Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников. Роль театрализованной деятельности в развитии речи младших дошкольников. методов развития речи ребёнка

Дошкольное возраст - уникальный период развития человека, это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Это период активного усвоения ребенком родного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической.

Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего, то, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растёт. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной речью. Вот почему развитие речи становится наиболее актуальной проблемой в современном обществе.

Хорошо развитая речь помогает ребёнку легко вступать в общение с окружающим миром, понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами, способствует развитию мыслительных функций и успешному обучению в школе. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания, для полноценного формирования личности ребёнка.

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - основной документ, регламентирующий нашу деятельность, требует от нас результатов:

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте

  • Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окру-жающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

  • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации обще-ния, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки гра-мотности.

И нам необходимо искать пути реализации этих требований. Один из путей решения данной задачи, по моему пониманию, является театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность — это импровизация, оживление предметов и звуков, яркая эмоциональная передача образа героя вербальными и невербальными средствами, она связана с музыкальными и речевыми видами деятельности: пением, движением под музыку, слушанием, импровизацией, музыкальной игрой. Театрализованная деятельность стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками, взрослыми). Театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Роль театрализованной деятельности в расширении и закреплении словарного запаса дошкольников немаловажна. В процессе работы над литературными произведениями дети знакомятся с новыми словами, что способствует накоплению пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, прилагательных, местоимений и глаголов. Формируется умение различать и называть противоположные по значению названия действий и признаков.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей проводятся подготовительные упражнения: артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание, скороговорки, чистоговорки на развитие дикции, логоритмические упражнения, что совершенствует звуковую культура речи, развивает моторику речедвигательного аппарата, дикцию, речевой слух и речевое дыхание, происходит приобщение к словесному искусству.

Разыгрывание сюжетов литературных произведений позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения). Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребёнка перед необходимостью чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй, ребёнок начинает активно пользоваться словарём, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

В процессе разыгрывания в лицах литературных произведений (сказок, рассказов, инсценировок) у дошкольников отрабатываются практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста, композиционно и грамматически оформлять, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений, что способствует развитию связной речи дошкольников.

Развитие речи тесно связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению.

Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством в речевом развитии ребёнка дошкольника: активизации и совершенствовании словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость и вызывает активный интерес к окружающему миру.

Предлагаю вам, исполнить роль ________ в разных ситуациях:

Простейшие движения —

Интонация, мимика, пантомима —

художественно-образные исполнительские умения —

творческая самостоятельность в передаче образа —

В конце своего выступления хочу поздравить всех с наступающим Новым годом и пожелать счастья, удачи, исполнения всех желаний и планов и, конечно же, ЗДОРОВЬЯ. СПАСИБО.

Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готовым к любому «превращению», т.е. владел основами актерского мастерства и навыками режиссуры.

— во 2-й младшей группе формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных);

— в средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме);

— в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения;

— в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.

Желательно привлечь родителей к активному участию в таких вечерах в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т.д. В любом случае союз педагогов и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Активизации их интереса способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками» Тематика таких вечеров может быть различной, например: «Любимые сказки», «Театральные встречи», «Смешные истории» и др.

Роль театральной деятельности в развитии речи детей.

Речь - это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь - это многообразная деятельность.

Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок

  • познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу;
  • познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки, чуда, ощущения беззаботного детства.

Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков, так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием и т.д.

Работу по театрализованной деятельности я начала с младшей группы, где дети только начинают ходить в детский сад. Театрализованные игры помогли мне в работе по безболезненной адаптации детей. Я обыгрывала любую игрушку в группе или ту, которую принёс малыш. И видя, как она, его игрушка, пляшет, поёт, разговаривает, у ребёнка появлялась на лице улыбка, радость. Это отвлекало его, помогало легче привыкнуть к коллективу, побуждало к общению со мной и с детьми.

Учила разыгрывать песенки «Петушок, петушок» колыбельные с куклами, потешки: «Кисонька-Мурысонька», «Водичка-водичка»

Учу разыгрывать знакомые сказки, народные песенки, потешки, используя игрушки, плоскостной, пальчиковый театр. Всё это помогает подготовить детей к активному участию в театрализованных играх. Это позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения). Обращаю внимание детей на интонацию голосов животных в сказках «Колобок», «Теремок». Учу эмоционально проговаривать фразы, чётко произносить звуки. Например, в игре «Прогулка в лес» (как шумит ветер, шуршат листья) звукоподражательные слова, произносимые с различной интонацией, развивают речевое дыхание.

После отгадывания загадок о животных, дети имитируют голос отгаданного животного.

Особое внимание уделяю выразительности в проговаривании слов в чистоговорках, меняя силу голоса. («Са-са-са, к нам летит оса» — с разной силой голоса. - тихо, громче, громко. Также меняя интонацию - удивлённо, вопросительно, испуганно, восторженно и т.п.

Для театрализации использую сказки Корнея Чуковского «Муха Цокотуха», «Айболит», Федорино горе и др. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Перчатки». Русские народные сказки «Лисичка со скалочкой», «Теремок», «Колобок». Песенки «Жили у бабуси», «В траве сидел кузнечик». Стихи «Дождик — дождик» и т.д.

В группе мы создали театрализованный уголок, в который входят следующие виды театра:

  • пальчиковый театр;
  • театр би-ба-бо;
  • настольный театр;
  • плоскостной театр;
  • платковый театр.
  • театр ряженых;
  • театральные шапочки.

Все эти театры находятся в доступном для детей месте.

Платковый театр я использую в разные режимные моменты (умывание, организованная образовательная деятельность, гимнастика после сна, подвижные игры, приём пищи и т.д.)

В группе создан уголок ряженых, где дети любят наряжаться и разыгрывать разные сценки.

В своей работе по театрализованной деятельности я привлекаю родителей, которые помогают изготовить костюмы и атрибуты. Часто при инсценировании какой либо сказки предлагаю родителям принять участие.

Таким образом, работа по театральной деятельности способствует не только пополнению знаний, умений а и является средством формирования речи, личностных качеств ребёнка, его адекватного поведения в различных ситуациях.

Речь ребёнка становится более выразительной, грамотной. Обогащается новыми словами.

Моё стремление направлено к тому, чтобы дети понимали, что речь должна быть чёткой, звучной, выразительной, неторопливой. Должна быть красочной и выражать мысли ребёнка.

Работа по театрализованной деятельности будет и дальше проводиться. Планирую пополнить театральный уголок. А именно платковый театр новыми куклами персонажами. Также изготовить театр на лопатках, который, я думаю, детям тоже будет интересен. В изготовление нового вида театра буду привлекать родителей, с которыми уже беседовала на эту тему и они обещали помочь.

Основная трудность в театрализации это слабое развитие речи детей, нарушение звукопроизношения. Есть дети в группе, которые плохо говорят, не проговаривают слова, звуки. Некоторые дети плохо запоминают. Рекомендую родителям чаще читать детям сказки, а потом в ролях пересказывать небольшие отрывки, учить стихи, потешки.

Хотелось бы обмениваться опытом и видами театра с другими воспитателями, что то взять для себя в изготовлении нового вида театра.

Гатауллина Гульнур Гумаровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №414 комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Роль театрально – игровой деятельности в развитии речи ребёнка"
Дата публикации: 27.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 414 комбинированного вида»

Ново – Савиновского района

Тема:

«Роль театрально – игровой

деятельности в развитии речи ребёнка»

Воспитатель:

Гатауллина Гульнур Гумаровна

г. Казань, 2017 г.

Согласно ФГОС дошкольного образования развитие речи выделено

в отдельную образовательную область и включает в себя:

Владение речью как средством общения и культуры;

Обогащение активного словаря;

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и

монологической речи;

Развитие речевого творчества;

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух

текстов различных жанров детской литературы;

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как

предпосылки обучения грамоте.

В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, так

как игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного

возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка,

глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма,

способствует физическому развитию.

Театрально – игровая деятельность является одним из практических

методов развития речи ребёнка.

Актуальность проблемы состоит в следующем:

Театрально - игровая деятельность имеет огромное значение для развития

творческих способностей дошкольников, она позволяет решать вопросы

развития личности, активизирует словарь, развивает монологическую и

диалогическую речь ребенка, способствует умение организовывать общение

со сверстниками, умение внешне выражать свои внутренние эмоции и

правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Цель: формировать и совершенствовать речевые умения и навыки детей

через вовлечение их в театрально - игровую деятельность.

Задачи:

Сформировать правильную модель поведения в современном мире;

Повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;

Познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным

искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый

Совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания,

побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.

Основные направления речевой работы в театрально – игровой

деятельности:

Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического

восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.

Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой

моторики руки, снятие мышечного напряжения.

Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие

мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия,

совершенствование грамматического строя речи, монологической и

диалогической формы речи, игровых навыков и творческой

самостоятельности.

Методы и приемы работы:

1.Чтение художественных произведений, сказок, стихов.

2. Беседы с детьми.

3. Обыгрывание этюдов, театрализованных игр, инсценировки, драматизации.

4. Рассматривание иллюстраций.

5. Показ кукольного спектакля для детей младшей группы.

6. Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной

и невербальной речи).

В ходе театрально – игровой деятельности развиваются следующие

личностные качества детей:

Коммуникативные качества:

Умение принимать себя и других;

Умение видеть в другом человеке его достоинства;

Эмоционально-положительное отношение к сверстникам;

Знание культуры человеческого общения.

Коммуникативные навыки:

Развитие речевых навыков (навыков речевого общения)

накопление опыта положительного взаимодействия;

Умение находить общий язык;

Умение без насилия решать конфликты;

Навыки эффективного общения;

Умение выражать свое мнение публично;

Навыки коллективного взаимодействия;

Навыки взаимного уважения и признания.

Деятельностные качества:

Умение планировать свою деятельность;

Умение налаживать партнерские отношения, взаимодействовать в паре,

Умение действовать в конфликтных ситуациях

Общечеловеческие ценности:

Ценность семьи;

Ценность здорового образа жизни;

Знание и уважение народных традиций.

Театрализованная игра в развитии речи детей:

1) развивает художественный вкус, творческие способности,

выразительность речи;

2) развивает сценическое, певческое, танцевальное творчество;

3) расширяет словарный запас слов, речь;

4) развивает память, мышление, воображение;

5) формирует чувство коллективизма;

6) приобщает детей к театрализованному искусству.

Для театрально – игровой деятельности детей в нашей группе созданы

благоприятные условия. Имеется уголок театрализованной деятельности, где

подобраны игрушки, атрибуты, литературные произведения, театральные

куклы и костюмы. Для музыкального оформления спектакля в группе есть

магнитофон, кассеты, диски. Оформлены театральные уголки для

самостоятельной деятельности детей, где имеются различные виды театров,

дидактические, настольно-печатные и развивающие игры по литературным

произведениям. В группе есть стойка для элементов костюмов, простые

декорации, ширмы для кукольного и настольного театра.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей,

собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка,

звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит

ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него

улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает

активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях

расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле

своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию

речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической

Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не

то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять,

придумывать - вот, что необходимо ребёнку.

Вывод:

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра

лежит игра. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с

окружающим миром, учатся его понимать. Через театрализованные игры мы

развиваем у детей речевые особенности, обеспечиваем эмоциональное

благополучие. У детей значительно активизируется словарный запас в

повседневной жизни, речь становиться более яркой, эмоциональной.

Анна Глушаченко
Роль театральной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста

Выступление с докладом на районном методическом объединении

Воспитатель :

Глушаченко Анна Викторовна 22.03.2017г.

Роль театральной деятельности в речевом развитии

детей дошкольного возраста

«Произношение на сцене -

искусство не менее трудное, чем пение,

требующее большой подготовки и техники,

доходящей до виртуозности».

Константин Сергеевич Станиславский

Из жизни современных детей постепенно уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читаются детям, то не обсуждается их содержание. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, произношения, выразительности речи. Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей . Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания.

Театрализованная деятельность включает в себя работу по всем образовательным областям :

В процессе познавательного развития - углубляются знания детей о театре как о виде искусства, расширяется кругозор.

В процессе художественно - эстетического развития совместного с детьми изготавливаются атрибуты, элементы костюмов к выбранной для разыгрывания сказке, происходит развитие продуктивной деятельности , развития творчества у детей , приобщение к изобразительному и музыкальному искусствам.

Физическое развитие – подразумевает проведение НОД в форме сюжетно-ролевых музыкально-ритмических игр, которые повышают интерес детей к физическим упражнениям, позволяют создавать разностороннюю базу движений и жестов, раскрывать творческий потенциал ребёнка.

Социально – коммуникативное развитие - дети включаются в систему социальных отношений через образы героев, «проживая» жизнь своего персонажа, «примеряя» на себя его характер, оценивая поступки героев художественного произведения.

Речевое развитие – это развитие всех сторон речи , активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, дети учатся выстраивать диалоги. При восприятии художественной литературы происходит приобщение детей к словесному искусству, развитию литературной речи , художественного восприятия и эстетического вкуса.

Начиная с младшего дошкольного возраста , чаще всего используются театрализованные игры через знакомство с различными видами театра .

Пальчиковый театр - способствует развитию речи , внимания, памяти; формирует пространственные представления; развивает ловкость , точность, выразительность, координацию движений; стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития .

Театр картинок и фланелеграф – развивают творческие способности; содействуют эстетическому воспитанию; развивают ловкость , умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности .

Конусный, настольный театр - помогает учить детей координировать движения рук и глаз; сопровождать движения пальцев речью; побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Театр кукол Би-ба-бо - посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.

Дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Театрализованная игра стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Театрализация сказок очень увлекает детей . Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.

В среднем и старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется правильному произношению слов, построению фраз, педагог старается обогатить речь ребенка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, ребёнок старается говорить четко, чтобы его все поняли. Дети быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы, поговорки из сценария.

С темой театра я знакома с 2006 года. В Доме детства и юношества развивала творческие способности детей 7-16 лет . Мною была составлена программа «Театр-творчество-дети » , а так же комплекс методических рекомендаций, которые помогали мне в реализации цели. В 2015 году я решила сменить вид деятельности , и теперь провожу театрализацию с детьми дошкольного возраста .

Подбирая материал для спектакля или инсценировки, мы, педагоги – дошкольники , стараемся учитывать возрастные особенности , возможности, знания и умения детей . Стараемся обогащать их жизненный опыт, развивать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал.

Готовясь к постановке спектакля в своей группе, я разработала свою технологию развития речи детей :

2. Артикуляционные и дикционные упражнения.

3. Упражнения для развития речевого дыхания . Интонационные и логические упражнения.

4. Упражнения для развития связной и образной речи, творческой фантазии (сочинение небольших рассказов и сказок; подбор простейших рифм) .

5. Работа над произношением скороговорок, стихов, отработка согласных в конце слова.

6. Выбор пьесы. Чтение и обсуждение идеи спектакля. Вместе с детьми беседуем о каждом герое, их поступках. Обсуждаем основную конструкцию спектакля : завязки – кульминации – развязки ; выделение главных событий. Пересказ сюжета детьми.

7. Отработка выразительного чтения монологов.

8. Отработка выразительного чтения диалогов.

9. Репетиции реплик по эпизодам.

10. Репетиция всего спектакля.

11. Генеральная репетиция.

12. Выступление со спектаклем.

13. Анализ работы с детьми о проделанной работе (обсуждение удачных и интересных моментов, выявление недостатков, что необходимо предусмотреть, интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела).

Хочется отметить, что при подготовке спектакля в стихах или прозе, у детей возникает затруднение запоминания текста. Я нашла выход из этого положения. Мне помогают мнемотаблицы, которые позволяют : развивать наглядно-образное и логическое мышление; совершенствовать связную речь в ходе рассказывания по таблице.

Дети моей группы принимают активное участие в играх – драматизациях, театрализованных постановках , мини – спектаклях. Они с удовольствием участвуют в театральном фестивале , который проходит в нашем детском саду ежегодно.

Таким образом, хочу отметить, что целенаправленная работа по театрализованной деятельности , является одной из эффективных форм развития речи дошкольника .

Актуальность данного направления определяется тем, что театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования коммуникативных навыков ребенка, развития его творческих способностей.

С театрализованной деятельностью тесно связано совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру, расширяет кругозор, благоприятно влияет на развитие психо-эмоциональной сферы.

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста.

В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям - прежде всего детям – осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, - невозможно. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

Выразительная речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, умело поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка,

приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.) .

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать проблемные ситуации опосредованно от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка.

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства.

Изучив современную методическую литературу, я выбрала материал для внедрения их в практику своей группы, а также пришла к выводу, что используя данный материал, можно повысить интерес к театрально – игровой деятельности, расширить представления детей об окружающей действительности, совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.

С января 2014 года в системе дошкольного образования вышел нормативный документ, который стал определяющим в принципах и подходах организации современного

Пункт 1.6. настоящего документа гласит «Стандарт направлен на решение следующих задач» , одной из которых является - «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» . Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, развития его коммуникабельности. Дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом формирования коммуникативных свойств характера. Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Диагностика.

После проведения диагностики результаты оказались следующими:

  • интерес к театрализованной деятельности со средним уровнем проявило 10 человек (66, 7%) , с высоким уровнем – 5 человек (33, 3%)
  • умение давать оценку поступкам со средним уровнем – 10 человек (66, 7%) (13, 3%) , с высоким уровнем 3 человека (20%)
  • владение выразительностью речи со средним уровнем – 6 человек (40%) , с низким уровнем – 8 человек (53, 3%) , с высоким уровнем – 1человек (6, 7%)
  • понимать эмоциональное состояние со средним уровнем -13 человек (86, 6%) , с низким уровнем – 1 человек (6, 7%) , с высоким уровнем – 1 человек (6, 7%)
  • сопереживание героям сказок -11 человек (73, 2%) , с низким уровнем – 2 человека (13, 4%) , с высоким уровнем – 2 человека (13, 4)
  • вживание в образ со средним уровнем -10 человек (66, 6%) , с низким уровнем – 3 человека (20%) , с высоким уровнем - 2 человека (13, 4%) .

Сравнив результаты диагностических исследований, я пришла к тому, что удалось добиться положительных результатов в следующих разделах:

  • интерес к театрализованной деятельности на 54%
  • умение давать оценку поступкам на 61%
  • владение выразительностью речи (здесь потребовалась углубленная и индивидуальная работа с детьми) на 42%
  • понимать эмоциональное состояние на 39%
  • сопереживание героям сказок на 44%
  • вживание в образ на 57%.

Результат проделанной работы:

  1. У детей повысился интерес к театрально – игровой деятельности.
  2. Усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа.
  3. Расширились представления детей об окружающей действительности.
  4. Обогатился и активизировался словарь детей.
  5. Усовершенствовалась интонационная выразительность речи.
  6. Развивалась память, мышление, воображение, внимание детей.
  7. Усовершенствовалось умение детей правильно оценивать свои и чужие поступки.
  8. Дети учились понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё.
  1. Чтение произведений художественной литературы, устного народного творчества.
  2. Проводить беседы по содержанию прочитанных произведений.
  3. Анализировать характеры персонажей, давать оценку их поступкам.
  4. Предлагать детям задания, игры, упражнения на развитие памяти, мышления, выразительной речи, мимики, жестов.
  5. Постановка спектаклей, драматизация сказок в семейном кругу.
  6. Посещение театров.
  7. Принимать участие в тематических вечерах, праздниках, развлечениях.

Алгоритм самообразования.

Я считаю, что необходимо:

  • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
  • Изучение учебной и научно-методической литературы;
  • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
  • Изучение новых программ и педагогических технологий;
  • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
  • Повышение общекультурного уровня.

Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

  • Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
  • Проявление творческого потенциала педагога;
  • Пропаганда своих достижений;
  • Развитие исследовательской деятельности.

Алгоритм деятельности по самообразованию.

Выбор темы, обозначение мотивации педагога в зависимости от потребности в углубленном изучении данной темы:

  • Желание педагога углубить и систематизировать знания по интересующей теме
  • Отсутствие системы знаний по данной теме, слабое владение методикой организации работы с детьми по данной теме.

Подбор научно-методической литературы по данной теме.

Посещение районных методических мероприятий, методических объединений, семинаров и других форм работы с педагогами.

Изучение передового педагогического опыта по выбранной теме.

Использование современных подходов в организации работы с родителями по обозначенной теме (консультации, викторины, дискуссии и др.)

Апробация новых моделей взаимодействия с воспитанниками по выбранной теме в процессе организации различных видов деятельности (проектная деятельность, моделирование, интеграция) .

Участие в коллективных просмотрах педпроцесса внутри ДОУ и других ДОУ.

Подготовка материала для обобщения своего опыта работы.

Подготовка отчета о проделанной работе по самообразованию (выступление на педсовете)

Организация театрализованной деятельности в ДОУ в соответствии ФГОС к структуре и содержанию ООП ДО

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; развивается и совершенствуется речь, активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняя соответствующую роль, ребенок поневоле упражняется в четком, ясном, понятном изъяснении. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный, зримый результат. Театрализованная деятельность способствует развитию эмоциональной сферы ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгранные события.

Прежде всего необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок.

В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.

Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении.

От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.

Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок.

Знакомство с театральной куклой - бибабо – и театрализованными играми лучше начинать в первой младшей группе. Малыши смотрят драматизированные сказки и другие инсценировки, которые поставили воспитатели или старшие дошкольники, - это создает радостную атмосферу.

2-ая младшая группа: дети последовательно знакомятся с видами театра, основами актерского мастерства.

Средняя группа: кукольный спектакль объединяется с театрализованной игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, т. к. здесь ему помогает ширма, за которой он прячется от зрителя. Те, кто преодолевает робость, участвуют в инсценировке как актеры драматического театра (игра-драматизация) .

Старшая группа: все дети участвуют в театрализованных играх и драматизациях.

  1. во 2-ой младшей группе – имитировать характерные движения сказочных животных;
  2. в средней группе обучать элементам образных выразительных средств (интонаций, мимике, пантомиме) ;
  3. в старшей группе совершенствовать образные исполнительские умения;
  4. в подготовительной группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку.

Имитационным движениям можно обучать на физкультурных, музыкальных занятиях, утренней гимнастики, в процессе наблюдений за явлениями окружающей жизни.

Классификация театрализованных игр

Кукольный театр - это волшебный мир - одна из самых великих моделей Человека и Человечества. В отличие от драматического театра, где играют не куклы, а живые люди, кукольный театр более долговечен. Его актеры способны жить много столетий, и любая музейная кукла, ведомая рукой опытного кукловода, в любой момент способна ожить и сыграть перед нами ту самую кукольную комедию, которой восхищались зрители - короли, ремесленники, дворяне, купцы, наемные солдаты - и сто, и двести, и четыреста лет назад.

Игры в кукольный театр:

  • Настольный театр.
  • Театр на руке.
  • Напольные куклы.
  • Стендовый театр.
  • Верховые куклы.
  • Театр живой куклы

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» , самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности

Игры - драматизации

Инсценирование потешек

Инсценирование небольших сказок

Инсценирование песен

Инсценироваание небольших литературных текстов

Творчество детей

Игры - спектакли характеризуются переносом акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Их можно рассматривать как разновидность художественной деятельности,

Игры – спектакли

Драматический спектакль

Музыкально-драматический спектакль

Детская опера

Спектакль на хореографической основе

Спектакль ритмопластики

Пантомима

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное ненавязчивое педагогическое средство, так как он сам испытывает при этом удовольствие.

Требования к театрализованной игре

Разнообразие тематики содержания.

Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса.

Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованных игр.

Требования к занятиям, включающим театрализованную игру:

Развитие речи и навыков театральной исполнительской деятельности.

Создание атмосферы творчества.

Развитие музыкальных способностей.

Социально-эмоциональное развитие.

Театрализованное занятие включает в себя-

Просмотр кукольных сценок.

Театрализованной игры.

Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

Беседы о театре.

Упражнения по формированию выразительности исполнения песенного, танцевального творчества.

Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Эти виды театрализованных игр с успехом используется в разновозрастной группе. Объединение детей на художественном материале, на совместных положительных эмоциях и общих переживаниях помогает решать, помимо общих задач, еще и такие, как умение старших детей занять малыша, развлечь его, доставить ему радость и удовольствие.

В условиях разновозрастной группы, объединяющей детей с различным опытом развития, важно умело подобрать произведения, которые могут служить материалом для совместных игр-драматизаций и которые будут использованы только в подгруппах.

Все проведенные выше мероприятия способствуют формированию социально-необходимых навыков и знаний, повышению общей культуры дошкольника.

В заключении отметим, что театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры в разных видов искусства, которые находят свой воплощение в театрально-игровой деятельности.

Елена Ленденева
Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста

Речевое развитие дошкольников в частности , развитие связной речи – одно из важнейших направлений в работе педагогов ДОУ. Во многом определяющее успешность школьного обучения, обуславливающее формирование коммуникативной культуры, развитие других важнейших психических процессов (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, овладение навыками практического общения в жизненных различных ситуациях, подготовку к обучению чтению и письму, развитие креативных способностей.

Театрализованная деятельность является одной из наиболее интересных для детей дошкольного возраста , что позволяет включать их в обыгрывание сказок, небольших литературных произведений и тем самым решать задачи речевого развития . В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи . Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать , рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности , в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач , появление новых видов деятельности , усложнение общения с взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений. В которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию . Во-первых, всех сторон речевого развития , во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей, знаковой) .

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи . Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи . Участие в диалоге требует сложных умений : слушать и правильно понимать мысль собеседника; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за собеседником тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы в которую облекаются мысли; слушать и контролировать свою речь.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказок, рассказов, специально написанных инсценировок) . Особенность театрализованных игр состоит в том , что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей . Текст произведения является лишь канвой, в которую вплетаются новые сюжетные линии, вводятся новые герои и т. д. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы Это осуществить, надо понять каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения. Итак, полноценное участие в игре требует от детей особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, каков герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки оценивать их. Понимать мораль произведения. Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события , во многом зависит от личного опыта ребенка : чем разнообразнее его впечатления об окружающем, тем богаче его воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как уровень общекультурного развития , на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все это не складывается стихийно, а формируется в ходе воспитательно-образовательной работы.

Планирование моей работы с детьми по развитию Речи через театрализованную деятельность основано на системе игровых тренингов, которые рекомендуется проводить во вторую половину дня в совместной деятельности с детьми .

Структура тренинга включает в себя :

Приветствие, направленное на объединение детей , создание благоприятного психологического климата, эмоционального настроя;

Основную часть, которая включает в себя дидактические игры, упражнения, беседы, инсценирования;

Разминку, направленную на снятие мышечного напряжения, развитие умений владеть своим телом, развитие мимической и эмоциональной палитры, жестикуляции;

Заключительную часть, предусматривающую закрепление содержания основной части, переход к последующему материалу.

Последовательность решаемых задач, использование методов и приемов представлены в следующем варианте системы занятий.

Занятия театрализованной деятельностью несут в себе необыкновенно высокий эмоционально-положительный заряд, затрагивая сферу восприятия, чувств каждого ребенка; литературный материал представляет собой яркий, наглядно-образный эталон речевой культуры народа. Литературные образы, сюжетные линии позволяют дошкольнику освоить социально-нравственные нормы и правила, формируют коммуникативную культуру. Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте , поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии , способности к воображению, в обогащении речи ребенка , в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности которые свойственны развитию личности . Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии . Вместе с тем, время от времени жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за счет образов внешних. Именно эту важную функцию выполняет в детском саду театр .

Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей . Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка , интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств , переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу;

познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки, чуда, ощущения беззаботного детства.

Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков., так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением , движением под музыку, слушанием и т. д.

Работу по я начала с младшей группы, где дети только начинают ходить в детский сад. Театрализованные игры помогли мне в работе по безболезненной адаптации детей . Я обыгрывала любую игрушку в группе или ту, которую принёс малыш. И видя, как она, его игрушка, пляшет, поёт, разговаривает, у ребёнка появлялась на лице улыбка, радость. Это отвлекало его, помогало легче привыкнуть к коллективу, побуждало к общению со мной и с детьми.

Учила разыгрывать песенки «Петушок, петушок» колыбельные с куклами, потешки : «Кисонька-Мурысонька» , «Водичка-водичка» , разыгрывать знакомые сказки, народные песенки, потешки, используя игрушки, плоскостной, пальчиковый, перчаточный театр . Всё это помогает подготовить детей к активному участию в театрализованных играх . Это позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения)

Обращаю внимание детей на интонацию голосов животных в сказках «Колобок» , «Теремок» . Обращаю вниманию на то, как нужно эмоционально проговаривать фразы, чётко произносить звуки. Например, в игре «Прогулка в лес» (как шумит ветер, шуршат листья) звукоподражательные слова, произносимые с различной интонацией, развивают речевое дыхание .

После отгадывания загадок о животных, дети имитируют голос отгаданного животного.

Добиваюсь что бы дети выразительно проговаривали слова в чистоговорках, меняя силу голоса. (например «Ри-Ри-РИ – прилетели снегири.» ) - с разной силой голоса. – тихо, громче, громко. Меняя интонацию – удивлённо, вопросительно, испуганно, восторженно и т. п.

Все эти игры и упражнения позволяют расширить словарный запас детей . Так же большое внимание уделяю выразительности речи . Закрепляется умение детей сочетать речь с движением

Для театрализации использую сказки К . И. Чуковского «Муха Цокотуха» , «Айболит» и др. Маршака «Сказка о глупом мышонке» , «Перчатки» .

Русские народные сказки «Лисичка со скалочкой» , «Теремок» , «Колобок» .

«Заюшкина избушка»

Песенки «Жили у бабуси» , «В траве сидел кузнечик» . Стихи А. Барто и т. д.

В группе имеется театрализованный уголок , в который входят следующие виды театра :

пальчиковый театр ;

театр би-ба-бо ;

настольный театр ;

плоскостной театр ;

перчаточный театр ;

театр ряженых ;

театральные шапочки , маски.

Все находятся в доступном для детей месте . В определенных коробочках,с надписями из символов. Чтобы дети могли взять нужный им материал.

В группе создан уголок ряженых, где дети любят наряжаться и разыгрывать разные сценки.

В своей работе по театрализованной деятельности я привлекаю и родителей, которые помогают изготовить костюмы и атрибуты. Часто при инсценировании какой либо сказки сцнеария приглашаем родителей принять участие.

Таким образом, работа по театральной деятельности способствует не только пополнению знаний, умений а и является средством формирования речи , личностных качеств ребёнка, его адекватного поведения в различных ситуациях.

Речь ребёнка становится более выразительной, грамотной. Обогащается новыми словами.

Моё стремление направлено к тому, чтобы дети понимали, что речь должна быть чёткой, звучной, выразительной, неторопливой. Должна быть красочной и выражать мысли ребёнка.

Работа по театрализованной деятельности будет проводиться и дальше. Планирую провести с родителями мастер- класс по изготовлению кукол- марионеток, что бы пополнить театральный уголок .

Основная трудность в работе по театрализованной деятельности это слабое развитие речи детей , нарушение звукопроизношения, скованность. Есть дети в группе, которые плохо говорят, не проговаривают слова, звуки. Некоторые дети плохо запоминают. Рекомендую родителям чаще читать детям сказки, а потом в ролях пересказывать небольшие отрывки, учить стихи, потешки.

Театрализованная деятельность способствует развитию фантазии , воображения, всех видов памяти и детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического. Она вводит детей не только в мир прекрасного, активизирует мышление и познавательный интерес, но и помогает раскрывать творческие возможности, развивает речь и , что самое главное, помогает адаптироваться ребёнку в обществе.

Воспитатель МКДОУ Кутуликский д/с №3 Ленденева Елена Васильевна, Иркутская область Аларский район

error: Content is protected !!