Конспект занятия день толерантности в детском саду. НОД по воспитанию толерантности для детей старшего дошкольного возраста «Жители планеты Земля». план-конспект занятия (старшая группа) на тему. Показ мультимедиа-клипов на песни «Большой хоровод», «Дружб

Задачи:
1. Воспитывать нравственно — эмоциональные качества: терпение, внимательность, сочувствие, сопереживание, дружба.
2. Развивать навыки работы детей в коллективе.
3. Развитие навыков работы с верёвкой, тканью и нитками.

Словарная работа: Хоровод, дружба, согласие, терпимость, одолевать.

Используемый материал: Веник из прутьев, верёвка 1,5.-2 метра, нитки, цветные кружочки из ткани по количеству человек 12х12см., пословицы о дружбе.

Предварительная работа: Домашняя работа, выписать и нарисовать несколько пословиц о дружбе, заготовить веник из прутьев.

Ход работы:
Ребята сегодня я вам расскажу одну сказку, для этого я вам предлагаю сесть кругом на коврик.

Рассказать детям сказку «Отец и сыновья» Л. Н.Толстого
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте!»
Сколько они не бились, не могли сломать.
Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику.
Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец говорит: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да всё врозь – вас всякий легко погубит».

Ребята, мы с вами прослушали сказку, и теперь я вам предлагаю взять веник в руки и постараться его сломать. Не получается, попробуйте ещё раз, никак. Тогда я развяжу веник и раздам вам прутики, теперь попробуйте сломать, получилось легко и просто. Правда? Вот так ребята, если мы с вами будем жить вместе, в, согласии, дружно, как прутики будем держаться за руки, то нас победить будет нельзя. А если мы будем ссориться, и всё делать поодиночке, врозь, то любой сможет нас обидеть и погубить.
Ребята, а как вы понимаете выражение жить в согласии? Это значит жить вместе и дружно, не ссориться.
А как вы относитесь к своим братьям и сёстрам. Мы им помогаем, защищаем и оберегаем.
А как можно понять, как догадаться, что человек к нам относится доброжелательно. Он улыбается, руки у него свободны, ладони раскрыты.
А давайте покажем, как мы можем дружить, что для этого нужно сделать? Взяться за руки.
А ещё мы с вами можем сделать дружный хоровод, с помощью вот этой верёвочки. Сколько в группе у нас ребят? Много.
Давайте столько завяжем узелков на верёвке.
А теперь каждый себе выберет узелок и начнёт превращать его в куколку.
Мы возьмём лоскут ткани круглой формы и обернём тканью узелок так, чтобы он оказался в центре, у нас получится голова и платье, и зафиксируем ниткой как раз под головой.
Что получилось? Куколка.
Давайте посмотрим, какие они все разные, красочные.
А на что похожа на верёвочка? На хоровод.
Как будто много ребят держатся за руки, а чтобы получился у нас круг, я соединю два конца верёвочки и сделаю тоже куколку.
Вот и получилась наша дружная группа.

Ребята, давайте посмотрим наш альбом с пословицами, про дружбу. Всем показать, вместе прочитать и рассказать смысл этих поговорок, совместно обсудить и подвести итог. Примеры поговорок: «Один в поле не воин», « Один за всех и все за одного», «Дружная семья гору сдвинет».
Ребята, а с кем бы из своих друзей вы хотели бы помириться?
Давайте не ссориться, а будем вместе жить дружно.

  • Конспект занятия по математическому развитию «Игра-путешествие», 2 младшая группа
  • Конспект занятия по развитию речи. Тема: Степные загадки
  • Конспект интегрированной НОД по образовательным областям «Познание», «Социализация» в подготовительной группе «Страна, в которой мы живем»
  • Маргарита Енякина

    Актуальность :

    В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Как правило, это выражается : в неумении находить подход к партнеру по общению; поддерживать и развивать установленный контакт; согласовывать свои действия в процессе любой деятельности; адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку. Отмечаются также сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека. Всё это приводит к конфликтам и непониманию собеседников.

    Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой личности, это залог успешного психического здоровья человека.

    Цель данного занятия :формирование культуры межличностных отношений между детьми.

    Конспект непосредственно образовательной деятельности

    Тема : «»

    Енякина Маргарита Николаевна воспитатель СП ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» –Детский сад №3 «Красная Шапочка» муниципального района Большеглушицкий Самарской области

    Образовательные :

    1. Обобщить и расширить знания детей о том, как должны вести себя люди по отношению друг к другу.

    2. Активизировать словарь по данной теме.

    3. Добиваться умения мотивировать и объяснять свои суждения.

    Развивающие :

    1. Развивать умение быть внимательными, приветливыми, доброжелательными.

    2. Развивать культуру речи, мыслительную активность.

    Воспитательные :

    1. Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.

    Образовательные области :

    Познание : формирование представлений о Международном дне Толерантности , о том, как здороваются люди в разных странах мира .

    Социализация : совместная деятельность в парах, группах .

    Коммуникация : активизация словаря по теме, свободное общение.

    Музыка : создание благоприятного эмоционального фона, пение песни.

    Художественная литература : рассказывание пословиц, поговорок о добре.

    Материалы и оборудование :

    цветок толерантности , макет автобуса, смайлики, проектор, электронная презентация «Путешествие в страну Толерантности » .

    1ч. Приглашение к деятельности.

    Дорогие, ребята, поздравляю вас с международным днем толерантности . Сегодня во всех странах мира люди стараются совершать добрые дела и поступки, помогать больным, старикам , никого не обижать.

    (слайд 1)

    2ч. Введение в игровую ситуацию.

    Сегодня я хотела тоже сделать всем приятное - подарить цветок толерантности , но он рассыпался.

    Поможете мне его собрать?

    Вспомните толерантные слова (дети прикрепляют лепестки к середине цветка и говорят слова : доброта, любовь, нежность, забота, ласка и. т. д.)

    Спасибо! Наш цветок такой красивый и разноцветный. Он похож на радугу из страны Толерантности .

    Хотите оказаться в этой стране ?

    Нас ждет волшебный автобус.

    Занимайте места (дети садятся, звучит музыка) .

    В этом путешествие мы отдохнем , поиграем, споем, а главное, научимся быть приветливыми, внимательными, дарить радость друг другу.

    (музыка прекращается)

    3ч. Практическая

    Подъехали к воротам города (дети выходят из автобуса)

    В город пускают только тех, кто умеет говорить волшебные слова.

    Вы их знаете?

    Игра «Волшебные слова»

    Как вы думаете, можно назвать человека толерантным , если он использует в речи такие слова?

    С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение.

    (слайд 2)

    А вот и жители страны Толерантности .

    Кто из них не толерантный ? Почему? (волк)

    Главная тема русских народных сказок была и остается победа добра над злом.

    Предлагаю оценить сказочного героя, если он добрый – хлопайте, а если злой - топайте. (Кощей-Бессмертный, Золотая рыбка, Карабас Барабас, Красная шапочка, Мальвина, Гуси-лебеди, Баба-Яга,Золушка, Дюймовочка.)

    Все вы сделали правильно. Конечно, добрых героев больше.

    Когда люди приходят в гости или встречаются на улице, что они должны сказать друг другу? (здороваются)

    Хотите научиться здороваться по-новому?

    (слайд 3)

    -На Востоке здороваются : «Салям - алейкум» и складывают руки перед грудью.

    (слайд 4)

    Во Франции мужчины снимают головной убор, наклоняют голову вниз и говорят : «Бонжур)

    (слайд 5)

    - В Англии говорят : «Хеллоу» и поднимают над головой собранные руки.

    Запомнили? Теперь давайте потренируемся. Когда я скажу : «Здравствуйте» , вы поздороваетесь с жителями города Толерантности , как вам больше понравилось

    Даже солнышко засияло, протянуло свои лучики.

    Давайте и мы, словно солнышки, протягивать друг другу руки - лучики и говорить : «Спасибо, вас люблю» .

    (дети снова садятся в автобус и едут по городу)

    (слайд 6)

    «Улица Мудрецов»

    Нужно вспомнить пословицы и поговорки о добре, дружбе.

    (дети выполняют задание)

    Доброе слово и кошке приятно.

    Добрые слова дороже богатства.

    Доброе слово лечит, а злое калечит.

    Кто добро творит, тому зло не вредит.

    Не одежда красит человека, а добрые дела.

    А где же наши ручки - лучики? (дети протягивают друг другу руки - лучики и говорят слова : «Я вас люблю» )

    (слайд 7)

    «Озеро Улыбки»

    Если к человеку относиться с добротой, то он в ответ обязательно улыбнется. Давайте встанем все в круг и подарим друг другу улыбки.

    Игра «Собрались все дети в круг»

    «Собрались все дети в круг.

    Ты мой друг и я твой друг.

    Крепко за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся.

    Мы одна семья

    Вместе мы всегда.

    Тому, кто справа, улыбнись,

    Тому, кто слева, улыбнись.

    Тому, кто справа поклонись,

    Тому, кто слева поклонись.

    Тому, кто справа руку дай,

    Тому, кто слева руку дай,

    Теперь по кругу ты шагай,

    С друзьями вместе ты шагай.

    Того, кто справа обними,

    Того кто слева обними.

    Ну вот, закончилась игра,

    И снова дружат все. Ура!»


    (слайд 8)

    «Переулок Загадок»

    Игра : «Доскажи словечко» .

    «Растает даже ледяная глыба,

    От доброго слова (Спасибо)

    Зазеленеет старый пень ,

    Когда услышит (Добрый день)

    Мальчик вежливый и развитый,

    Говорит, встречаясь (Здравствуйте)

    Когда нас бранят за шалости,

    Говорим :(Простите, пожалуйста)

    И во Франции и Дании на прощанье

    Говорят :(До свидания) .

    (слайд 9)

    «Улица «Пожалуйста»

    Здесь выполняют задания, если услышат слово, пожалуйста.

    Пожалуйста, поднимите правую руку.

    Пожалуйста, похлопайте.

    Потопайте.

    Будьте добры, сядьте.

    Улыбнитесь.

    Пожалуйста, улыбнитесь.

    Не забывайте говорить, пожалуйста, когда обращаетесь с просьбой.

    А где же наши ручки - лучики? Не забываем признаваться в любви.

    (слайд 10)

    А вот мы добрались до самой главной площади страны Толерантности .

    Человек рождается на земле, чтобы делать добро.

    Давайте встанем в круг толерантности . Положите правую руку на плечо человека справа - это значит, у вас есть друг, на которого можно опереться. Левой рукой обнимите человека - это значит, что вы готовы поддержать друга.


    А сейчас давайте все вместе споем «Песенку друзей» .

    Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать историю страны Толерантности .

    Закончилось наше путешествие , пора возвращаться в детский сад.

    (дети садятся в автобус и возвращаются в детский сад)

    5ч. Рефлексия

    Что нового узнали? Что особенно запомнилось?


    Татьяна Гетманская
    Конспект занятия: «Что такое толерантность. Её границы» (старшая группа)

    ЦЕЛЬ : познакомить детей с понятием «толерантность » , воспитание гуманности. Познакомить детей с понятием – люди с ограниченными возможностями . Учить сопереживать, замечать боль других совершать по собственной воле добрые поступки для тех, кто в этом особенно нуждается. Воспитывать у детей толерантное отношение к окружающим людям.

    Задачи : создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Воспитание уважения и доброго отношения к другим людям; развитие коммуникативных навыков, развитие мышления.

    Оборудование : цветы с цифрами и буквами, карточки с изображением разных людей : дети разного возраста, разной национальности, разные взрослые, мяч, разноцветные половинки кругов, мешочек, песня «Настоящий друг» (сл. Пляцковский М., фисташки, цветик – семицветик, релакс музыка.

    1. Организационный момент :

    Здравствуй правая рука – протягиваем вперед,

    Здравствуй левая рука – протягиваем вперед,

    Здравствуй друг – беремся одной рукой с соседом,

    Здравствуй друг – беремся другой рукой,

    Здравствуй, здравствуй дружный круг – качаем руками.

    Я рада видеть всех вас здоровыми, с хорошим настроением. И от ваших улыбок у нас расцвели цветы, целая поляна! Но полянка не простая, с загадкой. На каждом цветке цифра и буква, ваша задача расположить цветы в порядке числового ряда от 1 до 13 (дети располагают цветы по порядку на доске при помощи магнитов) . Давайте прочитаем, какое у нас слово получилось – ТОЛЕРАНТНОСТЬ . Это красивое по звучанию слово имеет не менее красивое и нужное значение, и сегодня мы узнаем, что оно обозначает.

    2. МЫ ВСЕ РАЗНЫЕ.

    Сегодня утром почтальон принес нам письмо, давайте посмотрим, что в нем (достаю из конверта карточки с изображением разных людей : дети разного возраста, разной национальности, разные взрослые)

    Кого мы видим на этих картинках? Как можно всех назвать, одним словом?

    (ответы детей.) Да, это люди. А почему нас всех называют одинаково - «люди» ? Чем все люди похожи? (Ответы детей : люди имеют голову, ходят на двух ногах, имеют две руки; разговаривают, играют, ходят на работу, в школу, детский сад, питаются, носят одежду, умеют писать, читать, поют песни, танцуют и т. п).

    А что еще нас объединяет, мы узнаем с помощью

    игры «Аплодисменты»

    (я буду называть определенное качество. Те, кто им обладает, встает со своего места, а все остальные им аплодируют. Если встанут все, то аплодировать будем все):

    Любит кататься на каруселях.

    Любит смотреть мультики.

    Любит мороженое.

    Любит играть.

    Мечтает полететь в космос.

    Любит животных.

    Любит вкусно поесть.

    Кто любит танцевать.

    Ребята, а люди все одинаковые? Дети : Нет.

    Конечно, нет. И сейчас мы с вами это проверим (встаем в круг) :

    Выйдите в круг те, у кого темные волосы

    Покивайте головой те, кто мальчики

    Похлопайте в ладоши те, у кого голубые глаза

    Поднимите руку у кого есть сестра

    Присядьте те, кому исполнилось шесть лет

    Интересно, а чем еще люди отличаются друг от друга? (Поочередно выставляю модели, иллюстрирующие разный пол людей (мальчик - девочка)

    Игра «Что нужно мальчикам, а что – девочкам»

    На столе лежат различные предметы, которыми они пользуются чаще, чем дети противоположного пола, и разложить их на два стола, условно обозначенных моделями «мальчик» , «девочка» .

    3. ПРИНЯТИЕ ДРУГОГО ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ.

    Ребята, вот мы с вами общаемся, живем рядом, но мы отличаемся друг от друга характером, ростом, весом, желаниями.

    Игра «Наоборот» (с мячом)

    Давайте подберем противоположные значения к словам : грустные – веселые, полные – худые, здоровые – больные, высокие – низкие, умные – глупые, добрые – злые, молодые – старые .

    Мы все разные, у каждого есть свои особенности и мы должны уважать индивидуальность каждого человека. Каждый из нас не повторим, но все мы нужны друг другу.

    4. СОТРУДНИЧЕСТВО. ДУХ ПАРТНЁРСТВА. ПОМОЩЬ.

    Ребята, как вы думаете, что такое сотрудничество ? (участие в каком – либо общем деле)

    А как вы, понимаете «дух партнёрства» ? (ответы детей)

    Я предлагаю поиграть в игру «Найди себе партнера»

    (каждый по очереди достает то, что лежит в «волшебном мешочке» )

    У каждого из вас половинка круга, нужно сложить круг из двух половинок одинакового цвета, найти себе пару. Под песню «Настоящий друг» дети находят свои половинки. Молодцы!

    Вместе со своим партнером вам надо будет выполнить следующее задание. Подойдите к столу, возьмите 1 карандаш на двоих, один на двоих лист бумаги и нарисуйте любой предмет вместе, при этом вы можете друг с другом советоваться и договариваться.

    Давайте посмотрим, что вы нарисовали.

    –У всех ли совпало рисовать именно этот предмет?

    – Присутствовал ли дух партнерства в вашей работе?

    Что вам помогло быстро нарисовать предмет? (умение договариваться, слушать друг друга, принять мнение другого)

    Да ваше умение договариваться и сотрудничать помогло вам быстро справиться с этим заданием.

    5. СОСТРАДАНИЕ. МИЛОСЕРДИЕ.

    Ребята, вспомните, из какого произведения эти строки :

    Лети, лети, лепесток,

    Через запад на восток,

    Через север, через юг,

    Возвращайся, сделав круг.

    Лишь коснёшься ты земли -

    Быть по-моему вели…

    Дети : «Цветик – семицветик» В. Катаева

    От исполнения какого желания Женя испытала наибольшее чувство радости? Почему? (она помогла мальчику Вите) . А что с ним было? Кем он был? (Инвалидом) .

    Ребята, скажите, пожалуйста, что произошло с мальчиком в коляске? (Выздоровел) .

    Как можно назвать такой поступок Жени (сострадание, милосердие) .

    Что можно делать, имея ноги? А руки? Глаза? Уши? Голос? видите, сколько у человека возможностей? А что будет, если у человека нет каких-то возможностей (ответ детей)

    Посмотрите на эти игрушки (показываю игрушки и читаю стихотворения) :

    1. Вот взгляните – это ёж.

    На других он не похож.

    Колючки есть у всех ежей.

    А этот, представляете,

    Родился с шубкой из кудрей

    И цветом солнца раннего.

    Он был как спелый апельсин

    Кудрящки так сверкали.

    В лесу он был такой один ,

    Все сразу замечали.

    Ёж только выйдет за порог,

    Смеялись даже пташечки –

    Клубком кататься он не мог

    Пружинили кудряшечки…

    Ёж всех любил в своём лесу

    Зверей, букашек маленьких,

    И даже хитрую лису,

    И уважал всех стареньких .

    Он не такой как все ежи…

    Но разве это – важное? –

    Любовь, тепло его дущи

    Согреют сердце каждое!

    2. А это девочка – сова.

    Она с рождения глуха.

    У сов обычно чуткий слух,

    А бедная малышка

    Зароется в свой мягкий пух,

    Во сне ей снится мышка.

    Она хотела бы играть,

    Да ничего не слышит.

    Помог ей слухоаппарат,

    Что подарили мыши.

    Всего лишь тонкий проводок

    Ей прикрепили к ушку,

    И вот теперь она для всех

    Весёлая подружка.

    Она хохочет день – деньской

    И весело играет.

    А этот добрый проводок

    Никто не замечает.

    3. Пришёл котёнок к нам слепой.

    Он грустно так мяукал.

    И в тихой песенке его

    Лишь жалобные звуки.

    Ему надели мы очки –

    Он в красках мир увидел

    А то, что знатный он певец

    Никто и не предвидел.

    Поёт котёнок день и ночь

    На дереве и крыше.

    Послушать музыку не прочь

    Не только птицы, - мыши!

    А то, что носит он очки

    Для всех друзей не важно.

    В очках котёнок наш слепой

    Стал смелым и отважным!

    4. В лесу избушке жили мишки

    Три мишки, словно в старой книжке

    Он из них был бел как мел,

    «Полярный» прозвище имел.

    Другой медведь был с шёрсткой бурой

    Хоть с той же мишкиной фигурой.

    А третий медвежонок

    Пандой был.

    Тростник, он словно мёд, любил.

    И отличался чёрно – белой грудкой

    Наш добрый и затейливый мишутка.

    И жили мишки очень дружно,

    Любили спать, гулять, играть

    И, как положено медведям,

    Конфетку – лапу пососать.

    И отношения медвежьи

    Были так искренни и нежны,

    Что позавидовать им мог

    Любой в стране лесной зверёк.

    Пусть шёрстка разная, ну что с того!

    Они все мишки, больше ничего.

    Дружили мишки и не замечали,

    Что друг от друга отличались.

    Ребята, Вы когда-нибудь встречали таких людей, как наши герои? (Да) .

    Что вы чувствовали по отношению к ним? (Нам было их жалко) .

    Хотелось ли вам помочь этим людям? (Да) .

    Ребята, скажите, пожалуйста, надо быть только врачами, чтоб помогать больным людям? Может быть им нужна еще и другая помощь, кроме медицинской?

    Конечно, больным людям еще нужно общение, добрые люди.

    А теперь давайте подберем слова - синонимы слову «инвалид» . (Больной, нездоровый, особенный) .

    Ребята, давайте на лепестках нашего цветика – семицветика напишем о том, чем мы можем помочь детям – инвалидам (например : читать и рассказывать сказки, совместно играть, сделать игрушки –самоделки, помогать передвигаться, рассказывать смешные истории и радоваться, относиться с пониманием к их личностному своеобразию и физическим недостаткам, не дразнить, не обзывать)

    Игра :«Фисташки»

    Ход игры:

    Раздать детям по две фисташки в скорлупе и попросить пока их не есть и не снимать скорлупу. Важно, чтобы упражнение проходило в спокойной, слегка «магической» атмосфере. Попросить детей ответить на следующие вопросы (обсуждение групповое ) :

    Какие фисташки на ощупь? А какие люди на ощупь?

    Как бы вы описали скорлупу? А как бы вы описали человеческое тело?

    У фисташек одинаковые размер и форма? А у людей одинаковые размер и форма?

    Фисташки одного цвета? А люди одного цвета?

    Есть ли на фисташках трещины или он чуть-чуть расколоты? А люди могут ломаться и трескаться?

    Потрясите фисташки. Вы слышите звук? А какие звуки издают люди?

    Откройте фисташки. Изнутри они другие, чем снаружи? В чем различия? А люди отличаются внутри и снаружи?

    Съешьте фисташки. Какие они на вкус? Можно ли сказать, что у человека есть вкус?

    Плохо ли делить фисташки на плохие и хорошие? А можно ли поступать так с людьми?

    Чувствовать, думать, любить, как другие,

    Сердцем умея понять солидарность,

    Напрочь отбросить – "Они не такие",

    Этому учит нас толерантность .

    Воспитатель : То есть, быть толерантным – означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает, уважать других, невзирая на различия. А стать толерантными нам помогут такие качества : Взаимопонимание, Взаимоуважение, Ответственность, Доброжелательность, Сдержанность, Уступчивость, Терпимость, Доброта.

    Рефлексия занятия :

    Какое новое слово вы сегодня узнали?

    Сейчас мы проверим, как вы поняли, что такое «толерантность » . По группе развешаны картинки , на которых изображены различные ситуации, а вам нужно выбрать подходят они к толерантности , да или нет. (дети ходят по группе берут понравившуюся картинку и говорят –Толерантност » - это ….

    Какого человека можно назвать толерантным ?

    А как вы думаете, вы сами толерантны ?

    Толерантность -терпимость друг к другу. Все мы разные, но нужно принимать друг друга таким, какой он есть и сотрудничать.

    Игра «Встретимся опять»

    Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова :

    “Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.

    Литература :

    1. Макарова Т. В., Ларионова Г. Ф. Толерантность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации. - М.:ТЦ Сфера, 2008 .- 80 с.:-илл. (Программа развития) .

    2. Мы разные - но мы дружим : [сборник]/ ред. О. Мяэотс. -Москва : Рудомино, 2003.-254

    3. Мандрыгина Н. Ю. Воспитание основ толерантности у дошкольников [Текст] / Н. Ю. Мандрыгина, Л. Ю. Шанина // Педагогическое мастерство : материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.) . - М.: Буки-Веди, 2013. - С. 44-48.

    4. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. “Жить в мире с собой и другими” - М : “Генезис”,2001.

    5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: “Генезис”, в 4-х томах, 2003-2004.

    План недели толерантности в группе старшего возраста

    Автор : Клименок Елена Юрьевна, воспитатель
    Место работы : МБУ ДС № 120 "Сказочный" г. Тольятти
    Описание : данный материал предназначен для педагогов дошкольных учреждений, для родителей воспитанников, а также для всех неравнодушных людей нашего общества
    Цель: Воспитывать в детях толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей; развивать чувство сострадания, желание помогать друг другу, уважать окружающих
    Умение переносить несовершенство других
    есть признак высшего достоинства.
    Г. Винклер.

    В ноябре весь мир отмечает Международный день толерантности. Этот праздник довольно молодой, но заслуживает огромного уважения. Актуальность этого праздника заключается в том, что в современной жизни зачастую люди склонны относиться враждебно к «другим людям» - не таким как все, тем, кто от нас отличается. Поэтому задача педагогов развивать у детей чувства единения, взаимопонимания, уважение к людям других национальностей, начиная с дошкольного возраста. В нашем детском саду проводится огромная работа по решению этих задач. Каждый год в преддверии праздника наши педагоги ведут активную подготовку к проведению различных увлекательных мероприятий с участием детей и родителей. Воспитатели всех групп разрабатывают индивидуальные планы, в которых стараются использовать различные виды деятельности.
    Предлагаю вашему вниманию разработанный мною план проведения недели толерантности в старшей группе детского сада.

    Понедельник
    Тема: «Доброта и милосердие спасут мир»! (дружеские и добрые отношения в семье, уважение к окружающим)
    1.Творческая мастерская: рисование на тему «Моя семья». Предложить отобразить с помощью рисунка знаменательное событие в жизни семьи.
    2.Составление рассказов по семейным фотографиям. Учить передавать содержание события, запечатлённого на фотографии, своё отношение к нему. Углублять представление о семье, пробуждать интерес к её истории, традициям.
    3.Консультация для родителей «Как сказать люблю своему ребенку».

    Вторник
    Тема: «Дети разных народов мы мечтою о мире живем»
    1.Чтение и обсуждение пословиц о дружбе. Предложить детям обсудить пословицы: «Человек без друзей, как дерево без корней», «Без друга на душе вьюга» и др. Углублять представление о дружбе; учить высказывать своё мнение.
    2.Творческая мастерская: рисование «Портрет друга». Предложить нарисовать портрет словами, а затем красками. Описать его, рассказать о его характере, личных качествах и добрых поступках.
    3.Спортивное развлечение в группе «Игры народов мира».

    Среда
    Тема: «Мы разные, но мы вместе» (толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья)
    1.Творческая мастерская: изготовление сувениров-подарков (из солёного теста) для детей с ОВЗ.
    2.Экскурсия в группу детей с ОВЗ. Вручение сувениров-подарков, сделанных своими руками.
    3.Составление творческих рассказов на тему «Мы разные, но мы дружные». Воспитывать детей в духе милосердия, доброты, сочувствия.

    Четверг
    Тема: «Помоги младшему и старшему» (уважение к пожилым людям, желание оказывать помощь младшим)
    1.Составление альбома (с использованием фотографий, рисунков) «Наши добрые дела».
    2.Спортивный досуг: «Игры наших дедушек и бабушек».
    3.Творческая мастерская: рисование «Наши любимые бабушки и дедушки».

    Пятница
    Тема: «Мой город» (знание особенностей города, его истории, этническом составе города, о культурах народностей в городе)
    1.Познавательный рассказ «Город в котором мы живём». Рассматривание открыток, буклетов.
    2.Совместная творческая работа с родителями «Улицы родного города».
    3.Выпуск газеты «Мы – жители Тольятти».

    Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    НОД по воспитанию толерантности для детей старшего дошкольного возраста «Жители планеты Земля».

    Цель: Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника.

    Задачи:

    обучающие:

    Формировать у детей познавательный интерес к истории других народов мира, рас, их жилища, их культуры;

    Познакомить с понятием «толерантность»;

    воспитательные:

    Воспитывать толерантность и уважение по отношению к представителям других национальностей, расы вне зависимости от социального происхождения;

    Доброжелательное отношение к традициям обычаям людей другой национальности;

    Положительные эмоции в процессе ознакомления детей с культурой народов мира;

    Эмоциональный интерес к слушанию стихов, выражать свои эмоции.

    развивающие:

    Развивать представление о планете Земля и жизни людей на планете, умение находить отличительные особенности людей, живущих в разных странах и частях света;

    Развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием.

    Предварительная работа: индивидуальная работа с детьми: разучивание стихотворений; работа с детьми по карте, с глобусом; рассматривание картин, иллюстраций, просмотр фильмов о жизни людей на нашей планете, разучивание народных подвижных игр.

    Материал и оборудование:

    Мультимедийный проектор;

    Презентации: «Китай», «Африка», «Россия»;

    Глобус;

    Карта;

    Аудиозапись песни «Дружба»;

    Мультфильмы:«Катерок», «Народы России», «Мы живём в России. Татары».

    Образовательные области:

    «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественная литература», «Музыка».

    ХОД НОД: Воспитатель проводит детей в центр зала, образуя круг.

    «Солнечный круг».

    Давайте посмотрим на гостей, и улыбнемся им своей самой доброй улыбкой.

    Теперь мы можем опустить руки, но сила и дружба останутся с нами.

    Есть одна планета – сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных. Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут В речку смотрят удивлённо. Береги свою планету – Ведь другой похожей нету!

    Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о какой планете так красиво написал поэт Яков Аким?

    Дети: В стихотворении говорится о нашей планете Земля.

    Воспитатель: Давайте рассмотрим модель Земли, как она называется?

    Дети: Глобус.

    Воспитатель: Молодцы! Ребята, расскажите, глядя на глобус, о нашей планете. Что обозначает на глобусе синий цвет (вода). Это моря и океаны. Кто желает показать на глобусе океаны и моря? (показ детьми). А каким цветом обозначена суша? (зелёная и коричневая). Зеленым цветом обозначена растительность на нашей планете, а коричневым – горы и равнины.

    Воспитатель: Какой же вывод можно сделать.

    Дети: Земли пригодной для жизни на планете очень мало. Надо беречь природу, жить в мире.

    Воспитатель: А где ещё можно увидеть изображение нашей планеты?

    Дети: На карте.

    Воспитатель: Давайте посмотрим на политическую карту. Карта раскрашена разными цветами, так на ней обозначены страны. Как вы думаете, сколько стран на земном шаре? Предположения детей

    Воспитатель: На нашей планете 258 стран. У каждой страны есть свой главный город, флаг, гимн, обычаи, свой национальный язык. А как называется главный город страны?

    Дети: Столица.

    Воспитатель: Назовите столицу нашей Родины.

    Дети: Москва.

    Воспитатель: Кто сможет показать нашу страну на карте? Как она называется?

    Дети: Россия

    Воспитатель: Подумайте и скажите, что отличает всех людей, живущих на нашей планете?

    Дети: Цвет кожи, говорят на разных языках, у них разные обычаи и традиции…

    Воспитатель: Все люди разные, а что же нас объединяет, что у нас есть общего?

    Дети: Есть руки, ноги, живем на одной планете, в городах, странах, ходим в детский сад, занимаемся одинаковыми делами.

    Воспитатель: А, что ещё нас объединяет, мы узнаем с помощью простой игры «Аплодисменты». Я буду называть определенное качество. Те, кто им обладает, встает со своего места, а все остальные им аплодируют. Если встанут все, то аплодировать будем все.

    Встаньте все те, кто умеет читать, - любит кататься на каруселях, - любит смотреть мультфильмы, - любит мороженное, - любит играть, - мечтает полететь в космос, - любит животных, - встаньте те, кто любит танцевать, - встаньте все те, кто умеет дружить.

    Воспитатель:

    Ребята, скажите, какая страна на всей земле самая лучшая? (ответы детей) Почему вы так думаете? (ответы детей)

    Как вы думаете, какая страна лучшая для детей и взрослых, которые живут в Италии, Белоруссии т. д.?

    Почему вы так думаете? (ответы детей)

    Правильно все люди любят и гордятся своей родиной, своими обычаями, традициями и достижениями.

    Воспитатель:

    А кто из вас слышал слово «толерантность»?

    А что оно означает, знаете? (выслушать мнение)

    В переводе с французского оно означает отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

    В английском – готовность быть терпимым, снисходительность.

    А в русском языке – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

    Воспитатель: А сейчас мы послушаем, как вы понимаете это новое слово:

    Ребёнок 1.

    Толерантность – значит это, Если дружно все живут. И теплом сердец согреты, Садик, быт наш и уют.

    Ребёнок 2.

    Признание, равенство и уважение, Взаимодействие, дружба, галантность. Вера любая без принуждения, Это и многое есть толерантность.

    Ребёнок 4.

    Чувствовать, думать, любить, как другие, Сердцем умея понять солидарность, Напрочь отбросить – "Они не такие", Этому учит нас толерантность.

    Воспитатель: То есть, быть толерантным – означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает, уважать других, невзирая на различия.

    Воспитатель: А стать толерантными нам помогут такие качества: Взаимопонимание, Взаимоуважение, Ответственность, Доброжелательность, Сдержанность, Уступчивость, Терпимость, Доброта.

    Воспитатель: Ребята, вспомним сказку «Цветик-семицветик» В.П. Катаева.

    Как звали девочку?

    Кого Женя встретила?

    Какого цвета был последний лепесток и желание? (Голубой, чтобы Витя был здоров)

    Чем закончилась сказка?

    Делать добрые дела всегда приятно. Когда вы делаете добрые поступки, помните, что добро вернется к вам! Окажись у Вас в руках такой цветик-семицветик, какое желание Вы бы загадали? Одно, самое-самое заветное.

    Добрым быть совсем-совсем не просто,

    Не зависит доброта от роста.

    Доброта приносит людям радость

    И взамен не требует награды.

    Ребята, скажите, кого вы видите на слайде? (Фею цветов)

    Как вы думаете, больше всего на свете она любит, что? (цветы)

    Правильно цветы. Их у неё очень много разных, красивых, но есть среди них и волшебный. Это цветик –четырёхцветик. С его помощью, можно очутиться в любом уголке Земли. Нужно только оторвать лепесток и произнести волшебные слова:

    «В цветнике цветут цветы, поиграем с ними мы»

    (дети проговаривают волшебные слова, воспитатель отрывает лепесток от волшебного цветка, дети закрывают глаза и кружатся).

    Слайд№1 с изображением Китая. - Как вы думаете, в какой стране мы очутились? (Китай) Как вы догадались? (по разрезу глаз, национальной прическе и одежде)

    Слайд№2. - Правильно. Софья расскажет нам об этой стране.

    Слайд№3. «Нихао!» - так звучит приветствие на китайском языке. Жители Китая – китайцы в знак приветствия кланяются с вытянутыми вдоль тела руками.

    Попробуйте поздороваться и вы.

    Ю переводиться – как «друг», ю- вы мои друзья.

    Слайд№4. В Китае есть свой гимн, флаг и герб.

    Слайд№5,6,7. Там высокие красивые горы, необычные многоярусные храмы и дома.

    Слайд№8. В Китае большое внимание уделяется национальному костюму.

    Слайд№9. Платья шьют из шёлковой ткани, шёлк изобрели в Китае.

    Слайд№10. Иероглифы – специальные красивые и сложные знаки, которые используют вместо привычных для нас слов. Каждый иероглиф имеет своё значение. Например: одна горизонтальная линия – человек, а если нарисовать две горизонтальные линии, получиться слово – небо.

    Слайд№11. Китайцы очень много времени уделяют своему здоровью и следят за своим телом. Когда они устают на производстве, то делают специальную гимнастику «Ушу».

    Я приглашаю всех на китайскую гимнастику.

    (звучит китайская музыка для медитации)

    1. Сначала мы поприветствуем солнце. Ручки поднимаем вверх, опускаем и ещё раз повторяем.
    2. Соединяем ладошки над головой, поднимаем ногу, держим равновесие.
    3. В Китае очень любят чай, превращаемся в чайнички. Наливаем чай в чашечки, еще наливаем, А теперь в другую чашечку и ещё раз.
    4. Чай горячий подуем.
    5. Медленно поднимаем руки вверх, резко наклоняемся, говорим «ха»,

    Давайте скажем до свидания на китайском языке. «Цзай-цзянь!» - так китайцы прощаются друг с другом (дети повторяют.)

    Воспитатель: А теперь скажем Софье по-китайски: се-се (спасибо).

    Слайд №1 с изображением Африки.

    Кто из вас знает, где живут дети с темным цветом кожи? (в Африке)

    Слайд №2. Ребята, Африка- это континент. Карта раскрашена разными цветами, значит в Африке много стран.

    Эльвира познакомит нас с жителями Африки.

    Слайд №3. -Мы не знаем языка народов Африки, поэтому поздороваемся без слов. Некоторые племена здороваются носами. Вот так.

    Теперь мы с вами поздоровались по –африкански.

    Слайд №4. - Почему у людей Африки такая темная кожа? (жарко)

    Слайды №5,6. -Действительно в Африке очень жарко, и одежда у людей, поэтому легкая. Свои наряды жители Африки дополняют украшениями из костей, бус, раковин или перьев .

    Слайды №7,8,9. А вот так выглядит жилище коренных жителей Африки.

    Слайд №10,11. Африканские дети, как и все дети планеты Земля, любят играть.

    Слайд №12. Как и мы любят животных, природу.

    Слайд № 13. Ходят учиться в школу.

    Слайд № 14. Но больше всего африканские дети любят танцевать.

    Давайте посмотрим, как это получается у героев одного мультфильма и потанцуем вместе с ними.

    (показ отрывка из мультфильма «Катерок», танец «Чунга- чанга»)

    Ну что ж ребята, мы познакомились и с жителями жарких стран. Народы африканских стран живут не так богато как мы, но всё равно они любят и гордятся своими странами, обычаями, традициями.

    Сколько у нас осталось лепестков, вспоминаем волшебные слова и снова отрываем лепесток…

    Слайд №1- Как вы думаете, в какой стране мы очутились? (Россия) Как вы догадались?

    Попросим Илюзю рассказать о нашей стране.

    Наша Родина очень большая, красивая и богатая. Россия – огромная страна.

    Слайд №3. В России много национальностей, но все они – один народ. В России много веков назад сложилась традиция дружбы и тёплого отношения к культуре и традициям соседних народов.

    А главное – что одной из важных традиций народов России является многовековая ДРУЖБА. Предлагаю вам посмотреть мультфильм «Народы России».

    Слайд №4.Татары, то есть мы – очень древний народ, имеющий свою историю. Самым главным для татар являлось уважение к природе, так как они занимались земледелием.

    Просмотр видео « Мы живём в России».

    Слайд №5. Береза - символ России. Как она хороша в разные времена года! Прямая, стройная, белоствольная. Заведем хоровод «Береза». Я приглашаю всех. Дети заводят хоровод «Во поле березка стояла»

    У нас последний лепесток, а нам ведь нужно вернуться домой.

    Давайте скажем волшебные слова… .

    (воспитатель отрывает лепесток, дети кружатся и возвращаются в свой детский сад)

    А это дети нашего детского сада. Они очень дружные и любят играть, танцевать, умеют считать и читать. Они очень дружные. Вы дружные? Чтобы доказать какие вы дружные, давайте выполним задание. В этом конверте лежат карточки с цифрами от 1 до 13. Их нужно разложить в правильной последовательности от 1 до 13. И тогда мы сможем прочитать что-то очень важное.

    Дети выполняют задание под музыку. Перевернув цифры получилось ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

    А в этом конверте лежат карточки с цифрами от 1 до 10. Их тоже нужно разложить в правильной последовательности от 1 до 10. И тогда мы сможем прочитать что-то ещё важное.

    Дети выполняют задание под музыку. Перевернув цифры получилось МИР И ДРУЖБА – почему это важные слова?

    А вы по–настоящему дружные ребята?

    Для вас будет важно, какого цвета кожа или какой разрез глаз у того, кто захочет с вами играть?

    А что важно для дружбы? (доброта, отзывчивость, внимание к другому).

    Действительно, мы такие разные – взрослые и дети Земли: мы разговариваем на разных языках, живем в разных домах, по–разному одеваемся. Вы пока дети, но станете взрослыми. И от вас будет зависеть мир и счастье на нашей планете, от того, научились ли вы дружить с детства.

    Воспитатель: Мы с вами сегодня замечательно провели время. Что больше всего понравилось вам сегодня?

    (познакомились с новым словом и понятием – толерантность, познакомились с некоторыми странами и их народами, танцевали).

    Г лавное чудо света - это человек. Хотите к нему прикоснуться? Тогда встанем в круг, будем смотреть друг другу в глаза и произносить прекрасные слова: «Здравствуй, человек»!

    А какой это человек выбирайте сами: добрый, умный, смелый, красивый, хороший, весёлый, великодушный, интересный, великолепный, трудолюбивый, жизнерадостный, забавный, изобретательный, классный, любимый, воспитанный, любознательный, любопытный, милый, модный, наблюдательный, мудрый, обаятельный.

    Дети уходят под песню «На большой планете».


    error: Content is protected !!