Сценарий новогоднего и рождественского представления "Когда Дед Мороз Был маленьким" для разновозрастного детского коллектива методическая разработка (7 класс) на тему. Мой знаменитый земляк мустай карим Когда мороз был маленький

Однажды, сотни лет назад, накануне Дня зимнего солнцестояния на Северном полюсе произошло чудо. В глубоких пещерах, под толщей льда возникло Эльфийское королевство… Но это королевство был разрушено. Благодаря летающему оленю, спастись удалось одному Николаю -последнему эльфу. Мальчик растет среди добрых и хороших людей, но чувствует, что он не похож на них… Когда безжалостная ведьма Магда, окружённая гоблинами и демонами, решает отнять детство у всех детей планеты, только Николай может противостоять ей. «Тайна Золотого города / Когда Дед Мороз был маленьким» — захватывающая история с замысловатым сюжетом, который приведёт юных читателей на самый Северный полюс.

Наши юные читатели советуют в такие вечера почитать сказочную повесть английской писательницы Люси Дэниел Рэби «Тайна Золотого города / Когда Дед Мороз был маленьким».

Из отзыва Дубровина Алексея (9 лет): «Я очень люблю читать. В нашей библиотеке Пушкарёва прочитал уже много книг. Из последних прочитанных мною книг мне очень понравилась сказка «Тайна Золотого города». Главный герой сказки – Ник стал для меня образцом для подражания: он очень добрый и смелый, ведь он победил в сказке зло. Чудесная Новогодняя сказка!»

Ведущий библиотекарь библиотеки им. Г. М. Пушкарёва Муха Р. С.

Еще в детстве я очень интересовался тем, какое у Дедушки Мороза было детство? Ведь не мог он сразу появиться на свет толстым, седовласым и седобородым, да еще и сразу – то ли с дочкой, то ли с внучкой (версия разнятся), именуемой Снегурочкой. Я интересовался у взрослых, но никто из них не знал ответа на этот вопрос, более того, судя по реакции, взрослые удивлялись самой постановке вопроса.
Прошли годы, я вырос и совсем забыл про собственную детскую проблематизацию дедморозовского детства. Мне напомнила об этой теме шестилетняя девочка. При этом ее вопрос прозвучал в этаком «модернизированном» духе. Если я, будучи шестилетним, интересовался, каким был Дед Мороз, когда был маленький, то юное дитя глобализации поинтересовалось, а «ГДЕ жил Дед Мороз, когда был маленьким мальчиком?»

«Ну что же? – подумал я, – почему бы не воспользоваться шансом, который предоставляет мне моя взрослая авторитетность, и не приобщить ребенка к какой-нибудь яркой неканонической версии биографии любимого детского героя?»

И не преминул. Я рассказал подрастающей барышне о том, что родился Дед Мороз и провел свои лучшие годы (то есть годы детские и юношеские) в Сибири. Юный сибиряк, именуемый Мальчиком Морозом, был настолько добр и смекалист, что под Новый год сам обходил с подарками детей и каждому дарил то, о чем тот и мечтать не смел. Он был неутомимым носителем и дарителем настоящих чудес.

А потом он уехал из Сибири. Сложно сказать почему, может, позвал его кто, может, просто «модно» стало. Так вот, он уехал из Сибири и сразу постарел. То есть превратился в того Деда Мороза, которого мы знаем. И поглупел. Точнее, с ним случился старческий склероз, он теперь забывает дарить детям новогодние подарки, он совершенно перестал соображать в том, что для ребенка могло быть стать настоящим новогодним чудом. Поэтому ему надо писать всякие письма, записки, напоминать о том, что скоро Новый год и пора дарить подарки. И даже четко прописывать, что именно подарить.

Короче, получилось, как в популярной сетевой шутке: «Здравствуй Дедушка Мороз! Пишет тебе первоклассник Вася. Пожалуйста, дочитай это сообщение до конца – это не спам, а реальная возможность заработать…».

Резюмировал я это биографическое описание следующим обобщением: а вот остался бы Дед Мороз жить в Сибири, так и оставался бы всю жизнь молодым, умным, с прекрасной памятью и интуицией.

Девочка, конечно, позадавала кое-какие уточняющие вопросы, ответы на которые позволили мне конкретизировать некоторые моменты неканонической истории Деда Мороза, но это уже не суть важно.

Короче, все, что я, как авторитетный взрослый, мог сделать для воспрепятствования западному дрейфу и для развития регионов Сибири и Дальнего Востока, я сделал. Попробовал настроить одну подрастающую личность вполне определенным образом. На конкретном примере одного лоханувшегося сибиряка.

Хотя, как знать? Может, так оно и было с Мальчиком Морозом, которого неправильный жизненный выбор превратил в Дедушку Мороза.

С наступающим Новым годом! Оставайтесь и в новом году молодыми, умными, с хорошей памятью и интуицией!

В прошлом году я возила на отдых в детский санаторий группу детей их 7х, 10х и 11х классов. Специфика коллектива определила форму новогоднего праздника: сначала младшие играли ёлку для взрослых школьников, а потом старшие показывали рождественскую историю для семиклассников. Получилось очень хорошо.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОГДА ДЕД МОРОЗ БЫЛ МАЛЕНЬКИМ

Ведущий Взрослый: Внимание! В зал приглашаются гости и участники сегодняшнего праздника! Рождественская фантазия начинатеся! Маэстро, музыку! (В зал входят участники, полонез, рассаживаются. Появляются Ведущий 1 и 2)

Ведущий 1: За окном крупными хлопьями медленно падает белый снег, метёт и кружится метель.

Ведущий 2: Перед Новым годом окна разрисованы красивыми листьями, цветами, большими колосьями. И каждое утро эти узоры меняются. (Уходят в сторону . Появляются мама и дочка(Настя Ширяева и Катя Дряхлова)

Катя: Мамочка, кто это рисует так красиво?

Настя: Это Дед Мороз делает тебе подарки.

Катя: А почему же он всегда рисует только травы и цветы?

Настя: Дед Мороз знает, что зимой люди тоскуют по лету и очень ждут его.

Катя: Мама, а Дед Мороз был когда-нибудь маленьким?

Настя: Наверно, был...

Катя: А где он жил, когда был маленьким?

Настя: Не знаю,- ответила мама.

Катя: Почему же всегда приходят только Деды Морозы, а ни когда не приходят мальчики Морозы?

Настя: Наверно, мальчиков таких не бывает...

Катя (задумчиво): Нет, нет, наверно, бывает… Ведь люди не сразу становятся дедушками… (Уходят в зал. Выходит ведущи1)

Ведущий 1: Когда-то все были детьми: И Дед Мороз, и Баба Яга, и Кощей, и Зимняя королева, и Леший, и Снегурочка.

(Садится в зал, появляется М.Мороз и М.Кощей )

Мальчик Мороз (Кирилл): Я, наверное, никогда не пойму, почему на каждой ёлке мне кричат: «Де-душ-ка Мо-роз!!! Де-душ-ка!!! Де-душ-ка!!!». Ну, сколько можно? Какой я дедушка? Тулуп мне большой, шапка вообще сваливается, Я расту-расту, расту-расту, а ёлки мне вести не доверяют.

Мальчик Кощей (Азат): Завидую! За-виду-ю! А давай я за тебя поиграю!

Мальчик Мороз: Это почему?

Мальчик Кощей: Я у тебя загадки заберу на одну минуточку, их отгадают, и я тебе верну. Согласен? (Мороз кивает, уходит) (игра-кричалка) Объявляется Кричалка: Вы должны, уважаемые зрители, закончить стихотворение так, чтобы получилась рифма. Например, Кто накрасил краской нос?
Ну конечно – и вы мне отвечаете … (Дед Мороз)!

В белом платьице фигурка
Это внученька … (Снегурка)!

Вот идут они вперед
На веселый … (Новый год)!

Дед Мороз в плечах широк,
Тащит за спиной… (мешок).

В нем различные игрушки,
Куклы, зайчики, … (хлопушки).

Был их путь, конечно, долог
Вот и показалась… (школа).

И конечно Дед Мороз
Свой мешок на праздник … (нес).

Кто расскажет нам стишок,
Вмиг раскроется … (мешок).

И за танцы всем вам, детки,
Дед Мороз даст … (по конфетке).

Веселись честной народ
Лучший праздник – …(Новый год)!

Появляется Девочка Яга (Лера Забродина)

Девочка Яга: Привет, Кощан! То есть, Кощей-разозли-детей-скорей!

Мальчик Кощей: Я, между прочим, у Морозки волшебные загадки отнял! А потом еще палочку заберу, и буду самый главный зимний волшебник!

Девочка Яга: Здоров ты, братец, хвастаться! Да только я скоро в лесу буду – самая красивая Девочка-Яга!!! Я у Снегурки волшебные ледяные бусы стащила!!! Вот, зацени!!! (показывает, оба приговаривают, ух ты, вот это класс!)

Мальчик Кощей: Это значит, мы у них и загадки, и бусы унесли, осталось посох волшебный и шапку добыть.

Появляется Снегурка (Лера Трифонова), Яга прячет за спину бусы:

Снегурка: А что это ты там прячешь, Ягулечка?

Яга: А это я с ребятками танцую! Эй, честной народ, становись в хоровод, делай, как я! Сначала за руки…

(хороводная «Маленькой ёлочке» )

Снегурка: Ничего не скажу, веселая песенка. Но мне кажется, что-то здесь не то. Кстати, а где мои заколдованные бусики? Мне их мама Весна дарила, надо бы примерить в честь праздника! (Роется в карманах, не может найти). Нет нигде, мама, мамочка, что же делать-то? (Смотрит на Ягу) Твоя работа?

Яга: а вот и не отдам! Объявляю конкурс: « Передай мещочек». Главное в этом конкурсе – передать мешочек за спиной, чтобы Снегурка не видела. А Снегурка пусть попробует отнять. Те, кто мешочек уронил, выходят к Ёлке.

(Конкурс ПЕРЕДАЙ МЕШОЧЕК. Те,которые вылетели из игры, под елкой играют в третий-лишний.Мешочек с бусами отдают Снегурке, та надевает их на себя, ведущий объясняет правила, «Хочу на ручки») (Третий-Лишний с потеряшками, Яга и Кощей встают в круг.

Появляются Лешачонок и Снежинка (Илья и Наташа)).

Снежинка: И больше мне не рассказывай, что в лесу сугробов много, и что все деревья замело, и что тебе побегать негде!!! Вам – мальчишкам – только и бегать!!!

Лешачонок: А вам, снежинкам, только и кружиться, только и плясать!!!

Снежинка: а вот и нет!

Лешачонок: А Вот и да!

Снежинка: А вот и нет!

Лешачонок А вот и да!

Снежинка: А я говорю – нет!!!

Лешачонок: А я говорю – да!!!

Кощей: Завидую!!!

Снежинка и Лешачонок (хором): Завидуй молча !!!

Снежинка: Давай так: проверим, мы с ребятами соревноваться будем. Ты свою команду набираешь, а я свою. Чей игрок победит – тот и прав!

Взрослый ведущий объясняет правила игры. Л.и С. набирают по 5 участников , к левой ноге участников привязывают воздушный шарик. Под музыку участники должны танцевать и попытаться лопнуть правой ногой шарик соперника. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один шарик у победителя.)

(Появляется Мальчик Кощей. Появляются Василисы Премудрые – Аня, Полина, Мариам)

Мальчик Кощей: Вот это здорово! Эй, вы кто такие? Ходят тут все, добро копить мешают!

Василиса 1: - Мы - Василисы-премудрые.

Мальчик Кощей - Кто?

Василиса 1,2,3 (хором): - Василисы-премудрые !

Мальчик Кощей - А вы откуда взялись?

Василиса 2- Прилетели из разных сказок...

Василиса 3- Потому что у нас слёт юных Василис.

Василиса 1, 2,3 (хором): - По обмену премудростями.

Мальчик Кощей - Чем?

Василиса 1, 2,3 (хором): - По обмену премудростями .

Мальчик Кощей: Не хочу! Не хочу! В школе учат, учат. Eщё тут, в сказке, навалились.

Василиса 1: Ты Морозу позавидовал? Позавидовал! Загадки унес? Унес!

Василиса 2: А на ёлки тебя зовут? Нет!!!

Кощей: А я ничего не умею!

Василиса 3: - Ну как, девочки, научим?

Василиса 1,2,3 (вместе): - Научим.

(Взрослый ведущий) Встали в круг – покажем Кощею, как танцуют новогодние игрушки на ёлке: (Танец маленьких утят)Как танцуют стеклянные шары, хрустальные сосульки, мишура, зайчики и белочки, ёлка .

(Выходят под елку все дети-герои, кланяются, расходятся, остается ведущий 3.

Ведущий 3: Дети вырастают, и сказки меняются. Но есть одна, которой уже 2 тысячи лет. (Взмахивает руками, фон) Пусть станет явью волшебство Сейчас в святое Рождество.Уходит, появляется бородатый мудрец.

Мудрец : Близится самый светлый день на земле, самый любимый христианский праздник – Рождество Христово! У многих из вас уже зажгла огни (показывает на елку в зале ) нарядная Рождественская елочка, так?

Мудрец . А мы сегодня расскажем вам, как мог возникнуть этот замечательный и красивый обычай - наряжать елочку ко дню Рождества Христова. Хотите?

Пастух 1 . Но сначала давайте с вами вспомним библейскую историю о рождении Младенца Иисуса Христа . Библия повествует так. Увидел Бог Творец, что люди, его любимые создания, стали очень несчастными на земле. А случилась такая беда потому, что люди забыли Божьи заповеди и погрязли в грехах. Они стали лживыми, жадными, злыми. И решил Творец послать к человечеству сына своего Иисуса Христа, повелев Ему стать всем людям Спасителем и научить людей жить в добре и любви друг к другу.
Пастух 2 Волею Бога Отца, Спаситель Христос явился людям прекрасным Младенцем. Дитя появилось на свет в Иудее, в городе Вифлееме, и не во дворце, а в пещере-хлеву. Земными родителями Иисуса стали Мария и плотник Иосиф Счастливая мама спеленала родившегося Сына и положила Его в ясли, кормушку для животных, как в обычную колыбель.

Пастух 3: И еще Творец сделал так, что о Младенце Иисусе, первыми узнали не богачи, а бедные пастухи, хозяева пещеры-хлева. В ночь, когда родился Иисус, они пасли стада недалеко в поле. Вдруг над ними вспыхнула прекрасная яркая звезда, и с неба сошли ангелы. Пастухи испугались!

Мудрец : Но ангелы сказали: “Не бойтесь! Мы пришел сообщить вам великую радость: сейчас в Вифлееме родился всем людям Спаситель! И вот вам знак: вы найдете Дитя в пеленах, лежащего в яслях”. Пораженные пастухи поспешили к своему хлеву, чтобы первыми поклониться Великому Младенцу.
Пальма: А согласно одной народной легенде, вблизи пещеры-хлева, к которой спешили пастухи, росли три деревца (представляет по очереди ): елочка, пальма и олива.

Олива: Теперь посмотрите, что рассказывают старые люди, почему мы наряжаем елочку к Рождеству Христову.

Пальма (к Ели и Оливе). Вы слышали? Слышали, что говорят люди? В хлеву Дитя, родившееся спасти мир!

Олива . Давайте осторожненько заглянем в окно. Так хочется посмотреть на Него.

Ель . Какой чудесный Малыш! Его родители счастливы! Они зовут Его Иисусом!

На сцене появляются Мудрецы. В руках у них подарки: золотая шкатулка и амфоры. Ель это замечает .

Ель. Смотрите! Смотрите, какие знатные люди идут сюда.

Пальма . Похоже, это восточные мудрецы.

Олива. Или сами цари!

Мудрецы подходят к хлеву.

1-й мудрец . Звезда привела нас не к дворцу, а к этому жалкому хлеву!

2-й мудрец . И все же, именно здесь мы найдем будущего Царя Мессию.

3-й мудрец . Да! Так сказано у пророков. Что ж, мудрейшие, поспешим внутрь.

Ель . С каким почтением кланяются мудрецы Младенцу!

Пальма . Они подарили ему чудесные вещи!

Олива (увлекая Пальму и Ель от окна ). Мы тоже должны одарить Маленького!

Ель . Мысль чудесная! Но что деревца могут Ему подарить?

Несколько секунд деревца раздумывают.

Олива .Я придумала! Я подарю Младенцу свои золотистые оливы! А взрослым, Он всегда найдет отдых в моих рощах.

Пальма . И мои финики, понравятся Младенцу! Он и его семья смогут кормиться моими плодами всю жизнь. А своими ветвями я буду славить Его!

Ель . Почему же я такая несчастная? Мои шишки горькие, а хвоя такая колючая! Мне нечем одарить Младенца. Я умру от огорчения!

Олива . Погоди, Елочка, не печалься! Мы сейчас что-нибудь придумаем.

Пальма . Есть идея! Мы попросим звездочек украсить твои ветви.

Олива . Верно! Ты засверкаешь и понравишься Маленькому не меньше дорогого подарка!

Появляется Звезды.

1-я звезда . Мы все видели и слышали.

2-я звезда (к Ели ). Прими наш звездный наряд!

Звезды набрасывают на Ель золотой и серебряный дождик.

3-я звезда. А это украшение тебе вон от той прекрасной Звезды (показывает на Звезду в небе) . Это она возвестила миру о рождении Младенца Иисуса.

Звезды надевают на Ель верхушку - золотистую корону в виде той звезды, что сияет на небе.

Ель . Какой бесценный дар!

Все. Как красиво!
Какое чудо!

Какая дивная елка!

1-я звезда. Жаль расставаться, но мы должны возвращаться

2-я звезда. А тебя, Елочка, теперь наряжать станут люди.

3-я звезда. Каждый год в честь рождения Младенца Иисуса они будут украшать тебя, зажигать на твоих ветвях огоньки - звездочки.

Ель. Как я счастлива! Я стану возвещать всему миру светлый праздник Рождества Христова!

Олива : Возле тебя будут счастливы и детвора, и взрослые и люди назовут тебя Рождественской елкой!

Пальма: Самые черствые сердца смягчатся у Рождественской елочки. Люди забудут обиды, вспомнят о милосердии, будут с радостью помогать и одаривать друг друга.

Ель . И все вместе, счастливые, мы станем славить рождение Великого Младенца!

(Появляется Мудрец в костюме деда Мороза:

Дед Мороз: Пусть Новый Год вас осенит,
Подарит вам успех.
И в вашем доме пусть звучит
Веселый, звонкий смех.
Пусть рядом будет верный друг
И в праздник, и в ненастье.
И пусть в ваш дом,
Как снежный ком,
Всегда приходит счастье!

Однажды, сотни лет назад, накануне Дня зимнего солнцестояния на Северном полюсе произошло чудо. В глубоких пещерах, под толщей льда возникло Эльфийское королевство... Теперь королевство разрушено. Благодаря летающему оленю, спастись удалось одному Николаю, последнему эльфу. Мальчик растет среди добрых и хороших людей, но чувствует, что не похож на них... Когда безжалостная ведьма Магда, окруженная гоблинами и демонами, решает отнять детство у всех детей планеты, только Николай может противостоять ей. Захватывающая история с замысловатым сюжетом, который приводит нас на самый Северный полюс. Николай и тайна Золотого города - замечательная сказка. Вы не забудете ее никогда.

Кроме того, он владелец маленького книжного магазинчика «The Blue Bunny», основатель организации «Fable Vision», миссия которой - помочь детям раскрыть творческий потенциал, обнаружить свои способности и таланты. А все потому, что Питеру в детстве встретился очень правильный учитель - учитель математики мистер Мэтсон. Вместо того чтобы заставлять маленького Питера слушать урок и не отвлекаться, он позволял ему рисовать. Он даже предложил Питеру рисовать небольшие истории на математические темы, чтобы другим ученикам было легче их понять. Вдохновленный, мальчик тут же взялся рисовать книгу математических комиксов, и это перевернуло его взгляды на математику: впервые за безликими цифрами он увидел вещи и действия, которые можно нарисовать на бумаге. Когда проект был готов, мистер Мэтсон предложил Питеру сделать обучающий анимационный фильм на основе комиксов, и через пару месяцев он был готов. Теперь Питер занимается этим профессионально, создавая обучающие книги и фильмы. Кроме того, он основал компанию «Fable Vision», которая пытается помочь детям найти себя (ведь не всем везет встретить такого учителя, как мистер Мэтсон, который разглядит ваш потенциал).

Рейнольдс, П. Точка. – М. : КомпасГид, 2011.

Питер Г. Рейнольдс, автор и иллюстратор книги «Точка», нашёл необычный угол зрения, чтобы показать творческое начало в каждом человека. Главная героиня книжки, которую зовут Вашти, чтобы доказать своё неумение рисовать, тыкает карандашом в бумагу. Однако получившаяся маленькая точка становится началом сюрпризов и открытий.



Урок рисования закончился, но Вашти сидит за партой, словно ее приклеили. Ее лист пуст. Она не умеет рисовать. Чтобы доказать это, Вашти хорошенько тыкает карандашом в бумагу. «Вот!» - говорит она. И эта маленькая точка становится началом сюрпризов и открытий...


Лет со дня рождения

Джон Роу (род. 1949) - английский детский писатель и художник.

Родился в городе Кингстон-на-Темзе, графство Суррей, Англия. В 1969 учился рисовать в Ричмондском колледже искусств в Лондоне. В 1970 учился рисовать в Твикингемском технологическом колледже. В 1971 учился рисовать в английской школе искусств, графство Суррей. В 1974 учился рисовать в Hochschule für Angewandtekunst, Вена.

В 1990 Джон Роу создал первую детскую книгу и не может остановиться до сих пор.

Роу, Дж. Обнимите меня, пожалуйста! – М. : ИД Мещерякова, 2009.

Больше всего на свете ёжик Элвис хотел, чтобы его кто-то обнял. Но никто не отваживался даже прикоснуться к нему, ведь он был таким колючим. Куда бы Элвис ни пришёл, все только качали головами и отворачивались… И вот, в один прекрасный день его жизнь изменилась. Эта книга о том, как колючий ёжик с добрым сердцем нашёл себе друга. А также о потребности каждого человека преодолеть расстояние, отделяющее его от других. Английский писатель Джон Роу сочинил эту маленькую историю для детей, но она снискала любовь читателей разных возрастов во всём мире.

Книга была переведена на многие языки. Весной 2008 года она стала одним из главных событий Международной ярмарки детской литературы в Болонье.

Роу, Дж. Хорошо, что я такой! – М. : ИД Мещерякова, 2010.

Ёжик Элвис был невероятно любопытен. Однажды тайком от своего лучшего друга, крокодила Роки, он отправился гулять по лесу. В лесу ёжик неожиданно загрустил. Его новые друзья - лесные обитатели - оказались необыкновенно красивыми и талантливыми. Элвис решил, что все они лучше его... Ёжик был ещё маленький и не понимал, что каждый по-своему ценен и неповторим.


Кейт Саммерскейл

Кейт Саммерскейл (англ. Kate Summerscale) (род. 1965) - английская журналистка и писательница.

Произведения: 1997 – «The Queen of Whale Cay», 2008 – «Подозрения мистера Уичера, или Убийство на Роуд-Хилл», 2012 – «Mrs Robinson"s Disgrace».

Признание : лауреат премии имени Соммерсета Моэма (за книгу «The Queen of Whale Cay») за 1998 год.

Саммерскейл, К. Подозрения мистера Уичера, или Убийство на Роуд-Хилл. – М. : Аст, 2010.

Самое загадочное преступление и самое необычное расследование Скотленд-Ярда. Реальная история, положенная в основу удивительного, захватывающего романа! 1860 год. Богатый загородный особняк высокопоставленного чинов­ника Сэмюела Кента. Казалось бы, там не может случиться ничего из ряда вон выходящего... Но летней ночью в доме совершается чудовищное убийство, жертвой которого становится трехлетний сын Кента. Дело поручают Джеку Уичеру - знаменитому детективу Скотленд-Ярда, человеку-легенде, ставшему прототипом сыщика Каффа - герои романа Уилки Коллинза «Лунный камень». Уичер сразу понимает - человек «со стороны» просто не смог бы пробраться в особняк Кентов. А это значит, что пол подозрением оказываются все обитатели дома - от слуг до членов семьи...

Samuel Johnson Prize.

Али Смит

Али Смит (род. 1962) – шотландская писательница.

Маленькому можно то, чего большому нельзя: проситься на руки, требовать утешения, повышенного внимания, подарка «вне очереди». И маленький рядом с большим всегда выигрывает в глазах взрослого - в силу своей подчеркнутой уязвимости и потребности в опеке.

С другой стороны, маленькому много чего нельзя - и часто как раз то, чего очень хочется. Чего-то действительно стоящего, захватывающего, может быть, даже рискованного. Как правило, это ограничения на самостоятельные действия. Нельзя - потому что маленький.

В общем, слово «маленький» в представлении ребенка обладает в одно и то же время прямо противоположными значениями.

Но по отношению к книжным персонажам характеристика «маленький», как правило, сразу делает героя «своим», «близким по духу». «Маленькие» - в частности, маленькие ростом, - почти всегда вызывают у детей симпатию и сочувствие - и своей видимой уязвимостью, и своими попытками эту уязвимость как-то компенсировать - победить, обхитрить или превзойти больших. И это касается детей самых разных возрастов. С того момента, когда взрослые начинают обосновывать свои запреты словами «Ты еще слишком мал для этого», и начинает работать механизм отождествления ребенка с «маленькими» и по этой причине чего-то лишенными персонажами.
Вот почему Маленький Дед Мороз немецкой писательницы Ану Штонер сразу оказывается в ряду любимых детских персонажей.

Но вообще-то маленький Дед Мороз - это своего рода революция в детском сознании.За Дедом Морозом, кажется, изначально «закреплен» определенный визуальный образ: это седовласый ДЕД (т.е. взрослый человек). Он волшебник, даритель. Он приносит подарки. Но голос у него такой громкий, и борода какая-то слишком густая и длинная, и посох волшебный, и вообще… Он же вроде и заморозить может. Уверения в том, что он добрый, всегда принимаются с некоторыми сомнениями: кто его знает! Недаром при нем надо вести себя хорошо...

И вдруг возникает нечто, вступающее в спор с этим каноническом образом.
Оказывается, Дедов Морозов на свете много (ну, это еще ладно, об этом мы и сами давно знаем: один Дед Мороз ко всем и не доберется вовремя). И среди них есть маленький. То есть Дед Мороз - ребенок. Или, точнее, Дед Мороз как ребенок - со всеми присущими ребенку переживаниями и обидами, хотя внешне он отличается от взрослых только размерами. Во всем остальном он их точная копия - у него и одежка та же, и валенки, и даже борода.
Но борода - не как признак старости, а как «обязательный атрибут», связанный с «заснеженностью» и символизирующий причастность к зиме.

Борода Маленького Деда Мороза именно так и выглядит на рисунках Генрики Уилсон - как маленький снежный сугробик.

Иллюстрации - едва ли не самое ценное в книжке про Маленького Деда Мороза. Они очень «красноречиво» дополняют и усиливают словесные образы. Чего стоит один разворот, на котором Маленький Дед Мороз разговаривает с огромными валенками! То есть на самом деле разговаривает он с Главным Дедом Морозом, но наши глаза по воле художника видят всю эту сцену на уровне взгляда Маленького Деда Мороза. А он сам смотрит на старшего снизу вверх, запрокинув голову. И его малость - которая является причиной несправедливого (как нам кажется) отношения к нему других Дедов Морозов - прямо-таки пронзает сердце.

Еще острее ощущаем мы горечь и обиду героя, оставленного дома и отлученного от общего праздника, глядя на другую картинку: на фоне огромного темного неба, на узкой полоске белого снега - малюсенькая сгорбленная фигурка в красном колпачке. А за ней на снегу отпечатки маленьких валенок - как символ первых шагов к самостоятельному решению.

Вообще, зная название книги, по картинкам можно придумать свой текст истории - настолько картинки понятны и последовательны с точки зрения сюжета.
И раскрашены они очень «правильно» с детской точки зрения: узнаваемые контрастные цвета, подчеркнутые контуры.

Вместо глаз у персонажей - точки («точка, точка, два крючочка»), но лица и звериные мордочки очень выразительны, и мы без труда «читаем» по ним эмоциональное состояние героев. При желании эти картинки можно перерисовать (или перевести с помощью кальки).

А сама история так и просится на «сцену» - в настольный театр. Фигурки сказочных персонажей легко, например, вылепить из любого пластического материала. Экономное отношение художника к изобразительным деталям делает эту задачу вполне осуществимой.

Маленький спектакль по книжке мог бы оказаться хорошим праздничным действом у елки.
И ведь какое прекрасное решение конфликта предлагает сказка: Маленький Дед Мороз, который в силу роста и возраста еще не годится для взрослых дел, решает отдать подарки лесным зверятам - стать лесным Дедом Морозом.
Оказывается, при желании можно найти кого-то, кому ты можешь помочь, доставить радость. А это уже - высокая философия.

Марина Аромштам

_______________________________

По книге Ану Штонер «Маленький Дед Мороз»

error: Content is protected !!