Критерии наблюдений за детьми на празднике. Наблюдение за детьми. Консультация для педагогов. Дневник наблюдений за поведением и эмоциональным состоянием воспитанников

Марина Зайкова

Новопетропавловском детском саду "Ромашка", в средней группе "Звездочка" был организован проект "Огород на подоконнике" под руководством воспитателя Зайковой Марины Александровны. Дети садили разнообразные овощные и цветочные культуры и наблюдали за процессом роста . Родители приняли активное участие в этом проекте. Вместе с детьми выполнили домашнее задание : посадили лук и составили об этом рассказ. Свои наблюдения отобразили в "Дневнике наблюдений ". В результате проекта созданы дневники наблюдения за всходами овса , огурца, фасоли. Цель проекта-формирование у детей интереса к опытно-исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. Дети с радостью следили как меняются растения, определяли что необходимо для их роста и развития. Представляем вашему вниманию результаты проекта.


Публикации по теме:

МИР ПТИЦ. Цели: развивать интерес и любовь детей к природе; формировать реалистическое представление о птицах; расширять знания детей об.

Цикл наблюдений «Ранняя осень» 1. Тема «Погода в начале осени» Общая цель системы наблюдений: - Развивать у детей умение самостоятельно выделять первые признаки осени.

Цикл наблюдений «Ранняя осень», подготовительная группа Цикл наблюдений: «Ранняя осень», подготовительная группа 3. Тема «Листопад» Форма работы. Наблюдение за деревьями, беседа Цель. Систематизировать.

1. Наблюдение за тополем. Цель: закрепить умение отличать тополь от других деревьев, показать, что в почках зачатки зелёных листочков. -Догадайтесь,.

Цикл наблюдений за водой, снегом, льдом Цель: выявить и расширить представления детей о свойствах воды, снега; развивать речь, мышление, воображение; воспитывать интерес к явлениям.

Методическая разработка «Картотека наблюдений в природе» Содержание 1. Введение. 2. Подготовка наблюдения в детском саду 3. Картотека наблюдений в природе 4. Заключение. 5. Список использованных.

Организация наблюдений за неживой природой Развитие познавательно – речевой активности детей дошкольного возраста при организации наблюдений за явлениями неживой природы посредством.

Длительность овладения состоянием Быстро возбуждается и медленно успокаивается Речевая рассторможженность Громкость речи Говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса Темп речи Темп речи убыстрен, речь взахлеб В социальных отношениях Переговаривается на занятии, несмотря на замечания взрослого Непонимание сложных словесных инструкций Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции Непонимание сложных словесных инструкций Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания Застреваемость В движениях Рисует многократно повторяющиеся элементы Во взаимоотно-шениях Навязчив при общении, привлекает к себе внимание, повторяет одну и туже просьбу В речи Повторяет многократно одну и ту же фразу На чувствах и эмоциях Застревает на обиде Трудности переключения С трудом переключается и пр.

Протокол наблюдения за вниманием ребенка в свободной деятельности

Протокол наблюдения за вниманием ребенка в свободной деятельности.
Цель: выявить уровень сформированности внимания у детей.

Дата проведения: Ребенок: Схема наблюдения: Параметры Действия ребенка Игровые интересы — интерес к игрушкам отсутствует (ребенок не действует игрушками, обращает на них внимание, даже при эмоциональной стимуляции со стороны взрослого); — устойчивый и избирательный игровой интерес, ребенок имеет любимые игрушки, с удовольствием играет игрушками; — игровые интересы кратковременные; — игровые интересы неспецифичные (увлечение неигровыми предметами, схемами, таблицами, и эмоционально холоден к игрушкам и т.

Протокол наблюдения за игрой дошкольника

Внимание

Корректурная проба Бурдона · Методика Пьерона-Рузера · Методика использования фигурных таблиц.

· Методика кодирования по Векслеру.

  1. Методы диагностики памяти дошкольника.

· Запоминание слов с опорой на картинки (табл.
38, 39) · Последовательность картинок · Заучивание 10 слов · Запоминание двух групп слов · «Найди рисунок» · Запоминание 10 карточек

  1. Изучение мышления.

· «Найди кусочки, вырезанные из фигур» (табл. 15) · Понимание картин со скрытым смыслом (табл. 41, 42) · Понимание картин с изображением нелепых ситуаций (+табл.
43, 44) · « Последовательность событий» (+табл. 45-48) · «Времена года» (+табл.
49) · «

Покорми животных» (табл. 50-51) · «Чего не хватает?» (табл.

52-56) · « Заполни картинку» (табл. 58) · «Что лишнее?» (+табл.
62-68) · Лабиринт · Понимание содержания литературных текстов (+табл.

Педагогическая практика

Как ты поступишь, если твой друг скажет учителю неправду? 16.

Нужно ли уступать место в транспорте пожилым людям? Почему? 17.
Нужно ли помогать слабым? Почему? 18. Можно ли брать чужое без спроса? Почему? Дополнительные вопросы: 1.
Чем похожи сосна и елка? 2. Чем отличается старый человек от молодого? Дополнительные заметки о ходе беседы, поведение ребенка, отношение к обследованию, эмоциональное состояние: Протокол наблюдения за игрой дошкольника Ф.И.О.
Дата исследования Дата рождения Полный возраст ребёнка Внешний вид: 1.
Интерес (проявляет ли интерес к игрушкам, какие игрушки берёт) 2.

Инфо

Стойкость интереса (длительно ли занимается одной и той же игрушкой; длительно вообще играет с игрушками) 3.

Адекватность использования игрушки 4. Уровень развития игры · Манипуляция · процессуальная игра · игра с элементами сюжета · сюжетно-ролевая игра 5.

Протокол контрольного наблюдения

В физических действиях Неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие, плюнуть В речи Может неожиданно грубо ответить, сказать нецензурное слово негативизм В физических действиях Делает все наоборот, с трудом включается в коллективную игру И отказы Отказывается даже от интересной деятельности вербальный Говорит часто слова «не хочу или не буду», нет демонстративность В движениях Отворачивается спиной, утрирует движения на занятии Как ориентация на собственное состояние и поведение Стремится обратить внимание на себя в ущерб организации занятий; дедая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих Обидчивость (эмоциональная неустой-чивость) Как реакция на препятствие Обижается при проигрыше в игре В мимике Недовольное выражение лица, плачет Реакция на оценку других Болезненно реагирует на замечания, болезненно реагирует на повышенный тон голоса.

Дневник наблюдений за поведением и эмоциональным состоянием воспитанников

Какие еще времена года ты знаешь? 12. Назови летние месяцы. 13. Сколько месяцев в году? 14. Сколько часов в сутках? 15. Сколько минут в одном часе? Раздел В (выявление кругозора ребенка): 1.

Как называется наша страна? 2. Как называется столица нашей страны? 3.

Какие ты знаешь еще города? 4. Каких животных ты знаешь? Чем они питаются? 5. Каких ты знаешь домашних животных? 6. Каких ты знаешь птиц? 7. Какие ты знаешь овощи, фрукты, ягоды? 8. Какие ты знаешь зимние и весенние праздники? 9. Когда дети купаются в реке летом или зимой? Почему? 10.Что происходит в природе осенью? 11. В какое время года дети катаются на санках? 12. Какого цвета этот карандаш? 13. Кто больше корова или коза? 14. Кто больше птица или пчела? 15. У кого больше ног: у собаки или петуха? 16. Сколько у тебя пальцев на руке? Покажи указательный 17. Покажи два пальца, три пальца и т. д.

Схема наблюдения за ребенком

В познавательной деятельности На знает чем заняться В зрительном восприятии Бездеятельно смотрит по сторонам В речи Говорит слишком тихо Время реакции Темп действий замедлен, при выполнении действий по сигналу запаздывает Эгоцентричность Как отношение к себе Считает, что все игрушки, все конфеты для него Во взаимоотно-шениях Считает, что все игрушки, все конфеты для него В речи Часто использует местоимение «Я» Избегание умственных усилий В условиях свободной деятельности Не смотрит мультики На организованных занятиях Быстро устает от дотсупного возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу) Дефицит внимания Сосредоточенность Смотрит по сторонам на занятии В содержаниеи помощи ребенку Приходится словесно повторять задание по несколько раз, требуется сочетание слова с показом способа действия В речи Условия выполнения задания и пр.

~" --- Имя, возраст

Показатели --

личностно-социальных проявлений ~ -

Личностная, социальная самоиндсфикация

Испытывает интерес к сверстнику и взрослому

Стремится к общению со взрослым и сверстником

Испытывает потребность в эмоциональном контакте со взрос­лыми, выражая свои чувства

Открыт для контактов со взрослыми и сверстниками

Ребенок восприимчив к эмоц. состоянию партнера по взаимод., реагирует на него

Умеет вступать во взаимод. со взрослыми и сверстниками, вла­деет элементар. снос, общения

Инициативен во взаимодействии со взрослыми {часто обраща­ется с вопросами и просьбами)

Активен во взаимодействии со сверстниками

Ребенок стремится быть самостоятельным в ситуации совмест­ной деятельности со взрослыми и сверстниками

Балльная система оценки: ярко выражено - 2 балла (+ +); умеренно выражено - 1 балл (+); не выражено - 0 баллов (-).

ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНО-СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Дошкольников

Личностно-социальное развитие ребенка является одним из наи­более сложных и значимых напраштений для проектирования педаго­гического процесса современного дошкольного учреждения.

В исследованиях последних лет все большее внимание уделяется пе­дагогической диагностике как основе конструирования образовательного процесса, в том числе и в направлении социально-нравственного разви­тия дошкольника. В этом аспекте педагогическая диагностика рассмат­ривается как комплекс специально разработанных методик, позволя­ющих воспитателю в повседневной жизни детского сада диагностировать реальные особенности развития ребенка, находить пути помощи ребенку в его развитии (Т. И. Бабаева, М. В. Крулехт, М. Н. Полякова) 1 .

Многообразие социальных проявлений ребенка, его чувств и отноше­ний в различных ситуациях, личностных качеств и проблем дошкольника способствовало появлению в психолого-педагогической литературе многообразия понятий, характеризующих аспекты социально-личност­ного развития дошкольников и его результаты: социальная компетент­ность, социально-личностная компетентность, социально-коммуника­тивная компетентность, социально-нравственное развитие, социально-эмоциональное развитие, нравственная воспитанность. Каждый из этих подходов предполагает свою, достаточно трудоемкую и сложную для пе­дагога дошкольного учреждения систему диагностических методик.

Не претендуя на создание комплексной методики диагностики со­циально-личностного развития ребенка дошкольного возраста, поста­раемся обозначить ту систему диагностических методов, которые по­зволят воспитателю проектировать задачи педагогического процесса по данному направлению.

Предмет диагностики: особенности социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста как основа проектирования задач педагогического процесса в группах старшего дошкольного возраста."

Задачи диагностики:

1. Изучить типичные особенности поведения и взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками, отношения к самому себе; выявить поведенческие проблемы каждого ребенка.

Отношения между сверстниками в группах детского сада. / Под ред. Репиной Т.Л,- М: Педагогика. 1978.

    Выявить понимание детьми отдельных нравственных норм и правил поведения, умения разрешать проблемные ситуации с позиции этих правил.

    Изучить особенности понимания старшими дошкольниками проявления некоторых чувств и переживаний других людей, умения ориентироваться на эти чувства в повседневном общении и деятель­ности.

На первом этапе, при первичной диагностике, педагогу удобно воспользоваться методом наблюдения, в том числе включенного на­блюдения, когда воспитатель в играх, совместных делах, разговорах с детьми оценивает:

^ эмоциональные проявления детей: с каким настроением ребенок чаще всего приходит в группу, как часто бывает весел, печален, сердит, с чем связаны такие проявления ребенка, как часто и по какому поводу вступает в конфликт со взрослыми и сверстниками, проявляет упрямство, негативизм, агрессивность; ^ умения обшения и взаимодействия дошкольников со сверстниками и взрослыми: проявления инициативности, активности в общении (в том числе и речевой), застенчивости, робости, нерешительности, с чем обычно связаны умения культуры общения - умение всту­пать в контакт, умение ориентироваться при общении на чувства и переживания и др.; V личностные проявления детей в различных видах деятельности: умения самостоятельно выдвинуть идею, план действий, умения действовать в соответствии с планом, исправлять ошибки, оцени­вать свою деятельность, отношения к указаниям взрослого, сове­там сверстников и т. д.

Наблюдения обобщаются в таблице, составленной на основе мо­дификации методики Т. А. Репиной «Изучение особенностей социаль­но-нравственного развития детей группы, характера взаимоотношений детей в коллективе сверстников»

Окончание табл.

Выделите среди детей группы

Фамилии, имена детей

4. Самых доброжелательных, спокойных детей; самых недружелюбных, часто ссо­рящихся, дерущихся

5. Самых добрых (делятся игрушками, гостинцами с детьми, угощают воспитате­ля) детей; неохотно делящихся гостинцами и игрушками с другими

6. Самых отзывчивых (стараются помочь другому, утешить) детей; равнодушных к огорчению и неудаче другого

7*. Самых честных, правдолюбивых детей; детей, которые часто говорят неправду, поступают нечестно; детей, которые могут сказать неправду, не отличаются чест­ностью

8. Самых вежливых детей; невежливых детей, редко употребляющих «волшебные слова»

9. Самых послушных, покладистых детей; непослушных, упрямых детей

10. Самых самостоятельных детей; несамостоятельных детей, часто обращающих­ся за помощью

11*. Настойчивых, организованных детей; детей, не умеющих довести ни одного дела до конца

12. Уверенных в себе детей; неуверенных, робких детей

13. Самых трудолюбивых детей, охотно выполняющих трудовые поручения взрос­лых; ленивых детей, которые не любят трудиться

14. Самых веселых, жизнерадостных детей; детей грустных, угрюмых, плаксивых

* Те позиции, которые отмечаются только при диагностировании детей старшего дошкольного возраста.

Примечание. Анализируя результаты таблицы, педагог может опи­раться на следующие рекомендации. Рассмотрите полученные резуль­таты таблицы. Вы видите, что почти у всех детей есть свои достоинства и недостатки. Учитывайте их в своей работе с детьми.

Подчеркните красной ручкой имена и фамилии тех детей, у кото­рых вы выделили только достоинства. Очевидно, это ваша опора в группе, дети, которые помогут вам заинтересовать, увлечь, организо­вать других. Но приглядывайтесь к ним внимательнее - всегда ли мы объективны в нашей оценке? Каковы задачи социально-эмоциональ­ного развития этих детей?

Подчеркните черной ручкой имена и фамилии тех детей, у которых вы выделили преимущественно негативные особенности. Это дети, которым в первую очередь требуются ваше понимание и

помощь. Постарайтесь понять, в чем причины таких проявлений детей. Для этого можно воспользоваться анкетой для родителей и вопросами для беседы с ребенком, представленными в параграфе по изучению особенностей семейного воспитания, методиками диа­гностики взаимоотношений детей со сверстниками, используйте и другие знакомые вам методы. Определите положительные качества, увлечения, интересы таких детей, опирайтесь на них в ходе работы с ними. Подумайте, какие методы социально-нравственного вос­питания могли бы помочь решить проблемы этих детей.

Возьмите список детей группы и выпишите имена и фамилии тех детей, которых нет в вашей таблице. Подумайте, почему так получилось,- эти дети незаметны, «забыты» взрослыми, они не проявляют себя, или у них нет ярких личностных особенностей. В процессе педагогического взаимодействия вам надо узнать этих детей лучше, помочь им более активно проявлять свою индивиду­альность и преодолевать личностные проблемы.

Обобщения результатов наблюдения по данной методике позво­лит педагогу увидеть индивидуальные особенности социально-лич­ностного развития детей группы, их сильные стороны, их поведен­ческие проблемы и учесть их в ходе дальнейшего взаимодействия с каждым ребенком.

Для изучения особенностей понимания детьми норм и правил поведения, отношения к ним, понимания отдельных эмоциональ­ных состояний с детьми проводится индивидуальная беседа. Чтобы получить представления о понимании правил поведения детьми группы и спланировать дальнейшую работу по социально-нравст­венному воспитанию, необходимо побеседовать с шестью-восемью детьми из разных по «благополучию» групп, выделенных на основе первой методики.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста используется методика «Сюжетные картинки».

Ø Перед тем, как приступить к непосредственному наблюдению за ребенком, необходимо установить контакт с воспитателями и помощником воспитателя группы. На время прохождения практики психолог становится частью (хотя и независимой) взрослого состава группы.

Ø Отношения с взрослыми должны строиться на деловой основе, но при этом быть эмоционально теплыми. Лучше заранее согласовывать свои действия с действиями воспитателя, предупреждая тем самым непонимание и разного рода недоразумения, но совсем не обязательно при этом сообщать истинную цель исследования (что будет предметом, и кто - объектом наблюдения).

Ø Ориентируясь на взаимопонимание в отношениях с воспитателями, необходимо сохранять собственную независимость и автономность. В задачу психолога не входит идентификация с воспитателями. Поддержка и понимание воспитателей и их помощника нужны для того, чтобы органично «вписаться» в естественную обстановку группы и этим максимально снизить влияние своего присутствия на наблюдаемой процесс.

Ø На время наблюдения задача психолога - сохранять нейтральную позицию, никоим образом не влияя на происходящие события своими действиями и словами. Вмешательство психолога возможно только при возникновении угрозы здоровью и жизни детей.

Ø Не исключено, что в первый день наблюдения со стороны детей будут возникать многочисленные вопросы к психологу о том, что он делает, а также просьбы или предложения поиграть с ними. Не стоит давать детям пространные и запутанные объяснения на подобные вопросы, достаточно кратко, но твердо ответить, что в данный момент вы работаете и поэтому не можете играть. Если обещаете ребенку поиграть с ним в другое время, указывайте точное место и время игры (например, «Вечером на прогулке») и обязательно выполните свое обещание, иначе следующее наблюдение может быть сорвано обманутым вами ребенком.

Ø Как правило, если психологу удалось с первого раза занять позицию нейтрального наблюдателя в группе, вся последующая серия его наблюдений пройдет в хорошей рабочей обстановке, а внимание детей к нему будет минимальным. Необходимо отметить еще один немаловажный момент, его можно обозначить как «консерватизм наблюдателя» - консерватизм одежды (лучше отказаться на время наблюдений от яркой одежды и яркого макияжа), неизменность поведения и манер, а также постоянство рабочего места.

Ø Рабочее место. Заранее стоит определить место наблюдения и согласовать свое действие с воспитателями. Нужно выбрать такое место, чтобы хорошо видеть и слышать все происходящие события, но при этом привлекать минимум внимания к своей персоне. Лучше зафиксировать рабочее место специальными атрибутами (стол, стул), тем самым, определив свое «рабочее» положение.

Ø Независимо от того, когда и где проводится наблюдение, общие требования остаются следующими:

1) весь наблюдаемый процесс протоколируется (не исключено применение технических средств для записи, но их использование предъявляет ряд особых требований);

2) в записи наблюдения обязательно указываются точное время, условия наблюдения и участники наблюдаемого процесса;

3) наблюдая за одним ребенком и записывая все его действия, высказывания и прочие проявления, наблюдатель также фиксирует действия, высказывания и проявления других детей и взрослых, во взаимодействии с которыми находится наблюдаемый ребенок. Важно не допустить односторонность фиксации факторов: необходимо фиксировать не только результат взаимодействия, но и причины его вызвавшие;

4) старайтесь быть точными в определении наблюдаемых фактов - не упрощайте и не усложняйте увиденное (будьте объективны в записи). Все высказывания детей фиксируйте дословно, без изменений, указывайте интонации, паузы, темп и другие особенности речи. Эмоциональные проявления отражайте достоверно.

Ø Проводя серию наблюдений за одним ребенком, лучше организовывать наблюдение при разных условиях:

· во время работы одного и другого воспитателя, возможно, в отсутствии обоих (например, на музыкальном или физкультурном занятии);

· во время проведения разных режимных моментов (во время приема пищи, на занятиях, на прогулке, в свободной деятельности и др.).

Ø Нет необходимости спешить делать выводы по 1-2 наблюдениям. Надо учитывать влияние множества факторов и стараться избегать ситуационных искажений восприятия ребенка.

При наблюдении необходимо фиксировать и учитывать следующие аспекты в действиях и деятельности ребенка:

1. отношение ребенка к другим(детям, взрослым);

2. проявления общей моторной активности ;

3. проявления аффективной сферы ;

4. особенности движений и реакций рук ;

5. особенности речи ;

6. наличие спонтанных высказываний ;

7. особенности выполнения действий ;

8. позиции ребенка в совместной деятельности с кем-либо;

9. самооценку ребенка.

Наилучшим вариантом обобщений результатов наблюдений будет их согласование с данными других психодиагностических исследований.

Пример дневника наблюдений

Необходимо отметить, что приводимый ниже дневник наблюдений является образцом включенного наблюдения. Включенное наблюдение представляет такой вид наблюдения, при котором исследователь имеет возможность непосредственно взаимодействовать с исследуемым ребенком. Данный вид наблюдения имеет свои положительные и отрицательные стороны, рассмотрение которых не входит в нашу задачу. Мы предлагаем Вам самостоятельно оценить достоинства и недостатки этого вида. Считая, что и включенная, и нейтральная форма наблюдений возможны для изучения детей раннего возраста, мы, тем не менее, настаиваем на нейтральной, при которой взаимодействие исследователя с наблюдаемым ребенком исключается.


ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РЕБЕНКОМ

Наблюдение проводилось в ясельной группе городского детского сада. Возраст Даши на начало наблюдения 3 г. 6 мес.

Февраля

О том, что мне нужно будет наблюдать за Дашей, я узнала от заведующей. Надежда Васильевна сразу после нашего знакомства предложила мне вести наблюдение за этой девочкой и объяснила мне свое решение тем, что Даша посещает детский сад чаще всех и редко болеет. Мне очень не понравилось то, что за меня сделали выбор, поэтому все желание вести наблюдение за Дашей пропало. А познакомились мы с Дашей следующим образом.

После нашей беседы с заведующей я отправилась в ясельную группу и только зашла в раздевалку, как вдруг увидела перед собой очень красивую маленькую девочку с большими карими глазами. Ее взгляд заставил меня забыть обо всем на свете. Я помню, что в тот момент у меня в голове была только одна мысль: «Неужели передо мной Даша?» К моему великому сожалению очаровательную девочку с карими глазами звали Карина, а с Дашей меня познакомила воспитательница. Во время моего прихода она одевала Дашу для прогулки и, как только узнала о цели моего визита к ним, сказала Даше: «Вот эта тетя будет за тобой наблюдать. Ты согласна?» Даша утвердительно кивнула головой, а я расстроилась из-за того, что Даша мне совсем не понравилась.

Погруженная в свои переживания по этому поводу я не замечала того, что происходило вокруг, и была очень удивлена, когда увидела перед собой Дашу с маленькими сапожками в руках. Она долго смотрела на меня своими небесно- голубыми глазками, а потом тихо сказала: «Надень мне сапоги». В этот момент в душе у меня что- то произошло. Я сразу пришла в себя, и мне стало очень стыдно за то, что еще совсем недавно я не хотела наблюдать за этим милым ребенком, который сейчас держит меня за шею, и вытягивает маленькую ножку для того, чтобы я надела на нее такой же маленький сапожок. Дашина просьба резко изменила мое отношение к самой Даше, и вместе с этим вернуло исчезнувшее желание наблюдать.

Таким образом, вполне довольные друг другом, мы с Дашей отправились на прогулку. На участке Даша вместе с другими ребятишками играла на веранде. Она вела себя очень агрессивно в отношении тех детей, которые не подчинялись ее требованиям. Например, если Даше захотелось повозить машинку, она силой отбирала ее у мальчиков. Если Даше хотелось поиграть с куклой, она выхватывала ее у девочек и, не обращая внимания на плач и крик обиженных ею детей, продолжала делать то, что ей заблагорассудиться. Своим поведением она заставила меня предположить, что является лидером в своей группе. Иллюстрацией этой гипотезы может послужить следующий случай: Даша собрала вокруг себя несколько девочек и мальчиков, нагребла в ведерко снега и накормила им всех присутствующих, не учитывая при этом их желания. Сама Даша снег не ела.

Когда все вернулись в группу, я помогала воспитательнице раздевать детей, и в это время перестала наблюдать за Дашей. Каково же было мое удивление, когда я обнаружила, что Даши среди девочек нет, а мальчиков стало на одного больше. Позднее я поняла, что приняла Дашу за мальчика, так как представляла ее в платье и с хвостиками, а в действительности Даша была в футболке и шортиках, да еще и с коротенькой стрижкой.

Получилось, что мой образ Даши не совпадал с ее реальной внешностью, и в результате я даже не смогла узнать ребенка, за которым наблюдала почти целый час. Данная ситуация навела меня на размышление о том, что многие разочарования в людях, непонимание и, возможно, даже конфликты связаны с тем, что мы создаем некий идеальный образ Другого, задаем рамки его портрета в виде различных установок, а затем пытаемся вогнать в них реального живого человека, заставляя его страдать и мучаться. Особенно тяжело переживают эту ситуацию дети, которые изо всех сил стараются соответствовать идеальному образу, созданному родителями или избегают подобных установок, создавая при этом напряженную обстановку в семье.

Комментарий

В целом можно сказать о том, что в первый день наблюдений был получен достаточно большой объём информации о Даше.

Оказалось, что она является самой старшей в группе. Возможно, поэтому Дашу воспринимают в группе в качестве лидера. Её слушаются не только девочки, но и некоторые мальчики.

Кроме того, уже в первый день наблюдения обнаружилось, что Даша очень агрессивна. Никто другой из всей группы не обижает своих друзей с таким хладнокровием, как это делает Даша, и здесь необходимо отметить тот факт, что саму Дашу в группе не обижают, а её выходки всегда прощаются.

Можно предположить, что определенное отношение к Даше со стороны сверстников и взрослых членов группы способствовало формированию у Даши представления о том, что она самая лучшая, самая сильная и самая главная в группе. Ответ на вопрос, чем обусловлено это отношение, вероятно, будет найден в процессе последующих наблюдений. Возможно, на её самооценку повлияло и то, что она является единственным ребёнком в семье, и поэтому самым любимым и дорогим.

Февраля

Когда я пришла в группу, то сразу увидела Дашу с телефоном в руках. Она набрала номер и затем стала разговаривать с мамой. Даша попросила маму купить ей мороженое, яблоко и шоколад. Мама как будто бы согласилась.

После завершения разговора она выбросила телефон на пол, взяла на руки куклу и приложила ее к груди. На вопрос: «Что ты делаешь?», она ответила: «Это моя дочка. Я ее кормлю грудью». Далее Даша сказала, что она одна у мамы и папы. Раньше мама кормила ее грудью, а теперь не кормит, потому что Даша уже взрослая и сама может быть мамой.

Завершив свой рассказ, Даша решила взять куклу по-другому, но из-за неловких движений Даши ее дочка упала на пол. И, хотя кукла лежала на спине, Даша решила, что дочка поранила себе лоб и у нее течет кровь. Объяснить причину выбора именно этого места для раны Даша не смогла, и я не стала ее больше расспрашивать. Как только мы вытерли «кровь», Даша уложила свою дочку спать, а сама села около кровати дочки и начала читать книжку. То, что она говорила, было очень похоже на стихотворение, но содержание не соответствовало подлинному тексту. Мне все время казалось, что Даша в стихах описывает картинки в книжке. Затем она дала эту книжку мне и попросила почитать вслух.

Я во время прочтения специально делала большие паузы для того, чтобы Даша сама рассказывала стихотворения и, в результате, оказалось, что все детские произведения Агнии Барто Даша знает наизусть и может рассказать. Меня это поразило, потому что остальные дети еще очень плохо говорили, некоторые и вовсе не могли произнести внятно ни одного слова.

После прочтения книги Даша вдруг заметила под своим стулом ею же брошенный телефон, взяла его и снова принялась звонить маме. На этот раз разговор сильно отличался от предыдущего, т.к. сейчас Даша видела, что за ней наблюдают. Она попросила у мамы мороженое, яблоко и шоколад, а потом неожиданно расплакалась и стонущим голосом начала просить у мамы желаемое. Это действие продолжалось довольно долгое время и в результате мама как будто бы согласилась. Довольная собой Даша положила трубку.

Я поинтересовалась о том, всегда ли она так поступает, когда мама ей в чем–то отказывает. Даша утвердительно кивнула и подняла с кровати куклу и убежала.

В это время на ее стул села Катя и попросила меня почитать ей книжку. Когда Даша увидела на своем месте девочку, она быстро прибежала к нам, села на краешек стула рядом с Катей и с невозмутимым видом, стиснув зубы, медленно столкнула девочку на пол. Мое замечание она проигнорировала.

Как только Катя ушла, Даша соскочила со стула и вместе с куклой уселась за стол рядом с мальчиком, который играл с формочками. Я думала, что Даша сейчас продемонстрирует свои умения в подбирании каждой формочке нужной дырочки в специально сделанном для этого круге, но Даша опять меня удивила. Вместо предполагаемых мною действий она взяла в одну руку круг с дырочками, в другую – одну из формочек и начала изо всех сил бить этим кругом по формочке. На мой вопрос о том, что она делает, Даша ответила: «Я рублю дрова и мясо для того, чтобы затопить печь и накормить дочку мясом». Когда я спросила, откуда взялось мясо, она сказала, что недавно закололи корову. «Нарубив дрова», Даша начала кормить «мясом» куклу.

Я в то время обратила внимание на мальчика Ваню, который залез на маленькую деревянную лесенку, прибитую к стене. Я похвалила Ваню за то, что он не побоялся так высоко забраться, и тут Даша, услышав мои слова, бросила куклу и закричала: «А я могу залезть еще выше». Она, действительно, залезла очень высоко, поражая меня своей смелостью, но я ее не похвалила, а, наоборот, попросила слезть обратно. Процедура залезания и спрыгивания с лесенки длилась недолго. Она завершилась сразу же после того, как Даша нашла мячик и стала бросать его в разные стороны.

Один раз мячик поймал мальчик Никита, а Даша, испугавшись, что Никита отберет у нее этот мяч, сильно ущипнула его за ногу. Никита заплакал и отдал Даше мячик. Подобную агрессию в Даше я заметила и в других ситуациях, а именно, когда Даша отобрала у играющей девочки кубик и с размаху ударила ее по голове. Воспитательница заставила Дашу просить прощения у девочки. Даша была вынуждена извиниться. Она очень тихо сквозь зубы пробурчала: «Я больше не буду».

Комментарий

Второй день наблюдения показал, что у Даши хорошо развита речь, память и способность к подражанию. Не каждый ребенок в ясельной группе сможет прочитать наизусть длинное стихотворение и выразительно представить его героев.

Потребность быть в центре внимания проявляется в демонстративном поведении. Игнорирует все препятствия и запреты на пути достижения собственных целей.

Помимо агрессивности, которая часто наблюдается в Дашиных поступках, в ее характере можно заметить и такие черты, как самоуверенность, властность, эгоцентризм.

Февраля

Сегодня я наблюдала процесс одевания детей и активно в нем участвовала. Я успела заметить, что Даша умеет одеваться самостоятельно, но очень любит, когда ей помогают.

Кроме того, Даша очень неусидчива и неспокойна. Ей очень трудно находиться на одном месте длительное время, поэтому, пока я одевала других детей, она носилась по раздевалке и разбрасывала одежду ребят в разные стороны.

Потом она села на трубу, отходящую от батареи, и стала изображать из себя шофера за рулем. Когда я обратила на нее внимание, она пригласила меня в свою машину, но я отказалась. Другие ребята, глядя на Дашину игру, тоже захотели стать шоферами и вместе с ней сели на трубу. Даше это не понравилось, и она вытолкнула непрошеных гостей на пол. Я сделала ей замечание, но Даша пропустила его мимо ушей.

Она слезла с трубы и побежала к своему ящику, откуда достала мешок с вафлями. Две из них Даша съела сама, а остальные предложила мне. Я чуть отломила от одной вафли, поблагодарила Дашу и предложила ей угостить других ребят. Даша вначале сопротивлялась, но потом все таки угостила находившихся рядом детишек. Мне было очень приятно видеть, что Даша не отбирала, а отдавала, и при этом радовалась за других.

ДНЕВНИК ДИНАМИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ

Ф.И. _____________________________________________
группа ________________________
Воспитатели группы _____________________________________

1. Социально-бытовое развитие

(заполняется воспитателями группы)

Показатели развития

Дата/возраст

Общение со взрослыми

Легко адаптируется в новой обстановке

Легко идет на контакт, проявляет инициативу

Откликается на инициативу взрослого

Избегает

Общение со сверстниками

Легко устанавливает дружеские взаимоотношения

Откликается на инициативу сверстника

Избегает взаимодействия

Проявляет качества лидера

Предпочитает подчиняться другим

Успешно разрешает конфликты со сверстниками

В ситуации конфликта просит помощи взрослого

Не умеет разрешать конфликты

Игра

Успешно участвует в коллективной игре

Предпочитает играть один

Умеет организовать игру, занять других детей

Откликается на инициативу других детей

Не умеет организовать игру,

В игре ориентируется на правила

Может выполнять правила с помощью взрослого и других детей

Правила не принимает

Самообслуживание и хозяйственный труд

Инициативен, самостоятелен в самообслуживании,

Самостоятелен в самообслуживании, требуется незначительная помощь

Снижен интерес к самообслуживанию, требуется помощь

Хороший организатор повседневной трудовой деятельности

Труд результативен при небольшой помощи взрослого или сверстников

Результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь при выполнении

Моторика

Общая моторика развита хорошо, скоординирован, ловок

Общая моторика развита недостаточно

Развитие мелкой моторики соответствует возрастной норме

Развитие мелкой моторики ниже возрастной нормы

Особенности деятельности

1.

В основном проявляет самостоятельность

Постоянно нуждается в помощи взрослого, несамостоятелен

2.

Работоспособен, энергичен

Работоспособность неустойчивая, зависит от настроения и интереса

Быстро утомляется

Особенности усвоения содержания программы

Имеет запас представлений о себе и своей семье, умеет им пользоваться

Имеет запас сведений об окружающем мире, умеет ими пользоваться

Количественные отношения

Счетные операции

Цвет, форма предметов

Изобразительная деятельность и конструирование

Проявляет творчество, фантазию, отображает в поделках личностные наклонности , в случае необходимости обращается с вопросами

Требуется помощь, с вопросами обращается редко, стандартность изображения, шаблонность

Необходима поддержка и стимуляция деятельности, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремится к полному раскрытию замысла.

Изображение синтетическое, с большим количеством деталей

Предметы детализированы, детали условны, форма, величина не имеют значения

В непроизвольных линиях, формах находит сходство с реальными предметами

Владеет навыками действия изобразительными материалами

– испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами

Действует однотипно, материал использует неосознанно.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:

+

выбранный показатель

!

сформированы достаточно

?

сформированы недостаточно

-

не сформированы

2. Особенности речевого развития

Учитель-логопед _______________________________________

Ранее речевое развитие:
1. первые слова (возраст) ____________________________________________________

2. первые фразы (возраст) ____________________________________________________

Показатели развития

Дата/возраст

понимание речи не нарушено

понимание речи затруднено

понимание речи ограничено

артикуляционная моторика развита достаточно

недоразвитие артикуляционной моторики

грубое недоразвитие артикуляционной моторики

звукопроизношение не нарушено

звукопроизношение смазано

грубые нарушения произношения

фонематическое восприятие сформировано

фонематическое восприятие не сформировано

слоговая структура слов не нарушена

слоговая структура слов незначительно нарушена

слоговая структура слов грубо нарушена

словарный запас достаточный

словарный запас в пределах обихода

словарный запас беден

словарный запас резко ограничен

грамматический строй развит достаточно

незначительные аграмматизмы в речи

грубые аграмматизмы в речи

связная речь развита в соответствии с возрастом

связная речь развита недостаточно, аграмматична

связная речь не развита

Звуковой анализ и синтез

Выделение слов из предложения

речевое развитие соответствует возрасту

речевое развитие не соответствует возрасту

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:

!

сформированы достаточно

?

сформированы недостаточно

-

не сформированы

+

выбранный показатель

3. Психическое развитие

Педагог-психолог _______________________________________

Показатели развития

Дата / возраст

Особенности познавательного развития

восприятие соответствует возрасту

трудности процесса восприятия

восприятие затруднено

Эталоны сенсорного восприятия

Операции восприятия:

выделяет объект,

может выделить признак объекта

классифицирует,

находит часть от целого,

конструирует по образцу,

ориентируется в пространстве

сравнивает по величине

Модальность памяти

Преобладает слуховая память,

преобладает зрительная память,

преобладает моторная память

Оперативная память

Быстро запоминает, произвольно

Запоминание затруднено

непроизвольное запоминание

Тип памяти

Преобладает механическая

Преобладает ассоциативная

Преобладает логическая

концентрация внимание

устойчивое

неустойчивое

непроизвольное

переключаемость внимания

Не затруднена

Затруднена

тип мышления

словесно-логическое

наглядно-образное

наглядно-действенное

предм.-манипулятивное

манипулятивно-сенсорное

операциональный компонент мышления

операции анализа и синтеза

операции обобщения

операции классификации

операции сравнения

операции серриации

Особенности эмоционально-личностной сферы

Контактность

Позитивная (+),

Нейтральная (0),

Негативная (-)

Уровень сформированности мотивации

Учебный, познавательный (П)

Трудовой, социальной (Т)

Достижений (Д)

Коммуникативный (К)

Игровой (И)

Внешний (В)

Полоролевая идентификация

Адекватная (а)

Неадекватная (н/а)

Несформированная (н/ф)

Уровень самооценки

Адекватная (а)

Неадекватная завышенная (н/а )

Неадекватная заниженная (н/а ↓)

Недифференцированная (н/д)

Несформированная (н/ф)

Уровень тревожности

Адекватный, низкий (А)

Ситуативный (С)

Личностный (Л)

Навыки самопознания и самооценки

Сформированы (+)

Саморегуляция (С/Р)

Рефлексия (Р)

Эмпатия (Э)

не сформированы (-)

Эгоцентризм (э/ц)

Особенности поведения и деятельности

Поведение:

Адекватное (+)
- неадекватное (-):

агрессивное (аг)
обидчивое (о)
неуверенное (н/у)
недоверчивое (н/д)
чзамкнутое (з/к)
навязчивое (н/в)
зависимое (з/в)

Саморегуляция поведения:
- сформирована (+)
- сформирована недостаточно (0)
- не сформирована (-):
двигательная расторможенность (д/р)
эмоциональная незрелость (э/н)
импульсивность (имп)

полезависимость (п/з)
астенизация (аст)
ригидность (рг)

Нарушения в поведении:
- уход от деятельности (у/д)
- негативистическая демонстративность (нг)
- низкая социальная нормативность (н/н)
- истеричность (ист)
- депрессивность (депр)

Навыки необходимые для учебной деятельности

Внутренняя позиция будущего ученика

Сформирована (+)

Недостаточно сформирована (0)

Не сформирована (-)

Познавательная активность

Ребенок может поощрять других (+)

Проявляет самостоятельно (++)

Проявляет при внешней стимуляции (+)

Незначительная (0)

Отсутствует (-)

Ориентировочная деятельность

Самостоятельная (+)

С помощью (0)

Не сформирована (-)

Восприимчивость к помощи

Адекватное использование помощи (+)

Помощь использует частично (0)

Помощь не используется (-)

Перенос в новые условия

Выполняет логический перенос (+)

Выполняет механический перенос (0)

Не выполняет (-)

Регулирующая функция речи

Речевое опосредование деятельности
внутренняя речь (+)
внешняя речь (0)

Достаточно внешней стимуляции (в/с)

Внешний вербальный контроль (в/к)

Не сформирована (-)

error: Content is protected !!