Как пробудить интерес ребенка к учебе. Как пробудить у ребенка интерес к учебе. Средняя школа: самостоятельность и поощрение

Часто родители перекладывают ответственность за нежелание ребёнка учиться на учителей. Мол, если не любит чадо математику, значит, это учитель плохой, не умеет преподнести урок так, чтобы заинтересовать малыша. Конечно, доля правды в этом есть. Но ведь привычка учиться и привитие любви к учёбе не может ограничиваться школьными стенами. И полностью снимать с себя ответственность за то, что ваш младшеклассник не хочет делать уроки, неверно. Те навыки и знания, которые малыш получает в школе, играют решающую роль в его интеллектуальном и социальном развитии. Но и в родительской поддержке он нуждается всегда.

Шесть шагов к успеху

Как привить ребёнку желание учиться?

Читайте с любовью

Привить любовь к чтению непросто. Начните с собственного примера - читайте как можно больше, чаще, вместе и по отдельности, вслух и с выражением! Пусть дома будут печатные книги (а не две электронные). Даже столовые салфетки и туалетная бумага могут быть тематически оформлены и содержать текст. Вы знаете, чем интересуется ваш ребёнок, - пусть в доме будет литература на волнующую его тему. Это сработает!

Поощряйте его интересы

Относитесь с уважением к интересам ребёнка. Даже если они кажутся вам глупыми или смешными. Увлечение малыша - это его первые шаги к самовыражению. Возможно, через увлечение вам удастся заинтересовать его обучением. Расскажите, что математика точно поможет ему достичь своей цели и стать бизнесменом, но при этом важно быть грамотным, поэтому нужно заниматься русским и английским.

Не переставайте играть

В игре мы развиваемся, оттачиваем навыки. Если думаете, что с момента поступления в школу игры нужно прекратить и только делать уроки, ошибаетесь. Игры стимулируют развитие кругозора, поэтому играть нужно! Просто в эти занятия добавляйте «школьную» информацию и говорите, что это всё безумно интересно и как хорошо, что на уроке он может узнать гораздо больше! (Конечно, чтобы играть было интересней.)

Делитесь знаниями

Рассказывайте ребёнку обо всём новом, что вы сами узнали. Пусть у него формируется чувство, что узнавать новое - здорово. И чем больше человек знает, тем больше у него интересов, больше тем для разговоров с другими людьми и мир для него становится шире и многограннее.

Интересуйтесь искренне

Расспрашивайте, даже если устали, ребёнка о том, чему он сегодня научился в школе. Искренне интересуйтесь тем, что ему понравилось и запомнилось, а что показалось скучным. Не спрашивайте об оценках. Говорите только о его интересах. Тогда он будет хотеть говорить вам о себе, а не о том, как его оценивают другие.

Фокус на сильные стороны

Если ваш ребёнок учится неровно и вы знаете, что, к примеру, у него хромает чтение, обсуждайте лишь его сильные стороны. Не выставляйте в центр внимания его слабые стороны, выделяйте его таланты и способности в других дисциплинах.

Зачем это нужно?

Полюбить и захотеть сделать то, что делать необходимо, сложно. Этому нужно учиться в ранние годы. Ведь потом вашего малыша ждут ещё более серьёзные и ответственные периоды жизни - учёба в институте, работа, создание семьи. И, когда мы умеем и можем себе объяснить, зачем нам нужно выполнять некое дело, всё у нас получается быстро и легко.

Елена Воробей, актриса:

Для начала нужно понять, почему так происходит, поговорить с ребёнком, возможно, обратиться к психологу, чтобы выяснить причины неуспеваемости. А причины могут быть разными - начиная с того, что ребёнок что-то не понимает, ему тяжело даётся школьная программа, заканчивая сложными отношениями в семье, классе, с учителем.

Заставить его двигаться стало очень трудно? Он отказывается учиться игре на фортепьяно? Время от времени большинство родителей сталкивается с тем, что ребенок внезапно теряет интерес к занятиям.

Внутренняя и внешняя мотивация. Дети могут проявлять активность самостоятельно. Иногда этому способствует авторитетный человек или определенная награда. Лучшая возможность для самореализации - позволить ребенку заниматься тем, что ему интересно. Чтобы поощрять интерес ребенка к совершенствованию, вам, вероятно, придется прибегать к награде наряду с разумными дозами похвалы и поддержки.
Родители Салли, чувствуя интерес дочери к музыке, поощряют ее игру на фортепьяно. Однако Салли сопротивляется: «Я не хочу. Я не люблю репетировать. Я предпочла бы играть во дворе». В конечном счете Салли садится за фортепьяно и продолжает заниматься, все еще сопротивляясь. После нескольких месяцев упорных репетиций родители понимают, что дочь наделена природным талантом пианиста, но Салли по-прежнему не заинтересована. Что должны сделать родители: не настаивать на репетициях или упорствовать в своем желании видеть свою дочь пианисткой? Ее мудрые родители настаивают на продолжении занятий. Они понимают, насколько важно развить чувство собственного достоинства у ребенка. Они поощряют ее: «Салли, мы любим слушать, как ты играешь». Они действительно слушают, когда она играет, и часто просят повторить на бис любимые произведения. Они вознаграждают ее новым платьем для выступления на концертах. Предвидя трудные дни, когда не будет желания репетировать, можно установить домашнее правило - без игры на фортепьяно запрещается смотреть телевизор. После шести месяцев занятий Салли может исполнить несколько больших произведений; часто исполняет их. Ей нравится, как их принимает ее аудитория. Она любит играть на фортепьяно и теперь делает это охотно. Собственное желание ребенка возобладало, так что родители могут отступить.

«Мама заставила меня». Каждый ребенок - это скрытый талант. Задача родителей - раскрыть его и создать все условия, чтобы он развивался. Иногда это вызывает сопротивление у ребенка, которое необходимо преодолеть. Затем это обязательно принесет плоды. Многие взрослые благодарны потом родителям за их упорство и настойчивость.
Вознаграждение должно следовать незамедлительно. Я пробовал говорить своим детям: «Когда станете старше, вы будете довольны, что научились играть на фортепьяно». Но для них «старше» было далеко, как космос; им казалось, что они никогда не дорастут до трех лет.
Дети живут в текущем времени. Чтобы решить трудную задачу, двоим из наших детей, было достаточно предложить остановку у магазина с мороженым, чтобы они могли съесть по рожку по дороге из школы домой. Если ребенок занимался больше необходимого, мы делали ему двойное поощрение. Когда мороженое потеряло свою значимость, мы подняли ставку, добавляя один доллар к их вознаграждению за каждый дополнительный час репетиций. Если награда больше не работает, необходимо искать новые занятия и увлечения. Когда Эрин было девять лет, она поняла, что фортепьяно не было для нее заветным желанием, и мы послушали ее. Она упорно продолжала заниматься, повышая класс игры, но мы позволили ей снизить интенсивность занятий игры на фортепьяно в пользу уроков по верховой езде. Через три года она стала очень хорошей наездницей. Время от времени она садится за фортепьяно для забавы или чтобы похвастаться перед своими друзьями. Ребенок будет делать работу из уважения к вам или самому себе. Он хочет вашего одобрения и нуждается в нем; это может стать побудительным мотивом для ребенка. Родители не должны ослаблять в детях чувство родительской любви, это непременное условие их успеха. Не наказывайте ребенка за неисполнение или некачественную работу.

Остерегайтесь внезапного изменения. Внезапное снижение интереса к различным увлечениям - это красный флажок, сигнализирующий, что у ребенка или в его окружающей среде происходит что-то неладное: конфликт в коллективе, потеря друга, чрезмерное волнение о школьных или домашних делах или прием наркотиков. Это сигнал к тому, что необходимо вмешательство родителей или даже консультация профессионала.

Дайте ребенку задание. Чувство, что задание, которое ты выполняешь, полезно не только для тебя, но и для окружающих, является очень важным стимулом в работе. Дженис, мать ленивого пятилетнего ребенка, называла его: «Мамин помощник» и всегда давала ему платную работу по дому. Для ребенка гораздо легче выполнять работу, если есть интерес к ней. Получение поощрения за хорошо выполненную работу (и как следствие хорошее поведение) - это не только важный воспитательный фактор, но и реальная жизнь.

Никакого интереса вообще. «Мой ребенок ничем не интересуется», - обратилась к нам за советом отчаявшаяся мать. Если это случилось, возможна, основная проблема в отсутствии чувства собственного достоинства, и основная задача состоит в том, чтобы сформировать его. Здоровое чувство собственного достоинства действует как внутренний стимулятор, создавая у ребенка состояние внутреннего удовлетворения и вызывая желание быть приятным для окружающих. Убедитесь, что ребенок не смотрит телевизор слишком долго, после чего его приходится успокаивать, и помните, что до возраста восьми, девяти или десяти лет ребенок не может самостоятельно, без родительского контроля закрепить полученные навыки.

Не спасайте своего ребенка от скуки. Дети должны пройти через состояние скуки, чтобы развить творческий потенциал. Если вы никогда не позволяете ребенку скучать и самому выходить из этого состояния, велика вероятность того, что он не разовьет свою творческую активность.

Книга: Ваш ребенок от рождения до 10 лет

Сейчас все больше детей открыто отказываются учиться, а те, которые этого не делают, учатся «спустя рукава» и тихо ненавидят все, что связанно с процессом обучения. Игнорировать подобные вещи нельзя, ведь всегда есть причина, объясняющая поведение ребенка.

Открыто общайтесь и поддерживайте обмен мыслями. Когда у родителей и детей хорошие отношения, то последние с любой проблемой придут к мамам и папам и расскажут о ней. Поэтому старайтесь быть для ребенка другом, к которому не трудно обратиться за помощью.

Видео: MoneyPapa: 21 способ воспитать в детях любовь к учебе

Чтобы пробудить у ребенка интерес к учебе, не ругайте свое чадо. Вместо того чтобы срываться на крик или лишать ребенка того, что ему дорого из-за принесенной из школы двойки, постарайтесь выяснить, почему он ее заработал. Может, учитель был несправедлив к нему и поставил «2» по знаниям из-за плохого поведения, и тогда это никак не связано с самой учебой. Или же ваш малыш чего-то не понял в домашнем задании, а вы в должной мере не проконтролировали этот вопрос. Причин может быть много и в них нужно разобраться до того, как делать выводы.

Видео: Книги и дети /повышаем интерес к чтению/

Не загружайте малыша. Отсутствие интереса к учебе может быть обусловлено чрезмерной загруженностью. Понятно, что вы хотите лучшего обучения для своего ребенка, но если оно отбирает все силы и подавляет эмоционально, то разве это оправданно?

Помогайте с домашним заданием. Сейчас на детей обрушивается такой шквал нагрузок, что и представить себе сложно. Поэтому, оказывая им посильную помощь, вы поможете быстрее справиться с уроками, заданными на дом, а также подскажите то, что не понятно. Ведь без вашей помощи ребенок, скорее всего, не будет разбираться в том, что ему непонятно и станет получать плохие отметки.

Видео: Отзыв о курсах в школе Дениса Васильева

Замечайте его интересы. Возможно, ребенок игнорирует то, что ему неинтересно, или же его знания не удовлетворяются в школе, и он опускает руки. Постарайтесь понять его в этом и объяснить, что помимо любимых предметов нужно хоть немного заниматься и другими. Более того, своевременно заметив, чем интересуется ваш малыш, вы сможете направить его в нужное русло, подобрать подходящие внеклассные занятия и даже помочь в будущем с выбором профессии.

Поговорите с учителями. Хороший педагог заметит, что с ребенком происходит и почему учеба его не интересует. Возможно, он подскажет вам, что делать или напротив, вы увидите, что учитель не столь участлив, чем вам бы хотелось, и предпримите необходимые меры, для того чтобы решить данную ситуацию в пользу ребенка.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Как пробудить у детей интерес к учебе, избавиться от вредных привычек и про развитие речи у детей – на ваши вопросы отвечает психолог-дефектолог детского клинико-диагностического центра МЕДСИ II Юлия Борисовна Жихарева

Обучение и интерес к учебе

1. Ребёнку 8 лет. Нет желания учиться. Как это преодолеть?

Как правило, у ребёнка нет желания учиться, если ему трудно и тяжело. Прежде всего, надо постараться решить сложности обучения по тем или иным предметам. Если стойкие сложности с русским языком, нужно обратится к логопеду для тестирования на дисграфию. С другой стороны, надо постараться превратить выполнение уроков в приятное и более лёгкое занятие, для повышения интереса к учебным делам полезно подумать и придумать забавный и приятный антураж учёбы (интересные, красивые ручки-ластики, шикарные кроссовки/туфли в школу и т.п.). Последите за своими реакциями в отношении к урокам – не: "Ну, что там тебе задали?", а "Что интересное там нас ждёт?"

2. Как привить ребенку (13 лет) любовь к чтению. Абсолютно не интересуют книги. Только компьютер. Как заинтересовать?

Эффективно заинтересовывать своим примером. Если ребёнок видит, с каким удовольствием и интересом Вы читаете, ему тоже может захотеться. Можно подумать и о другом: в 13 лет не поздновато ли приучать к чтению? У него начинается возраст самоопределения, когда идёт активное сопротивление к любому приучению. "Новое поколение выбирает..."

3. Нужно ли заставлять ребенка ходить на секции и кружки, если он сначала "загорится", походит немного и больше не хочет?

Это зависит от возраста ребёнка. До 10-12 лет такое поведение "перебора" вариантов, думаю, допустимо. Но стоит на 1 учебный год ориентировать ребёнка на 1 постоянную секцию/студию.

4. Ребёнок неусидчив, излишне эмоционален, инфантилен, учёба страдает. Есть ли смысл в домашнем обучении или коррекции?

Если Вы имеете в виде перевод ребёнка на надомное обучение, то для такого перевода нужна очень серьёзная причина - полная невозможность получать и усваивать знания в классе. Когда такая невозможность неполная, то говорят о частичном переводе на надомное обучение, чтобы не ограждать ребёнка полностью от детского общества (ребёнок часть уроков посещает в школе в некоторые дни, часть уроков проходит дома). Коррекция каких-либо психических трудностей нужна в любом случае.

5. Дочери 9 лет. Память хорошая, но усидчивости нет - из-за этого проблемы в школе. Что делать?

Если усидчивость недостаточна дома при выполнении уроков, то помогут некоторые правила:

Начинать делать уроки после периода отдыха от школы,

Начинать выполнять с лёгкого, потом сложное, потом снова полегче,

Делать кратковременные перерывы через 15-20 мин.,

Помогать выполнять сложные уроки,

Поддерживать положительную эмоциональную атмосферу во время уроков: обязательно хвалить (не за результат даже, а за старание, внимательность и усидчивость).

Если проблемы с усидчивостью в школе, то здесь Вы можете только попытаться поговорить с учителем, чтобы выработался индивидуальный подход и помощь Вашей дочке.

6. Ребенку 6,5 лет, ходит в 1-ый класс, но не хочет учиться. Может, он не созрел еще для школы?

Действительно, готовность к школе включает в себя и мотивационную готовность, т.е. желание учиться, знание, для чего это надо. Ребёнок должен "своё отыграть", потому что в играх развивается много полезного: внимание и усидчивость, умение взаимодействовать с другими, все психические свойства. Я не поддерживаю стремление родителей отдать ребёнка в 1 класс в 6 лет. Это рано, и, правда, "не созрел". Но в детсад возвращаться не будем, поэтому развиваемся дальше: превратите уроки в интересное занятие и игру, заинтересуйте ребёнка, продолжайте играть с ним в свободное время в игры (особенно хороши игры по правилам: лото, домино, шашки, даже "казаки-разбойники"!).

7. Что нужно сделать, чтобы ребёнок захотел учиться? Нам 10 лет - 4 класс, не хотел идти в школу с 1 класса, а теперь и подавно не хочет. Я объясняю каждое утро, что это важно для каждого человека. Сын говорит, что ему там неинтересно, скучно и вообще ему это не надо. Что надо, сам не знает. Ходит в музыкальную школу уже 2 год сейчас хочет бросить, я уговариваю каждый день, что это нужно, тебе потом пригодится. Вообще никогда не доводит дело до конца, бросает, когда появляются трудности.

У Вашего сына не сформирована учебная мотивация. Ваши уговоры её не формируют. Могу предположить, что Вы - человек очень активный, и тогда эта активность может гасить собственную активность ребёнка.

В конце учебного года трудно, но в следующем году постарайтесь найти для сына ИНТЕРЕСНУЮ ДЛЯ НЕГО секцию или студию, потому что любое интересное занятие будет стимулировать интерес к другому, к школе.

Поговорите о профессиях, в которых не нужно образование, посмотрите на людей, как они работают и выглядят. Познакомьте со своей работой. Относитесь к новым заданиям и урокам, как к чему-то новому и интересному. Постарайтесь превратить выполнение уроков и посещение школы в более интересное и приятное занятие: купите эффектные аксессуары, подсластите конфетами, хвалите и радуйтесь любым достижениям и особенно старанию (не страшно, если Вы чуть-чуть преувеличите). Усидчивость и произвольность поведения развивайте в играх по правилам (шашки, лото и т.п.).

Развитие речи

1. Моей дочке 3 годика, она очень плохо разговаривает. Стоит ли начинать водить уже ее к логопеду?

Да! Надо, прежде всего, придти на консультацию к логопеду, который сделает заключение: что и почему? После этого Вы с логопедом обсудите вопрос о необходимости логопедических занятий.

2. Дочке 4,5 года. Постоянно говорит: "я сделал, я погулял", короче путает женский и мужской род.

У Вашей дочери не сформировалось согласование слов в роде и падеже. Возможно, это один из симптомов другой целостной картины. Проконсультируйтесь с логопедом. Наверняка потребуются логопедические занятия. Дома Вы каждый раз, как слышите неправильное согласование слов, тут же давайте правильный вариант. Дети часто автоматически повторяют правильно, если нет - стоит намекнуть, что очень хочется услышать.

3. Моей дочери пять лет. Она выговаривает звук "р" только вначале слова. Это нормально? Если нет, что делать?

Думаю, что дочка начала овладевать произношением звук Р (в 5 лет это нормально) - это легче делать в начале слов. Помогите ей продвигаться дальше и начните по слогам проговаривать слова, где звук Р в конце слова, в середине. Помочь Вам могут специальные логопедические тетради на звук Р, занимайтесь с дочкой по ним.

4. Девочке 7 месяцев, не хочет произносить слоги. Как ей помочь?

Понаблюдайте за собой и за своим поведением: если девочка подолгу остаётся одна в кроватке или манеже, если Вы неразговорчивы и мало говорите, то такое вполне может быть и без патологии речи, при возможностях нормального развития. Тогда: носите за собой постоянно ребёнка, чтобы он находился в Вашем обществе и постоянно с ним "разговаривайте", проговаривая вслух всё, что вы делаете, называя все предметы, которые попадают в поле зрения ребёнка. Пойте песенки, рассказывайте и делайте "потешки", типа "Ладушки" и "Коза", добиваясь от ребёнка ответной эмоциональной реакции (она должна смотреть и улыбаться в ответ, сама доделывать какие-то движения). Если ответной реакции нет, идите на консультацию к детскому невропатологу.

5. Моей дочери в июне будет – 5 лет. Не выговаривает р, ш, иногда з. Уже пора заниматься логопедом?

Обычно, занятия по коррекции звукопроизношения начинаются с 5 лет, и к 7 годам работа должна закончиться. Строго говоря, у Вас ещё есть время. Считаю, начинать заниматься с начала учебного года вполне можно.

6. Сыну 11 лет. Как научить его грамотно писать?

Если ошибки очень несуразные "от невнимания", то обязательно тестирование логопеда. Это может быть дисграфия и должна проводиться длительная и грамотная коррекция. Если это незнание правил, поможет учитель русского языка.

7. Моему сыну 2 года, он произносит только «мама», «папа» и еще несколько слов. Нормально ли это?

Около 2 лет я, как логопед, ожидаю услышать появление начал фразовой речи (хотя бы простейшие: "Мама, пипи. Дай пить", и наличие хотя бы нескольких слов 2-сложной слоговой структуры (2 разных слога: слова по типу тётя, аба- яблоко, упа- упал). Если этого нет, то по качеству общения при обследовании логопеда, можно поставить диагноз задержка речевого развития или задержка темпов речевого развития.

Вредные привычки

1. Я уже год, как заметила, что сын (7лет) занимается онанизмом. Я его и ругала и пугала. А теперь и в садике заметила воспитатель, сказала мне, так стыдно было! А что делать-то? К кому обращаться? Подскажите, пожалуйста!

Вы правильно первоначально обратились к психологу. Онанизм относится к патологически привычным действиям. Ругать и пугать, действительно, бесполезно. Можно только попробовать проработать этот вопрос - к нему должен быть комплексный подход: лечение психиатра и помощь психолога.

С точки зрения психологии прекратить это явление репрессивными методами нельзя, можно стараться заменить этот негативный стереотип на другой, положительный:

Т.к. ребёнок уже знает, что делать это плохо, надо с ним договориться, что Вы поможете ему избавиться от этой привычки, а он Вам в этом поможет.

Усилить контроль и постараться не дать времени и возможности это делать,

Научить сына класть руки и занимать руки так, как "надо": сложить в "замочек" при просмотре телевизора, положить под щёчку, под подушку или на одеяло при засыпании, занять руки игрушками, безопасной едой (полезно погрызть фруктыовощи).

Напоминать сыну не о том, чего не надо делать, а о том, что надо: складывать, держать и т.д.

Повысить эмоциональный контакт с сыном, почаще высказывать ему похвалу и одобрение.

2. Что делать если ребенок рвет у себя волосы? В чем причины?

Важен возраст ребёнка, насколько он может или не может контролировать себя, какие при этом эмоции наблюдаются. Причинами может быть: проявление навязчивых действий, самонаказание при психологическом или эмоциональном неблагополучии. Понять это поможет психолог или психиатр. Если это навязчивые действия, то требуется лечение психиатра и консультирование психолога на тему "избавление от патологически привычных действий ребёнка". Если это самонаказание, то должен поработать психолог и не с одним ребёнком, а и с родителями по улучшению психологической обстановки в семье.

3. Моему сыну 4,5 года спит только со мной или с папой. Как отучить?

Так поступают возбудимые или чувствительные дети. В этом возрасте ребёнок может спать один, но тогда придётся какое-то время сидеть при его засыпании, чтобы Ваше присутствие помогло ему успокоиться и расслабиться. При этом у него должно быть приятное и комфортное для него место для сна. Желательно, чтобы сын помогал Вам в его обустройстве, чтобы он САМ сделал себе "взрослое" место для сна, которое бы ему нравилось.

Если категорически не получается сейчас приучить ребенка спать одному, значит, он пока психологически не готов к этому, не набрал той уверенности в себе и в окружающих, которая требуется ребёнку для самостоятельного сна. Тогда попробуйте подождать и через 2-3 месяца снова попробовать приучить его к самостоятельному сну.

4. Как отучить ребёнка грызть ногти (16 лет), начала недавно.

Если привычка появилась недавно, то, наверняка, сейчас наблюдается пока ещё острый момент, и причина возникновения этой навязчивости ещё сильна. Поэтому рекомендую обратиться к психиатру. Подумать, что спровоцировало возникновение навязчивости, и постараться устранить причины. С девочкой надо договориться о том, что вы ВМЕСТЕ будете работать и искоренять плохую привычку, обязательно нужно её желание и согласие. Потом обсудите с дочкой, как предотвратить или заменить откусывание ногтей: погрызть что-нибудь вкусное и полезное (фрукты, овощи, семечки и т.п.), при необходимости напоминайте ей о том, что НАДО делать, не говоря и не упрекая в том, что НЕ НАДО.

error: Content is protected !!