Май. Народный календарь. Окликание предков Приметы и обряды на 3 мая

(20 апреля по старому стилю) по народному календарю отмечается день, называемый Окликанием предков. В народе к предкам, умершим прародителям, относились с уважением. Жители верили, что души родственников несколько раз в году навещают живую родню. Поэтому в данный день проводили соответствующие обряды.

Согласно народным поверьям души усопших родственников находятся в мире мертвых. Там они скучают за живыми и желают вернуться обратно. Считается, 3 мая открываются ворота в земной мир, но, чтобы прародитель явился к родным, следовало совершить его окликание.

Старшая женщина в семействе на рассвете отправлялась на кладбище. Подходила к могиле усопшего и начинала плакать, рассказывать ему как семье нелегко приходится. Затем она призывала предка вернуться в семью. Если кладбище было далеко расположено, почивших родственников громко зазывали, стоя во дворе. Обряд окликания считался в народе нормальным явлением, потому зазывание проводили без стеснения.

Окликая предков, жители готовили стол с обилием вкусных и сытных блюд. Хозяйки пекли пироги, варили кисельные напитки. Вся еда на стол подавалась в горячем виде, поскольку крестьяне верили, что души родственников питаются горячими парами от нее. На выходе из деревни для покойников ставили стол, застилали скатертью, поджигали церковные свечи и выставляли умершим хлеб с солью.

В данный день избегали ссор и сквернословия. Девушки надевали на себя новые наряды. Жилье накануне начисто убирали. Так делалось, чтобы предки убедились - семья живет в достатке и мире, сыта, имеет что одеть.

Вечером по традиции в печи разводили огонь, семья рассаживалась за стол, но место во главе оставляли свободным для души главного праотца. Первыми вкушали три ложки киселя, затем остальные яства. Запрещалось в день Окликания предков ноги ставить на нижние опоры стола или скамей, веря, что на них становятся другие явившиеся духи.

Предки покидали свои семьи в полночь. Провожая их, семья выходила во двор на крыльцо и прислушивалась к тишине. Когда дул первый порыв ветра после полуночи, души снова возвращались в загробный мир.

День Окликания предков посвящался исключительно умершим родственникам. Жители старались не строить планов на эту дату, избегали свадебных церемоний и детских крестин. Рыбаки откладывали рыбалку на следующие дни, веря, что улова не будет.

Наблюдая в данную дату сверкание молнии, народ предвещал в следующие дни солнечную погоду. Обилие первоцветов говорило о надвигающемся потеплении, а их закрытые соцветия сулили непогоду. Сухой слой земли предсказывал плохую урожайность. Если рыбьи мальки держались стаей, значит быть еще прохладным дням, расплываются – потеплеет.

По приметам на 3 мая определяли, когда следует сеять пшеницу. В народном календаре дата получила следующие названия:

  • Фёдор;
  • Феодор;
  • Федор (Неводник) Власяничник;
  • Окликание предков.

Православная церковь 3 мая почитает преподобного Феодора Трихина, родившегося в Константинополе. Святой был сыном богатых родителей, но отказался от славы и богатства и удалился в пустынный монастырь, где все время проводил в посте и молитве. И в жару и в холод он носил власяничную одежду, за что и получил прозвище Власяничник, или Трихина (что в переводе с греческого языка означает «волос»). Годы жизни Феодора не установлены. Считается, что он жил между IV и IX веками.

3 мая: традиции и обычаи дня

Подмечали, что с этого дня у тополя ломаются почки и зацветает облепиха. Крестьяне в это время занимались посевом на рассаду семян тыквы, огурцов, фасоли. Если погода теплая, то семена сеяли в открытый грунт, но с обязательным укрытием, ведь до 10 июня возможны заморозки.

На Фёдора поминали умерших, потому что считали, что в этот день покойники тоскуют по земной жизни, открывается земля и на Божий свет вылетают души людей, ушедших от нас, чтобы мы смогли с ними свидеться. 3 мая ходили на кладбище: на погосте причитали или окликали усопших родителей. За обеденным столом ожидали силу своего рода. Стол накрывали как можно сытнее, чтобы души предков посмотрели на то, как не скудеет житье-бытье наше.

На Руси чрезвычайно развито было искусство причитания, в том числе поминальных и похоронных причитаний. В большом количестве записаны плачи, которые являются подлинной народной поэзией. Многие тексты представляют собой настоящие высокохудожественные произведения, которые поражают образным языком, глубиной чувств, четкой структурой и строго выдержанной ритмикой.

Причитание – древний жанр народного фольклора, пример высокого трагического искусства. Выплакивание невыносимого горя в народном быту стало практически физиологической потребностью. Выплакавшись, человек частично одолевает непоправимую беду, ему становится немного легче. Окружающие люди, слушая причитание, разделяют чужое горе, берут на себя часть потери.

Крестьяне на Федора стол застилали белой скатертью, ставили хлеб-соль, у икон зажигали свечи и молились об урожае. Вообще у наших пращуров было принято молиться всей семьей перед каждым важным делом. Освящалась вся крестьянская работа, т.к. крестьяне надеялись, что высшие силы окажут им помощь в нелегко труде.

Рыбаки в этот день не ходили на промысел. Считалось, что ловить рыбу в это время – большой грех. Ещё с давних пор люди подметили, что 3 мая плотва начинает метать икру. Поэтому на Федора рыбной ловлей заниматься строго-настрого запрещалось, чтобы не тревожить рыбу во время нереста.


3 мая: приметы и поверья

  1. Если весна дружная, то земля посевной сделалась, пришло время сеять пшеницу.
  2. Много шишек на ели – к урожаю пшеницы.
  3. Если шишек много на сосне, то рожь будет хорошо расти.
  4. Сильный и гулкий первый гром – к хорошему урожаю.
  5. В дождь рожь сеять нельзя, иначе будет много сорняков.
  6. Если в мае пройдет три хороших дождя, то три года будет много хлеба.
  7. Если май дождливый и холодный, то меда не будет.
  8. Что первым тронется в рост: трава или рожь – тому и урожай.
  9. Сны со 2 на 3 мая пустые. Не следует придавать им значение.

Людям, родившимся 3 мая, покровительствуют предки. Именинникам дня следует носить оникс.

Из мыслей на каждый день, собранных Львом Толстым

Покайся за день до смерти; это значит: всякий день. В этом духе царь Соломон говорит: «Во всякое время одежда твоя должна быть чиста, и елей да не оскудеет на голове твоей». Все это можно уподобить следующей притче: «Царь пригласил своих слуг на пир, но не указал им времени, когда он состоится. Рассудительные приготовились к царскому пиру заблаговременно, полагая, что в царском чертоге все к пиру готово; глупые же рассуждали иначе: «Успеем, ибо для царского пира нужны большие приготовления». Но вот внезапно раздалось царское слово: умные явились в праздничном убранстве, глупые же принарядиться не успели. Обрадовался царь первым, разгневался на вторых и сказал: «Приготовившиеся да сядут и примут участие в пиру, неприготовившиеся же пусть стоят и смотрят». (Талмуд)

Народное название : Феодор, Федор Власяничник, окликание родителей, родовые угорья.

Традиции на 3 мая

В этот день полагалось окликать покойных родителей, поскольку они скорбят о прежней своей жизни и желают повидаться с родными. Считали, что на Феодоров день земля открывалась, и вылетали души ушедших от нас на Божий свет, и живущие могли увидеться с покойными.

Рано утром только пожилые женщины и старухи приходили на кладбище и говорили: «Родненькие наши батюшки! Не надсажайте своего сердца ретивого, не трудите своего лица белого, не смежите очей горючей слезой. Али вам, родненьким, не стало хлеба-соли, недостало цветна платья? Али вам, родненьким, стосковалося по отцу с матерью, по милым детушкам, по ласковым невестушкам? И вы, наши родненькие, встаньте, пробудитесь, поглядите на нас, на своих детушек, как мы горе мычем на сем белом свете. Без вас-то, наши родненькие, опустел высок терем, заглох широк двор; без вас-то, родимые, не цветно цветут в широком поле цветы лазоревы, не красно растут дубы в дубровушках. Уж вы, наши родненькие, выгляньте на нас из своих домков да потешьте словом ласковым». И во времена язычества, и в христианской традиции родители всегда почитались особо. По традиции, в ожидании душ родителей полагалось накрыть стол как можно обильнее и сытнее, чтобы поглядели души предков, что хорошо живется нам, не скудеет житье-бытье, все благополучно и спокойно в доме. Молились семейно и перед каждым большим делом. Вся крестьянская работа освящалась - святое к ней было отношение.

Этот день был очень важным и для всех, кто был занят рыбным промыслом. Ловить рыбу и забрасывать сеть в этот день считалось большим грехом. Примерно в это время плотва мечет икру. Примечали: если она разойдется через три-четыре дня, то сеять нынешней весной надо пораньше, а если рыбы вместе останутся неделю, а то и больше, то сеять надо попозже. Однако старались сеять все-таки пораньше. Говорили: «Ранний посев к позднему занимать не ходит», «Днем раньше посеешь - неделей раньше пожнешь».

Приметы на 3 мая

На Федора весна дружная - земля готова к посеву.

На полатях (помост в крестьянской избе, поднятый выше головы и протягивающийся от печи до противоположной стены) лежать, так и хлеба не видать.

Пересохший пласт урожая не даст.

Шишки еловой много - жито (хлеб) хорошо уродится, а рожь по сосне узнают.

Что вперед тронется в рост: рожь или трава - тому и урожай.

Характеристика мужчины с именем Гавриил

Имя дня — Гавриил. По своим звуковым качествам это имя обладает хорошей прочностью и деятельной энергией, однако на сегодняшний день оно является устаревшим и даже грубоватым. Активный и твердый характер позволит Гавриилу спокойно реагировать на подшучивания и насмешки; наоборот, в силу своего болезненного самолюбия он может замкнуться в себе и начать искать способы самоутвердиться. Не исключено также, что в его жизни будет достаточное количество конфликтов. Очень многое в его жизни зависит от воспитания. Так, скажем, энергия этого имени мало располагает к веселому остроумию, однако если в процессе воспитания у Гавриила разовьется нормальное чувство юмора, то жизнь его сложится гораздо удачнее. Нередко носители этого имени стараются держаться подчеркнуто интеллигентно и втайне вынашивают честолюбивые мечты о высоком общественном положении.

Если Гавриил, родившийся в мае, начнет замыкаться в себе, то осуществить эти мечты ему вряд ли удастся. У него, несомненно, есть множество способностей. Гавриил добродушен и может проявить сострадание; вот только, пожалуй, он слишком серьезно относится к жизни и к самому себе, и это мешает ему добиться успеха.

День Феодора. Федор Неводник, Власяничник. Окликание предков. На Федора покойники тоскуют по земле. В этот день посещали кладбища: причитали или окликали родителей на погосте. На утренней заре все женщины собирались и шли на кладбище, на могилы своих родителей и родственников, и начинали причитать - звать их. И во времена язычества, и в христианской традиции родители всегда почитались особо, поэтому после их смерти, по народному причету, «пустел высок терем, глох широк двор; не цвели в широком поле цветы лазоревы, не красно росли дубы в дубровушках». Плакальщицы призывали своих умерших родителей: «Встаньте-пробудитесь, поглядите на своих детушек, выгляньте на нас, сирот, из своих домков, да потешьте словом ласковым!» На Феодоров день земля открывалась и вылетали души ушедших от нас на Божий свет. И мы могли свидеться с ними. Ожидая за обеденным столом силу рода своего, мы накрывали стол как можно сытнее. Чтобы поглядели души предков наших - светло живется нам, не скудеет наше бытье - житье.

Молились семейно и перед каждым большим делом. Вся крестьянская работа освящалась - святое к ней было отношение. Если весна дружная, земля сделалась посевной, то пшеницу сеяли дня за три до Егория. Пересохший пласт урожая не даст. Влагу сбережешь, так с поля повезешь. Лодырь на пашне, что трутень в улье. Хочешь хлеба с медом - берись за лопату. На полатях лежать, так и хлеба не едать. Зернышко невелико, а по зернышку - ворох.

Появление двойной или тройной радуги указывает на улучшение погоды в этот день, но сулит вскоре сильные дожди.
Молния блеснула после дождя без грома - к ясной погоде.
Цветки маргариток наклонились низко, почти до самой земли - к скорому ненастью.
Появились первоцвета желтые цветочки - к скорому теплу.

Сказания русского народа собранные И.П. Сахаровым.

Окликание родителей

По какому-то непонятному предчувствию наши поселяне догадываются, что их покойники в этот день скорбят о прежней своей жизни и желают повидаться с родными. Это предчувствие находит только на пожилых женщин и старух.

Рано утром они выходят на могилы и с причитанием окликают родителей. Вот два причитания:
«Родненькие наши батюшки! не над сажайте своего сердца ретивого, не рудите своего лица белого, не смежите очей горючей слезой. Али вам, родненьким, не стало хлеба-соли, не достало цветна платья? Али вам, родненьким, встосковалося по отцу с матерьей, по милым детушкам, по ласковым невестушкам? И вы, маши родненькие, встаньте, пробудитесь, поглядите на нас, на своих детушек, как мы горе мычем на сем белом свете. Без вас-то, наши родненькие, опустел мысок терем, заглох широк двор; без вас-то, родимые, не цветно цветут в широком поле цветы лазоревы, не красно растут дубы в дубровушках. Уж вы, наши родненькие, выгляньте на нас, сирот, из своих домков да потешьте словом ласковым».

«Родимые наши батюшки и матушки! Чем-то мы пас, родимых, прогневали, что нет от вас ни привету, ни радости, ни тоя прилуки родительской? Уж ты, солнце, солнце ясное! Ты взойди, взойди с полуночи, ты освети светом радостным все могилушки, чтобы нашим покойничкам не во тьме сидеть, не с бедой горевать, не с тоской вековать. Уж ты, месяц, месяц ясный! Ты взойди, взойди со вечера, ты освети светом радостным все могилушки, чтобы нашим покойничкам не крушить во тьме своего сердца ретивого, не скорбеть во тьме по свету белому, не проливать во тьме горючих слез по милым детушкам. Уж ты, ветер, ветер буйный! Ты возвей, возвей со полуночи, ты принеси весть радостну нашим покойничкам, что по них ли все родные в тоске сокрушилися, что по них ли все детушки изныли во кручинушке, что по них ли все невестушки с гореваньица надсадилися».

error: Content is protected !!