Пять основных потребностей ребенка. Потребности ребенка в разные периоды жизни И потребностей ребенка к социальным

Этот ресурс для тех, кто хочет вырастить своих детей счастливыми.

Если наши цели совпадают, то «Добро пожаловать!».

Эта страница – гид по проекту, его азы и принципы.

Существуют тысячи книг, лекции и статей о воспитании детей.

Чем «Детология» выделяется из общей массы?

Системой!

Это не набор советов, а новый взгляд на старые проблемы.

Все вы слышали о пирамиде потребностей Абрахама Маслоу.

Маслоу разработал эту концепцию, но он изучал взрослых.

Она идеально подходит для того, чтобы понять, что делает человека счастливым, а что — несчастным.

Я адаптировала теорию Маслоу для воспитания счастливых детей.

Любой каприз, страх, непослушание, агрессия и т.п. объясняется этой теорией.

И более того, благодаря представлениям о потребностях вашего ребёнка, вы можете не только понять его поведение, но и исправить !

Вы можете сами узнать,
насколько счастлив ваш ребенок уже сегодня!

ПРИСЛАТЬ ТЕСТ?

Отлично! Письмо подтверждения выслано на ваш e-mail!

Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Как это работает?!

Смотрите видео или читайте объяснение.

Для понимания нам нужно разобраться с некоторыми понятиями.

Истинные потребности – это врожденные желания каждого человека, будь то голод или желание учиться.

Всего истинных потребностей по Маслоу пять:


У детей, как и у взрослых, есть глубинные, истинные потребности; и постоянное их удовлетворение закономерно приводит к формированию здоровой личности.

Маслоу называл людей с высокой степенью удовлетворения потребностей высокоактуализированными людьми, т.е. людьми, которые максимально раскрыли свой потенциал.

Маслоу: «Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято».

Фрустрация — неудовлетворение потребностей, приводит к тому, что ребенок растет несчастным. Систематическая фрустрация потребности приводит к торможению и искажению формирования личности ребёнка.

Маслоу: «Неудовлетворенная потребность вызывает у него чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния, запускают компенсаторные и невротические механизмы».

Узнайте о важности детских потребностей!

Физиологические потребности – это основание в пирамиде.

Замечали, что дети во время болезни или при недосыпе становятся капризными? Вот это самый простой пример фрустрации физиологических потребностей растущего организма.

Проблемы со здоровьем всегда накладывают отпечаток на личность ребёнка.

Так как это фрустрация базовой потребности, то, как снежный ком, она влечёт за собой фрустрацию и других потребностей.

Без крепкого фундамента дом рухнет.

И при фрустрациях вышестоящих потребностей зачастую в первую очередь достается физиологии.


Это болезни от нервов, т.е. если банально, то ребенок перевозбудился, перенервничал и заболел.

Но это может быть разово, а может быть закономерностью, которая конкретно так портит жизнь всем членам семьи.

Подробнее в видео:

Потребности в безопасности

«потребность в безопасности; в стабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях; другие потребности» (А.Маслоу).

К каким последствиям ведет неудовлетворенность потребности в безопасности?

1) К общему чувству тревоги, которое может выливаться в

2)К нарушению аппетита и сна, т.е. физиологических потребностей.

3) К зависимости от родителей, т.е. не происходит самоактуализация ребенка. Ребенок ничего не может сделать сам, спит с родителями, и т.п.

4) Это может быть непослушание, в поисках стабильных границ.

Полную картину я раскрываю здесь:

Потребность в любви база для построения доверительных отношений с ребенком. Это потребность ребенка в безусловной любви родителей.

К сожалению, большинство тех, кто сейчас уже стал родителями, сами в детстве не знали безусловной любви.

Если вас постоянно одергивали,
навешивали ярлыки,
пытались из вас вылепить какого-то человека,
порицали за слезы и гнев,
требовали от вас каких-то результатов, и т.п.
то значит, и вы выросли в условиях фрустрации потребности в любви.

И вроде вполне себе счастливы, да?

Без всего этого вы были бы гораздо счастливее.



Потребность в социализации – желание быть частью коллектива.

Это одна из высших потребностей.

Один ребенок может воевать за место под солнцем.

Он может агрессивно отстаивать свое, драться, обзываться и т.п. И каждый раз получать негативную оценку своему поведению, и вероятно своей личности в целом.

Отсюда пойдет уже фрустрация потребности принятия и любви, а этот сценарий мы уже обсуждали.

Другой ребенок, наоборот, замкнется, постарается стать серым и незаметным. Здесь другая опасность.

Такой ребенок с большой вероятностью станет зависимым от кого-то, т.е. потеряет свою самостоятельность.

В чем суть родительской помощи детям? Смотрите в видео:

Потребность в самоактуализации – это многоуровневая потребность. Здесь и потребность в самостоятельности, и в познании, и в справедливости, эстетике, самовыражении и т.п.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются родители, это несамостоятельность, лень, отсутствие желания учиться.

Всё это следствия фрустраций!

Что вызывает фрустрацию потребности в самоактуализации, я рассказываю в видео:

Как же вырастить ребёнка счастливым?

Теперь вы понимаете, что плохое поведение, конфликты, непослушание и т.д. – это всё признаки фрустраций.

А значит, вы можете перестать ходить вокруг да около, сможете вырваться из замкнутого круга и наконец-то удовлетворить истинные потребности ребёнка.

Система потребностей позволяет разложить всё по полочкам!

Конечно, одного знания о самих потребностях мало.

Это лишь начало вашего пути.

И движетесь вы в правильном направлении.

Потребность в безопасности представляет собой стремление ребенка к уверенности в стабильности и предсказуемости окружающего мира, а также в том, что близкие люди будут всегда доступны и защитят его в случае угрозы.

Данная потребностьоказалась объектом пристального внимания многих известных авторов (Дж. Боулби, Д. Винникотт, А. Маслоу, К. Хорни, Э. Эриксон и др.).

Так, К. Хорни считала, что потребность в безопасности является одной из главных в жизнедеятельности человека. Удовлетворение данной потребности в детстве возможно только в условиях любви и принятия со стороны родителей. Неправильное поведение родителей (проявление безразличия, неустойчивое поведение, отсутствие внимания к индивидуальным потребностям ребенка, унижение, недостаток подлинного тепла, невыполнение обещаний, чрезмерная опека и др.), по мнению К. Хорни, способствует формированию у ребенка базисной тревоги , которая приводит к враждебности. Базисная тревога и враждебность лежат в основе конфликтов, приводящих к неврозам. Невротическая личность на протяжении жизни стремится различными способами ослабить возникшее в детстве чувство тревоги.

Э. Эриксон считал положительным итогом развития ребенка на 1-м году жизни возникновение чувства базисного доверия . В его основе лежит уверенность ребенка в безопасности окружающего мира, а также в том, что близкие люди всегда предсказуемы и надежны, т.е. всегда смогут предоставить ему необходимую защиту и поддержку. Одним из важнейших показателей сформированности у ребенка базового доверия к миру является готовность младенца позволить матери уйти на некоторое время, не испытывая при этом чрезмерной тревоги. Это достижение в развитии ребенка является главным условием развития самостоятельности в раннем возрасте и остается одним из основных показателей эмоционального благополучия не только в период раннего детства, но и на протяжении всей жизни человека. Важными качествами матери, способной обеспечить условия для формирования у ребенка базисного доверия к миру, по мнению Э. Эриксона, являются способность к «тонкой реакции на индивидуальные запросы младенца», уверенность в себе, в выбираемых способах взаимодействия с ребенком, а также последовательность поведения.

Альтернативой базисному доверию является базисное недоверие ­– чувство, что родитель непредсказуем и ненадежен и его может не оказаться рядом, когда в нем будет необходимость. Ребенок с базисным недоверием проявляет чрезмерную тревогу, особенно при разлуке с матерью. Окружающий мир воспринимается им как ненадежный и непредсказуемый.

Д.В. Винникотт отмечал, что младенец «… постоянно впитывает опыт, накапливающийся в его памяти и порождающий либо доверие к миру, либо недоверие и чувство, будто он щепка в океане, игрушка в руках обстоятельств» . По его мнению, именно благодаря успешному приспособлению матери к потребностям ребенка у него закрепляются чувство предсказуемости событий, чувство защищенности, которые являются основой базового доверия к миру. Мать может создать благоприятные условия для развития ребенка, если доверится своей естественной изначальной способности чувствовать и понимать его нужды .

По мнению А. Маслоу, удовлетворенность потребности в безопасности в детстве является основой актуализации остальных базовых психологических потребностей человека и, следовательно, условием успешного развития его личности. Он подчеркивал, что у детей потребность в безопасности проявляется в стремлении к постоянству и упорядоченности повседневной жизни. Чувство защищенности для ребенка связано с предсказуемостью событий и структурированностью окружающего мира. Главная роль в обеспечении этих условий принадлежит родителям. В связи с этим А. Маслоу отмечал: «Всякая несправедливость и проявление непоследовательности, непостоянства со стороны родителей вызывают у ребенка тревогу и беспокойство» .

В теории Дж. Боулби главным свидетельством удовлетворенности потребности ребенка в безопасности является его надежная привязанность к близкому взрослому. В данной теории под привязанностью понимают длительную эмоциональную связь, формирующуюся между матерью и ребенком. Данная связь характеризуется тем, что ребенок стремится сохранять близость с матерью. Это особенно ярко проявляется в стрессовой для ребенка ситуации. Основное же назначение привязанности – это получение ребенком от матери необходимой психологической защиты и эмоционального комфорта.

Близкий взрослый может стать объектом привязанности при условии, что он является доступным в ситуациях, когда ребенку нужна защита и комфорт.

Период от 6 месяцев до 3 лет Дж. Боулби обозначил как фазу интенсивной привязанности и активного поиска близости . Важным показателем привязанности в этот период является то, что ребенок начинает использовать мать в качестве надежной отправной точки своих исследований (базы безопасности). Это особенно ярко проявляется в ситуациях, когда мать и ребенок находятся в незнакомом ребенку месте. Ребенок постепенно начинает отдаляться от матери для того, чтобы обследовать окружающие объекты. Однако при этом он периодически инициирует короткие контакты с ней, как будто пытаясь удостовериться, что мать по-прежнему здесь. Кроме того, ребенок будет стремиться оказаться рядом с матерью, если он ощущает какую-либо угрозу.

Сензитивным периодом развития привязанности является вторая половина 1-го года жизни. В раннем возрасте сложившиеся к концу младенчества исходные паттерны привязанности преобразуются в устойчивые модели поведения, определяющие стратегию взаимодействия с близким взрослым и отношение ребенка к миру с позиции базового доверия/недоверия.

В раннем детстве в результате интериоризации отношений с объектом привязанности у ребенка складывается внутренний образ матери , который ребенок может сохранять даже в ее отсутствии. Это происходит на 2-м году жизни благодаря развитию способности понимать постоянство объектов, т.е. ребенок начинает понимать, что объекты продолжают существовать даже тогда, когда находятся вне поля его зрения. Основная функция внутреннего образа матери – обеспечение защищенности и поддержки ребенка в ее отсутствии. Благодаря этому он становится менее зависимым от матери, и может некоторое время находиться отдельно от нее. Воспоминания ребенка о приносящей любовь и поддержку матери позволяют ему самостоятельно справляться с некоторыми фрустрирующими переживаниями, т.е. у ребенка развивается способность к саморегуляции. Положительный образ матери формируется только тогда, когда она надежна и предсказуема для ребенка, что важно для удовлетворения его потребности в безопасности.

Внутренний образ матери оказывает существенное влияние на формирование у ребенка «рабочих моделей» себя и окружающего мира , которые являются основой для интерпретации событий и выработки ответных реакций на протяжении всей жизни человека. С возрастом «рабочие модели» становятся все более устойчивыми и практически не поддаются сознательному контролю.

Таким образом, надежная привязанность ребенка к матери способствует возрастанию его исследовательской активности, направленной на познание окружающего мира, развитию эмоциональной саморегуляции, уверенности в себе и самостоятельности. Кроме того, именно в условиях надежной привязанности к матери у ребенка складываются оптимальные рабочие модели: ребенок воспринимает себя как успешного, заслуживающего любви и внимания, а других людей как надежных, предсказуемых партнеров, которым можно доверять.

Потребность в любви и принятии – желание ребенка чувствовать доброжелательное отношение близкого взрослого, безусловное принятие с его стороны, стремление ощущать свою нужность другому.

Автор концепции общения М.И. Лисина полагала, что за каждой из трех групп мотивов общения ребенка со взрослым (деловые, познавательные, личностные) лежат определенные потребности. Анализ работ отечественных и зарубежных авторов позволил ей утверждать, что основой личностных мотивов общения является потребность ребенка в признании и поддержке. В первом полугодии жизни главным содержанием потребности ребенка в общении является его стремление получать доброжелательное внимание взрослого. Данная потребность остается значимой для ребенка на протяжении всей жизни, несмотря на то, что в последующие периоды дошкольного детства на первый план в общении со взрослым выходят деловые и познавательные мотивы.

Демонстрация близкими взрослыми любви к ребенку, отношение к нему как к самоценной личности уже в период младенчества является важным условием развития его личности. В данных условиях у ребенка к концу 1-го года жизни формируется аффективно-ценностное отношение к себе , являющееся основой развития его самосознания в дальнейшем . Решающее значение личностно-ориентированного общения взрослого с ребенком в раннем возрасте для развития образа себя у ребенка было показано в работах Н.Н. Авдеевой . А.Г. Рузская в своих исследованиях установила, что глубокие эмоциональные связи ребенка с близким взрослым являются важнейшим условием возникновения и развития его речи в конце первого и начале второго года жизни. Согласно результатам, полученным в исследованиях С.Ю. Мещеряковой, характер эмоционального контакта младенца с близким взрослым влияет на интенсивность его познавательной активности .

Важно подчеркнуть, что ребенку необходима уверенность в любви родителей в любых ситуациях, даже когда он ведет себя плохо. Ребенок хочет ощущать, что родитель понимает и принимает его чувства. Испытываемые ребенком неприятные переживания повышают его потребность в успокоении, в доказательствах любви к нему и заботливом отношении. Попытки родителей облегчить страдания ребенка никогда не проходят незамеченными, даже если именно их действия (или восприятие этих действий ребенком) являются источником его чрезмерного неудовольствия.

Условия удовлетворения потребностей в безопасности и любви
и принятии

1. Чувствительность и отзывчивость матери к потребностям и инициативным обращениям ребенка.

Чувствительность предполагает способность матери распознавать эмоциональные состояния ребенка, замечать сигналы, обращения, особенности поведения ребенка, свидетельствующие о его потребностях и желаниях. Отзывчивость – это стремление адекватно на них реагировать.

На сегодняшний день общепризнанным является мнение о том, что неотзывчивость близкого взрослого в первые годы жизни ребенка способствует его психической депривации.

В качестве примера, иллюстрирующего проявление матерью чувствительности и отзывчивости к ребенку раннего возраста, могут служить следующие фрагменты протоколов наблюдения за детско-материнским взаимодействием.

Фрагмент протокола (Ярослав С., 1 г., 10 мес.)

М – мать, Р – ребенок.

Мать: «Что будем строить? Паровозик будем?».

Ребенок: «Сяв (Ярослав)».

М.: «Сам будешь. Ну, строй».

Р. достает кубики из коробки и дает маме: «Ку».

М. берет кубики: «Давай кубик».

М.: «Давай кубик».

М.: «Давай кубик. Строй».

Р. ставит кубики в ряд: «У-у-у».

М.: «У-у, ты большой какой поезд построил».

Р. накладывает кубики сверху на «поезд»: «Ту-ту-ту».

М.: «Повезешь на поезде «ту-ту-ту».

Фрагмент протокола №16 (Маша Ш., 2 г., 10 мес.)

Р. строит домик.

М.: «А это ты что ставишь?»

Р.: «Строю другой домик».

М.: «А это что?».

Р.: «Это из домика».

М.: «Давай помогу».

Р.: «Я сама».

М.: «Хорошо».

Р. строит.

М.: «Хочешь все достать?»

М.: «Что ты строишь?»

Р.: «Дом».

М.: «А разве такой дом бывает?»

Р.: «Это стол».

Данные примеры демонстрируют, что мама Ярослава С. стремится учитывать интересы и желания ребенка, положительно реагирует на его действия и обращения, выражая согласие и заинтересованность. Мама Маши Ш. также стремится учитывать интересы девочки и положительно реагирует на все ее действия, что выражается в вопросах ребенку по содержанию деятельности и демонстрации согласия с ним.

В качестве проявлений низкой чувствительности матери в ходе совместной деятельности выступают частое игнорирование обращений и действий ребенка либо преимущественно негативные реакции со стороны матери (критика, отказ), а также отсутствие у матери стремления учитывать интересы и содержание действий ребенка. В качестве иллюстрации низкой чувствительности матери обратимся к примерам поведения матерей Арины Ю. и Полины А.

Фрагмент протокола (Арина Ю., 1 г., 3 мес.)

Р. складывает картинки в коробку.

М.: «Собирай вот это», – показывает на картинки, лежащие на полу.

Р. собирает.

М. сама отдельно собирает кубики: «Умница, молодец» (сдержанно, не выражая положительных эмоций).

М. не реагирует.

Р.: «Паку-паку», – смотрит на картинку и на маму.

М. не реагирует.

Р.: «Паку-паку», – смотрит на картинку и на маму.

М. не реагирует: «Клади сюда картинки».

Р. не кладет, взяла другую картинку: «Ка-пу».

М. не реагирует.

Р.: «Ка-пу».

М. не реагирует.

Р.: «Ка-пу».

М. не реагирует: «Вот эти собирай», – дает ребенку еще картинки.

Фрагмент протокола (Полина А., 3 г.)

М.: «Помогай, будет у нас с тобой дом», – строит дом из кубиков.

Р. строит с мамой. Отвлекается: «Снеговик», – смотрит на стенд, где есть поделка, изображающая снеговика.

М.: «Какой же у нас снеговик. У нас нет снеговика», – продолжает строить дом сама.

Р. смотрит, как строит мама: «Кирпичики».

М.: «Кирпичики».

Р.: «Еще кирпичики».

Р.: «Маленький кирпичик».

М. не реагирует, продолжает строить.

Из данных фрагментов протоколов наблюдения видно, что обе мамы проявляют низкую чувствительность к потребностям и обращениям своего ребенка. Они игнорируют большинство обращений и не стремятся учитывать интересы детей. Мамы действуют как бы параллельно с ребенком, давая ему при этом лишь отдельные указания.

2. Эмоциональная доступность матери.

Эмоциональная доступность – это способность матери откликнуться на актуальное переживание ребенка, разделить и прожить вместе с ним его положительное эмоциональное состояние, а также помочь ему преодолеть отрицательное. Эмоционально доступная мать всегда готова разделить с ребенком не только его положительные эмоции (радость, удивление, восторг), но при необходимости преодолеть отрицательные, предоставляя ему поддержку, защиту, утешение.

Ребенок всегда ориентируется на эмоциональные реакции родителя. Они помогают ему оценить новых людей, предметы, ситуации, а также результаты собственных действий. Если мать, учитывая это, использует адекватный стиль эмоционального сопровождения, т.е. оказывает ребенку своевременную поддержку, это способствует преодолению неуверенности ребенка и поддержанию его интереса к окружающему миру. Если же она усиливает отрицательные эмоции, у ребенка формируется повышенная тревожность. В этом случае возможна чрезмерная зависимость от матери. Ребенок будет стремиться постоянно находиться рядом с матерью, протестовать против разлуки с ней, если мать уходит, ребенок долго плачет, его трудно успокоить. Активность таких детей зачастую беспорядочна, они не способны даже на короткое время сами занять себя игрой с какими-либо предметами или игрушками.

Со второго полугодия жизни оценка эмоционального состояния матери также используется ребенком и для регуляции собственного эмоционального состояния . Здесь имеется в виду не только легкое заражение ребенка эмоциональным состоянием матери, но и способность матери (при наличии у нее умения справляться с собственными состояниями аффекта) помочь ему справиться с его сильными, особенно отрицательными, эмоциональными переживаниями. Подобные регулирующие воздействия матери постепенно интериоризуются ребенком и становятся формами его саморегуляции. Все это особенно актуально в раннем возрасте, поскольку внутренние противоречия и эмоциональная лабильность ребенка, характерные для данного периода, часто способствуют возникновению у него сильных эмоциональных переживаний.

Для иллюстрации эмоциональной доступности матери обратимся к следующим фрагментам протоколов наблюдения за совместной деятельностью.

Фрагмент протокола №1 (Даша Г., 1 г.,3 мес.)

Р. катит мяч.

М.: «А давай ножкой», – помогает ребенку.

Р. ударяет ногой по мячу, улыбается.

М.: «Вот так бах!» (Улыбается).

Р. ударяет ногой по мячу.

М.: «Бах!».

Р. ударяет ногой по мячу.

М.: «Бах!».

Р. кладет мячик кукле.

М.: «Ты ляле даешь. На, ляля, держи. А попроси у ляли «дай-дай».

Р. берет у куклы мяч и снова кладет ей на руки. Мяч выкатывается.

М.: «На, ляля. Бах!» (Улыбается).

Р. улыбается, показывает на кукле глазки.

М.: «Там глазки. А где носик?»

Р. показывает носик.

М.: «Вот носик».

Р. целует куклу.

М.: «Целуешь лялю. Молодец!» (Улыбается).

Р. стремится обнять маму.

М. обнимает, целует ребенка.

Фрагмент протокола №23 (Уля Л., 1 г.,10 мес.)

Р. улыбается, увидев кубики.

М.: «Ой, какие кубики!».

Р.: «Дом».

М.: «Строй дом».

Р. строит: «Ой!» (Улыбается).

М.: «Ой, красиво!» (Улыбается).

М.: «Ой, молодец! – (улыбается) – Ставь, будет крыша».

Р. ставит кубик: «Ой!» (Улыбается).

М.: «Ой! – (улыбается) – Давай дом большой построим».

Р. строит. Постройка падает. «Ой!» (Улыбается).

М.: «Ой, упала крыша!» (Улыбается).

Р.: «Касиво (красиво)».

М.: «Как красиво!» (Улыбается)

В приведенных фрагментах протоколов хорошо видно, что мамы Даши Г. и Ули Л. эмоционально доступны для своих детей в ходе совместной деятельности, поскольку они демонстрируют заинтересованность, положительно эмоционально настроены, хвалят детей. Мама Даши Г. удовлетворяет потребность девочки в телесном контакте.

Эмоционально недоступные мамы безразличны к содержанию совместной с ребенком деятельности, они могут игнорировать его инициативные обращения и желания, проявляют раздражение и недовольство. Примеры этого мы можем найти в следующих фрагментах протоколов наблюдения за совместной деятельностью.

Фрагмент протокола (Катя Б., 2 г.,1 мес.)

М. строит молча.

Р. приставляет кубик к маминой постройке.

М. не обращает внимания, продолжает строить: «Что мы будем делать?»

Р.: «Кубики».

М. не реагирует, продолжает строить сама.

Р.: «Еще одна», – хочет положить кубик на мамину постройку.

М.: «Подожди, подожди», – убирает кубик ребенка.

Р.: «Это мелок», – показывает маме палочки.

М.: «Нет, это палочки», – продолжает строить сама.

Р. играет с палочками. Выкладывает кубики друг на друга.

М.: «Смотри, будут качели», – показывает ребенку свою постройку.

Р. не смотрит, продолжает выкладывать кубики.

М.: «Смотри, смотри».

Р. бросает взгляд на мамину постройку и продолжает выкладывать кубики.

М. строит отдельно, забирает кубики с постройки ребенка.

Фрагмент протокола (Варвара Р., 3 г.)

Р. строит башню.

М.: «Такой же формы клади».

Р. кладет деталь другой формы.

М.: «Нет, неправильно». (Раздраженно).

М.: «Неправильно!» (Раздраженно).

Р. все равно кладет другую деталь.

М.: «Варвара, ты неправильно делаешь». (Раздраженно).

Р.: «Эти?», – показывает на положенные сверху детали.

М.: «Эти нужно убрать, они не подходят».

Р. убирает.

М.: «Найди еще зеленый».

Р. ставит зеленый кубик.

М.: «Что ты строишь, сарай?» (Недовольно).

Р.: «Гараж».

М.: «У тебя какой-то некрасивый гараж».

Р. продолжает строить.

М.: «Правда некрасивый».

Мама Кати Б. не увлечена совместной деятельностью, не проявляет эмоционально положительных реакций. Она игнорирует желания ребенка, действуя большей частью параллельно с ним. Мама Варвары Р. также эмоционально недоступна для ребенка, поскольку проявляет раздражение и недовольство в ответ на ее инициативу, критикует действия девочки.

3. Последовательность поведения матери.

Именно последовательное поведение родителей позволяет внести в жизнь ребенка необходимое постоянство и предсказуемость, что принципиально важно для удовлетворения его потребности в безопасности. В чем проявляется данная последовательность? Во-первых, в установлении для ребенка четких правил и требований, а также непротиворечивом поведении матери в ситуации их соблюдения и нарушения ребенком. При таких условиях ребенок имеет так необходимую в раннем возрасте возможность усвоить границы дозволенного в отношениях с другими людьми . Типичные ошибки родителей, свидетельствующие об их непоследовательности, проявляются в ситуациях, когда родители сегодня разрешили ребенку то, что вчера запрещали или предъявили ребенку требование и не добились его выполнения, сделали какое-то действие за ребенка. Во-вторых, последовательная позиция матери проявляется в обеспечении ритмичности жизни ребенка, которая достигается главным образом за счет установления и соблюдения гибкого режима. Гибкий режим – это режим, соответствующий возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, а также образу жизни семьи. Подробнее о правилах установления подобного режима и его значении можно прочитать в книгах Г. Эззо и Р. Букнама .

4. Демонстрация матерью любви и принятия по отношению к ребенку в виде телесного и зрительного контакта, ласкового, доброжелательного обращения, пристальном сосредоточении внимания на ребенке.

Значимость данной способности матери сегодня подтверждена не только данными психологических исследований. В современных исследованиях в области нейробиологии было доказано, что тактильный контакт ребенка с матерью, выражающий ее положительное отношение, связан с выработкой в организме ребенка гормона роста. Также установлено, что ласковые прикосновения матери способствуют стимуляции центров удовольствия в головном мозге ребенка, которые, в свою очередь, стимулируют развитие межклеточных связей, отвечающих за интеллектуальные способности ребенка. При недостатке контакта с близким взрослым происходит отмирание нервных клеток в отдельных областях головного мозга ребенка. Кроме того, недостаток эмоционально насыщенного телесного контакта приводит к нарушению у ребенка механизмов саморегуляции и способности справляться со стрессовыми ситуациями. Также от качества телесного контакта ребенка с матерью в раннем детстве зависит развитие у него сопереживания и телесной чуткости по отношению к другим людям, а также владение своим телом.

Важно заметить, что, к сожалению, многие современные родители убеждены, что частыми ласками, объятиями и поцелуями можно избаловать, «испортить» ребенка. Это миф! Ласки много не бывает. А избаловать ребенка можно скорее отсутствием последовательного отношения к нему, когда родители склонны идти на поводу у ребенка и потакать всем его желаниям. Психологу очень важно донести до родителей, что можно быть одновременно ласковыми, чуткими и строгими, последовательными.

Искусством воспитания нельзя овладеть раз и навсегда. С возрастом потребности ребенка изменяются, и родителям необходимо научиться чутко реагировать на эти изменения. По моему мнению, у всех детей всех возрастов есть пять основных потребностей: потребность в уважении, потребность чувствовать собственную значимость, потребность в приятии, потребность чувствовать связь с другими людьми и потребность в безопасности.

Я назвал их основными, поскольку успешная реализация этих надобностей - краеугольный камень воспитания эмоционально здорового ребенка. Для родителей эти потребности - словно дорожная карта, с помощью которой можно и нужно корректировать свои действия, оценивать педагогические успехи, развивая сильные стороны детского характера и сглаживая недостатки ребенка.

Любовь

Возможно, вы уже задавали этот вопрос: «А как же любовь? Почему ее не включили в число пяти основных детских потребностей?» Я не упоминю о любви умышленно, и вовсе не потому, что недооцениваю ее значимость, - наоборот, важность любви невозможно переоценить. Просто само слово «любовь» приобрело так много разных оттенков, что утратило часть своей силы и смысла.

Слова «я тебя люблю» звучат порой банально, бессмысленно, часто они просто сбивают нас с толку. В одном интервью молодая женщина так пересказывает свой разговор с матерью - они долгое время жили порознь. «Ну ты же знаешь, как мы тебя любим, дорогая? - спрашивает мать. - Разве мы не твердим все время об этом?» На что дочь сердито отвечает: «Любовь? Да что вы знаете о любви? Вы только говорили, что любите меня, но по вашим действиям я этого не заметила!»

Есть родители, которые унижают или игнорируют ребенка, а потом говорят ему «мы тебя любим», надеясь, что эти слова как-то сгладят их безобразное поведение. Слишком часто любовь отождествляется с фразой «я тебя люблю». Если бы одних только слов было достаточно, процент разводов не был бы столь высоким. Семьи разваливаются не потому, что кто-то из супругов перестает говорить о любви. Это происходит из-за того, что люди перестают с любовью друг к другу относиться. Если любви нет в поступках супругов - то все труднее верить словам.

Большинство родителей действительно любят своих детей - это естественно. Но это не значит, что все эти родители умеют себя вести как любящие отцы и матери. Одна женщина рассказывала мне, как некий авторитет в области воспитания уверял ее, что нужно просто любить ребенка, вести себя честно и искренне - и все будет отлично.

Любовь, искренность и честность, конечно, очень важны. Но «не все то золото, что блестит». Я помню одного отца, который постоянно бранил и унижал своего сына, обзывая его толстяком, лентяем, дубиной и еще бог весть кем. Этот сын, уже взрослый мужчина, страдает и мучится до сих пор. А ведь отец любил его, честно и открыто выражал свои мысли и был вполне искренен.

Итак, на вопрос «А как же любовь?» я отвечаю, что без любви обойтись, конечно же, невозможно и что говорить ребенку «я тебя люблю» тоже нужно, но этого будет явно недостаточно: любовь должна быть подтверждена делами. Вот почему слово «любовь» в моем восприятии - скорее не существительное, но глагол, а «поступать как любящие родители» означает обращаться с ребенком так, чтобы на душе у него было светло, радостно и спокойно. Залог эмоционального здоровья ребенка - стремление родителей вести себя так, чтобы дети чувствовали: их уважают, ценят, принимают такими, какие они есть, включают «в команду» и защищают - это и есть лучший способ доказать свою любовь.

Потребность в уважении

Детям необходимо чувствовать, что их уважают. Поэтому отношение к ним должно быть самым внимательным, обращение - вежливым и обходительным. Детям нужно, чтобы их ценили и видели в них полноценных людей, а не «довесок» к родителям, которым можно помыкать по собственному усмотрению. Детям необходимо, чтобы их уважали как независимых личностей, обладающих собственной волей и желаниями.

Если обращаться с ребенком без должного уважения, его самооценка будет резко снижаться, он будет вызывающе держаться с окружающими. В конечном счете он совсем отобьется от рук. Дети, чьи родители относятся к ним как к существам второго сорта, часто просто-таки уверены, что с ними что-то не так, - нередко это становится их подсознательным убеждением. См. →

Потребность ощущать собственную значимость

Чувствовать свою значимость означает для ребенка чувствовать собственную силу, влияние, ценность, чувствовать, что «я что-то таки значу». Эта потребность проявляется в самом нежном возрасте.

Если дети не чувствуют себя нужными и полезными (а в наше время это одна из главных детских проблем), если у них не получается удовлетворить эту свою потребность «законно», дети, скорее всего, попытаются привлечь к себе внимание каким-либо далеко не безобидным способом. Они могут взбунтоваться, озлобиться, начать дерзить, могут связаться с какой-то бандой или шайкой; пристраститься к наркотикам, начать вести беспорядочную половую жизнь, стать на путь преступления. См. →

Потребность принятия

Ребенку нужно, чтобы в нем видели самодостаточную уникальную личность, а не просто копию родителей, которую необходимо подогнать под родительские стандарты идеального сына или дочери.

Это означает, что дети вправе иметь свои суждения, свои чувства, желания и представления о мире. Мы должны признать, что чувства не плохи и не хороши - они просто существуют. Принимать - не значит одобрять, соглашаться или проявлять свое снисхождение. Принимать чувства ребенка - это значит признавать, что дети, как и все люди, наделены своими чувствами и что эти чувства не надо подавлять, не надо их бояться - их надо принимать, понимать и обсуждать, при необходимости совместно с ребенком работая над их развитием. См. →

Потребность чувствовать связь с окружающими

Детям необходимо чувствовать себя «в команде». Им нужно, чтобы о них не забывали и позволяли участвовать в происходящих событиях. Между тем вспомните, сколько раз вы слышали и произносили реплики: «Нет, не сейчас. Подрасти сначала», «Ты еще маленький, тебе еще рано».

Если люди занимаются каким-то делом сообща, они острее чувствуют существующую между ними связь. Работа по дому или совместный досуг дают нам возможность стать ближе друг другу, чему-то научиться и помочь другим. Если ребенок чувствует крепкую связь со своими близкими, он сможет успешно противостоять негативным воздействиям извне. Также повышается и вероятность того, что он захочет быть похожим на кого-то из домашних. См. →

Потребность в безопасности

Защитить ребенка означает создать стабильное, безопасное, спокойное и внимательное окружение, в котором ребенок будет чувствовать, что его любят и оберегают, а намерения и поведение близких ему людей продиктованы искренней заботой о его благополучии.

Искусство обхождения с детьми - это, в том числе, искусство балансировать между свободой и контролем. Определенные ограничения неизбежны, без ограничений дети не смогут чувствовать себя в безопасности. Вседозволенность порождает тревогу, ребенок постоянно будет чувствовать какую-то опасность, а незрелость и отсутствие опыта сделают его и вовсе беспомощным. См.

1. Потребность в защищенности.

Для гармоничного развития ребенка необходимо ощущение безопасности, защищенности, которое должны обеспечить родители. При неблагоприятной атмосфере в семье (ссоры, взаимные оскорбления, пьянство, развод родителей...)
ребенок чувствует себя в опасности, его среда нарушается, что приводит к формированию страхов. При неудовлетворенности потребности в защите, ребенок становится тревожным, начинает чего-либо бояться и т.д.

2. Потребность в любви.

Любовь родителей различается по своей природе и воздействует на психику ребенка по-разному. Материнская любовь безусловна, она не зависит ни от каких внешних и внутренних причин. Любовь матери - это право на жизнь. Отцовская любовь - любовь-гордость, она обусловлена достижениями ребенка и тем самым помогает развиваться, это право на развитие.

3. Потребность в научении.

Родители должны научить ребенка всему, что необходимо для его автономности, с тем, чтобы к 16-ти годам ребенок был способен самостоятельно удовлетворять все свои физические, бытовые потребности (приготовление пищи, уход; за своими вещами, комнатой и т.д.), а также желательно дать ребенку несколько простых ремесленных умений (что-либо делай, своими руками).


4. Потребность быть своего возраста.

Удовлетворение этой потребности выражается в соответствии предъявляемых к ребенку требований его возрастным возможностям. Если требования завышены, у ребенка понижается самооценка, формируется неуверенность в себе, что является причиной неудач во взрослой жизни. Если требования занижены - самооценка завышается и при столкновении с реалиями жизни, которые ее не подтверждают, ребенок предпочитает уходить от выполнения любой деятельности. Во взрослом возрасте это проявляется в поведении "непризнанного гения", все достижения которого на словах, а на деле - избегание работы и ответственности.

5. Потребность быть самим собой.

С одной стороны, задача родительского воспитания - приучить ребенка к требованиям общества, к жизни в обществе, сформировать личность, то есть набор социальных ролей, которые необходимо выполнять. Но в то же время каждый человек рождается индивидуальностью и очень важно и воспитательном процессе не потерять этой неповторимости внутренней сущности каждого ребенка. Индивидуальность необходимо видеть, ценить и уважать. Многие педагоги и родители совершают непоправимые ошибки, сравнивая детей между собой (сравнивая несравнимое), вырабатывая потребность быть лучше всех (что невозможно и ведет к постоянной неудовлетворенности). А также, родители, которые сами не реализовались, очень часто перекладывают свои ожидания от жизни на детей, перегружая их долгом и ответственностью.

Для того, чтобы выявить травмы перинатальною уровня психики (2-ой уровень) необходимо проанализировать опыт перинатальною развития человека или, так называемые, Перинатальные матрицы (по С. Грофу). Перинатальный уровень - то, что переживалось на поздних стадиях беременности, во время процесса рождении и непосредственно после. Влияние родовой травмы на последующую жизнь в большинстве случаев недооценивается современной психиатрией.

Рождение считается самым ранним для человеческого существа и, возможно, наиболее травматическим переживанием, связанным с угрозой жизни. Мы действительно заканчиваем свое существование-, т.е. умираем как плод, и начинаем жить как дышащий ребенок. К тому же жизнь рождающегося существа может оказаться под угрозой по причине родовых осложнений. Мать, с которой мы связаны в течении этого процесса, также переживает угрозу для жизни.

Станислав Гроф, систематизируя опыт рождения, разделил его на четыре стадии (Базовые перинатальные матрицы) и связал эти стадии и любые травмы, возникающие на этих стадиях, с различными видами психопатологий.

Необходимо иметь представление о том, в какой мере дея­тельность родителей нацелена на удовлетворение потребно­стей ребенка - как материально-бытовых (в питании, одеж­де, предметах развлечения), так и духовных (прежде всего в общении с родителями, в их любви и протекции). Эта характеристика семейного воспитания отличается от уровня протекции, поскольку описывает не меру занятости родите­лей воспитанием ребенка, а степень удовлетворения его потребностей. Например, «спартанское воспитание» является примером высокого уровня удовлетворения потребностей ребенка.

В степени удовлетворения потребностей возможны два отклонения:

· потворствование (шкала У+). О потворствовании мы; говорим в тех случаях, когда родители стремятся к мак­симальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка или подростка. Они балуют его,; любое его желание-для них закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией: сла­бость ребенка; его исключительность; желание дать ему то, чего были лишены в свое время родители; то, что ребенок растет без отца и т.д. Типичные высказыва­ния приведены в шкале У+. При потворствовании ро­дители бессознательно проецируют на детей свои ранее не удовлетворенные потребности и ищут способа заме­стительного удовлетворения их за счет воспитательных действий;

· игнорирование потребностей ребенка (шкала У-). Дан­ный стиль воспитания противоположен потворствова­нию и характеризуется недостаточным стремлением ро­дителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно по­требность в эмоциональном контакте, в общении с ро­дителями.

Количество и качество требований к ребенку в семье

Требования к ребенку - неотъемлемая часть воспитатель­ного процесса. В него включены, во-первых, обязанности ребенка - учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи; во-вторых, запреты - то, чего ребенок не должен делать. Наконец, невыполнение ребен­ком требований может повлечь применение санкций - от мягкого осуждения до суровых наказаний.

Формы нарушений системы требований к ребенку различ­ны, поэтому высказывания родителей, отражающие их, пред­ставлены целым рядом, шкал: Т+, Т-, 3+, 3-, C-+, C-.

Чрезмерность требований-обязанностей ребенка (шкала Т-). В этом случае ребенок имеет минимальное количество обя­занностей в семье, проявляется в высказывании родителей о том, как трудно привлечь ребенка к какому-либо делу по дому.

Требования-запреты определяют, прежде всего, степень самостоятельности ребенка, наличие у него возможности са­мому выбирать способ поведения. И здесь возможны две сте­пени отклонения: чрезмерность и недостаточность требова­ний-запретов.


Чрезмерность требований-запретов к ребенку (шкала 3+) может лежать в основе типа негармоничного воспитания «доминирующая гиперпротекция». В этой ситуации ребенку «ничего нельзя», ему предъявляется огромное количество тре­бований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. У стеничных детей и подростков такое воспитание форсирует возникновение реакций оппозиции и эмансипации, у менее стеничных предопределяет развитие черт сенситивной и тре­вожно-мнительной (психастенической) акцентуации. Типич­ные высказывания родителей отражают их страх перед любы­ми проявлениями самостоятельности ребенка, этот страх про­является в резком преувеличении негативных последствий даже незначительного нарушения запретов, а также в стрем­лении подавить самостоятельность мысли ребенка.

Недостаточность требований-запретов к ребенку (шка­ла 3-). В этом случае ребенку «все ^южно». Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок или подросток лег­ко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вечером, вопрос о курении и об употреблении спиртных напитков. Он не отчитывается перед родителями, которые не хотят или не могут установить какие-либо границы его поведения. Данное воспитание сти­мулирует развитие гипертимного и неустойчивого типа лич­ности у подростка.

Чрезмерность санкций (тип воспитания «жесткое обраще­ние»). Для этих родителей характерна приверженность к при­менению строгих наказаний, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения. Типичные выска­зывания родителей отражают их убеждение в полезности для детей и подростков максимальной строгости (шкала С+).

Максимальность санкций (шкала С-), Эти родители пред­почитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо приме­няют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаясь в результативности любых наказаний.

Неустойчивость стиля воспитания (шкала Н) - резкая смена стиля, переход от очень строгого к либеральному и обратно, переход от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его родителями. Неустойчивость внимания, по мнению К. Леонгарда, содействует формирова­нию таких черт характера, как упрямство, склонность проти­востоять любому авторитету, и нередко встречается в семьях детей и подростков с отклонениями характера. Родители, как правило, признают факт незначительных колебаний в вос­питании ребенка, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний.

Сочетание различных отклонений в воспитании. Возмож­но, достаточно большое количество сочетаний перечислен­ных черт семейного воспитания. Однако особенно важное значение с точки зрения анализа причин отклонений харак­тера, а также возникновения непсихотических психогенных нарушений поведения, неврозов и неврозоподобных состоя­ний имеют следующие устойчивые сочетания (см. табл. 13).

Устойчивые сочетания различных черт воспитания пред­ставляют собой тип негармоничного воспитания. Класси­фикация типов негармоничного воспитания также дана в таблице 13.

Потворствующая гиперпротекция (сочетание черт, отражен­ных в шкалах Г+, У+, при Т-, 3-, О). Ребенок находит­ся в центре внимания семьи, которая стремится к максималь­ному удовлетворению его потребностей? Этот тип воспита­ния содействует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт личности у подростка.

Доминирующая гиперпротекция (Г+, Ус, Зс, Сс). Ребенок также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, однако в то же время лишают его са­мостоятельности, ставя многочисленные ограничения и зап­реты. У гипертимных подростков такие запреты усиливают реакцию эмансипации и обуславливают острые аффективные реакции «экстрапунитивного» типа. При тревожно-мнитель­ном (психастеническом), сенситивном, астеническом типах акцентуаций личности доминирующая гиперпротекция уси­ливает астенические черты.

Повышенная моральная ответственность (Г+, У-, Т+). Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких тре­бований к ребенку с пониженным вниманием к его потреб­ностям. Стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации личности.

error: Content is protected !!