Пенсионная реформа. Реформа Российской академии наук (2013) Существенные изменения в новом законе о пенсиях

В пенсионной реформе кардинальные изменения касаются страховой пенсии. Принципы и методика ее определения, новая пенсионная формула, описаны в законе «О страховых пенсиях». Они сложны для понимания, но давайте разбираться.

Действующая пенсионная система

С 2002 года в России для лиц 1967 года рождения и моложе действует смешанная пенсионная система , включающая распределительную (страховую) и накопительную части.

Работодатель отчисляет в Пенсионный фонд России (ПФР) страховой взнос в размере 22% от фонда оплаты труда работника (сверх его зарплаты), из них:

6% поступают в солидарную часть, предназначенную для выплаты пенсий нынешним пенсионерам, и не учитываются на индивидуальном лицевом счете работника, не сказывается на размере его будущей пенсии;

10% номинально учитываются при определении размера страховой части будущей пенсии работника, реально же эти деньги тоже идут в солидарную часть;

6% направляются в накопительную часть пенсии. Эти средства исключаются из «солидарного кошелька», уменьшая бюджет Пенсионного фонда.

Родившиеся до 1967 года накопительной части трудовой пенсии по старости не имеют. По ним схема такая: 6% страховых взносов поступают в солидарную часть, 16% - в страховую.

Установлена предельная величина базы для начисления страховых взносов - максимум годовой зарплаты, взносы с которой правительство разрешает учитывать при формировании страховой и накопительной частей пенсии. Предельную величину правительство ежегодно индексирует с учетом роста средней зарплаты по стране. В 2013 году взносооблагаемый максимум зарплаты составил 568 тыс. рублей в год, или 47 тыс. рублей в месяц. С фонда оплаты труда в пределах этой суммы взимаются страховые взносы по ставке 22%, а свыше - по ставке 10%. Эти 10% не сказываются на размере будущей пенсии работника, а напрямую поступают в «солидарный кошелек». Поэтому люди, получающие более высокую зарплату, скептически относятся к системе обязательного пенсионного страхования, предпочитают самостоятельно заботиться об обеспечении своей старости.

Период дожития, в течение которого пенсионер получает пенсию, до 2016 года равен 19 годам, или 228 месяцам.

Фиксированный базовый размер страховой части, который выплачивается наряду со страховой и накопительной частями, одинаковый для всех пенсионеров - не зависит от состояния индивидуального лицевого счета. Его величину ежегодно определяет правительство. В 2013 году он равнялся 3610 рублей.

Право на начисление трудовой пенсии по старости имеют мужчины с 60 лет и женщины с 55 лет, проработавшие не менее 5 лет.

Дефицит средств в Пенсионном фонде

Пенсии периодически индексируются и повышаются. Но с каждым годом пенсионеров становится все больше, а граждан в трудоспособном возрасте - все меньше . Собираемых страховых взносов на всех пенсионеров уже не хватает, дефицит ПФР превышает 1 трлн рублей. Для сокращения объема пенсионных выплат многие специалисты предлагают повысить пенсионный возраст , который в России остается одним из самых низких, и отказаться от многочисленных льгот, обеспечивающих досрочный выход на пенсию. Но на эти непопулярные, социально взрывоопасные меры российские власти не идут.

Локальный выход нашли в том, что на 2014 год заморозили накопительную часть пенсии - все страховые взносы независимо от возраста работника полностью отправляются на формирование страховой части пенсии, пойдут на латание дыры в бюджете Пенсионного фонда. Министр труда и социальной защиты М. Топилин : «Средства обязательной накопительной части пенсии фактически изымаются из пенсионной системы , не могут быть направлены на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Это создает 300-400 млрд рублей дефицита бюджета Пенсионного фонда. Поэтому накопительная составляющая должна перестать быть обязательной и перейти в разряд добровольной».

В пенсионной реформе, реализуемой с 2015 года, власти не отказываются совсем от обязательной накопительной пенсии, но ставят ее явно в проигрышное положение, всячески стимулируя выбор в пользу страховой пенсии и более позднего выхода на пенсию. Средний размер страховой пенсии по старости в середине 2013 года составлял 10 тыс. рублей, или примерно 1,7 прожиточного минимума пенсионера. В результате пенсионной реформы правительство рассчитывает довести этот показатель до 2,5 к 2030 году.

В будущем государство обещает вернуть позаимствованную в 2014 году накопительную часть пенсии. М. Топилин : «Ранее сформированные пенсионные накопления будут по-прежнему инвестироваться управляющей компаний или негосударственным пенсионным фондом и будут выплачены в полном объеме, с учетом инвестиционного дохода, когда работник получит право выйти на пенсию и обратится за ее назначением».

Пенсионная реформа

Законы «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии», принятые 28 декабря 2013 года, составляют основу пенсионной реформы. Они вступают в действие 1 января 2015 года. Но в полной мере заработают для тех, кто начнет трудиться с 1 января 2015 года. Предусмотрен 10-летний переходный период.

С 2015 года пенсия будет делиться на страховую и накопительную , а также включать фиксированную выплату к страховой пенсии. Назначение и выплата страховой и фиксированной частей будут производиться независимо от назначения и выплаты накопительной пенсии.

Новое в пенсионной реформе.

Страховая пенсия по-прежнему обязательна. Фиксированная выплата привязана к страховой пенсии. А по накопительной пенсии работникам 1967 года рождения и моложе предстоит выбрать: отказаться от нее с 2015 года (при этом накопления, сделанные до 2014 года, останутся и войдут в будущую пенсию) или сохранить. Во втором случае, если работник не менял тариф формирования накопительной части пенсии в 2013 году, не переводил пенсионные накопления в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) и/или обратно в Пенсионный фонд, то с 2014 года 16% страховых взносов (из 22%) будут направляться на страховую пенсию, 6% - в общий «солидарный кошелек», не влияя на размер будущей пенсии работника.

Права на страховую пенсию будут учитываться не в абсолютных цифрах (рублях), как раньше, а в баллах. Их станут начислять работнику ежегодно. Ежегодно будет определяться и стоимость балла. Вместо индивидуального лицевого счета работника вводится понятие индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) по двум периодам: до и после 1 января 2015 года. Принципы и методика определения ИПК после 1 января 2015 года и новая пенсионная формула описаны в законе «О страховых пенсиях». Они сложны для понимания, но давайте разбираться.

Новая пенсионная формула

Страховая пенсия по старости с 1 января 2015 года будет определяться по новой пенсионной формуле:

Индивидуальный пенсионный коэффициент до 1 января 2015 года. Все уже сформированные права на страховую часть пенсии, учтенные на индивидуальном лицевом счете работника, сохранятся. Они будут как-то пересчитаны в 2014 году из рублей в баллы и составят ИПК до 1 января 2015 года.

Индивидуальный пенсионный коэффициент после 1 января 2015 года представляет собой сумму годовых индивидуальных пенсионных коэффициентов за все годы - с 1 января 2015 года и до момента выхода работника на пенсию.

Годовой индивидуальный пенсионный коэффициент будет складываться из начислений в зависимости от годовой зарплаты и уплаченных с нее страховых взносов и начислений за полный календарный год нестраховых периодов, засчитываемых в страховой стаж (военная служба по призыву, декретный отпуск по уходу за детьми до 1,5 лет и др.):

В этой формуле начисленные за данный год взносы на страховую пенсию (работник отказался от накопительной пенсии - тариф 16%, не отказался - 10%) делятся на некий нормативный, единый для всех, показатель. Это максимально возможная сумма взносов, которую удалось бы получить, применив высший тариф 16% к предельной взносооблагаемой годовой зарплате в России.

Предельная (максимальная) величина годовой зарплаты в стране для начисления страховых взносов ежегодно устанавливается правительством. Она зависит от средней зарплаты по стране и поправочного коэффициента. В 2013 году взносооблагаемый максимум составлял 568 тыс. рублей в год. Авторы новой пенсионной формулы предлагают постепенно увеличить этот коэффициент с нынешних 1,8 до 2,3 к 2021 году в надежде повысить заинтересованность более высокооплачиваемых работников в формировании страховой пенсии.

Максимальный годовой индивидуальный пенсионный коэффициент используется для того, чтобы дополнительно стимулировать работников отказываться от накопительной пенсии. С 2021 года и далее он будет равен 10 баллам у тех, кто формирует только страховую пенсию, и 6,25 баллам - у кого за счет страховых взносов формируются и пенсионные накопления.

Законом «О страховых пенсиях» предусмотрено постепенное увеличение максимального годового индивидуального пенсионного коэффициента:

Условный пример. В 2016 году за работника, у которого формируется только страховая пенсия, работодатель перечислил в Пенсионный фонд страховые взносы с годовой зарплаты 430000 рублей (35000 в месяц) по тарифу 16%, то есть 68800 рублей (430000×0,16). Максимальная взносооблагаемая годовая зарплата, допустим, была установлена правительством в размере 580000 рублей. Нормативные взносы с нее по тарифу 16% составили 92800 рублей (580000×0,16). Максимальный годовой индивидуальный коэффициент в 2016 году равен 7,83. Значит годовой индивидуальный пенсионный коэффициент составит: 68800: 92800×7,83 = 5,80 баллов.

Очевидно, что получить максимальные 10 баллов в год, удастся, если зарабатывать не менее максимальной зарплаты в стране, облагаемой страховыми взносами, и то не ранее 2021 года (92800: 92800×10 = 10). Предполагается, что до 2022 года уровень предельной зарплаты будет повышен до 1 млн рублей в год (83,3 тыс. рублей в месяц).

По аналогии, для работника, формирующего страховую и накопительную пенсии, годовой индивидуальный пенсионный коэффициент в 2016 году составит: 430000×0,10: 92800×4,89 = 2,26 баллов. Максимально такой работник сможет получить с 2021 года существенно меньше 6,25 баллов, поскольку с максимальной взносооблагаемой зарплаты взносы у него будут начисляться по тарифу 10% (580000×0,1 = 58000), а не 16%, то есть 58000: 92800×6,25 = 3,91. Ситуация не изменится и при росте предельной зарплаты до 1 млн рублей: 100000: 160000×6,25 = 3,91.

Начисления за полный год нестраховых периодов. В страховой стаж засчитываются не только трудовой стаж, когда за работника перечисляются страховые взносы в ПФР, но и социально значимые нестраховые периоды - военная служба по призыву, служба в органах внутренних дел и других силовых органах, декретный отпуск по уходу за детьми до 1,5-летнего возраста, уход за ребенком-инвалидом или гражданином старше 80 лет, получение пособия по временной нетрудоспособности и др. Вводится новый оплачиваемый нестраховой период - уход за четвертым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. За нестраховые периоды присваиваются особые баллы за полный год, если гражданин не работал. Если продолжительность нестрахового периода в соответствующем календарном году оказалась меньше 12 месяцев, скажем 252 дней, то показатель корректируется на коэффициент, равный 252/360. В случае совпадения страховых и нестраховых периодов человек может выбрать более выгодный для него.

За каждый год военной службы по призыву будет начисляться 1,8 балла.

Одному из родителей, ухаживающему за детьми до 1,5-летнего возраста, будет начисляться: за первого ребенка - 1,8 балла за год декретного отпуска, за второго - 3,6 балла, за третьего - 5,4 балла, за четвертого ребенка - тоже 5,4 балла. Это положение касается родителей, которые выйдут на пенсию после 1 января 2015 года.

Повышающий коэффициент для индивидуального пенсионного коэффициента. Пенсионный возраст формально остается неизменным - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Но авторы пенсионной реформы с помощью повышающего коэффициента пытаются стимулировать добровольный более поздний выход на пенсию. Коэффициент применяется, если страховая пенсия назначается позднее возникновения права на нее, то есть человек продолжает работать, и за него отчисляются страховые взносы в Пенсионный фонд.

Повышающий коэффициент зависит от числа полных месяцев, прошедших со дня возникновения права на страховую пенсию и до дня обращения за ее начислением:

То есть человек, который проработает сверх пенсионного возраста 5 лет, увеличит индивидуальный пенсионный коэффициент на 45%, 10 лет - в 2,32 раза. Если же он будет работать больше 10 лет, то коэффициент останется 2,32.

Стоимость балла зависит от того, сколько денег имеет Пенсионный фонд в данном году и сколько баллов предъявили все желающие получить страховую пенсию. Стоимость балла будет определяться по формуле:

В законе «О страховых пенсиях» зафиксирована начальная стоимость балла на 1 января 2015 года - 64,1 рубля. Предусмотрено, что ежегодно 1 февраля стоимость балла будет увеличиваться на индекс роста потребительских цен (инфляции) за прошедший год. Хотя источники поступления денег на эти цели не названы. 1 апреля стоимость балла станет устанавливаться законом о бюджете Пенсионного фонда на очередной год и плановый период, исходя из разницы между годовым индексом роста среднемесячной зарплаты и произведенной корректировкой на индекс инфляции.

Фактически окончательный размер пенсии будет зависеть от доходов бюджета ПФР. При этом методика и принципы определения величины трансфертов из федерального бюджета не согласованы даже на начальном уровне и не упоминаются в законах о новой пенсионной реформе. Но в законе «О страховых пенсиях» сказано, что ежегодное увеличение стоимости балла не может быть меньше индекса роста потребительских цен за прошедший год.

Условный пример. Мужчина к 60 годам заработал 300 баллов и продолжал работать еще 5 лет. За это время его индивидуальный пенсионный коэффициент мог вырасти максимум до 350 баллов (не более 10 баллов в год). Умножив их на повышающий коэффициент отложенного на 5 лет выхода на пенсию, получим существенно возросшую величину ИПК: 350×1,45 = 507,5 баллов. А сколько будет стоить 1 балл, предсказать невозможно. То есть какую пенсию мужчина получит в рублях, он узнает только во время обращения за ее начислением. Это будет зависеть от состояния «кошелька» Пенсионного фонда (скопившихся в нем страховых взносов и возможностей госбюджета делиться с пенсионерами), от числа всех захотевших стать пенсионерами и от суммарной величины накопленных ими баллов, предъявленных для «отоваривания». Допустим, стоимость балла осталась 64,1 рубля. Тогда получим: 300×64,1 = 19230 рублей, а через 5 лет 507,5×64,1 = 32530 рублей.

Фиксированная выплата к страховой пенсии по старости устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии. Она - аналог фиксированного базового размера страховой части в нынешней пенсионной формуле, который в 2013 году составлял 3610 рублей. Этот показатель правительство ежегодно индексирует 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год (с 1 февраля 2014 года - 3845 рублей), а с 1 апреля вправе дополнительно увеличить с учетом роста доходов Пенсионного фонда. В законе «О страховых пенсиях» фиксированная выплата к страховой пенсии установлена в размере 3935 рублей в месяц. Эта единая для всех нормативная величина увеличивается для льготных категорий населения и для тех, кто продолжит работать после достижения пенсионного возраста.

Повышающий коэффициент для фиксированной выплаты предусмотрен для дополнительного стимулирования позднего выхода на пенсию. Он зависит от числа полных месяцев, прошедших со дня возникновения права на страховую пенсию и до дня обращения за ее начислением:

Условный пример. Продолжим предыдущий пример, когда мужчина к 60 годам заработал 300 баллов, проработав еще 5 лет, и повысил свой ИПК до 507,5 баллов. Параллельно у него увеличится фиксированная выплата к страховой пенсии: 3935×1,36 = 5352 рубля. Вряд ли такой прирост будет иметь значимый стимулирующий эффект.

Фиксированная выплата к страховой пенсии, кроме того, повышается на 100% лицам, достигшим возраста 80 лет, и инвалидам I группы; на 50% - проработавшим не менее 15 лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин; на 30% - проработавшим не менее 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин; на 33% - лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, на каждого нетрудоспособного, но не более трех; на 25% - тем, кто проработал не менее 30 лет в сельском хозяйстве и остался жить на селе, если за них уплачивались страховые взносы в ПФР.

Право на страховую пенсию по старости в 2025 году будут иметь мужчины с 60 лет и женщины с 55 лет при условии, что их индивидуальный пенсионный коэффициент не менее 30 баллов, а страховой стаж не менее 15 лет. По данным Минтруда, 30 баллов россияне смогут заработать, если будут перечислять 16% взносов на формирование страховой пенсии, отказавшись от накопительной, в течение 15 лет с двух МРОТ или в течение 30 лет - с одного МРОТ. В 2013 году МРОТ равнялся 5205 рублей.

Пороговая величина индивидуального пенсионного коэффициента , дающая право на получение страховой пенсии, будет нарастать постепенно - на 2,4 балла ежегодно:

Начальная величина индивидуального пенсионного коэффициента (не ниже 6,6 балла) появится у работника в результате пересчета в 2014 году в баллы его страховой части пенсии, зафиксированной на индивидуальном лицевом счете (индивидуальный пенсионный коэффициент до 1 января 2015 года).

Пороговый страховой стаж , дающий право на получение пенсии, с нынешних 5 лет будет ежегодно увеличиваться на 1 год:

Средний стаж при выходе на пенсию составляет в России 34 года, получателей пенсии по старости со стажем 5-10 лет - менее 1%. Максимальную пенсию обеспечит стаж не менее 30 лет. Как уже говорилось, в страховой стаж засчитываются, кроме трудового стажа, социально значимые нестраховые периоды. Учитываемый в страховом стаже период ухода одного из родителей за детьми до достижения ими 1,5-летнего возраста составит в общей сложности не более 6 лет (прежде - 3 года). За каждый год военной службы по призыву будет засчитываться один год нетрудового стажа, учитываемого в страховом стаже. Если продолжительность нестрахового периода в соответствующем календарном году оказалась менее 12 месяцев, скажем 252 дней, то показатель корректируется на коэффициент, равный 252/360.

Те, у кого общий стаж к 2025 году будет менее 15 лет, получат право обратиться в Пенсионный фонд за социальной пенсией (женщины в 60 лет, мужчины в 65 лет). Кроме того, будет производиться социальная доплата к пенсии до прожиточного уровня пенсионера в регионе его проживания.

Для тех, кто уже на пенсии, их действующие пенсионные права будут пересчитаны в баллы, они продолжат получать ту же пенсию.

Пенсионные отчисления граждан, которые не перевели управление своими накоплениями в негосударственный пенсионный фонд или УК, будут полностью направляться на формирование страховой части пенсии. Решение об этом в середине сентября было принято Правительством.

Напомним, раньше планировалось с начала 2014 года изменить процент отчислений «молчунов» в накопительную часть пенсии с 6 % до 2 %. Теперь же планируется и вовсе обнулить этот показатель, то есть все средства по умолчанию будут направляться на финансирование страховой части пенсии. По данным Министерства финансов, этот шаг позволит бюджету только за 2014-2016 годы сэкономить около 350 млрд рублей.

Замминистра финансов Алексей Моисеев отметил, что обнуление отчислений на накопительную часть пенсии будет отражено в бюджете на 2014-2016 гг. По словам А. Моисеева, это решение вполне оправдано, так как те люди, которые не хотели принимать решения, касающиеся 6 % своих пенсионных отчислений, не захотят заниматься пенсионными накоплениями и в том случае, если этот показатель снизится до 2 %.

Решение о пересмотре принципов формирования накопительной части пенсии было принято в рамках действий по сокращению расходов бюджета. Раньше министр финансов Антон Силуанов заявлял о том, что будет проведен бюджетный маневр, в результате которого расходы государственной казны сократятся на 5 %, однако при этом защищенные социальные статьи бюджета (такие, как выплата пенсий, стипендий и др.) не будут затронуты.

Идея главы Минфина нашла поддержку и у президента Владимира Путина, и у главы правительства Дмитрия Медведева.

Необходимость сокращения бюджетных расходов на 5 % была отмечена и в ходе состоявшегося 12 сентября заседания Правительства. При этом премьер-министр отметил и то, что по некоторым статьям расходы могут сократиться и более, чем на 5 %.

Обнуление накопительной части пенсионных накоплений «молчунов», по имеющимся расчетам, позволит сэкономить 102 млрд рублей в следующем году, 116 млрд - в 2015 и 133 млрд в 2016.

Представители Пенсионного фонда РФ отмечают, что обнуление накопительной части пенсий граждан, не изъявивших желания ей распоряжаться, уже учтено в проекте бюджета фонда на период 2014-2016 гг. Однако пока решение о пенсионной реформе принято только на политическом уровне, оно получит форму законопроекта тогда, когда будут решены некоторые технические вопросы.

Законопроект «О страховых пенсиях» проходил межведомственные согласования в июле. Тогда Андрей Исаев, возглавляющий комитет Госдумы по труду и социальной политике, заявлял о том, что со стороны парламентариев было предложение обсудить инициативу увеличения доли отчислений «молчунов» в солидарную пенсионную систему с 4 до всех 6 %.

Известно, что сейчас обсуждается вопрос о сроках, которые будут предоставлены «молчунам» для того, чтобы перевести свои накопления в НПФ или УК. Министерство труда предлагает установить срок до конца 2014 года. С 1 января выплаты на накопительную часть пенсии будут автоматически снижены до 2 %, однако, вероятно, до конца будущего года граждане еще смогут сделать свой выбор и передать право управления частью своей пенсии одному из Негосударственных пенсионных фондов или УК. Кроме того, всё еще есть надежда на то, что возможность перехода для работающих граждан будет продлена и на более долгие сроки.

МОСКВА, 23 дек — Прайм. Пенсионная реформа 2013 года по своим масштабам и непредсказуемости станет, пожалуй, одним из самых запоминающихся событий уходящего года в России.

Обнуление накопительной пенсии "молчунов", мораторий на перечисление накоплений, принятие пенсионной формулы и изъятие пенсионных накоплений за 2014 год в пользу распределительной системы — все это вызвало шок и бурную дискуссию в обществе.

В соответствии с реформой, с 2015 года страховая часть пенсии будет рассчитываться по пенсионной формуле не в абсолютных цифрах, а в пенсионных баллах, исходя из уровня зарплаты, стажа и возраста выхода на пенсию. Величину этого балла будет определять правительство. Таким образом, самим россиянам становится фактически невозможно подсчитать размер своей будущей пенсии.

Пенсионные накопления граждан за 2014 год, независимо от их желания, будут направлены в распределительную систему, что будет компенсировано опять же пенсионными баллами, зачисленными в страховую часть. Эта мера стала самой непопулярной из всех предлагаемых и вызвала шквал критики со всех сторон, не исключая и некоторых чиновников правительства.

С 2014 года также вводится мораторий на перечисление пенсионных накоплений от Пенсионного фонда РФ (ПФР) в управляющие компании (УК) и негосударственные пенсионные фонды (НПФ). При этом пенсионные накопления "молчунов" с 2014 года сокращаются до нуля, но у россиян продлевается право выбора УК или НПФ до конца 2015 года.

Как все начиналось

Пенсионные системы в разных странах За рубежом используются различные модели пенсионных систем, включающие в себя разнообразные институты социальной защиты - государственное социальное обеспечение, обязательное социальное страхование, личное пенсионное страхование. Подробности - в подборке РИА Новости.

Безусловно, реформирование пенсионного рынка приведет к уменьшению количества УК и НПФ. Из-за повышения требований к деятельности НПФ процедуру акционирования смогут пройти не все фонды, а ЦБ в ходе своих проверок может "отсеять" еще часть неблагонадежных игроков.

По оценке экспертов, через 2-3 года с российского рынка уйдет более половины ныне работающих фондов. При этом активизируются процессы слияний и поглощений, начавшиеся в этом году.

"Чистка" управляющих компаний уже началась. ПФР в этом году не перезаключил договоры на управление средствами пенсионных накоплений на следующие пять лет с 17 из 51 частных УК. Более того, ПФР разрабатывает бенчмарк, по которому с 2014 года будет оцениваться работа управляющих компаний. Одним из главных критериев станет результат управления пенсионными накоплениями за отчетный период.

В свою очередь, первый зампред ЦБ, руководитель службы Банка России по финансовым рынкам Сергей Швецов в интервью агентству "Прайм " заявлял, что управляющие компании, которые "сильно отклоняются от средней доходности как в ту, так и в другую сторону, будут объектами пристального внимания регулятора".

Власти рассчитывают, что в итоге на рынке останутся только крупные, надежные и технологичные игроки, которые смогут обеспечить гражданам РФ достойную пенсию. Самим же россиянам остается надеяться, что пенсионная система будет меняться не столь часто и не столь шокирующе, как в уходящем году.

Навигация по статье

В ходе реформирования системы, на фоне продолжающегося экономического кризиса, стали появляться проблемы с наполнением бюджета и возникла необходимость более глубоких изменений в пенсионном обеспечении, обсуждение которых происходит в настоящее время в Правительстве.

Если предложения Министерства финансов найдут поддержку в правительстве и будут утверждены Президентом, то нас будут ждать кардинальные изменения в пенсионном законодательстве.

Пенсия до 1 января 2015 года

До января 2015 года деятельность пенсионной системы регулировалась ФЗ № 173 от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях». Страховая пенсия до начала реформы носила название трудовой, состояла из двух частей , которые и формировали ее сумму - это страховой и накопительной.

При начислении трудовой пенсии учитывались пенсионные права, которые были приобретены до принятия этого закона, а так же сумма средств, поступавших в ПФР в виде .

  • При расчете страховой части трудовой пенсии применялась формула, в которой пенсионный капитал делился на количество месяцев ожидаемого периода выплаты и к полученному значению прибавлялся базовый размер, сумма которого отличалась в зависимости от категории пенсионера.
  • Накопительная часть рассчитывалась путем деления суммы пенсионных накоплений, находящихся (учтенных) на лицевом или пенсионном счете, на продолжительность ожидаемого периода выплат, исчисляемого в месяцах.

Изменение пенсионной системы в 2015 году

Методика расчета пенсий, применяемая в пенсионных системах многих государств мира, при использовании которой основной расчетной единицей является пенсионный балл , с января 2015 года стала применяться и в России.

С 2015 года были установлены следующие виды страховых пенсий :

  • направить всю сумму перечисленных средств (16%) на страховую пенсию;
  • направить 6% на накопительную, а 10% на страховую.

Расчет пенсий по новой пенсионной формуле

Порядок расчета страховой пенсии устанавливается требованиями статьи 15 ФЗ от 28.12.2013 N 400 « О страховых пенсиях«.

Новая пенсионная формула для расчета страховой пенсии выглядит так:

СП = ИПК x СПК + ФВ,

  • СП - итоговый размер страховой пенсии;
  • ИПК - сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов);
  • СПК - стоимость одного балла в текущем году;
  • ФВ - фиксированная выплата.

Фиксированная выплата устанавливается в твердом размере и индексируется на коэффициент, устанавливаемый постановлением Правительства ежегодно. Для некоторых категорий пенсионеров применяются повышающие коэффициенты к ФВ. С учетом , произведенной в 2018 году, ее размер равен 4982 рублей 90 копеек.

Страховая пенсия представляет собой произведение ИПК на его стоимость, которая также устанавливается Правительством РФ ежегодно. Установленная стоимость индивидуального пенсионного коэффициента в 2018 году составляет 81 рублей 49 копеек .

Введение в новую пенсионную формулу ИПК, по сути своей, является новым условием, которое обязывает будущих пенсионеров не просто иметь определенный , но и обеспечить отчисления в Пенсионный фонд.

Использование пенсионного коэффициента при расчете пенсий позволит повысить заинтересованность работника в своевременности и полноте уплаты, определенных законом пенсионных взносов в бюджет Фонда, а также будет способствовать переводу доходов трудоспособного населения из «серой» экономической зоны в законную.

Начиная с 2015 года, пенсионный коэффициент определяется за каждый отработанный год . Чтобы определить годовой ПК, сумма страховых взносов, поступившая на лицевой счет застрахованного лица, делится на максимальный годовой размер взносов.

Стоимость пенсионного коэффициента в 2018 году

Ежегодно постановлением Правительства определяется стоимость ПК на очередной плановый период. В 2017 году она составила в 78,58 рублей, на текущий год она была установлена в размере 81 рубль 49 копеек .

Увеличение стоимости ПК происходит дважды в год .

  • Первое увеличение проводится 1 февраля в зависимости от инфляционных процессов в экономике.
  • Второе происходит 1 апреля каждого года и зависит от наполняемости бюджета ПФР за счет взносов, перечисленных страхователями и поступлений из государственного бюджета.

Методика, по которой определяется стоимость одного ПК, установлена Правительством РФ. В 2016 году, исходя из сложного финансового положения, вызванного экономическим кризисом, апрельского повышения не проводилось . В соответствии со статьей 5 ФЗ №385 от 29.12.2015 года, который приостанавливает действие отдельных нормативных актов, корректировка стоимости ПК должна быть проведена во втором полугодии с учетом экономического положения и финансовых возможностей бюджета, сложившихся по итогам первого полугодия.

Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж

При определении ИПК в страховой стаж засчитываются и, так называемые, «нестраховые периоды» деятельности граждан. К таким периодам, согласно требований статьи 11 Закона № 173 от 17. 12. 2001 года в редакции от 28.12.2013 и с изменениями от 19.11.2015 года относятся периоды деятельности , связанные с:

  • прохождением военной или приравненной к ней службы;
  • временной нетрудоспособностью;
  • уходом за ребенком до полутора лет;
  • получением пособия по безработице, участием в общественных работах или переселением, переездом по направлению службы занятости;
  • нахождением под стражей по необоснованному обвинению с последующей реабилитацией;
  • уходом за ребенком-инвалидом, престарелым (достигшим возраста 80 лет) и инвалидом 1-й группы;
  • проживанием вместе с супругом в местностях, в которых невозможно трудоустройство, во время прохождения им военной службы по контракту, но не более 5 лет;
  • проживанием за границей супругов работников дипломатических, торговых и иных представительствах при международных организациях, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 10.04.2014 года № 284 .

Проблемы реформирования пенсионной системы РФ

В ходе реформирования системы пенсионного обеспечения, начавшегося с 2015 года, возникли проблемы с наполнением бюджета Фонда, которые связаны с направлением части, перечисляемых в виде взносов, финансовых средств на в НПФ. Это привело к резкому уменьшению поступлений предназначенных для выплаты страховых пенсий и вызвало дефицит пенсионного бюджета.

В качестве меры, направленной на решение финансовых проблем в сфере пенсионного обеспечения, согласно с требованиями изложенными в Федеральном законе от 14.12.2015 года № 383 , Правительством было принято решение о продлении до конца 2016-го года.

Позже Правительство пришло к выводу, что направлять часть страховых взносов на накопления не выгодно вовсе для государственного бюджета, в следствие чего мораторий продлили до 2020 года.

Таким образом, 6% которые направлялись в негосударственные фонды, теперь пойдут на пополнение бюджета, предназначенного на выплату страховых пенсий , что должно, по мнению Правительства, стабилизировать положение в сфере пенсионного обеспечения населения.

Проект новой пенсионной реформы

В связи с углубляющимся экономическим кризисом в российской экономике, становится очевидным неэффективность действующей пенсионной системы, а реформы, начатые в 2015 году, не приносят ожидаемого результата. В Правительстве идет обсуждение предложений экономического блока, касающихся дальнейшего реформирования пенсионной системы .

В России, в настоящее время, количество пенсионеров составляет около 30% населения и на фоне разрушительных тенденций в экономике и росте безработицы, повышение пенсионного возраста становится неизбежностью.

  • С 1 января 2017 года будет ежегодно на 6 месяцев повышаться возраст выхода на пенсию для , пока не достигнет 65 лет. Несколько позже такая мера ожидает и всех остальных граждан Российской Федерации.
  • Идет обсуждение дальнейшего сокращения индексаций пенсий, а для ее отмены, если не полного, то хотя бы ФВ.
  • С 2017 года функции по сбору пенсионных отчислений переданы в ведение Федеральной налоговой службы и установления единого тарифа социального страхования с отменой максимального размера страховой базы.
  • , на формирование которой, в течение пяти лет установлен мораторий, предлагается формировать, путем прямого перечисления взносов на накопительные счета управляющих компаний и НПФ, минуя ПФР.

Заключение

Главное достоинство реформы, начатой в 2015 году, состоит в том, что новые положения пенсионного законодательства, по мнению их авторов, позволят сбалансировать бюджет Пенсионного фонда .

Сбалансированность его состоит в экономии финансовых средств госбюджета, направляемых в пенсионный бюджет для финансирования государственных пенсионных программ и произведения доплат тем пенсионерам, размер пенсии у которых оказался , установленного в регионе проживания.

В нынешних условиях, становится очевидно, что реформы не приносят ожидаемого результата и Правительство уже приняло и продолжает обсуждать ряд новых мер, которые смогут ликвидировать недостаток средств, необходимых для обеспечения работы . Никаких, документально зафиксированных решений пока еще не принято, но состояние финансово-экономической и социальной сферы, не оставляет сомнений в том, что в ближайшем будущем пенсионную систему ждут серьезные изменения.

Пенсионная реформа 2013

Планируется, что с 1 января 2013 года вступит в силу новая пенсионная реформа. Первая её часть, малая, уже действует с 1 октября 2011 года.

Теперь ожидается вторая, большая. Стоит отметить, что у некоторых специалистов срок введения в действие реформы вызывает большие сомнения – необходимо подготовить целый ряд новых законов. Однако приблизительный вид её уже известен.

В реформе будет несколько ключевых моментов.

Первый. Появляется возможность для пенсионных накоплений использовать частично негосударственные пенсионные фонды. Для этого часть обязательных платежей в пенсионный фонд, а именно 3% от общей зарплаты, переводится негосударственному пенсионному фонду. Однако, в таком случае работник будет обязан добавить к этой сумме 2% от своей общей зарплаты из части, получаемой на руки.

В итоге, на пенсии человек будет получать два вида выплат – из государственного и негосударственного пенсионных фондов. При этом размер государственной части пенсии будет на 15% ниже обычного за счёт того, что человек отчислил в государственный пенсионный фонд меньшую сумму.

Решить, будет ли человек участвовать и в частном пенсионном фонде, он должен до 35 лет, потом это изменить будет невозможно. Люди старше 35 лет будут иметь возможность решить, какой вариант они выбирают, в течение первого полугодия 2013 года.

Второй. Расчёты показывают, что разницы в целой сумме пенсии не будет для людей с низким уровнем доходов. Выгодным вариант с использованием негосударственных пенсионных фондов будет, в первую очередь, для тех, кто получал зарплату более 23 тысяч крон в течении минимум 20 лет.

Кроме того, многие негосударственные пенсионные фонды будут давать возможность использовать всю накопленную сумму сразу по желанию после выхода на пенсию; в случае преждевременной смерти застрахованного накопленная в фонде сумма будет являться предметом наследования.

В негосударственных фондах будет возможность выбора срока пенсии – 20-летнего или пожизненного. В случае выбора второго варианта «недовыплаченные» деньги пенсионера не будут наследоваться, если он умрёт, находясь уже на пенсии. При выборе первого – оставшаяся сумма к выплате будет перечислена на счёт супруга или другого наследника.

При выборе государственного пенсионного фонда человек не имеет права передавать накопленную им сумму по наследству независимо от того, успел ли он вообще ею воспользоваться. То есть, в случае смерти вышедшего на пенсию жителя ЧР в самом начале пенсионного возраста все перечисленные им за время трудового стажа деньги уходят государству, а наследникам остаётся только вздыхать об упущенных возможностях.

Третий. В случае краха негосударственного пенсионного фонда получить накопленные деньги обратно может стать проблематичным. Все риски человек берёт на себя. Государство не выступает гарантом негосударственных пенсионных фондов. Вкладывая деньги в динамически растущий пенсионный фонд, человек получает большую амортизацию – 4-5% годовых, но, как правило, подобные компании являются и более рисковыми.

С другой стороны, в пенсионных фондах есть возможность выбора четырёх вариантов возможностей с разной процентной ставкой и разной степенью риска.

В государственном пенсионном фонде государство выступает гарантом накоплений. Однако деньги не перечисляются на личный счёт плательщика, а идут в общую казну. В случае изменения пенсионной системы будущая пенсия может оказаться намного ниже ожидаемой.

Четвёртый. Повышается пенсионный возраст. Чем моложе человек на момент реформы, тем позднее он выйдет на пенсию. Существующий на сегодняшний момент максимальный возрастной порог в 65 лет будет повышен, Люди будут уходить на пенсию в 70 лет и старше.

К тому же, на пенсионный возраст не будет влиять пол и количество рождённых детей. Зато дети будут иметь возможность добавить к накопительной части пенсии родителей, отчисляя 1% своей зарплаты в негосударственный пенсионный фонд на счёт родителя.

Так, работающие сын или дочь могут увеличить накопительную часть пенсии родителя, и тем больше, чем большую зарплату имеют. Это при условии наличия зарплаты и хороших отношений с родителями, чтобы заинтересовать родителей инвестировать в воспитание и образование детей.

Пятый. Расходы по пенсионной реформе будут компенсироваться повышением ставки налога с добавочной стоимости (НДС) на продукты, книги, энергию, лекарства, городской транспорт. То есть повышением сниженной ставки НДС. С 1 января 2012 года он вырос с 10% до 14%. С 1 января 2013 года предполагается его увеличение или до 15, или до 17,5%.

Повышение ставки НДС влечёт за собой рост цен на предметы первой необходимости. Людям с низким доходом это будет частично компенсировано за счёт работающих. В результате за пенсионную реформу заплатит, главным образом, средний класс населения, для которого она является наиболее невыгодной. Для компенсации увеличат и налоговый бонус семьям с детьми: на 150 крон в месяц на каждого ребёнка.

Для иностранцев подобная система означает, что для получения пенсии в Чехии иностранец должен минимально 20 лет участвовать в пенсионном страховании. С другой стороны, с учётом повышения пенсионного возраста, у большинства будет время на пенсионные накопления.

Для России появились и некоторые плюсы. В феврале 2012 года было подписано двустороннее соглашение между Чехией и Россией о пенсиях. Согласно нему, для расчёта базовой части пенсионной выплаты будет учитываться количество лет, отработанных в стране соглашения. В расчёте накопительной части отчисления, сделанные в другой стране, учитываться не будут. Это соглашение действовало долгие годы, пока в 2008 году Чехия не решила прекратить его в одностороннем порядке.

error: Content is protected !!