Духовно нравственное развитие и воспитание обучающихся предусматривает. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Педагогика и воспитание

Совершенно справедливо, что одной из главных характеристик обучения в современной школе считается его воспитывающий характер.

За школьную жизнь человек проводит примерна через 10000 уроков - разных: по предмету изучения и области знаний по содержанию и методике, по характеру взаимоотношений с учителем и одноклассниками Урок - это «клеточка» учебно-воспитательного процесса, насыщенная многообразными отношениями к миру предметов и явлений, событий прошлого и настоящего, к науке, к искуссву, к отношениям людей, к собственной позиции в процессе обучения, в мире человеческих ценностей, в собственном развитии...

В процессе обучения воспитывает все: и содержание учебного материала (мировоззренческие идеи, факты из и истории изучаемых наук, жизненная позиция и человеческие качества ученых, писателей, художников, композиторов, исторических деятелей). И организация, и методика, и технология обучения (обеспечение активной позиции ученика, развитие его нравственных качеств, приобщение к НОТ ученика, умственное воспитание..) и личность учителя. В процессе обучения развивается ценностное отношение к науке и ее творцам, к культуре интеллигентности, к возможностям и ценности образования, формируются потребность и навыки самообразования... Происходит решение задач всестороннего развития - умственного, нравственного, эстетического, правового, экологического, физического…

Существенным воспитательным потенциалом обладает личность учителя: его отношение к жизни и к элементам процесса обучения (детям, науке, процессу познания, своей работе...), его нравственное кредо, эстетическая выразительность, общая культура, педагогическое мастере и педагогический такт Воспитывает психологический климат урока и внеурочной учебной деятельности. И даже предметный кабинет.., и учебники.., и учебные пособия...

По сути дела, воспитание органично «вплетено» в весь процесс образования. Это поняли прогрессивные педагоги давно, и на протяжении веков в истории педагоги: сложился один из основных подходов, именуемый принципом воспитывающего обучения.

Обратимся к некоторым идеям педагогов и мыслителей прошлого:

«Воспитание - дело совести, образование - дело к науки. Позднее, уже в сложившемся человеке, оба эти вида познания дополняют друг друга» (В. Гюго).

«И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно. Обучение само по себе, вне воспитан есть бессмыслица, ничего, кроме вреда, не приносят. Поэтому обучение должно служить не только передаче знаний и развитию рассудка, но и духовному, нравственному развитию чувств и воли человека» (К.Д. Ушинский).

«Знания без воспитания, что меч в руках сумасшедшего» (Д.И. Менделеев).

РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ В ОБУЧЕНИИ

Достижение цели и решение задач воспитания в процессе обучения (на уроках и во внеклассной и внешкольной работе) обеспечивается спецификой воспитывающего обучения: его целью и задачами, закономерностями и принципами, содержанием, логикой и структурой, используемыми методами, приемами, организационными формами обучения, а также характером отношений «учитель <-> ученик» в процессе обучения.

Практика убедительно доказывает, что недостаточное внимание к воспитательной функции обучения влечет за собой тяжелые последствия, сказываясь не только на отношении человека к учебе, но и на искаженном отношении к жизни, на формировании негативных качеств личности, влияя на жизненную позицию человека в целом.

Об этом предупреждал еще А.С. Макаренко: «Неудача в школе, плохие отметки понижают настроение и жизненный тонус воспитанника, хотя внешне это может иметь форму бравады, напускного равнодушия, замкнутости и зубоскальства. Неудачи в школе бывают обычно делом систематической лжи ребят в самых разнообразных формах. Такая поза воспитанника противопоставляет его здоровому детскому и юношескому коллективу, и поэтому она всегда в большей или меньшей степени опасна. У отличника может быть другая тенденция внеколлективной позиции: зазнайство, самовлюбленность, эгоизм, прикрываемые самой добродетельной миной и позой. У среднего ученика - однообразие и сероватый ток жизни, которые они трудно переносят и поэтому начинают оптимистическую перспективу в других областях»*.

*Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. М., 1951. Т. 5.

СПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ СРАВНЕНИЮ ОБУЧЕНИЕМ)

Воспитание (в узком смысле слова) имеет свои характерные особенности по сравнению с обучением:

1. Воспитание шире и сложней обу­чения, ибо оно:

o предшествует обучению;

o осуществляется и в процессе обучения, и в любой другой внеурочной деятельности;

o продолжается и после окончания человеком систематического обучения;

o происходит ежедневно и ежечасно во всей жизнедеятельности человека.

2. Результаты воспитания не поддаются быстрой проверки как результаты обучения.

3. Процесс воспитания - многофакторный, в этом его сложность. В обучении же успешность определяется в основном учителем.

4. Воспитание не имеет строгих, четких организационных форм, как обучение.

5. Воспитание охватывает более широкий спектр задач и формировании отношений растущего человека к он окружающему миру (и даже обучение).

6. Воспитание создает необходимые условия для разви­тия человека, влияя на его сознание, эмоциональна волевую сферу и на поведение (все виды деятельности, одним из которых является интеллектуально-познавательная деятельность).

Педагогическая теория констатирует, что происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иная позиция в деятельности учителя и ученика, иной педагогический менталитет. Проанализировав происходящее, Г.К. Селевко отмечает такие изменения в современном образовании*:

o Традиционные способы информации (устная и письменная речь, теле- и радиосвязь) уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

o Важнейшей составляющей становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учащимися.

o Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека.

o Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, макро- и микросоциума.

o Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания, что характеризуется переходом:

а) от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего исполь­зовать усвоенное;

б) чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умствен­ных действий;

в) от ориентации на усредненного ученика к дифферен­цированным и индивидуализированным программам обучения;

г) от внешней мотивации учения к внутренней нравствен­но-волевой регуляции.

* Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998. С. 3

Сутью всех систем развивающегося обучения в последнее время становится идея личностно-ориентированного обучения, заключающаяся в себе большой воспитательный потенциал, представляющий собой сочетание обучения, понимаемого как нормативно –сообразная деятельность общества (школы, учителя), и учения, как индивидуально значащей деятельности отдельного ребенка. Ее содержание, методы, приемы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов учебно-познавательной деятельности.

Для каждого ученика составляется образовательная программа, носящая индивидуальный характер, так как она основана на знании особенностей ученика как личности со всеми только ей присущими характеристиками и приспособлена к возможностям ученика.

Обучение построено на диалоге учителя и ученика. Особенности позиции учителя – стимулирование развития субъективного опыта учения и индивидуальности каждого ребенка, признание его самобытности и самооценности. Позиция ученика выражается в свободном выборе элементов учебно-воспитательного процесса, активности в самопознании, самоопределении, самореализации.

Говоря о воспитательном потенциале процесса обучения В.А. Караковский отмечает такие основные слагаемы касающие содержания образования:

o формирование у школьников основ мировоззрения – целостной картины мира (естественно-научной, социальной и художественной), нового стиля мышления на основе идей синергетики (науки о самоорганизации процессов, происходящих в мире);

o формирование экологической грамотности и экологического сознания учащихся на основе учения В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере;

o обращение учащихся к гуманитарным идеям образования через включение в ткань предметного матери философских, аксеологических, историко-научных знаний, биографий ученых. А. Эйнштейн писал, что «моральные качества выдающейся личности имеют возможно большее значение, чем чисто интеллектуальные достижения. Последние зависят от величия характера в значительно большей степени, чем обычно принято считать». Эту мысль блестяще подтверждает история жизни и деятельности самого А. Эйнштейна, на замечательных современников Б.М. Кедрова, А.Д. Захарова, Д.С. Лихачева и др.**.

Очень важным предметом заботы учителя является интеллектуальный фон класса, который задается учителем «становится, по мнению Сухомлинского В.А., мощным источником общего развития учеников, необходимого учения. Да и знаний пробавляется! Крупные ученые 80% всей информации получают не из книг и журналов, а неофициальным каналам - общаясь и переписываясь друг с другом».

ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ МЕТОДИКУ ОБУЧЕНИЯ

Воспитательный потенциал обучения реализуется не только через содержание, но и через методы и организационные формы обучения. Так, репродуктивные методы обучения помогают формированию дисциплинированности, исполнительности, внимательности. Проблемные методы, направленные на развитие интеллекта, способствуют развитию самостоятельности, творческого подхода к решению жизненных проблемных

ситуаций, обогащению эмоциональной сферы, ориентируют на ценности науки и культуры, на саморазвитие и самоактуализацию.

* Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения Под ред. В.А. Караковского и др. М., 1999. Гл. 3. § 2, 3.

** Много достойных примеров можно найти в книге: Голованов Я. Этюды об ученых. М., 1976.

Работа в коллективе сверстников включает школьников в отношения взаимодействия и сотрудничества, в атмосферу товарищеской взаимопомощи, формирует лидерские качества и умение подчиняться, учит внимательному отношению к окружающим людям. Современные методики обучения, позволяющие раскрыть и реализовывать потенциальные возможности личности, формируют ценностное отношение к самому себе и к другому человеку как наивысшей ценности.

Групповая работа на уроках позволяет развивать качества как «теоретика», так и «экспериментатора»; как лидера, так и ведомого; как проверяющего, так и проверяемого (работы Х.-Й. Лиймерса, М.Д. Виноградовой,.Б. Первина, В.К. Дьяченко).

ВОСПИТАНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ РМАХ ОБУЧЕНИЯ

Усиление воспитательного потенци­ала обучения достигается применени­ем необычных уроков и различных форм организации деятельности детей: урок-размышление, «диалог культур», дискуссионные уроки, урок-праздник, дидактические и эстетические спектакли, «суд над (негативными явлениями окружающего мира), научно-практические конференции, игровые формы обучения, решения проблемных вопросов, уроки «Человек в мире парадоксов», уроки по заявкам, «защиты фантастических проектов» и т.д.

Особая направленность воспитанию придается на специализированных уроках, специально вводимых в современной школе с целью воспитания учащихся: уроки мировой художественной культуры, человековедения, педагогика, философии, психологии, риторики, культуроведение, НОТ школьника и т.п.

Известно, что эффективное воспитание происходит при рациональной организации жизнедеятельности детей. Одним из путей реализации воспитательного потенция обучения является событийный подход: учение должно быть для ребенка (подростка) цепью разнообразных событий прогнозируемых и неожиданных, имеющих и для ученика, и для педагога значимый личностный смысл.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Учитель становится для ученика наставником, покровителем, другом, единомышленником, соучастником жизненных событий. Учитель -носитель культурных ценностей, открывающих ребенку окружающий мир нередко выступающий

в роли помощника, защитника интересов и прав, доверенного лица, носителя педагогической поддержки.

В этой позиции воспитатель сам не может не быть или личностью, для которой самоактуализация - единственный смысл жизнедеятельности, в том числе и как организатора учебно-воспитательного процесса.

Для такого учителя характерны доверительность и принужденность, открытость в общении с детьми, выражение уважительного к ним отношения. Такой стиль отношений переносится и на внеурочное и даже внешкольное общение педагога с детьми.

Известный педагог-новатор Е.Н. Ильин составил лаконичные советы учителю* (порой даже и шуточные), некоторые их них:

«...Ни одной головы, пугливо втянутой в плечи, - вот педагогика.

Дисциплина - та область педагогики, где мы особенно нагрешили.

Когда об одном учителе ребята с восторгом рассказывают другому - оба достойны внимания.

Ребята замыкаются, когда видят, что мы для себя интереснее, чем они для нас.

К ученику нужно идти вместе с ним.

Успех определяют: позиция (дети - не виноваты), подход (человеческий), способ (творческий).

Сказать больше, чем книга, - привилегия учителя-воспитателя.

Ощутите ненависть к «двойке», сделайте все, чтобы ее не было, и вы –новатор…»

* Из будушей книги под названием «Из блокнота словесника».

РОЛЬ ОЦЕНОЧНОЙ ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ

По поводу последнего совета следу­ет сказать особо: оценочная функция учителя в процессе обучения - жи­вотрепещущая проблема и учителя, ученика. О ней написано много. Много пожеланий изменить существующее положение вещей, ибо нередко отметка, как дамоклов меч висит над обучающимся, иногда довлеет над ним, становясь оценкой личности в целом. Внимательно прочитаем «сердитые» записи в «вольном» эссе о школе выпускника Артема Космарского:

«Отметки - не «статистическая информация» для служебного пользования, и не справедливое отражение «чистых» знаний. Оценки - орудие власти над Учеником; инструмент административного, психологического, а сейчас и финансового давления. Вся жизнь Ученика в Школе определяется его «образованностью» - которая ежечасно фальсифицируется оценками, а через них - школьной системой.

Право выставлять оценки принадлежит Учителю, не ученику. Так отметки, несомненно, защищены от ребяческой безответственности. Но разве взрослый произвол получше?»

И тем не менее для наиболее полной реализации воспитывающей функции обучения и для позитивного переноса оценки ребенка как ученика на оценку его как человека нужно отыскать позитивное оценочное средство.

Во взаимоотношениях с учителем и со сверстниками на уроке и вне его ребенок (подросток) вырабатывает критерии оценки нравственного (безнравственного) отношения к себе и другому человеку. При этом, как считает Н.Е Щуркова*, «мера этического определяется мерой внимания к другому человеку... мерой сопряжения интересов личностного «Я» и интересов «Другого»... мерой уважения себя как Человека, ...мерой свободы выбора человека, проявляющего свое субъективное, не предначертанное извне и свыше отношение к другому».

И поэтому характеристиками этической жизни становятся: «видеть Другого», «слышать Другого», «принимать Другого», «открывать свое «Я» Другому», «помогать Другому», «работать с Другим», «благодарить Другого», «автономия Другого, «И автономии от Другого», «видеть себя в роли Другого», «осмысливать Человека как ценность».

Вопросы для самопроверки и размышления

1. Как следует понимать воспитательную функцию обучения и принцип воспитывающего обучения?

2. Воспитание учащихся через содержание образования: что дает оно развивающейся личности?

3. В чем проявляется воспитывающих характер методов и организационных форм обучения?

Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М., 1977.

Винокурова Н.К. Магия интеллекта. (Или книга о том, ког­да дети бывают умнее, быстрее, смышленнее взрослых). MJ 1994.

Давыдов В.Д. Развивающее обучение. М., 1986.

Дежникова Н.С., Орлов В. Б. Личность обучающегося и ее раз­витие. Челябинск, 1997.

Дусавицкий А. К. Развитие личности в учебной деятельности М., 1996.

Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1995.

Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М., 1998.

Ильин Е.Н. Путь к ученику. М., 1988.

Ильин Е.Н. Искусство общения. М.,1982.

Ильин Е.Н., Мер/пенс СВ. Давайте соберемся. Новые возможности урока общения. М., 1994.

Капустин И.П. Педагогические технологии адаптивной шко­лы. М., 1999. Гл.2 «Урок в адаптивной школе».

Коротов В.М. Идущему на первые уроки. М., 1977.

Лийметс Х.-Й. Как воспитывает процесс обучения. М. 1982.

Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. М.,1982.


Похожая информация.


Эксперимент и инновации в школе - № 2/2015

Мастер-класс по духовно-нравственному воспитанию

В.И. Попугаев

духовно-нравственная культура, патриотизм, воля человека, добро, свобода, справедливость

Ключевые слова:

Образование является единым процессом воспитания, обучения и предусматривает также духовно-нравственное развитие человека .

Практика преподавания основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями закреплена на уровне Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» .

При определении критериев качества образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование» необходимо учитывать уровень духовно-нравственного воспитания обучающихся. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся - это первостепенная задача современной образовательной системы, которая представляет собой важный компонент социального заказа для образования .

Духовность является фундаментальным свойством человека, интегрирует в себе потребности и способности человека самореализовывать себя в поисках истины, в творчестве, в стремлении к добру, свободе, справедливости. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

В числе важнейших проблем воспитания серьезную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодежи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В вечном поиске добра и зла мы, как правило, выходим на общечеловеческие ценности и идеалы .

Примером может служить наследие В.А. Сухомлин-ского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы - ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед - пустоты души,

бездуховности...» Сфера педагогической ответственности в процессе воспитания определяется усилием общества и государства, направленным на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, патриотизма, чувства ответственности за свою Родину.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания обучающихся, однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается стенами техникума. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества. Значительное место в процессе формирования у подростков качеств гражданина и патриота занимают дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», «История России» и др., на которых мы формируем гражданско-па-триотические качества личности .

Воспитание патриотизма на занятиях в Егорьевском промышленно-экономическом техникуме имеет огромное значение, т. к. речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, наши молодые современники должны не только обладать необходимым объемом знаний, но и стать зрелыми духовно и интеллектуально.

Основой гражданско-патриотического воспитания являются психологические особенности обучающихся, поэтому ознакомление их с жизнью своей страны мы строим на доступных, конкретных фактах, явлениях, событиях, показывая логические связи между ними.

Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением обучающихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, а также уважению и открытости ко всем другим народам и их традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть чутким к трагедиям Отечества и народа .

Поэтому, знакомя с историей Великой Отечественной войны, мы приводим те факты, которые касаются

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся

наших земляков, родных и близких . Например, мой отец, Илья Арсентьевич Попугаев, воевал на Курской дуге в качестве стрелка-радиста бомбардировщика-разведчика «Бостон-20». Экипаж состоял из четырех человек: летчика, штурмана, стрелка и стрелка-радиста. Самолет был оснащен 10 бомбами по 100 кг, пулеметами, пушкой и фотокамерой (рис. 8).

В одном из боевых вылетов отец мог погибнуть, но чудесным образом остался жив.

Шел 1943 год. Войска Белорусского фронта при поддержке бомбардировочной авиации освобождали города. На одном из участков фронта сложилась труд-

Рис. 8. Фотографии из домашнего фотоархива

ная обстановка. Противник задержал наступление советских войск. Необходимо было провести воздушную разведку, а погода стояла нелетная. Шел мокрый снег, облака низко нависали над землей. Ждать летной погоды было нельзя. Командование полка отдало приказ экипажу самолета провести воздушную разведку войск противника. Именно перед этим вылетом, как рассказывал отец, он почувствовал потребность взять с собой аптечку, которую не только он, но и другие члены экипажа никогда в боевой вылет не брали. Аптечки хранились в деревянном ящике в казарме. Отец взял аптечку и положил в карман комбинезона, но, почувствовав неловкость, так как другие члены экипажа аптечки не брали, положил ее обратно в ящик. Однако снова пришла беспокойная мысль: «Взять аптечку, взять аптечку, взять аптечку», - что он, воспитывавшийся в православной семье и верующий в Бога и Ангела-хранителя, и сделал. Это спасло ему жизнь.

Линия фронта была недалеко, и самолет ее благополучно миновал. Стали видны войска противника, который не ожидал появления советского самолета в такую погоду. Началась паника. Самолет пролетел над скоплением танков, бронемашин, мотопехоты, сбросил бомбы и произвел фотосъемку. Задача была выполнена. На обратном пути отец увидел в «хвосте» самолета четыре быстро приближавшихся объекта размером с воробушка (он отличался зорким зрением, был метким охотником) и доложил по рации летчику. Стало ясно, что их преследуют четыре немецких самолета. Как потом выяснилось - четыре мессершмита. Экипаж приготовился к бою. Расстояние между самолетами уменьшалось, началась стрельба. Немецкие летчики атаковали парами и рассчитывали посадить наш самолет на землю. Атаки следовали одна за другой. Самолет маневрировал и тоже отвечал огнем. Один мессершмит загорелся и разбился о землю. Когда бой перешел на нашу сторону фронта, немецкие летчики повернули обратно. Только после этого отец почувствовал невыносимую боль в левой руке. Во время стрельбы он не заметил, что держит пулемет одной правой рукой, левая рука была перебита очередью немецкого самолета и висела, как плеть, рукав комбинезона наполнился кровью. Отец, мгновенно вспомнив об аптечке, позвал на помощь второго стрелка. Тот подполз к отцу, вынул из кармана его комбинезона аптечку и жгутом остановил кровотечение. Экипаж нашего самолета доставил командованию разведданные, и гвардейские бомбардировщики вылетели бомбить противника. Вскоре пошла в атаку славная мотопехота. После, уже в госпитале, опытный пожилой хирург сказал отцу, что он мог бы погибнуть из-за большой потери крови. Руку удалось спасти благодаря этому хирургу. Он убедил консилиум, состоящий в основном из молодых коллег, не ампутировать ее.

Все члены экипажа самолета-разведчика были награждены орденами Отечественной войны. Да, это патриотизм!

В годы войны медицинская аптечка спасала раненых на поле боя, а в настоящее время вера, патриотизм и взаимовыручка помогают нашему поколению выбрать правильный жизненный путь.

В повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, которой можно было бы измерить патриотизм. Любовь

к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина.

Литература

1. Антонова Л.Н. По совести и вере: Доклад министра образования правительства Московской области Лидии Антоновой на пленарном заседании, посвященном открытию V Московских областных рождественских образовательных чтений «На путях духовно-нравственного воспитания и просвещения» // Образование Подмосковья. Открытый урок. 2008. № 1(3). С. 5-7.

2. Борев В. И снова один против четырех // Боевые действия «Наркомат» Госнаркоконтроля России. 2005. № 16.

3. Боярская В.В., Ракова Н.С. Патриотизм в свете задачи формирования гармоничной личности гражданина России / / Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 5. С. 58-60.

4. Бузмакова А.А. Психологическая культура школьника // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 4. С. 55-63.

5. Попугаев В.И. Исследование общей эмоциональной направленности обучающихся // Сб. статей по материалам малых рождественских педагогических чтений «1150-летие Российской государственности - основа формирования нравственных ориентиров современной молодежи». ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 30. Коломна, 2012. С. 125-133.

6. Попугаев В.И. Экспериментально-теоретическое исследование общей эмоциональной направленности обучающихся. Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2012 учебного года. http://educontest.net/

7. Тараканова В.В. Патриотическое воспитание в молодежной среде. Духовно-нравственный мир современного российского общества: проблемы формирования и защиты // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Духовно-нравственный мир современного российского общества проблемы формирования и защиты», Волгоград, 16 марта 2009 г. / Отв. ред. А.А. Огарков и др. М.: Глобус, 2009. С. 276-280.

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: «Омега-Л», 2013.

9. Фильмотека телепередач «Слово пастыря»: Методич. пособие / Сост. В.И. Попугаев. Интернет-портал Международной фундации педагогических новаций. http://www.mfpn.ru

Многомерные трансформации в государстве и обществе последних десятилетий в значительной мере ослабили внимание к таким явлениям, как социально-духовные и нравственные ценности в подростковой и молодежной среде, заметно снизился интерес к особенностям формирования менталитета и мировоззрения молодых граждан России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Удельнинская гимназия

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся

Выжелевская А.П., учитель начальных классов

Многомерные трансформации в государстве и обществе последних десятилетий в значительной мере ослабили внимание к таким явлениям, как социально-духовные и нравственные ценности в подростковой и молодежной среде, заметно снизился интерес к особенностям формирования менталитета и мировоззрения молодых граждан России. Вместе с тем длительный процесс модернизации российской школы в итоге затронул не только организацию учебной деятельности, но и коренным образом изменил отношение к содержанию феномена воспитания в современной школе. Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.

Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.

Таким образом, воспитательная компонента в деятельности общеобразовательного учреждения становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование "воспитательной системы", "воспитывающей среды", "воспитательного потенциала обучения", "воспитательной деятельности" и т.д.

Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества. Проблема нравственного воспитания была актуальной всегда. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил «Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

Сейчас для развития общества необходимы такие качества личности, как честность, ответственность, чувство долга, сочувствие, умение сотрудничать, стремление служить людям.

В своей работе по духовно-нравственному воспитанию я ставлю следующие задачи:

Формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики;

Формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;

Формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;

Формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;

Формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.

Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания определены в соответствии с программой воспитания гимназии:

  • Ученик – патриот и гражданин

Ценностные основы: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

  • Ученик и его нравственность

Ценностные основы: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

  • Ученик и его интеллектуальные возможности

Ценностные основы: творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость.

  • Ученик и его здоровье

Ценностные основы: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.

  • Ученик и его карьера

Ценностные основы: любознательность, требовательность к себе, самопризнание, сотворчество.

  • Ученик и его семья

Ценностные основы: отчий дом, уклад семьи, поколения семьи, авторитет отца и матери, история семьи, ее традиции; нравственные корни семьи: отношение к старшим и младшим, отношение отцов и детей, атмосфера семьи, защищенность всех членов семьи, горе и радость каждой семьи; забота, тепло, ласка, ответственность, нравственные запреты.

  • Общение и досуг

Ценностные основы: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

В направлении духовно-нравственного развития и воспитания школьника я планирую достичь следующих результатов:

Сформировать у обучающихся:

Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю;

Ценностное и творческое отношение к учебному труду;

Ценностное отношение к своему здоровью;

Ценностное отношение к природе;

Мотивацию к самореализации в различных видах творческой деятельности.

Дать представление:

О наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

Об эстетических ценностях отечественной культуры;

О необходимости сознательно заниматься учебным трудом;

О роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

О необходимости подготовить себя к успешной самореализации в жизни

Заложить основы:

Смысла и ценности жизни, справедливости, милосердия, нравственного выбора, достоинства;

Социальной и межкультурной коммуникации;

Готовности устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе,

Уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

Отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям;

Понимания того, что семья – это основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне.

В своей работе использую самые разнообразные формы работы с детьми.

  • Классный час. Первый классный час я всегда посвящаю дружбе. Первое правило в нашем классе - обращаться друг к другу по имени. Дети учатся с уважением относиться к мнениям других, терпеливо, и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.На классном часе по теме «С детства дружбой дорожи» дети высказывали свою точку зрения о том, кого они считают своим лучшим другом, за какие качества ценят его, приводили примеры из жизни, когда приходилось помогать другу в трудную минуту, можно ли маму назвать своим другом и почему и т.д.«Строим город Доброград»- под таким названием прошел классный час, целью которого было формирование таких нравственных качеств, как доброжелательность, уважение к старшим, милосердие, а также на примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло». В этом большим подспорьем для меня являются книжки из серии «Зернышки», в которых собраны короткие добрые рассказы для детей, глубоко проникнутые духовно-нравственным содержанием. Это настоящие уроки любви, доброты, сострадания.
  • Беседы на этические темы.

Ученики должны знать, что этика не может сама по себе сделать человека добродетельным, вежливым, культурным, она только помогает тому, кто сам стремится к добру. Что этические нормы поведения формируют у человека мировоззрение, отношение к людям, духовно определяют качества личности. Что знание этических норм и правил поведения помогает человеку избежать многих межличностных конфликтов в коллективе, семье.

Примеры бесед на этические темы, которые я провожу совместно с детьми, родителями: «Настоящий друг» (беседа о дружбе), «Приветствие» (правила общения) , «Моя семья», «Про то, как добро и зло боролись»(урок-сказка),«Человек среди людей», « Как мы разрешаем конфликты», «Научись смотреть на себя со стороны», Беседа «Нехорошие слова. Недобрые шутки», «Правила коллективной работы», беседа о доброжелательности и равнодушии, «Мои нравственные ценности» и др.

  • Встречи с участниками и ветеранами войны.

Мероприятия гражданско-патриотического направления способствуют воспитанию у обучающихся высоких нравственных качеств: патриотизма, гражданственности, доброты, отзывчивости, благодарности, ответственности, чувство долга перед старшим поколением.

Мы помогаем воспитанникам Удельнинской школы - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: готовим для них подарки, организуем совместные спортивные мероприятия.

  • Экскурсии.

Туристско-экскурсионная деятельность традиционно стала формой, позволяющей расширить позитивный и эмоционально – ценностный опыт детей. За четыре года мы совершили 24 экскурсии: познавательные и исторические.16 поездок: театры, музеи, выставки, концерты.

Организуемая внеурочная деятельность является составной частью программы духовно-нравственного развития и воспитания, реализуемой в гимназии. Внеурочная деятельность по духовно-нравственному направлению в гимназии организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

При организации внеурочной деятельности обучающиеся гимназии используют возможности образовательных учреждений дополнительного образования, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления на базе гимназии.

Хочется надеяться, что в результате проведенной работы у моих детей обогатился эмоциональный мир, а милосердие, доброта поселились в их сердцах навсегда. Результаты моей работы неокончательны, положительная динамика прослеживается. Социализация личности ученика и его интеграция в обществе в сложных условиях современной России возможны только при сформированности основ духовно-нравственной культуры.

Постепенно, целенаправленно, в процессе длительной, кропотливой работы по развитию духовно-нравственных качеств личности, я вижу, как многие из детей становятся более терпимыми, учатся слушать друг друга, понимать, сопереживать.


Мировая педагогика определяет приоритеты воспитания, исходя из общечеловеческих ценностей. В их число входят персональные высоконравственные качества; чувства сострадания и готовности помочь другим людям; толерантное отношение к иным социальным устройствам, культурным традициям, религиям и т.п. Соответствующие высокие цели воспитание сформулированы во всех ведущих странах мира. В России "Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" (2009), проекты "Наша новая школа" (2010), федеральные стандарты общего образования (2012) провозглашают стратегию гуманно-личностного развития учащихся, необходимость формировать ценности, соответствующие идеалам демократии, самоуправления, прав и свобод человека, открытости, плюрализма, гражданской ответственности и самостоятельности. В президентском акте "Америка-2000" (США) (1994) говорится о намерениях превратить школу в "центр содействия развитию цивилизованного общества". В "Законе об образовании" Великобритании (1996) – о культурном, умственном, физическом и духовном развитии школьников при передаче таких ценностей, как правдивость, чувство гражданского долга, забота о людях, терпимость и свобода. "Образование – это не только передача знаний, но и наделение моральной, нравственной, духовной силой", – записано в докладе национальной комиссии по образованию Великобритании (1993). В "Инструкциях министерства образования" (Франция) (1985) говорится о необходимости "воспитания личности, ...устремленной к истине, с верой в человеческий разум, с чувствами ответственности, собственного достоинства, уважения к другим людям, солидарности, неприятия расизма, понимания универсальности различных культур, с неразрывной любовью к Свободе, Равенству, Братству". В "Законе об образовании" (Япония) (2006) – о формировании "строителей миролюбивого государства и общества", которые "любят истину и справедливость, личную свободу, труд, обладают ответственностью и духом независимости", любят свою страну и уважают другие страны.

Мировая школа накопила определенный опыт воспитания, при котором формируется соответствующее поведение – от привычки уступать в транспорте место старшим до готовности откликаться на чужую беду. Воспитание направляется на поощрение самостоятельности, эвристического мышления, общительности, высокой культуры. Усиливается внимание к условиям жизни школьников, возрастает стремление обеспечить комфортную психологическую атмосферу, когда поощряются успехи, познавательная и творческая активность, склонности и интересы детей. Популярность приобретает воспитание, основанное на сотрудничестве, партнерстве, когда ребенок становится полноправным участником педагогического процесса, возникают доверительные, непринужденные отношения детей и взрослых, реализуются коллективные педагогические формы и приемы, осуществляется совместная деятельность учеников, учителей и родителей, рождается атмосфера радости и творчества.

В воспитании используются технологии, доказавшие эффективность и нашедшие признание в педагогике: диалог, дискуссия, моделирование, рассказ, ролевые игры, рефлексивные методы, методы убеждения, стимулирования поведения и т.д. Методы воспитания применяются по отношению к конкретным субъектам, на определенном учебном материале, через те или иные институционные и неформальные структуры образования. Методики применяются с учетом целей, содержания воспитания. Так, при ротации в детском самоуправлении инициируется смена лидеров. Методами убеждения могут быть диспуты, индивидуальные беседы, круглые столы и пр. При социокультурной идентификации – исторические рассказы, изучение местных обычаев. При освоении понятий многокультурности – лекции, эвристические беседы, работа с источниками.

При организации субъект-субъектных отношений центральное место отводится диалогу. Проблема диалога разрабатывается рядом зарубежных педагогов и философов. Так, израильский ученый М. Бубер подчеркивает, что Я приобретает всю полноту индивидуальности лишь в отношении Ты и что во время диалога возникает некое новое духовное содержание, имеющее качественно иную ценность. Диалог может быть сопереживанием культурных ценностей, информационным общением, ролевым общением и т.д. С педагогическим диалогом связаны интерактивные технологии, сущность которых состоит в том, что взаимодействие субъектов воспитания организуется как непрестанный диалог, в процессе которого субъекты осмысливают намерения друг друга, в результате чего приобретается личный опыт, возникают "разделяемые ценности" (Т. Парсонс). Интерактивный диалог позволяет добиваться настройки на положительное отношение к партнеру, умения разрешать возникающие разногласия, накапливать опыт самоанализа и анализа партнера. Интерактивное обучение происходит в небольших группах учащихся, т.е. в миниатюрном социальном пространстве. Социальный опыт, приобретаемый в таких группах, индивид переносит во внешний мир.

Реальности воспитания в массовой школе, впрочем, свидетельствуют о значительной дистанции между ними и теоретическими построениями ученых, официальными декларациями, а также установками школьных программ.

Россия . Состояние воспитания вызывает в российском педагогическом сообществе глубокую озабоченность. На рубеже XX–XXI вв. российская школа преодолела резкий поворот, когда, как замечает российский ученый Н. Д. Никандров, "одна система ценностей либо сама исчерпала себя, либо насильственно уничтожалась, а другая еще не сформировалась".

Проблемы воспитания оттеснены на задний план. Сокращены штаты воспитателей, руководителей кружков и секций, психологов, медиков, социальных педагогов. В образование пришла идеология, окрашенная моралью общества потребления. Школа стала часто рассматриваться не как очаг взращивания и самореализации личности, а как источник образовательных услуг.

В учебных заведениях продолжают жить традиции авторитарного воспитания. По-прежнему главной фигурой в школе остается учитель, а не ученики. Во многом учебно-воспитательный процесс подчинен регламентациям и формализован. Изъяны в воспитании учащихся – результат множества слагаемых. Здесь и неблагоприятные семейные, социальные условия, и массовая культура с ее насилием и жестокостью, и особенности групповой психологии подростков, и, наконец, пробелы школьного воспитания. Знаниевая составляющая теснит антропологическую направленность, воспитательный потенциал школьных программ.

В последнее 20-летие, как замечает российский ученый В. П. Максаковский, заметно снизился "градус" нравственности школьников. В детской среде распространяется пандемия бездуховности и "антикультуры". Подвергаются коррозии чувства доброты и сострадания к ближнему. Опрос учащихся, проведенный в 2009 г., выявил, что для абсолютного большинства респондентов кумирами являются поп-звезды, так называемая золотая молодежь, успешные бизнесмены, судьи и фото- модели. Нравственные идеалы значительной части учащихся ограничиваются дискотекой, популярной вокальной группой, заезжей рок-звездой и футболом. У российских школьников недостаточно развиты коммуникативные умения.

В противовес негативным тенденциям в воспитании развиваются процессы, направленные на поощрение гуманности подрастающего поколения. Программами общеобразовательной школы предусмотрено формирование прочных нравственных принципов на основе общепринятых фундаментальных духовных ценностей. Школа ориентируется на воспитание высоких нравственных стандартов, растут стремления обеспечить комфортную педагогическую атмосферу, мотивацию учащихся, поощряя их успехи, познавательную и творческую активность, склонности и интересы. Популярность приобрели педагогические идеи сотрудничества и партнерства. Для преодоления кризиса нравственного воспитания предлагается опора на такие базовые ценности, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, литература и искусство, традиционные религии.

В российской школе нравственно воспитывающее обучение – органическая часть образования. На первом месте при этом стоят традиционные предметы гуманитарного содержания: литература, история, обществоведение, иностранные языки. Изучение и освоение этих предметов рассматривается как источник гуманности, противоядие от жестокости, черствости.

США . В США воспитание школьников осуществляется с учетом двух подходов: с одной стороны, патернализма, когда ученик воспитывается в условиях требовательности и строгости, и предоставления школьнику свободы – с другой. До 1980-х гг. в воспитании предпочтение было отдано первому из указанных подходов. Многие школы, по описаниям американского педагога М. А. Рэйвида, выглядели как "холодные, бесчеловечные заведения, абсолютно далекие от индивидуализации учеников".

Сегодня на щит поднят второй подход. Труды американских ученых испещрены призывами гуманного, любовного отношения к школьникам, поощрения их самостоятельности и свободы. Учеников нельзя ругать, стыдить и строго наказывать. Учитель обязан воздействовать на ученика только позитивно, поощряя за успехи. Правила поведения в школе очень демократичны. Дети могут разговаривать в классе, ходить во время урока, сидеть в свободной позе и т.д.

Разрабатываются соответствующие методики так называемого поведенческого (коммуникативного) воспитания. В нем выделены две главные цели: формирование познавательного (когнитивного) и эмоционального (аффективного) общения наставника и воспитанников. Ставятся задачи сформировать у подопечных навыки общения, которые впоследствии можно совершенствовать. В программы многих школ входит курс общения, в рекомендациях к которому, в частности, обращается внимание на необходимость учиться слушать собеседника, употреблять слова и интонацию сообразно ситуации, выделять в общении главное и второстепенное, своевременно фиксировать непонимание собеседника, излагать мысль быстро и точно, адекватно передавать иную точку зрения и пр. Учитель, начиная с 1 класса, в течение учебной четверти уделяет каждому ученику 5–6 минут для индивидуальной беседы. Коммуникативное воспитание предусматривает свободную игровую обстановку, партнерство воспитанников и наставников.

В одной из методик коммуникативного воспитания, предложенной американским ученым С. Ваймером, даны советы учить искусству не ссориться с родителями, учителями, друзьями. Главным способом избежать грубого проявления конфликта названо создание доброй, ровной обстановки в классе. Оговорено, что в среде подростков возникновение конфликтных ситуаций – явление закономерное. Речь идет о том, чтобы научить выходить из них достойно, без нравственного ущерба для себя и окружающих. Предлагается, например, игра "Узелки". Участники игры, встав лицом к лицу, хватают друг друга за руки, а затем стараются распутать переплетенные руки, чтобы выстроиться в цепочку. Кто-то кому-то помогает, кто-то взывает о помощи. В итоге возникают взаимные симпатии и благодарность. После такой игры, уверяет Ваймер, детям поссориться куда труднее.

Примером коммуникативного воспитания являются учебные заведения под названием "справедливые сообщества" (1970– 1980). В "справедливых сообществах" Бостона и Ридинга удалось создать эмоционально комфортную обстановку, придерживаться справедливого, гуманного поведения, демократизировать взаимоотношения "учитель – ученик", "учитель – учитель", "ученик – ученик", согласовать усилия наставников, мирно решать конфликтные ситуации, воспитывать с помощью самоуправления (школьные и классные ассамблеи) в процессе социально полезной деятельности, учитывая собственные традиции школьной жизни.

Среди проектов, провозгласивших оппозицию педагогическому авторитаризму, выделяются так называемые свободные школы. Они возникли в США в начале 1970-х гг. "Свободные школы" поощряли самообразование, самостоятельное познание мира в учебном заведении и за его стенами в обстановке игры, раскованных бесед, досуга. Учителям, ученикам и родителям предоставлялась свобода выбора и использования собственного опыта. Авторитаризм учителя отвергался не только во имя результатов обучения, но и воспитания, воспроизведения модели гуманного, основанного на сотрудничестве человеческого общежития.

Обратимся к опыту двух "свободных школ" в г. Беркли (штат Калифорния). В одной из них – колледже "Иной путь", учрежденном белой общиной, для школьников была создана благожелательная эмоционально-экспрессивная обстановка. Ученики вели свободную, хаотическую, но увлекательную жизнь. Например, учителя и ученики устраивали совместные завтраки, где на равных непринужденно обсуждали текущие дела и социальные проблемы. В другой "свободной школе", созданной афроамериканской общиной, дружеские отношения учеников с учителями не переходили в фамильярность. Учащиеся были вправе посещать или пропускать учебные занятия. На уроках им позволялось бездельничать, читать газеты. Впрочем, в итоге необходимо было отчитаться о результатах учебы.

Многих американских педагогов не устраивают реалии воспитания. Так, М. Хантер недоумевает, почему в программе школы нет даже намека на необходимость для школьника приобретения "знания о себе как физическом, социальном, эмоциональном и интеллектуальном индивиде". Можно понять подобную тревогу, если обратиться к далеко не лучшим характеристикам воспитанности американского школьника. Американская школа по-прежнему воспитывает индивидуалистов (из-за системы ротации, когда каждый год школьники видят вокруг себя разные лица, у них нет постоянных друзей). В юном поколении глубоко укоренилась идеология потребления. Большинство учащихся на вопрос о главном увлечении, не задумываясь, отвечают: "Shopping (походы в магазин)". Редкий день в школах обходится без драки. Драка – это своеобразное состязание: собирается толпа, которая в экстазе начинает скандировать: Fight! Fight! (Бой! Бой!). Драка продолжается до тех пор, пока полиция нс скручивает дерущихся и не уводит их в наручниках.

Проблемы воспитания в американской школе нередко решаются с помощью репрессий и наказаний. В 38 школах из 50 штатов официально разрешены наказания. Стиль общения спортивных тренеров с воспитанниками больше напоминает армейские приказы. В ранг моральной ценности возведено доносительство. Если один ученик увидел, как другой списывает, он должен донести. Доносительству учат не только в школе, но и в семье, церкви, куда школьники ходят по воскресеньям послушать проповеди своих пасторов. Как свидетельствует наш соотечественник А. Димиев, никто из педагогов даже случайно не скажет, что доносить постыдно.

Впрочем, не следует преувеличивать негативы воспитания в школах США. "Коммуникативное воспитание" в известной мере исключает стереотипное восприятие американского воспитания как символа индивидуализма. Многие педагоги прилагают немалые усилия, чтобы привить воспитанникам навыки совместной деятельности: в кружках, клубах, на спортивных состязаниях, диспутах, музыкальных фестивалях, конкурсах, ярмарках идей и т.д. Американские школьники в подавляющем числе добры и приветливы с учителями и друг с другом. Быть хулиганом и иметь плохие оценки в школьной среде не считается особым достоинством, также как пить алкоголь, курить и ругаться матом. Напротив, не считается зазорным примерное поведение в детской среде, как и иметь хорошие оценки в школе. Двоечников считают не лидерами, а неудачниками (looser). Все это – результат воспитания.

Западная Европа. Многие педагоги Западной Европы осуждают воспитание, основанное по преимуществу на принуждении. Не подвергая сомнению целесообразность определенных регламентаций, поощрений и наказаний, они возражают против жестких форм педагогического воздействия. Вот что пишет французский педагог Б. Шлаен: "Есть ли возможность избежать наказания? Едва ли. Ведь бывает ситуация, когда речь идет о справедливости, которая должна восторжествовать над грубостью, жестокостью, неуважением к старшим... Но хотелось бы, чтобы школа перестала быть источником конфликтов". С подобными установками перекликаются рекомендации другого французского педагога – С. Френе. Он предлагает тесты, ориентирующие на создание в классе гуманных и демократических отношений. К тестам приложен код: зеленый свет – рекомендации к применению; красный свет – отказ от использования; желтый свет – рекомендация эффективна в отдельных случаях. Вот один из таких тестов: "Ребенок не любит, чтобы его наказывали". Ответ – зеленый свет.

В учебных заведениях Западной Европы традиционно сильны тенденции гуманного воспитания. Так, во французской школе реализуется концепция "воспитание через искусство", которая преследует цель содействовать нравственно-духовному развитию школьников в условиях эмоциональной воспитательной атмосферы. Предлагается формировать на основе изучения произведений искусства критерии персонального нравственного поведения через импровизацию и самовыражение. Внедрение концепции происходит при преподавании учебных дисциплин, связанных с искусством: музыка, живопись, скульптура, архитектура, искусство кино, танца, театра и пр.

Достижение высоких целей воспитания, однако, далеко от сколько-нибудь систематического осуществления. "Утешающим обманом" называет английский ученый Дж. Холден утверждение, будто школа Великобритании добилась внушительных успехов по гуманизации учебно-воспитательного процесса. В школах немало педагогов, которые формально относятся к своим обязанностям духовного наставника. Многие преподаватели, отмечает Дж. Холден, напоминают иных тюремных священников: бормочут подопечным что-то благочестивое, хотя сами давно в это не верят.

Преподаватели вносят свою лепту в создание в школе атмосферы насилия. В английской школе сохраняются жесткие, грубые формы воспитания. Учеников ставят в угол, заставляют многократно переписывать бессмыслицу, прибегают к телесным наказаниям. Администрация учебных заведений во Франции вопреки закону, не допускающему любое насилие в отношении учащихся, нередко видит в наказаниях едва ли не единственный способ воспитания. Как следовало из опросов (1986), 73% учителей начальных школ наказывали, задерживая учеников после уроков, 50% – ставили школьников в угол, 44% – занимались рукоприкладством. Опрошенные признались, что нередко снижают оценки при нарушении учениками дисциплины.

Среди учащейся молодежи сильны настроения конформизма, социальной апатии. К примеру, во Франции в 1979 г. каждый второй из 5 тыс. опрошенных подростков заявил о разочаровании в таких ценностях, как гуманизм и прогресс. Школьники, сталкиваясь с жестокостью и бездуховностью окружающего мира, испытывают серьезный нравственный кризис. О таком кризисе говорят, например, стихи 15-летней французской девочки Хюгет:

Я брожу среди шума и спешащих людей.

Все они заключенные –

Рабы привычек, родителей, жен и мужей...

Рабы золота.

Я призываю этих людей жить иначе – не быть

равнодушными,

Не замыкаться в своем мирке.

Я призываю их понять других, не проходить мимо

умирающего на тротуаре.

Я призываю их... Но не похожа ли я сама на этих людей?!

Некоторые европейские педагоги, социологи, психологи объясняют пессимизм молодых "естественным равнодушием к миру взрослых". Вряд ли можно признать подобное объяснение исчерпывающим. На взгляды молодых влияет отнюдь не радужное ожидание взрослой жизни с ее многочисленными проблемами, одна из которых – безработица. По официальным данным, в конце 1970-х гг. каждый десятый выпускник французского лицея, не поступивший в вуз, не смог найти работу. "Не отчаивайтесь и не теряйте надежды", – вот все, что смог сказать им тогдашний министр образования Р. Аби.

Япония . Воспитанность (кокоро) в педагогике Японии является многозначным понятием – уважение к человеку и природе, эмпатию, поиск истины, способность ощущать прекрасное, самоконтроль, содействие общественному благу. В школе сохраняется конфуцианская традиция воспитания уважения младших к старшим, детей к родителям, учеников к учителям. В официальном документе Министерства образования "Обучение основным правилам поведения" приоритетом названо "воспитание духовности". Обязательная программа нравственного воспитания (1958) состоит из следующих разделов: "Обучение основным правилам поведения" (1–2 классы), "Соблюдение норм общественного поведения в повседневной жизни" (1–4 классы), "Как быть полезным обществу" (5–6 классы), "Об осознании необходимости вести достойную жизнь" (для средней школы 1-й ступени).

Центральным условием нравственного формирования считается самовоспитание, для чего детей приучают к волевой концентрации ("натягивание тетивы"). В начальной школе практикуются морализаторские беседы – "часы нравственности". В процессе нравственного воспитания у учащихся развивают ответственность, чувство товарищества. На уроках и во время иных мероприятий, отведенных на нравственное воспитание, используются различные дидактические материалы и виды работ: рассказы, чтение поэтических произведений, сочинения, видео- и аудиозаписи, детские спектакли и др. Как важный путь воспитания рассматривается обучение по программам таких дисциплин, как "Искусство", "Музыка", "Литература и поэтическое искусство", "Сценическое искусство", "Японская философия и мораль", "История традиций и фольклора".

Особенностью школы в Японии можно считать общинное (групповое) воспитание. Вот типичная сценка в японской школе. Учитель наказывает шалуна: он должен петь в одиночку, а не в хоре. Школьник тотчас разрыдался, так как для него было выбрано наихудшее наказание – отлучение от совместной деятельности класса. Школа систематически осуществляет общинное воспитание. Классы поделены на группы, участники которых приобретают навыки общественной личности. Создание и функционирование групп – процесс, далекий от стихийности. Учителя включают в новую группу явных лидеров, которые могут стать застрельщиками ее деятельности. Лидерами стараются сделать ребят, склонных к активной позиции, с широким кругом общения, сердечных и приветливых. Состав групп и классов не является постоянным. Почти ежегодно учащихся перемещают в параллельные классы. С педагогической точки зрения это имеет, по крайней мере, три цели. Во-первых, давать навыки поведения в условиях меняющейся среды. Во-вторых, исключить возможность превращения лидеров в диктаторов, разъединить чрезмерно близких приятелей, чтобы обеспечить равенство всех учащихся. И, наконец, в-третьих, сделать учащихся более управляемыми.

Не все в Японии безоговорочно соглашаются с практикой общинного нравственного воспитания. Как считает японский педагог Мигисима, общинное воспитание, деление на группы вносит дух соперничества, когда сильные унижают слабых, когда утверждаются антигуманные правила поведения. Преподаватель Акио Сайдзе, перечисляя негативные последствия общинного воспитания, говорит, что внутри детских групп всегда есть вожаки, которые провоцируют ссоры и насилия.

Результаты воспитания в японской школе во многом неэффективны. Среди школьников распространяется неверие в светлые жизненные перспективы. Из 12 тыс. опрошенных в 1991 г. школьников 39% увидели будущее в сером цвете, 15% – в черном.

Среди понятий науки выделяют основные (базовые) категории. Категории пронизывают все научное знание и связывают его в целостную систему. Базовыми категориями педагогики большинство исследователей называют: воспитание, образование, развитие, обучение, самовоспитание, самообразование, саморазвитие, воспитательные отношения.

а) цементируют все педагогическое знание;

б) признаны и используются как теоретиками, так и практиками во всем мире;

в) складывались веками, постепенно вигострюючись, входили в сознание и опыт специалистов разных уровней квалификации.

Среди основных педагогических категорий значительную роль играет понятие "воспитание", которое органически соединяются с процессами обучения, образования и развития. Воспитание - понятие наиболее общее и универсальное. Оно, как процесс, направляется на выработку определенных норм поведения человека.

Воспитание - это процесс целенаправленного управления формированием и развитием личности в соответствии с требованиями общества. Целеустремленность воспитания определяется поставленной целью воспитания.

Общей целью воспитания является формирование социально активной, гуманистически направленной личности, в своей жизнедеятельности руководствуется общечеловеческими (честь, совесть, человеческое достоинство, справедливость) и культурно-национальными (трудолюбие, свободолюбие и т.д.) ценностями.

Существует многообразная определений процесса воспитания. Это связано с тем, что воспитание - такое широкое и общее понятие, что без специальных уточнений невозможно понять, о котором воспитания именно идет речь.

Во-первых, различают воспитание в широком и узком смысле слова. В широком социальном - это целостный процесс передачи приобретенного опыта от старшего поколения младшему. Под опытом понимают известные человечеству знания, умения, средства мышления, межличностные и общественные отношения, - все, что было создано в процессе развития человечества.

В узком смысле воспитание рассматривается как процесс, протекающий в определенном учебно-воспитательном учреждении или в семье.

Воспитание в узком смысле трактуется с таких существенных позиций:

Как деятельность (К.Д. Ушинский) - целенаправленная, разнообразна;

Как процесс (Ю.К. Бабанський), что ведет к определенным изменениям;

Как влияние, действие (Н.В. Кузьмина и др.)., Что вызывает внутренний отклик субъекту воспитания;


Как целенаправленное взаимодействие (Ш. Амонашвили и др.)., Что воспроизводит процессы действия различных объектов друг на друга (педагогика сотрудничества именно так понимает воспитания);

Как руководство развитием личности (В.В. Билорусова)

Как процесс управления, под которым понимают взаимодействие субъектов педагогических отношений на основе единства разнообразных воздействий, целостного подхода и равных прав участников этого процесса (Р.И. Хмелюк и др..).

Итак, воспитание это:

а) процесс, ведущий к определенным изменениям;

б) целенаправленное управление и руководство развитием личности;

в) взаимодействие всех субъектов и объектов педагогического процесса;

г) развивающая деятельность.

Обучение - процесс целенаправленного управления познавательной деятельностью людей, в ходе которого осваиваются знания, умения, навыки, развиваются познавательные силы и творческие возможности, формируется мировоззрение.

Обучение - это технология образования, обучение отражает процессуальный сторону образования, в рамках которой взаимодействуют учитель и ученик. Теория обучения называется дидактикой.

Образование - это процесс и результат усвоения человеком знаний, умений, навыков и связанных с ними практических и познавательных средств деятельности. Образование способствует формированию мировоззрения, означает приобретение определенной суммы знаний из разных областей науки. Традиционно образование понимается как составная часть воспитания.

Все эти категории (воспитание, обучение, образование) между собой взаимосвязаны, взаимообусловлены и взаимосвязаны, но не тождественны, то есть находятся в диалектической взаимосвязи. Эти взгляды можно проиллюстрировать с помощью так называемой "педагогической матрешки", идея которой принадлежит российской исследовательницы В.С. Безруковий. Категории "воспитание", "образование", "обучение" соотносятся по принципу "матрешки": маленькая матрешка - это обучение, средняя - образование, большая - воспитание. Представить их отдельно и описать возможно, но невозможно понять сущность одной, не рассмотрев других.

Проиллюстрировать названную зависимость можно с помощью логической схемы соотношения педагогических понятий.

За основу берем традиционный подход к определению содержания и объема определенных понятий, а именно:

- "воспитание", в широком его понимании, является наиболее общим понятием, охватывает все сферы процесса формирования личности;

- "образование" - относится к воспитанию как часть к целому; однако эта категория не является достаточно конкретным, чтобы пользоваться им в повседневной деятельности;

- "обучение" является ядром образования, главным путем ее приобретения.

error: Content is protected !!