Конспект интегрированного занятия по нравственно патриотическому воспитанию. Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе: «По поселку мы идем. Лепка «Пирожки для моей семьи»

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия»

Латышева Ксения Сергеевна, воспитатель, МКДОУ д/с №233, г.Новосибирск
Данный конспект занятия ориентирован на детей старшего дошкольного возраста, он будет полезен воспитателям, работающим по теме "нравственно - патриотическое воспитание".
Цель: Формирование гражданской позиции, чувства любви к своей стране, Родине.
Задачи: 1. Формировать представление детей о том, что Россия для каждого из нас своя, но она одна; Познакомить детей со сказочным образом Россиночки – России;
2. Познакомить с представлениями России в творчестве людей разных творческих профессий (как видят нашу страну в песнях, живописи, стихах;
3. Продолжать формирование представления о России, как родной стране, продолжать знакомство с понятиями Родина, Отчизна; Расширять словарный запас (знакомство с понятием Россияне – жители России, «богатырская сила», отвага, мужество, храбрость, верность); Расширять представления о богатстве нашей Родины, ее исключительности, необыкновенности;
4. Расширять представления о защитниках Родины – Богатырях;
5. Развивать связную диалогическую речь, развивать внимание, способность рассуждать, делать выводы;
6. Развивать интерес к творчеству и самовыражению, способность создавать, творить в коллективе, развивать самостоятельность в выборе красок для самовыражения и в самой творческой деятельности; воспитывать любовь к музыке и ее красоте.Воспитывать любовь, доброе, вежливое, бережное отношение к Родине, своей стране России, к родным краям, природе, к окружающему детей миру, к людям;
7. Воспитывать такие качества как сочувствие, уважение друг к другу, сопереживание; Вызвать желание оказывать помощь друг другу и окружающему миру, приходить на выручку;
Предварительная работа:
1. Беседы о родной стране – России;
2. Рассматривание энциклопедии «Моя Родина – Россия (ее богатства);
3. Знакомство детей с государственными символами России – Флаг, Герб, их значение для страны, толкование;
4. Знакомство детей с глобусом, рассматривание на нем разных государств и нахождении своей страны, через лупу;
5. Просмотр советских мультфильмов, в которых главные герои обладают храбростью, смелость, отвагой, защищают слабых, приходят на выручку друг другу, проявляют добролюбие, защищают тех кого они любят, свою Родину: «Крепыш», «Приключения пингвинёнка Лоло», «Мальчик с уздечкой», «Дед Мазай и зайцы»;
6. Беседы о таких качествах героев, защитников, как смелость, отвага, воля к победе, мужество, храбрость, преодоление страха, любовь к родным местам;
7. Чтение стихотворений о Родине, пословиц, былин в пересказе «Добрыня и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин Змей», сказка «Финист – Ясный Сокол»;
8. Рассматривание иллюстраций «Битва Богатырей за Землю Русскую» Афанасьева, фотографий «Моя Россия – пейзажи;
9. Рассматривание различных иллюстраций символы России – береза, ромашки, народно-прикладное искусство и другое;
10. Слушание песен о России, Родине, ее просторах, о бережном, заботливом, сердечном отношении к птицам, животным, растениям, людям своей страны, о нашем единстве и конечно же специально созданная окружающая среда группы для самостоятельного наблюдения, познания, творчества и другое.
Окружающая среда, оборудование: колокольчик, видео презентация «Это моя Родина», волшебная полянка (зеленый коврик с цветами), подушки-черепашки, песни о Родине: «Хохлома», «У моей России длинные косички» (музыка Г.Струве, слова Н. Соловьёва), песня «Вместе весело шагать» (слова: М. Матусовский, музыка: В. Шаинский), карточки «Плохо», «Хорошо» (защищают Родину или нет), круги красного и зеленого цветов для дидактической игры «Светофор», канат (веревка для физ. разминки «Мостик через речку»), круги – кочки зеленого цвета – 9 штук (физ.разминка «Переправа через болото»), столы для творчества, репродукции: из серии «Защитники Земли Русской»: Васнецов «Три богатыря», Н.К. Рерих «За морями Земли великие»(Девушка, как образ Россияночки), « Александр Невский. Битва», «Князь Игорь. Поход», из серии «Родные просторы»: фото «Вид на озеро Байкал», В.Ф. Аммон «Летний пейзаж», А.Н. Шильдер «Лес», И.С. Остроухов «Речка в полдень (Купавы на пруду»), Г.И. Чорос-Гуркин «Водопад Балык-суу. Алтай», «Катунь весной», В.Е. Маковский «Гречиха в цвету», В.Д. Поленов «Река. Родные просторы», Шишкин « Березовая роща»; Материалы для творчества: клеенка на стол, краски гуашевые (белая, синяя, красная) для флага и пальчиковые, кисти, вода, влажные салфетки, фартучки и заготовка рисунок «Защитим Родину все вместе» для совместной работы «Детские руки держат землю».Орг.момент
Дети вместе с воспитателем под музыку «Солнечный круг» и видео ряд на проекторе заходят в муз. зал и становятся в полукруг.
Воспитатель:
- Ребята! Мы пришли сегодня в этот зал, чтобы отправиться вместе в путешествие по нашей замечательной стран, нашей Родине. Но отправимся мы не одни. Смотрите - сколько нас!
Вы знаете, есть очень хорошая примета – всем с утра дарить свои улыбки и желать мира, здоровья. Давайте мы так и сделаем.
(Дети здороваются с окружающим миром, а на проекторе появляются слайды с изображением солнца, неба и земли в соответствии с текстом здравия)
Воспитатель:
- Солнце красное! Здравствуй!
- Дети:
- Здравствуй Солнце красное! (поднимают руки вверх)
Воспитатель:
- Небо Ясное! Здравствуй!
- Дети:
- Здравствуй! Небо Ясное! (качаем руками)
Воспитатель:
- И Земле своей родной! Здравствуй!
Дети:
- Здравствуй! Земля Родная! (поклон)
Воспитатель:
- Всем-всем-всем от всей души – здравствуйте!
Ребята! Чтобы день был добрым, радостным, наполнен любовью, чтобы мы всегда приходили друг другу на выручку, были смелыми, отважными, день нужно начинать (встречать) с хорошим настроением. Давайте все вместе от всего сердца подарим друг другу и нашим гостям любовь (закрываем глазки, прижимая руки к сердцу и как птицу выпускаем вверх в небо. Лети!). Всем желаем доброго дня!
Ну что ж, а теперь, ребята, нам предстоит небольшое путешествие. Вы любите путешествовать?
(Ответы детей)
Отправимся путешествовать мы пешком. Не боитесь!
Ребята! В пути мы можем встретить огромные зеленые леса, широкие реки, озера, болота, высокие горы, золотые поля. В пути нас ожидает много трудностей. Но мы ведь обязательно придем на выручку друг другу. Мы будем смелыми, ловкими, сильными и внимательными. Сможем?
(Ответы детей)
Физразминка
Звучит песня «Вместе весело шагать»
- Отправляемся!
(Дети начинают на месте, а потом по канату, предстающим в детском воображении упавшим в грозу деревом, переходят реку и обегают преграды (горы) взявшись за руки)
Воспитатель:
- А вот и широкая река! А упавшее дерево совсем узкое. Давайте помогать друг другу. Не бросаем их в беде.
- А вот и полянка! Сядем и немного передохнем!
Беседа и видео просмотр
(Дети садятся на подушки, положенные среди полянки перед проектором)
Воспитатель:
- Ребята! Все дошли? (ответы детей)
На нашей планете есть много разных стран. Много разных народов. Много разных людей.
(На проекторе появляется слайд «Земля из космоса»)
Но как бы мы не отличались друг от друга, у нас есть одно общее. Мы живем с вами в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Давайте все вместе скажем – Россия!
(На проекторе появляется слайд «Флаг России»)
Воспитатель:
- Смотрите! Это наш флаг! Какого же он цвета? (Ответы детей)
- А что в нашей стране белого цвета? Что означает белый цвет флага?
(Ответы детей)
- Конечно это белые облака, снега. Это цвет доброты и мира.
- А что означает синий цвет?
(Ответы детей)
- Это голубое небо, реки и озера.
- А что же тогда означает красный цвет?
(Ответы детей)
- Правильно. Красный – это наша с вами отвага, храбрость, сила, воля к победе, любовь к своей Родине.
(Демонстрируется много флагов различных государств)
- Ребята! Давайте посмотрим, есть ли среди представленных флагов наш, российский? (Ответы детей)
- Как можно не любить нашу страну! Россия – самая огромная, необыкновенная страна – наша Родина. Нам потребуется много дней и ночей, чтобы проехать от одного края России до другого. Но всю нашу страну и весь мир можно увидеть на карте.
(На проекторе демонстрируется слайд «Карта России»)
- Это карта нашей страны. Большая – неправда-ли? Карта – это изображение нашей страны на бумаге. Посмотрим внимательно на карту. Как вы думаете, что означает на карте зеленый цвет?
(Ответы детей)
- Лес – это наше богатство! Это чистый воздух, животные и растения (дети перечисляют богатства наших лесов)
- А синий цвет? Голубой? (ответы детей)
- Это наши реки, озера, ручейки, водопады.
-Наша Родина сильна дружбой разных народов. В наших городах живут люди разных профессий Все мы хотим, чтоб наша Родина каждый день становилась лучше, красивее и сильнее. О нашей стране сложено много песен, некоторые мы с вами слушали и пели. О Родине написано много стихов и картин, снято мультфильмов. (Дети перечисляют мультфильмы, которые мы смотрели вместе в детском саду) Много пословиц и поговорок о Родине есть у нашего народа.
- А вы знаете какие -нибудь пословицы или стихи?
(Ответы детей)
1 Нет Земли краше, чем Родина наша!
2 Береги Землю любимую, как Маму!
3 Кто за Родину горой – тот защитник и герой!
- Все эти мудрые слова о добре, о любви, о защите нашей страны от ее врагов. Родина нас может накормить, научить, но защитить себя она не может. У нашей Родины столько богатств для нас, что мы с вами должны ее любить и защищать.
- А что же такое – Родина? Что мы Родиной зовем? (Дети все вместе – все, что в сердце нашем бережем. Перечисляют)
Дети:
- Это мама, папа, бабушка, дедушка, семья, дом, наш город, улица, места в нашей стране, где мы любим бывать, поля, леса, реки, горы, дети, цветы, животные и другое.
(Дети вместе с воспитателем встают и рассказывают стихотворение «Большая семья» с движениями)
Мы узнали, что у нас
Есть огромная семья:
И тропинки, и лесок,
В поле – каждый колосок,
Речка, небо голубое -
Это все наше, все родное!
Это Родина моя, твоя,
Это наша с вами Страна, Земля!
Воспитатель:
- Для всех для нас своя Россия! Все мы видим ее по-разному, но все же она одна.
(На проекторе демонстрируется слайд «Образы Россияночки» и звучит песня «У каждого из нас своя Россия»)
Знакомство с образом Россияночки

А какие же еще богатства есть в нашей стране? Давайте узнаем!
- Видеопросмотр «Моя Россия» под музыкальное сопровождение – песня «Хохлома» и «У моей России длинные косички».
- Вот сколько разных богатств, красоты есть у нашей Родины. Но кажется нам пора отправляться дальше. Вперед!
Физразминка под музыку «Вместе вся Россия»
(Дети по кочкам – кругам зеленого цвета – переправляются через болото и оказываются в музее, где представлены репродукции картин «Защитники Земли Русской»)
Воспитатель:
- Ребята! Смотрите, мы оказались в картинной галерее. Как вы думаете, кто изображен на этих картинах? (Ответы детей)
Дети:
- Это солдаты, рыцари, защитники, войны, богатыри.
-Конечно же это богатыри. В разное время люди называли защитников Родины по-разному. Богатыри сильные как ветер, могучие как ураганы. Они защищают нашу Землю.
Воспитатель:
- Какие же они, богатыри? Люди говорят, что они обладают «богатырской силой»? (ответы детей)
Дети:
- Сильные, отважные, храбрые.
-Да, Они могучие, решительные, отзывчивые, защитники Земли родной.
Дети рассматривают картины и задают вопросы по их содержанию.
Физминутка
Ребята! А мы можем быть такими же как богатыри? Что бы ими стать нужно немного отдохнуть и набраться сил.
Богатырь – вот он каков (показываем силача)
Он силен и здоров.
Он из лука стреляет (имитация движений),
Метко палицу бросает (имитация),
На границе стоит, зорко-зорко глядит (имитация).
Подрастем и мы, смотри (поднимаем руки вверх)
Станем как богатыри! (руки на поясе)
Ведь в нашей стране есть горы - высокие (Имитация движения – поднимаемся на гору),
Реки глубокие (качание руками внизу),
Степи, поля – широкие (руки в стороны влево и вправо),
Леса большие (руки вверх),
А мы ребята – вот такие (имитация)
Дидактическая мемо - игра «Светофор»
(Дети берут круги красного и зеленого цветов по два на каждого ребенка)
Красный цвет поднимаем – так поступать нельзя, не бережем, не защищаем нашу страну;
Зеленый цвет - так поступать нужно, бережем, защищаем Родину.
Воспитатель:
- Ребята! Теперь мы сильные, дружные, никакой враг нам не страшен!
А как мы с вами можем защищать нашу Родину? Давайте поиграем в игру, которая называется «Светофор» Возьмите себе по два круга – красный и зеленый. Смотрите! Кто догадается на что похожи эти круги? (Ответ детей)
- Правильно! Это цвета светофора. (вспоминаем с детьми, что означают цвета светофора)
-Я буду показывать вам иллюстрации, а вы будете поднимать кружок красного или зеленого цвета. Если вы считаете, что мальчики и девочки защищают Родину, поднимаете – зеленый цвет, а если не защищают – красный. Запомнили? Давайте повторим. (Повторяем)
Ситуации:
1 Мальчик оказывает помощь упавшей девочке;
2 Мальчик оставил открытым кран в доме;
3 Девочка поливает и подвязывает сломанную кем-то ветку дерева;
4 Мальчик бросает найденный на тропинке мусор в урну;
5 Мальчик играл со спичками и поджег квартиру;
6 Мальчик защищает слабую маленькую девочку;
7 Мальчик ломает куст;
8 Девочка обидела мальчика и забрала у него игрушку;
9 Мальчики выясняют отношения мирно, не дерясь;
10 Ребята, увидев, что костер стал разгораться сильнее и подбирается по сухой траве к молодым деревцам, решили тушить его водой, землей и тканью.
Художественное творчество под музыкальное сопровождение «Я, ты, он, она» и «Лети туда, где солнца свет»
- Ребята! Мы с вами видели, как изображают нашу Родину художники. Каждый видит ее по-своему.
А давайте тоже изобразим нашу страну. Ведь ее красота- в наших с вами руках.

Цель : формирование представления детей о родном селе (Сергиевске).

Задачи:

1.Воспитывать чувства патриотизма, любви к родному селу;

2.Формировать понятие «Малая Родина»;

3.Пополнять знания детей о памятных местах;

4.Развивать умение детей строить логически законченные предложения при составлении рассказов;

5.Обогащать речь детей новыми словами: Россия, Родина,

6.Развивать творческую деятельность детей с использованием изобразительных средств (пластилин, цветная бумага, фломастеры, карандаши);

7.Формировать умение работать в коллективе: договариваться, распределять работу, доводить начатое дело до конца;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию по теме: «Моя малая Родина – Сергиевск».

Цель : формирование представления детей о родном селе (Сергиевске).

Задачи:

1.Воспитывать чувства патриотизма, любви к родному селу;

2.Формировать понятие «Малая Родина»;

3.Пополнять знания детей о памятных местах;

4.Развивать умение детей строить логически законченные предложения при составлении рассказов;

5.Обогащать речь детей новыми словами: Россия, Родина, Малая Родина, страна, сергачи, боровчане, сургутчане,район, общественное место

6.Развивать творческую деятельность детей с использованием изобразительных средств (пластилин, цветная бумага, фломастеры, карандаши);

7.Формировать умение работать в коллективе: договариваться, распределять работу, доводить начатое дело до конца;

Интеграция направлений: познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное.

Предварительная работа: беседы о Родине, родном крае, просмотр видеороликов о селе, рассматривание местной газеты «Сергиевская трибуна», посещение историко-краеведческого музея, рисование рисунков «Мой двор», разучивание стихотворений о Родине.

Материал и оборудование: картонное голубое облако, флажки, магнитики, буквы (РОДИНА), сундук, воздушный шарик, презентация «Мое село-Сергиевск», рисунки детей, ватман 1 шт., Бумага А3 1 шт., лист А4 2 шт., клей, цветная бумага, ножницы, пластилин, стеки.

Логика образовательной деятельности:

(Начинаю деятельность с приветствия в кругу, дети выполняют движения в соответствии с текстом).

Воспитатель:
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок,
Мы живем в родном краю,
Всех я Вас приветствую!

Ребенок читает стихотворение:

Родина слово большое большое

Пусть не бывает на свете чудес

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес.

В нем умещается ровно пол мира

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира

Бабушка, садик, котенок и я.

Зайчик солнечный в ладошке

Куст сирени за окошком.

И на щечке родинка

Это наша Родина.

Воспитатель: О чем, ребята, говорится в стихотворении? (О Родине)

Сегодня мы с вами поговорим о Родине. (Дети садятся полукругом).

У каждого человека на земле есть своя Родина. Как вы думаете, что такое Родина?

(Родина - это земля, на которой жили, трудились наши предки.

Родина- это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка и дедушка.

Родина – это место, где стоит наш детский сад

Родина-это страна, в которой мы родились и живем.).

Ребята, голубое облако - это большая страна Россия, в которой есть разные города и села. Какие вы знаете города и села? (Отвечают дети) (Воспитатель предлагает детям прикрепить флажки названных городов и сел). Полина нам прочитала стихотворение о большой Родине, в которой мы живем. Но, мы с вами - это маленькая частичка большой страны России. Поэтому у каждого человека есть своя малая родина, тот уголок земли, в котором мы родились, где прошло наше детство, где живут наши родители и друзья, где находится наш детский сад.

2. Сюрпризный момент .

Ребята, у меня для вас есть сюрприз. Как вы думаете, что может быть в этой коробке? (Дети дают разные варианты ответов)

(Воспитатель открывает коробку, а там воздушный шарик).

Ребята, посмотрите, это же воздушный шарик. Он пришел к нам в гости из своего села Волшебные шары. Давайте с ним познакомимся (дети по очереди называют свое фамилию, имя).

А вы знаете, что шарик прилетел к нам из другого села. Он никогда не был у нас и не знает, как называется наше село, район. Какие у нас есть улицы и где у нас можно весело отдохнуть и поиграть. Расскажем ему?

3. Дидактическая игра «Закончи предложение».

1. Мы живем в селе…. (Сергиевск) .

2. Жители Сергиевска называются… (Сергачи).

Ребята, а вот моя малая Родина Сургут. Жители Сургута называются Сургутчанами. Стасик, а как называются жители твоего села? (Жители моего села боровчане).

3. Наш район называется… (Сергиевский район) . Село, вокруг которого находятся, небольшие села и поселки называется районом.

4. Наш детский сад называется …. (Радуга) .

Шарик в нашем селе много улиц. Ребята, на какой улице вы живете …. (отвечают 4 – 5 детей) .

3. Просмотр презентации.

Ребята, давайте мы расскажем нашему гостю об общественных местах Сергиевска: детский сад, почта, больница, музей, школа, парк, аптека, банк. (Показ презентации).

4. Физкультминутка.

Для здоровья, для порядка

Дружно делаем зарядку.

Головою два кивка

И в ладоши два хлопка

Вот мы к лампе потянулись,

Вот присели, разогнулись,

Вместе дружно наклонились

И на месте покружились

На носок, потом на пятку

Вот и сделали зарядку.

5 . Выставка работ детей. Ребята, давайте пригласим Шарик на нашу выставку рисунков. (Стенд с рисунками оформляется предварительно)

Воспитатель : - Воздушный шарик, посмотри, ребята нарисовали свой любимый двор, где они живут, играют с друзьями. Они очень хотят рассказать тебе о нем. (Рассказы детей по заранее нарисованным рисункам своего двора) (2-3 ребенка).

6. Проблемная ситуация.

Воспитатель: Дети, Шарик плачет. Что случилось?

Ребята, он мне сказал, что плачет из-за того, что в его селе нет таких красивых мест, дворов, площадок, музеев. В селе, где живет он с друзьями, ему скучно. Что же делать? (Ответы детей: построить, подарить рисунок, посадить деревья, предложить переехать в наше село, но, а как же его друзья) .

Посмотрите на село Шарика. (Показ ватмана). Как вы думаете, чего здесь не хватает, чтобы наш гость был счастлив? (Ответы детей).

8. Рефлексия.

Заканчиваем, ребята давайте покажем Шарику как вы оформили его село. Шарик тебе нравится? (Шарик кивает).

(Дети прощаются с Шариком, воспитатель благодарит детей за проделанную работу).


Комплексные конспекты

Конспект открытого комплексного занятия
по нравственно-патриотическому воспитанию
в III группе ЗПР (6-7 лет)
Тема: Семейные обычаи на Руси

Программное содержание: Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Учить использовать нетрадиционную технику рисования (роспись пером) , выполняя элементы: волнистые линии, листик, точки. Обогатить словарный запас существительными: оберег, тезка, колыбелька, лапти, чугунок, сундук; определениями: старинный, деревянный, расписной, узорчатый; учить составлять рассказы о былинных героях, знаменитых поэтах. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; чувство эмпатии.

Подготовительная работа: беседы по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя», «Предметы русской старины», «Русская изба»; расписывание плоскостных и объемных форм из соленого теста пером; ознакомление с техникой рисования пером; индивидуальная работа с детьми «Мое известное имя»; выполнение совместного с родителями проекта «Паспорт имени»; посещение музея; чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных; организация и проведение с детьми русских народных игр.

Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой; письмо; массажные коврики; атрибуты зимнего леса; атрибуты русской избы; кукла; уголек, зернышки, монетки, таз с водой, полотенце; русская рубашка; колыбелька; кусочек хлеба и соли; заготовки из соленого теста «Оберег»; перышки, палитры с гуашью – желтая, красная, зеленая; баночки с водой; влажные салфетки.

Ход занятия

Дети входят в групповую комнату. .

Воспитатель:

Дети, а вы любите путешествовать?

Дети:

Воспитатель:

Я вас приглашаю в путешествие по зимнему лесу. Посмотрите, а что вы видите в нашем лесу.

Дети:

Снег, деревья, волшебный камень.

Воспитатель:

Дети, что же это за камень? А камень – не простой, на нем что-то написано. Вам интересно что написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:

Налево пойдешь – далеко не уйдешь.

Прямо пойдешь – в чужую группу попадёшь.

Направо пойдешь – много интересного найдешь.

Дети, куда же пойдем?

Дети:

Направо.

Воспитатель:

А где правая сторона?

Дети показывают правую сторону.

Воспитатель:

Ну, что же, в путь!

Дети идут по массажному коврику.

Мы шагаем по сугробам

По сугробам белолобым,

Подними повыше ногу

Покажи другим дорогу!

Дети проходят в зону «изба».

Воспитатель:

Вот мы и пришли. Дети куда мы попали? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?

Дети:

В русской избе.

Воспитатель:

А почему вы решили, что это изба?

Дети:

Потому что здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда.

Воспитатель: показывает чугунок.

Дети, что это?

Дети:

Чугунок.

Воспитатель:

Для чего нужен чугунок?

Дети:

В нем варили кушать.

Воспитатель: показывает лапти.

Дети, а это что?

Дети:

Воспитатель:

А для чего нужны лапти?

Дети:

Их одевали на ноги.

Раздается звук плача ребенка.

Воспитатель:

Дети, что это за звук? Кто плачет?

Достает из колыбельки куклу.

Воспитатель:

Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. это кукла-малыш, Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем.

Ребенок, доставший куклу, качает, плач стихает.

Воспитатель:

- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночка имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?

Дети предлагают имена, выбирают одно имя - ребеночка называют Егорушкой.

Воспитатель:

Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?

Ответы детей: Сейчас меня зовут Ира, а когда я вырасту, то меня будут звать Ириной и т. д.

Воспитатель:

- Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.

А вы знаете, что обозначает имя Егор?

Воспитатель:

- Это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы когда Егорушка вырос у него было много-много земли и чтобы он был богатым и счастливым. Дети, а вы знаете, что означают ваши имена?

Ответы детей.

Воспитатель: - Молодцы, какие у вас интересные имена! Но наши имена не принадлежат только нам. Многие люди носят одинаковые имена. Как называют таких людей?

Дети:

Воспитатель:

А кто-нибудь из вас знает знаменитых и известных людей, у которых было такое же имя, как и у вас.

Дети рассказывают об известных им людям.

Воспитатель:

Молодцы! Очень интересные истории вы нам рассказали. Дети, ну уж если вы тезки таким известным людям, то вы должны быть такими же сильными, храбрыми, умными. Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это?

Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.

Дети:

Уголек, зернышки, монетки.

Воспитатель:

А кто знает, зачем нашему Егорушке эти вещи?

Дети:

Их клали, когда купали ребенка.

Воспитатель:

Да, правильно, раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.

Воспитатель кладет уголек:

Воспитатель:

А что говорили, когда клали уголек?

Дети:

Привыкай к домашнему теплу.

Первый ребенок кладет зернышки.

Воспитатель:

А что говорили, когда клали зернышко?

Дети:

Будь всегда сыт.

Второй ребенок кладет денежку.

Воспитатель:

А что говорили, когда клали монетку?

Дети:

Будь всегда богат.

Воспитатель берет одного ребенка, он купает куклу.

Тили-тили-тили-тили

Мы по воду ходили.

Воды для Егорки -

Полное ведерко.

Мыли-мыли-мыли-мыли

бело-набело отмыли

Лишь головка одна

Всё черным-черна!

Дети вытирают куклу.

Воспитатель:

Полотенце вышито и бело

Вытирай-ка малыша умело

Будет чистеньким малыш

Вырастет у нас крепыш.

Воспитатель:

Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком?

Дети:

Одевали.

Воспитатель:

А во что одевали ребеночка?

Дети:

- В отцову рубашку.

Воспитатель:

А почему ребеночка одевали в отцову рубашку?

Дети:

Чтобы ребенок был похож на отца и матушку.

Воспитатель:

Да, родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она?

Дети:

Красная, красивая, праздничная.

Воспитатель:

Давайте и мы оденем Егорушку.

Дети одевают куклу.

Воспитатель:

А что приговаривали, когда одевали рубашку родителей?

Дети:

Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.

Воспитатель:

Дети:

Укладывали спать.

Воспитатель:

А куда клали спать ребеночка?

Дети:

В колыбельку.

Воспитатель:

А что же такое колыбелька?

Дети:

- Это кроватка, куда клали малыша и качали.

Воспитатель:

Да, есть у нас такая колыбелька. Достает колыбельку. Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки (показывает детям) .

Дети:

Деревянная, расписная.

Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?

Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать.

Воспитатель:

Что же это?

Дети:

Хлеб и соль.

Воспитатель:

Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали на Руси дорогих, долгожданных гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»

Дети кладут в колыбельку.

Дети, положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали?

Дети:

Пели колыбельную.

Воспитатель:

А что такое колыбельная?

Дети:

Это песенка, под которую засыпает ребенок.

Воспитатель:

Дети, а давайте и мы споем колыбельную для Егорушки. Споем?

Дети:

Дети поют совместно с воспитателем:

Баю-баюшки-баю

Я тебе покой дарю.

Ветер в окна к нам свистит,

Снег по улице кружит.

В небе звездочка горит:

«Спи, сыночек, - говорит, -

Баю-баю-баю-бай

Спи, Егорка, засыпай!»

Воспитатель:

Вот и уснул наш Егорушка. Дети, а вам понравилась колыбельная?

Дети:

Воспитатель:

А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток. Вот так проходил первый день рождения родившегося ребеночка на Руси. Дети, а вы знаете, когда у вас день рождения?

Мой день рождения – весной, в апреле. А ваш?

Дети перечисляют дни рождения.

Воспитатель:

Молодцы, знаете когда у вас дни рождения. И у нашего Егорушки сегодня первый день рождения. И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель:

Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег?

Дети:

Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.

Воспитатель:

Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит. Дети, а вы хотите тоже сделать Егорушке подарок, чтобы он оберегал его от бед? Ну тогда садитесь за столы.

Смотрим на наш оберег (показывает образец) .

Воспитатель:

Из чего мы с вами его лепили?

Дети:

Из соленого теста.

Воспитатель:

А чем мы украшали?

Дети:

Ягодой рябинкой, ленточкой.

Воспитатель:

А как мы располагали рябинки?

Дети:

Вверху, внизу, слева, справа.

Воспитатель:

А какими узорами мы расписывали?

Дети:

Точками, волнистыми линиями, листочками.

Воспитатель:

Дети, а как мы располагали листики?

Дети:

Слева и справа.

Воспитатель:

Дети, но мы с вами сейчас находимся в русской избе и расписывать будем по старинным обычаям. А вы знаете, чем рисовали на Руси?

Дети:

Угольками. Перышками.

Воспитатель:

Да, гусиными перышками. Дети, возьмите правильно гусиные перышки и приступаем к работе.

Воспитатель рассаживает детей за столы, воспитатель напоминает об осанке за работой, помогает детям (Ты с чего начнешь работать? Каким цветом будешь расписывать? и т. д. Если ребенок закончил – Какими элементами ты расписал? Какого цвета?) После работы детей воспитатель хвалит за работу, отмечает за аккуратность и т. п.

Воспитатель:

Дети, вы устали, давайте мы отдохнем? На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру? Давайте мы поиграем в игру «Ворон».

Ой, ребята, та-ра-ра

На горе стоит гора

А на той горе дубок

А на дубе воронок

Ворон в красных сапогах (движение ногами вперед)

В позолоченных серьгах (показывают серьги)

Черный ворон на дубу (показывают крылья)

Он играет во трубу (показывают игру на трубе)

Труба точеная, позолоченная (хлопки в ладоши)

Труба ладная, песня складная (хлопки в ладоши)

Да (поднимают и опускают руки)

Воспитатель:

Дети, понравилась игра? А теперь давайте подарим Егорушку наши подарки и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.

Дети:

Никогда не болей, будь здоров.

Расти сильным, крепким да удалым.

Слушай отца-батюшку да родную матушку.

Будь добр и пусть встречаются добрые люди.

Пусть живет-поживает, да добра наживает.

Воспитатель:

Ну а вам, дорогим гостям, за пожелания и за слова добрые тоже подарок – настоящий именинный пирог.

Дети, а вам понравился день рождения Егорушки?

Ответы детей.

Спасибо за занятие, за работу вашу, за старание.

Интегрированное занятие в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию "Знакомство с русской избой".

Подготовила и провела воспитатель: Ромашова Татьяна Васильевна.

Цель:

Продолжать знакомить детей с традициями русского народа и предметами утвари русской избы.

Задачи:

- Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло, подкова и т.д.).

Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками, новыми словами, которые использовались в быту в русской избе (ухват, чугун, прялка, самовар).

Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.

Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке. - Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Словарная работа: ухват, прялка, коромысло, чугун, самовар, подкова.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок.

Оборудование: «Русская изба» с предметами быта (печь, лавка, стол, старинная посуда, прялка, и др.), мультимедийная установка, слайды с изображением деревни, записи русских народных песен, русский народный костюм для хозяюшки.

Ход занятия

(Воспитатель, в русском народном костюме – хозяйки избы, встречает детей).

Воспитатель: Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Хлеб да соль, с поклоном приглашаю вас (хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям).


Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.

Горница у меня небольшая,
Да красивая какая!
На убранство поглядите.
Да про всё мне расскажите!

Есть ли, ребятки, в моей избе уже знакомые вам предметы? Какие? Для чего служил предмет? Из чего вещь изготовлена? и др.

В каждой избе была печь – матушка, печь-кормилица. Она обогревала жилище, кормила и лечила людей. Были в избе и горшки, чугунки, ухваты. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев.

Любили русские люди почаёвничать, т.е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками. (Таким же образом ведётся беседа и про другие предметы быта)

В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества ещё не было, девушки пряли и пели песни. Давайте послушаем.

(Звучит русская народная песня «Пряха»)

А может вы, ребята, какие-нибудь пословицы или поговорки о пряхах знаете?

Дети:

У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.

Будешь хорошо прясть - хорошо оденешься.

Хорошо прядёшься – весело поёшься.

Воспитатель: Молодцы! А может, вы ещё и загадки умеете отгадывать?

Посмотрите внимательно и в нашей русской избе есть предметы быта, которые служили русскому народу. Мы сейчас их будем находить с помощью загадок. А кто внимательно слушал тот и сможет их отгадать. Вот послушайте:

Летом спит,
Зимой горит.
Пасть открывает,
Что дают – глотает (печь).

Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).

Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра.
На плечах дугой повисло,
Держит ведра…(коромысло).

Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит… (чугунок).

Выпускает жаркий пар
Древний чайник…(самовар).

Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят…(лапти).

А хотите ли вы, ребятки, настоящую деревню повидать?

(Хозяйка обращает внимание на большой экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты деревенского быта). Дети садятся на лавки вокруг экрана. По каждому слайду ведётся небольшая беседа: Что изображено? Для чего вещь служила? Используются ли эти предметы в наше время? (Если нет, то чем они сейчас, в наше время заменены) и др.

Ребята, побывали мы с вами в старинной деревне. Вы заметили, что не было раньше ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время поводили, чем занимались? Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала весёлая шутка. Даже пословица была «Делу время - потехе час». Давайте послушаем

Частушки в исполнении девочек (наряженных в сарафаны):

Кто сказал – частушки вроде.

В наши дни уже не в моде?
Да и дело разве в моде,
Если любят их в народе?!

Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться.

Здесь народу очень много

Можем растеряться.

Эх, как выйду я плясать,
Ножками задрыгаю –
Печь, кастрюли и ухват,
По полу запрыгают.

Я сидела на печи,

Сторожила калачи.

А за печкой мышки

Сторожили пышки.

Мы частушки вам пропели,
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали!

Воспитатель: Ох, и рассмешили, ох, и развеселили.

Она совсем не виновата,

Что от рождения горбата.

Её в пути приметил кто-то -

Прибил гвоздями на ворота.

(Подкова)

Дорогие гости, раньше в старину на Руси почитали домового, да любили разные обереги своего жилища делать. Верили в то, что они приносят в дом счастье. И мы хотим принести в ваш дом кусочек счастья.

Наши ребята сделают для вас счастливые подковы. Ребята, давайте сделаем для наших гостей подарки своими руками. А теперь проходите все ко мне, я расскажу вам как мы будем лепить подковы из соленого теста.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая у меня красивая, необычная подкова. Какого она цвета?

Дети: Желтого
Воспитатель: Правильно! А чем она украшена?
Дети: Яблоками и листиками.
Воспитатель: Какого они цвета?
Дети: Яблоки – красного, листики – зеленого. Воспитатель: Молодцы! Для того чтобы слепить такую подкову нам нужно тесто разного цвета: желтое – для подковы, красное – для яблок и зеленое – для листьев.
Воспитатель: Подковы мы будем выкладывать на основу из картона. Посмотрите, как их у меня много! Какие геометрические формы вы знаете?
Дети: треугольник, ромб, квадрат, круг, овал.
Воспитатель: Ой, какие молодцы! Все уже знаете.
На каждой основе нарисована изогнутая линия, на которую вы будете выкладывать свои подковы (показ линии).
Воспитатель: Ну, а теперь я вам расскажу и покажу, как мы будем лепить: Сначала берем тесто желтого цвета (показ). И раскатываем из него колбаску. (Показ способа раскатывания). Затем выкладываем колбаску на основу, строго по линии. Если колбаска получится очень длинной, то вам нужно будет отрезать лишнюю часть стекой. А если, наоборот, короткой – то раскатать и сделать длиннее.
Воспитатель: После этого прижимаем колбаску пальцами к основе (показ).
Воспитатель: Как вы думаете, что мы будем лепить дальше?
Дети: Яблоки.
Воспитатель: Какого цвета тесто нам для этого нужно?
Дети: Красное.
Воспитатель: А как мы будем лепить яблочки?
Дети: Скатывать шарики.
Воспитатель: Правильно! Посмотрите и сосчитайте, сколько яблок на моей подкове?
Дети: Три!
Воспитатель: А вы на своей подкове можете сделать больше яблочек.
Воспитатель: Начинаем лепить. Свою подкову вы можете украсить не только яблоками, а придумать свои фрукты или ягоды.
Воспитатель: Готова наша подкова?
Дети: Нет.
Воспитатель: А чего еще не хватает?
Дети: Не хватает листьев.
Воспитатель: Какого цвета тесто нам нужно?
Дети: Зеленое.
Воспитатель: Я беру зеленое тесто и отщипываю от него небольшой кусочек. Затем скатываю из него овал и прищипываю один конец листика большим и указательным пальцами.
Воспитатель: А для того, чтобы наши яблочки и листочки крепко держались на подкове, мы должны приложить их к влажной тряпочке. (Показ педагога)
Воспитатель: Готова наша подкова?
Дети: Да!
Воспитатель: Вы запомнили, последовательность нашей работы?
Дети: Сначала лепим подкову, потом яблоки, затем листики. Правильно. Но я просила вас пофантазировать и придумать свои украшения для подковы.
Теперь проходите на свои места и начинайте работать
(дети рассаживаются за столы, педагог оказывают индивидуальную помощь детям, по ходу лепки педагог обращает внимание детей на последовательность действий).

Воспитатель: Ой, какие красивые подковы у вас получились! Давайте посчитаем, сколько же яблок и ягод получилось на ваших подковах. Педагог задаёт вопросы каждому ребёнку. Сколько яблок или ягод и сколько листочков получилось у каждого. Опрашивает всех детей. Такие подковы обязательно привлекут в дом счастье. Подарите их нашим гостям.

Дети дарят подковы.

Воспитатель: Ну, что, ребятки, понравилось вам у меня в гостях? А что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей)

Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Сами покушаете и друзей угостите.

Ну, а теперь до свидания, гости дорогие! Приходите ещё ко мне в гости!


error: Content is protected !!