Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения методическая разработка на тему. Передовой педагогический опыт в детском саду

Главным требованием к любой деятельности, касающейся воспитания и обучения, является системность. Об этом много говорили Н.Н. Поддъяков, Н.П. Батищева и другие. Э.С. Комарова в работе «Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника» пишет: «…все содержание познавательного материала, который предстоит усвоить ребенку, должно быть представлено в виде системы переходящих друг в друга задач, вернее, совокупности подсистем задач. Внутри каждой подсистемы задач должны быть, конечно, свои центральные и свои периферийные задачи, закономерно связанные друг с другом » (Н.Н. Поддъяков 1985). Системное расположение и преподнесение материала, активное включение ребенка в деятельность есть залог успешной работы всех фор мышления, а значит, путь дошкольника к высокой степени саморегуляции и осознанности будет быстрым и успешным.

Также очень важным является не репрезентативное, а проблемное предъявление материала: «Предлагая ребенку соответствующие проблемные ситуации, можно вызвать у него формирование целостных систем взаимосвязанных деятельностей, каждая из которых предполагает творчество в процессе их решения. Самые, казалось бы, нетворческие акты, если их формировать правильно в общей стратегии воспитания, вырабатываются именно как творческие» . Эти положения, сформулированные почти тридцать лет назад, по сей день являются основой рационального подхода к воспитанию и обучению не только дошкольников, но и всех возрастных категорий детей.

Важно понимать, что знания по основам безопасности жизнедеятельности формируются не на отдельно взятых занятиях или играх, они складываются в системно организованном процессе воспитания, параллельно ему.

В настоящее время периодика и интернет насыщены множеством авторских систем ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения. Они составляют наполнение таких широко известных среди педагогов веб-порталов . Это могут быть как плоды фундаментальных научных изысканий, так и труды чистых практиков - отдельных воспитателей и методистов и коллективов дошкольных образовательных учреждений, основанные на реально проводимой в ДОУ работе в данном направлении. Все они в той или иной мере достойны внимания. Но так как количество их очень велико, мы не станем подробно останавливаться на каждой - этого не позволит нам объем выпускной квалификационной работы, и это не входит в наши задачи. Мы лишь кратко охарактеризуем основные черты разных методик, дабы свести их в единую систему для удобства применения на собственной педагогической практике в ДОУ.

Стоит заметить, что правила дорожного движения изменяются с течением времени, так как развитие техники не стоит на месте, и, соответственно, законы эксплуатации транспортных средств и поведения на дороге водителей и пешеходов не могут оставаться неизменными. Это подтверждается регулярными публикациями «Новых правил дорожного движения», редактируемых в соответствии с постановлениями Совета Министров Правительства Российской Федерации. И хотя чаще пересматривается ответственность водителей, нежели пешеходов, эти перемены не могут не влиять и на поведение пешеходов в том числе. Растет число опасностей, следовательно, ответственность повышается с обеих сторон.

Проведя анализ основных методик ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения, можно сделать вывод, что формирование основ безопасности жизнедеятельности осуществляется в разных направлениях, основные - работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

  • 1. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
  • 2. Противопожарная безопасность.
  • 3. Безопасность в быту.
  • 4. Безопасность в природе.

Важно предусматривать работу с родителями - собрания, консультации, семинары, открытые просмотры, вечера - развлечений и выставок художественно - продуктивной деятельности детей и взрослых. (Билибенко 2005). Работе с родителями в контексте ознакомления детей основам безопасности на дороге посвящена, например, статья А.О. Решетниковой, опубликованная на портале Издательского Дома « Первое сентября». В ней описан долгосрочный проект по теме «Взаимодействие с семьей по вопросам безопасности детей через ознакомление с правилами дорожного движения». В течение двух лет велась работа с родителями, с педагогическими кадрами и с детьми. Система инструктажа, консультаций, обзоров литературы, семинаров работает на подготовку педагогов; для родителей - семинары, консультации, общие собрания, анкетирования, организация (совместно с педагогами) уголков безопасности, выставок детских рисунков на заданную тему. Дети принимают участие в системе занятий по ПДД, конкурсах и совместных с родителями мероприятиях - викторинах, конкурсах.

Такая схема имеет право на жизнь в любом ДОУ, и то, что она работает, подтверждается неоднократно: «Мы убедились, что такая система работы дает положительные результаты - за годы нашей кропотливой работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками. Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма» (А.О.Решетникова, 2012).

Соврменные дошкольные образовательные учреждения сегодня накапливают богатый методический опыт в области предупреждения любых форм детского травматизма. Так, описывая свой опыт работы с детьми, М. Аромштам пишет: «Практически все педагоги знают, что детей нужно знакомить с правилами дорожного движения. Но делают это «по старинке», не учитывая изменившегося характера улицы… В ситуации «автомобильного беспредела» мало научить ребенка «слушаться» сигналов светофора: нужно научить его видеть и слышать улицу» (М. Аромштам, 2003).

Мы уже отмечали, что правила поведения на дорое стремительно меняются вслед за прогрессом автомобилестроения. Автор статьи обращает внимание на такие детали: «Старое правило «Обходи автобус сзади!» не работает на сегодняшних широких улицах. Автобус вообще нельзя обходить. Он опасен так же, как любая стоящая машина, -- загораживает обзор и для пешеходов, и для водителей. Нужно дождаться, чтобы автобус уехал, и только после этого начинать движение через улицу» . Педагог-практик опирается на лекционные материалы видного российского детского травматолога В.П. Немсадзе и, вслед за ним, основную ответственность за безопасность детей на дороге возлагает на родителей.

Стоит отметить, что по большей части совместная работа воспитателей и родителей по приобщению детей к основам безопасного поведения на дороге реализуется в форме проектов - методе, давно положительно зарекомендовавшем себя в российских образовательных условиях. В самом деле, какой еще метод предоставляет столь широкие возможности не только для обучения, но и самовыражения всех его участников. В его рамки прекрасно вписываются и игровые обучающие ситуации, которые можно сделать частью занятий как внутри группы, так и для совместного с родителями обогащения знаниями и умениями.

Анализируя работы педагогов-практиков С.Н. Ивахиной, О.В.Калиниченко, А.И. Садретдиновой, С.И.Зыряновой, можно отметить следующие общие черты:

1. Системность.

Вне системы любые методы будут бессильны помочь в достижении образовательных и воспитательных задач. В каждом проекте должны быть прописаны долгосрочные цели, контроль в начале, середине и конце учебного года, единая оценочная шкала.

2. Единство целей и задач.

По-разному сформулированные, но по сути одни и те же задачи ставят перед собой педагоги:

  • Ш дать детям элементарные знания об общепринятых человеком нормах поведения;
  • Ш научить детей адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке;
  • Ш помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте;
  • Ш развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность, умение объяснять собственное поведение (Ивахина 2012)
  • 3. Преемственность.

Без нее вообще немыслима работа в образовательном учреждении, так как с изменением возраста учащихся изменяются их познавательные возможности, меняются требования к ним. Должно быть единое связующее все этапы звено - и им как раз может стать долгосрочный проект, и даже не один.

4. Тяготение к проектному методу.

Проект - универсальный метод, позволяющий максимально полно раскрыть познавательный потенциал воспитанников и творческие возможности педагогов. К тому же, проект может быть долгосрочным и охватывать все этапы пребывания детей в ДОУ - от поступления в младшую группу (2-3 года) до подготовительной к школе (6-7 лет), и тогда с большей вероятностью все образовательные, развивающие и воспитательные цели будут достигнуты в полной мере.

Практически все проекты и перспективные планы курсов обучения ПДД базируются на программе Н.Н. Авдеевой, Р.Б Стеркиной и др. «Основы безопасности детей дошкольного возраста», так как ее структура является наиболее логичной и стройной и представляет собой удобный инструмент для реализации насущных задач, позволяя педагогу творить, оставаясь в рамках образовательных стандартов.

Естественно, что у каждой разработки есть и свои индивидуальные черты.

Так, С.Н. Ивахина при работе в средней группе предлагает преимущественно занятия на базе иллюстраций (картинок), изображающих различные предметы дорожного обихода и дорожные ситуации. Разыгрывание, моделирование ситуаций предполагается на конечном этапе освоения материала раздела .

В проекте авторства О.В. Калиниченко, напротив, большое внимание уделено моделям предметов дорожного обихода - педагог подчеркивает необходимость помещения ребенка в максимально приближенную к реальной среду, драматизации, активного взаимодействия с аналогами реальных дорожных объектов. Продуктом проектной деятельности автор проект видит создание в ДОУ Школы дорожных наук «Юные инспектора дороги» .

В коллективном труде педагогов одного из ДОУ г. Омска также присутствует упор на создание предметной среды «Дорога», дети выступают в роли не только пешеходов, но и водителей, изучая все стороны дорожной ситуации. Также используются настольно-печатные игры, составляется библиотека и картотека литературы, касающейся вопросов обучения дошкольников правилам дорожного движения. В рамках проекта проводятся целевые экскурсии по различным участкам дорог города .

С.И. Зырянова предлагает не столько проект, сколько тематический план программы «Формирование культуры безопасности дорожного движения средствами игры». На всех этапах выполнения программы четко расписаны виды деятельности детей, вплоть до названий игр и форм работы на каждом занятии. Они чрезвычайно разнообразны: в рамках обучения правилам дорожного движения дети занимаются и аппликацией, и рисованием, участвуют в дидактических играх и беседах, праздниках .

Статья А.И. Садретдиновой некоторым образом обобщает опыт проектирования педагогических условий при обучении основам безопасности жизнедеятельности в целом и правилам дорожного движения в частности. Автор утверждает, и с ним трудно не согласиться, что для эффективной проектной деятельности необходимо выполнение следующих условий:

  • Ш здоровьесберегающая среда как комплексное средство обеспечения эффективного формирования культуры безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ. Под здоровьесберегающей образовательной средой понимается совокупность всех образовательных факторов, которые прямо или косвенно воздействуют на сохранение, укрепление и развитие здоровья ребенка в процессе его пребывания в ДОУ.
  • Ш культуротворческая образовательная технология как системообразующий фактор природосообразного, здоровьесберегающего образовательного процесса.
  • Ш Третьим условием является диагностический инструментарий определения уровней сформированности культуры безопасности жизнедеятельности старших дошкольников. Он представлен беседами, с помощью которых можно изучить наличный уровень представлений и навыков безопасного поведения в домашней среде, на улицах города и в природе у старших дошкольников; методом моделирования жизненно значимой ситуации; методом прогнозирования ситуации; диагностическими играми «Что так, что не так», «Опасное путешествие» и др. .

Мы кратко рассмотрели несколько авторских систем обучения основам безопасности жизнедеятельности (в частности - правилам дорожного движения). Несомненно, их реальное число в сотни раз больше, но мы считаем, что в проанализированных нами проектах отразились их основные общие черты.

Кроме масштабных проектов и авторских программ в периодике и интернете опубликовано огромное количество так называемых «педагогических зарисовок» - отдельных методик, игр, интересных ситуаций, каждой из которых найдется место в педагогической копилке творческого воспитателя и методиста. Это, например, такие статьи в газете «Дошкольное образование» как «Дети учат взрослых» - об интересном опыте взаимодействия родителей и детей с участниками дорожного движения - водителями под руководством работников ДОУ (Забирова 2010); подборка советов родителям, годная, например, для оформления стенда: «Как научить ребенка не попадать в типичные дорожные ловушки» (2002); набор нестандартных приемов (ТРИЗ) работы с атрибутами дорожного движения (милицейским жезлом, знаками), придумывание новых, необычных дорожных знаков (Бютцинова 2003).

Так или иначе, с использованием передовых приемов или на традиционных занятиях, методика ознакомления дошкольников с правлами дорожного движения имеет свои общие закономерности:

  • Ш Ведется с момента поступления ребенка в ДОУ и продолжается вплоть до выхода из него, так как является жизненно необходимым условием безопасности подрастающего человека;
  • Ш Обязательно включает в себя совместные мероприятия с родителями воспитанников: консультации, семинары, общие праздники, акции, оформление стендов, памяток, проведение викторин и т.п.
  • Ш Работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей следует начинать с выявления уровня их знаний и интересов, которая проводится в форме беседы, наблюдений, игровых занятий. Данная работа ведется через:
    • * организованную деятельность детей - занятия, экскурсии, тренинги;
    • * совместную деятельность взрослых и детей - драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
    • * свободно самостоятельную деятельность детей - сюжетно - ролевые игры.
  • Ш Дважды в году следует проводить диагностическую работу по определению уровня познавательного развития каждого ребёнка, по результатам которой планируется дальнейшая индивидуальная работа.
  • Ш Проблему, связанную с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей и даже поддерживать связь инспекторами ГИБДД и ПЧ.
  • Ш Основной целью является воспитание у дошкольников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.
  • Ш Оптимальным методом формирование основ безопасности жизнедеятельности в детском саду большинство исследователей считает игровое обучение. Используются также метод убеждения, игровые и развивающие методы, метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости, метод эвристических и поисковых ситуаций.
  • Ш Предметно-развивающая среда включает: уголок безопасности, дидактические игры, настольно-печатные игры, иллюстрированный материал, познавательную литературу для детей в книжном уголке, наглядную информацию для родителей.
  • Ш Работа по обучению основам безопасности жизнедеятельности проводится систематически. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. И еще одно важное требование: детям недостаточно теоретических знаний, они должны применять их на практике.
  • Ш Работая с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности, следует
  • o учитывать, прежде всего, возрастные психофизиологические и интеллектуальные особенности детей. Стараться вызвать у дошкольников желание соблюдать правила безопасности, избегая морализации, путем познания, а не запретов;
  • o обеспечивать активность каждого ребенка при освоении знаний и умений безопасного поведения в окружающей среде;
  • o стараться внушить, что опасности можно избежать, если вести себя правильно, при этом, не спровоцировав у него чувство робости и страха, используя имитационное моделирование угрожающих ситуаций и обучение практическим действиям с потенциально опасными предметами .

Знакомим детей с правилами дорожного движения

Уважаемые мамы и папы!

Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах – соблюдать правила дорожного движения! Наш разговор посвящен очень важной теме – воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах. Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, правила перехода улицы, если малыш все равно переходит дорогу, только держась за руку взрослого? Быть может, не стоит забивать им голову этими правилами, пока они еще не ходят самостоятельно по улицам, не пользуются транспортом? Но мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения – это длительный процесс. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручку с мамой, а

Завтра он станет самостоятельным пешеходом и пассажиром.

Работа по обучению детей правилам грамотного и безопасного поведения на улицах, в транспорте должна быть систематической. Для того чтобы она принесла результаты, недостаточно одной

беседы с детьми. Детям недостаточно теоретических знаний, они должны применять их на практике.

В детском саду мы проводим беседы, занятия, игры, развлечения, выставки на данную тему. Но этого мало – практическое

Применение этих знаний целиком ложиться на ваши плечи.

Единство наших и ваших требований к детям – это условие безопасности наших детей!

Уважаемые родители!

Чтобы ребенок не попал в беду, воспитывайте у него уважение к правилам дорожного движения терпеливо, ежедневно, ненавязчиво.

Памятка для родителей

закрывающих обзор проезжей части.

  • Переходите проезжую часть

Не наискосок, а прямо, строго

Перпендикулярно. Ребенок должен понимать, что это делается для лучшего

Наблюдения за движением транспорта.

  • Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора. Объясняйте ребенку, что переходить дорогу на зеленый мигающий сигнал нельзя. Он горит всего три секунды, можно попасть в ДТП.

Папа! Папа! Не забудь,

Меня к креслу пристегнуть!

Как часто приходится наблюдать такую

картину: утром мамы и папы завозят

Своих драгоценных детишек в детский

сад. Малыш гордо базируется на переднем сидении автомобиля рядом со счастливым отцом, и никто из них не пристегнут ремнем безопасности! Мамы в этом случае более «ответственны», они не забывают пристегнуть себя ремнем безопасности, а малыша пристроят на заднем сидении. Ребенок предоставлен в дороге самому себе. В лучшем случае рядом сидит взрослый человек.

Родители, жизнь детей вам не дорога? Покупая машину автолюбители все чаще уделяют вопросу безопасности большое внимание: тормозная система, ремни безопасности, воздушные подушки и т.д. При аварийной ситуации у взрослых есть шанс остаться в живых. А дети, при столкновении, летят, как «пробки из бутылки». Помните, что удар длится десятую секунды, перегрузки при аварии увеличивают вес тела в десятки раз. Даже если ребенка держит на руках взрослый, руки не смогут развивать усилия в сотки килограммов. А если взрослый при столкновении еще и не пристегнут, то колоссальные перегрузки швырнут вперед еще и его. И он просто расплющит собой ребенка…

Гарантия безопасности ваших детей только одна – специальное кресло.

Самое безопасное место в машине – за спиной водителя. Специалисты советуют: перевозить маленького пассажира именно там.

Помните, что пункт 22.8 Правил дорожного движения гласит, что запрещается перевозить детей до 12 лет на заднем сидении мотоцикла переднем сидении легкового автомобиля при отсутствии специального удерживающего устройства.

Позаботьтесь о безопасности маленьких пассажиров!

Удачи на дорогах!

Уважаемые родители!

Проанализировав дорожно-транспортные происшествия, в которых пострадали дети, установлено, что 80% происшествий, произошли в радиусе одного километра от их дома. То есть в тех местах, где ребята должны были хорошо знать условия движения транспорта, места пешеходных переходов, установки светофоров, заведомо опасные участки.

Сделайте все необходимое, чтобы в вашу семью не пришла беда. Известно, что человек впитывает нормы поведения в первые годы жизни. Его жизненные уроки и уроки родителей являются тем фундаментом, на который ребенок опирается всю жизнь.

Своевременное обучение детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывает потребность быть дисциплинированным на улице, осторожным и осмотрительным!

Помните, нарушая Правила дорожного движения, вы как бы наглядно разрешаете нарушать их своим детям.

Находясь с ребенком на улице, полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом и пешеходами. Например, почему в данный момент нельзя перейти дорогу, какие на этот

случай есть правила для пешехода и водителей, что обозначают дорожные знаки и для чего они необходимы, укажите на нарушителей, отметив, что люди рискуют попасть под колеса машин.

Учите детей:

  • Переходить дорогу только в установленном месте (на зеленый сигнал светофора, на пешеходном переходе, перекрестке).
  • Не спешите при переходе дороги.
  • Переходить дорогу лишь тогда, когда обзору ничего не мешает.
  • Переходить дорогу, убедившись в полной безопасности.
  • Не переходить дорогу перед близко идущим транспортом.

Соблюдайте правила дорожного движения и учите

этому своих детей!

Как научить ребенка не попадать в типичные дорожные «ловушки».

  • Главная опасность – стоящая машина!

Стоящая машина опасна! Она может закрыть собой другой автомобиль, который движется с большой скоростью, мешает вовремя заметить опасность. Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае, нужно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасность не угрожает

и только тогда переходить дорогу.

  • Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади!

Стоящий автобус закрывает собой участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди около остановки обычно спешат и забывают о безопасности. От остановки надо двигаться в сторону ближайшего пешеходного перехода.

  • Умейте предвидеть скрытую опасность!

Из-за стоящего автомобиля, забора, дома, кустов и др. может неожиданно выехать машина. Для перехода дороги нужно

выбрать такое место, где дорога просматривается в оба направления. В крайнем случае, можно осторожно выглянуть из-за помехи, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить дорогу.

  • Машина приближается медленно. И все же надо пропустить ее.

Медленно движущаяся машина может скрывать за собой автомобиль, идущий на большой скорости. Ребенок часто не подозревает, что за одной машиной может быть скрыта другая.

  • И у светофора можно встретить опасность

Сегодня на дорогах города мы постоянно сталкиваемся с тем, что водители автомобилей нарушают Правила дорожного движения: мчатся на высокой скорости, игнорируя сигналы светофора и знаки перехода. Поэтому недостаточно научить детей ориентироваться на зеленый сигнал светофора, необходимо убедиться, что опасность не угрожает. Дети часто рассуждают так: «Машины еще стоят, видит и пропустят». Они ошибаются.

  • Пустынную улицу дети часто перебегают не глядя.

На улице где машины появляются редко, дети выбегают на дорогу, предварительно ее не осмотрев, и попадают под машину. Выработайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу остановиться, оглядеться, прислушаться и только тогда переходить дорогу.

  • Стоя на осевой линии, помните: сзади может оказаться машина!

Дойдя до осевой линии и остановившись, дети обычно следят только за машинами, двигающимися с правой стороны, и забывают об автомобилях, проезжающих у них за спиной. Испугавшись, ребенок может сделать шаг назад – прямо под колеса машины. Если пришлось остановиться на середине дороги, надо быть предельно внимательным, не делать ни одного движения, не убедившись в безопасности.

  • На улице крепко держите ребенка за руку!

Находясь рядом с взрослым, ребенок полагается на него и либо вовсе не наблюдает за дорогой, либо наблюдает плохо. Взрослый этого не учитывает. На улице дети отвлекаются на всевозможные предметы, звуки, не заметив идущую машину, и думаю, что путь свободен, вырываются из рук взрослого и бегут через дорогу. Возле перехода дороги Вы должны крепко держать ребенка за руку.

Помните! Ребенок учится законам улицы беря пример с Вас, родителей, друзей, взрослых. Пусть Ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице инее только вашего ребенка, но и других детей. Переходя дорогу: соблюдай Правила дорожного движения.


Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 378»

г. Перми

Проект по ПДД

Подготовила

Воспитатель подготовительной группы

Нечаева Татьяна Владимировна

г. Пермь

2012 г.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Вид проекта: познавательно–коммуникативный.

Продолжительность: долгосрочный.

Актуальность: Проект посвящен актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. В рамках реализации ФГОС при организации образовательной работы с детьми необходимо внедрение инновационных технологий. Одной из наиболее эффективной и целесообразной формой признана организация проектной деятельности дошкольников. Данная деятельность позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместную творческую продуктивную деятельность и сформировать у детей навыки безопасного поведения в дорожно- транспортной среде. В сентябре была проведена диагностика. В результате диагностики по выявлению знаний о правилах дорожного движения детей получились следующие результаты: высокий уровень знаний- 0%, средний-48%, низкий-52%.

Анализ полученных данных позволил сделать вывод, что у детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Они ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставит их перед реальными опасностями в быстро меняющейся дорожной обстановке. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие дети и родители.

Цель: повышение умений и навыков правильного осознанного безопасного поведения младших дошкольников в окружающей дорожно-транспортной среде, через организацию различных видов деятельности на 20% к 01.09.2016.

Задачи проекта.

Воспитывать:

Потребность в ознакомлении с моральными нормами и правилами поведения.

Формировать:

Представление об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них;

Знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

Представления о важности безопасного поведения, соблюдения необходимых норм и правил в общественных местах, на улице и в транспорте;

Представления об автомобиле, как опасном средстве передвижения;

Представления о важности соблюдения правил дорожного движения;

Умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих повеления на улице;

Представления о важности соблюдения правил пользования велосипедом и самокатом.

Развивать:

Представления о видах транспорта;

Способность организовывать свою деятельность так, чтобы было безопасно и самому, и окружающим;

- побуждать использовать изученные правила дорожного движения на практике;

Пополнить словарный запас детей новыми словами: автодорога, проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, пешеходный переход, перекрёсток, светофор, дорожные знаки.

Для родителей:

1. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

2. Содействовать укреплению и развитию детско-родительских отношений через практическую деятельность.

Предполагаемый результат:

    Сформированы у дошкольников представления о важности соблюдения правил дорожного движения на 20%.

    Обогащён словарный запас детей новыми словами: автодорога, проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, пешеходный переход, перекресток, светофор, дорожные знаки.

    Закреплены и обобщены у детей представления о различных видах транспорта, о движении транспорта.

    Изготовлены атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Улица города».

    Оформлен лепбук по Правилам дорожного движения.

    Систематизированы и сформированы знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения на улицах, в транспорте.

Этапы проекта.

Подготовительный.

Цель – провести предварительную работу с детьми и их родителями, провести диагностику, анкетирование.

Основные направления работы.

    Знакомство с литературой по теме.

    Постановка цели и задач, определение методов исследования, выбор оборудования и материалов, составление перспективного плана работы с детьми

2. План реализации проекта.

В ходе реализации проекта были проведены занятия с дошкольниками:

1. "Дорожные знаки;

2. "Зелёный, желтый, красный";

3. "Светофор";

4. "Будь внимательным".

Цель занятий: познакомить с правилами дорожного движения, научить понимать дорожную символику на примере дорожных знаков, закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах, учить быть внимательными на дороге.

Вместе с детьми играли в сюжетно-ролевые и дидактические игры:

1. "Нам на улице не страшно";

2. "Автобус";

3. "Пешеходы";

4. "Красный, желтый, зелёный";

5. "Переходим через дорогу";

6. "Учим дорожные знаки";

7. "Угадай какой знак";

8. "Воробышки и автомобиль";

9. "Цветные автомобили".

Цель игр: закрепить и расширить знания детей о правила дорожного движения, о правилах безопасного поведения на улице, её проезжей части, учить соблюдать эти правила.

Были проведены целевые прогулки: к светофору, к проезжей части дороги, к пешеходному переходу.

В течении всего проекта использовалось художественное слово: С. Михалков "Дядя Стёпа милиционер", "Бездельник светофор", "Сказка про город дорожных знаков", Тарутин "Для чего нам светофор", Житков "Светофор", Калинина Н. "Как ребята переходили улицу", Усачёв А. "Домик у перехода" .

Для родителей была выпущена памятка "Что должен знать ребёнок о правилах поведения на дороге", консультация "Как выработать навыки безопасного поведения у ребёнка на дороге", семинар-практикум "Дорожные знаки", анкетирование на тему "Осторожно дорога".

3. Заключительный этап

Цель .

    Обобщить результаты работы: занятие на семинаре для воспитателей.

    НОД

Особенности организации работы с детьми

по ознакомлению с Правилами дорожного движения

Самое дорогое у человека – это жизнь. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем все сложности нашего бытия. От того, донесем ли мы, взрослые, до сознания ребенка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его будущее.

Ключевые слова: безопасное поведение, возрастные особенности дошкольника, пешеход, подходы к работе с детьми, правила дорожного движения, формы работы по ознакомлению с ПДД.

Воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими ПДД – одна из актуальнейших тем сегодняшнего времени. Эта проблема связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое, часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности на улицах города. Психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дорогах. Предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизического развития, как неустойчивость и быстрое истощение нервной системы; быстрое образование и исчезновение условных рефлексов; преобладание процессов раздражения и возбуждения над процессами торможения; преобладание потребности в движении над осторожностью; стремление подражать взрослым; недостаток знаний об источниках опасности; переоценка своих возможностей.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является важным направлением любого дошкольного учреждения. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность нас, взрослых. В настоящее время актуализировалась необходимость поиска механизмов для формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности в связи с увеличением интенсивности движения на улицах города. Задача взрослых – создавать условия, позволяющие ребенку накапливать опыт безопасного поведения, знакомить с Правилами дорожного движения. В исследованиях Н.П. Парамонова, Е.В. Субботского было показано, что знание правила и даже его понимание далеко не всегда обеспечивают его выполнение. Запоминание правила и его словесное воспроизведение также не гарантирует руководство им в практической деятельности: в своих высказываниях и суждениях ребенок может основываться на заученных правилах и нормах, а в реальной практике все делать вопреки ним. (С.Г. Якобсон).

Эти наблюдения позволяют предположить, что действие по правилу начинается не с заучивания самого правила, а с его осознания. Чтобы правило стало действительно осознанным, оно должно стать эмоционально привлекательным, личностно-значимым, оно должно стать мотивом действия ребенка. Возникает необходимость в игровой, интересной для ребенка обстановке формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улице большого города.

Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей с Правилами безопасности дорожного движения строится на основе нормативно-правовых и программно-методических документов, регламентирующих данную деятельность, а также она должна осуществляться в системе. Следовательно, основными задачами по воспитанию безопасного поведения дошкольников на улице являются: развитие заинтересованности к изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах города; формирование навыков безопасного поведения; воспитание устойчивых привычки соблюдать правила дорожного движения.

Современными подходами при организации психолого-педагогического процесса по ознакомлению детей с Правилами безопасности дорожного движения являются: интегративный, деятельностный, гендерный, индивидуальный, особенности организации работы с дошкольниками по ознакомлению с ПДД.

Что нужно знать педагогу о возможностях дошкольника, связанных с ознакомлением с Правилами дорожного движения:

Начиная с 6 лет: обладают все еще довольно ограниченным углом зрения: боковым зрением видят примерно две трети того, что могут обнаружить взрослые; большинство не определяют, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина; дети еще не умеют правильно распределять внимание и отделять существенно от незначительного.

Начиная с 7 лет: уверенно отличают правую сторону дороги от левой.

Начиная с 8 лет: уже могут реагировать мгновенно, т.е., тут же останавливаться, когда их окликают; у них начинают формироваться основные навыки еды на велосипеде; они могут определить, место и источник шума; способны устанавливать и понимать связь между величиной предмета, его удаленностью и временем; не распознают возможные опасные ситуации.

Правила дорожного движения написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам дорожного движения. Дошкольников же необходимо знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров в других, доступных для них, формах. В работе с детьми успешно зарекомендовали себя традиционные формы: беседы; обсуждение проблемных ситуаций; наблюдения; экскурсии; целевые прогулки; заучивание стихов; разбор пословиц, поговорок, загадок; чтение художественных произведений, познавательных рассказов; просмотр познавательных видеофильмов, мультфильмов; дидактические игры; подготовка и организация выставок детского творчества; работа с перфокартами, схемами, моделями.

Рассмотрим наиболее эффективные формы совместной деятельности педагога с детьми по ознакомлению с ПДД.

Совместная игровая деятельность

Поскольку игра является основным видом детской деятельности, то именной ей отдается преимущество и в процессе ознакомления детей в ПДД. С детьми используются разные виды игр: сюжетно-ролевые, сюжетно-дидактические, дидактические, развивающие, подвижные.

Подвижные игры. Наряду с двигательной нагрузкой они дают возможность закрепить правила дорожного движения. Важно отобрать игры в соответствии с возрастными особенностями детей. При организации игр учитывать нагрузку на разные группы мышц, а так же учитывать интересы мальчиков и девочек.

Дидактические игры. Разнообразие дидактических игр позволяет в интересной форме закреплять у детей представления о ПДД, формировать навыки, тренировать в выполнении правил. Использование дидактических игр возможно в любые режимные отрезки дня: утром, в процессе НОД, на прогулке, вечером.

Сюжетно ролевые игры. Содержание игр по ОПДД перекликается с бытовыми сюжетами. Так, успешно можно интегрировать сюжеты «Семья», «Магазин», «Поликлиника», «Полиция», «Улица». Педагогу важно вовремя направить игровые замыслы детей, косвенно воздействовать на развитие сюжетной линии.

«Минутка безопасности движения».

«Минутка» это кратковременное взаимодействие с детьми по безопасности движения (1 3 минуты), которое проводится воспитателями старших групп дошкольных учреждений в любое удобное время в режиме дня. Внимание детей переключается на вопросы путем разбора проблемного вопроса, где ребенок получает элемент полезных сведений по безопасности движения, поданный в проблемной и занимательной форме.

Минутку следует проводить 1-2 раза в неделю, а так же «по ситуации». Можно познакомить и родителей с содержанием «Минуток» через различные формы наглядной агитации.

Совместная деятельность в развивающем игровом комплексе «Автогородок».

«Автогородок» представляет собой отдельное помещение с дорожной разметкой и всем необходимым развивающим материалом и игровым инвентарем. Специально оформлен комплект дорожных знаков, светофор с мигающим сигнальным светом, макеты разных видов транспорта. Имеется минибиблиотечка детской познавательной и художественной литературы по ОПДД, дидактические и развивающие игры, в которые дети могут поиграть не только непосредственно в «Автогородке», но и взять в группу на какое-то время для самостоятельной деятельности. Материал подобран для детей разных возрастных групп.

Формирование знаний безопасного поведения у детей целесообразно организовывать поэтапно:

1. Диагностика выявления уровня сформированности знаний о правилах безопасности движения.

2. Формирование представлений и знаний о правилах поведения на дороге.

3. Развитие осознанного отношения к выполнению правил поведения на дороге.

4. Развитие умения самостоятельно применять знания в поведении и деятельности.

5.Развитие творческих способностей в процессе применения знаний в практической деятельности.

Говорят, что привычка — вторая натура. Именно поэтому, не теряя времени, нужно прививать детям те необходимые навыки, без которых не может обойтись ни один современный человек. И так же, как приобщая детей к соблюдению правил личной гигиены, следует приучать их в соблюдению правил уличного движения.Новая программа воспитателя в д/с рекомендует не только »вырабатывать» у детей ориентировку в ближайших к детскому саду улицах, но и приучать соблюдать правила уличного движения: не ходить по мостовой, переходить улицу в указанных местах, сообразуясь со световыми сигналами, уметь читать основные дорожные указатели. Выполнить эти требования программы — значит подготовить детей к жизни в города. В стороне от этого вопроса не могут остаться ни тем более педагоги: ведь невозможно воспитывать человека, не приучая его к соблюдению всех тех норм и требований, нарушение которых привадит к тяжелым, порой трагическим последствиям.Что же нужно знать ребенку, выходя на улицу?Улица вовсе не безъязыковая, и каждым из нас, кто выходит на нее, должен уметь понимать, что она ему говорит. Язык улицы — это те дорожные знаки и указатели, которые предупреждают нас, как вести себя в том или ином месте, чтобы не нарушать установленный порядок. С каждым годом увеличивается движение автомобильного транспорта, растет его скорость, а поэтому от пешеходов требуется исключительная бдительность. В числе пешеходов — дети. Вот почему не только в школе, но уже и в детских садах нужно знакомить детей с языком улицаы, с азбукой ее знаков.Важно не только ознакомить ребенка с правилами дорожного движения, довести до его сведения, с каком опасностью связано их нарушение, но приучить его контролировать свой поступки, т. е. приучить к дисциплине.Занятия по ознакомлению с основными правилами уличного движения в детских садах не похожи ни на одна аналогичное занятие в каком-либо другом месте. Тут своя специфика, свои особенности, обусловленные тем, что материал, рассчитанный на взрослых, преподносится детям. Эти занятия проходят в самых различных формах.Это может быть беседа, чтение книг, показ картин, игры, знакомящие детей с правилами ходьбы по улице. Порядок проведения занятий может быть различным. Можно начинать с экскурсий к месту оживленного движения на улице или с чтения книг, показа картины. Последние виды занятий целесообразно проводить в тех случаях, когда детский сад находится на тихой удаленной улице либо на очень оживленной, где детей сразу захлестывает обилие впечатлений. Для этой цели можно рекомендовать несколько литературных произведений, рассказывающих детям об улице: Житкова »Что я видел», Шварца »Машины на нашей улице», диафильмы »Сказка про трехглазку», »Алешкин веловипед», »Кто виноват?», »Как пошутил Витя Гурышев», »Волшебный доктор», »Дело было летом». Диафильмы помогают малышу увереннее себя чувствовать на улице. В серии картин для детского сада имеется специальная картина на тему »В городе».На экскурсиях надо обращать внимание детей, в каких местах и в каком направлении движутся машины, где они делают остановки.При наличии светофора детей знакомят с его сигнальными огнями. Детям показывают безопасные места перехода, объясняют правила. После экскурсий или чтения книг необходимы беседы, учитывающие представления детей. Во время бесед используют подходящие картинки, плакаты. Для активного упражнения детей в правилах хождения по улице игры проводятся в разных вариантах.Например: на земле рисуют широкую полосу, изображающую улицу или две перекрещивающиеся улицы, и дети »переходят» эти улицы. Условия игры меняются: для ориентировки пешеходов на улице расставляются игрушечные автомобили, трамваи, а затем убирают их. Движением управляет «милиционер», и наконец, в игре появляется светофор.Принадлежности, использованные в дидактических играх, затем дают детям в свободное для развертывания творческих игр. Во время прогулок также следует обращать внимание детей на правила перехода через улицу. Объясняя детям важность правил уличного движения, следует избегать разговора о катастрофах и несчастных случаях (не следует демонстрировать и плакаты подобного содержании). То, что хорошо для взрослых, совершенно не годится для детей.Это может травмировать ребенка не менее, чем страшная сказка и вызвать у него специфический страх перед улицей, который будет сковывать его инициативу и сообразительность, затруднять ориентировку.Наряду с перечисленными видами занятий полезно поддерживать связь с д/с работниками, которая может быть выражена в виде встреч, беседы с детьми. Интерес у детей к работникам ГАИ очень велик, поэтому их рассказы запоминаются детьми очень легко, непринужденно. Так, при встрече с детьми товарищ Стуков Б. М. Рассказал детям о своих делах и заботах, сообщил полезные сведения для всякого пешехода.Особенно рады были дети, когда гость подарил им красочные плакаты о поведении детей на улице. Эти плакаты висят у нас в группе, и дети с удовольствием вспоминают эту приятную и интересную встречу. Стихи, которые напечатаны на плакатах, дети знают наизусть и охотно рассказывают.Большой объем и быстрая смена впечатлений, которые дети получают на улице, требуют от воспитателя очень четкого отбора познавательного материала для экскурсий и бесед. Сообщение этих сведении необходимо осуществлять постепенно, в течение длительного времени. Подготовительная работа невидимой нитью тянется еще с младшей группы. На начальной ступени мы учили детей различать основное цвета, направления, учили детей организованно ходить по улице. Уже в среднем возрасте познакомили детей с тем, что на улице надо быть осторожным, не затевать игр, ходить вместе со старшими. В старшем возрасте ребята узнала от воспитателей, что на улицах города большое движение транспорта и людей. Во избежание несчастных случаев необходимо вести себя на улице очень осторожно, надо ходить по тротуарам, придерживаясь правой стороны, уступать друг другу дорогу. Дети научились различать места, предназначенные для движения транспорте и ходьбы, тротуар и мостовую, середину и края дороги..Самая большая работа была проведена в подготовительной группе. Дети узнали места наиболее безопасного перехода через улицу, научились переходить через улицу там, где вот светофора, разбираться в сигналах светофора, познакомились с основными дорожными знаками.Средств и методов воспитания у детей сознания необходимости соблюдать правила безопасности движения много. Мы использовали наиболее доступные: читку коротеньких рассказов, с последующим тщательным разбором, таких, как »Горка», »Морозко», »Прогулка на лыжах», »Санки», »Колина мечта», »Весна», »Ручеек», »Самокат», »На речку», »Петин друг» (рекомендованных в пособии »Воспитатель детских дошкольных учреждений»), читали произведения »Что видел» Житкова, Шварца »Машины на нашей улице», »На улице Владимирова», заучивали стихи о правилах дорожного движения, о светофоре, о милиционере-регулировщике.Показывали диафильмы, знакомили детей с плакатами, их содержанием, с дорожными знаками. Вместе с детьми сделали альбом основных дорожных знаков. На занятиях с детьми беседовали о правилах уличного движения, проводили экскурсии к перекрестку, к местам перехода и вообще, по ближайшим улицам города (Кирова, Школьная, Металлургов, Бардина), рисовали дорожные знаки, проводили дидактические игры: »Улица города», »Учись ходить по улице», организовали встречу детей с сотрудниками ГАИ.Вместе с детьми изготовили пособие для сюжетно-ролевой игры в »Улицу».Проведены групповые родительские собрания: »Правила поведения детей в общественных местах», »Ознакомление детей с правилами уличного движения». Второе собрание было специально посвящено профилактике детского уличного травматизма, на это собрание пригласили сотрудника ГАИ Стукова Б. М., который познакомил родителей с состоянием и причинами детского уличного травматизма и подсказал эффективные меры его профилактики: выполнение правил уличного движения.В родительском уголке была сделана тематическая выставка »Правил уличного движения», которая знакомили родителей с дорожными знаками.В нашей стране есть немало городов, где накоплен опыт сотрудничества работников ГАИ и детских учреждений. Это прежде всего город Ленинград. Здесь в помощь воспитателям издана брошюра »Методические указания по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами уличного движения».Инструкции для работы, созданы также в Свердловске, Кемерово, здесь созданы так называемые транспортные площадки, где дети попадают в условия улицы-модели. В их распоряжения самокаты, педальные автомобили, велосипеды. Играя, дети, учатся соблюдать правила и видят, к чему приводит нарушение их. Транспортные площадки при детских садах — это одна из форм, с помощью которой воспитатели ведут работу с детьми по ознакомлению с правилами уличного движений.В настоящее время большую помощь педагогам и родителям в воспитании дисциплинированных и сознательных пешеходов оказывают работники издательств »Малыш» и «Детская литература», выполняющие заказы работников ГАИ.Учитывая потребность детей во всем подражать взрослым, эти издательства выпускают игры в книгах, которые дают детям представления, в частности о правилах движения по улицам и дорогам, показывают им, как надо соблюдать эти правила. Интересно задумана игра С. Зака »Три письма». Здесь на игровом поле изображен город с улицами, площадями, перекрестками, трамвайными линиями, троллейбусными и автобусными маршрутами. Участники игры от 2 — 4 человек называющимися почтальонами, доставляют корреспонденцию.Каждому надлежит доставить по три письма в разные места. Выигрывает тот, кто быстрее справится с задачей не нарушая правила уличного движения.Игра »Светофор» А. Шлыковича построена по другому принципу. В ней может принять участие неограниченное число ребят. Здесь каждый играет либо за себя, либо участники могут разбиться на две разные группы. Игра напоминает известную телевизионную передачу КВН. От участников игры требуется знание правил уличного движения, видов транспорта, устройства автомобиля. Игра »Знаки на дорогах» А. Гарнича представляет собой набор основных дорожных знаков, регулирующих движение транспорта и пешеходов. В набор входит несколько маленьких автомобилей. Игра открывает ребятам простор для выдумки и творчества. Построив игрушечный город с улицами, площадями, перекрестками, расставив на них соответствующие знаки, дети под руководством воспитателя могут организовать увлекательную полезную игру, в которой есть роли шоферов, пешеходов и регулировщиков. Многое в организации такой игры зависит от воспитателя.Он должен сам знать правила уличного движения, значения дорожных знаков, где и в каком случае они устанавливаются. Тогда он сможет быть своего рода арбитром, выступать в роли главного инспектора ГАИ, давать правильные разъяснения в том или ином конфликтном случае. Игре »Знаки на дороге» должны предшествовать беседы, в которых воспитатели разъясняют смысл и значение дорожных знаков, обязанности регулировщика. Для такого обучения и служит игра »Знаки на дороге».Меняясь ролями в этой игре, ребята знакомятся с основными правилами, которыми руководствуются родители, а также с обязанностями пешеходов. Игра приучает ребят к сообразительности, самостоятельности, активности. Продукция издательства »Малыш» отличается многообразием. Это и настольные игры, и ширмы, и книжки, и плакаты, и альбомы для раскрашивания. Сейчас находится в производстве книжка В. Лебедева-Кумача »Про умных зверюшек».По заказу ГАИ издательство »Малыш» воспроизводит на школьных тетрадях отдельные, наиболее необходимые в повседневном обиходе правила уличного движения. Такие тетради, находясь постоянно на глазах ребят, безусловно, сыграют свою положительную роль в привитии им определенных навыков. Будет весьма полезно, если воспитатели в д/с обратят внимание в старшей и подготовительной группе на новое оформление тетрадей, прочитают им то, что напечатано на обложке. Издательство »Детская литература» по просьбе ГАИ подготовила к печати книгу »Светофор». В нее входят рассказы, очерки, стихи, информация, рассказы в картинках.В создании книги приняли участие около 30 авторов разных специальностей и профессий. Каждому из них нашлось, что сообщить ребятам о правилах уличного движения, о технике, применяемой сейчас при регулировании движения, о транспорте, и не только современном, но и о том, который был в старину и который будет в будущем. Книга имеет оригинальное завершение. Заключительная глава ее называется »Экзамен, который длится всю жизнь». Что же это за экзамен? Каждый, кто прочел эту книгу является выпускником Школы Светофорных Наук. И значит ему предстоит сдавать экзамен. Но в отличие от обычных они продолжаются ни неделю и даже не месяц, а всю жизнь.Если »у провалившегося» на экзамене в обычной школе или в институте есть утешение в том, что экзамен можно пересдать, то »провалившемуся» на вечно продолжавшемся экзамене Школе Светофорных Наук, надеяться чаще всего не на что. Тут каждая »двойка» может обернуться увечьем или даже гибелью сдающего. Так пусть же ученики Школы Светофорных Наук всю жизнь будут круглыми отличниками!

error: Content is protected !!