Урок-игра по правилам дорожного движения» «Безопасный мир. Школа уверенности. Правила дорожного движения для детей Прогулки-уроки: сочетаем полезное с приятным

В течение всего года ведется работа по обучению детей правилам дорожного движения, поведению на улице. Например, знакомство со светофором, изучение дорожных знаков и т. п. В конце года проводится данное мероприятие, которое позволит проверить знания и навыки детей. Праздник проходит в конкурсной форме. Формируются команды красных и зеленых. Оценивает игроков жюри, в которое входят родители, воспитатель-методист, инструктор по физическом воспитанию. Конкурс состоит из несколько заданий. За две недели команды знакомятся с заданиями, готовятся к предстоящей игре: разучивают стихи, песни, готовятся к викторине; повторяют правила безопасности и поведения на дороге.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ

(праздник юного пешехода )

Цель: закрепить знания о правилах поведения на улице и дороге.

Атрибуты и оборудование: музыкальный центр, музыка детских песен в записи для фона, два мольберта с магнитами; аппликации автомобилей, костюмы для участников стихотворных инсценировок, плакаты с изображением дорожных знаков, листы чистой бумаги и ручки для жюри, равное количество зеленых и красных кружков, которыми будут оцениваться игроки команд.

Оформление: на центральной стене прикреплены вырезанные из цветной бумаги грузовые и легковые автомобили, автобусы. Место, отведенное под выступление, напоминает уличный перекресток, дорогу которого украшает пешеходная дорожка. Тут же стоит соответствующий знаковый указатель, в стороне закреплен другой знак - с изображением бегущих детей. С потолка перед импровизированной дорогой свисает светофор. Вдоль противоположных стен стоят стулья или скамейки для игроков. Перпендикулярно стенам ставится стол, за которым разместится жюри, позади них расставляются стулья для гостей.

Подготовительная работа: в течение всего года ведется работа по обучению детей правилам дорожного движения, поведению на улице. Например, знакомство со светофором, изучение дорожных знаков и т. п. В конце года проводится данное мероприятие, которое позволит проверить знания и навыки детей.

Праздник проходит в конкурсной форме. Формируются команды красных и зеленых. Оценивает игроков жюри, в которое входят родители, воспитатель-методист, инструктор по физическом воспитанию.

Конкурс состоит из несколько заданий. За две недели команды знакомятся с заданиями, готовятся к предстоящей игре: разучивают стихи, песни, готовятся к викторине; повторяют правила безопасности и поведения на дороге.

Ход мероприятия

В записи звучит марш. Команды двумя колоннами заходят в зал и садятся на приготовленные для них места. Следом за игроками свои места занимают и члены жюри. Музыка стихает. Выходит ведущий. Он приветствует присутствующих в зале.

Ведущий.

Каждый ребенок почти что с пеленок

Должен усвоить и должен понять,

Что одному по дорогам, без взрослых,

Очень опасно для жизни гулять.

Ребята, вы уже знаете о том, какая опасность может подстерегать не только ребенка, но и взрослого человека на дороге и как необходимо вести себя на улице, чтобы избежать несчастья.

Настало время проверить, насколько вы хорошо усвоили эти правила поведения. Оценивать ваши знания будут... (представляет членов жюри). Каждое правильно выполненное задание будет отмечено кружком красного или зеленого цвета, который будет выставляться на нашем «табло». Победит в игре та команда, которая наберет большее количество кружков своего цвета. Итак, команда красных, вы готовы к игре? (Команда отвечает дружным возгласом: да.) Команда зеленых, к игре готовы? (Команда отвечает.)

Внимание, задание первое : сейчас мы находимся на улице. Видите, она довольно многолюдна.

Звучит оживленная музыка. На трехколесном велосипеде выезжает мальчик, другой мальчик - везет на веревочке машину, в которой сидит медвежонок, девочка с куклой в руках переходит через импровизированную пешеходную дорожку (в ситуативной игре принимают участие дети младшей группы).

Ведущий. Ваша задача, ребята, угадать, кто здесь пешеход, а кто пассажир (игроки отвечают).

Задание второе: каждая из команд отгадывает по четыре загадки. Если команда затрудняется с ответом, она имеет право на одну подсказку от болельщиков.

ДОРОЖНЫЕ ЗАГАДКИ

Загадки команде красных:

Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома. (Трамвай .)

Маленький, удаленький, Громко кричит, на шее постового висит. (Свисток. )

Что за чудо: синий дом,

Окна светлые кругом,

Носит обувь из резины,

А питается бензином. (Автобус. )

Несется и стреляет,

Ворчит скороговоркой.

Трамваю не угнаться

За этой тараторкой. (Мотоцикл. )

Загадки команде зеленых:

Встало с краю улицы

В длинном сапоге

Чучело трехглазое

На одной ноге.

Где машины движутся,

Где сошлись пути,

Помогает улицу

Людям перейти. (Светофор. )

Чтоб тебя я повез,

Мне не нужен овес.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резину.

И тогда, поднявши пыль,

Побежит... (автомобиль ).

Не живая, а идет, Неподвижна, а ведет. (Дорога. )

Дом по улице идет,

В детский садик нас везет.

Не на курьих ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус. )

На табло появляются результаты игры (на мольберты прикрепляются кружки). Один из членов жюри озвучивает результат и задает вопрос к игрокам:

Расскажите, что означает, выбранный той или иной командой цвет?

Задание третье: «Дорожный концерт».

Каждая из команд показывает свой, заранее приготовленный, самодеятельный номер.

Стихотворение Михаила Пляцковского «Светофор»

Стоп, машина! Стоп, мотор!

Тормози скорёй, шофер!

(Показывает на красный кружок, прикрепленный на груди.)

Красный глаз глядит в упор

Я ведь строгий светофор!

(Грозит зрителям пальцем.)

Вид я строгий напускаю,

Обождал шофер немножко,

Снова выглянул в окошко.

Пешеходам в этот раз

Показал зеленый глаз.

(Показывает на зеленый кружок и подмигивает одним глазом.)

Подмигнул и говорю:

«Ехать можно, путь открыт!»

Знаки важные,

Компас взрослых и ребят.

Дети, будьте осторожны!

Знайте, что нельзя, что можно,

Выполняйте непреложно

Все, что знаки говорят!

Ведущий. Ребята, известно ли вам, для чего в самых оживленных местах, на перекрестках дорог устанавливаются светофоры? (Они регулируют порядок на дороге.) Цветовыми сигналами светофор поддерживает порядок на дороге, не допуская столкновения идущих в разных направлениях автомобильных потоков, и помогает пешеходам перейти - через дорогу, не рискуя своей жизнью. Что ж, настало время команде зеленых познакомить нас со своим музыкальным номером.

«Дорожные частушки».

Мы споем сейчас частушки

Так, совсем обычные.

Да и темы в них для вас,

В общем-то, привычные.

Приготовьте свои ушки,

Мы сейчас уже начнем.

Все о правилах дорожных

Вам расскажем, напоем.

Будем петь довольно громко,

Чтоб до каждого дошло:

Быт примерным пешеходом

Это очень хорошо!

Светофор стоит, мигает

Неизвестно для чего.

Но не видит мальчик Петя,

Игнорирует его.

Вот зажегся красный цвет,

Значит, стой! Прохода нет!

Не спеши, не суетись,

Сломя голову не мчись!

Светофор едва моргнул,

Петя наш вперед рванул...

Вытворяешь что же ты?

Как бы не было беды!

Не сворачивайте ушки,

Продолжаем петь частушки.

Слушайте внимательно,

Споем вам обстоятельно.

У дороги мяч гонять

Мальчики надумали.

Об опасности друзья

Как-то не подумали.

Укатился мяч с поляны

Прямо на дорогу.

Побежал за ним Сережа,

Подвернул вдруг ногу.

Он упал, не может встать,

Прямо на дороге.

Ой, что будет с ним сейчас?

Друзья в большой тревоге.

Завизжали тормоза,

Страх у мальчика в глазах.

Мяч к груди он прижимает,

Что же делать, он не знает.

Хорошо, шофер бывалый!

Видит - на дороге малый.

Резко руль он повернул,

На обочину свернул.

Впредь, Сергей, тебе наука.

Если одолеет скука,

Не играй в мяч у дороги

И смотри себе под ноги!

Ведущий. К чему может привести неправильное поведение на улице, несоблюдение правил дорожного движения? (Может произойти авария, пострадают люди.)

Конкурс капитанов.

1) Необходимо быстро, без запинок и заминок, повторить за ведущим слова скороговорки:

Пустует пост на мостовой

Стоит в сторонке постовой.

2) Рассказать о том, кто такой постовой, в чем заключается его работа.

Капитаны садятся на свои места. Пока жюри совещается и подводит итоги, появляется Свистулькин - сказочный персонаж из мультфильма Незнайка в Солнечном городе. Он исполняет свою любимую песенку, которая так и называется - Песня Свистулькина (сл. И. Шаферана, муз. В. Шаинского).

Сюрпризный момент.

Персонаж приветствует ребят. Спрашивает, хорошо ли они себя ведут дома, в детском саду, на улице. Свистулькин хвалит их и предлагает немного расслабиться и потанцевать.

Звучит эстрадная подвижная музыка. Трелью своего свистка гость приглашает детей к танцу, показывает движения, дети повторяют.

Свитулькин. Молодцы! Приятно иметь дело с такими дисциплинированными и послушными, умными детьми. Жителям нашего города, таким, например, как Незнайка и Пончик, есть чему у вас поучиться. А знаете что, приезжайте к нам в Солнечный город. Проведете, так сказать, беседу в воспитательных целях с нашими жителями. Приедете?

Дети. Обязательно приедем!

Свистулькин. (отдает честь). Очень хорошо. Пойду обрадую своих друзей. до встречи, ребята! (Уходит. Между тем жюри оценивает конкурсантов. Игра продолжается.)

Задание четвертое: команды за одну минуту должны сделать аппликацию автомобиля. Побеждает та команда, которая первой успешно справится с заданием.

Задание пятое: каждая команда предлагает своему сопернику отгадать значение дорожного знака.

Загадка команды красных.

Демонстрируется плакат со знаком пешеходного перехода.

Этот знак такого рода:

Он на страже пешехода.

Переходим с куклой вместе

Мы дорогу в этом месте.

Ответ команды зеленых: этот знак означает пешеходный переход.

Загадка зеленых:

Демонстрируют плакат, с изображением ложки и вилки.

Тут и вилка, тут и ложка:

Подзаправились немножко,

Накормили и собаку.

Говорим «спасибо» знаку .

Ответ красных: этот дорожный знак указывает на то, что поблизости находится пункт питания.

Жюри подводит итоги конкурса, озвучивает результаты игры. Проводится награждение победителей, остальные участники получают памятные сувениры.

В заключение дети сообща читают стихотворение В. Семернина «Запрещается-разрешается».

В. Семернина «Запрещается-разрешается»

1-ый ребенок: И проспекты, и бульвары

Всюду улицы шумны.

Проходи по тротуару

Только с правой стороны.

2-ой ребенок: Тут шалить, мешать народу...

В с е. За-пре-ща-ет-ся!

2-й ребенок: Быть примерным пешеходом

В с е. Раз-ре-ша-ет-ся!

3-ий ребенок: Если ты гуляешь просто,

Все равно вперед гляди.

Через шумный перекресток

Осторожно проходи.

4 ребенок: Переход при красном свете

В с е. За-пре-ща-ет-ся!

4-й ребенок. При зеленом даже детям...

Все. Раз-ре-ша-ет-ся!

5 ребенок: Если едешь ты в трамвае

И вокруг тебя народ,

Не толкаясь, не зевая,

Проходи скорей вперед.

Ведущий. Что, запомнили, друзья?

Все. Правила движения!

Помним мы от «А» до «Я»

Азбуку движения!


, Внеклассная работа , Классное руководство

Цели: Образовательные.

  • В занимательной форме обобщить имеющиеся знания, используя дополнительные электронные ресурсы.
  • Предупредить наиболее распространённые ошибки детей на дороге.
  1. Воспитательные.
  • Воспитывать внимание на дороге и культуру поведения, а также чувство взаимовыручки, дружбы и уважения к ПДД.
  1. Развивающие.
  • Развивать внимание, логическое мышление, сосредоточенность, отзывчивость.
  • Способствовать формированию ответственного отношения детей к вопросам личной безопасности на дороге.

Тип занятий: обобщающий.

Учебно-методические пособия и оборудование: Демонстрационное

  • Обучающая программа-тренажер по основам БДД (см. приложение 1).
  • Компьютерная презентация PowerPoint (см. приложение 2).
  1. Индивидуальное
  • Листы для работы.
  • Цветные жетоны для деления.
  • Наградные дипломы.
  • Светофоры для игры “Собери светофор”.

Ход урока – занятия

  1. Вступительное слово: (Приложение 2 .
Слайд 1). (Дети все в кругу)

Юные пешеходы! Будущие водители! Дети и родители!
Велосипедисты и мотоциклисты! Автомобилисты!
Наши гости, наши зрители!
Добро пожаловать! Привет!
Вам путь открыт! Зелёный свет!

Здравствуйте, меня зовут … ! Я очень рада всех Вас сегодня видеть. Давайте встанем в круг и подарим друг другу своё хорошее настроение. А вам свои улыбки дарят сегодня ещё и солнышко, и весенняя травка, и первые цветы.

Выберите каждый свою улыбку!

Мне кажется, что вы все любите общаться, умеете говорить друг с другом, и не повторяться.

  1. Постановка целей и задач:

А сейчас мы с вами будем называть слова, которые придут к вам в голову, в связи с названным мною словом: ДОРОГА – … , автомобиль, … , инспектор, пыль, … , светофор, … т.д.

  • - Как вы думаете, о чём пойдет речь на нашем занятии? Что объединяет все эти слова?
  • - Да, действительно, сегодня мы с вами будем говорить о Правилах дорожного движения!

Правил на свете дорожных немало
Все бы их выучить вам не мешало!
Но основные из правил движения
Знать как таблицу должны умножения!

  • - А кто, по-вашему, мнению, должен соблюдать ПДД?
  • - Для чего их нужно знать и соблюдать?
  • - А кто следит за тем, чтобы все участники дорожного движения соблюдали ПДД?
  • - Сегодня я буду вместо него, и буду следить за вашими ответами.

(учитель надевает милицейскую фуражку и берёт в руки жезл).

  1. Повторение сигналов светофора:

Сегодня у нас ещё один помощник:

Встало с краю улицы
В длинном сапоге
Чучело трёхглазое
На одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает улицу
Людям перейти. Кто это?
(Светофор).

  • - Но наш помощник, к сожалению, в разобранном виде и его нужно будет собрать.
  • - Каждый из вас выбрал свою улыбку в начале занятия, каких они были цветов? Почему я выбрала именно их?
  • - А теперь определите, в какой группе вы будете работать? (дети делятся в зависимости от выбранной картинки на три группы: красные, жёлтые, зелёные) . И соберите нашего помощника!
  • - Проверьте правильно ли вы выполнили работу).

Дорожная сказка, её нужно придумать, разглядывая картинки!

Для старших детей:

Давайте я нажму на красный сигнал светофора. Здесь нужно остановиться и подумать, перед вами отрывок из книги под названием “ПДД для велосипедистов”. Только вот беда, часть слов из книги утеряна. Помогите светофору, вернуть их на своё место!

  1. Игра на внимание:

А теперь давайте поторопимся на бульвар “ВНИМАНИЯ”. Сейчас я проверю, какие вы внимательные пешеходы. Я вам задаю вопрос, а вы отвечаете “да” или “нет”. Потренируемся?

Что хотите - говорите, в море сладкая вода? (Нет.)
Итак, что хотите - говорите, красный свет - проезда нет? (Да.)
Что хотите - говорите, каждый раз, идя, домой, играем мы на мостовой? (Нет.)
Что хотите - говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет.)
Что хотите - говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да.)
Что хотите - говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет.)
Что хотите - говорите, на дороге очень весело играть, мяч в ворота забивать? (Нет.)

Работа с обучающей программой (продолжение):

Мы закончили путешествие по улицам города и переходим на “ХУДОЖЕСТВЕННУЮ” площадь. Сейчас она у вас появится на листах в клеточку. Сейчас каждый из вас нарисует свою дорогу безопасности. (Приложение 2. Слайд 4).

В нашем городе много машин, но были все они одинаковые. Дорисуем им всем колеса и рули. Вот так. (Приложение 2. Слайд 5).

  1. Итоги:
  • - Итак, что нужно знать и соблюдать, чтобы движение по улицам и дорогам будет безопасным?
  • - Какие ПДД мы смогли сегодня повторить благодаря нашему другу?
  • - Что вам особенно понравилось? За что бы вы сказали “спасибо” нашему другу сегодня?
  • - Мне тоже очень понравилось с вами работать, я хочу вручить вам дипломы грамотных пешеходов за отличные знания по ПДД. Здесь вы напишите свою фамилию и имя. А чтобы вы никогда не забыли, как нужно вести на улицах и дорогах города.

  1. Рефлексия - упражнение “Подари мне …”:

Учитель предлагает детям взять из коробки по одной картинке и подарить ее тому, кому они захотят, но обязательно со словами: “Я дарю тебе …, потому что ты …(сказать о том, что тебе понравилось в этом человеке на занятии).

Тем детям, которым никто не подарит камешек, это нужно сделать учителю, который обязательно отметит лучшие качества каждого ребенка, которому он делает подарок.

А ещё я хочу вам пожелать здоровья, чтобы вы в любую погоду, в разное время суток, во все времена года соблюдали ПДД и не подвергали свою жизнь и жизнь окружающих людей опасности.

Спасибо за урок, мне было приятно работать с вами.

Лекция для родителей по ПДД.

Правила поведения на дороге. Безопасное движение .

Хотите ли вы, не хотите ли…

Но дело, товарищи, в том,

Что прежде всего – вы родители,

А все остальное – потом!

Необходимость собрания по правилам дорожного движения продиктована самой жизнью. Страшная статистика детской смертности и повреждения здоровья в результате ДТП на дорогах просто ужасает. Ежегодно на дорогах гибнет большое количество людей. Одни происшествия происходят по вине автомобилистов, другие – по вине пешеходов. Но результат один – чья-то унесенная жизнь, трагедия и горе для близких. Кто из Вас не хочет видеть своего ребенка здоровым и невредимым? И каждый думает, что уж его-то умный и рассудительный малыш под колесами автомобиля не окажется точно. Но избежать дорожно-транспортного происшествия ребенку порой совсем непросто. Конечно, каждый случай на дороге по-своему уникален. Но их так много, этих трагедий на дороге!

Обучение правилам дорожного движения требует знаний и от детей, и от их родителей. Следует своевременно научить детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать потребность быть дисциплинированными на улице, осторожными и осмотрительными. А родителям - не совершать самую распространенную ошибку– действия по принципу «со мной можно». Если Вы показываете ребенку на собственном примере как перебежать на красный, будьте уверены, оставшись один, он попытается повторить этот трюк. Уважаемые родители! Помните, если Вы нарушаете Правила, ваш ребенок будет поступать так же! Уважение к Правилам дорожного движения, привычку неукоснительно их соблюдать должны прививать своим детям родители. В наших силах сформировать навыки безопасного поведения на дорогах, воспитать сознательного и грамотного пешехода, ответственного за жизнь и здоровье участников дорожного движения. Сотрудниками ГИБДД установлено, что 80% происшествий произошли в радиусе одного километра от места проживания ребенка. Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем, взрослые переходят через дорогу. Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате – мозг ребенка не успевает «переварить» информацию и дать правильную команду к действию. Кроме того, дети младшего возраста переносят в реальный мир свои представления из микромира игрушек. Чтобы ваш ребёнок не создал опасную ситуацию на дорогах, он должен уметь:

Видеть дорогу;
правильно оценивать дорожную обстановку во всей ее изменчивости;
видеть, слушать, оценивать ситйацию,предвидеть, избегать опасность

1. Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения - наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям.

2. Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность.

3. Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину издалека. Научите его всматриваться вдаль.

4. Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять, какая едет прямо, а какая готовится к повороту.

5. Учите ребёнка смотреть. До автоматизма должна быть доведена привычка осматривать улицу в обоих направлениях прежде, чем сделать первый шаг с тротуара на проезжую часть. Особенно внимательно надо осматривать улицу, когда на противоположной стороне находится родной дом, знакомые или когда ребёнок переходит улицу вместе с другими детьми - именно в этих случаях легко не заметить машину.

Памятка для родителей.

Позвольте ещё раз напомнить вам основные правила, которые должен знать ребенок

1. Основные термины и понятия правил.

2. Обязанности пешеходов.

3. Обязанности пассажиров.

4. Регулирование дорожного движения.

5. Сигналы светофора.

6. Предупредительные сигналы.

7. Движение через железнодорожные пути.

8. Движение в жилых зонах и перевозка людей.

9. Особенности движения на велосипеде.

Ежедневно по городу идут тысячи людей, и ездит не меньшее количество транспорта. Чтобы в городе царил порядок, а автомобильных аварий было меньше, пешеходы обязательно должны придерживаться правил и знаков дорожного движения. Подрастающих малышей важно обучить правилам дорожного движения, чтобы быть спокойными за них, когда они выйдут на улицу без родителя. Обучать ребенка правилам поведения на дороге, можно в игровой форме или стихотворной, чтобы ему не было скучно.

____________________________

Правила дорожного движения для пешеходов

Если каждый человек будет соблюдать правила дорожного движения, в городе будет царить слаженность и уменьшится количество происшествий, связанных с транспортом. Помимо правил, существуют и дорожные знаки для детей, суть которых также важно им объяснить.

Правило 1: Двигаться по переходным дорожкам и тротуарам можно с правой стороны

Правило 2: Движение в темное время суток

  • При движении по краю проезжей части или по обочине в темное время суток, необходимо иметь на одежде светоотражающие полоски или фонарь в руке, чтобы водители могли видеть человека.

Правило 3: Переход дороги

  • Чтобы перейти через дорогу, следует найти светофор, и переходить на зеленый его свет.
  • Если светофор отсутствует, можно найти знак «Зебры». Переходя по зебре необходимо посмотреть сначала влево, чтобы не было машин, после вправо.
  • Существуют для перехода улиц подземные переходы с соответствующим знаком, там можно проходить спокойно, транспорт в них отсутствует.
  • Если ребенок маленький, он обязательно должен держаться за руку взрослого человека.
  • Переходя дорогу, нельзя останавливаться на ней и задерживаться. Если перейти вовремя не удалось, следует дождаться зеленого сигнала светофора заново, находясь на линии, разделяющей две проезжие части.
  • Если светофор или переход отсутствует, необходимо дождаться полного прекращения движения машин, и переходить дорогу быстро и под прямым углом.
  • Переходить дорогу с велосипедом можно только везя его рядом с собой.

Правило 4: При выходе из общественного транспорта

  • При выходе из автобуса на нужной остановке, следует обходить его сзади, перед этим убедившись, что за ним не едет другой транспорт.
  • Выходя, из трамвая, можно дождаться пока он отъедет от остановки. Если ожидать нет времени, можно обойти его спереди, предварительно посмотрев, нет ли другого трамвая, двигающегося навстречу первому.

Правило 5: Движение групп людей

  • Движение больших групп людей должно быть организованным, по колоннам.
  • Если места на тротуаре мало, можно идти на проезжей части навстречу транспорту.
  • Впереди и позади колонны на расстоянии 10 - 15 метров должны идти сопровождающие лица с красными флажками и фонариками в руках (при сумерках и в темноте). Впереди человек должен нести белый фонарик, сзади - красный.
  • Колонны детей можно вести только по тротуарам или пешеходным дорожкам. В крайних случаях можно выйти на обочину навстречу транспорту, но не в темное время суток.

Правило 6: Пешеходам запрещено

  • Выходить или выбегать на дорогу или пешеходный переход внезапно, машина может не успеть затормозить.
  • Выходить на проезжую часть, предварительно не посмотрев налево и не убедившись, что опасность отсутствует.
  • Переходить проезжую часть не на светофоре или не по «зебре», если на дороге больше трех полос движения в обоих направлениях.
  • Задерживаться или останавливаться на проезжей части при переходе.
  • Самостоятельно выходить детям дошкольного возраста на проезжую часть без взрослых.
  • Играть возле проезжей дороги детям запрещается даже возле дома, для этого есть игровые площадки.

Правила дорожного движения в стихах

Правила дорожного движения - очень важны для безопасности детей. Чтобы обучение проходило увлекательно и хорошо запоминающее, можно читать и учить вместе с малышами стихи о правилах и знаках дорожного движения.

Стих 1:

Город, в котором

Мы с тобой живем,

Можно по праву

Сравнить с букварем.

Азбукой улиц,

Проспектов, дорог

Город дает нам

Все время урок.

Вот она, азбука,—

Над головой:

Знаки развешаны

Вдоль мостовой.

Азбуку города

Помни всегда,

Чтоб не случилась

С тобою беда.

Стих 2:

Светофор нас в гости ждет.

Освещает переход.

Загорелся красный глаз:

Задержать он хочет нас.

Если красный - нет пути.

Красный свет - нельзя идти.

Желтый свет - не очень строгий:

Жди, нам пока нет дороги.

Ярко-желтый глаз горит:

Все движение стоит!

Наконец, зеленый глаз

Открывает путь для нас.

Полосатый переход

Пешеходов юных ждет!

Стих 3:

Встали мы на переходе,

Перед нами светофор.

И при всем честном народе

Смотрит на нас он в упор.

Красный глаз его открылся,

Значит, хочет он сказать:

Как бы ты не торопился,

Должен сейчас ты стоять!

Вот мигает желтым глазом.

Приготовься, говорит!

Как закрою этот - разом

Будет третий глаз открыт.

Третий глаз горит зеленым,

Все машины встали в ряд.

Можем мы идти, (имя),

Мама с папой говорят.

Стих 4:

Через лес бежит дорога,

Светофор моргает строго.

К переходу все спешат:

От лосей и до мышат.

Иногда через дорогу

Пешеходов очень много

Ходит, скачет, пролетает,

Пробегает, проползает.

Мама ежика учила,

Мама пальчиком грозила: -

Помни правила, малыш!

Если красный свет - стоишь!

Если желтый - просто жди,

На зеленый - проходи!

Непослушный пешеход

Сделал все наоборот!

Ежик сильно торопился

И клубочком покатился

Прямиком на красный свет!

Можно так? Конечно, нет!

Завизжали тормоза,

И зажмурил еж глаза.

Толстый старый самосвал,

Забибикал, зарычал: -

Еле я остановился,

Чуть с дороги не свалился!

Что, не знаешь правил ты?!

Ну-ка быстро марш в кусты!

Дам я, еж, тебе совет:

Не ходи на красный свет!

Еж тихонько пропыхтел: -

Извините, не хотел.

Рассказал нам светофор:

Еж исправился с тех пор.

Лучше всех порядок знает,

Ничего не нарушает!

Стих 5:

И проспекты, и бульвары —

Всюду улицы шумны,

Проходи по тротуару

Только с правой стороны!

Тут шалить, мешать народу

Запрещается!

Быть примерным пешеходом

Разрешается.

Если едешь ты в трамвае

И вокруг тебя народ,

Не толкаясь, не зевая,

Проходи скорей вперед.

Ехать «зайцем», как известно,

Запрещается!

Уступить старушке место

Разрешается.

Если ты просто гуляешь,

Все равно вперед гляди,

Через шумный перекресток

Осторожно проходи.

Переход при красном свете

Запрещается!

При зеленом даже детям

Разрешается.

Стих 6:

Если надо перейти

Тебе через дорогу,

С этой целью по пути

Всегда есть переходы!

Переходы могут быть

Разными, ребята!

Чтобы это не забыть

Надо знаки изучить:

Есть знак «Подземный переход» -

Ступеньки вниз ведут!

Спускайся смело и иди -

Ведь нет движения тут.

С дорожкой полосатой

Стоит у «зебры» знак

Должны вы знать, ребята,

Что это не пустяк:

Переходя по «зебре»

Сначала убедись,

Что все стоят машины -

Затем поторопись!

Стих 7:

Иногда у остановок перехода нет

Надо перейти дорогу?

Знай один секрет:

Из автобуса ты вышел

Сзади обходи,

Если хочешь ты дорогу

Сразу перейти.

Если ехал ты в трамвае,

Все наоборот -

Спереди трамвай обходим,

Смотрим и вперед.

А вообще еще надежней -

Лучше обожди,

И когда отъедет транспорт,

Вот тогда иди.

Стих 8:

Улицу нужно нам перейти,

Но, светофора нет на пути.

С шумом мимо несутся машины.

Но, для волнения нет причины:

Есть специальный для нас переход,

«Зеброй» его называет народ.

Смело идем полосатой дорожкой,

Водители, вы подождите немножко!

Вправо и влево посмотрим сначала,

Чтобы опасность не угрожала,

И полосатый друг-переход

Через дорогу нас поведет.

Стих 9:

Думаешь, велосипед

Настоящий транспорт?

Нет! Помни: на проезжей части

Трудно избежать несчастья!

Если есть велосипед,

Но, не дорос до нужных лет,

Катайся лучше во дворе.

Там безопасно детворе.

Стих 10:

Для тех, кто в городе живет,

Нужен подземный переход.

Дорогу проще перейти

Нам по подземному пути.

Машинам нет там хода,

Там только пешеходы.

Чтобы обучить ребенка правилам дорожного движения, необходимо много времени и усилий. Каждый раз на улице следует повторять с ребенком основные правила в ненавязчивой форме. Мягкие беседы дадут больше позитивных плодов, чем крики и плач.

Видео

Комплект лекций для проведения классных часов по ПДД


ЗАНЯТИЕ №1

Причины дорожно-транспортных происшествий

Цель: объяснить учащимся, почему происходят несчастные слу­чаи на улицах и дорогах.

Форма: беседа

Материалы: таблица «Причины дорожно-транспортных происшествий».

Ход занятия

1.Вступительная беседа

Автомобиль стал неотъемлемым спутником про­гресса общества. Он оказывает неоценимую помощь человеку, как в перевозке народнохозяйственных грузов, так и в перевозке пас­сажиров. Вместе с тем автомобиль стал и причиной несчастных случаев. Подсчитано, что с момента появления первых автомобилей на улицах и дорогах нашей планеты погибло более 2,5 млн человек. Сейчас в автомобильных катастрофах гибнет ежегодно до 250 ты/ человек. К этому нужно добавить, что в результате дорожно-транс­портных происшествий миллионы людей получают разного рода травмы. Вот почему вопросам безопасности движения уделяется сейчас такое серьезное внимание почти во всех странах мира.

Водители автомобилей являются участниками движения они проходят специальное обучение, сдают экзамен по правилам дви­жения. Пешеходы же, которые тоже являются участниками дви­жения и которых гораздо больше, чем водителей, часто не имеют твердых знаний по правилам движения, они менее дисциплиниро­ванны. Видимо, этим и можно объяснить тот факт, что пешеходы чаще нарушают порядок на улицах и дорогах, чем водители.

Нарушение правил движения не только приводит к гибели и травмированию людей, но и приносит большой материальный ущерб государству, повреждаются транспортные средства, дорож­ное покрытие, осветительные устройства, зеленые насаждения и т. д.

Анализ показывает, что на дорогах отдельных республик, краев и областей еще немало происшествий, в которые попадают дети.

По каким же причинам чаще всего происходят несчастные случаи? Вот статистические данные о причинах дорожно-транс­портных происшествий:


  • переход улицы перед близко движущимся транспортом - 27%;

  • переход улицы на красный сигнал светофора и в тех местах, где не разрешается пересекать проезжую часть, - 27%;

  • невнимательность при переходе улиц - 17%;

  • неожиданный выход из-за транспортных средств - 9%;

  • прочие причины (игры на проезжей части и т. п.) - 20%.
Как видно из этих данных, большинство несчастных случаев происходит по причинам, связанным с грубым нарушением правил движения. Если пешеходы будут хорошо знать правила движения, точно их выполнять, то этого можно избежать. Изучение причин детского транспортного травматизма в Москве показывает, что чаще всего несчастные случаи случаются, когда дети переходят улицу в неположенном месте и перед движущимися транспортны­ми средствами. По этой причине происходит более половины всех дорожно-транспортных происшествий с детьми. Если школьники хорошо изучат правила перехода улиц и дорог, будут точно соблю­дать их, то по указанным выше причинам число дорожно-транс­портных происшествий сократится.

С наступлением весны, особенно в мае, количество случаев детского транспортного травматизма резко возрастает, затем в июне, с начала летних каникул, снижается, и, как только кончаются каникулы, кривая происшествий снова начинает ползти вверх. Сентябрь и октябрь дают большое коли­чество несчастных случаев. Это происходит из-за того, что дети за лето отвыкают от интенсивного движения и ведут себя на улице менее осторожно.

На рисунке показано распреде­ление ДТП с детьми по часам суток. Практика показывает, что несчаст­ные случаи происходят не только с те­ми детьми, которые не знают основ правил движения, но и с теми детьми, которые хорошо их изучили, однако не всегда выполняют, ведут себя на ули­це невнимательно и недисциплини­рованно.

Рост количества транспортных средств, числа пешеходов, скоростей движения машин, конечно, усложняет борьбу с несчастными случаями. Но это не значит, что число несчастных случаев будет расти, что на улицы и дороги опасно выходить. Главное - хорошо знать правила дорожного дви­жения, вести себя на улицах и дорогах внимательно, дисциплини­рованно, и тогда количество дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев резко сократится.

2. Контрольный вопрос и задание

Перечислите основные причины дорожно-транспортных происшествий. Почему опасно выходить на проезжую часть улицы (дороги) из-за стоящего транспортного средства?

ЗАНЯТИЕ 2

НАЗНАЧЕНИЕ ДОРОЖНОЙ РАЗМЕТКИ

Цель: ознакомление с дорожной разметкой проезжей части улиц и дорог.

Форма: беседа.

Материалы: схемы перекрестков, таблица «До­рожная разметка».

Ход занятия


  1. Вступительная беседа
Учитель по таблице или по схеме показывает линии разметки, которые наносят на проезжую часть улиц и дорог белой, желтой и черной красками. Эти линии помогают водителям и пешеходам ориентироваться в движении, способствуют тем са­мым повышению их безопасности.

Горизонтальная разметка - линии разделения транс­портных потоков противоположных направлений. Эти линии могут быть выполнены в нескольких вариантах: прерывистая линия, сплошная линия. Прерывистую линию, разделяющую встречные потоки, разре­шается транспортным средствам пересекать с обеих сторон. Пересекать сплошную линию, разделяющую встречные транс­портные потоки, или заезжать на нее транспортным средствам запрещается.

Широкие линии, параллельные оси дороги, наносят для выде­ления на проезжей части поперечных полос для движения пеше­ходов («зебра»). На широких улицах пешеходный переход «зебра» может быть дополнен стрелами. Линию, состоящую из двух прерывистых линий с утолщенными штрихами квадратной формы, наносят для обозна­чения мест, где велосипедная дорожка пересекает дорогу.

Линии границ участков проезжей части, въезд на которые за­прещен. Сюда относятся линии обозначения «островков безопас­ности» и посадочных площадок. «Островок безопасности» обозначают параллельными линиями. Он служит местом для остановки пешеходов при переходе улицы. Если во время перехода пешехода меняется сигнал светофора или жест регулировщика и начинается движение транс­портных средств, то пешеход останавливается на «островке без­опасности» и ожидает перемены сигнала светофора или регулиров­щика; если движение не регулируется, то пешеход ожидает пере­рыва в движении транспортных средств. Для усиления обозрения «островка безопасности» на нем могут быть нанесены наклонные линии, а небольшие «островки» окрашивают полностью.

Посадочные площадки обозначают сплошной линией. Они отводятся для посадки и высадки пассажиров из общественного транспорта. Эти площадки могут быть заштрихо­ваны параллельными линиями под углом к проезжей части.

Вертикальная разметка. Такой разметкой обозначают вертикальные поверхности мостов, путепроводов, торцевые поверх­ности порталов туннелей, парапетов и других препятствий на опас­ных для движения участках.


  1. Зачем нужна дорожная разметка?

  2. Покажите на таблице линии разделения транспортных потоков противоположных направлений.

  3. Для чего служит «островок безопасности»?

  4. Расскажите, как обозначается дорожной разметкой пешеходный переход.

  5. Покажите на таблице, где может пересечь дорогу велосипедист.

  6. Для чего служит вертикальная разметка?

ЗАНЯТИЕ 3

СИГНАЛЫ СВЕТОФОРА С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ СЕКЦИЯМИ. СИГНАЛЫ РЕГУЛИРОВЩИКА

Цель:


  • изучение сигналов светофора с дополнительными сек­циями;

  • изучение соответствующих этим сигналам жестов регулировщика.
Форма : беседа.

Материалы:


  • комплект действующих моделей светофоров;

  • таблица «Сигналы светофоров и регулировщика»;

  • жезл регулировщика.

Ход занятия


  1. Вступительная беседа
На перекрестках с ин­тенсивным движением транспортных средств устанавливают четырех- и пяти-секционные светофоры, снабженные соот­ветственно одной или двумя дополнитель­ными секциями (рис. 1).


Рис. 1. Светофоры с до­полнительными стрелками:

А - слева;

Б - справа;

В - справа и слева.

Дополнительные секции могут быть расположены слева и справа от секций основного светофора.

Для того чтобы водитель лучше видел световые сигналы дополнительных сек­ций, их выполняют в виде зеленых стрелок.

При расположении секции слева все виды транспортных средств, поворачива­ющие на перекрестке налево, не имеют права выезжать на перекресток для ле­вого поворота или разворота до тех пор, пока не будет включена стрелка в левой секции.

При расположении секции справа всем видам транспортных средств, пово­рачивающих направо, запрещается выез­жать на перекресток до тех пор, пока не будет включена стрелка в правой секции.

Дополнительные секции-стрелки могут включаться как с зеле­ным сигналом основного светофора, так и с красным.

Для движения прямо водители транспортных средств должны руководствоваться сигналами основного светофора. Пешеходы, переходящие перекрестки, где установлены свето­форы с дополнительными секциями, должны руководствоваться сигналами основного (трехсекционного) или пешеходного свето­фора.

У регулировщика, кроме основных положений корпуса и жес­тов рукой, соответствующих зеленому и красному сигналам свето­фора, есть еще сигнал.

Если регулировщик вытянул правую руку вперед (рис. 2), то:


  • со стороны его спины и правого бока движение всех транспорт­ных средств запрещается, пешеходам разрешается переходить проезжую часть со стороны правого бока за спиной регулиров­щика;

  • со стороны груди регулировщика транспортным средствам раз­решается поворот направо, пешеходам запрещается переходить проезжую часть;

  • со стороны левого бока безрельсовым транспортным средствам разрешается движение во всех направлениях, трамваям - только поворот налево; пешеходам разрешается переходить проезжую часть за спиной регулировщика.

Рис. 2. Сигналы регулировщика, соответствующие сигналам светофоров с допол­нительными стрелками.

Еще раз надо напомнить учащимся, что пешеходы могут пере­ходить проезжую часть только за спиной (параллельно спине) регулировщика.

2. Контрольные вопросы


  1. Как располагаются в светофорах сигналы и дополнительные секции?

  2. Что означает включенная стрелка дополнительной секции?

  3. Каким сигналам светофора должен подчиняться пешеход, если на перекрестке установлен светофор с дополнительными секциями?

  4. Какое значение имеет для пешехода сигнал регулировщика, когда он
    вытянул правую руку вперед?

ЗАНЯТИе 4

ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ

Цель: более углубленное изучение дорожных знаков.

Форма: беседа:

Материалы:


  • настенные дорожные знаки;

  • план­шеты с дорожными знаками;

  • таблица «Дорожные знаки».

Ход беседы


  1. Вступительная беседа
Дорожные знаки помогают регулировать дорожное движение транспорта и пешеходов круглые сутки. Поэтому водители хорошо знают все дорожные знаки. Основные из них должны знать и пешеходы, особенно хорошо должны ориентиро­ваться в них велосипедисты.

Все дорожные знаки делят на 7 групп. К первой группе отно­сятся предупреждающие знаки, которые предупреждают участни­ков движения об опасных участках пути. Большинство этих знаков имеет форму равностороннего треугольника с красной кай­мой, обращенного вершиной вверх. Внутри треугольника на белом фоне рисунок, характеризующий опасность. Водитель или велосипедист, увидев такой знак, должен повысить внимание, сни­зить скорость движения до такой степени, чтобы можно было в случае необходимости остановить транспортное средство перед опасным участком пути.

У переезда через железную дорогу. Если дорога приближается к железнодорожному переезду, об этом всех, кто едет и идет по ней, предупреждает белый треугольник с красной каймой по краям, в центре которого нарисована решетка. Этот знак называется: «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», У переезда со шлагбаумом ставят два таких знака: один - даль­ше от рельсов, а другой - ближе.

Водители машин или велосипедов, заметив такой знак, едут более осторожно, снижают скорость, а когда подъезжают к пере­езду и видят, что шлагбаум закрыт, останавливаются недалеко, поджидают, пока не пройдет поезд, не откроется шлагбаум.

На другом белом треугольнике нарисован паровоз. Этот знак называется: «Железнодорожный переезд без шлагбаума». А по­чему надо предупреждать тех, кто идет или едет по дороге, что будет такой переезд? Потому что этот переезд очень опасен, опас­нее того, который имеет шлагбаум. Здесь дорога всегда открыта, независимо от того, приближается к переезду поезд или нет. Опас­ны такие переезды как для водителей машин, так и для пешехо­дов, особенно если железная дорога проходит по холмистой мест­ности, среди строений, через леса, кустарники, которые закрыва­ют поезд и не дают возможность тем, кто идет или едет по дороге, его своевременно увидеть. Чтобы предупредить пешеходов о при­ближении к такому опасному переезду, устанавливают знаки, на которых нарисован паровоз. Увидят его пешеходы - пойдут осто­рожнее, а когда подойдут к переезду, остановятся, послушают, не слышно ли шума поезда. И, только убедившись, что поезда побли­зости нет, начнут переходить полотно железной дороги.

Знаки «Железнодорожный переезд без шлагбаума» на дороге ставятся: один - ближе к железнодорожным путям, другой - дальше. При пересечении дорог. Дороги часто пересекаются, об­разуя перекрестки. На перекрестках встречаются машины, пеше­ходы. Одному водителю нужно ехать прямо, другой должен по­вернуть налево или направо. На перекрестках пешеходы переходят дороги, пересекают пути движения машин.

На больших перекрестках скапливается множество машин, пешеходов. И конечно, переходить и переезжать их нужно очень осторожно. Подъезжая к перекрестку, водители, велосипедисты должны снижать скорость, быть всегда начеку. А поскольку маши­ны по дорогам едут быстро, надо водителей и велосипедистов заранее предупредить, что скоро будет перекресток.

В городах на больших перекрестках, где устанавливаются све­тофоры, водители и сами заметят перекресток издалека, но на дорогах они могут и не заметить перекрестка. Поэтому о прибли­жении к перекрестку дорог одинакового значения предупреждает знак «Пересечение равнозначных дорог». Он представляет собой белый треугольник с красной каймой, на котором в центре нарисо­ван черный крест.

Знаки, предупреждающие о возможном появ­лении пешеходов. Мы уже знаем, что проезжая часть дороги предназначена для движения транспортных средств. Но пользуются ею и пешеходы, когда им нужно ее перейти. Для этого на дорогах обозначаются пешеходные переходы и, для того чтобы предупредить водителей машин о приближении к пешеход­ному переходу, устанавливаются предупреждающие знаки: на треугольнике изображен пешеход, переходящий улицу. Этот знак называется: «Пешеходный переход». Водитель машины или вело­сипедист, увидев этот знак, сразу же поймет, что на этом участке могут появиться пешеходы, снизит скорость. Когда же машина минует знак, то она имеет право снова ехать быстрее.

А на этом знаке нарисованы бегущие дети. Он называется: «Дети». Устанавливают его около школ, детских садов, пионерских лагерей и других детских учреждений. Если водители увидят этот знак, то сразу же поймут, что по этому участку дороги или улицы нужно ехать осторожно, потому что здесь могут неожиданно на проезжей части улицы или дороги появиться дети.

Примерно в таком же плане учитель рассказывает о других дорожных знаках, которые предупреждают водителей и пешеходов о поворотах дороги, спусках, подъемах и о других опасных местах.

Ко второй группе относятся знаки приоритета, которые указы­вают на очередность проезда перекрестков, отдельных пересече­ний проезжей части, а также узких участков дорог.

К третьей группе относятся запрещающие знаки, которые за­прещают те или иные маневры всем или отдельным участникам движения. Они имеют форму кругов, большинство их окрашено в белый цвет, имеет по краю красную кайму. Но есть запрещающие знаки, окрашенные в красный или голубой цвет, кайма может быть не красной, а черной. На большинстве запрещающих знаков нари­сованы машины, стрелки, пешеходы и др.

Запрещение движения велосипедистов. На улицах есть участки дорог, где запрещено движение пешеходов, нельзя переходить, даже проезжую часть. Такие места должны знать пешеходы. Их им укажет белый круг, на котором изображена фигу­ра пешехода. Он называется: «Проход закрыт».

Запрещение движения велосипедистов. На улицах с интенсивным движением транспорта и пешеходов вводят запре­щение движения велосипедистов. Об этом информирует знак, на котором нарисован велосипед. Этот знак называется: «Движе­ние на велосипедах запрещено». По улице, где он вывешен, нельзя кататься на велосипедах, как педальных, так и с подвесным дви­гателем.

К четвертой группе относятся предписывающие знаки, которые вводят или отменяют всем или отдельным участникам движения определенное поведение на улице или дороге. Эти знаки имеют ферму круга с соответствующими рисунками на голубом фоне.

К пятой; группе относятся информационно-указательные знаки, которые информируют участников движения об особенностях ре­жима движения или о расположении на пути следования населен­ных пунктов и других объектов.

К шестой группе относятся знаки сервиса, которые информи­руют участников движения о расположении соответствующих объектов сервиса (медицинских учреждений, пунктов техничес­кого обслуживания и заправки и т. д.).

К седьмой группе относятся знаки дополнительной информа­ции (таблички), которые применяются для уточнения или ограни­чения действия других знаков. Как правило, знаки устанавливают на правой стороне дороги лицевой частью навстречу движению, чтобы водители могли хоро­шо видеть их. Знаки устанавливают на специальных колонках или на других основаниях, в некоторых случаях их размещают над проезжей частью улицы, дороги на специальных тросах-растяжках. В темное время суток знаки освещают уличными фонарями.

Многие знаки внутри имеют электрическое освещение, а лицевая сторона знака изготавливается из стекла, на котором изображен знак. Вне населенных пунктов, где поблизости нет источника элек­трического тока, знаки окрашивают светоотражающими красками или на знак устанавливают световозвращающие элементы. В тем­ноте такой знак не виден, но при освещении светом фар прибли­жающегося автомобиля он начинает светиться, и водитель его хорошо видит.

2. Контрольные вопросы и задания


  1. Зачем знаки окрашивают в яркие цвета?

  2. Что делают для того, чтобы знаки были видны в темное время суток?

  3. О чем предупреждает знак, на котором нарисован паровоз?

  4. Какой знак предупреждает о приближении к перекрестку равнозначных
    дорог?

  5. Какие знаки предупреждают о том, что дорога поворачивает направо, налево?

  6. Как называется предупреждающий знак, на котором нарисован пешеход?

  7. Где устанавливается знак, на котором нарисованы дети?

  8. Нарисуйте знак, который запрещает движение пешеходов.

  9. Нарисуйте знак, который запрещает движение велосипедистов.

  10. Покажите на таблице знак «Пешеходная дорожка».

ЗАНЯТИЕ 5

ЕЗДА НА ВЕЛОСИПЕДЕ

Цель: изучение правил водителей велосипедов.

Форма: беседа.

Материалы:


  • таблица «Правила дорожного дви­жения для велосипедистов»;

  • таблица «Устройство велосипеда».

Ход занятия

1.Вступительная беседа

Велосипед - удобный и очень распространенный вид транспортного средства для передвижения, особенно в сель­ской местности. Езда на велосипеде доступна для лиц самого раз­личного возраста. Вот почему с наступлением летних дней резко увеличивается на улицах и дорогах движение велосипедистов.

Многие учащиеся имеют велосипеды и любят кататься на них, а некоторые используют велосипед для поездок в школу, к товари­щам и т. д. Во время таких поездок велосипедист передвигается по улицам и дорогам в общем транспортном потоке. Но многие уча­щиеся не знают, что велосипед - это опасный вид транспортного средства, так как водитель велосипеда не защищен, как водитель автомобиля, кузовом или кабиной и в движении велосипед неустой­чив. Поэтому к велосипедистам предъявляются повышенные требо­вания в части знания правил дорожного движения, они, как и водители автомобилей, должны знать правила в полном объеме.

Учащиеся должны знать, что правилами дорожного движения велосипедисты приравниваются к водителям транспортных средств, т. е. к водителям автомобилей, мотоциклов, тракторов и т. п.

Экипировка велосипеда и осмотр его перед выездом. Прежде чем отправиться в путь, велосипедист должен хорошо проверить снаряжение машины. Велосипед должен иметь звонок для по­дачи звукового сигнала, чтобы вовремя предупредить неосторож­ного пешехода. Для езды в темное время суток у машины спереди должен быть установлен фонарь с белым светом, а сзади - фо­нарь с красным светом или красный световозвращатель (рис. 3).

Рис. 3. Приборы к велосипеду: а - тормоза;

Б - сигнал;

В - передний фонарь;

Е - задний фонарь;

Д - красный свето­возвращатель.

Прежде чем выехать на улицу, велосипедист обязан проверить исправность машины. При этом надо обратить особое внимание на руль, он должен действовать безотказно. А если руль будет плохо работать? Тогда водитель не сможет вовремя объехать пре­пятствие, может стать виновником аварии. Необходимо обратить особое внимание и на тормоза. Они должны также хорошо рабо­тать, ведь в пути ими пользуются много раз. Если тормоза неис­правны, то на улицу или дорогу выезжать запрещается.

Надо проверить также давление в шинах. Проверяется и пра­вильность центровки колес (чтобы во время движения колеса ве­лосипеда не делали «восьмерки»), натяжение цепи и спиц, плот­ность резьбовых соединений, действие звонка, исправность осве­тительных приборов и электропроводки, наличие зеркала заднего вида и номерного знака (если он положен в данной местности).

Места для движения на велосипедах. Учитель объясняет, что учащиеся могут водить велосипед только на закрытых площадках: во дворах, парках и стадионах. Запрещается езда на велосипедах по тротуарам и пешеходным дорожкам, по аллеям садов, парков, бульваров. По улицам и доро­гам ездить на велосипеде разрешается только достигшим четыр­надцатилетнего возраста.

Затем учитель на примерах показывает, к каким последствиям могут привести нарушения правил движения велосипедистами.

2. Контрольные вопросы и задания


  1. По достижении какого возраста можно ездить по улицам и дорогам на
    велосипеде?

  2. Можно ли ездить на велосипеде по дорожкам парков и по тротуарам?

  3. Как должен поступить велосипедист, если он въехал на улицу, над которой висит знак «Велосипедное движение запрещено»?

  4. Как должен быть оборудован велосипед для езды в темное время суток?

  5. Расскажите об экипировке велосипеда.

ЗАНЯТИЕ 6

НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ

Цель: познакомить учащихся с правилами пользования желез­нодорожным транспортом и поведения вблизи железной дороги.

Форма: беседа.

Материалы:


  • таблица «Правила проезда через железнодорожный переезд»;

  • диафильм.

Ход занятия

1.Вступительная беседа

Поезд движется с большей скоростью, чем городской электротранспорт, и имеет значительно большую массу, по­этому, если на путях неожиданно появляется препятствие, то поезд мгновенно остановить совершенно невозможно. Тормозной путь поезда в несколько десятков раз превышает тормозной путь городского электротранспорта. Поэтому на железной дороге надо быть особенно внимательным.

В последнее время на большинстве участков железных дорог введены высокие скорости движения (так, поезд Москва - Ленин­град делает 160 км/ч), опасность наезда на людей возрастает, особенно вблизи крупных городов. При движении поезда с высокой скоростью воздушные потоки могут затянуть пешехода под колеса состава. Поэтому действующими правилами безопасности запре­щается хождение пешеходов вблизи железнодорожных путей.

Многие несчастные случаи на железных дорогах происходят от того, что люди неправильно переходят пути. На станциях для перехода через пути устраиваются переходные мосты или тоннели. Там, где они имеются, необходимо пользоваться ими в обязатель­ном порядке. На станциях, где нет переходных мостов и тоннелей, железнодорожное полотно нужно переходить - по пешеходным на­стилам и в местах, где установлены указатели «Переход через пути», при этом необходимо соблюдать осторожность. Переходить пути в непосредственной близости от идущего поезда категорически запрещается.

Проезд транспортных средств через полотно разрешается толь­ко на железнодорожных переездах. Железнодорожные переезды бывают охраняемые и не­охраняемые. На охраняемых железнодорожных переездах устанавливаются светофоры, сигналы, шлагбаумы. Это обычно такие места, где имеется большое движение. На таких переездах даже дежурят железнодорожники.

Подходя к железнодорожному переезду, пешеходы должны руководствоваться сигнализацией и указаниями дежурного по пере­езду. На охраняемых железнодорожных переездах устанавливаются двухсекционные горизонтальные светофоры. При приближении поезда в каждой секции попеременно заго­рается красный свет, предупреждая водителей машин, велосипе­дистов, пешеходов, что к переезду движется поезд, и запрещая им движение.

Существует много переездов, где нет шлагбаумов, на них нет и постов железнодорожников. Их называют неохраняемыми железнодорожными переездами. На неохраняемых железнодорожных переездах переходить железнодорожное полотно можно лишь в том случае, когда с обе­их сторон нет приближающегося поезда.Хождение по железнодорожным путям и насыпи очень опасно и категорически запрещается. Некоторые учащиеся в зимнее время катаются с железнодорожной насыпи на санках и лыжах. Увле­каясь игрой, они не замечают приближения поезда и попадают в аварии.

Правила безопасности на железнодорожном транспорте запрещают подобные игры вблизи железнодорожных путей. Нахо­диться посторонним на насыпи не разрешается. Соблюдение правил безопасности - залог бесперебойной рабо­ты железнодорожного транспорта.

2. Контрольные вопросы и задание


  1. Расскажите о правилах поведения на железной дороге.

  2. Где можно переходить железнодорожные пути?

  3. Какие правила необходимо соблюдать при переходе охраняемого железнодорожного переезда?

  4. Какие правила необходимо соблюдать при переходе неохраняемого железнодорожного переезда?
ЗАНЯТИЕ 7

УЧАСТИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОПАГАНДЕ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Цель: привлечь учащихся к пропаганде правил безопасного поведения на улицах и дорогах, в школе, по месту жительства, во внешкольных учреждениях.

Форма: утренник для младших школьников.

Материалы: печатные материалы местных орга­нов Госавтоинспекции и Общества Красного Креста и Красного Полумесяца, ВДОАМ.

подготовительная работа

I. Для подготовки к проведению утренника для учащихся младших классов можно рекомендовать следующий план:


  1. Определить место и время проведения утренника.

  2. Распределить среди учащихся роли пьесы, инсценировки и т. п.

  3. Разучить с группой учащихся стихотворения, песни по тема­тике утренника.

  4. Выпустить специальный номер стенной газеты, рассказать в нем о поведении учащихся на улице.

  5. Выделить из числа учащихся для утренника регулировщиков, ответственных за транспортные средства, дежурных и т. п.
II. Подготовка утренника.

  1. Провести конкурс на лучший рисунок, плакат по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах и организовать выс­тавку в месте проведения утренника.

  2. Подобрать и заказать кинофильмы по тематике утренника.

  3. Получить таблицы, плакаты, листовки в местном отделении Госавтоинспекции и оформить место проведения утренника.

  4. Пригласить на утренник работника Госавтоинспекции, общественного автоинспектора, работника транспорта.

Ход занятия


  1. Выступление организатора внеклассной и внешкольной работы.

  2. Выступление работников Госавтоинспекции и транспорта.

  3. Художественная часть.

  4. Показ кинофильма.

  5. Игры и соревнования по правилам движения.

  6. Подведение итогов и награждение победителей.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Правила дорожного движения

Цель: закрепление и проверка знаний и умений по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.

Форма: мюзикл.

Ход занятия

Детский хор исполняет песни о Правилах дорожного движения. Мелодии шлягеров см. в тексте. Кто-то из ребят балуется на дороге, а кто-то в форме по­стового делает им предупреждения.

«Пластилиновая ворона»

В одной известной сказке,

А может, и не сказке,

О правилах движения,

О правилах вождения

Хотим мы рассказать.

А если их нарушить,

Что будет - показать.

Однажды чей-то мальчик,

А может, и не мальчик,

А может, это девочка, и вышла погулять.

Играла она в мячик,

А может, и не в мячик,

А может, за котенком решила побежать.

Но вот котенок глупый,

А может, и не глупый,

А может, не котенок

К дороге побежал.

И под машину девочка,

А может быть, и мальчик,

К ужасу прохожих.

Перелистаем страницу,

А может, не страницу,

А может быть, мы в окна

Все дружно прокричим

О том, что у дороги

Нельзя играть и бегать, Иначе мы навеки. Быть может, замолчим.

«Хромой король»

Продолжим рассказ,

Он с печальным концом,

А начат был весело

Шустрым юнцом,

Который поспорил -

Свет красный мигнул -

И этот юнец меж машин промелькнул.

Припев.

Кто б мог помыслить средь людей,

Что может машин бежать быстрей, быстрей -

В реанимации лежит.

Он инвалид!

«Вагончики»

На Тихорецкую состав отправится, Вагончик тронется, перрон останется, Будь аккуратным ты и будь внимательным. Тогда останешься (4 р.) жив обязательно...

«Песня крокодила Гены»

Пусть бегут, если нужно,

Пешеходы по лужам,

Но забыть об одном не должны:

Переход пешеходный, как и правила движенья,

Нам, как воздух, для жизни нужны.

«Зимний сон»

Звезды поднимаются выше, Охраняя сон наш и жизнь. На посту бессменно гаишник

Глаз не смыкая, стоит.

Он следит за всем аккуратно

И в мороз, и в жару.

Может, вам покажется странным -

Я его очень люблю.

«Иногда»

Никогда я правила

Не нарушу главные,

Никогда не буду я

Бежать на красный свет,

Никогда не спутаю

Знаки я дорожные,

Никогда, уверена, не забуду, нет.

«Под музыку Вивальди»

Под музыку Вивальди

Закончим наш рассказ.

Чтоб не было печали

И горя мы не знали,

Чтоб все вы были веселы

И счастливы - Бог даст.

Учитесь и читайте вы книги любые,

Играйте на кларнете, в футбол и городки,

Но только не забудьте вы правила такие,

Которые спасут вас от боли и тоски.

Ведь так бывает часто

И даже очень часто,

Не думая о будущем, мы нарушаем их,

Те правила движения,

Законы безопасности, Которые придуманы,

«Пластилиновая ворон

Идея этой сказки, А может, и не сказки, А может, не идея, Но каждому ясна.

«Ворона»

На зеленый ты свет всегда Переходом пешеходным иди, да Не играй ты у дороги, нет, нет, и Не кати по трассе свой велосипеде.

«Пластилиновая ворона»

Не бегайте, не прыгайте

И даже не играйте

Там, где машины мчатся.

Где ходят поезда.

Идущему вы транспорту

Путь не перебегайте,

Ведь транспорт - это транспорт

И может сбить тебя!

Вы, мои долгожители,

В блокнотик запишите-ка

О правилах движения

И помните всегда!

error: Content is protected !!