Весенние праздники. Презентация на тему "Весенние православные праздники" (начальная школа) Двунадесятые неподвижные праздники

Самым главным из них является, конечно же, Светлая Пасха, Воскресение Христово . В этот день Церковь вспоминает о том, как распятый Спаситель воскрес из мертвых, разрушив оковы ада и дав тем самым надежду на будущее бессмертие каждому человеку.

Следом идут двенадцать праздников, именуемых великими или двунадесятыми. Двунадесятые праздники разделяются на непереходящие и переходящие. Первые из них каждый год отмечаются в один и тот же день. Даты вторых связаны с передвижением даты Пасхи.

Также читайте: Православный календарь на 2018 год

Непереходящие двунадесятые праздники

Рождество Христово 7 января по новому стилю – это самый известный христианский праздник посвящен рождению Господа Иисуса Христа, началу новой эры в жизни человечества.

Вознесение Господне - на 40-й день после Пасхи празднуется вознесение воскресшего Господа Иисуса Христа в Царство Отца Своего Небесного, которое произошло на горе Елеон, в присутствии апостолов и Божией Матери.

День Святой Троицы, Пятидесятница - в воскресенье, на 50-й день после Пасхи вспоминается сошествие на святых апостолов и Божию Матерь Святого Духа в виде огненных языков. Этот праздник считается днем рождения христианской Церкви.

Даты переходящих двунадесятых праздников по годам

Вербное Воскресенье - дата по годам

  • Вербное Воскресенье в 2015 году - 5 апреля
  • Вербное Воскресенье в 2016 году - 24 апреля
  • Вербное Воскресенье в 2017 году - 9 апреля
  • Вербное Воскресенье в 2018 году - 1 апреля

Даты Пасхи по годам

  • Пасха, Воскресение Господне в 2015 году - 12 апреля.
  • Пасха, Воскресение Господне в 2016 году - 1 мая.
  • Пасха, Воскресение Господне в 2017 году - 16 апреля.
  • Пасха, Воскресение Господне в 2018 году - 8 апреля.

Вознесение Господне - даты по годам

  • Вознесение Господне в 2015 году - 21 мая.
  • Вознесение Господне в 2016 году - 9 июня.
  • Вознесение Господне в 2017 году - 25 мая.
  • Вознесение Господне в 2018 году - 17 мая.

День Святой Троицы (Пятидесятница) даты по годам

  • Троица в 2015 году - 31 мая.
  • Троица в 2016 году - 19 июня.
  • Троица в 2017 году - 4 июня.
  • Троица в 2018 году - 27 мая.

Масленица Изначально праздник масленицы – комоедицы был на весеннее равноденствие и включал в себя вторые заклички весны (в язычестве, после переместятся к «сорокам»)и встречу предков, которые «прилетают на птичьих крылах» из ирия. Праздник победы весны над зимой, проводы-похороны зимы. Время - весеннего "воскрешения" (от "Крес" - огонь) земли-матушки и всей природы. Сразу за масленичной неделей следовала комоедица - медвежий праздник, чествование тотемного первопредка медведя, который в это время просыпается в своей берлоге (воплощение Велеса , открывающего врата ирия, и передающего на весенне-летний период бразды правления Яриле ),. Мужчины чествовали его особым медвежьим плясом и велесовой борьбой. Женщинами пеклись комы – обрядовые хлебцы, сделанные из нескольких мучных замесов: овса, гороха и ячменя. Часть комов выносили в лес, чтобы задобрить медведя. Масленицу отмечали, когда появляются перелетные птицы, а повзрослевший теленок отрывается от вымени, переходит на питание сеном, что дает изобилие молока на проведения праздника. В народных масленичных играх парни делятся силой с юношей Ярилой, чтобы он растопил снега и вступил в полную силу. «Зарод» талой воды входит в землю для новой жизни. Масленичную куклу побежденной зимы-Марены, набивали соломой из дожиночного снопа и сжигали. отправляя ее с вестью к «светлым богам» в ирий, что люди ждут их возвращения.

После принятия христианства масленица отмечается по лунному календарю. Может быть с 23 февраля и не позднее 7 апреля. Семейно-родовые обычаи – семидневник. Масленица – праздник новоиспеченной семьи. Родовые чины и обычаи разворачиваются в масленице. Каждый день имеет своё назначение. Поминовение и общение с предками начинается с первого блина. 1-ый блин на помин. Посещение могил в субботу и воскресенье. Обходы дворов, ряжение . (просили блинка) Кулачные бои, братчины (дрались и мирились, пили пиво). Катание по кругу на лошади в санях. Гостевание (по предварительной договорённости), особая кухня (творог, блины, пироги, рыба) Катание с го р – должен прокатиться каждый (гадали, какой вырастет лён: чем дальше проедет, тем выше) Взятие снежного городка – символ борьбы зимы с весною, снежный городок – обитель зимы. Ряженые – необходимая принадлежность всякого поминального пиршества (Афанасьев)Воскрешение весны-Живы сочеталась в народных представлениях с Воскрешением праведного солнца – Христа. Потому такая обрядность присутсвовала и на Фоминой неделе, и на Страстной. Весна (Жива) «просветляет» солнце, т. е. заставляет его ярче гореть . Прощание с мёртвым миром, переход к новому аграрному периоду (магия: березозол – пережигали золу, дети играли в сечки). Выпекание из теста форм орудий труда, оздоровительные и очистительные обряды (лечение пережжённой золой, слушание воды для определения урожайности земли, наблюдение за небесными светилами. Собирать поганые корки – всё недоеденное раздают нищим, прохожим. Проводы масленицы Сжигание чучела или колеса очищение огнём, контакт с космосом, изгнание зимы и смерти.

Православные праздники весны

Тема: «Православные праздники весны»

1) изучать традиции русского народа,

2) развивать словарный запас, кругозор, интеллект обучающихся,

3) воспитывать любовь к родному краю, к его национальным традициям.

Оборудование:

· мультимедийный проектор,

· компьютер,

· магнитола,

· плакаты.

1. 3вучит песня "Край ты мой любимый" в исполнении Надежды Кадышевой.

(Дети лепят жаворонков)

Ведущий: Сегодня мы хотим Вам рассказать о народных праздниках весны.

Чтец: К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под её ногами.

Черные проталины

На полях видны,

Верно, очень теплые ноги у весны.

Ведущий: Дети, а какие вы знаете пословицы и поговорки о весне?

Дети: "Весна красна цветами, а осень снопами".

"Весенний день год кормит".

"Весна днем красна".

"Весной дождь парит, осенью мочит".

"Весной - ведро воды, ложка - грязи,

Осенью - ложка воды, ведро - грязи".

Ведущий: Дети, весной мы отмечаем большие праздники: День равноденствия (день с ночью равняется), 22 марта - праздник Сороки. Прилетают птицы, в этот день пекут по 40 птичек из теста (Жаворонков).

Дети (встают, берут "жаворонков", подходят к окну и вместе просят):

Жаворонки, прилетите,

Студёну зиму унесите,

Теплу весну принесите.

Зима нам надоела.

Весь хлеб у нас поела.

(Дети садятся за парты)

Ведущий: А какие птицы прилетают в наши края?

Чтец: Звонче жаворонка пенье,

Ярче вешние цветы.

Сердце полно вдохновенья,

Небо полно красоты.

Чтец: Скворцы

Знакомые звонкие песни,

Мы сразу узнать их смогли.

Ребята, ребята!

Скворцы прилетели,

На крыльях весну принесли.

Чтец: Ласточки

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

Ведущий: А какие вы знаете пословицы и поговорки о птицах?

Дети: "Грач на проталинку, скворец на прогалинку".

"Увидел скворца – знай: весна у крыльца".

"Птице крылья не в тягость".

"Птица не сеет, не жнет, а сыта живет".

"Глупа та птица, которой гнездо свое не мило".

Ведущий: Молодцы! А теперь поиграем.

Игра "Прилетели птицы "

Задание: Да - хлопаем

Нет - топаем.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки, стрижи, мячи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки, зерно,

Даже совки - плюшки.

Лебеди, скворцы, дерево.

Вы всё молодцы!

Ведущий: Теперь, дети, поговорим с вами о посте и праздниках, которые принесли для нас на своих крыльях птицы.

Кто знает, что такое пост?

Дети: Пост - это время, когда надо оставить вредные привычки.

Не есть мяса, молока, яиц.

Нельзя танцевать.

Говорят, что строгий пост

Замедляет детский рост.

А я, братцы, на посту

Посмотрите, как расту.

Ведущий: В народе говорят: " Мост на семь верст". Так в народе называют пост. Почему?

Чтецы: Он длится семь недель.

1 неделя Чистыми должны быть
Дом, двор, человек и его душа.

2 неделя Для вышивки и шитья.

3 неделя Трудятся добрые

женские руки,

Ткут холсты,

Плетут кружева.

4 неделя Средокрестная

В среду мальчики ходили по домам с песенкой. Хозяева плескали их водой и угощали печеньем в виде креста.

Мальчики – росточки молодые.

Крест – древний знак жизни и плодородия.

Похвальная

(в честь Богородицы)

Ведущий: Праздник связан с христианским мифом об Архангеле Гаврииле, который возвестил о будущем рождении девой Марией Иисуса Христа.

Чтец: С колокольни звон, звон!

Благовест зовется он,

Звони, мой колокол, звони!

Зови людей к себе, зови!

Лети, лети, благая весть,

Что храм открыт

И служба есть.

И люди, звери, и растения – все радуются этому дню.

В этот день красна девица косы не плетет, а птица гнезда не вьет.

6 неделя Вербная

Чтец: Веточки вербы украшали цветами и ленточками, освещали в храме.

Мальчики и девочки

Свечечки да вербочки

Понесли домой.

Огонечки теплятся,

Прохожие крестятся,

И пахнет весной.

Священной вербой ударяли детей и животных, приговаривая: «Господь, благослови и здоровьем награди».

7 неделя Страстная

Чтец: Люди заботятся о чистоте в доме, душе.

В чистый четверг пекут куличи: "кулич обыкновенный",

"кулич с маком",
"кулич на сливках",

"кулич пасхальный".
Но самое радостное – расписывать яйца.

"Без красного яичка не похристосуешься, без него и праздник не в праздник выйдет".

Я разрисовывал яичко:

Верба, а на вербе - птичка.

Облако летит в простор,

В голубое поднебесье,

По середочке узор,

А внизу: "Христос Воскресе".

Ведущий: "А в конце моста - золотая верста".

Чтец: Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит,

Заря глядит уже с небес.

Христос Воскрес!

Христос Воскрес!

Вот просыпается земля

И одеваются поля.

Весна идет, полна чудес.

Христос Воскрес!

Христос Воскрес!

Чтец: Люди ходят друг к другу в гости и разговляются: едят куличи, мясо, яйца, рыбу, сладости.

Чтец: Месяц вышел, засиял –

Свод небесный полон стал;

Это все ГОСПОДЬ создал

Какой же ОН хороший!!!

Ведущий: С Пасхи начинаются песни, пляски, качели - карусели, ярмарки.

Звучит песня "Коробейники". ,

(Выходят в костюмах 2-е мальчиков и раздают пряники, баранки)

Ведущий: Вот и закончился наш праздник! Надеемся, что вы узнали не

только о православных праздниках весны, но и о традициях

Церковные праздники – это важные для христиан датой, к которым принято готовиться молитвенно, соблюдать пост, а потом приходить на торжественную литургию с причастием в храм. Некоторые православные праздники, такие как Успение, кажутся людям, далеким от церковной жизни, странными. Зачем христиане празднуют смерть? О сути церковных праздников мы постараемся рассказать вам в этой статье.

Календарь не переходящих церковных праздников известен:

Церковный праздник Дата церковного праздника Значение церковного праздника
Рождество Христово 7 января
Крещение Господне 19 января Двунадесятый церковный праздник
Сретение Господне 15 февраля Двунадесятый церковный праздник
Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля Двунадесятый церковный праздник
Рождество Иоанна Предтечи 7 июля Великий церковный праздник
День святых первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля Великий церковный праздник
Преображение Господне 19 августа Двунадесятый церковный праздник
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа Двунадесятый церковный праздник
Усекновение главы Иоанна Предтечи 11 сентября Великий церковный праздник
21 сентября Двунадесятый церковный праздник
Воздвижение Креста Господня 27 сентября Двунадесятый церковный праздник
Покров Пресвятой Богородицы 14 октября Великий церковный праздник
4 декабря Двунадесятый церковный праздник

Переходящие церковные праздники , в свою очередь, постоянно празднуются в разные дни. Мы составили таблицу по ближайшим датам:

Праздники 2019 2020 2021
Начало триоди 17 февраля 9 февраля 21 февраля
Прощеное воскресенье 10 марта 1 марта 14 марта
Вход в Иерусалим 21 апреля 12 апреля 25 апреля
Пасха 28 апреля 19 апреля 2 мая
Вознесение Господне 6 июня 28 мая 10 июня
Троица 16 июня 7 июня 20 июня
Петров пост 18 дней 27 дней 14 дней

Что такое церковный праздник?

Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь (Фил.4:4–7 . )

Что такое православный праздник? Светские люди часто задают этот вопрос, вступая на путь церковной жизни. Многие мирские праздники сопровождаются шумными застольями, танцами и песнями. Чем же отличаются от них праздники церковные?

Господь призвал нас не для страдания, но для спасения и вечной жизни, что, само по себе, уже является поводом для радости. Поэтому, даже, когда мы плачем, раскаиваясь в своих грехах, это – великая радость. Ведь у нас есть Тот, кто готов принять наше раскаяние. Православные праздники заключены в тихой радости единения с Богом. Эти важные даты призваны напомнить нам о Евангельских событиях, они связаны с древними христианскими традициями и позволяют нам на время отвлечься от мирской суеты, чтобы посвятить еще один день в году общению с Богом. Во время церковного праздника в храме служится литургия, а мы восхваляем историю нашего Спасения Иисусом Христом, вспоминая те или иные события Священного Писания или жития православных святых.

Церковные праздники делятся на переходящие и непереходящие. Дата непереходящих праздников никогда не меняется и ежегодно отмечается в один и тот же день. Переходящие православные праздники не имеют постоянной даты и зависят от даты празднования Пасхи. Именно из-за даты празднования Пасхи обычно двигается Церковный календарь. Дата празднования Воскресения Христова высчитывается по солнечно-лунному календарю. Ее обычно отмечают в ближайшее воскресенье после первого полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия (21 марта). Отцы Первого Вселенского собора постановили такой порядок еще в 325 году.

Существует двенадцать самых важных церковных праздников. Их именуют “двунадесятыми” или иногда “дванадесятыми”. Пасха не входит в этот список, как наиглавнейший православный праздник, стоящий отдельно, вне каких-либо категорий.

  • Рождество Христово
  • Богоявление
  • Сретение
  • Благовещение
  • Вербное воскресенье
  • Вознесение
  • Троица
  • Преображение
  • Успение Пресвятой
  • Воздвижение Креста Господня
  • Рождество Богородицы
  • Введение во храм Богоматери
  • Покров Пресвятой Богородицы
  • Обрезание Господне и память св. Василия Великого
  • Рождество Иоанна Крестителя
  • Память первоверховных апостолов Петра и Павла
  • Усекновение главы Иоанна Крестителя
  • Память свят. Николая
  • Перенесение мощей свят. Николая в итальянский г. Бари.

С появлением новых святых пополняется и список православных праздников.

Праздники в православном календаре

Двунадесятые Богородичные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы

Недалеко от Иерусалима располагается город Назарет. Именно в этом городе жили праведные и уже немолодые супруги Иоаким и Анна. Долгое время Господь не давал им детей. Во времена их жизни это считалось позором, ведь дети считались благословением Божьим. Однажды Первосвященник даже не принял жертву от Иоакима, обвиняя его в том, что он, очевидно, в чем-то провинился перед Богом, раз Господь не дает ему детей. Иоаким взмолился Господу, чтобы Он даровал им с супругой ребенка. Анна считала себя повинной в бездетности брака. Она тоже обратилась к Богу с просьбой подарить им с Иоакимом потомство и пообещала принести дитя в дар Богу, служить Ему. Тогда пред ней предстал Ангел Небесный и сказал: “Твоя молитва услышана. Ты родишь дочь благословенную. Ради нее благословятся все роды земные. Через нее дастся спасение всему миру и наречется она Марией”.

В те времена благословением от Бога считалось только рождение младенца мужского полы. Даже в Священном Писании люди исчисляются только мужскими единицами. Но девочкой, которую родит Анна станет Пресвятая Богородица, мать Христа.

Иоаким, тем временем, спешил к Золотым воротам Иерусалима после сорокадневного поста в горах. Он должен был увидеть свою жену Анну, потому что в горах ангел явился и ему. Обняв его у ворот, Анна сказала “знаю теперь, что Господь благословил меня”.

Рождество Пресвятой Богородицы – первый двунадесятый православный праздник в церковном году, который начинается 14 сентября по новому стилю. Божья Матерь послужила делу Спасению, родив Сына Человеческого, от которого началась новая эпоха и новое летоисчисление. Со Спасителем Господь открыл нам, что главным законом в нашей жизни должен быть закон любви, способность к жертве во имя любви. Земной путь Богородицы был наполнен скорбями, она стояла у Креста Господня и вместе со Спасителем переживала крестные муки.

Но мир радовался ее рождению, в день Рождества Богородицы родилась наша заступница перед Богам, по молитвам к которой свершаются великие чудеса.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы – один из главных церковных праздников, посвященных земной жизни Богородицы. Кроме Введения празднуются также Рождество Богородицы и Успение Богородицы. Эти праздники основаны на Священном Предании. На Евангельских событиях основан праздник Благовещения, когда Ангел Господень явился сообщить о зачатии Христа.

Кроме этих главных праздников, празднуются и другие православные праздники – праздники чудотворных икон Богородицы, Покров (этот день особо любим в народе) и много других дней, отражающих нашу любовь к Пресвятой Богородице. Введение во храм Девы Марии – это особая дата, не имеющая аналогов среди других церковных праздников. Священное Предание рассказывает о том, что, как только Деве Марии исполнилось три года, родители – Иоаким и Анна отвели ее в храм, чтобы, согласно обету, данному Господу, воспитать ее в Божественной благодати. Этот обет был исполнен в благодарность за дарованное дитя. Он не означал принятие ребенком обета монашества или особой аскетической жизни, но его воспитанием занимались уже не родители, а служители храма. Это – знак высшего доверия Богу.

В Иерусалиме в те времена существовал один храм, в алтаре которого некогда хранился ковчег Завета. В этом же храме существовала особая духовная школа, где воспитывались отроки и отроковицы, посвященные Богу. Деву Марию встретил первосвященник Захария. Он играл важную роль в Ветхозаветной Церкви и был непререкаемым моральным авторитетом для верующих. Без посторонней помощи Дева Мария взошла по всем пятнадцати ступеням, ведущим в святилище, едва переступив порог храма. Увидевшие это восприняли восхождение как чудо. Несмотря на тело младенца, Богородица уже тогда была совершенна душой. Она вошла в храм радостной и торжествующей, как в родной дом.

Первосвященник Захария вел девочку в святая святых храма, куда он сам мог входить только раз в году. Он сразу увидел, что перед ним – не обычный ребенок. Пребывая во храме Дева Мария восхищала всех полнотой своей добродетели, будучи при этом смиренной и кроткой. Это была еще одна ступень на пути к явлению в мир Спасителя, поэтому верующие так чтят эту знаменательную дату и выделяют ее среди многих православных праздников.

Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля)

Благовещение Пресвятой Богородицы – двунадесятый православный праздник.

Он по-разному назывался у первых христиан: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии, но в VII веке на Востоке и Западе его стали звать одинаково – Благовещение Пресвятой Богородицы.

Этот день явил радость всему миру и стал началом нашего Спасения, благословением для всех людей. В этот день Бог соединился с человечеством и в лице Девы Марии исполнились все пророчестве Ветхого Завета о Сыне Человеческом. Во всем мире тогда не было святее и достойнее Девы Марии. Она проживала в храме уже двенадцать лет, когда первосвященник сказал, что, достигнув совершеннолетия, она должна оставить храм, выйти замуж и переселиться в дом своего мужа. Дева Мария смиренно отвечала, что она дала обет посвятить свою жизнь Господу и не желает нарушить обет целомудрия. Первосвященник не могу заставить Деву нарушить обет, данный Богу, поэтому он собрал духовенство храма, чтобы молиться и просить Богу явить Его волю. Первосвященнику Зарахрию явился Ангел с указанием забрать неженатых мужей из дома Давидова и просить их принести жезлы свои, кому из них Господь покажет знамение, тот и станет мужем для Девы Марии.

Когда Первосвященник собрал жезлы, он стал молиться, чтобы Господь явил свою волю. На ночь жезлы оставили в храме, а на следующий день жезл Иосифа расцвел. Иосиф был родственником Девы Марии, вел праведную жизнь, ему было уже больше 80 лет, он жил во вдовстве и имел взрослых детей. Дева Мария переселилась из храма в Назарет, но осталась жить в уединении и безмолвии, сохраняя девство. Пречистая Дева продолжала жить для Бога, заниматься домашними делами. Пока Бог послал к Деве Марии архангела Гавриила.

Дева Мария знала пророчества о пришествии Мессии и о Пресвятой Деве, которая станет Его матерью. Она молилась о том, чтобы послужить этой женщине, но этой женщиной оказалась она сама.

“Радуйся, благодатная, Господь с тобою; Благословенна Ты в женах”, – эти слова Дева Мария услышала от архангела, явившегося к ней. Эти слова привели ее в смятение, и она безмолвствовала. Но архангел Гавриил утешил ее словами о том, что Господь даст Сыну престол Давида. Дева Мария не знала мужа, но сила Вышнего осенила ее, и она зачала, когда свет Духа Божьего осенил ее. Свершилось таинство воплощения Сына Божьего. Избранная из всех родов, Дева Мария вместила в себе сокровище благодати и дала человеку возможность надеяться на спасение.

Сретение Господне (2/15 февраля)

В основу церковного праздника Сретение Господне положено удивительное чудесное событие, которое произошло в Иерусалиме в I веке н.э.. Согласно традиции, на сороковой день после рождения все иудеи должны были принести в храм своих первых сыновей для посвящения Богу. В благодарность принято было приносить Богу жертву – барана, вола, голубей. Важную роль играло то, что семья могла себе позволить.

Этот закон был установлен в память об освобождении еврейского народа из египетского рабства. Тогда Господь спас от гибели израильских первенцев.

Родители принесли Иисуса Христа в иерусалимский храм, как того требовал закон, как только Ему исполнилось сорок дней, чтобы представить перед Богом. Иосиф и Мария не могли позволить себе принести дорогостоящую жертву, так как жили небогато. Они принесли в жертву лишь двух птенцов голубей. В это время в Иерусалиме жил благочестивый старец – Симеон Богоприимец. По внушению Духа Божия и пророчицы Анны, он пришел в храм, так как Святой Дух обещал Праведному Симеону, что тот не умрет, пока не увидит Мессию. Ему было уже 360 лет. По Преданию Церкви, он был одним из тех, кто переводил Ветхий Завет с древнееврейского на древнегреческий. Он хорошо знал Писание и с верой ожидал Христа Спасителя. Хотя, сначала он усомнился в возможности исполнения пророчества, о том, что Спаситель родится в мир от земной женщины. Он даже хотел изгладить эти пророчества в Писании, но к нему явился Ангел Господень и удержал его, подтвердив истинность этих слов – “Веруй тому, что написано!”.

Увидев младенца Иисуса у дверей храма, он в великой радости воскликнул: «Это - Бог, Соприсносущный Отцу, это - Предвечный Свет и Спаситель Господь!». Как и было обещано Господом, ему явился Божественный Младенец с Пречистой Девой и праведным Иосифом. Сердце Симеона трепетало, он славил Господа в молитве. Старец узрел Того, Кто был обещан Господом людям, наступила полнота времен. Он мог уйти из этого мира, ибо исполнилось пророчество.

Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа)

Этот праздник кажется парадоксальным тем, кто не знаком с церковными православными праздниками. Почему мы празднуем смерть? Но мы знаем слова “Живем ли, для Господа живем; Умираем ли, для Господа умираем”. Еще Апостол Павел говорил: “Для меня жизнь – Христос и смерть – приобретение”.

Последнее, что мы знает о земном пути Девы Марии из Евангелия, это – слова, которые Господь обращает к Матери со креста. Слова о Его любимом ученике, Иоанне Богослове: “ Жено! се, сын Твой “. Эти слова, конечно же, касались всего человечества.

Любимый ученик Христа взял Деву Марию к себе. Священное Писание не доносит до нас сведений об Успении Богородицы, но Церковное Предание хранит для нас сведения о жизни Богородицы после Воскресения Христова.

Итак, Богородица жила в доме Иоанна Богослова. Она часто уединялась для молитвы своему Божественному Сыну. В один из таких дней к ней вновь явился архангел Гавриил, чтобы возвестить – через три дня Пресвятая Дева отойдет ко Господу. Богородица приняла эти слова с великой радостью в ожидании встречи с Богом. Единственное, о чем она попросила – дать ей возможность проститься с апостолами, учениками Христа, которые понесли в мир весть о Спасении. Чудесным образом апостолы, которые были далеко от Иерусалима, были перенесены туда, чтобы проститься со своей Небесной Матерью. Богоматерь утешила апостолов в их скорби и попрощалась с каждым из них.

Но Успение Богородицы не было обычным расставанием души с телом. В час ее смерти Небеса разверзлись и присутствовавшие узрели Христа с Ангелами и почившими праведниками. Пресвятая Дева была словно погружена в сон, поэтому ее преставление называется Успением, то есть сном. И за этим сном ожидались слава и пробуждение в Царстве Небесном. Душа Девы Марии, сопровождаемая ангельским пением, вознеслась на Небеса.

Во время погребения тела Богородицы один иудейский священник преисполнился гнева к Матери Иисуса Христа и решил опрокинуть тело Девы Марии на землю. Но стоило ему только дотронуться до одра Пречистой Девы, как Ангел Господень явился с мечом и отсек ему руки. Священник взмолился апостолам о помощи. Апостол Петр ответил, что Господь по молитвам к Его Матери может даровать ему исцеление. Священник Афоний приложил свои руки к месту отсечения, вознося молитвы Богородице. Его молитва была услышана, и он последовал за одром Девы Марии, прославляя Господа и Богородицу.

Апостол Фома не успел увидеть погребение Божьей Матери и очень скорбел, желая проститься с ней. Когда на третий день апостолы открыли ему гробницу, тела Богородицы в ней не оказалось, но она явилась им сама в Небесной Славе в окружении множества ангелов со словами: “Радуйтесь, ибо я с вами во всем дни”.

Цели:

  • Образовательные :
    • сформировать у учащихся представление о христианстве как о религии, вобравшей в себя пережитки язычества,
    • подвести учащихся к выводу о том, что Пасха – это «праздник праздников» в христианстве; познакомить с пасхальными обрядами, легендами, играми.
  • Воспитательные:
    • подвести учащихся через чувственное восприятие к осознанию необходимости духовного самовоспитания и становления как личности путем соприкосновения с духовным и культурными ценностями русского народа.
  • Развивающие:
    • продолжить работу формированием умений и навыков анализа исторических событий и их влияния на развитие духовной культуры русского народа.
  • Опытно-практические:
    • введение учащихся в ситуацию празднования большого религиозного праздника.

Оборудование: наглядные пособия с изображением праздника Пасхи и языческих богов, изображения храмов, в том числе оренбургских (региональный компонент), репродукция иконы Рублева «Троица», крест (распятие Иисуса Христа), рисунки детей, композиции, созданные учащимися, атрибуты для проведения игр.

Музыкальное оформление: М. И.Глинка «Жаворонок», П.И. Чайковский «Времена года (март, апрель)», церковная музыка, музыка колокольного звона.

ХОД УРОКА

Модуль 1. Обряды и верования древних славян на Руси. Предвесенний праздник масленица .

Образ : Повторение об обрядах и верованиях на Руси. Учащимся задаются вопросы: что такое христианство? Когда оно появилось на Руси? Какие приметы связанны с приходом весны?
Создается образ весеннего настроения используя иллюстрации, рисунки учащихся, музыку Чайковского «Времена года». Приход весны связан с её зазыванием. Первым этапом зазывания была Масленица.

Анализ : Учащиеся расшифровывают символику древней славянской мифологии, рассказывают о том, как и почему зазывали весну.
Масленица приходится как раз на ту пору зимы, когда победа животворящих сил природы над смертоносной мощью мрака и холода становилась все ощутимее: стоят оттепели, с крыш льёт капель, заметнее подрастает день. Убегало наводившее страх на всё живое чудище Морана, и её бегство было равносильно смерти вплоть до новой зимы. Появилось светлое божество весеннего плодородия земли – веселая красавица Лада. Через века языческое чудовище Морана превратилось в чучело Масленицы, которое сжигалось. А ему на смену приходила весна-красна и её нужно было зазывать (Приложение 1 ).

Действие : учащиеся собираются в хоровод, в центре которого находится девочка, украшенная венком из зелени, и запевают песню под русские народные инструменты. Зазывают весну пением:

Весна, весна красная,
Приди весна с радостью
С великой милостью.
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.

Так заканчивается анализ языческих верований древних славян.

Модуль 2. Религиозные праздники и языческие верования. Встреча весны

Образ : Необходимо связать представление о народных приметах с явлением природы, жизнью животных и птиц, с сезонными изменениями в их поведении.
Чтобы возник образ пробуждающейся природы и людей, радующихся её обновлению, чтобы придать эмоциональность уроку в этой части звучит произведение Глинки « Жаворонок». Возникает образ пробуждающейся природы и людей, радующихся её обновлению.
Анализ : Учащиеся рассказывают об особенностях праздника «Сороки» в России и в своей местности.
В этот день Православная Церковь вспоминает сорок мучеников, которые по народному поверью торят путь – дорогу сорока утренникам (морозам). По примете, если все сорок морозов – утренников пройдут подряд, быть всему лету тёплому.
В этот день прилетает вторая весенняя птица – жаворонок, а с ней ещё сорок птиц.
В честь их прилёта пекутся в этот день в каждой семье по сорока жаворонков из теста.

Действие : Учащиеся инсценируют фрагмент праздника Печёных птичек раздают детям и они бегут закликать жаворонков, а сними и весну:

Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите.
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела.

Затем все встают в хороводы и поют песни – веснянки:

Весну пора звать, зиму забывать.
Ай лели, лели, зиму забывать.
Зиму забывать, лето дожидать.
Ай лели, лели, лето дожидать.

Заканчивается действие крошением печёных жаворонков. Этот обряд напоминает языческое жертвоприношение и подчёркивает связь человека с природой, от которой зависти не только достаток в семье, но и сама жизнь человека и его близких. Именно поэтому русский крестьянин, как славянский язычник глубокой древности, задабривает землю и другие силы природы. Например крошит печеных жаворонков.

Модуль 3. Покров не лето, Благовещенье не зима

Образ : Связан со следующим весенним месяцем – апрелем. Учащиеся приводят народные приметы, относящиеся к этому месяцу: «В апреле земля преет». «Апрельские ручьи землю будят». «Три дождя в апреле – тысячи дождей стоят.»

Анализ : В апреле празднуется один из двенадцати значительных праздников русской православной церкви – Благовещение. Вошло оно в христианский календарь в IV веке. На Русь Благовещение пришло с древними христианскими праздниками и обрядами в конце X века. Отмечается 7 апреля в память о сообщении архангелом Гавриилом Деве Марии благой вести о грядущем рождении сына Божьего Иисуса Христа.

Благая Весть, Благая Весть…
Она как радостная песнь.
Родится скоро Иисус и мир собой спасет.
Благая Весть, Благая Весть…
Марии трудно произнесть,
Что с нею ангел говорил, что сердце сына ждет.

Учащиеся вспоминают об обряде отпускать на волю в этот праздник птиц.
Только темной ночью прекращались веселые сборища. В ночь на Благовещенье крестьяне сжигали свои постели, прыгали через огонь, окуривали свои платья. Считалось, что это спасало от порчи и сглаза. Пожилые женщины прокаливали в печи соль, которая, по их мнению, оказывает чудеса при разных болезнях.
Учащиеся делают вывод о том, как глубоко проникли и укоренились в религиозных праздниках языческие верования.

Действие : демонстрируются рисунки учащихся по этой теме.

Модуль 4. Предпасхальная неделя – «вербница»

Образ : учащиеся рассказывают об обрядах, предшествующих и сопровождающих Вербное Воскресенье. Так создается образ предстоящей жертвы Спасителя и подготовке к празднику Воскресенья. Верба на Руси – символ начала новой жизни. У нас верба заменяет пальмовые ветви, которые бросали под ноги Христу, когда он вступил в Иерусалим, зная о грядущем Голгофском кресте.

Анализ : в последнее воскресенье перед Пасхой церковь празднует торжественный вход Господень в Иерусалим. Этот великий праздник называется Вербным Воскресеньем потому, что в этот день за всенощным бдением молящиеся раздают священные ветви вербы. В старину зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся с торжеством после победы над врагами. Люди, держа в руках первые распустившиеся ветви, прославляют Спасителя как победителя смерти, потому что он воскрешал умерших и в этот самый день входил в Иерусалим для того, чтобы умереть за грехи людей, воскреснуть и тем самым, спасти людей от вечной смерти и вечных мук. Таким образом, ветка вербы служит у нас знаком победы Христа над смертью и напоминает о будущем воскрешении из мертвых.

Действие : учащиеся показывают свои композиции с вербой.

Модуль 5. Празднование христианского праздника Пасха

Образ : Чтение отрывка повести писателя И.Шмелёва «Лето господне» о праздновании Пасхи. Во время чтения демонстрируются иллюстрации празднования Пасхи.

Анализ : Разбирается символика праздника.
Что означает яйцо, почему оно красное. В религиозном смысле яйцо – символ постоянного возрождения. Но оно выполняет и функцию плодородия. Говоря о традиции окрашивания яиц, учащиеся отмечают обычай красить яйца в красный цвет. Красный цвет пасхального яйца имеет особый смысл – оно окрашено кровью Христа.
В полночь Великая Суббота сменяется светлым Христовым Воскресеньем, начинается крестный ход. На Пасху выпекают кресты.
На фоне церковной музыки учащиеся рассказывают о символике креста.
Из орудия казни крест превратился в символ искупления и объект почитания. Его официальное почитание введено в христианство в IV веке.
Звучит аудиозапись «Библейская легенда о распятии Христа».

Учащиеся читают стихотворение А.К.Толстого:

Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами,
К себе он тянет
Неодолимо,
Зовет и манит
Он в край родимый!..

Пасхальная радость есть радость вечной жизни. Так как службы происходят в храме, то учащиеся разбирают символику внутреннего устройства храма.

Храм – особое, отличное от других строений помещение, посвященное Богу и предназначенное для общественного служения ему. Он состоит из трёх частей:
Алтарь – царство Божие (живёт Бог)
Купол – царство небесное (здесь живут ангелы)
Притвор – царство земное (живут люди).

Рассказ иллюстрируется изображениями храмов России и ныне существующих и утраченных храмов родного края. Поясняется значение количества куполов на церкви. Один купол на храме означает единство Бога, два – Христос есть Бог и человек, три – Бог – отец, Бог – сын, Бог – святой (триединство Бога), четыре – евангелисты (люди,которые каждый по-своему, описали жизнь Христа. Их звали Марк, Иоанн, Матфей и Лука. Их книги называются Евангелие, что означает благая весть), пять – Бог и евангелисты.

На Пасху с колоколен храмов раздается звон, возвещающий о Воскресении Христа. Существует несколько видов звонов: благовест, трезвон, перезвон.

Звучит аудиозапись колокольных звонов и на её фоне читают стихи:

Христос Воскрес! Пасхальным звоном
Поют,гудят колокола,
И весть та – радостна, светла –
Над миром носится волной
И мир внимает вести той.

Светлое Христово Воскресенье всегда было праздником любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами: «Христос Воскрес» и одаривали друг друга пасхальными яйцами.

Учащиеся рассказывают об истории приветствия «Христос Воскрес» и ответа «Воистину Воскрес».

Действие : звучит колокольный звон – благовест.
Учащиеся приветствуют друг друга и обмениваются пасхальными яйцами.
Празднование Пасхи начинается пасхальными играми. Учащиеся участвуют в играх. Затем идёт угощение пасхой и другими пасхальными блюдами и одаривание всех пасхальными писанками под звуки колокольного звона (Приложение 2 ).

Литература:

1. Народный праздничный календарь. Литературно-музыкальный альманах. Молодежная эстрада.1999 г.
2. Колесникова В. «Праздники Руси православной» М. «ТЕРРА» 1998г.
3. Забылин М. «Русский народ» М. Белый город. 2004 г.
4. Коринфский А. «Народная Русь». М., Белый город, 2006 г.
5. Шмелев И. «Избранное». М., Правда, 1989 г.
6. Журнал «Народное творчество».

error: Content is protected !!