Самообразование воспитателя старшей группы руские народные сказки. План по самообразованию на тему: "Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников". Форма самообразования: индивидуальная

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16»

Программа самообразования воспитателя

«Сказка, как средство развитие речи младших дошкольников»

Воспитатель:

Батарева Т.Б.

г. Богородск

Ф. И. О. Батарева Татьяна Борисовна

Должность: воспитатель

Стаж педагогической работы: 2 года

План самообразования составлен на 2 года (2016-2018)

Возраст детей: 3-4 года

Тема: « Сказка, как средство развитие речи младших дошкольников»

Актуальность:

« У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень, и укалываются как о лист осота »

Ирина Токмакова.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.

Цель: развитие связной речи младших дошкольников посредством русской народной сказки.

Задачи:

- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы (учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития речи детей раннего возраста).

- Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приёмов.

- Систематизировать опыт работы по теме.

Подготовить материал для работы с детьми.

Разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок-передвижек материалы для родителей.

Привлечь родителей к организации работы по развитию речи с детьми.

Разработать картотеки по развитию речи.

Выявить возможность использования русских народных сказок на занятиях по развитию речи и в повседневном общении.

Разработать систему мероприятий для детей младшего дошкольного возраста на основе использования русских народных сказок.

План работы по самообразованию на 2016-2017 год.

Сроки

Форма работы

Практический выход

Сентябрь

2016 г.

1. «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой М.2015г.

2.Ильин И.: «Духовный мир сказки».

4. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.

5. «Занятия по развитию речи» В.В.Гербова (младшая группа). «Мозаика-синтез» Москва 2008 г.

6. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. Просвещение 1991г.

7. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.

Анкетирование, самоанализ

Октябрь

2016 г.

Повышение педагогической компетенции.

Создание предметно-развивающей среды в группе

Консультация для родителей «Расскажи мне сказку мама!»

Ноябрь

2016 г.

Открытая ООД

Беседа с детьми по теме, просмотр презентации

Инсценировка сказки «Курочка Ряба»

Просмотр презентации «Что такое сказка?»

Декабрь

2016 г.

Изучение методической литературы по теме «Сказка, как средство развитие речи детей младших дошкольников»

Апробация форм работы с детьми

Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».

Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001

Досуг

Изготовление дидактических игр «Отгадай сказку», «Расскажи сказку по картинке».

«Путешествие по сказочной стране»

Январь

2017 г.

Апробация форм работы с родителями.

Апробация форм работы с детьми

Повышение педагогической компетенции родителей по вопросам сказка, как средство развития речи.

Творческий вечер

Круглый стол для родителей по теме «Развитие речи детей через сказку»

Рисунки и аппликации по сказкам «Колобок», «Курочка Ряба»

Февраль

2017 г.

Разработка программно-методического обеспечения пед. процесса.

Апробация форм работы с родителями

Подбор упражнений для пальчиковых игр по сказкам.

Повышение педагогической компетенции родителей по теме.

Оформление картотеки «Пальчиковые игры – герои сказок».

Мастер класс для родителей «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста».

Март

2017 г

Подбор литературы для родителей.

Апробация форм работы с детьми

Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999

Беседа по сказкам

Викторина сказок.

Апрель

2017 г.

Участие в методической работе ДОУ

Апробация форм работы с родителями

Апробация форм работы с детьми

Рассматривание иллюстраций к сказкам

Семинар-практикум для педагогов по развитию речи через сказку младших дошкольников.

Изготовление книжек-малышек.

Выставка книг «Моя любимая сказка»

Май

2017 г.

Апробация форм работы с детьми

Обобщение опыта

Публикация на сайте

Театрализация сказки «Маша и медведь»

Совместное с родителями развлечение «В гостях у сказки»

План работы по самообразованию на 2017-2018 год.

Сроки

Форма работы

Практический выход

Сентябрь

2017 г.

Изучение методической литературы по теме «Сказка, как средство развитие речи младших дошкольников»

1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 1997.

2.Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.

3.Корзун А.В. «Весёлая дидактика». Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Пособие для педагогов в дошкольных учреждениях. - М: Линка-Пресс, 2000

4.Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004

5.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - М: Фолио, 2000, 464 с.

Анкетирование, самоанализ

Отбор необходимой литературы

Октябрь

2017 г.

Изучение передовых исследований, опыта коллег по выбранной теме.

Просмотр видео занятий.

Изучение материалов на интернет ресурсах www.cka3ka-iks.ru , vashpsixolog.ru ,

Просмотр видео тренинга «Обыкновенное Чудо Сказкотерапии»

Изготовление папки передвижки «Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников»

Ноябрь

2017 г.

Изучение нормативно-правовой, научной и методической литературы по созданию развивающей предметно-пространственной среды.

Апробация форм работы с родителями

Пополнение предметно-развивающей среды в группе

Повышение педагогической компетенции родителей по теме.

Изготовление пальчикового театра «Колобок», «Репка». Масок по сказке «Теремок».

Консультация «Сказка в жизни ребенка»

Декабрь

2017 г.

Изучение инновационных форм работы с детьми

Апробация форм работы с родителями и детьми.

Разработка конспектов, подбор игрового материала.

Разработка конспектов, подбор игрового материала.

Чтение и обсуждение сказки «Теремок»

Открытая ООД «Наша сказка хороша»

Дидактическая игра «Расскажи сказку» по серии картинок

Родительское собрание «Путешествие по сказкам»

Январь

2018 г.

Изучение методической литературы и периодической печати

Апробация форм работы с родителями

Повышение педагогической компетенции родителей по вопросам развития речи.

Беседа по теме с родителями.

Консультация «Как выбрать полезную сказку для малыша»

Изготовление масок, атрибутов для театрализованной деятельности.

Февраль

2018 г.

Обобщение опыта на уровне ДОУ

Изучение новых форм работы с родителями

Интернет – ресурсы.
- Международный образовательный портал МААМ. RU – http://www.maam.ru
- Социальная сеть работников образования «Наша сеть» - http:// сайт

Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.

Март

2018 г

Апробация форм работы с детьми

Апробация форм работы с родителями

Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.

Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».

Настольно-печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото)

Чтение сказки «Волк и семеро козлят»

НОД с использованием ТРИЗ «В гостях у сказки»

Приобретение в группу раскрасок с героями русских народных сказок.

Апрель

2018 г.

Обобщение педагогического опыта на уровне ДОУ

Апробация форм работы с родителями

Апробация форм работы с детьми

Повышение профессионального уровня.

Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».

Подготовка картотеки для детей.

Выставка для родителей и педагогов

дидактических игр и пособий на тему «Сказка, как средство развитие речи младших дошкольников»

Мастер-класс по изготовлению настольного театра

«Репка»

Создание картотеки сказок для работы с детьми.

Май

2018 г.

Апробация форм работы с детьми и родителями

Отчет работы по теме самообразования на итоговом педсовете.

Организация выставки.

Разработка конспектов игр, подбор игрового материала, подготовка к викторине.

Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка».

Викторина сказок


Елена Фоменко
План работы по теме самообразования «Русские народные сказки как средство развития речи в старшей группе»

Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта, высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. У ребенка старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) речь должна быть чистой, внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками. Русские народные сказки раскрывают перед детьми выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Итак, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребёнка. Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Выявление влияния русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников.

Задачи:

Обучающие: обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки; излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности, работать над звукопроизношением,

Развивающие: развивать звуковую культуру речи детей, грамматический строй, связной, выразительной речи; обогащать словарь, развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость.

Воспитательные: воспитывать любовь к художественной литературе.

Перспективное планирование работы с детьми 5-6 лет.

Сроки выполнения и содержание работи на 2016-2017 учебный год

Сентябрь - май Определение цели, задач, подбор литературы.

Насыщение ППРС по теме исследования

Сентябрь НОД «Что такое сказка?»

Досуг «Путешествие в сказочную страну»

Октябрь Дидактическая игра «Собери и расскажи сказку» Выставка

рисунков «Моя любимая сказка»

Ноябрь Чтение и обсуждение сказки «По щучьему велению»

НОД "У страха глаза велики»

Декабрь НОД «Расскажи сказку по картинкам»

Изготовление масок для героев сказок

Январь Пополнение книжного уголка.

Чтение и обсуждение сказки «Сивка-бурка».

Беседа «Моя любимая сказка».

НОД «Мир сказок и приключений».

Драматизация отрывков из русской народной сказки «У

страха глаза велики»

Февраль Выставка поделок из бросового материала «Мой любимый

герой из сказки»

Чтение и обсуждение сказки «Лиса и заяц»

Беседа "Где живут книги". Знакомство с профессией

библиотекарь. Экскурсия в городскую детскую библиотеку.

Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец

Иванушка».

НОД - Лепка "Сестрица Аленушка".

Март Чтение и обсуждение сказки «Морозко»

Беседа "Положительные и отрицательные герои сказок, их

характеристика».

НОД "Чтение русской народной сказки «Хвосты».

Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да

масленый».

Апрель Конструирование «Книжек малышек»

Чтение и обсуждение сказки «Волк и семеро козлят»

Презентация альбома "Досье читателя"

Конспект интегрированного занятия

Мастерская "Живая книга"

НОД "Русская народная сказка "Хаврошечка".

Май Дидактическая игра «Расскажи сказку по героям»

Чтение русской народной сказки "Гуси-Лебеди".

Выступление с драматизацией и кукольным театром по сказке

«Гуси-Лебеди» перед воспитанниками детского сада.

Совместное развлечение родителей и воспитанников

старшей группы «Мама, папа, я - читающая семья»

Перспективное планирование по работе с родителями.

Сроки выполнения и содержание работы на 2016-2017 учебный год

Сентябрь Анкетирование для родителей «Русская народная сказка в

жизни вашего ребёнка»

Октябрь Консультация для родителей «Мама, почитай мне сказку»

Ноябрь Приобретение в группу раскрасок с героями русских народных

Декабрь Изготовление костюмов, атрибутов для театральной

деятельности

Январь Анкетирование родителей «Сказки в нашем доме»

Консультация для родителей «Русская народная сказка как

средство развития речи дошкольников»

Индивидуальные и групповые консультации "О пользе чтения"

Февраль Мастер-класс по изготовлению настольного театра

сказок для чтения»

Информационный стенд "Как превратить чтение в удовольствие".

Март Консультация для родителей «Сказка в жизни ребёнка»

Литературная гостиная "Читающая семья".

Подготовка атрибутов к театральной постановке.

Апрель Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка»

Создание детьми совместно с родителями альбома "Досье

читателя".

Май Конкурс «Сочини сказку», акция «Подари детям книгу»

Совместное развлечение родителей и воспитанников старшей

группы «Мама, папа, я - читающая семья».

Заключение. Эта тема важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.

Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.

Публикации по теме:

Русские народные сказки как средство развития связной речи старших дошкольников План самообразования по теме: 1. Ф. И. О педагога-Пономаренко Олеся Анатольевна 2. Образование-высшее ЛПИ 2003г 3. Тема самообразования: «Русские.

Индивидуальный план самообразования. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 3 «Рябиншка» Поспелихинского района Алтайского края филиал МКДОУ Детский.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Русские народные сказки» Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: «Путешествие по русским народным сказкам» Составила:воспитатель 1 квалификационной.

Интерес к прошлому, к своим корням, к истории, культуре, быту народа есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять.

План самообразования «Театрализованная деятельность, как средство развития связной речи у старших дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 388» Утверждено: Заведующий МБДОУ «Детский сад № 388» Дрягина.

План самообразования воспитателя группы раннего возраста «Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей». Цель: развитие сенсорных способностей детей в группе раннего возраста. Задачи: Продолжать обогащать сенсорный опыт детей. Развивать.

Программа самообразования «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста» Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста». 2017–2018 Выполнила: воспитатель.

Русские народные сказки как средство развития речи Проект «Русские народные сказки как средство развития речи детей раннего возраста» во второй группе раннего возраста Кузнецова Татьяна Владимировна.

План самообразования «Дидактическая игра как средство сенсорного развития» (подготовительная группа) самообразования «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста» Срок реализации темы: XI.2016 – V.2017.

Сказки как средство развития связной речи старших дошкольников Воспитатель МБДОУ д/с № 7 Гущина И. Н. Сказки как средство развития связной речи старших дошкольников «Сказки могут помочь воспитать ум,.

Библиотека изображений:

Яна Билькинс
План работы по самообразованию по теме «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»

План работы по самообразованию на 2018–2019 гг . в средней группе по теме «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников »

Воспитатель : Билькинс Я. Ю.

Пояснительная записка

В настоящее время сказка , как и многие другие ценности традиционной

культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка

играет важную роль в духовном обогащении дошкольников , способствует

закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда

для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка , помогающая не

только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл

для себя и окружающих.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста , сопровождает на

протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со

сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром

человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.

Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о

действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир

чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

Актуальность

Сказка , доступна пониманию дошкольника . Ее композиция, яркое

противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей

нравственной сути образы , выразительный язык, динамика событий, особые

причинно-следственные связи и явления делают е особенно интересной и

волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом

формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на

доступном ему языке красоту окружающего мира.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего,поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории ,как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок , в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми , особенно в дошкольном возрасте ?

1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

2. Воспринимая сказку , ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем , и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Цель :

1. Создание условий для развития и формирования нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания) .

Для достижения цели я определила, следующие задачи :

1. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни , умение делать нравственный выбор .

2. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев , учить давать оценку поведению своему и других.

3. Помочь родителям понять ценность сказки , ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Ожидаемые результаты :

Усвоение детьми норм нравственно – духовного воспитания , открытость их к добру, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и самому себе ;

Понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых;

Знание определённых сказочных сюжетов , составляющих духовный опыт человечества;

Сформированность представлений о честности, справедливости, доброте; отрицательное отношения к жестокости, хитрости, трусости;

Развитие чувства самоуважения , собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям; умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

Перспективный план по самообразованию на 2018-2019год

Сентябрь.

1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему : «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания »: постановка целей и задач по данной теме .

2. Консультация для родителей : «Каждому возрасту свою сказку » .

1. Изучение темы : «Роль народной сказки в развитии речи детей» .

Методические приёмы :

Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко» , просмотр иллюстраций

Чтение русской народной сказки в пересказе В . Даля «Журавль и цапля»

-Консультация для родителей : «Сказка помогает говорить правильно»

2. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками , дисками.

1. Создание картотеки сказок для работы с детьми .

2. Применять цитаты из сказок в режимных моментах .

Методические приемы :

Чтение и пересказ детям сказки : «Заюшкина избушка» .

Чтение сказки Корней Чуковский - Федорино горе

-Дидактическая игра : «Угадай сказку » .

-Консультация : «Особенности чтения сказок о животных » .

1. Изучение темы : «Использование сказок в работе с детьми .

Методические приёмы :

Чтение русской народной сказки «Снегурочка»

Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» ,

- Дидактическая игра : «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок

«Сочиняем сказку сами »

3. Выставка работ (дети и родители) «Зимние сказки » .

1. Изучение темы : «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребёнка».

Методические приёмы :

Чтение русской народной сказки «Лиса и козел» »

Чтение сказки «Про Иванушку – дурочка»

2. Консультация для родителей : «Почитай мне сказку » .

1. Изучение темы «Роль сказки в воспитании детей » .

Методические приёмы :

Игра – викторина «Сказки дедушки Корнея »

Коллективная аппликация «Чудо-дерево» .

Чтение сказки «Чудо-дерево» . К. Чуковского

1. Изучение темы : «Влияние сказок на психику ребёнка » .

Методические приёмы :

Чтение сказки «Война грибов с ягодами»

Чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

2. Пальчиковая игра «Курочка Ряба»

3. Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинке » .

4. Консультация для родителей «Реальность сказочной жизни »

1. Изучение темы «Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей ».

Методические приемы :

Чтение детям и пересказ сказки : «Гуси-лебеди» , рассматривание иллюстрации.

Кукольный театр на столе «Гуси – лебеди»

Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото) .

2. Консультация для родителей «У доброты есть лицо» .

1. Самоанализ плана по самообразованию .

2. Выставка работ детей и родителей : «Наши любимые сказки » .

Литература :

1. В А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»

2. Сборник научно – методических статей. Орёл 2015г. Под редакцией О. В Бережнова

3. Ильин И.: «Духовный мир сказки » .

4. Зинкевич – Евстигнеева : «Практикум по сказкотерапии » .

5. Э. И Иванова : «Расскажи мне сказку » . Литературные сказки для детей . Просвещение 2001г.

Самообразование 2016-2017 учебный год.

Цель – развитие речи детей.

    образовательная – научить детей воспринимать литературное произведение как источник коммуникативных знаний; воспитательная – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге; развивающая – развивать у детей словесное творчество, память и воображение

Актуальность – сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио - и видеотехника, дающая готовые зрительные и слуховые образы, особым способом ослабила интерес к книге и желание работать с ней. А ведь художественная литература открывает ребёнку мир человеческих взаимоотношений, чувст, объясняет ребёнку жизнь общества и природы, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции, и даёт прекрасные образцы русского литературного языка.

Возрастные особенности детей старшей группы (5-6 года) в восприятии литературных произведений.

    Установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом (при этом дети чаще всего не понимают переживания и мотивы поступков главного персонажа).

У детей совершенствуется и обогащается речь, становясь одним из необходимых условий познания; развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формируется звуко - и слово - произношение, совершенствуется грамматическая сторона речи, активно развивается диалогическая речь в результате общения другими детьми.


Формы работы с детьми:

1. Ознакомление с понятием «книга»:

а) беседа на тему «Книги разные нужны, книги разные важны»

(акцентирование внимания детей на то, из чего сделана книга, её предназначение, особенности, какие книги существуют, кто создаёт книги, где они хранятся);

б) беседа на тему «У моих книг есть свой дом» (рассказы детей о том, где в их доме «живут» книги).

2. Игра «Книжкина больница»: чего книги не любят, как их нужно хранить.

3.Дидактические игры.

    «Угадай, к какой сказке иллюстрация». «Узнай героя по описанию» «Что в этой сказке лишнее?» «Изобрази героя»: работа по созданию словесного портрета героя с целью передачи детьми его манеры поведения, речевых характеристик и психологических характеристик. «Доскажи словечко»: восстановление отрывков из сказок, хорошо известных и любимых детьми. «Расскажи, что видишь»: обговаривание с детьми различных ситуаций, изображённых на иллюстрациях с целью научения детей приёмам убеждения, доказывания и объяснения.

4.Использование метода моделирования.

Модель «волшебные кружочки» – после рассказывания воспитателем сказки с использованием пальчикового или настольного театра детям предлагается повторить сказку. После повторения сказки воспитатель предлагает детям сесть за стол. Каждому ребёнку раздаётся лист бумаги с нарисованными кружками по количеству персонажей сказки. Воспитатель предлагает из рассмотреть и поиграть в волшебников, чтобы превратить кружки в героев сказки. Воспитатель напоминает детям содержание сказки и его героев, обсуждая с детьми их образы. Например, первый кружок превратим в репку. Репка какая? (большая, жёлтая, круглая, сверху листики). Нарисуйте их карандашом. Пришёл дед репку тащить. А дед какой? (старый, усатый). Нарисуйте во втором кружке усы. Работа продолжается, дети подбирают к каждому герою по характерному для него атрибуту. Когда модель готова, дети вместе с воспитателем называют всех персонажей, проговаривая их особенности, показывая каждый кружок.


Модели дети забирают домой и рассказывают сказкуродителям. Таким образом, дети привлекаются ещё и кхудожественному творчеству. Это позволяет повыситьинтерес детей к произведению, понять содержание, последовательность событий всказках, развить коммуникативные навыки. Также для моделирования сказки можно использовать разноцветные геометрические фигуры. Например, колобок – жёлтый круг, медведь – коричневый квадрат, лиса –оранжевый треугольник и т. д.

5.Работа с малыми художественными текстами:

Показателем богатства речи является не только достаточныйобъём активного словаря, но и разнообразие используемыхсловосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое(выразительное) оформление связного высказывания. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи. С помощью этим малых литературных форм с детьмиведётся постоянная работа, направленная на развитие такиххарактеристик звуковой культуры речи, как сила голоса (громкость и правильность произношения), чёткая дикция, темп речи.

6.Работа с поэтическими текстами.

Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся чёткой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребёнка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями. Воспитатель развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.

Взаимодействие с другими образовательными областями.

«Художественно-эстетическое»

А) Изготовление закладок для книг;

Б) рисование «Кто убежал от бабушки Федоры?» (пересечение с проектом «Столовый этикет дошкольника);

В) создание иллюстрации к сказке «Колобок»;

Г) рисование «Кто живёт в русском лесу?»;

Д) рисование «На полянке, у тропинки, пробиваются травинки…» (по стихотворению Б. Заходера).

Прослушивание аудиозаписей на тематику изучаемых стихотворений (голоса птиц, русский лес, ручеёк, весна пришла); В данную категорию можно отнести отрывки из мультфильмов (экранизации русских народных сказок и сказок В. Сутеева). Электронные презентации – «Кто живёт в лесу?», «Угадай сказку».

«Физического развития »

Подвижные игры:

«Путаница» «Под грибом» «Паутинка» «Кораблик» «Поймай комара» Пальчиковые гимнастика «Свинки», физкультминутка Пальчиковые гимнастика «Свинки», физкультминутка «Ехали медведи…». Обговаривание с детьми правил безопасного поведения на примере сказок («Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Бармалей», «Торопыжка: правила дорожного поведения»).

Работа с родителями – проведение анкетирования «Организация домашнего чтения в семье».

Итоги: Большинство прочитать вслух несколько стихотворений самостоятельно, грамматически правильно и интонационно строят свою речь, не теряя последовательности, но не могут сделать вывод по содержанию литературного произведения, могут несколькими словами могут дать небольшую характеристику литературному герою, в большей степени опираются на помощь воспитателя при рассказывании сказки. Сохраняется небольшое количество детей, которые не проявляют интереса к чтению художественной литературы, не знают стихотворения, не могут проследить последовательность в рассказе.


Результаты анкетирования родителей.

    В анкетировании приняли участие 12 семьей 1 вопрос «Есть ли у вас дома библиотека, что она собой представляет?»: - несколько книжных полок -10 человек; - книжный шкаф – 0 человек - стеллажи с книгами – 1 человек - нет книг – 1 человек 2 вопрос «Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка?»: - да – 12 человек; - нет – 0 человек. 3 вопрос «Посещаете ли вы с ребенком детскую библиотеку?»: - да, часто – 3 человека; - нет – 9 человек с указанием различных причин: «есть интернет-ресурс и своя библиотека, еще рано, достаточно своей литературы, по семейным обстоятельствам, скоро запишемся, все работают, не было необходимости». 4 вопрос «Часто ли вы читаете ребенку книги?»: - каждый день -3 человека; - каждый день перед сном – 3 человека;

Когда попросит – 5 человек

    5 вопрос «Назовите любимые сказки вашего ребенка»: русские народные, детские стихотворения, «Волшебник Изумрудного города», Леди и Бродяга», «Репка», «Колобок», «Азбука», стихи Ю. Мориц, «Сказки маленького лисёнка»,сказки К. Чуковского, «Конёк-горбунок», «Солнечный заяц и медвежонок». 6 вопрос «Назовите несколько недавно прочитанных вами ребенку произведений»: «Как львёнок и черепаха пели песню», «Ёжик в тумане», «Цветик-семицветик», «Сказка о спящей царевне», «Репка», «Колобок». 7 вопрос «Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?»: - да -11 человек; - нет – 0 человек; - иногда – 1 человек. 8 вопрос «Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?»: - да – 5 человек; - нет – 0 человек; - не знаю – 7 человек. 9 вопрос «Имена каких поэтов и писателей знает ваш ребенок?»: -1 человек знает А. Барто; - не знает -11 человек. 10 вопрос «Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой книги?»: - да – 11 человек; - не знаю –1 человек. 11 вопрос «Выписываете ли вы детские журналы?»: - да -4 человека; - нет – 6человек; - покупаем журналы в розницу – 2 человека. 12 вопрос «Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать?»: 4 года -1 человек; 5 -6 лет – 8человек; 7 лет – 3 человека.

Самообразование 2017-2018 учебный год.

Тема: Чтение художественной литературы как средство развития речи у дошкольников.

Цель – развитие речи детей.

1.Образовательная – продолжать учить детей воспринимать художественное произведение как источник коммуникативных знаний и как образец русского литературного языка.

2.Воспитательная – продолжать прививать детям любовь к художественному слову, уважение к книге, воспитывать у детей положительные моральные качества на примере образов и поступков литературных героев.

3.Развивающая – продолжать развивать у детей память, воображение, способность анализировать, способность замечать не только содержательную (сюжетную) сторону произведения, но и его литературную форму, а также средства художественной выразительности.

Особенности восприятия детьми художественных текстов.

Продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На шестом-седьмом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать. После прочтения дети могут отвечать на поставленные вопросы, думать, размышлять, анализировать, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. В этом возрасте дети способны замечать красоту и богатство русского языка.


Основные методы организации воспроизведения литературных произведений:

1. Слушание и запоминание сказок.

2. Пересказывание сказки одним ребёнком или поочерёдно (по фразам) группой детей.

3. Придумывание продолжения к известной сказке или другого конца сказки.
4. Придумывание сказок (групповое или индивидуальное).

5. Разыгрывание сказок с помощью инсценировки («Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Три поросёнка», разнообразных видов театра)

6. Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных сприродой и животными «Где обедал воробей», «Угадай, из какой сказки животное», «Необычное животное» (детям даётся образ необычного животного, ребята должны придумать историю этого необычного животного).
7. Пластические импровизации на тему сказок: показ литературных героев с помощью мимики и жестов.

8. Беседы с детьми на темы: «Важность книг в жизни человека», «Что есть в библиотеке», «Мои любимые сказки», «На кого из сказочных героев я хочу быть похожим».

9.Словесные дидактические игры:

    Подбор эпитетов к сказочному персонажу. Узнавание по эпитетам сказочного персонажа. Подбор к герою действий (глаголов). Подбор обстоятельств Вставление детьми пропущенных слов. Воспитатель читает детям отрывки из литературных произведений, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. «Как правильно?»: игра, направленная на развитие логики детей. Воспитатель читает детям сказку в сокращенном варианте, при этом последовательность событий неверная, а дети должны узнать ошибки и исправить их. «Объясни слово»: воспитатель зачитывает детям слова, редко встречающиеся в повседневной речи, но часто встречающиеся в сказке, например, очи, сусеки, амбары, коромысло и т. д., задача детей - объяснить значение слов. Игра «Чудесный мешочек»: в мешочке у воспитателя находятся фигурки сказочных героев, дети по очереди достают фигурки из мешочка, при этом задача ребёнка рассказать, в какой сказке встречается данный герой, какой он есть (здесь имеется в виду внешний вид, характер, описание его поступков). Игра «Вспомните, кто говорил волшебные фразы» Работа с литературными формами - игра «Угадай, где проза, где стихотворение, где загадка, где пословица, где считалочка».

10.Организация уголка книги, работа в уголке книги (уход за книгами).

11. Акция «Принеси любимую книгу для чтения в сад»

12.Пополнение библиотеки для чтения с помощью родителей.

13.Использование наглядного материала, предметов народного искусства и музыкальных инструментов, в том числе и русских народных.

14.Создание после прочтения художественного текста условий для разнообразной творческой деятельности (рисование сказок «Мой любимый сказочный герой», занятия лепкой «Зверята из сказки «Бычок-смоляной бочок», аппликации «Обложка для книги сказок»)

15.Литературные встречи (чтение стихотворений).

16.Литературные викторины.

17.Вечер сказок.

Работа с аудио - и видеоматериалом.

    Прослушивание аудиосказок Прослушивание фоновой музыки и подбор её под определённое художественное произведение или его отрывок. Беседа с детьми на тему «Кто такие мультипликаторы?» (просмотр отрывков из мультфильмов В. Сутеева, рассматривание книг с иллюстрациями Сутеева).

Нетрадиционный метод работы:

1.Сказкотерапия: составление совместно с «трудными» детьми сказки, в которой есть герой, совершающий отрицательные поступки, обсуждение его поведения, приведение параллелей с ребёнком. Данная работа проводится индивидуально!

Задачи сказкотерапии: снижение уровня тревожности и агрессивности у детей; развитие умения преодолевать трудности и страхи; выявление и поддержка творческих способностей; формирование навыков конструктивного выражения эмоций;развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

2. Чтение сказки как средство обучения детей основам безопасности.


Работа с родителями:

1. Информирование родителей о том, какие произведения входят в круг чтения в каждой возрастной группы.

2.Помещение в уголке для родителей советов и пожеланий по поводу того, как организовывать чтение ребенка в домашних условиях:

- «Сказка в жизни ребенка»;

- «Как и когда рассказывать сказки»;

- «О чем и как беседовать с детьми после чтения книги»;

- «Личная библиотека вашего ребенка».

3.Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями на конкретные, важные для той или иной семьи темы(как приохотить ребенка к слушанию книг, какие литературные места города можно показать детям в выходной день, как использовать книгу для развития связной речи и т. д.).

4.Тематические консультации: «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста. Развитие образной речи»; «А как-речь-то говорит, словно реченька журчит».

6.Организация мини-библиотеки силами родителей.

Подсказки для родителей «Да» и «Нет»:

Как можно чаще читайте своим детям (сказку на ночь или рассказ вечером)

Читайте вместе со своим ребенком десять минут каждый день

Читайте сами, показывая пример своему ребенку

Разрешайте ребенку самому выбирать книги для чтения

Поощряйте его желание подержать, полистать книгу, «поиграть» с ней

Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка дома было много красочных книг

Посещайте с ребенком регулярно книжный магазин или библиотеку

Дарите ребенку книги

Сделайте чтение приятным времяпрепровождением

Всегда хвалите ребенка, если он/она читает

Не выбирайте книги для ребенка, пока он/она вас об этом не попросит

Не проявляйте излишней озабоченности, если вам кажется, что у ребенка не слишком быстрые успехи в чтении

Не критикуйте ребенка, если он старается читать. Поощряйте, поддерживайте – и улучшение наступит быстрее

Не сравнивайте уровень чтения ребенка с уровнем его братьев, сестер, других детей

Не прекращайте чтение детям вслух, как только они научатся читать сами

Никогда не отговаривайте ребенка от чтения – читать что-то лучше, чем ничего не читать

Итоги: в результате проделанной работы у детей продолжают развиваться интерес и любовь к художественной литературе, несмотря на то, что примерно половине детей группы книги дома родителями не читаются. Дети могут отвечать на вопросы по содержанию произведения, небольшая часть детей может понять главную идею произведения (но для этого требуется небольшая помощь педагогов в виде наводящих вопросов), дети в течение года активно учат стихотворения, могут их повторить спустя месяцы. В рассуждениях дети грамматически верно строят свою речь, не теряя мысли и последовательности. Они научились оценивать поступки литературных героев, некоторые нравственные качества персонажей. Благодаря чтению старых и изучению новых художественных произведений, происходило обогащение словаря детей, происходило развитие творческих способностей, некоторые из детей могут дополнить своими версиями сюжеты сказок, эпизоды, образы. У детей развилось желание использовать свой читательский опыт в других видах детской деятельности. С помощью чтения художественных произведений у детей начало развиваться желание противостоять стрессовым ситуациям, желание быть добрым, здоровым, оптимистичным. Положительные результаты по усвоению материалов и заданий в большинстве случаев показывали девочки, поэтому на следующий учебный год одной из приоритетных задач станет увеличение индивидуальной работы с мальчиками.


Перспективное планирование на 2017-2018 учебный год в соответствии с темой самообразования «Чтение художественной литературы как средство развития речи у дошкольников».

Раздел плана:

Сроки выполнения

1.Проведение тематических бесед:

«Важность книги в жизни человека»

«Какие бывают книги?»

«Что есть в библиотеке»

«Мои любимые сказки»

«Чем отличаются добрые и злые герои сказок»

«Почему нужно беречь книги?»

сентябрь - май

2.Акция «Принеси книгу для чтения в детский сад»; инсценировка русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»; помещение в родительский уголок статьи «Сказка в жизни ребенка».

сентябрь

3.Литературная викторина «Угадай сказку»; инсценировка русской народной сказки «Заюшкина избушка».

4.Проведение словесных дидактических игр по развитию речи.

в течение всего года, в ходе разнообразных НОД и в режимных моментах

5.Литературный концерт; консультация для родителей «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста. Развитие образной речи»; театр теней «Гуси-лебеди».

6.Проведение «Недели книги»; инсценировка сказки «Три поросёнка»; помещение в родительский уголок статьи «О чем и как беседовать с детьми после чтения книги».

7.НОД «Мой любимый сказочный герой»; анкетирование родителей

« Организация домашнего чтения в семьях»; обработка полученных данных; использование метода «Сказкотерапия».

8.Литературный концерт (чтение детьми стихотворений); театр ложек «Бременские музыканты»; использование метода «чтение сказки как средство обучения детей основам безопасности жизнедеятельности».

9.Вечер сказок; НОД «Обложка для книги сказок»; литературная викторина «Угадай героя сказки».

10.Прослушивание аудиосказок в исполнении знаменитых артистов.

в течение всего года

11.Создание бумажного театра по мотивам стихотворения «Где обедал воробей»; консультация для родителей «А как-речь-то говорит, словно реченька журчит».

12. Творческая самостоятельная деятельность детей в свободное время с использованием читательского опыта.

в течение всего года

13. Вечер сказок; инсценировка отрывка из сказки



План работы по самообразованию на 2016–2017 гг. по теме «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников»

Пояснительная записка.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста , сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – , которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны , которыми регулируются желания и поступки Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине . Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.

Актуальность

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории , как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок , в том числе о животных. Почему же , особенно в дошкольном возрасте ?

1. В становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

2. Воспринимая сказку , ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем , и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Проблема

Разрешение проблем требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка . Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитание чувства долга , справедливости, ответственности. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования и всегда находились в центре внимания выдающихся педагогов, таких как: В. А.Сухомлинский, Н. С. Карпинская, Л. Н. Стрелкова и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно-

На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и , установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка . Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и , ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.

Цели :

1. Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.

2. Выявить и изучить воспитательные особенности русской и татарской народной сказки .

3. Формирование .

4. Формирование привычки советоваться со своею совестью в разных жизненных ситуациях.

5. Обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки .

Для достижения цели я определила, следующие задачи :

1. Помогать детям в освоении духовно- нравственных ценностей , формирование нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.

2. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни , умение делать нравственный выбор .

3. Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.

4. Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.

5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев , учить давать оценку поведению своему и других.

6. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими и татарскими народными сказками .

7. Подобрать диагностические материалы, направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских и татарских народных сказок .

8. Помочь родителям понять ценность сказки , ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию на 2016–2017 гг. по теме «Роль сказки в духовно -нравственном воспитании дошкольников.

Шарипова Г.С.
План работы по самообразованию на 2016–2017 гг. по теме «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников»

Пояснительная записка.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста , сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка , которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны , которыми регулируются желания и поступки Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине . Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.

Актуальность

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории , как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок , в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми , особенно в дошкольном возрасте ?

1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

2. Воспринимая сказку , ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем , и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Проблема

Разрешение проблем нравственного и духовного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка . Духовно- нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитание чувства долга , справедливости, ответственности. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования и воспитания. Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились в центре внимания выдающихся педагогов, таких как: В. А.Сухомлинский, Н. С. Карпинская, Л. Н. Стрелкова и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ.

На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей , установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка . Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребенка , ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.

Цели :

1. Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.

2. Выявить и изучить воспитательные особенности русской и татарской народной сказки .

3. Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания) .

4. Формирование привычки советоваться со своею совестью в разных жизненных ситуациях.

5. Обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки .

Для достижения цели я определила, следующие задачи :

1. Помогать детям в освоении духовно- нравственных ценностей , формирование нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.

2. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни , умение делать нравственный выбор .

3. Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.

4. Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.

5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев , учить давать оценку поведению своему и других.

6. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими и татарскими народными сказками .

7. Подобрать диагностические материалы, направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских и татарских народных сказок .

8. Помочь родителям понять ценность сказки , ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям :

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

Работа с родителями :

1. Проведение родительских собраний.

2. Индивидуальные консультации и беседы с родителями.

3. Оформление уголка для родителей на тему : « Роль сказки в духовно- нравственном воспитании дошкольников ».

4. Проведение мастер- классов.

5. Участие родителей в развлечениях и утренниках.

6. Участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ.

Образовательные области :

1. Познавательное развитие.

2. Речевое развитие.

3. Художественно – эстетическое.

4. Физическое развитие.

5. Социально-коммуникативное.

Перспективный план работы по теме самообразования.

Сентябрь.

1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему : « Сказка как средство духовно- нравственного воспитания »; постановка целей и задач по данной теме .

2. Родительское собрание : « Сказка ложь – да в ней намек» : (цель : познакомить с предметно-развивающей средой группы, познакомить с развлечениями, утренниками, театрализованными праздниками проводимые в течение года).

3. Консультация для родителей : .

Октябрь.

1. Изучение темы : « Роль народной сказки в развитии речи детей» .

Методические приемы :

Чтение детям и пересказ сказки : «Гуси-лебеди» , рассматривание иллюстраций.

Консультация для родителей : « Роль сказок в развитии детей » , « Сказки помогут справиться с детским непослушанием» .

2. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими и татарскими народными сказками , дисками.

Ноябрь.

1. Создание картотеки сказок для работы с детьми .

2. Применять цитаты из сказок в режимных моментах .

Методические приемы :

Чтение и пересказ детям сказки : «Заюшкина избушка» .

Дидактическая игра : «Угадай сказку » .

Консультация : «Особенности чтения сказок о животных » .

3. День матери : организация конкурса для мам «Маму очень я люблю» .

Декабрь.

1. Изучение темы : «Использование сказок в работе с детьми» . Методические приемы :

Дидактическая игра : «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок

Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото ) .

В уголке для родителей поместить рублику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Темы : «Личная библиотека вашего ребенка» , «Как и когда рассказывать сказки «, «Книги и театр» .

2. Родительское собрание : проведение мастер – класса по теме « Сказочная книга » .

3. Выставка работ (дети и родители) «Зимние сказки » .

Январь.

1. Изучение темы : « Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка».

Методические приемы :

Чтение детям татарской народной сказки : «Три дочери» .

Прослушивание аудиозаписи сказки .

Консультация для родителей : «Почитай мне сказку » .

Беседа индивидуальная с родителями ребенка на тему : «Как подружить ребенка с книгой» - о пользе домашнего чтения.

Февраль.

1. Роль сказки в воспитании детей .

Методические приемы :

Обустроить уголок ряженья.

Консультация для родителей : « Воспитание трудолюбия , послушания и ответственности через сказку ».

2. Открытое занятие по теме : «В гостях у сказки » .

Март.

1. Изучение темы : «Влияние сказок на психику ребенка » .

Методические приемы :

Дидактическая игра : «Из какой сказки герой » .

Приобрести в группу раскраски по народным сказкам .

Консультация для родителей : «Как выбрать полезную сказку для малыша » .

В уголке для родителей поместить книжку – раскладку : «О чем и как беседовать с детьми после чтения» .

Апрель.

1. Театрализация сказок .

Методические приемы :

Учить детей обыгрывать знакомые сказки .

Добавить материал в театральный уголок.

2. Совместный досуг родителей и детей на тему : «В стране добра и зла» .

Май.

1. Самоанализ плана по самообразованию .

Методические приемы:

Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки .

Презентация проекта : «Какая прелесть – эти сказки » на итоговом родительском собрании.

2. Выставка работ детей и родителей : «Наши любимые сказки » .

При составлении плана по самообразованию в своей работе я использовала следующую литературу :

1. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.

2. Ильин И.: «Духовный мир сказки » .

3. Зинкевич – Евстигнеева : «Практикум по сказкотерапии » .

4. Э. И Иванова : «Расскажи мне сказку » . Литературные сказки для детей . Просвещение 2001г.

5. Ланчеева – Репьева : «Иное царство русских сказок » .


error: Content is protected !!