Как первокласснику научится грамотно писать. Как научить ребенка красиво писать: хитрости домашнего обучения. Обучение письму: ошибки маленького ученика

Очень часто ещё в раннем возрасте родители и дети сталкиваются с такой сложной проблемой, как приучение к красивому почерку. В дневнике всегда можно заметить понижение оценки, если почерк недостаточно разборчивый, непонятный, грязный, да и вообще некрасивый. Помните, как в клеточке на субботний день было у каждого написано: прилежание и старание? Это и есть проверка того самого почерка, ведение дневника и того, как малыш записывает домашнее задание, старается ли он выводить каждую буковку или нет.

С 1 по 4 класс многие ученики пишут в специальных тетрадках, где для становления изящного почерка есть специальные линии, они очень узкие и наклонные. Сейчас же в школах всё наоборот: обычные тетрадки, а ученик должен додуматься сам, как правильно писать. Вот почему эти важные моменты написания и приучения к каллиграфическому почерку очень важны для каждого малыша. Давайте разберемся, как научить ребенка красиво писать.

Почему почерк бывает корявым?

Каллиграфия, которая не развита, это одна из самых распространенных проблем, с которой сталкиваются дети и родители. Во-первых, это школа – здание, куда малыш пришел учиться, не забывайте об этом. Во-вторых, подход к ученику может найти далеко за каждый даже профессиональный учитель. В-третьих, практически для каждого учащегося такой предмет, как “письмо”, станет одним из самых нудных и сложных. Поверьте, куда охотнее он будет учиться складывать числа, нежели выводить каждую буковку. Ну а также стоит обратить внимание на тот факт, что детки, которые отлично рисуют, добиваются красивого почерка за пару месяцев, другие же, наоборот, учатся этому годами. Давайте вместе рассмотрим самые важные причины, почему у школьника не получается красиво писать.

  1. Неправильная посадка или неверное направление тетради. Если неправильно сидеть и писать не под тем уклоном, то такие буквы как “н”, “к”, “и”, “п” будут выглядеть совершенно одинаково, что неправильно в каллиграфическом почерке. Каждый родитель должен замечать, чтобы ученик не выскакивал за поля, которые специально очерчены для этого в любой тетрадке. Даже их-за того, что ребенок неправильно сидит и пишет не под тем наклоном, буквы начнут выскакивать за линии – так можно и привыкнуть, а с уходом разлинованной тетрадки малыш будет писать слова, где одна буква больше другой. Да, правила посадки – это очень важный момент, которые стоит учесть каждому родителю при контроле над своим чадом. Обязательно покажите, как именно нужно сидеть, так, например, ровная спина, плечи на одном уровне, правильный обхват правой рукой ручки – всё это крайне необходимо для того, чтобы почерк был красивым.
  2. Отсутствие развитости детской моторики. Еще одна распространенная и популярная проблема среди школьников – это нарушение моторики. Очень часто школьник, в данном случае, пишет неправильно все соединения и элементы, где должны быть закругления. Но это не само желание ребёнка писать именно таким образом. Дело в том, что нарушенная моторика просто не позволяет ему выводить буковки правильно. Так, малыш может быть не точен в линиях – например, каждое соединение будет выполнено неправильно: не снизу вверх, а, наоборот, сверху вниз. Как правильно, эта проблема встречается в большинстве случаев у мальчиков, ведь именно в их тетрадках очень грязно и размазано. Для того, чтобы улучшить моторику ребенка – делайте с ним определённую гимнастику, разминая пальчики и ручки. Этому важно уделять хотя бы два-три раза в день. Первоначально малыш будет жаловаться на то, что у него очень сильно болят пальцы, но, впоследствии, он поймет, для чего нужна такая гимнастика.
  3. Плохое восприятие пространства. Это проблема указывает на то, что ученик просто не придерживается определённого расстояния интервала, который должен быть при написании от одной буквы к другой. В этом случае, школьник даже не может различать некоторые буквы и пишет их зеркально. Например, букву “е” он напишет в обратную сторону. Кстати, если школьник выходит за поля и не понимает, что это граница очень важна для того, чтобы переходить на новую строку, то это тоже называется потерей пространства. Как правило, восприятие пространства очень легко исправить, ведь практически все ученики в первом и во втором классе сталкиваются с этой проблемой. Поэтому, будьте уверены, что к четвертому и пятому классу ребёнок уже искренне эту проблему самостоятельно.

Как научить ребенка красиво писать

Теперь, узнав о том, почему же именно ваш ребенок пишет не так, как нужно, переходим к решению основных проблем.

  1. Во-первых, посадите чадо так, чтобы его позвоночник был прямым, руки не свисали со стола, а плечи были на одном уровне. Если приложить к спине линейку, то его спина должна повторять такую же прямую линию, никак по-другому не изгибаясь.
  2. Чтобы избавиться от детской боязни некрасиво писать и развить моторику малыша, обязательно приобретайте мозаики и собирайте их с ребёнком, вырезайте маленькими ножницами мелкие фигуры, делайте всевозможные фигурки и пробуйте собирать вместе оригами, больше рисуйте и перебирайте маленькие предметы. Все эти упражнения очень важны, вы даже не заметите, как почерк за считанное время улучшится.
  3. Любого родителя очень важным станет покупка прописей. Сегодня существует огромное количество этих чудо-тетрадок, которые помогают привыкать к каллиграфическому почерку. Здесь полно необходимых пунктиров и некоторых отпечатанных буковок, чтобы малыш не терялся и обводил всё то, что нужно, повторял и привыкал к написанию.
  4. Помогать ребёнку абсолютно во всём, ведь он еще очень маленький, чтобы самостоятельно учиться каллиграфии. Даже 15 минут в день будет достаточно для того, чтобы спустя полгода или год он смог красиво писать без родительской помощи. Правда, обращайте внимание, чтобы пальчики малыша не уставали, делайте зарядку.
  5. Для красивого почерка очень важно правильно держать стержень ручки. Так, для малышей продаются специальные принадлежности, в которых есть особые выемки, куда ставятся пальчики. Помните, это очень важно: положение ручки должно быть на верхней фаланге среднего пальца, большой же и указательный должны крепко обхватывать ее.
  6. Особое внимание уделите тому, как лежит тетрадка относительно ученика. Так, она должна лежать немного в наклоне: примерно 25-30 градусов по отношению к краю стола.
  7. Ни в коем случае не торопите ребёнка, не говорите ему, чтобы он быстрее писал – это лишь ухудшает почерк, ничего хорошего не получится. Дайте малышу время на то, чтобы вывести каждую буковку – для него это очень важно. Если требуется 5 минут на написание одной буквы – значит, пускай будет отведено это время, а то и больше. Впоследствии, набив руку, ребенок станет писать гораздо быстрее.
  8. Кстати, крайне важное правило, чтобы стол и стул соответствовали росту и комплекции ученика. Всё это необходимо для того, чтобы малыш комфортно себя чувствовал, не ерзал, хорошо себя ощущал. Просто представьте себе, если стол будет слишком большим, а ребенок будет еле как доставать до него – почерк, в этом случае, сильно поменяется, если не следить за габаритами, за которыми сидит ученик.
  9. Не угрожайте тем, что, если малыш что-то не так сделает, то вы заставите его переписывать абсолютно все тетради. Те родители, кто пытается таким способом напугать своих детей, очень неправы, ведь они начинают бояться сделать даже малейшую ошибку, что приводит к долгому осмыслению и обдумыванию того или иного буквенного соединения. Так, над одним словом ребенок может просидеть целый вечер, до конца его не дописав из-за боязни строгости родителя.
  10. И, конечно же, не ругайте никого за то, если что-то не получается с первого, второго или десятого раза. Но если ваш малыш красиво написал хотя бы одну буковку – не забывайте его хвалить. Это повысит его самооценку и впоследствии станет отличной мотивацией, чтобы стремиться писать красиво.

Пример обучения красивому почерку

Можно попробовать научить школьника обводке контура. Для этого продаются многие тетрадки, где нужно соединять по точками уже выделенные буквы или узоры. Есть одно уникальное упражнение: нарисовать ровные петельки друг за другом. Здесь важно, чтобы ребенок понял суть: должна быть одинаковая высота и объемность фигурок, остальное – неважно.

Так же, попробуйте дать малышу такое задание: пускай он по образцу напишет три буковки, делая между ними верное соединение. Задачу можно усложнить, дав ребенку отдельные слова, где есть как верхнее написание букв, так и нижнее. Если уделять в день «письму» хотя бы один абзац из 5-6 предложений, то совсем скоро он станет потрясающе писать, а все учителя станут удивляться, откуда у такого маленького ребенка имеется каллиграфический почерк. На данную тему полно видео-уроков и основных нюансов, с которыми столкнется каждый родитель, так что не переживайте, если боитесь соприкоснуться с проблемой, которая вам будет непонятна.

Теперь вы знаете, как научить ребенка красиво писать. Хоть этот процесс – дело сложное, зато очень важное. Все мы когда-то с этого начинали, у нас многое не получалось, но, спустя время, результат был достигнут. Теперь, нам приходится обучать наших ребятишек точно так же, как когда-то учили нас. Вспомните, какого было вам, а затем уже учите каллиграфии своего ребенка. Наберитесь терпения и помните, что не все всегда получается с первого раза. Есть вещи, на осуществление которых нужно время. Правописание и безупречный почерк еще дадут о себе знать, если несколько минут в день уделять письму и никогда не сдаваться.

Любой родитель желает как можно лучше подготовить своего малыша к школе. Поэтому еще до поступления ребенка в первый класс, взрослые начинают обучать кроху азам математики, чтения и письма.

И, если с первыми двумя пунктами подготовки к школе все понятно, то с письмом возникают определенные сложности. В частности, ни один педагог не порекомендует заниматься с ребенком начертанием письменных букв самостоятельно.

В процессе обучения важно все: посадка, освещение, последовательность изучения прописных букв, правильный захват ручки, объяснения педагога. Немаловажную роль играет систематичность занятий каллиграфией. Кроме того, дети, рано овладевшие письмом, часто используют его ситуационно — подписать рисунок, открытку, оставить записку. И далеко не всегда в этом случае соблюдаются все правила письма.

«Но, что же, — удивятся родители, — неужели нельзя заранее позаботиться о том, чтобы кроха дальнейшем красиво, быстро и грамотно писал?» Можно и даже нужно! Правда начать придется с малого.

Младшие дошкольники: подготовка к письму начинается с игр

В принципе, малыш начинается готовиться к письму уже в возрасте 3-5 лет. При этом родители, играя с крохой, часто даже не подозревают об этом.

Чтобы заметить, что подготовка к письму началась, необходимо подумать: «А, что именно необходимо для того, чтобы ребенок грамотно, без ошибок и аккуратно писал?». Если разобраться в этом подробно окажется, что непосредственно сам навык играет далеко не ведущую роль. При письме требуется:

  • внимание;
  • зрительное восприятие и память;
  • хорошее владение крупной и, главное, мелкой моторикой.

Играя с малышом в исключения, собирая мозаики, шнуруя, делая аппликации, занимаясь лепкой из пластилина, теста и иных подручных материалов вы уже готовите его к письму.

Очень полезны с точки зрения подготовки руки разнообразные виды рисования: красками, карандашами, фломастерами, пальчиками по бумаге, соли и разнообразной крупе.

Естественно все это игровые задания, но малышу такого возраста большего и не надо. Самое главное побуждать его больше работать пальчиками и головой. Чем больше и разнообразнее вы играете — тем лучше.

Учимся сразу делать правильно

Одним из ключевых моментов при обучении малыша письму является формирование навыка правильного захвата ручки или карандаша. Обучать этому кроху необходимо как можно раньше. Уже на стадии первых «каракулей» предлагайте ему правильно держать карандаш.

Захват производиться на расстоянии около 1,5 сантиметров от грифеля. Карандаш при этом лежит на верхней фаланге среднего пальца и фиксируется большим и указательным сверху. Обратите внимание — пальцы не должны находиться на одной линии. Вперед выступает средний палец, затем указательный, а большой находится на наибольшем расстоянии от грифеля.

Целесообразно приобретать специальные трехгранные карандаши, ручки и фломастеры. Их крайне сложно держать неверно. Есть так же специальные насадки на карандаши в форме зверюшек для формирования правильного захвата.

Когда ребенок займется первыми упражнениями по подготовке к письму, важно будет следить за его посадкой: прямая спина, обе руки опираются на стол, локти слегка выступают за его край. Не следует допускать наклонов в стороны, малыш не должен опираться грудью на стол. Ноги располагаются на твердой опоре и образуют прямой угол в коленном суставе.

Целесообразно оборудовать место для занятий малыша хорошим письменным столом и стулом с регулируемой высотой ножек. Такие предметы интерьера прослужат долго.

Подготовка к письму старшего дошкольника

В возрасте 5-6 лет малыш готов приступить к более серьезным занятиям. Если ребенок уже знаком с буквами самое время начать их «рисовать». Показывайте крохе, как правильно «нарисовать» букву, предлагайте ему складывать из букв слова. Пишите друг другу письма и записки. Хвалите малыша за красиво нарисованную букву.

Рисуйте с крохой простые элементы:

  • палочки;
  • кружочки;
  • крючки;
  • крестики.

Сначала ребенок будет именно рисовать. Поэтому для первых занятий лучше всего подойдет небольшой альбом вовсе без клеток или линейки. Начинайте с большого листа, на котором кроха сможет разместить элементы любого размера и в любом количестве.

Когда заметите, что линии стали ровнее и необходимости в гигантском размере уже нет — предлагайте крохе писать буквы и элементы уже на половине листа, затем — на четверти.

Когда ребенок справиться и с подобным заданием, заведите тетрадь для дошкольников с крупной клеткой. Оформите ее красиво и оригинально, чтобы занятие не превращалось в скучную рутину. Работая с тетрадью, малышу уже поневоле придется соблюдать один и тот же масштаб при написании элементов.

Привычные прописи дошкольнику ни к чему. Но если ребенок выказывает желание писать буквы, у него наблюдается значительная усидчивость и он сам заинтересован в красивом и четком начертании печатных букв, можно найти пропись для дошкольников. В них предлагается обводить, а затем и самостоятельно рисовать печатные буквы. Что показательно — прописи для дошкольника также в клетку. С линейкой он познакомиться позже.

Стоит приобрести и специальные рабочие тетради для дошкольников соответствующего возраста. Помимо наскучивших крючков и букв в них вы найдете массу интересных заданий по подготовке руки к письму — что-то обвести, заштриховать, соединить линии и многое другое.

Уделяйте письму 10-15 минут каждый день. Вероятно, в отдельные дни родителям придется проявлять значительную долю изобретательности, чтобы ребенок захотел «поиграть» в рисование крючков и букв.

Хорошо, если распечатки с раскрасками, требующими штриховки, рисунки которые нужно обводить и иные полезные и интересные задания всегда будут доступны малышу — вполне возможно, что в течение дня он сам захочет поиграть с ними.

Как помочь школьнику красиво и грамотно писать?

Наконец малыш поступил в первый класс. Теперь занятия письмом будут серьезнее и потребуют большей усидчивости. Причем, увы, домашние задания не заменят индивидуальные.

Современная программа построена таким образом, что времени, отведенного на чистописание очень мало, а заданий в современной прописи недостаточно, чтобы выработать навык красивого письма. Поэтому родителям придется заниматься самостоятельно параллельно с работой учителя.

Приобретите дополнительную пропись

Для упражнений не потребуется «изобретать велосипед» достаточно скопировать обычную школьную пропись в нескольких экземплярах и, вместо заданных 2-3 строчек ежедневно писать 5-6.

Можно подобать и другое пособие. Рынок предлагает самые разнообразные варианты исполнения прописей, исходя из пожелания родителей и потребностей ребенка. Например, хорошо, если буква написана не один-два раза в начале строки, а повторяется на ней несколько раз. При работе с такой прописью крохе будет проще копировать образец, поскольку он всегда будет находиться в его поле зрения.

Формированию правильного наклона на начальном этапе помогут прописи с учащенной косой линейкой. Линии в них находятся на расстоянии всего 5 мм друг от друга, образуя своеобразные «наклонные клетки». Для детей, которым сложно соблюдать правильный наклон такая дополнительная пропись станет просто «палочкой выручалочкой».

Не забудьте показать выбранное пособие учителю. Возможно, он порекомендует другую пропись лучше соответствующую требованиям программы.

Не спешите

Пишите с малышом только те буквы, начертание которых он уже прошел в классе. И не переживайте, что со временем начнете «отставать» от программы. Уроки уроками, но навык начертания каждой буквы необходимо будет закреплять. Пусть к концу первого полугодия кроха научится красиво писать только половину пройденных букв — это уже очень хорошо.

Занимайтесь регулярно

Не забывайте, что занятия должны быть регулярными и ежедневными. Не «жалейте» ребенка, позволяя ему не садиться за пропись на каникулах. 15-20 минут в день вряд ли испортят ему весь отдых.

Когда все буквы будут освоены, переходите к написанию слогов, затем слов и, наконец, предложений. Для этих целей также есть специальные прописи.

Как научить писать грамотно?

Это еще один вопрос, которым задаются родители многих первоклассников. Начнем с того, что абсолютно любой ребенок в первом классе будет допускать ошибки. Да, даже при списывании с книги. И виной тому даже не незнание правил, а просто большая нагрузка на мозг малыша во время письма.

Сейчас ребенку приходится следить за тем, насколько красиво он пишет буквы, правильно выполняет соединения, соблюдает наклон. Эти навыки еще не автоматизированы. Соответственно, в любой момент концентрация внимания на правильном написании слова может быть снижена. Не ругайте ребенка, просто терпеливо занимайтесь с ним.

Тренировка грамотности должна проходить параллельно с занятиями каллиграфией. Когда малыш перейдет к написанию фраз и предложений, предлагайте ему разнообразные задания по списыванию. А на этапе работы с небольшими текстами ежедневно давайте ребенку списать из книги несколько строчек.

Проговаривайте слова

Чтобы избежать досадных ошибок, сразу же учите ребенка проговаривать слово, которое он собирается написать. Кстати, интересную методику проговаривания для повышения грамотности учащихся предложил еще Д.И. Тихомиров в конце 19 века. Он считал, что для правильного написания слова его необходимо произнести в полном соответствии я написанием: «еГо», «Что», «белоГо».

Практикуя данный подход с выделением сложных мест в словах, вы поможете ребенку в дальнейшем автоматически обращать на них внимание. Кроме того, это может превратить скучные занятия в довольно увлекательную игру с «коверканием» слов.

Тренируйте внимание

Большинство ошибок допускается от недостатка внимания. Регулярно во время занятий чтением и письмом предлагайте малышу небольшую игру: найти в тексте все буквы «А» или «Е», сочетания букв по пройденному правилу. Предлагайте малышу задания, в которых необходимо вставить пропущенную букву.

Когда нужен специалист?

В некоторых случаях справится с неграмотным написанием слов без вмешательства логопеда или детского психолога не удается. Около 50% современных первоклассников и примерно 35% учеников средней школы страдают дисграфией. Распознать ее можно по специфическим ошибкам, допускаемым ребенком:

  • Малыш делает ошибки даже в гласных под ударением и хорошо слышимых согласных.
  • Не распознает парные согласные («б-п», «к-г», «д-т»).
  • Пропускает, повторяет или переставляет буквы, и даже целые слоги местами.
  • Не видит различий в графически схожих элементах («р-ь», «э-з» и тд.).
  • Не отмечает конец предложения точкой, а начало фразы регулярно пишет с маленькой буквы.
  • Не дописывает окончания слов.
  • Некоторые буквы и цифры пишет в зеркальном отображении.

Если хотя бы одна из перечисленных выше ошибок встречается в работах ребенка с завидной регулярностью — стоит проконсультироваться с учителем и логопедом. Чем раньше будет начата работа по коррекции письменной речи, тем лучше. Конечно, это потребует определенных усилий, как со стороны родителей, так и ребенка, но прогноз в 90% случаев крайне благоприятный.

Помните, что и красивый почерк, и грамотное написание — тренируемые навыки. Однако важно, чтобы процесс обучения не стал для малыша наказанием. Не ругайте его за некрасиво написанную букву или неправильное слово. Наоборот — чаще хвалите, обращайте его внимание на те элементы, которые у него получились хорошо, ободряйте и выражайте свою уверенность в том, что скоро все буквы будут у крохи такими же красивыми. Правильная мотивация, одобрение и поддержка — необходимая основа для успешной учебы.

Как бы педагоги начальных классов ни твердили школьникам о важности красивого почерка, научить этому им удаётся лишь малую часть учеников. Большинству же каллиграфия даётся с большим трудом. Вот почему так важны домашние занятия: именно родители могут научить своего ребёнка писать правильно и аккуратно.

Важность хорошего почерка для учёбы в школе

Сегодня, в век всеобщей компьютеризации, многие родители, возможно, недооценивают важность для школьника хорошего почерка (ведь во взрослой жизни тексты набирают на клавиатуре). Однако это мнение ошибочно, и умение красиво писать для ребёнка имеет большое значение:

  • В начальной школе педагоги часто снижают оценки именно за небрежный почерк. И это не их прихоть, а соответствие критериям, разработанным Министерством Образования. В результате ребёнок может получить четыре (а то и три) балла даже за правильно решённую контрольную по математике или письменный ответ по окружающему миру. Кроме того, учитель порой не может разобрать орфограммы («а» или «о»), и дополнительно снижаются отметки уже по русскому языку.
  • Если школьник привыкает непонятно писать, то нередко дома он не может разобрать собственный почерк.
  • При прохождении ГИА и ЕГЭ тесты, заполненные красивым почерком, не вызовут у проверяющих вопросов.

В начальной школе учителя имеют право снижать отметки именно за небрежный почерк, причём не только по русскому языку

Проблемы с почерком у детей могут быть самые разные: например, у одних буквы «танцуют» над строчкой и под ней, у других они отличаются по ширине и высоте, у третьих - настолько похожи, что невозможно отличить, например, «и» от «н» или «к» от «п».

Нужно ли учиться писать до школы

Некоторые родители начинают учить своё чадо писать, равно как и читать, с раннего возраста, руководствуясь своими амбициями или модными тенденциями. Однако замечено, что у таких детей впоследствии часто портится почерк. Даже если вначале у малыша и получатся красивые буквы, то отрабатывать этот навык нужно долго и упорно, что для крохи непосильно даже в чисто физическом плане.

Таким образом, не нужно торопиться начинать с дошкольником каллиграфические занятия. Пусть это делают педагоги в школе. Родителям же важно отрабатывать дома написание каждой буквы.

До школы целесообразно тренировать с малышом не написание букв, а лишь их составляющих элементов: палочек, крючочков, закруглений и пр. Ребёнку будет легче в первом классе.

До школы лучше учить ребёнка писать не отдельные буквы, а их составные элементы (крючочки, палочки и пр.)

Видео: стоит ли учить малыша писать до школы

Возможные причины плохого почерка у ребёнка

На красоту почерка у школьника могут влиять различные факторы:

  • Неправильная осанка. Ребёнок сидит, согнувшись над столом или развалившись на стуле, перекашивает спину.

    Когда во время письма у ребёнка неправильная осанка, вместо букв могут получаться каракули

  • Недостаточно развитая мелкая моторика. Ребёнку не хватает гибкости пальцев рук, кистей. В итоге буквы получаются неаккуратными, «дрожащими».
  • Малыш неправильно держит ручку: очень сильно сжимает, слишком низко или высоко захватывает.

    Причиной плохого почерка может быть неправильный захват ручки

  • Сама ручка может быть неудобной - очень толстая, гладкая, со слишком тонким или толстым стержнем, отвлекает внимание деталями.

    Когда ребёнок только учится писать, ему подойдёт не любая ручка

  • Плохо развита пространственная ориентация: строчки про этом заходят за тетрадные поля, уходят вверх или вниз, сильно различаются интервалы между буквами и отдельными словами.
  • Школьник неправильно располагает тетрадь на столе.

Замечено, что проблема плохого почерка больше актуальна для мальчиков. Девочки по природе своей более аккуратны и усидчивы, поэтому и выводят буквы более старательно. Хотя всегда есть свои исключения.

Пока у младшего школьника не укоренился неправильный почерк, проблему нужно решать, исходя из провоцирующих её факторов.

Правильная посадка

Выполняя письменные упражнения, ребёнок должен сидеть за столом определённым образом:

  • Спина расположена ровно, а плечи и шея расслаблены.
  • Руки лежат на столешнице, но локти её не касаются.
  • Расстояние от столешницы до груди ребёнка должно быть примерно равно его ладони: не нужно наваливаться на стол или слишком отстраняться от него.
  • Ноги стоят ровно на полу, хорошо использовать специальную подставку. Если их скрещивать или закидывать одна на другую, искривляется позвоночник.

Правильная посадка за столом поможет школьнику обрести красивый почерк

Укрепить мышцы спины (чтобы ребёнку было проще держать её ровно) помогут простые упражнения. Их можно делать в рамках обычной утренней зарядки.

Развиваем мелкую моторику

Мышцы руки школьника должны быть готовы к нагрузкам, которые предполагает письмо. И тренировать их лучше всего задолго до поступления в первый класс. Помогут в этом занятия-развлечения (малышам они приносят только удовольствие):

  • рисование (особенно по клеточкам), раскрашивание картинок карандашами (фломастеры лучше не предлагать, они предполагают минимальную нагрузку на мышцы рук);
  • лепка из пластилина, глины, солёного теста;
  • работа с ножницами (вырезание снежинок, деталей для аппликаций и пр.);
  • конструирование с использованием мелких деталей («Лего» и пр.);
  • игры в мозаику;
  • перебирание круп, занятие с кинетическим песком;
  • игры с теневым театром;
  • оригами;
  • девочкам подойдёт бисероплетение, вязание крючком.

Существует масса интересных занятий и игр на развитие мелкой моторики

Видео: графические задания, которые предшествуют написанию букв (помогают пальчикам окрепнуть)

Развиваем пространственное восприятие

Улучшить пространственное восприятие помогут игровые задания:


Выбираем правильную ручку

Ручка, которой пишет школьник, должна отвечать определённым требованиям:

  • Стержень шариковый, а не гелевый (он может размазываться, резко переставать писать, царапать бумагу). При этом он не должен оставлять слишком тонкий или жирный след.
  • Ручку выбирают средней толщины, ориентируясь на физиологию детской руки.
  • Вариант из металла не подойдёт (пальцы будут скользить), нужно выбирать пластмассу с резиновой накладкой у основания.
  • Автоматическая ручка не подойдёт: желание почаще нажимать на кнопочку будет отвлекать ребёнка во время письма.

Желательно приобрести шариковую ручку с прорезиненным основанием - она не будет выскальзывать из пальцев ребёнка

Правильный захват ручки

Ручка должна лежать на среднем пальце, удерживаться подушечкой большого, а указательный прикрывает её сверху. Расстояние же от основания до пальцев составляет примерно 1,5 см.

Красота почерка во многом зависит от правильного захвата ручки ребёнком

Сформировать правильный захват помогут упражнения:

  • Пинцет. Малыш захватывает ручку вверху тремя пальцами и скользит вниз до нужного положения.
  • Контрольная точка. На среднем пальчике рисуется яркая точка - место контакта с ручкой (на ней самой можно обозначить предел, за который нельзя опускаться).
  • Резинка. Ручка и запястье ребёнка соединяются резиночкой - фиксируется правильное положение.
  • Салфетка. Обыкновенная салфетка складывается таким образом, чтобы ребёнок прижал её мизинцем и безымянным пальцем к ладони, поэтому эти пальцы не смогут принять участие в процессе письма.
  • Использование специальных насадок на ручку с углублениями для пальцев.

Сформировать у ребёнка правильный захват ручки помогут различные упражнения

Видео: держим ручку правильно с помощью контрольной точки

Видео: правильный захват ручки с помощью салфетки

Положение тетради

Тетрадь при письме нужно располагать под небольшим углом (примерно 25º) вправо по отношению к краю стола (если малыш левша - то влево). По мере заполнения она передвигается вверх: вначале придерживается левой рукой внизу, а затем вверху.

По отношению к краю стола тетрадь должна располагаться под углом в 25º

Полиэтиленовая обложка не только придаст тетради опрятный вид, но и не позволит ей скользить по столу.

Постоянные тренировки

Ключевой момент отработки каллиграфических умений - регулярные тренировки. На помощь придут прописи (первокласснику желательно приобрести дополнительный набор таких же, как в школе). В дальнейшем нужно предлагать упражнения на контрольное списывание из книги (в школах за это также ставят оценки).

Залогом успеха являются регулярные тренировки - кропотливая работа в прописях и тетрадях

Во время домашних тренировок обязательны перерывы - физкультминутки, пальчиковая гимнастика. И главное - никакого принуждения, нужно уметь создавать у ребёнка мотивацию (например, буквы расстраиваются, что он пишет их не очень красиво).

Видео: универсальный алгоритм красивого написания букв

Чтобы ребёнок писал красиво и аккуратно, нужно проанализировать все факторы, которые влияют на этот процесс. Задача родителей - устранить возможный дискомфорт, связанный с посадкой, формой ручки или положением тетради, тренировать мелкую моторику и регулярно предлагать своему ребёнку различные упражнения для отработки каллиграфических умений.

Как подготовить руку ребенка к письму - этот вопрос становится актуальным задолго до начала школы. Нетерпеливые родители, желая помочь малышу освоиться с ручкой и карандашом, совершают много ошибок.

Учитель начальных классов и логопед Анастасия Сперанская рассказывает, как аккуратно подойти к этому ответственному делу.

Начинать писать надо не раньше 7 лет

Учить ребенка писать до школы не стоит. До этого возраста у большинства детей не созрел механизм нервно-мышечной регуляции.

Письмо - это очень тонкий процесс, который требует правильной посадки, фиксации руки, определенной последовательности действий. Поэтому лучше доверить это дело профессионалу. Педагог работает на уроке с каждым учеником и следит, чтобы процесс становления почерка проходил правильным образом.

Подготовить руку к письму помогут упражнения на развитие мелкой моторики

Лучшей подготовкой к письму станут игры на развитие мелкой моторики . Лепите из пластилина, играйте с крупой, нанизывайте бусины на нитку, рвите бумагу и делайте из нее аппликации. Это подготовит мышцы руки к нагрузке.

Также можно просто рисовать (карандашами или восковыми мелками), раскрашивать, делать несложные штриховки, спирали, узоры, прямые и волнистые линии разной длины. Отработка таких элементов до школы поможет ребенку быстрее освоиться с прописями.

Сначала карандаш, потом ручка

Если желание научить ребенка письму непреодолимо, дайте ему карандаш. Обучение должно быть интересным занятием, и нужно постараться избегать стресса. Написание первых букв - это большое напряжение для любого малыша. Поэтому у него всегда должна быть возможность исправить первые ошибки. А это удобно делать, если буквы написаны карандашом.

Заниматься нужно не больше 5 минут за раз

Одну строчку написали, потом отдохнули - первое правило для заботливых родителей. Время концентрации в 7-8 лет у детей очень маленькое, и сосредоточиться на буквах они могут максимум 5 минут (лучше 2-3) .

Как ни парадоксально, но на начальном этапе обучения чем меньше школьник пишет, тем лучше у него получается.

Часто взрослые покупают ребенку три разных прописи и заставляют прописывать каждый день по странице. Так делать нельзя категорически.

Учите ребенка ориентироваться на листе бумаги

Если у ребенка есть проблемы с написанием конкретной буквы (например, путает «в» и «д», пишет «е» не в ту сторону) или он съезжает со строчки, то надо работать над ориентацией на листе бумаги.

Для тренировки подойдут задания: найди 10 отличий, нарисуй точку внизу (вверху, посередине, слева, справа от какого-нибудь объекта на странице). Учитесь рисовать маленькие и большие круги и соотносить их размеры.

Используйте тетрадки в косую линейку с дополнительной линией. В них косая строчка идет очень часто, а не как в обычной тетради (каждые 2–4 сантиметра). Частые линейки помогают держать правильный наклон и соблюдать нужную ширину букв.

Начинайте сразу с прописных букв

Писать печатными буквами, конечно, проще. Но есть риск, что ребенок запутается, когда ему надо будет хоть и постепенно, но освоить 4 вида букв. Печатные большие и маленькие, прописные большие и маленькие - как и что надо правильно написать, трудно выучить даже внимательному ребенку.

Рисуйте образ буквы в воздухе

Отрабатывайте написание букв в воздухе. Сначала делайте это всей рукой – рисуйте большие буквы. Затем в течение одного занятия «уменьшайте размер» («а» большая, «а» средняя, «а» маленькая). Последнюю букву (самую маленькую) ребенок должен рисовать, используя только кисть руки.

Выделяйте красивые буквы

Важно поощрять ребенка за его успехи, а не ругать за ошибки. Поэтому возьмите зеленую ручку (или дайте малышу) и попросите его самостоятельно обвести те буквы, которые получились лучше других. Вот увидите, в следующий раз он будет ориентироваться на них.

Ребенку и так очень сложно писать, а если постоянно делать упор на то, что не получилось, он совсем не захочет учиться.

Не используйте насадки на ручки

В канцелярских магазинах сейчас продаются резиновые насадки, которые помогают сформировать правильный захват ручки. Их можно использовать на самом первом этапе, когда ребенок только берет карандаш или ручку.

Потом следует от них отказаться. Гораздо эффективнее показать малышу, как держите ручку вы. Или сделать захват вместе. Поставьте пальчики ребенка в нужное положение, затем обхватите его руку своей и начинайте писать. Пусть он почувствует процесс: где нажимаете сильно, где ослабляете руку.

Современная система образования возлагает на детей очень большие надежды, ставя при этом и довольно сложные задачи. Придя в 1 класс, ребята уже должны знать буквы, уметь читать по слогам.

И, если с чтением чаще всего сложностей не возникает, так называемое «письмо» нередко становится самым настоящим «камнем преткновения» для первоклашек. Можно ли научить ребенка писать красиво и правильно? И кто это должен делать: школа или родители?

Зачем писать красиво?

По поводу грамотности вопросов ни у кого не возникает. Даже в наш век скоростей и компьютеризации грамотная речь и письмо отличают человека образованного и успешного. Да и отметки в школе никто не отменял. А вот нужно ли сегодня писать красиво — этот вопрос вызывает большие споры.

Есть мнение, что в ближайшее время значительно больше будет цениться навык быстрой печати. Однако, утверждают специалисты, красивый почерк означает не только наличие у ребенка аккуратности и усидчивости (хотя многие родители не отказались бы от развития этих навыков у своих детей - школьников).

Умение красиво писать — это в первую очередь хорошо развитая мелкая моторика, а она как раз и отвечает за высокие способности к интеллектуальному развитию.

Кроме того, никто не хочет, чтобы ребенку снижали оценку из-за плохого почерка. Кстати, на сдаче экзаменов — ГИА и ЕГЭ — очень важно, чтобы буквы и цифры распознавались правильно, ведь это может привести с потере баллов.

Когда нужно начинать заниматься?

Часы, отданные на отработку красивого каллиграфического почерка, в школе сильно сокращены. Это значит, что учить ребенка писать красиво придется родителям. И есть мнение, что начинать готовить малыша у этому лучше до того, как ребенок начнет учиться в 1 классе.

Принципы подготовки дошколят к письму

В дошкольном возрасте нужно начинать, конечно, не с обучения каллиграфичному выведенияю букв, а с подготовки и правильной постановки руки. Крайне важно, чтобы ребенок правильно держал ручку и сидел за столом.

Как научить ребенка правильно держать карандаш или ручку расскажет следующее видео:

Выполнять подобные занятия очень желательно начиная со среднего дошкольного возраста.

Что потребуется?

Вам понадобятся:

  • карандаши (лучше приобрести специальные, с тремя гранями, которые обеспечивают правильный захват);
  • прописи (для дошкольников подойдут штриховки, прописи цифр и печатных букв);
  • терпение и рабочее настроение.

Еще раз подчеркнем, что учить детей писать прописные буквы до школы не рекомендуется. Педагоги настойчиво просят родителей этого не делать. В школе могут обнаружиться другие правила, написания и ребенку будет очень трудно переучиться.

А вот печатными буквами писать можно сколько угодно!

Как заниматься с дошкольниками?

Занятия по подготовке руки к красивому письму для дошкольников можно разделить на две части — развитие мелкой моторики, в целом, и подготовка к письму. Причем, первую часть занятий желательно освоить в среднем дошкольном возрасте, а вторую - в старшем дошкольном, ближе к поступлению.

Упражнения и игры на развитие моторики

Для моторики рук вы можете проводить массу всевозможных занятий, например:

  • научить малыша шнуровать — от различных игровых фигур до обыкновенных ботинок;
  • лепить из пластилина и других материалов;
  • рисовать не только красками и кисточкой, но и любыми подручными материалами — пальцами на крупе, тонкой кисточкой на бумаге, губкой через трафарет. Можно раскрашивать картинки на бумаге, а можно — объемные фигурки.

Занятия для подготовки к письму

Ближе к школе ребенку можно предлагать заниматься более целенаправленно. Для этого в продаже существует масса специальных прописей, разработанных именно для дошкольников.

Старшим дошколятам можно предлагать выполнять следующие задания:

  • делать различные виды штриховки;
  • дорисовать картинку;
  • обводить намеченные пунктиром палочки и крючочки;
  • писать цифры и печатные буквы.

Отработав эти навыки, в школе дети обычно уже довольно уверенно держат руку и карандаш и пишут вполне аккуратно.

Как научить младшеклассника аккуратно писать?

Чаще всего проблемы в почерком возникают именно в школе. Происходит ли это из-за спешки малыша, неподготовленности руки или по какой-то другой причине, понять удается далеко не всегда.

Но ребенку непременно можно помочь писать аккуратно и четко. Главное — убедиться в том, что он этого хочет. Попробуйте найти аргументы для этого.

Что потребуется?

Вам понадобится:

  • удобная ручка, лучше гелевая, с темя гранями для выработки правильного захвата;
  • прописи — для отработки написания отдельных букв и для написания фраз и предложений;
  • тетрадь в косую линейку.

Учимся красиво писать буквы и цифры: пошаговая методика

Знакомство с косой разлиновкой

Заниматься начинайте со знакомства с косой линейкой. Убедитесь, что ребенок понимает и пользуется помощью этих косых линий. Попросите его сначала просто обвести сами линии.

Затем объясните, что каждую букву, каждый крючочек надо начинать с определенной точки, начиная от косой линии.

Обводим в прописях фигуры и буквы

Ребенок учится обводить, а затем и тренируется писать сам, отдельные буквы. При необходимости можно начать с овалов, крючков, фигур, а затем обводить сами буквы. Главное правило — не переходите к новой букве, пока полностью не освоена предыдущая.

Не забывайте и про цифры. Как оказалось, не так много ребят пишут их красиво. Если в ваших прописях цифр нет, напишите их в тетради самостоятельно.

Обводим слова

Важно, чтобы в это время ребенок видел образец. Тогда он сможет посмотреть, как правильно и красиво написать буквы.

Осваиваем прописи с предложениями

Когда вы видите, что ребенок справляется с написанием отдельных слов вполне успешно, можно переходить к следующему шагу. Предложите прописи с образцами целых предложений. Не торопитесь прекращать занятия на этом этапе, навык нужно закрепить.

Пишем слова и предложения в тетради в косую линейку

Для закрепления можно предложить ребенку тренироваться писать слова и предложения в тетради в косую линейку.

Тренируем и закрепляем навык аккуратного письма

И последним этапом должно стать тренировочное написание небольших текстов в тетради. Ребенок может переписывать небольшие тексты из букваря или детской книжки.

Как научить школьника писать грамотно?

Помочь детям выработать красивый почерк родители, несомненно, могут. А как научить ребенка писать без ошибок? Педагоги признают — уровень грамотности современных школьников не очень радует.

Как быть, если ваш ребенок относится к тем, у кого оценки по письму не самые лучшие?

Исключите дисграфию

Сначала определитесь, нет ли у вашего ребенка дисграфии. По статистическим данным, 30% современных школьников делают ошибки при письме именно по этому причине.

Присмотритесь повнимательнее, может быть, это касается и вашего ребенка:

  • ошибки делаются в самых простых словах и даже в гласных под ударением;
  • не отмечается конец предложения, нет точек, новое предложение начинается с маленькой буквы;
  • буквы пропускаются или повторяются;
  • слоги переставляются местами;
  • некоторые буквы повернуты в другую сторону, написаны зеркально (Э, З, В, Б или цифры 3, 4, 5).

Если вы заподозрили у ребенка дисграфию, лучше обратиться к специалисту: школьному логопеду или психологу. Справиться с нею не очень легко, но зная «врага» в лицо, победить его можно без сомнений.

Что делать, если это не дисграфия?

А если никакой «уважительной» причины нет, а ребенок пишется безграмотно? Ругать и наказывать? Нет, помогать и заниматься.

Тренируйтесь в переписывании текстов

Изучать правила - неплохо, но скорее всего ваш ребенок их знает. Может быть, не хватает практики и навыка? Начните с переписывания. Пусть ребенок просто переписывает с книжки в тетрадь недлинные тексты. Главное — регулярность.

Научите ребена проговаривать текст, который он пишет, про себя

Развивайте внимательность. Предложите найти и подчеркнуть в тексте только буквы А или О. Попросите ребенка шепотом проговаривать при занятиях дома все слова, которые он пишет.

Кстати, способ проговаривания перекликается с интересной методикой, придуманной известным ученым Д.И. Тихомировым. Он предложил для развития грамотного письма читать «как пишется». Т.е проговаривать слова громко и четко - «чеГо», а не «чево», как мы говорим, «синеГо», а не «синево».

Этот способ вырабатывает привычку обращать внимание на написание слов. При письме ребенок автоматически «проговаривает» все слова про себя. Результаты эта методика дает действительно заметные.

Убедите малыша больше читать

Ну и конечно, чтение. Приучайте ребенка больше читать. И занимайтесь. Постепенно диктанты будут удаваться все лучше.

error: Content is protected !!