратит на домашнюю работу 40-45 час. в неделю, мужчина – 15-20 час.)

    Развешивание белья, глаженье, готовка = энергии металлурга - 3 калории в мин

    Слайд 9

    Культура организации досуга

    Увлечения: в Англии –садоводство, в Германии – спорт, в Болгарии – художественная самодеятельность, в Японии – фурю (изящный досуг –икебана, живопись, хокку)

    Бытовые отношения — это устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных по-
    требностей (в пище, одежде, жилище, поддержании здоро­вья, уходе за детьми, а также освоении духовных благ, культуры, общении, отдыхе, развлечениях, физическом и культурном развитии).


    СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ ИНТЕРЕСЫ

    Ценности быта представляют собой качества, которые обеспечивают комфорт, доставляют радость. Обустройство быта, в том числе жилья, является одной из главных забот повседневной жизни. Социально-бытовые интересы челове­ка направлены на те предметы и явления, которые способ­ны удовлетворить его потребности, лежащие за пределами производственной сферы.

    Существуют различные классификации социально-быто­вых интересов. Приведем примеры некоторых из них.

    ^ В зависимости от качества потребностей различают социально-бытовые интересы, направленные на удовлетво­ рение материальных потребностей, и интересы, связанные с нуждами развития человека, определяемые уровнем разви­ тия человека и его самосознания. К числу первых относят интересы, ориентированные на обеспечение человека про­дуктами питания, обувью, одеждой, предметами быта; опла­ту жилья, коммунальные и транспортные услуги; заботу о сохранении и поддержании здоровья; сюда также относят и жилищные интересы человека (строительство собственного дома, дачи или гаража, ремонт квартиры и т. п.), а также интересы, связанные с бытовым трудом (ведение домашнего хозяйства, ведение личного подсобного хозяйства (покупка минеральных удобрений, скота, корма, семян, саженцев, строительство помещений и т. п.). Ко второй группе тради­ционно относят досуговые интересы человека (посещение те­атров, концертов и т. п.), а также интересы, позволяющие создать наиболее оптимальные условия для повышения уровня образования и т. п. (Вспомните другие духовные по­требности человека и предположите, какие интересы в со­циально-бытовой сфере они порождают.)

    ^ В зависимости от типов социального объединения и об­ щения выделяют бытовые интересы семьи, соседей, товари­щеских компаний, молодежных групп и т. д.

    ^ По территориальному признаку различают социально-бытовые интересы городских, сельских жителей, жителей мегаполисов, крупных, средних и небольших городов и т. п.

    ^ Демографический признак лежит в основе выделения со­циально-бытовых интересов детей, молодежи, представите­лей среднего возраста, пожилых людей и т. п.

    Конечно, предметы и способы удовлетворения потребно­стей различны. Одному человеку необходим минимальный набор продуктов, для него питание — лишь способ поддер­жания нормального уровня функционирования организма. Для другого важно хорошо и вкусно поесть. К тому же спо­собы удовлетворения одной и той же потребности одного человека варьируются в разных условиях. В то же время процессы, происходящие в сфере быта, приводят к стандар­тизации некоторых его элементов. Это порождает сходный образ жизни у представителей определенных социальных и профессиональных групп.

    КУЛЬТУРА БЫТОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

    Выступая прежде всего основным пространством воспро­изводства личности, бытовая деятельность, с одной стороны, столь же непреложна по своему предназначению, как и тру­довая (ибо без удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, так же как и без труда, человек существовать не может). С другой стороны, она содержит в себе опреде­ленную свободу выбора варианта поведения, последователь­ности действий, что является характеристикой преимущест­венно досуговой деятельности. Следовательно, бытовая деятельность оказывается, по сути, промежуточной меж­ ду трудом и досугом.

    Материально-вещественная среда обитания служит для обеспечения наиболее комфортных условий жизни человека; удовлетворения его нужд и желаний; создания теплого и дружеского климата. Обратим внимание и на то, что в бы ту необходимо учиться правильному поведению, формиро­вать культуру бытовых отношений.

    ^ Под культурой бытовых отношений традиционно пони­мают правила и нормы поведения людей в непроизводст­венной материальной и социальной сферах жизни. Можно выделить ряд составляющих: культура питания; культура обустройства и организации жилого помещения; культура ведения домашнего хозяйства; культура организации лично­го (семейного) досуга.

    ^ Культура питания прежде всего предполагает рацио­нальное питание, удовлетворяет все энергетические потреб­ности организма. Она строится с учетом пола, возраста, тя­жести труда, климатических условий, национальных и индивидуальных особенностей каждого человека. Что же со­ставляет культуру питания? Умеренность в еде и разнообра­зие пищи, сбалансированный рацион, экономический расчет в покупке продуктов питания и соблюдение режима пита­ния.

    К числу самых сложных и трудоемких видов деятельно­сти человека относится домашняя работа. Если работа по специальности требует определенного круга знаний и уме­ний, то домашние дела требуют от человека самых разнооб­разных способностей и навыков. Здесь приходится быть по­варом и уборщицей, художником и портнихой, экономистом и прачкой, педагогом, слесарем, садовником и т. п.

    ^ Культура ведения домашнего хозяйства складывалась веками. Традиционно у семейного очага стояла женщина. В современных условиях структура и характер домашнего труда во многом определяются количественным составом се­мьи, числом детей, наличием пенсионеров и больных, воз­растом всех членов семьи, профессиональной занятостью, уровнем денежных и натуральных доходов, семейным мик­роклиматом, жизненными ориентирами и установками, раз­мером жилой площади, уровнем обеспеченности бытовой техникой, состоянием гардероба, уровнем бытовых удобств, спросом на товары и их предложением и т. д.

    Тема:Быт и бытовые отношения

    Цели и задачи: 1) познакомить с социально-бытовыми интересами человека, их классификацией, показать, какие объективные и субъективные факторы влияют на развитие социально-бытовых интересов, определить сущность и природу культуры бытовых отношений, исследовать степень влияния урбанизации на быт; 2) развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные

    и проблемные задачи, осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к проблеме быта.

    Оборудование: схемы, пакет документов.

    Тип уроков: урок-исследование.

    Хо д уроко в

    I. Организационный момент

    Человек живет в мире повседневных, повторяющихся изо дня в день дел и забот. Но одни из нас ощущают себя от этого несчастными, а другие - умеют справляться с подобными явлениями.

    «Радость жизни, умение подняться над серостью будней и показать нам, - писала о М. Пришвине его жена, - их смысл и красоту -все это не дано от рождения, а создано нравственной волей этого

    человека, его убежденностью в добре жизни».

    Как же сделать быт и бытовые отношения своими друзьями, а не врагами, как превратить их в радость жизни? Об этом и пойдет речь на нашем уроке.

    Тема урока: «Быт и бытовые отношения».

    План уроков

    4. Урбанизация и быт.

    II. Изучение нового материала

    1. Социально-бытовые интересы

    В процессе повседневной жизни человека складываются бытовые отношения - устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми удовлетворения для своих первоочередных потребностей:

    в пище;

    жилище;

    поддержании здоровья;

    уходе за детьми;

    освоении духовных благ, культуры;

    общении;

    отдыхе;

    физическом и культурном развитии.

    То есть речь идет о ценностях быта. Так ли уж важно рассматривать ценности быта? Какую роль они играют в жизни человека? Существуют разные классификации социально-бытовых интересов. Работая с пунктом 1 § 12, заполните таблицу «Социально-бытовые интересы».

    Социально-бытовые интересы

    Исследуя проблему удовлетворения социально-бытовых потребностей человека, ученые сделали вывод о том, что степень удовлетворенности у разных людей будет различна. Одним подавай дворец роскошный, а другие, подобно кинику Диогену, готовы жить в бочке и довольствоваться самым малым. Рассуждая об удовлетворенности социально-бытовых интересов, социологи оперируют следующими понятиями:

    - Скажите, существует ли прямая взаимосвязь и взаимозависимость между уровнем жизни и образом жизни.

    - Как вы считаете, какие объективные и субъективные факторы могут влиять на развитие социально-бытовых интересов?

    2. Материально-вещественная среда обитания человека

    - Каждого человека окружает определенная материально-вещественная среда обитания. Предположите, что может входить в ее состав. (Дом, необходимое количество одежды, необходимое количество обуви, посуда, мебель, набор бытовой техники.)

    - Иногда люди становятся рабами вещей. Как вы понимаете смысл этого выражения?

    - К каким последствиям может привести возникающий культ потребительства, культ вещей? Ответ аргументируйте.

    Трудно спорить о том, должны мы или не должны заботиться о своем комфорте, удовольствиях. Но не забывайте об атмосфере, среде, где вы будете жить, творить, отдыхать. А вещи, их количество, расстановка - это лишь одно из средств создания этой среды.

    Материально-вещественная среда обитания служит для обеспечения комфортных условий жизни человека. Но при этом очень важно научиться правильному поведению, формировать культуру

    бытовых отношений. Рассмотрим схему:

    4. Урбанизация и быт

    Внимательно прочитайте пункт 4 § 12 и ответьте на следующие вопросы:

    - В чем вы видите особенность жизни людей в больших городах?

    - Как следует рассматривать урбанизацию?

    - Проанализируйте статистику городского населения.

    - Как влияет процесс урбанизации на человека?

    - Как изменяется психика человека?

    - Какие меры предпринимают градостроители, чтобы нейтрализовать негативные явления, связанные с урбанизацией страны?

    - Что можете предложить вы?

    III. Итог уроков

    В Германии более ста лет действует закон, по которому дети обязаны выполнять домашние работы. Законодательство определяет круг работ: до 6 лет - только игры; 6-10 лет - помощь в мытье посуды, мелкие покупки; 10-14 лет-уборка газонов, чистка обуви; 14-16 лет - работа на приусадебном участке.

    - Предположите, почему круг обязанностей детей был распределен именно таким образом.

    - Как вы думаете, почему и для чего был создан такой закон? Считаете ли вы, что подобный закон должен быть принят в России? Свой ответ обоснуйте.

    Домашнее задание

    Выучите § 12, выполните задания.



    Просмотр содержимого презентации
    «Быт и бытовые отношения»


    Тема урока: «Быт и бытовые отношения»

    «Семья – мой дом родной. Там я живу, там мой покой, Мое пристанище и кров, Мои мечты, моя любовь.» ,


    • 1. Социально-бытовые интересы.
    • 2. Материально-вещественная среда обитания человека.
    • 4. Урбанизация и быт.

    Бытовые отношения- это устойчивая система повседневных непроизводственных связей

    между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных потребностей ( в пище, одежде, поддержания здоровья, уходе за детьми, а также освоении духовных благ, культуры общения, отдыхе, развлечениях, физическом и культурном развитии.


    • 1. Социология
    • 2. Социальная психология
    • 3.Экономическая наука
    • 4. Этнография

    Социология изучает быт на уровнях общественной организации людей

    Социальная психология с точки зрения мотивов поведения

    Экономика изучает экономические особенности быта

    Этнография особенности традиций, обычаев



    Критерий

    Виды интересов

    Качество потребностей

    Сущность

    Типы социального объединения

    Территориальный признак

    Демографический признак


    Образ жизни -

    Уровень жизни -

    Используется для…..

    Качество жизни -

    Характеризуется…

    Зависит от…..

    Свидетельствует о ….

    Характеризуется…

    Раскрывает сущность….



    • Полноценное (восполнение энергетического баланса в зависимости от климата, возраста, пола, роста, обмена веществ, характера труда и отдыха)
    • Соотношение жиров, белков, углеводов, витаминов, минералов
    • 4-х разовое питание в определенное время (РАМН РФ)
    • Разнообразное меню, эстетика, рациональные покупки
    • сытый человек – добрый человек
    • Совместные трапезы

    • Дом – храм (для избранных)
    • Дом – это жизнь, пространство для жизни
    • Дом – гостиница
    • Дом с модной обстановкой
    • Дом – гостиничный номер (еще не выкинули, уже притащили)
    • Американцы – стерильно-автоматизированное жилище англичане – максимально удобное японцы – «эстетическая нагота»
    • Американцы – стерильно-автоматизированное жилище
    • англичане – максимально удобное
    • японцы – «эстетическая нагота»

    Культура ведения домашнего хозяйства

    • Организация домашнего хозяйства (уборка, стирка, готовка, покупки)

    « В супружестве хорошая организация дома не м енее важна, чем любовь» . М. Плзак

    • Разделение труда (женщина тратит на домашнюю работу 40-45 час. в неделю, мужчина – 15-20 час.)
    • Развешивание белья, глаженье, готовка = энергии металлурга - 3 калории в мин

    • Увлечения: в Англии -садоводство
    • в Германии – спорт,
    • в Болгарии – художественная самодеятельность,
    • в Японии изящный досуг –икебана, живопись,
    • В России – активный или пассивный, нехватка времени или «убить время»

    В чем заключается особенность социально-бытовых интересов по сравнению с другими социальными интересами человека?

    Какие объективные и субъективные факторы влияют на развитие социально- бытовых интересов?

    Что такое культура бытовых отношений?

    Как урбанизация влияет на быт?


    Быт и бытовые отношения

    1. Определение бытовых отношений.

    Бытовые отношения - устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных потребностей(в пище, одежде, жилище,поддержания здоровья, уходе за детьми, а также в освоении духовных благ, культуры,общении, отдыхе, развлечении, физическом и культурном развитии)

    2. Науки, изучающие быт и бытовые отношения между людьми:

    а) социология;

    б) социальная психология;

    в) экономическая наука;

    г) этнография.

    3. Определение социально-бытовых интересов.

    Социально бытовые интересы - интересы, направленные на те предметы и явления, которые способны удовлетворить его потребности,лежащие за пределами производственной сферы

    4. Виды социально-бытовых интересов:

    а) в зависимости от качества потребностей: социально бытовые интересы, направленные на удовлетворение материальных потребностей, и досуговые интересы, связанные с нуждами развития человека;

    б) в зависимости от типов соц.объединения и общения: бытовые интересы семьи, соседей, товарищеских компаний, молодежных групп;

    в) по демографическому признаку: социально-бытовые интересы детей, молодежи, представителей среднего возраста, пожилых людей и т.д.;

    г) по территориальному признаку: интересы городских, сельских жителей, жителей мегаполисов, крупных, средних,небольших городов и т.д.

    5. Факторы, влияющие на формирование тех или иных социально-бытовых интересов:

    а) образ жизни;

    б) стиль жизни;

    в) знание, опыт, способности, убеждения, ценностные ориентации и др.;

    г) качество жизни.

    6. Компоненты материально-вещественной среды обитания человека:

    а) жилище;

    б) предметы, обеспечивающие комфортность проживания человека.

    7. Факторы, влияющие на набор «необходимых предметов» для человека:

    а) НТР;

    б) уровень благосостояния человека;

    в) уровень материального развития общества.

    8. Определение культуры бытовых отношений:

    Культура бытовых отношений - правила и нормы поведения людей в непроизводственной материальной и социальной сфере жизни

    9. Компоненты культурно-бытовых отношений:

    а) организация питания;

    б) культура обустройства и организации домашнего хозяйства;

    в) культура организации личного (семейного) досуга.

    10. Определение урбанизации.

    Урбанизация-рост городов и численности городского населения.

    11. Влияние урбанизации на человека и общество:

    а) разрушение ранее устойчивых традиционных социальных связей и традиционных регулятивных институтов;

    б) скученность населения и безликость городской среды;

    в) отсутствие должного социального контроля способствуют распространению не самых лучших образцов массовой культуры, увеличению количества неблагополучных семей, причастности молодежи к различным формам девиантного поведения.

    12. Требования, способствующие созданию благоприятной жизненной среды:

    а) наличие сильной, грамотной власти;

    б) профессионально грамотное планирование жилой застройки и размещение промышленных предприятий;

    в) доступность природной зоны и легкость контактов с ней;

    г) совершенствование форм и методов организации досуга;

    д) просветительская и оздоровительная работа;

    е) благоприятное социальное настроение, самочувствие, удовлетворенность людей местом жительства;

    ж) возможность реализовать материальные и духовные потребности.

    Хотите лучше владеть компьютером?

    Рассмотрим ситуацию, когда необходимо добавить в презентацию PowerPoint несколько музыкальных файлов, сменяющих друг друга в режиме демонстрации. В нашей учебной презентации 6 слайдов. Нужно добавить первый музыкальный файл, который будет воспроизводиться с 1 по 3 слайд, и второй файл, который будет звучать с 4 по 6 слайд. Как это сделать?

    Читайте новые статьи

    Урок может пройти плодотворно и радостно, на одном дыхании, а может вяло и скучно тянуться, изнуряя детей и учителя и не принося никому удовлетворения. И причина этого — не только методические ошибки, особенности материала и класса. Может быть, даже в большей степени причину надо искать в эмоциональном фоне урока, оказавшемся неблагоприятным. Создание эмоционального фона — это задача, которая неизбежно встает перед любым учителем и требует его внимания и усилий. Как создать положительный фон урока?

    Как завладеть вниманием ученикав век цифровых технологий, когда поток информации полностью поглощает человека? Наверное, многим знакома ситуация, когда идет урок, а ученики смотрят на экран телефона и ничего не хотят больше делать. Как захватить внимание учащихся и сделать урок интересным? Рассмотрим несколько приемов создания заинтересованности на уроке.

  • error: Content is protected !!