Пасха — история и традиции. Православный праздник пасха

Сегодня в семьях возрождается интерес к праздникам и традициям их проведения. Праздников в России много. Древние праздники были связаны с земледельческим народным календарем. В их основе лежали языческие представления об устройстве мира.

После принятия христианства на Руси в конце 10 в. получили признание в народе праздники православной церкви. Время празднования Пасхи на Руси совпало с весенними языческими славянскими праздниками. До сегодняшнего дня в праздновании Пасхи сохранились древнеславянские обряды и обычаи. Накануне праздника принято готовить традиционные пасхальные яства: куличи, крашеные яйца, творожные пасхи. В способности яйца перевоплощаться в живое существо – птицу древние славяне находили волшебство, таинственную силу. Яйца, обмазанные кровью, служили жертвоприношением духам. Со временем яйца стали красить красной краской. В наше время для окрашивания яиц используют разные цвета, наклейки с рисунками и узорами.

Приближается большой церковный праздник Христово Воскресенье. Христианская Пасха празднуется после иудейской Пасхи, накануне которой после праздничной вечери Христос был предан апостолом Иудой Искариотом и распят в первый день праздника. Воскресение произошло в ночь с субботы на воскресенье. Этот воскресный день называют Христовым Воскресеньем.

Пасхе предшествует Великий пост, время строгого воздержания. Запрет у христиан налагался на проведение свадеб, гуляний, игр, посиделок. В дни Великого поста соблюдались жесткие ограничения в пище, запрещалось употреблять мясо, молоко, яйца, рыбу. Нарушение поста считалось большим грехом. Дозволено было есть ржаной хлеб, картофель, репу, соления, кисели, щи и каши на постном масле.

Верующие ели только два раза в день, а на последней неделе поста, страстной неделе – один раз. В страстную неделю ели только хлеб и воду.

На первой и последней неделе поста было принято ходить на исповедь.

Страстная неделя

Каждый день недели называли Страстным. Со страшного понедельника до Чистого четверга стирали, мыли избу, белили печь, приводили в порядок двор. В Чистый четверг мылись в бане.

С четверга по субботу верующие в память о мучениях Христа совершали народные очистительные обряды, посещали храмы. В Великую субботу освящали в храмах пасхальные угощения.

В ночь с субботы на воскресенье совершалась Пасхальная служба с крестным ходом, посвященная событию Евангелия — Воскресению Христа. После службы прихожане христосовались - трижды целовались со словами: «Христос воскресе!», «Воистину воскресе!». После 40-дневного Великого поста все шли по домам на утреннюю пасхальную трапезу. Начинали трапезу с яйца. Хозяин дома очищал и раздавал по кусочку всем членам семьи первое пасхальное яйцо, делил поровну пасху и кулич.

Праздничная Пасхальная неделя начиналась с гуляний, игр, хороводов, ярмарок. Ее называют Светлой, Красной, Радостной. Гармонисты играли на гармошках, девушки и парни плясали, пели песни, водили хороводы, катались на качелях.

В первый день Пасхи начинался волочебный обход. По традиции женатые мужики и молодые парни обходили дома соседей, исполняя волочебные песни.

Название «волочебники» произошло от слова «волочиться» в значении «брести». Руководил всем ходом, начинал песни и получал подарки от хозяев «начальник». Припев пели «подхватнички».

Отдельно от взрослых совершали обходы домов и дети. Хозяева угощали детей крашеными яйцами, конфетами, пирогами. Волочебные обходы – один из видов развлечений. Люди верили, что визит волочебников принесет семье благополучие и не скупились на дары.

На пасхальной неделе было принято ходить в гости к родственникам на праздничное застолье.

Всю пасхальную неделю мужики и парни устраивали игры с пасхальными яйцами. На пасхальные состязания приходила поглазеть вся деревня.

Участник игры пускал крашеное яйцо с некрутой горки, у подножия которой остальные участники ставили полукругом по одному яйцу. Задача игрока — сбить как можно больше яиц. При удаче игрок брал сбитое яйцо себе и продолжал игру. При промахе первого игрока в игру вступал второй. Победителем становился игрок, набравший себе большее количество яиц.

Творожная пасха

Для приготовления пасхи нужно взять творог (700 грамм), сливочное масло, сметану (стакан), сахар, вареные яичные желтки (3-5) и изюм (100 грамм). Сливочное масло, сметану, сахар и изюм добавляют в творог по вкусу. Все это растирается до однородной массы и укладывается в дуршлаг в марлевом мешочке под гнет. После того как вытечет вся жидкость, пасху переворачивают и ставят на тарелку. Приятного аппетита!

Для пасхального кулича готовят сдобное тесто. Для приготовления теста нужны следующие ингредиенты: 1 литр молока, 5 яиц, 1 стакан сахара, пачка дрожжей (10 грамм), полстакана растительного масла, 200 грамм маргарина, пачка ванилина, щепотка соли, полстакана изюма, мука. Муки брать столько, сколько возьмет тесто.

В блюдо разбить яйца, высыпать сахар и добавить пол литра горячего кипяченого молока. Все это смешать до получения пены. Теперь вылить оставшееся молоко. Отдельно высыпать в теплую воду дрожжи и щепотку сахара для подъема. Дрожжи добавляют тогда, когда смешанное молоко станет теплым. Размешиваем соль, ванилин и муку, кладем жир – маргарин и растительное масло, изюм. Маргарин можно заменить полстаканом растительного масла, тогда для теста использовать стакан масла.

Тесто размешиваем некрутое, так чтобы оно отставало от рук. После трех подъемов и перетираний укладываем тесто в формы. Печется кулич 40 минут. Необходимо чаще проверять его готовность.

После остывания кулич покрывают глазурью. Для глазури смешивают до однородной белой массы 1 стакан сахара и белок сырого яйца.

Уважаемый читатель! Очень надеюсь, что моя статья будет кому-то интересна. А какие особенности проведения Пасхи на Руси известны Вам?

Есть среди всех праздников один особенный - Пасха Господня. И нет человека на нашей Святой Руси, хоть раз в жизни не пережившего трепетную радость возрождения, слыша, как плывет над землей колокольный благовест, а все живущие в едином порыве славят Воскресшего Спасителя. Время стирало города и страны, слава самых известных вельмож превращалась в прах, и только весть о Воскресении Христа каждый год так же трепетно и радостно переживается верующим сердцем, как и много веков назад.

Что же о Пасхе говорит нам народная традиция?

Чистый четверг: традиции, обычаи и верования Заканчивается Великий пост. Еще несколько дней и пасхальный благовест возвестит по всей земле, что воскрес Христос. Всю неделю в храмах и монастырях Святой Руси не будут умолкать колокола. Праздников Праздник - "да радуются небеса, да веселятся людие". Вряд ли есть в жизни минута, важнее той, когда в храме запоют "Христос воскресе!".

Душа русского человека жаждет наступления этого Великого дня. Поэтому приготовления к нему начинаются задолго до Страстной седмицы. Но основные заботы ложатся на хозяек в Великий четверг.

Главная традиция Страстного Четверга - быть на службе в храме. Святая Церковь в этот день вспоминает события Тайной Вечери, когда Господь показал пример любви и смирения омыванием ног ученикам. В память об этом даже те, кто придерживается практики редкого причащения, стараются принять Святые Дары.

Канонические традиции на Чистый Четверг

В некоторых Кафедральных соборах и монастырях сохранился обычай "Умовения ног" во время Литургии Великого Четверга. Настоятель омывает ноги двенадцати священникам. В этот день Предстоятелями поместных Церквей освящается миро. Традиция берет начало в первые годы христианства - крестить оглашенных в Великую субботу. Во многих храмах совершается общее елеосвящение.

Народные обряды и приметы на Чистый Четверг В Древней Руси Великим днем называли первое воскресенье нового солнечного года, наступающее после равноденствия. С приходом христианства праздник обрел более глубинную сущность, но народная обрядовость осталась. Вот почему Чистый Четверг, как никакой другой день года, имеет много традиций, берущих начало в языческие времена.

На самом деле, эти обряды - пережиток древних верований, не имеющих ничего общего с православными традициями Великого Четверга. Они не имеют под собой особого смысла, но Церковью не запрещены.

Считается, что наряду с душой нужно очистить и тело. Нет ничего плохого в том, что люди, особенно больные, хотят встать пораньше и умыть тело чистой водой. Если только действие это не совмещено с каким-либо магическим и оккультным ритуалом. Говорили, что в этот день "даже ворона вороненка в луже моет".

В четверг достигает своего эпогея уборка дома. К празднику он должен, буквально, блестеть. Наши бабушки говорили: "Если убирать в Чистый Четверг, то целый год в чистоте проживешь".

Народ заметил, что холодный Чистый четверг предсказывает прохладную весну, а дождливый - мокрую.

Псевдохристианские обряды на Чистый Четверг

Бывает, что православными русскими традициями называют то, с чем Церковь боролась веками. Одно из множества суеверий, относящихся к дохристианской мифологии, - обычай готовить "четверговую (черную) соль". О нем в последние годы говорят все чаще.

Люди, поклоняясь божествам природы, верили, что "черная соль" исцеляет многие недуги людей и животных. Считали, что именно ее нужно подавать к главной трапезе, добавлять в тесто и в воду для умывания. Существовала традиция больному человеку десять дней подряд есть булочки, испеченные на черной соли. Часто для "освящения" брали соль с трех домов. Потом кристаллы растворяли в настойках душистых трав или квасной гуще, иногда смешивали ее с густой овсянкой. Ставили для кристаллизации в печь, пока не пойдет дым. Соль темнела, приобретая черный цвет.

В Церкви есть "Молитва над солию", одна из самых древних. Ведь этот продукт, в духовном смысле означающий спасительное учение Христово, - необходимейший для человека. Соль можно приносить в храм для освящения, но нет необходимости делать это в определенный день и готовить ее особым способом. Церковь не может освящать своим авторитетом суеверия. Со времени Стоглавого Собора (1551 года) это строго запрещено. Если когда-либо имели место уступки народным верованиям, это не значит, что они были христианизированными.

Подготовка к празднику начинается за несколько дней до него. Больше всего обрядов и традиций связано с четвергом. Его называют Чистым. Хозяйки в этот день пекут куличи. В это время в доме не должно быть чужих. Но приступать к выпечке без очищения помыслов нельзя - кулич не удастся.

Считается, что вода в этот день исцеляет от всех болезней души и тела. Поэтому до восхода солнца нужно искупаться, подготовив, таким образом, свое тело к празднику.

Издавна в селах существовала традиция после обеда разводить большие костры и сжигать в них весь собравшийся мусор. Огонь должен быть высоким, чтобы изгнать из земли всю нечисть и чтоб урожай был щедрым.

Страстная Пятница

Вечером в четверг в храмах начинается служба страстям Христовым. Свечу, зажженную в церкви, стараются донести домой и освятить ею жилище. Она защищает дом от пожара, а живущих в нем - от болезней. До выноса плащаницы вечером пятницы уже ничего делать нельзя. Господь страдает на кресте, и молчит на земле всяк человек.

Великая Суббота

Воцарилась на земле тишина, утихла боль, а в сердце оживает огонек надежды. В этот день сходит на Гроб Господень в Иерусалиме Благодатный Огонь, как знамение того, что отпущен человечеству еще один год для покаяния.


У хозяек в этот день - горячая пора. Нужно успеть приготовить пасхальную трапезу. Начинают приготовления с окрашивания яиц. Ближе к вечеру собирают пасхальную корзину, в которую кладут кулич, яйца, сырную паску, масло, колечко колбасы, соль, а на Украине - еще и кусочек сала.

Светлая Пасхальная Литургия

Еще задолго до полуночи храм наполняется людьми. Священнослужители облачаются в светлейшие одежды и на протяжении всего богослужения меняют их несколько раз. Свечи возжигают ближе к заветной минуте и в полной тишине из алтаря раздается: "Христос воскрес!". Эти же слова слышали святые жены-мироносицы, когда, по обычаю, пришли ко гробу Господню помазать тело миром.

После этого все, кто собрался на богослужение, с зажженными свечами трижды обходят вокруг церкви, против часовой стрелки, навстречу Воскресшему Христу.


Дверь в храм в это время затворена, а когда после крестного хода отворяется, то первым в нее входит священник, по образу самого Христа, первым вошедшего в рай.


После окончания Литургии происходит освящение куличей, пасок, яиц и мяса для праздничной трапезы верующих.

Тишина этой Святой ночи наполняется благовестом колоколов.


В сознании людей Пасха всегда ассоциировалась с возрождением для новой жизни. На богослужение в храм одевались самые лучшие, сшитые для этого случая, одежды. Но, в первую очередь, заботились о душе. Старались забыть зло, простить обиды, отбросить в сторону все недоброе. Всю неделю не стихал над землей колокольный благовест. Поистине велик был праздник Светлого Христова Воскресения на Святой Руси.

Дела милосердия


Горюшкин - Сорокопудов. Раздача милостыни в Святую ночь в старой Руси

В старину люди старались освятить праздник делами благотворения. Они верили, что в эти дни Сам Господь вместе с апостолами ходит по земле в нищенских одеждах, благословляет тех, кто проявляет милосердие и наказывает жестокосердых. Подражая своими поступками Спасителю, благочестивые вельможи отворяли темницы, прощая заключенных. Двери домов простых христиан были отворены для всех страждущих, бедных и голодных.

Пасхальный кулич

Кулич с древности является традиционной едой. И хотя в разных местностях его называют по-другому (например, на Украине - паской), смысл остается тем же: это - хлеб радости и отражение нашего ликования. Это - продолжение древней агипи - вечери любви, когда после праздника христиане собирались за столом и вкушали пищу веселия. А освящать кулич нужно для того, чтобы Божие благословение пребывало и на пище, и на нас.

Православные христиане всю праздничную неделю за трапезой вкушали куличи - обрядовый хлеб, освященный на Пасхальной утрени. Существовала традиция угощать им всех приходящих в дом, поэтому и пекли их много. Освящать кулич в храм нес хозяин, а когда все возвращались домой, то касался им голов детей, чтоб те скорее подрастали. Если по какой-то причине кто-то из семьи оказывался далеко от дома, то хозяйка отрезала большой ломоть кулича, вместе с тремя яйцами заворачивала его в полотенце и ставила в Красном углу.

Почему красят яйца на Пасху: Первое пасхальное яйцо Мария Магдалина вручила императору Тиверию, сообщив жестокому вельможе, что воскрес Христос. Весть эта испугала Тиверия, он возразил, что это невозможно. Но в этот момент в его руках покраснело подаренное яйцо. Так появилась первая крашенка. Для православных христиан она является символом воскресения Спасителя.

На Руси существовала традиция окрашивать яйца луковой шелухой. Назывались они крашенками. Но если на общем фоне изображались полоски, точки и извилинки, то это были крапинками. Расписанные орнаментальным узором яйца получили название писанок.

Кондитеры готовили к празднику сахарные и шоколадные яйца, а ювелиры создавали настоящие шедевры из камня, костей и фарфора, украшенные позолотой. Каждый год в канун праздника к Царскому двору поставлялось огромное количество пасхальных яиц. На Пасху Государь одаривал ими своих подданных.

Пасхальная трапеза

По возвращении из храма начиналась праздничная трапеза. К столу подавались скоромные блюда. Рыбу, как правило, на Пасху не ели. Обязательно, в дань евангельской традиции, на кулич клали сахарного, а на сырную паску - масляного барашка. Для их изготовления существовали специальные формы. Хозяин дома с миской крашенок и освященным куличом обходил вокруг стола, останавливался перед иконами, разрезал несколько освященных яиц, раздавал их собравшимся и говорил: "Дай, Боже, и через год дождаться Пасхи в здоровье и счастье".
Во многих местах был обычай после разговления умываться водой, в которую клали крашенки и медную монету. Остатки пищи от пасхальной трапезы в Юрьев день разбрасывали по полю, или закапывали на меже.

Обычай христосования

В конце пасхальной утрени священник призывает собравшихся обнять друг друга, а ненавидящих и обижающих простить воскресением. Люди приветствуют и близких, и совершенно незнакомых словами "Христос воскрес!", те в ответ произносят "Воистину воскрес!" и одаривают друг друга пасхальными яйцами.

В эту светозарную и дивную ночь нужно бодрствовать, славя Христа. Все дни, до Вознесения принято вместо обычного приветствия христосоваться, как бы продолжая апостольскую традицию возвещения миру радостной вести о Воскресении Христа.

Светлая седмица

Существует благочестивый обычай в первую неделю после праздника Пасхи не пропускать ни одной церковной службы. Но современному человеку осуществить это бывает трудно. А вот сотворить добро иногда очень легко. На то и даны эти светлые дни, чтобы помочь нуждающимся и утешить страждущих. Нужно также проведать родных, знакомых и тех, кого некому поздравить. В монастырях всю Пасхальную неделю не умолкает колокольный звон. Причем, звонарями по очереди становятся все желающие.

Радоница

После Светлой седмицы, хоть уже и не так торжественно, но праздник продолжается еще 32 дня - до Вознесения. Девятым днем по Пасхе, посещают могилки родственников, чтобы вместе с умершими разделить радость Воскресения Спасителя в надежде на всеобщее воскресение. На кладбище приносят яйца, куличи, сладости и раздают их стареньким, бедным или детям.

В душе каждого человека Господь воскресает каждый раз после искреннего покаяния. Пасха - главный праздник года, заставляющий еще раз задуматься о том, для чего мы пришли в этот мир.

Народные поверья и обряды

Издавна крестьяне на Руси верили, что в этот день отверсто Небо и у Господа можно испросить все. В чудесное исполнение желания все верили беспрекословно. Старались запомнить, что первым бросится в глаза, как только выйдешь на улицу после пасхального стола. Это считалось указанием на то, что принесет успех в делах. Люди подкарауливали как "солнце играет", считая, что сам Христос, таким образом, приветствует верующих в Него. Кланялись в пояс и говорили: "Слава Тебе, Господи, за личико Твое!". На второй день праздника женщины оставались дома, а мужчины отправлялись христосоваться к родным и друзьям. Дети, как на Рождество, ходили от дома к дому, славя воскресшего Христа. Их одаривали пасхальными яйцами и сладостями. С этого дня начинались гулянья парней и девушек, это, также, было лучшее время для смотрин.

По окончании заутрени люди стремились как можно быстрее добраться (добежать или доехать) до дома, чтобы в течение года опережать остальных во всех делах. Впрочем, часто, не заходя домой, направлялись на кладбище известить умерших родственников о Воскресении Христа и похристосоваться с ними.

Пасхальный завтрак проходил обычно в узком семейном кругу, так как ходить в гости в первый день Пасхи было не принято.

Первое пасхальное яйцо часто съедали всей семьей, разделив его по числу домочадцев. Обычай делиться друг с другом пасхальной пищей получил у восточных славян широкое распространение; в частности, в первый день Пасхи священник и причт, а также домочадцы “молили паску”, то есть обменивались кусочками кулича или ели его сообща, разрезав на мелкие части. Обычай делиться с ближними пасхальным яйцом получил символические истолкования: например, чтобы найти дорогу домой заблудившемуся в лесу человеку достаточно было вспомнить, с кем он делил пасхальное яйцо.

Немало магических свойств приписывалось освященным пасхальным яйцам, их скорлупе, а также остаткам других пасхальных блюд, например костям поросенка. С пасхальным яйцом обходили загоревшееся строение или кидали яйцо в огонь, надеясь, что оно поможет остановить пожар; с пасхальными яйцами искали заблудившуюся скотину, клали их в посевное зерно, оглаживали ими корову при первом весеннем выгоне, закапывали в поле, чтобы у льна головки были величиной с яйцо; кости поросенка также закапывали в посевы, чтобы уберечь их от града.

В течение всей недели, начиная с первого дня Пасхи, священники в сопровождении причта и наиболее благочестивых прихожан обходили с иконами все дома в селе и служили там пасхальные молебны, за что получали вознаграждение.

С вечера пасхального воскресенья по домам ходили группы мужчин, называемых “волочебники” или “христованники”, которые поздравляли хозяев с праздником. Они исполняли под окнами специальные величально-поздравительные песни, описывающие хозяйственную деятельность крестьянина и его богатство; а припев этих песен включал традиционное пасхальное приветствие: “Христос воскрес, сыне Божий!”.

Среди пасхальных развлечений основное место занимали игры с крашеными яйцами, прежде всего - катание яиц по земле или со специальных лотков, а также “битки” - битье крашеными яйцами.



.

Из других пасхальных забав выделяются качели, а также хороводы, в которых обычно назывались будущие супружеские пары и величались молодожены, поженившиеся в течение последнего года. Обязательными для пасхальных праздников были взаимные посещения близких родственников. На пасхальной или следующей за ней Фоминой неделях имело место массовое поминовение умерших.В славянском народном календаре время пасхальной службы считалось благоприятным для совершения магических действий и гаданий, в частности для обеспечения удачи в каком-нибудь деле. Охотники при возгласе священника “Христос Воскресе!” стреляли вблизи церковного порога в воздух, полагая, что от этого их ружья будут бить без промаха; рыбаки вместо ответа “Воистину воскресе!” говорили: “А у меня рыба есть!”, чем якобы обеспечивали себе полные сети на весь сезон, а девушки обращались к Богу с просьбой послать им женихов.

Проспать пасхальную службу было непростительным грехом. Человеку, проспавшему пасхальную заутреню, в течение года грозили неудачи. По народным поверьям, в пасхальную ночь можно было распознать нечистую силу: придя в церковь в новой одежде - увидеть колдунов, стоящих спиной к алтарю; принеся в церковь специальным образом приготовленный творог или сыр - узнать среди прихожан ведьм по небольшим хвостикам. На Пасху, как и в Страстной четверг , поднявшись на чердак или колокольню со свечой, горящей еще с заутрени, можно было увидеть домового. Пасхальная ночь была временем, когда на земле появлялись умершие. Спрятавшись во время крестного хода в церкви, за алтарем, можно было наблюдать, как покойники молятся и христосуются между собой. Верили, однако, что человек, выдавший свое присутствие в церкви, мог поплатиться за это жизнью.

У восточных славян в течение всей пасхальной недели любой человек мог подняться на колокольню и звонить в колокола, благодаря чему пасхальная неделя получила название “Звонильной”. Звоны и наигрыши, исполнявшиеся на Пасху, были далеки от традиционных богослужебных звонов, в них широко использовались народные мелодии и свободная импровизация. У русских девушки в течение всей пасхальной недели собирались на колокольне, пели там песни, плясали и, конечно, звонили в колокола. Бытовало убеждение, что тот, кто, разговевшись пасхальным хлебом, первым ударит в колокола, будет жить до следующего Светлого Воскресенья.

История Пасхи. Истинное значение праздника. Языческие и христианские традиции в праздновании Пасхи. Пасхальные символы, обряды и поверья. Современные пасхальные традиции.

Пасха – самый радостный и самый почитаемый праздник в православном мире. Ему предшествует суровый сорокадневный пост, к нему готовятся заранее: убирают в домах, готовят праздничную трапезу, пекут куличи. С ним связано множество традиций, обрядов и поверий. Но знаем ли мы, что это за праздник, Пасха? Как он появился и что означает? Какова история возникновения Пасхи?

История праздника Пасха

Праздник в честь Воскресения Бога существовал у разных народов задолго до возникновения христианства. Египтяне в канун апреля устраивали гуляния в честь воскресения бога Осириса. Древние кельты и германцы поклонялись богине весны и плодородия Остаре, отмечая приход весны крашеными яйцами и маленькими пшеничными булочками. А в Древней Греции прославляли богиню плодородия Деметру.

Праздник весны у славян

Славяне также отмечали праздник пробуждения природы. У наших предков была своя покровительница – Царь-Девица или Зоря. Славяне верили: когда встречаются два весенних месяца – март и апрель, Царь-Девица появляется из-за моря и одним взглядом своим заставляет растения буйно цвести, курей – нестись, коров – давать больше молока. В красавицу Зорю влюбляется Ярило – Бог Весеннего Солнца, что носит белые одежды и венок из первых трав.

Мужчины в Праздник весны разжигали костры, стараясь изо всех сил подражать Солнцу: если огонь будет гореть, пока не погаснет заря, сбудутся все желания. Горящие костры также символизировали победу весны над зимой. А для прекрасной половины населения Пасха была более экзотичной. Женщины на утренней зорьке собирались в условленном месте, выбирали себе богиню, раздевали ее догола и обливали студеной водой. Подруги украшали тело девушки травами, полевыми цветами и впрягали ее в плуг: в таком виде она должна была пройти вокруг всей деревни. Смысл этого обычая очень простой: Зоря (Царь-Девица, она же Весна) призывала к плодородию землю и пробуждала к жизни растения.

По возвращению домой усталые, но довольные поселяне накрывали праздничный стол, а после трапезы обливали друг друга водой, водили хороводы и прыгали через костер.

История появления Пасхи. Происхождение слова «пасха»

У иудейских племен еще 5 тысячелетий назад Пасха была праздником отела скота, потом ее связывали с началом сбора урожая, а позднее – с освобождением еврейского народа из египетского рабства. Именно после того, как Моисей вывел евреев из Египта, и был установленный праздник, названный Пасхой, что в переводе означает «избавление». Так же как и евреи избежали погибели в рабстве и обрели землю обетованную благодаря Моисею, так и православные христиане обрели вечную жизнь благодаря вере в своего Спасителя – Иисуса Христа. Новозаветная христианская Пасха празднуется после ветхозаветной иудейской: так сложилось, что Христос был распят в тот самый вечер, когда у евреев принято закалывать к Пасхе ягненка, а воскрес уже после наступления еврейского праздника.

Христианская пасха

Каждый год мы отмечает Пасху в разное время. В григорианском календаре этот праздник не имеет привязки к какому-то конкретному дню, так как с 325 года его дата рассчитывается по солнечно-лунным циклам: Пасха отмечается в первое воскресенье после полнолуния, что наступает после весеннего равноденствия.

Христианская или Новозаветная Пасха – это праздник, что наполнился новым смыслом: радостью воскресения сына Божьего, победой Жизни над смертью, света над тьмой. Очень символично то, что россияне празднуют Пасху в воскресенье: это служит нам напоминанием о том, что именно в этот день – в воскресенье, воскрес Иисус Христос.

История праздника Пасха в России. Православная Пасха

Традиционная православная Пасха пришла на Русь вместе с крещением, и народ принял нового Бога – Иисуса Христа, передав ему функции Царь-Девицы. А вот традиции празднования остались прежними. Еще долго Пасха походила на языческое празднество.

Пасхальные традиции и обряды

Со временем появились у православных славян и новые поверья, ритуалы, обычаи. Многие приурочены Страстной неделе (Страстной седмице), предшествующей Великому дню Светлого Христова Воскресения.

В Чистый четверг до восхода солнца купались в проруби, реке или в бане, в этот день причащались и принимали таинство, убирали в избе, белили печи, ремонтировали ограды, приводили в порядок колодцы, а в Средней полосе России и на Севере окуривали жилища и хлева ветвями можжевельника. Можжевеловый дым считался целебным: люди верили, что он защищает близких и «животинку» от болезней и всякой нечисти. В Чистый четверг освящали соль и ставили ее на стол рядом с хлебом, пекли куличи, пасхальную бабу, медовые пряники, варили овсяный кисель, чтобы задобрить мороз.

Пасхальная трапеза

Исстари в воскресное утро вся семья собиралась за праздничным столом. После торжественного богослужения в храме возвращались домой, покрывали стол белой скатертью и раскладывали на нем принесенную из церкви обрядовую еду. Семейная трапеза начиналась с освященного яйца: его кусочек доставался каждому, кто сидел за столом. После этого всем полагалось по ложке творожной пасхи и куску кулича. И только потом на стол ставили другие блюда, приготовленные в честь праздника, и начиналось радостное застолье.

В этот день украшали дома венками из зеленых веточек и живых цветов, звали в гости кумовьев и друзей, устраивали пышные застолья, христосовались друг с другом, обменивались яйцами, куличами и троекратными поцелуями, целый день отдыхали и общались.

На праздник в домах зажигали лампады и свечи. Священники в праздничных одеждах, подпоясанные белыми рушниками, совершали крестный ход вокруг храма, а после ходили по дворам. В деревнях с наступлением сумерек играли на скрипках. Всю Светлую неделю (ее также называли Красной неделей, Светлой седмицей) гуляли и веселились, а остатки освященной в церкви пищи закапывали в поле, чтобы урожай был богатым.

Пасхальные поверья

С праздником Пасхи связано огромное множество поверий. Люди верили, что этот день настолько свят и чист, что с пасхальным благовестом бесы и черти проваливаются сквозь землю, а в церкви, во время пасхальной службы, можно увидеть колдуна с рожками и ведьму с маленьким хвостиком.

В пасхальное воскресенье разрешалось просить у Бога всего, что душа пожелает: преуспевания в делах, щедрого урожая, хорошего жениха. В пасхальную ночь набирали водицы из родника, приносили ее домой, не проронив по дороге ни единого слова, и окропляли этой водой жилища и амбары – на счастье и благополучие.
Бытовало и такое поверье: если съешь на Пасху яйца, снесенные курами в Страстной четверг – защитишь себя от недугов, а зароешь их скорлупу в землю на пастбище – убережешь скотину от всякой напасти.

Пасхальные символы и связанные с ними древние ритуалы

Пасхальный огонь, ключевая вода ручья, венок, яйца, зайцы, куличи – все эти символы Великого дня имеют корни в далеком прошлом. В самом празднике Пасхи воплощены древние верования разных народов. Вода очищает и защищает от болезней и несчастий. То, что в Чистый четверг нужно вымыться, чтобы целый год не болеть – и есть воплощение древних верований о силе ручьевой воды.

Огонь защищал наших предков от хищных зверей и нечистой силы, люди разводили костры, чтобы прогнать зиму и быстрее встретить весну. Пасхальный огонь воплотил в себе силу очага. Огонь горячей свечи – в церковном понимании символ Воскресения.

Пасхальный венок – олицетворение вечной жизни. Яйцо еще у древних племен символизировало маленькое чудо рождения, зайцы у многих народов издавна считались символом плодородия и процветания, а прообразы куличей – бабки, славяне пекли с незапамятных времен.

С яйцом связано много обычаев. На них наши предки писали молитвы, магические заклинания, их клали к ногам богов и просили ниспослать благополучие и плодородие. В первых славянских городах крашеные яйца весной дарили друг другу влюбленные, выражая так свою симпатию. А любимым пасхальным развлечением на Руси было катание крашеных яиц.

В России издавна существовала традиция изготовления стеклянных, деревянных, шоколадных, сахарных яиц, а также серебряных и золотых, украшенных драгоценными камнями. На писанках рисовали храмы, иконки, жанровые сценки, пейзажи.

Современные пасхальные традиции

У светлого праздника Воскресения Христова – свои особые традиции и обычаи. Покраска яиц на Пасху, христосование, торжественные утренние службы, на которых освящают свечи, воду и пищу для пасхального стола, праздничный обед в кругу семьи – эти обычаи очень давние, они сохранились не только в России, но и во многих других странах.

У славян популярны яичные бои за пасхальной трапезой, или «чоканье» яйцами, как говорят в народе. Это очень простая и забавная игра: кто-то держит яйцо носиком вверх, а «соперник» бьет его носиком другого яйца. У кого скорлупа не треснула, тот продолжает «чокаться» с другим человеком.

В Европе и Америке одной из самых популярных пасхальных традиций является «охота за яйцами» – детская игра, что заключается в прятанье, разыскивании и катании по наклонному газону игрушечных и шоколадных яиц. Каждую Пасху устраивают такой праздник в Вашингтоне – прямо на лужайке перед Белым домом.

Традиционны для Пасхи и сладкая выпечка: баба в Польше, бабобка в Чехии, бабки и маковые рулеты на Украине, кексы и сладкие булочки в Великобритании, кулич и пасха в России, пирожные с шоколадной начинкой во Франции, сладкие горячие булочки и торт-безе, украшенный мандаринами, ананасами, киви и земляникой в Австралии.

История Пасхи – это путешествие сквозь тысячелетия. Листая ее страницы, можно каждый раз открывать для себя что-то новое, ведь история происхождения Пасхи – это переплетение языческих и христианских традиций, верований древних племен и обычаев разных народов.

«Христос Воскресе! Воистину воскресе!» — таким христианским приветствием на протяжении многих столетий христиане поздравляют друг друга в величайший день Пасхи. Но всегда ли это приветствие было популярным среди наших предков, каким было празднование Пасхи много веков назад, как отмечали и отмечали ли вообще древние русичи чудо воскресенья Сына Божьего?.. Какой была Пасха в древней руси?

Для современного человека Пасха – главный христианский праздник. И сегодня уже мало кто вспоминает о том, что корни его уходят в древние времена – до крещения Руси. В христианском контексте это торжество правильнее будет называть Пасха, что обозначает день памяти об освобождения древних иудеев от египетского ига. Но некоторые славянские народы до сих пор используют и другое слово – Великдень.

Именно так величали этот большой праздник на Руси.

Видео-обучение «Пасха в древней Руси»

Языческий Великдень Дажбога

Задолго до крещения Руси в день весеннего равноденствия наши предки праздновали Великдень Дажбожий – торжество весны, солнца и природы, славили победу жизни над смертью.

Для кого-то это может стать сенсацией, но еще до христианизации Руси волхвы в Великдень Дажбога приходили к домам, изрекая: «Радуйтесь, сын Божий воскрес!». Тогда, в самый долгий день в году, русичи верили в воскресение бога жизни – Солнца. Древние утверждали, что в этот день открывается небо и через врата небесные бог приносит в человеческие души огонь очищения. Специально к этому дню наши пращуры пекли каравай (прототип современного кулича) и посыпали его пшеном, которое символизировало рождение и полноту жизни. Также в те времена неотъемлемым атрибутом торжества были крашенки, расписанные «деревьями жизни», кривыми и бесконечными линиями.

Но все же, как праздновали наши предки главное торжество весны? У них праздники длились на протяжении двух недель и заканчивались проводами душ умерших – Радовницей. Язычники верили, что, омывшись в свете Великодня, их души стают бессмертными, а вся нечисть лишается своих сил. Молодежь в день равноденствия обязательно водила хороводы, пела песни – это должно было помочь природе быстрее проснуться. Такой же символизм язычники вложили в качели, подскакивания, а любые движения вверх-вниз, как они считали, имели магическую силу.

Пасхальные традиции крещеной Руси

После крещения Руси верования и традиции язычников стали гонимы, их запрещали, староверов преследовали. Но обряды древнего народа не позабылись – они тесно переплелись с христианскими и еще на многие века вошли в быт окрещенной Руси.

Одним из самых древних обычаев – ставить возле икон маленькие крынки с медом. К ним прикрепляли горящие свечи. Таким образом, уже крещеная Русь поминала предков. Такие крынки приносили на пасхальной неделе и на могилы праотцов. Также именно на пасхальной неделе было принято засылать сватов.

Пасхальные колокола – лен растет до колена

Церковные перезвоны и ныне считаются одним из главных символов счастливого празднования Пасхи. Так мыслили и на Руси. На звонницы в дни торжества пускали всех верных. Особенно много времени там проводили девушки – они пели, танцевали, звонили в колокола. Пасхальный звон, согласно верованиям наших предков, обладал магической силой: благотворно влияет на пчел, урожай, особенно рост лена, гречки и конопли. Считалось, что самый лучший урожай лена будет в той женщины, которая первой ударит в пасхальные колокола.

Каждому свой кулич

Но самым главным на пасхальном торжестве всегда был и остается кулич. Печь его начинали в Чистый четверг. Высокий и пышный пасхальный каравай предвещал хороший урожай и приплод скота.

Обычно празднование Пасхи на Руси сопровождалось выпеканием куличей трех видов:

  • желтый кулич – каравай солнцу, именно его святили в церкви и кушали в воскресение;
  • белый кулич – каравай для умерших родственников, с ним ходили на кладбище;
  • черный кулич – для хозяина и хозяйки, это, собственно говоря, был самый обычный ржаной хлеб, который на Руси кушали каждый день.

Вспомнив, как отмечали этот весенний праздник на Руси в языческую эпоху и во времена после крещения, становится ясно одно: тысячелетние традиции русской земли тесно переплелись с библейскими верованиями, создав симбиоз религиозных обрядов. И в этом, наверное, и кроется главная особенность этого торжества. Празднование Пасхи даже в ХХІ веке – это бесценный кладезь обрядов и традиций древней славянской культуры, пришедших к нам сквозь столетия, пришедших, чтоб напомнить, чьи мы дети и где наши корни.

В старину было принято, чтобы в первый день Пасхи хозяйки оставались дома, а мужчины ходили с поздравлениями к своим близким и знакомым.

Столы были накрыты весь день и на них уже стояли скоромные (не постные) блюда.

Пасхальный стол обычно украшали преимущественно холодные блюда: запеченый барашек, жареная телятина, свиные окорока.

Подавать в этот день рыбу было не принято.

Обязательным украшением стола был пасхальный барашек, либо сахарный на куличе, либо из сливочного масла на пасхе (существовали специальные формочки-барашки для выпечки и для масла).

Пасху и куличи украшали также бумажными цветами, а крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы или специально выращенного кресс-салата.

На Светлой седмице обязательно посещали всех родственников и хороших знакомых, особое почтение оказывая пожилым людям.

Многие из этих и других традиций остались в прошлом. Но есть ещё семьи, где обряды празднования Пасхи передаются из поколения в поколение. И пока они есть, можно надеяться на то, что наши дети и внуки тоже будут уметь красить пасхальные яйца.

Пасха называется праздником праздников, торжеством торжеств. Недаром наши предки окружили этот праздник особенными обычаями, которые до сих пор живут в быту. Даже неверующие люди по древней русской традиции красят в этот день яйца и пекут куличи.

В давние времена зажиточные хозяева на пасху подавали 48 различных блюд, по числу дней истекшего поста.

Сдобные куличи и творожные пасхи всегда украшали самодельными цветами, символизировавшими пробуждение природы и расцвет духовности.

Изготовление цветов для праздника, как и расписывание яиц, было чрезвычайно увлекательным занятием. И взрослые, и дети вырезали цветочки и веточки из яркой цветной бумаги и украшали ими стол, дом, иконы и мебель.

Обрядовые пасхальные блюда всегда связывали с ритуальной символикой урожая. Остатки освящённых в церкви пирогов, яиц и других блюд нельзя было выкидывать, их закапывали в поле, дабы почва была плодородной и дала много урожая в текущем году.

Одно пасхальное яйцо обязательно хранили до начала сева, его брали с собой, когда шли сеять первый раз и съедали в поле, чтобы урожай был богатым.

Пасха - праздник воскрешения, возрождения и принято на стол ставить проросшее зерно (пшеничное, ячменное или другое), поскольку нежная зелень, вышедшая из сухого семечка символизирует умирание и возвращение к жизни вновь.

Возродив старинный обычай празднования Пасхи, мы возвращаемся к своим истокам, и тут следует вспомнить, какое место отводилось традициям стола. После длительного семинедельного Великого поста, предшествующего празднику, каждая хозяйка старалась накрыть стол с особой торжественностью. И. никогда в течение всего года на Руси так много не ели, как на Святой неделе.

Пасхальный стол всегда был богатым: кроме перечисленных блюд на стол выставляли разнообразные закуски из овощей, тушёные куриные потроха, блюда из рыбьей икры и молок, сельдь, заливная рыба, студень и холодец, калья из говяжьих почек с солёными огурцами, сальник из печени, няня - томлёная гречневая каша с бараньим мясом, жаркое с грибами, заготовленными впрок ещё летом, говядина с репой, буженина в сенной трухе с пивом, утка или гусь в мёде или жареные с можжевеловыми ветками. Напитки тоже были разнообразны: пиво, домашние настойки, наливки и вина, кисели и сбитни.

Основой трапезы в эти дни было мясо - по нему за шесть недель воздержания все успевали соскучиться: запеченные окорока, ветчина или барашек; фаршированные утки, индюшки и гуси; молочные поросята и домашняя колбаса; а еще - сыры, шпик и сало, огромные целые осетры…

Вот, например, меню пасхального обеда семьи Романовых в 1903 году: «Пасха. Куличи. Яйца. Осетрина. Белуга. Лососина. Судаки. Севрюга. Фазаны. Куропатки. Тетерева. Рябцы. Утки. Барашки. Ветчина. Языки. Говядина на кости. Телятина ярославская. Пироги разные» .

Русский пасхальный стол всегда был не только щедрым, но и очень красивым.

Даже в самых бедных семьях на него непременно ставили свечи, корзиночки со свежей проросшей зеленью пшеницы или овса, куличи и пасхи украшали цветами - их делали из ярких лоскутков ткани и цветной бумаги, которые специально для этого собирали в течение всего года.

Впрочем, наши пасхальные обычаи связаны не только с едой. Русский человек всегда любил разные забавы: на позднюю Пасху в деревнях катали по траве яйца, а на раннюю играли в «битки»: бились носиками яиц, у кого самое крепкое - тому и счастье.

Традиционные пасхальные блюда: куличи, пасхи, бабы, крашенные яйца. Раньше яйца красили не только на Пасху, но еще и на Троицу их окрашивали в зеленый цвет. А куличи и пасхи в наше время, как и раньше, пекут один раз в год - на Пасху.

Пасхальные пряники отличались от обычных тем, что имели очертания зайчиков, петушков, голубков, жаворонков.

К праздничному столу готовили много блюд. Запекали барашка, окорок, жарили телятину. Их подавали только в холодном виде, так как одним из главных правил Пасхального стола было исключение горячих блюд.

По древней традиции крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда на нежно-зеленые крошечные листочки кресс-салата, который специально заранее проращивали для праздника.

В домах зажигали свечи, лампады, люстры, светильники. Пасха считалась семейным праздником, поэтому вокруг праздничного стола собирались самые близкие люди.

А в течение всей Светлой Недели в дом приходили друзья и знакомые, которых угощали всевозможными кушаньями.

В наше время празднование Пасхи начинается с пасхального богослужения, которое начинается ночью. На пасхальную службу не стоит брать с собой корзины с едой, это можно сделать накануне в субботу или утром в день Пасхи.

Освятите еду в церкви, поставьте свечку и помолитесь. После возвращения из церкви вся семья садится завтракать. На столе должна быть освященная еда, которую обычно несут в церковь: куличи, паски, крашенки, колбаса, сыр, сало, мед, конфеты, копченое мясо. Батюшка освятит бутылку вина, но водку, коньяк в церковь не несите. На освящение еды люди становятся в круг возле церкви, а священник освящает все святой водой. Помощник священника собирает добровольные пожертвования. На Руси было принято собирать в этот день деньги для выкупа должников из тюрьмы. Считалось, что все добрые дела, которые ты совершаешь в пользу других людей, особенно тех, кто обделен судьбою, помогают снять с души грех.

Пасхальный стол должен быть обильным и очень красивым, отличаться праздничным великолепием. По традиции к этому дню запекали поросенка или барашка. Барашек должен быть на столе хотя бы в виде кондитерского изделия. Его несложно выпечь из песочного теста. Барашек - символ жертвенной смерти Христа во искупление грехов человеческих. Традиционный пасхальный стол украшает окорок, буженина, студень, утка (гусь) с яблоками, пироги. В этот день едят все скоромное, поэтому все блюда сытные и изысканные. Центральное место на столе занимает кулич. Крашенки поставьте на видное место, не обязательно на столе. Оригинально они будут смотреться, если вы их положите на блюдо с пророщенными зелеными ростками из пшеницы, овса или кресс-салата, а вокруг разложите пасхальные сувениры - птичек, зайчиков, декоративные яйца и свечи, веночки и маленькие пасочки.

На Пасху нужно ходить в гости и принимать гостей у себя в доме. Можно провести праздник только в кругу семьи, но не забудьте, что работать в этот день нельзя, впрочем, как во все воскресные дни. Шесть дней для работы, а на седьмой отдыхать - это одна из божьих заповедей. Отдыхайте, играйте с детьми или займитесь тем, что приносит вам удовольствие. Праздновать Пасху нужно с душой, если вам хочется организовать выезд на природу, с шашлыками и печеной картошкой, пожалуйста.

Празднование Пасхи длится сорок дней - на сороковой день Иисус Христос вознесся на небо к своему Отцу, и в этот день мы отмечаем Вознесение. В первую неделю после Пасхи принято принимать гостей, дарить крашенки и куличи. В следующее воскресенье после Пасхи проводы, когда нужно поминать усопших и проведывать их могилки.

В Пасхальные праздники не принято забывать и о детях. Существуют разнообразные игры, во время которых родители приобщают своих чад к семейным традициям празднования этого светлого праздника.

Игра с Пасхальными яйцами - катание крашеных яиц: принимают участие в ней все желающие из числа гостей и сами хозяева. Перед игрой каждому игроку выдают по одному Пасхальному яйцу, с которым он принимает участие в данной игре. В специально подготовленный желоб каждый игрок опускает яйцо и катит по нему, цель этой игры: сохранить как можно дольше яйцо целым, и как можно дальше его укатить. У кого бьется яйцо, сразу выбывает из игры, а победитель забирает все яйца себе.

Устройте игру-забаву для самых маленьких присутствующих гостей: битье яиц.

Битье яиц - всем знакомая и любимая игра нашего детства. Детей, примерно одного возраста, поделите на две команды по два ребенка. Объясните детям принцип игры: биться Пасхальными яйцами до тех пор, пока у одного участника не разобьется скорлупа яйца. Победитель тот, кто смог сохранить яйцо в целости и сохранности.

error: Content is protected !!