Наука и образование как ценность. Методологические основы дошкольной педагогики. Две подсистемы образования: обучение и воспитание

К знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями.

Образование, так же как и науку, можно рассматривать в тpex аспектах :

  • это целостная система знаний человека о мире, подкрепленная соответствующими навыками в различных сферах активности;
  • это целенаправленное обучение личности, формирования у нее определенных знаний и навыков;
  • это система социальных институтов , обеспечивающих допрофессиональное и профессиональное обучение.

Целью образования является приобщение человека к убеждениям, идеалам и ценностям господствующей части общества.

Функции образования следующие:

  • воспитание;
  • социализация;
  • подготовка квалифицированных специалистов;
  • приобщение к современным технологиям и другим продуктам культуры.

Критерии образованности

Образование — это результат .

Образованный человек — человек, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить.

Главный критерий образованности — системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.

В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и высшее образование. По характеру и направленности образование подразделяется на общее, профессиональное и политехническое.

Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует диалектико-материалистическое мировоззрение, развивает познавательные способности. Общее образование дает понимание основных закономерностей развития в окружающем человека мире, необходимые каждому человеку учебные и трудовые умения, разнообразные практические навыки.

Политехническое образование знакомит с основными принципами современного производства, вырабатывает навыки обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и повседневной жизни.

Роль образования в жизни человека

Посредством образования происходит трансляция от одного поколения другому.

С одной стороны, на образование оказывают влияние экономическая и политическая сферы общественной жизни, а также социокультурная среда — национальные, региональные, религиозные традиции (поэтому модели и формы образования значительно отличаются друг от друга: можно говорить о русской, американской, французской системах образования).

С другой стороны, образование — относительно самостоятельная подсистема социальной жизни, которая может оказывать влияние на все сферы жизни общества. Так, модернизация образования в стране позволяет в дальнейшем повысить качество трудовых ресурсов и, следовательно, способствовать развитию экономики. Гражданское образование способствует демократизации политической сферы общества, юридическое — укреплению правовой культуры. В целом качественное образование формирует гармоничную личность как в общекультурном плане, так и в профессиональном.

Образование имеет большое значение не только для общества, но и для индивида. В современном обществе образование — это основной «социальный лифт», который позволяет талантливому человеку подняться из самых низов общественной жизни и добиться высокого социального статуса.

Система образования

Образование — одна из важнейших сфер социальной жизни, от функционирования которой зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние . Конечный результат сводится к образованности индивида, т.е. его новому качеству, выраженному в совокупности приобретенных знаний, умений и навыков.

Образование сохраняет свой потенциал в качестве определяющего фактора социально-экономического развития России.

Система образования включает:

  • дошкольные образовательные учреждения;
  • общеобразовательные учреждения;
  • образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшее учебное заведение);
  • образовательные учреждения среднего специального образования (среднее специальное учебное заведение);
  • негосударственные образовательные учреждения;
  • дополнительное образование.

Учреждения образования представляют собой массовую и обширную систему. Их сеть воздействует на социально-экономическую ситуацию, как в стране, так и в регионах. В образовательных учреждениях осуществляется передача знаний, моральных устоев и обычаев общества.

Важнейшим социальным институтом в системе образования является школа .

Проблемы, стоящие перед управлением образованием:

  • низкая заработная плата преподавателей;
  • недостаточное материально-техническое обеспечение учреждений образования;
  • нехватка кадров;
  • недостаточный профессиональный уровень образования;
  • недостаточный уровень общей культуры.

Структура образования

Образование, как и всякая социальная подсистема, имеет свою структуру. Так, в структуре образования можно выделить образовательные учреждения (школы, колледжи, университеты), социальные группы (учителя, студенты, учащиеся), учебный процесс (процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, ценностей).

В таблице приведена структура образования на примере Российской Федерации. Основное общее образование в РФ до достижения 15 лет является обязательным.

Образовательные ступени

Образование

Дошкольное

Общее

Профессиональное

Начальное

Основное

Начальное

Послевузовское

Ясли, Детский сад

1-4-е классы школы

5-9-е классы школы

10-11-е классы школы

ПТУ. проф-лицей

Техникум, колледж

  • Бакалавриат
  • Специалитет
  • Магистратура
  • Аспирантура
  • Докторантура

Кроме дошкольного, общего и профессионального образования иногда выделяют:

  • дополнительное образование, которое проходит параллельно с основным, — кружки, секции, воскресные школы, курсы;
  • самообразование — самостоятельная работа по приобретению знаний о мире, опыта, культурных ценностей. Самообразование — это свободный активный путь культурного самосовершенствования, позволяющий добиться наилучших успехов в образовательной деятельности.

По формам обучения при структурировании выделяются очная, заочная, экстернатная, по индивидуальному плану, дистанционная формы.

Отобранная информация передается обучающимся при помощи определенных средств обучения, источников информации (слово обучающего, учебное пособие, наглядные и технические средства).

Основные принципы формирования содержания школьного образования:

  • Гуманистичность , обеспечивающая приоритет общечеловеческих ценностей и здоровья человека, свободного развития ;
  • Научность , проявляющаяся в соответствии предлагаемых для изучения в школе знаний последним достижениям научного, социального и культурного прогресса;
  • Последовательность , заключающаяся в планировании содержания, развивающегося по восходящей линии, где каждое новое знание опирается на предыдущее и вытекает из него;
  • Историзм , означающий воспроизведение в школьных курсах истории развитее той или иной отрасли науки, человеческой практики, освещение в связи с изучаемыми проблемами деятельности выдающихся ученых;
  • Систематичность , предполагающая рассмотрение изучаемых знаний и формируемых умений в системе, построение всех учебных курсов и всего содержания школьного обучения как систем, входящих друг в друга и в общую систему человеческой культуры;
  • Связь с жизнью как способ проверки действительности изучаемых знаний и формируемых умений и как универсального средства подкрепления школьного образования реальной практикой;
  • Соответствие возрастным возможностям и уровню подготовленности школьников, которым та или иная система знаний, умений предлагается для освоения;
  • Доступность , определяемая структурой учебных планов и программ, способом изложения научных знаний в учебных книгах, а также порядком введения и оптимальным количеством изучаемых научных понятий и терминов.

Две подсистемы образования: обучение и воспитание

Таким образом, понятия «обучение» и «воспитание» являются важнейшими педагогическими категориями, которые позволяют развести взаимосвязанные, но не сводимые друг к другу подсистемы образования как целенаправленного, организованного процесса социализации человека.

Причем здесь идет речь о понимании термина «воспитание» в узком педагогическом смысле слова , как о подсистеме образования, которая находится в одном ряду с обучением, на том же уровне, а не «под ним» или «над ним», что схематически может быть выражено следующим образом (рис. 21).

Рис. 21. Две подсистемы образования

Это различение в системе образования выделил уже Платон, который в диалоге «Софист» призывал отличать «от искусства обучать искусство воспитывать», а в «Законах» утверждал, что «самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание». Причем под воспитанием он понимал формирование у человека позитивного отношение к тому, чему его обучают, приобщая не только к знаниям, но и к способам деятельности.

С тех пор многократно делались попытки дать определение обучению и воспитанию, развести эти процессы. В последние десятилетия в отечественной педагогической науке были предложены весьма перспективные подходы к решению этой проблемы, прежде всего такими исследователями, как И.Я. Лернер, В.В. Краевский, Б.М. Бим-Бад и др.

Причем их концепции не взаимоисключали, а дополняли друг друга и с точки зрения своего основного содержания сводились к следующему:

  • обучение и воспитание — подсистемы единого процесса образования;
  • обучение и воспитание — стороны целесообразно организованного процесса социализации человека;
  • различие между обучением и воспитанием состоит в том, что первое преимущественно обращено к интеллектуальной стороне человека, а воспитание — к его эмоционально-практической, ценностной стороне;
  • обучение и воспитание — процессы не только взаимосвязанные, но и взаимообеспечивающие, дополняющие друг друга.

Как отмечал Гегель, нельзя учить столярному лапу и не учить столярничать, точно так же как нельзя учить философии и не учить философствовать.

Отсюда следует общий вывод, что обучение будет воспитывающим только тогда, когда наряду с учебными целями будут ставиться и реализовываться и цели воспитания. Но все же в этом двуедином процессе есть главное звено, и таковым является именно обучение, обеспечивающее знания в качестве наиболее прочной основы воспитания.

По выражению К.Д. Ушинского , образование есть строительство, в процессе которого возводится здание, а знания являются его фундаментом. У этого здания есть много этажей: умения, навыки, способности обучаемых, но их прочность зависит в первую очередь от добротности фундамента, заложенного в виде знаний.

Единство обучения и воспитания определяется самой природой педагогического процесса, включающего в себя целенаправленное обучение и воспитание в качестве подсистем образования.

1. Сформулированная проблема предполагает: во-первых, ясное понимание тех целевых и нормативных ориентиров, которым была подчинена деятельность нашей системы образования, ее содержание, организационная и институциональная структура. Только в этом случае будут видны направленность и характер инновационных проектов реформирования отечественной школы, предлагаемых в течение последних 10-15 лет. Во-вторых, необходим тщательный анализ приоритетов и ценностей, лежащих в основе различных моделей школьного образования, тем более, что выбор их на образовательном рынке весьма широкий. Достаточно назвать наиболее распространенные - "гуманистическое", "национальное", "глобальное", "инновационное", "рефлексивное", "космичное" и т.д. Еще больше предлагается видов школ - массовые и элитарные, государственные, муниципальные и частные, гимназии, лицеи и колледжи, школы с самыми разными профессиональными профилями и направленностью. В нашу задачу не входит инвентаризация этого многообразия. Подчеркнем лишь, что выбор образовательной модели, если он осуществляется на основе моды или других посторонних обстоятельств, как правило, не приносит положительных результатов. Наконец, в-третьих, требуется объективный диагноз нынешнего состояния российской школы, которая, оставаясь во многом прежней, существует уже в новых социальных, экономических и культурных условиях. Прежде чем двигаться дальше по пути реформ, следует выяснить что потеряла и что приобрела система образования за предшествующие годы, насколько ей удалось сохранить преемственность и вместе с тем преодолеть прежние недостатки, удалось ли педагогической практике воплотить инновационные приоритеты и ценности или они остались "образовательными мифами".

2. Классическая парадигма в образовании, концептуально-теоретические принципы которой складывались в философии Нового времени и Просвещения, институционально оформилась только в середине XIX в. и сохранялась, эффективно работая вплоть до последнего времени. Составив основу национальных систем образования как на Западе, так и у нас, она определила в качестве их ведущих приоритетов научность и гуманистичность .

Дух научности выразился прежде всего в подведении научных основ под сам процесс образования, что ознаменовалось созданием дидактики как общей теории обучения и вытекающих из ее принципов множества частных методик. По мере реализации этой установки школа все больше становилась разновидностью рационально организованного производства, сочетанием педагогической фабрики с научной лабораторией. Требование научной рациональности, обращенное из области организации учебного процесса на организационную структуру образования естественно вызвало к жизни школьную классно-урочную и вузовскую факультативную систему, предметно-дисциплинарный подход в обучении, предполагающий изучение предметов в той последовательности, в какой развивались сами науки. Естественнонаучный характер новоевропейского мировоззрения обусловил ориентацию на однородность образовательного пространства, которое в соответствие со свойствами пространства физического, строилось как однородность учебных заведений, единство педагогических принципов и требований, всеобщность формируемых у учащихся знаний, умений и навыков. Целостность педагогического пространства обеспечивалась "сообщаемостью" учебных заведений, общностью содержания обучения и демократичностью образования.

Приоритетом научности объясняется понимание обучения как изучения основ наук. Престиж школьных предметов ставится в прямую зависимость от научности соответствующей области знания. Естественно, что на первый план выдвигаются точные науки - математика, логика, физика, химия и др. Вес гуманитарных дисциплин (язык, литература, история) определяется тем, насколько они способны противостоять сциентизации. Происходит почти полное вытеснение из сферы образования вненаучных видов знания. Изобразительное искусство, музыка, религия и т.д. допускаются в качестве "не основных" предметов, да и то в виде теории изобразительного искусства, теории музыки, религиоведения . Эпитет "ненаучный" приобретает явный обвинительный оттенок.

Еще один аспект научности связан с тем, что в классической парадигме моделью организации обучающей деятельности ученика оказывалась логика научного познания. В идеале, как и ученый, ученик должен открывать для себя ранее неизвестную ему научную истину. Поэтому умения, которыми школа должна вооружить учащихся, это умения рационального, логического мышления, методы, приемы научного исследования.

В структуре классического образования обучение понимается как род научного познания, а воспитание как род обучения. Основу воспитанности составляет знание нравственных требований, норм общения, правил приличия, т.е. всего того, что необходимо для цивилизованного совместного проживания людей. Однако воспитанность реализуется не в знании, а в поведении. Отсюда задача - научить ребенка "технологии" социального поведения, умению применить общую норму к конкретной практической ситуации, вычислить наиболее рациональную модель поступка. Перефразируя Гегеля, можно сказать, что воспитанность в форме, соответствующей своему понятию, есть навык . Школьное воспитание является школой тренировки, упражнения для отработки культурных автоматизмов поведения и общения, которые и составляют "вторую природу" человека.

Наконец, свое логическое завершение дух научности получил в понимании цели образования, определяемой исходя из философско-рационалистической концепции личности, в которой интеллект, воля и чувство представляют собой различные инстанции все того же разума ("чистый разум", "практический разум" и "способность суждения" по терминологии Канта). Безусловно, как собственно человеческое качество воля осуществляет себя в разумном и ответственном действии, а чувство - в осмысленной эстетической оценке. Однако здесь важно, что именно рациональность в форме научного разума выступает верховным законодателем в сфере духовной жизни человека. Благодаря этому индивид способен дисциплинировать собственную телесную природу, стать господином своих чувственных желаний и потребностей, быть вменяемым и целеполагающим существом.

Рационалистическим пониманием личности непосредственно обусловливалась гуманистическая миссия образования, состоящая в том, чтобы провести индивида через возраст не только физической, но также социальной и духовной несамостоятельности. Просвещение, по мысли И.Канта, как раз и есть "выход человека из состояния несовершеннолетия, ... неспособности пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого" (Кант И. Ответ на вопрос: что такое просвещение? // Кант И. Соч. в 6-ти тт. М., 1963-66. Т.6. С.27 ). Образованность, как свидетельство гражданско-правовой и моральной зрелости, предполагает внутреннюю суверенность личности в сочетании с индивидуальной ответственностью. Однако, поскольку разумность и свобода даны нам только в качестве предпосылок человеческой природы, задача воспитания состоит в том, что развить их в способности культурного существа, научить индивида пользоваться ими соответственно своему назначению . Поэтому гуманистическое призвание образования состоит в последовательно проведенном с демократических позиций принципе формирования каждой личности как индивидуальной формы всеобщности .

3. В современной парадигме, которую условно можно назвать постмодернистской, приоритеты и ценности образования определяются существенно иначе. Сама эта парадигма, претендуя сегодня на роль если не единственно легитимной, то по меньшей мере альтернативной, ведет свою родословную от маргиналий педагогической культуры нач. XX века, к числу которых следует отнести в первую очередь теорию и практику свободного воспитания, впитавшего в себя основные идеи "философии жизни". В 60-80-е гг. усилиями теоретиков различной ориентации, от феноменологии, прагматизма и экзистенциализма до неофрейдизма, герменевтики и структурализма, конституировалась парадигмальная целостность "гуманистической педагогики". Ее общая направленность выразилась в понимании личности как изначально открытого, проективного (самоактуализирующегося) существа. Созданная О.Больновым версия философии существования, позволила придать человеческой экстатичности позитивные измерения - благодарность, надежда, доверие, а спонтанное стремление к активности истолковать как реализацию креативных начал личности. Таким образом, ведущим приоритетом постмодернистского образования становится саморазвитие личности ребенка в свободных формах деятельности. Отсюда широкое внедрение игровых методик обучения. В свете структуралистского принципа "от логики тождества к логике различия" акцент переносится с универсальных, всеобщих характеристик личности на ее специфические, индивидуально неповторимые особенности, на черты самобытности и уникальности.

Восприятие гуссерлевского понятия "интерсубъективность" открыло возможности преодоления экзистенциального одиночества и социальной отчужденности личности. Субъект-субъектные отношения, с точки зрения постмодернистского дискурса, являются единственно возможной формой педагогических отношений. Место научных принципов организации учителем познавательной деятельности ученика занимает "диалогика партнерства", сотрудничества, сотворчества, основанная на механизмах эмпатии, идентификации воспитателя с воспитанником.

Благодаря другому фундаментальному понятию феноменологии - "жизненный мир" - ведущей целью гуманистической педагогики становится актуализация допредикативных смыслов переживания ребенком мира и своей включенности в него. При этом преодоление отчуждения личности от знаний, норм и ценностей, мыслится как слияние горизонтов индивидуального и культурно-исторического жизненных миров. Открывая для личности пространство со-бытия с другими Я, образование призвано восстановить смысловую целостность культурного поля, что в свою очередь предполагает владение языковыми кодами, необходимыми для понимания культурного текста. Герменевтические аспекты образования приобретают особую актуальность в связи с тем, что интерпретация необходимо заключает креативный элемент, т.е. должна выступать как актуализация всегда незавершенного творческого процесса. Однако в этом со-творчестве, идея которого была не чужда и классической образовательной парадигме, потребности индивидуальной самореализации представляются безусловно весомее задач "общего дела", культурной и исторической преемственности.

4. Принимая во внимание постмодернистскую направленность политики и идеологии в области реформирования образования, можно сказать, что состояние современной российской школы является результатом частичной деконструкции ее классической модели. Для всякого объективного наблюдателя ясно, что потерь здесь пока больше, чем положительных обретений.

Прежде всего отметим утрату образованием ясных целевых установок и приоритетов, что лишь на первый взгляд обусловлено процессами деидеологизации. В действительности же причины лежат гораздо глубже - в сфере структурных изменений общества. Являясь институтом гражданского общества, которое представляет собой систему отношений между самостоятельными социальными субъектами, как субъектами не только деятельности, но и потребностей, образование вынуждено ориентироваться на множественность интересов этих субъектов. С одной стороны, социальное государство призвано путем создания гибкой и вариативной системы образования предоставлять гражданам максимально широкий спектр образовательных услуг, а с другой, объединения граждан, корпорации, муниципальные и др. образования сами вправе создавать необходимые им типы школ. Отсюда неизбежность разрушения прежнего образовательного пространства и возникновение на месте "единства без многообразия" "многообразия без единства". Восстановление целостности образовательной сферы сегодня должно диктоваться не соображениями контроля за нею со стороны государства, а тем, что в школе формируется личность, жизнедеятельность которой не может замыкаться какой-либо узкой, изолированной сферой. Поэтому необходимо определение единой системы приоритетов, представляющих все многообразие национальных, государственных, корпоративных и частных интересов.

Внутренне конфликтной оказывается положение школы, особенно профессиональной, в ситуации "образовательных услуг". Ориентация на "образовательные услуги" ведет к резкой профессионализации учебных заведений, которая в той или иной мере затронула даже общеобразовательную школу. Прагматичное, специализированно-утилитарное отношение к образованию ведет к игнорированию, а стало быть и к вытеснению, гуманитарной и общекультурной подготовки, составляющей, во-первых, необходимое противоядие против узколобого технократизма в профессиональной деятельности, и являющейся, во-вторых, условием личностного развития человека. Намечается тенденция редуцирования образования к обучению, а обучения к профессиональной подготовке. Еще большую тревогу вызывает отстраненность "школы услуг" от воспитательных целей. С одной стороны, школа не может удовлетворять заказ частных лиц на формирование каких-либо политических, нравственных, конфессионально-религиозных взглядов и убеждений, с другой, учащиеся и родители могут обоснованно расценить воспитательные усилия школы или как нарушение принципа свободы совести, или как довесок не предусмотренный "контрактом об услугах". Безусловно, полное исключение воспитательной стороны из образования невозможно. На личностные качества, взгляды, убеждения и ценности учащихся оказывает влияние содержание и характер обучения, атмосфера и правила школьной жизни, общение с учителями и т.д. Поэтому каждый из типов образовательных учреждений должен вырабатывать собственный воспитательный этос на основе единой системы ценностных приоритетов.

Российская школа, в той мере в какой она перестает быть "школой дисциплины", оказывается ближе не к "школе творчества", а к "школе игры". В стремлении к преодолению растущего отчуждения молодежи от культурного наследия находит объяснение широкое внедрение в образование игровых методов и технологий. Давая определенный эффект, они однако не решают, а лишь усугубляют главную проблему. "Учение с увлечением" строится по мерке развлечения, занимательной игры, а не серьезного труда. Игровое отношение к учебе ставит личность в условное отношение к жизни, не позволяет ей достигнуть ее реальных онтологических основ. Соприкасаясь с жизнью, знанием, ценностями и нормами как с миром виртуальностей, Homo ludens оказывается еще более изолированным от их смысла, чем тот, для кого они даже в непознанном виде таят реальную силу. Главное здесь в том, что игра - это форма удовлетворения потребностей, а не способ их развития . Поскольку же настойчивое и упорное освоение научного знания и культурного опыта не согласуется с гедонистическими установками "игрового сознания", школа перестает быть школой труда, заключающего в себе долг и ответственность. Гегелю принадлежат слова о том, что падение духа измеряется тем, чем он удовлетворяется. Низкий уровень массовых духовных потребностей определяет снижение общего уровня образованности людей в нашем обществе. Ухудшение качества общего и профессионального обучения столь заметны, что возникает необходимость определения образовательных стандартов - минимума образованности , без которого просто невозможно жить в цивилизованном обществе.

Кризис российского образования многогранен. В нем легко могут быть выделены исторический, культурологический, социологический, психологический, педагогический и другие аспекты. Однако главным нам представляется антропологический план проблемы, поскольку сама сущность образования состоит в становлении человека человеком, в обретении индивидом многомерной личностной идентичности. Поэтому главным сегодня является ответ на вопрос: каким должен быть образ современного человека, чтобы образование могло соответствовать ему?

Основные отрасли педагогики.

Связь педагогики с психологией.

Связь педагогики с другими науками о человеке.

Понятийно - терминологический аппарат педагогики.

Объект и предмет педагогики.

Объект науки – та сторона действительности, на изучение которой направлена данная наука.

Предмет науки – та сторона или стороны, какими объект науки в ней представлен.

Объект педагогики – явления действительности, которые обуславливают развитие человека в процессе целенаправленной деятельности общества.

Предмет педагогики – образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Подходы к определению понятия «образование»:

Образование – это «процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества». (Б.М. Бим-Бад, А.В. Петровский)

Образование – «это общественно организуемый нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане процесс становления личности в соответствии с генетической и социальной программами». (В.Л. Леднев)

О – это система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления (И.П. Подласый).

О – это специально организованная в обществе система необходимых для развития человека условий (В.С. Безрукова).

Образование – это процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимых опытом человечества, воплощеннным знанием, умением, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру (БЭС).

1. Образование как ценность может рассматриваться на 3-х уровнях: на государственном уровне, на общественном, на личностном. В 90х годах прошлого века ценность образования явно девальвировала. Утечка мозгов.

Образование как сфера духовной жизни общества является объективной общественной ценностью, которая располагает возможностями формирования личности человека как субъекта культуры и морали. Отражая цели демократического общества, его нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал, образование способно соучаствовать в созидании системы общечеловеческих ценностей, в создании условий для присвоения этих ценностей личностью.



На государственно и общественном уровне. В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн. педагогов. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества.

В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

Рассматривая личностную ценность образования, можно выделить следующие культурно-гуманистические функции образования:

· развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;

· формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сферам;

· обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;

· овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;

· создание условий для саморазвития творческой индивидуальности и раскрытия духовных потенций.

2. Образование как система: системный подход является одним из важнейших в научном исследовании. Он предполагает решение 2 задач – выделить структурные компоненты изучаемого явления. Определить характер взаимосвязи между ними. В педагогике системный подход одной из первых начала развивать Н.В. Кузьмина (В Москве – Беспалько). Н.В. Кузьмина, анализируя педагогические элементы выделяет 5 базовых компонентов: цель образования, содержание образования, субъект образования, объект образования, средство педагогической коммуникации (СПК – формы, методы, средства обучения).

Они все взаимосвязаны и влияют друг на друга. Систему образования можно представить иерархизированную систему систем. Можно рассматривать отдельный учебный предмет. На уровне класса есть много предметов, и у каждого предмета своя система. Интегрируя системы каждого предмета можно рассматривать в общем объекты, цели всех предметов и т.д. Затем можно смотреть на уровне школы, района, города, края и т.д.

Наука - это:

· Особая система знаний о природе, обществе, мышлении

· Особый вид деятельности, направленный на получение новых знаний

· Система специфических организаций и учреждений

Образование - совокупность систематизированных знаний, умений, навыков, приобретенных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в образовательных учреждениях.

Социальная ценность – одна из видов ценностей, представляющая из себя общественный идеал, эталон общественной жизни, то, что в определенное время важно, значимо для общества.

Наука и образование взаимосвязаны и взаимозависимы :

Наука - это знание изучающее, исследующее, позволяющее делать выводы, совершать открытия, развивать знание, которое уже получено, а Образование – сам процесс накопления знаний, способ вхождения в мир науки. Можно сказать, что наука стоит выше образования, задача образования в том, чтобы, накопив достаточного количества знаний, совершенствовать науку. Наука не может осуществлять свои функции без хорошо образованных людей; образование без науки - пустой звук. Наука и образование - сообщающиеся сосуды, имеющие общим источником текущие и перспективные запросы общества.

Наука и образование также связаны и с социальными ценностями. Между ними существует некая тройная связь, представляющая собой два вида:

· 1ая вид связи: наука и образование как социальные ценности

Образования выступает как средство интеграции общества и средство передачи общественных ценностей различным социальным группам. Цель образования - приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации. Роль образования в определенном обществе зависит от ценностей этого общества.

Наука способствует преумножению социальных ценностей и направлена на обеспечение благополучия общества (стоит заметить, что иногда степень этого благотворного влияния идет в противоположную сторону, то есть, например, когда создаются технических изобретения, приносящие вред обществу, чего, исходя из изначальных целей науки, не должно быть.)

В настоящее время науке отводится ведущая роль в разрешении глобальных проблем современности.

· 2ой вид связи: социальные ценности в науке и образовании

Наука – это подсистема общества. Сами соц. ценности, потребности развития общества часто являются основным фактором, который определяет проблематику научных исследований. И от того, каковы на определенный момент времени социальные ценности в науке и образовании и будет зависеть, каким будем в этой сфере развитие. Наука и образование испытывают на себе определенное воздействие со стороны общества, социальных установок и ценностей.

Дошкольная педагогика в системе современного человековедения. Предмет и методы дошкольной педагогики.

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА – педагогическая наука, раскрывающая возрастные аспекты воспитания детей от рождения до поступления в школу

Признаки науки 1. Наличие предмета исследования (изучение закономерностей воспитания и развития личности ребенка раннего и дошкольного возраста в семье и дошкольном учреждении). 2 Наличие объекта исследования (ребенок, детский коллектив). 3. Наличие специфических законов закономерностей, выраженных в теории. 4. Специфическое содержание. 5. Категориальный аппарат (воспитание, обучение, формирование, развитие личности)

Дошкольная педагогика относится к числу молодых дис­циплин в системе педагогических наук. Ее возникновение связано с именем великого педагога XVII в. Я.А.Коменского . Последователем идей Я.А.Коменского стал основоположник российской педагогики К.Д.Ушинский . Он отмечал важность трудового воспи­тания как ведущего фактора развития индивидуума, це­лью воспитания видел формирование творческой и ак­тивной личности, подготовку ребенка к умственному тру­ду как высшей форме человеческой деятельности.

Современные педагоги определяют дошкольную педагогику , как науку о взаимосвязи обучения, образова­ния и воспитания, направленного на всестороннее разви­тие личности.

Дошкольная педагогика - отрасль возрастной педаго­гики, которая исследует взаимосвязь обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет дошк. педагогики - вопросы развития и воспитания детей дошкольного возраста. Специфика данно­го предмета заключается в изучении периода дошкольного детства (с 3 лет до 7 лет).

Задачи дошк. педагогики :1) способствовать воспитанию и обучению детей в соот­ветствии с требованиями современного общества; 2) изучать тенденции и перспективы образовательного процесса ДОУ как основной формы воспитания и обучения детей; 3) разрабатывать новые концепции и технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Для решения стоящих перед дошкольной педагогикой задач существуют специфические методы етод - это путь, способ достижения целей и решения задач) :

1) исследовательские методы , позволяющие полу­чить необходимые знания для постановки цели и реше­ния намеченных задач. Исследовательские методы помогают изу­чить и обобщить данные педагогической практики. К этим методам можно отнести беседы, анкетирование, наблюдения, эксперименты, анализ специальной литера­туры, работ дошкольников.

Для решения задач и реализации функций дошкольной педагогики используются методы научного исследования позволяют добывать научно-педагогические знания, производить сознательный и целе­направленный поиск путей совершенствования образователь­ного процесса, изучать и обобщать педагогические находки практики, вести самостоятельные научные исследования. К ним относятся : изучение и анализ литературы, наблюде­ние, беседа, анкетирование, изучение педагогической до­кументации, детских работ, эксперимент.

2) Ко второй группе относятся методы обучения и воспитания, дающие возможность уп­равлять педагогическими процессами.

Методы обучения представляют собой способы целенаправленной взаимосвязанной деятельности педа­гога и дошкольников, при которой дети усваивают уме­ния, знания и навыки, формируется их мировоззрение, развиваются заложенные способности. Прием – часть метода, его конкретный элемент Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система. В современной дидактике существуют разнообразные классификации методов обучения. Возрастным особенностям и возможностям дошкольников соответствует классификация, по которой методы подразделяются по источникам передачи и характеру восприятия информации (Е. Я.Голант, С. И.Петровский).

Наглядные – наблюдение, демонстрация, использование ТСО - использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.

Наблюдение – это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями. В обучении детей используются наблюдение разного вида: 1) распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т. д.); 2) за изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных и т. д.) – дает знания о процессах, объектах окружающего мира; 3) репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливается состояние объекта, по части – картина всего явления.

Словесные – объяснение, рассказ, чтение, беседа - их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи самого воспитателя, от ее образности, эмоциональной выразительности, доступности для детского понимания.

Объяснение используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений и т. д.; с его помощью уточняются непосредственные восприятия детей; должно быть выразительным, эмоциональным, доступным детям. Рассказ – это живое, образное, эмоциональное изложение событий, содержащее фактический материал. Один из наиболее эмоциональных методов обучения. Рассказчик имеет возможность свободно общаться с детьми, замечать и учитывать их реакции. Рассказ воспитателя: должен быть образцом литературно правильной, образной и выразительной речи. Рассказ детей – это может быть пересказ сказок, литературных произведений, рассказы по картинам, предметам, из детского опыта, творческие рассказы. Чтение расширяет, обогащает знания детей об окружающей, формирует способности-детей к восприятию и пониманию художественной литературы.

Практические и игровые – упражнение, игровые методы элементарные опыты, моделирование

Воспитательные методы - наиболее общие способы достижения воспитательных задач.

Современная дошкольная педагогика впитала в себя мно­гие сведения о воспитании и обучении детей. Ее источника­ми являются народная педагогика, религиозная педагогика, зарубежная и отечественная история педагогики, педагоги­ческая практика, экспериментальные исследования, данные смежных наук (психология, анатомия и физиология ребен­ка дошкольного возраста, гигиена и др.).

Теоретико-методологические подходы дошкольной педа­гогики определяют взгляд, позицию, стиль педагога, его отношение к личности ребенка, философское понимание роли взрослого в воспитании и обучении детей, позволяют произвести переакцентировку содержания в основных кате­гориях дошкольной педагогики.

Воспитание как социальное явление заключается в под­готовке подрастающего поколения к жизни. Воспитание в педагогическом смысле - это специально созданные усло­вия, содействующие развитию ребенка.

Развитие - процесс количественных и качественных из­менений, происходящих под влиянием различных факторов, в том числе и воспитания. Характеризуя дошкольника, можно говорить об особенностях и закономерностях возраст­ного развития (причем важен не столько биологический, сколько психологический возраст ребенка).

Формирование - специально организованное управление всей жизнедеятельностью ребенка с учетом совокупности факторов.

Обучение - специально организованный процесс взаи­модействия воспитателя с детьми, направленный на передачу информации, ее переработку и создание новой. Важным при этом является воспитание положительного отно­шения к процессу познания, формирование специальных умений и навыков работы с информацией, социально-нравственных привычек. Ребенок-дошкольник живет в социуме, его окружает культура общества, отношений, прав и свобод. Вместе с тем он создает свою субкультуру. Часто она рассматривается как специальный набор при­знаков, ценностей, по которым представители данного воз­раста осознают, утверждают себя в качестве «мы», отлично­го от других возрастных сообществ.

Субкультура детства как категория характеризует особую систему бытующих у детей представлений о мире, ценностях, отношениях. Она проявляется в вопросах, словотворчестве, играх, рисунках, размышлениях, разнообразных видах дет­ского фольклора. Субкультура детства - способ освоения ре­бенком путей вхождения в мир взрослых, культуру социума.

Актуальными проблемами дошкольной педагогики являются: Создание национального детского сада с использованием народной педагогики в процессе воспитания; Формирование основ национального самосознания детей дошкольного возраста; Экологическое воспитание дошкольников; Разработка новых форм, методов, совершенствование содержания; разработка к внедрение авторских программ; Воспитание к обучение одаренных детей; Развитие творческой активности дошкольников; Научно-методическое обеспечение деятельности ДУ разных типов; Пути и формы оказания психолого-педагогической помощи современной семье, включения родителей в работу дошкольных учреждений; Преемственность в работе детского сада и школы и т. д.

Пересмотр содержания основных подходов к детям пред­полагает учет принципов личностно-ориентированной педаго­гики. Эти принципы отражают взгляд общества на ребенка, на то, как мир взрослых воспринимает мир детей. Предпочте­ние отдается гуманному, демократичному (помогающему) стилю воспитания. Личностно-ориентированная педагогика исходит из желаний, запросов, интересов, возможностей, своеобразия каждого ребенка, старается доходить до каждой личности.

Реализация задач развития детей дошкольного возраста наиболее эффективна при наличии целостной педагогичес­кой системы, построенной в соответствии с основными под­ходами общенаучного уровня методологии педагогики.

Методологические основы дошкольной педагогики отра­жают современный уровень философии образования, наличие разнообразного спектра философских направлений: аксиоло­гический подход, системный, деятельностно-творческий, лич­ностный, культурологический, синергетический и т.д.

Аксиологический подход позволяет определить совокуп­ность приобретенных ценностей в образовании, воспита­нии и саморазвитии человека. Применительно к развитию дошкольников в качестве таковых могут выступать ценно­сти коммуникативной, психосексуальной, этнической, пра­вовой культуры. Данный подход рассматривает формиро­вание здоровья, культуры, познания, радости общения игры, труда как непреходящих ценностей при воспитании детей.

Культурологический подход позволяет принимать во внимание все условия места и времени, в которых родился и живет человек, специфику его ближайшего окружения и исторического прошлого страны, города, региона, основные ценностные ориентации народа, этноса. Диалог культур - основа приобщения детей к традициям, обычаям, нормам и правилам общения своего места проживания. Данный принцип был обоснован в работах немецкого педагога А. Дистервега и получил развитие в трудах К.Д.Ушинского.

Системный подход предполагает организацию работы в соответствии с целостной системой взаимосвязанных и взаимообусловленных целей, задач, содержания, методов, форм организации условий, способствующих развитию, воспитанию, обучению детей.

Деятельностный подход определяет особое место ведущих, основных деятельностей, обеспечивающих возможности реализации различных потребностей ребенка, осознание себя субъектом, активным творцом (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин др.). Большое значение в развитии ребенка имеет игра как ведущая деятельность, творческая по характеру, самостоятельная по организации и эмоционально привлекательна для проявления себя «здесь и теперь». Деятельностностно-творческий подход позволяет взрослому раскрыть потенциал каждого ребенка, его способность к активности, творчеству, инициативности.

Личностный подход обеспечивает развитие запросов, же­ланий, интересов, склонностей ребенка, учитывает до­школьный период как самоценный. Личность раскрывается, совершенствуется в условиях педагогически содержательной деятельности, поэтому зачастую данный подход определя­ют как деятельностно-личностный.

Синергетический подход позволяет рассматривать каждо­го участника образовательного процесса (воспитанники, педагоги, родители) как субъектов саморазвивающейся под­системы. Каждый субъект имеет потенциал для перехода от развития к саморазвитию, самосовершенствованию.

error: Content is protected !!