Как укрепить здоровье ребенка 10 лет. Как укрепить иммунитет ребенка народными средствами. Особенности оздоровления в грудном, дошкольном, школьном и подростковом возрасте


Один малыш может каждый день скакать по лужам босиком и чувствовать себя отлично, а другой ребенок часто болеет, для него сырая погода - синоним начала простуды. Все дело в слабом иммунитете крохи, который можно и нужно укреплять.

Традиционные методы повышения иммунитета - это закаливание детского организма, правильное питание и применение назначенных педиатром иммуностимулирующих средств. Но есть и другие, «бабушкины» методы, которым доверяют многие современные родители. Ведь народные рецепты для укрепления иммунитета проверены опытом и предполагают использование натуральных составляющих.

В нашей подборке вы найдете самые эффективные и в то же время простые рецепты народных средств для улучшения здоровья детей.

Чистая питьевая вода. Родителям, детским врачам, воспитателям детских садов, учителям школ следует помнить, что организм ребенка, который только начинает развиваться, гораздо больше страдает от воды низкого качества, чем организм взрослого человека. На сайте https://lux-water.com/ можно заказать воду для питья с доставкой.

Настойка прополиса . Для повышения иммунитета рекомендуется дать ребенку выпить натощак теплого молока с добавлением настойки прополиса. Сколько капель прополиса нужно - зависит от возраста чада и индивидуальной переносимости средства. Обычно дошкольникам достаточно от 3 до 7 капель. Такой напиток лучше принимать в течение месяца, затем сделать перерыв на 30 дней. Деткам, которые уже простужены, можно давать народное средство дважды в день по 10 капель. После выздоровления желательно продолжить прием лечебного прополиса, но уже в профилактических количествах.

Смесь из отрубей. Рецепт для укрепления иммунной системы малыша очень простой. Вам необходимо взять 1 ст. ложку ржаных или пшеничных отрубей, залить их стаканом воды и проварить около 30-40 минут. Не снимая с огня, добавить 1 ст. ложку сухих цветков календулы и прокипятить смесь в течение 5 минут. После этого остудите «лекарство» из отрубей и подсластите 1 ч. ложкой меда. Давайте пить это средство ребенку 4 раза в день по четверти стакана до приема пищи.


Отвар из плодов шиповника. Можно делать отвар на основе плодов шиповника, укрепляющий здоровье детей и предупреждающий болезни почек. Пить его можно как отдельный напиток или же добавлять в обычный чай.

Компот из абрикосов и изюма. В разгар лета самый лучший вариант укрепления иммунной системы - компот из свежих абрикосов из собственного сада. Для его приготовления возьмите 1 кг румяных плодов, 2 ст. ложки изюма и 5 л воды. Этот несладкий напиток можно пить вместо воды в течение дня.

Луковый сироп. Для профилактики простудных заболеваний используйте этот рецепт из бабушкиного блокнота. Приготовить чудодейственную смесь можно из 250 г мелко нарезанного репчатого лука, его нужно залить 0,5 л воды и добавить 200 г сахара. В кастрюльке проварите все это до консистенции сиропа. Рекомендуется детям принимать по 1 ч. ложке трижды в день до еды.



Витаминная смесь. Против простуды хорошо работает это профилактическое средство. Через мясорубку пропустите 1,5 стакана изюма, половину стакана миндаля, 1 стакан грецких орехов и кожуру 2 лимонов. Сок этих же лимонов выжмите в получившуюся массу, добавьте полстакана жидкого меда. Средству для иммунитета ребенка еще нужно 1-2 дня побыть в темном месте. Давать витаминную смесь из орехов и лимонов следует за час до приема еды, по 1 ч. ложке три раза в день.

Напиток из алоэ и меда. Для его приготовления смешайте сок 5 лимонов, 250 г меда и 150 мл свежего сока из листьев алоэ. Пусть лекарство два часа постоит в холодильнике. В качестве профилактического средства давайте ребенку 1 ч. ложку напитка в день.


Чай из калины. Плоды калины отлично защищают организм от вирусов, а также пополняют запасы полезных витаминов - А, С, Р, группы В. Рекомендуется взять 20 ягод свежей калины, растереть с 1 ложкой меда, после этого добавить стакан теплой кипяченой воды. Лучше пить чай из калины детям на ночь, ведь он способен также отлично успокаивать нервную систему.

Клюква с лимоном. Для укрепления иммунитета можно измельчить в мясорубке клюкву (1 кг) и 2 небольших лимона без косточек. В эту массу добавьте 1 стакан меда и перемешайте. Детям можно давать средство несколько раз в день, добавляя 1 ст. ложку в чай.

Родители всегда хотят, чтобы их малыши были крепкими и не болели. Вместо того чтобы «пичкать химией» свое чадо, мамы и папы прислушиваются к советам старшего поколения - и делают натуральные отвары, компоты и смеси, помогающие укрепить иммунитет ребенка. Представленные в статье народные средства для профилактики простуды очень полезные и эффективные.

Наталья Аничева
Десять советов по укреплению физического здоровья детей «Рекомендации для родителей»

Проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания. А знаете ли вы, что счастливый ребенок – это, прежде всего здоровый ребенок ?

Ни качеством, ни количеством педиатров проблемы здоровья детей решить нельзя , потому что здоровье в гораздо большей степени зависит от мамы и папы, чем от всех остальных.

Здоровье – это состояние полного физического , психического и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов .

Фундамент здоровья , физического и психического , закладывается именно в детстве. Именно поэтому очень важно уже в дошкольном возрасте у детей вырабатывать привычку к регулярным занятиям физической культурой .

Следует помнить, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников здоровьесберегающим технологиям сохранения и укрепления здоровья приведут к положительным результатам.

Для этого мы подготовили для вас несколько советов , которые помогут вам укрепить физическое здоровье вашего ребенка :

Совет № 1 . Старайтесь активно участвовать в оздоровлении своего ребенка . Не только рассказывайте ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывайте полезность выполнения правил личной гигиены, утренней зарядки, закаливания, правильного питания. (Например : Утро начинать с полезного завтрака, по выходным всей семьей устраивать велопрогулки, ходьбу на лыжах и т. д.);

Совет № 2 . Научите ребенка неукоснительно соблюдать гигиенические требования к чистоте тела, белья, одежды, жилища. (Например : Наводя порядок в доме, делайте это не в одиночку, а вместе с ребенком, объясняя, для чего вы это делаете.);

Совет № 3 . Приучайте ребенка строить свой день, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки и игры на свежем воздухе, а также полноценное питание и крепкий сон - лучшая профилактика утомления и болезней.

Совет № 4 . Научите ребенка правильно пользоваться естественными оздоровительными факторами - солнцем , воздухом и водой. Воспитывайте у ребенка стремление и привычку к закаливанию организма. Основные виды закаливания детского организма - водные процедуры, ходьба босиком, прогулки на воздухе и обтирание.

Совет № 5 . Помните, что движение - это жизнь. Занимайтесь вместе с ребенком спортом, больше гуляйте, играйте на свежем воздухе. Здоровый образ жизни , культивируемый в семье, - залог здоровья ребенка .

Совет № 6 . Помогите ребенку овладеть навыками самоконтроля за здоровьем , особенно при выполнении физических упражнений .

Совет № 7 . Организуйте ребенку правильное питание и воспитывайте положительное отношение к соблюдению режима питания. Ребенок должен знать, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья .

Совет № 8 .Научите ребенка элементарным правилам профилактики инфекционных заболеваний : держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает; не пользоваться чужой посудой, полотенцем или зубной щеткой; не надевать обувь или головные уборы других детей . Если ребенок болен сам, чихает и кашляет, он должен знать, что надо прикрывать рот и нос маской или платком, не играть с друзьями, выполнять назначения врач

Совет № 9 . Познакомьте ребенка с правилами безопасного поведения в доме, улице и учите его выполнять эти правила, чтобы избегать ситуаций, опасных для жизни.

Совет № 10 . Читайте научно-популярную литературу о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, о том, как научить его укреплять свое здоровье .

Пример вредных и полезных продуктов питания для детей :

Список самых вредных продуктов

* Чипсы - это продукт, который представляет собой смесь жиров и углеводов, обильно сдобренную заменителями вкуса и красителями. По этой же причине следует отказаться и от употребления в пищу картофеля-фри.

* Жевательные конфеты, ярко окрашенные леденцы, имеющие интенсивный запах - в таких продуктах содержится немалое количество химических добавок, красителей, заменителей и т. д

* Газированные напитки - помимо высокой концентрации сахара, содержащегося в таких напитках, в них находится большое количество химических веществ. Поэтому колу, фанту и другие газированные напитки лучше заменить натуральными соками.

* Фастфуд - это вся жареная еда, которая очень вредна для детского организма. Она может нарушить пищеварение и вызвать такие симптомы, как изжога, колиты, запоры, гастриты.

* Грибы - впитывать разные вещества из почвы, и не только полезные. В числе вредных может быть ртуть, тяжелые металлы. В грибах содержится хитин - это вещество, которое может вызвать аллергические реакции. Поэтому грибы рекомендуют употреблять детям только после 12 лет.

* Колбасы, сосиски, копчености - В таких продуктах содержится много красителей, ароматизаторов и консервантов. Поэтому детям их есть нельзя, если, конечно, это не продукты домашнего приготовления. В копченостях (рыба, колбасы) могут содержаться токсичные вещества.

Список наиболее полезных продуктов

* Яблоки - содержат полезные кислоты, которые подавляют размножение гнилостных бактерий в желудке и кишечнике, улучшают работу сердца, восполняют организм необходимыми микроэлементами.

* Молочные продукты - это источник кальция, необходимого для роста и укрепления костной ткани . Бактерии, содержащиеся в кисломолочных продуктах, способствуют нормализации работы желудка и кишечника.

* Бананы - не только вкусные, но и полезные фрукты, содержащие большое количество витаминов, способствующие снятию стрессов, восполняющие утраченные силы.

* Мёд - благодаря своим бактерицидным свойствам этот продукт широко используют для лечения многих заболеваний.

* Зелёный чай - способствует укреплению иммунитета .

* Рыба - богата полезными для человеческого организма веществами - белком, жирами и минеральными веществами.

* Лук - лук эффективно борется с простудными заболеваниями, уменьшает рост болезнетворных бактерий даже после термической обработки.

Мечта всех родителей – здоровый ребёнок!

Как обычно родители поступают, когда, скажем, у ребёнка болит горло? Идут в аптеку, покупают лекарства, заматывают шею шарфом, готовят тёплое питьё и носочки. Все эти прекрасные методы позволяют снять внешние проявления болезни, но как только условия повторяются (ножки подмерзли на горке, например), горлышко, тут как тут, снова болит.

Получается, что родители всё время лечат, но малыш всё равно болеет? Как же так?

У любой болезни есть причина, которая порой связана не только с внешними факторами, но и с нашими реакциями на них. Иными словами, изменив наше отношение к проявлениям болезни, мы можем их отменить или уменьшить.

В наших силах сделать своего ребёнка здоровее, выносливее к внешним факторам, устойчивее к разным микробам и вирусам!

Что влияет на здоровье ребёнка?



Давайте разберемся, какие факторы можно и нужно скорректировать, чтобы дети стали меньше болеть.

1. Образ жизни семьи

Несомненно, семья – важный фактор в вопросе здоровья и жизни не только ребенка, но и взрослого человека. От психологического климата в семье зависит очень многое. Ребенок формирует свое представление о мире, социуме и взаимоотношениях с людьми на примере своих родителей.

Очень часто дисгармония в семье может стать причиной большого количества психосоматических заболеваний. И напротив, крепкая и дружная семья – это залог высокого иммунитета и интеллекта, отсутствия тревоги и беспокойства.

2. Нагрузки и отдых

Важно помнить, что в разном возрасте ведущая деятельность детей разная. Учитывайте, на каком этапе развития сейчас находится ваш ребёнок. Чрезмерные нагрузки как интеллектуальные, так и физические, опасны перенапряжением и последующим срывом адаптивных механизмов.

В свою очередь, недостаток нагрузок может привести к застою в развитии.

3. Физическая активность

Движение – это жизнь. Правильные движения – это счастливая жизнь. Дети очень любят двигаться. Направляйте в конструктивное русло их двигательную активность. Учите получать удовольствие и переносить трудности. С каждым разом физические упражнения могут становиться всё сложнее и интереснее, а тело и дух – крепче и здоровее.

4. Режим дня

Задумайтесь, а знает ли ваш ребёнок, когда он будет кушать или скоро ли он будет ложиться спать, что он будет делать в следующую секунду, куда он пойдёт после занятий, из чего сложен его день? Режим дня – это ещё и порядок. Важно держать свою жизнь, своё время в порядке, даже для маленького человека.

5. Здоровые привычки в питании

Хватит «пичкать»! Отдайте ложку её хозяину. Не беда, если ребенок не съест всё, что есть на тарелке. Важно, чтобы он учился распознавать, когда он голоден, а когда сыт. В процессе принудительной кормёжки этот навык не формируется.

По этой же причине, не отвлекайте ребёнка гаджетами во время кормления, пытаясь втолкнуть ложку «за маму». Пусть еда будет важным делом, требующим отдельного внимания.

6 способов укрепить здоровье своими руками



    Больше бывайте на свежем воздухе, не ограничивайте ребёнка в прогулках из-за погодных условий – для дождя есть зонты и резиновые сапоги, а для морозов тёплые шапки и шарфы.

    Установите часы приёма пищи и отхода ко сну.

    Помните о возрасте вашего ребёнка и регламентируйте его отдых и нагрузки. Порой фраза «не хочу» или резкое «нет» означает перегруженность ребёнка, а не проявление лени.

    Учите ребёнка чувствовать разные вкусы, употребляйте сами больше здоровых, живых продуктов.

    Предлагайте подросшему ребёнку выбор в еде , например, тыквенные оладушки с мёдом или классический бутерброд. Учите делать осознанный выбор самостоятельно.

    Уделяйте здоровому ребёнку столько же внимания, сколько и заболевшему (а то и больше). Пусть ему больше нравится проводить время с вами в интересных занятиях и увлечениях, чем за постоянными процедурами и ограничениями.

Так, например, получилось у Ольги М., мамы пятилетней йогини Анастасии, которая поделилась своим опытом:

«Постоянные дочкины болячки стали уменьшаться после того, как мы открыли для себя в центре детскую йогу. На занятиях дети просто расслабляются, становятся такими, какие они есть, набираются новых сил и светлой энергии.

Настюшка с удовольствием ждёт занятий, а дома показывает мне разные йоговские упражнения и дыхание. Теперь мы вместе с ней занимаемся: «надуваем шарик» в животе, дышим «то одним носиком, то другим», шипим как змея и рычим как лев. А болеть ей теперь очень не хочется, ведь придется пропускать её любимую йогу».

Здоровые привычки с детства



Здорово, когда правильные и полезные привычки прививаются с детства. Это очень облегчает жизнь взрослому человеку. Глядишь, и в аптеку за леденцами бежать не придётся.

Кстати, боль в горле хорошо снимает и профилактирует йоговская асана «Симхасана» (или поза Льва). Освоить её правильное выполнение вам и вашим детям помогут профессиональные инструкторы по йоге и другим восточным практикам.

Получив в центре навык здоровой жизни, вы точно:

    заметите, что ваш ребёнок стал меньше болеть ;

    увидите, какой красивой и подтянутой стала его спинка ;

    обрадуетесь тому, что ваш ребёнок стал чаще улыбаться ;

    обнаружите, что у вас с ребёнком много общих тем для общения .

Записаться на бесплатную консультацию и пройти диагностику вместе с ребёнком у наших специалистов можно уже сегодня.

Формируйте сейчас у вашего ребенка хорошие привычки.

И БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!

Подготовила воспитатель

Клочкова С.Г.

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

К сожалению, статистика неумолимо констатирует ухудшение общего состояния здоровья детей в России. Множество факторов тому виной. Здоровье ребенка подвергается воздействию не слишком благополучной экологической обстановки, нагрузка даже детском саду возрастает, стремясь угнаться за ритмом жизни современного общества. Переутомление, влияние многочисленных электроприборов, окружающих маленького человека вместо цветов и деревьев, элементарное отсутствие прогулок на свежем воздухе — состояние здоровья детей отражает картину нашего общества.

Сегодня, когда демографическая ситуация в стране стала предметом внимания государства и здоровьем детей — нового поколения россиян — заинтересовались на самом высоком уровне, ситуация стала медленно, но верно изменяться к лучшему. Но ответственность несут не только образовательные и медицинские учреждения, основная забота о здоровье ребенка ложится на плечи родителей.

К сожалению, здоровье детей часто отходит для нас на второй план. Например, мало кто из родителей задумывается о том, что ребенку нужно, чтобы у него было личное время для «ничегонеделания». Мы стараемся не дать своему отпрыску побездельничать ни минуты или же его время крадут телевизор и компьютер (полезные в быту вещи, но от которых тоже стоит отдыхать). Постоянный стресс подрывает здоровье ребенка, силы растущего организма истощаются (не будем забывать, что рост — это достаточно тяжелая работа, которой занят каждый ребенок) — и вот уже ослаб иммунитет и в медицинской карточке появляется надпись «часто болеющий».

Врачи и педагоги бьют тревогу и борются за здоровье наших детей. Система регулярных диспансеризаций в образовательных учреждениях позволяет заметить недуги на стадии их появления и устранить, не дожидаясь, пока они станут серьезной проблемой. Учебная нагрузка на младших школьников не столько снижена, сколько более грамотно распределена. О здоровье каждого ребенка до года заботятся педиатры в поликлиниках, регулярно осматривая своих маленьких подопечных, отправляя, в случае необходимости, к более узким специалистам. Детские поликлиники даже в провинции обзаводятся техникой для диагностики и лечения. Защита здоровья наших детей — вопрос государственного масштаба.

Однако проблема ухудшения здоровья детей отнюдь не решена. Именно поэтому так важно сохранение и постоянное укрепление здоровья детей не только в школе и детском саду, но и дома. Кто как не родители может позаботиться о здоровье своего ребенка, найти индивидуальный подход, научить малыша правилам здоровой и активной жизни.

УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Учитывая те нагрузки, которые выпадают на долю наших малышей, следует уделить особое внимание укреплению здоровья ребенка дома. Речь идет в том числе и о закаливании, как о защите здоровья детей. Если вы считаете, что закаливание непременно включает в себя купание в проруби или догонялки босиком по снегу — не волнуйтесь, такие экстремальные нагрузки могут себе позволить только уже основательно закаленные люди, так что здоровье ребенка не требует подобных жертв. Начать вполне можно с того, чтобы купать вашего младенца в воде, температура которой на градус ниже, чем обычно. Потом еще на градус… Если вы видите, что малышу водные процедуры по-прежнему не доставляют дискомфорта, постепенно сделайте воду прохладной (но не холодной, не ниже 24 °C). Здоровье и развитие ребенка зависят от иммунитета, который заметно повышается даже от таких простых закаливающих процедур.

Безусловно, одним из важнейших факторов закаливания и здоровья детей являются регулярные прогулки. Главное, правильно одеть ребенка. Педиатры советуют для малышей использовать принцип «капусты» — многослойные одежки, которые можно снять, если станет жарко. Неплохо работает житейское правило — на ребенке должно быть столько же слоев одежды, сколько и на вас, плюс еще один. Помните, что перегревание наносит больше вреда здоровью детей, поскольку именно перегревание чаще ведет к простудам, чем переохлаждение.

Еще один верный помощник в укреплении здоровья ребенка — всем известная зарядка. Не обязательно проводить ее непременно утром, лучше в течение дня несколько раз выбрать время для нескольких простых и веселых упражнений. Бегайте вместе с вашим отпрыском босиком по массажному коврику, подражайте различным животным — только не превращайте зарядку в унылую обязанность. Здоровье наших детей в наших руках.

Укрепление здоровья ребенка — это не периодические мероприятия, а идеология воспитания , поведенческая база, которая останется с человеком на всю жизнь. Если вы с раннего детства приучаете ненаглядное чадо к активному образу жизни, правильному распорядку дня, прививаете полезные привычки, причем делаете это в ненавязчивой форме, не вызывая внутреннего протеста, будьте уверены — вы позаботились о дополнительном бонусе для ребенка — здоровье, а этот бонус несомненно поможет добиться больших успехов в любой сфере жизни. Укрепление и сохранение здоровья детей — одна из главных задач родителей.

Каких только методов не существует для укрепления детского здоровья – от лекарственной терапии до окунания младенцев в прорубь. Что выбрать? Что лучше? Попробуем начать с азов. Для начала будем… ничего особенного не делать. Это трудно. Общество требует от родителей суеты – что это такое «спокойные родители»? У них что, нет проблем? Непорядочек.

Вы только подумайте: они разрешают ребенку питаться одной кашей по утрам. И одной картошкой по вечерам. Хоть бы котлеток нажарили! А еще у них ребенок босиком бегает под форточкой. И, видите ли, счастливы они. Безобразие…

Если нормальный от рождения ребенок не вылезает из болезней, значит, у него конфликт с окружающей средой. И есть два варианта помощи: попытаться с помощью лекарств примирить ребенка с окружающей средой или попробовать все-таки изменить окружающую среду, чтоб она ребенка устраивала. Формирование и функционирование системы иммунитета обусловлено, прежде всего, внешними воздействиями. Всем тем, что прекрасно знакомо каждому, всем тем, что мы вкладываем в понятие «образ жизни»: питание, питье, воздух, одежда, физические нагрузки, отдых, лечение болезней. Родители ребенка, часто болеющего ОРЗ, должны, прежде всего, понять, что виноват в этом не ребенок, а окружающие его взрослые, которые никак не могут разобраться с ответами на вопросы про хорошо и плохо. Очень трудно самим себе признаться в том, что это мы что-то делаем не так – не так кормим, не так одеваем, не так отдыхаем, не так помогаем при болезнях. А самое печальное состоит в том, что помочь таким родителям и такому ребенку не может никто. (доктор Е.Комаровский)

Новорожденный малыш с первых минут жизни начинает сигнализировать о своих потребностях. Подрастая, он будет всеми силами адаптироваться к жизненным условиям по принципу саморегуляции. Дети все – отличные саморегуляторы. Но их родители уже изрядно пожили, насмотрелись телевизора, начитались интернета, наобщались со знакомыми. И обзавелись набором стереотипов, влияющих на все и вся. Эти стереотипы способны многое испортить. Принцип невмешательства в обеспечении здорового образа жизни ребенка – это метод, избавляющий от влияния стереотипов. Он подразумевает отсутствие паники и радикальных мер. Температуру тела при болезни можно сбить на 2 градуса, а не на 10. Если ребенок замерз, ему можно надеть одну кофточку, а не свитер с шарфом. Если ребенок часто болеет зимой, нужно придумать отдых, который действительно оздоравливает, а не развлекает родителей. И так далее.

ПИТАНИЕ

Только что родившийся человечек еще не испорчен рекламой и не знает, что яркие упаковки и привлекательные бутылочки нужно покупать, когда их расхваливают за большие деньги. Он не знает, что едят друзья семьи и знакомые друзей семьи, чтобы хотеть того же. Его вкусовые пристрастия настроены только на природную волну, он к ней абсолютно готов физиологически и генетически.
Любой ребенок лет до трех — а многие и старше, если семья более-менее поддерживает здоровое питание – сигнализирует о своих пищевых нуждах достаточно четко. Его сигналы напрямую указывают на потребности организма. Научно доказано, что усвоению одних питательных веществ мешает недостаток или избыток других веществ. Если ребенок наотрез отказывается от кефира или говядины – скорее всего, он чувствует, что они ему чем-то мешают на данном этапе. Зато блюда, поглощаемые им с аппетитом, явно приносят большую пользу. У ребенка-годовастика (двухлетки, и так далее), который с удовольствием ест 1-2 каши, пару видов овощей и сосет грудь (получает смесь) ситуация с усвоением полезных веществ нормальная. Он выбрал себе подходящие продукты, интуитивно понял, что ему они полезны и нужны, а значит, витамины и макроэлементы усваиваются. В утверждении «ему обязательно нужен кефир» или «ему необходимы еще два вида мяса и семь других овощей» нет логики, если ребенок здоров и хорошо развивается согласно возрасту.

Какие стереотипы мешают нам отрегулировать процесс питания?

Мы привыкли к тому, что в супе должна быть сметана, гарнир должен быть с котлетой, макароны не могут быть «пустыми»… Мы сами напридумывали себе штампов, и нас волнует их невыполнение, если у ребенка сниженный аппетит. Мы кормим свои стереотипы, а не ребенка. Очень странно видеть, как родители, пекущиеся о здоровье часто болеющего дитя, продолжают закармливать его бесполезным балластом. Съел ребенок что-то поджаристое, сметанно-кетчупное, политое сахарным вареньем. Ничего полезного не получил, не усвоил, живот утяжелил – все довольны, картинка сытного обеда соблюдена, все «как у людей», родители считаются хорошими.

Принцип невмешательства: для ребенка самой лучшей едой остается простая еда. Растущий организм должен получать из продуктов полезные вещества. Чем проще предложенные блюда, тем эффективнее они усваиваются. Тарелка риса с кусочком сливочного масла приведет любую бабушку к обмороку: мол, слишком простое блюдо. Не сытное, никакое, и вообще – так не положено! «Не положено» кем? Организм как раз будет очень рад, и здоровья прибавится. Чего не скажешь об употреблении риса с мясом и подливой, риса со сметаной, пережаркой, и тем более кетчупом. Это всего лишь пример. Простой овощной суп лучше наваристого борща со сметаной. С пищей жареной, химической (соусы вроде кетчупа, кисломолочные продукты со сроком годности более 14 суток), жирной он только борется, стараясь поскорее от нее избавиться с наименьшими затратами.

«Ребенку необходимо быть сытым» . История этого утверждения началась в те времена, когда продуктов было мало, а времени у матерей еще меньше. Детей старались накормить не полезно, а сытно. Их бабушки, а то и мамы отголодали свое, и призрак голода при дефиците многих продуктов все еще витает над проблемой питания детей. В чем «плюс» советского прошлого – в том, что в людей крепко вбили постулаты о нужности здоровых продуктов и необходимости ежедневной готовки, а не житья на полуфабрикатах. В чем «минус» наступившего будущего – производители питания все шире используют западные рекламные технологии, и потребителю внушают, будто укрепить иммунитет можно «вареной» кисломолочкой с месячным сроком годности или хлопьями «с витаминами».

Знаете, почему ребенку обязательно нужен кефир? Не потому, что он полезен. А чтобы мама не дала ему растишку вместо кефира. Некоторым детям лучше бы вовремя сдаться и выпить обычный кефир вместо подкрашенной «вареной» водички. Знаете, почему детям после 1,5-2 лет можно пробовать взрослые кисломолочные продукты? Не потому, что взрослый творог или ряженка полезнее детских. А чтобы мама не сунула химический творожок. Только за этим. Чтобы маму не закодировали рекламные песнопения, и она не вкладывала деньги в развитие убийства нормальной полезной еды.

Принцип невмешательства: мудрый ребенок, которому не сбили природную интуицию в выборе еды, прекрасно саморегулируется (исключая естественную тягу к «запретным» сладостям). Когда он болеет, то чувствует, что организму нужны силы для борьбы с вирусом – и перестает есть. Когда ему жарко, он предпочитает сочную и яркую еду. Когда какая-либо еда может принести ему неприятности – он отказывается от нее… и так далее. Принцип саморегулирования, присутствующий у всех детей без исключения, нужно уважать и уметь слушать . Мы не в силах перевести детей на кристально чистое питание. Зато мы можем максимально очистить то, что еще не успели испортить производители.

История цивилизации — это история человечества, пытающегося преодолеть непрекращающийся ужас голода. Обеспечить ребенка достаточным количеством пищи, чтобы он рос большим и толстым, всегда было основным выражением материнской любви. Конечно, в каком-то смысле борьба между родителями и детьми по поводу еды возникает оттого, что пища сейчас достается гораздо легче, чем в дни нашего детства, но мы еще не способны привести наши эмоции и установки в соответствие с окружающим изобилием. Но у проблем, возникающих по этому поводу, есть и много других причин. Одна из них состоит в том, что снижение аппетита у ребенка часто происходит как раз тогда, когда он дает нам знать, что мы уже не всегда «командуем парадом». Этот очаровательный, послушный, привязчивый малыш превратился в личность. Это драма, которая потрясает многих, в иных случаях уравновешенных и спокойных родителей. Безусловно, все мы хотим, чтобы наши дети становились все более независимыми; мы хотим, чтобы они были любознательными, предприимчивыми и сообразительными. И хотя мы понимаем в глубине души, что возникающее непослушание, сильная воля, желание быть услышанным — это необходимая ступень в развитии человека, но нам не нравится, какой ценой это достигается. Мы начинаем повышать голос: как эта пигалица двух с половиной футов роста смеет говорить нам, что не хочет есть! (Эда Ле Шан «Когда ваш ребенок сводит вас с ума»)

КУПАНИЕ

Идеальная температура воды для купания ребенка любого возраста: 28-32°С. Проверяйте воду не кистью руки, а локтем, или погрузите руку поглубже. То, что для кисти руки холодно/горячо, для тела – совсем иначе. Далее следим за реакциями ребенка. Если он не протестует, ему хорошо – значит, в следующий раз сделаем воду на градус прохладнее. Если ребенок в воде слишком спокоен, расслаблен – скорее всего, ванна чересчур теплая, она его «усыпляет». Можно ковшиком добавить прохладную. Ребенок должен двигаться: при движении в воде кровь активно насыщается биологически активными веществами. Для этого новорожденных сразу отправляют в плавание в большой ванне. Перед тем, как вытащить ребенка, обливаем его прохладной водой – и сразу заворачиваем в махровое полотенце или надеваем махровый халат.

У каждого человека свои предпочтения, свой комфорт . Если бабушка вам говорит, что вы мучаете и морозите ребенка, это означает, что бабушка уже старенькая, и ей в принципе всегда холодно. К ощущениям ребенка ее советы не имеют отношения. Если малышу холодно, он никогда не будет молчать! Он заплачет, будет беспокойным. Инстинкт самосохранения никто не отменял. В этом случае воду делаем потеплее на пару градусов. Детям постарше горячая ванна и вовсе в тягость – она не оздоравливает, и после нее можно очень глупо заболеть.

Принцип невмешательства: раньше нас учили, что ребенок может простудиться после ванны, если будет резкий перепад температур. Что мы сделали: как раз не создали этого перепада. Теплая вода, теплый воздух в квартире – перепада нет. И болеют, все-таки, от инфекций, а не от прохлады. Представьте, КАК нужно заморозить ребенка, чтобы он заболел после ванной. Вы точно такого не допустите. Голова без шапочки тоже не «простудится» (еще один страх пожилых родственников), ведь она не была в горячей воде и не перегрелась, и инфекция в нее не попала. Допустим, вы привыкли купать ребенка в горячей воде. С каждым последующим купанием охлаждайте воду: опускайте малыша в привычную воду и постепенно доливайте из ковшика прохладную. При болезнях купать тоже можно. Нельзя создавать резкие перепады температур, то есть вода должна быть комфортной, но не горячей и не холодной. Если у ребенка повышенная температура – вода слегка охлаждает тело, ни в коем случае не перегревает. При кишечных болезнях купание особенно полезно, оно помогает выводить токсины и спасает от обезвоживания, так как вода всасывается кожей.

ПОГОДА В ДОМЕ

Температура воздуха в квартире должна быть не выше +22°С, а лучше +20°С. Мы помним, что бактерии и вирусы обожают теплую среду. Поэтому необходимо поддерживать дома комфортную прохладу и увлажнять воздух. Также очень важны регулярные проветривания, они гонят вредных микробов прочь. Типичный предрассудок в связи с улучшенной погодой дома: «Ребенку вредно быть на холодном полу, он простудится!» Снова повторяем: болеют от инфекций. Не от эфемерного холода. У ребенка малый вес, он не давит на пол до такой степени, чтобы холод пола отнимал у него здоровье. Это взрослые чувствуют прохладу своим грузом, к тому же, практически у всех взрослых имеются хронические очаги (ухо-горло-нос, почки), которые мгновенно реагируют на охлаждение. Поэтому нельзя судить детей по себе. Второй и очень важный момент: взрослые люди умело, я бы даже сказала — профессионально концентрируются на дискомфорте, мозг принимает сигналы паники, хронические болячки услужливо обостряются, хотелось им этого или нет. ДЕТИ ДУМАЮТ О ДРУГОМ! Ребенок, играющий на полу, занят игрушками. И не мешайте ему. Болеет тот, кто думает о болезни, страхе, холоде. Ребенок спокоен за свой организм на холодном полу.

Принцип невмешательства: система гармоничного закаливания водой и воздухом подразумевает, что вы постепенно приучаете ребенка к низким температурам и не мешаете ему чувствовать себя прекрасно. Для этого, как с капусты, листок за листком, понижаем градусы. До абсурда доходить не нужно, как и не нужно концентрировать внимание ребенка на своих действиях, дергая его вопросами «ты не замерз» или постоянно его ощупывая. Ребенок всегда подаст сигнал, если ему станет дискомфортно: он будет беспокоен, заплачет, его конечности станут ощутимо холодными. В этом случае мы просто закрываем форточку, надеваем носочки — и никакой паники.

ВОЗДУШНЫЕ ВАННЫ

Бытует мнение, что новорожденного младенца нужно укрывать потеплее, потому что он долгое время провел в животе мамы и привык к теплу. Как раз потому его приучают к прохладе. С точки зрения логики непонятно, зачем поддерживать у ребенка иллюзию, будто он все еще внутри. Наоборот, ему нужно побыстрее адаптироваться к перепадам температур, чтобы не простужаться от ветерка и нормально пережить холодное время года. Что интересно, те же советчики, которые укоряют молодую маму за «намеренное замораживание» ребенка и защищают пеленки, как символ нахождения в утробе, потом будут настойчиво рекомендовать «дать ему проораться», «не приучать к рукам» и так далее, хотя если уж поддерживать иллюзию «я внутри», так и на всю катушку! – почему нет?

Принцип невмешательства: оставить новорожденного, да и просто маленького ребенка без одежды бывает сложно по психологическим причинам. Маме всегда хочется защитить свое дитя, а одежда выступает в виде преграды от жестокого мира. Защитить маленькую голову чепчиком, завернуть в пеленку, обязательно надеть бессмысленные носочки. Упаковать (и хорошо бы вернуть назад внутрь себя). Попробуйте оставить ребенка в одном памперсе и наблюдайте за его ощущениями. Если кожа теплая, настроение хорошее, конечности не ледяные – значит, все в порядке. Если вам кажется, что ему все-таки холодно – наденьте один х/б слой одежды. Такой же подход практикуем и к старшим детям, снимая ненужные слои одежды. Ребенок может замерзнуть при температуре +20°С только в том случае, если его заранее приучили ее бояться . Но чаще всего дети об этом не задумываются.

В период сна кожа должна дышать, все органы отдыхают. Достаточно укрыть младенца фланелевой пеленкой или махровым полотенцем, ему опять же не нужны пледы и байковые одеяла. Ребенок постарше сам покажет, как он хочет спать: распахиваясь или закутываясь. Ребенка распахивающегося оставляем в покое – не болеет? значит, все в порядке. Если в спальной ощутимый холод, купите малышу несколько ярких пижам. Попробуйте закрывать его одним покрывалом – одеяло скинуть легче. Если малыш любит кутаться – вряд ли ему холодно, скорее, это поиск психологического комфорта «я в домике». Пусть кутается, только пижаму не забудьте отменить.

ПРОГУЛКИ И ОДЕЖДА

Раньше принцип одевания маленьких детей подразумевал образ шара. Теперь родители учатся не одевать ребенка, а раздевать. Для этого нужно преодолеть психологические барьеры и качественно противостоять мнениям со стороны. Огромное количество одежды надевается на детей только потому, что «так принято», а не для согревания.

Принцип невмешательства : снова уместен образ капусты «листок за листком». Если ребенку еще нет года, а на дворе зима (холодная весна), и вы еще толком не поняли, как его одеть, чтобы не перекутать, попробуйте провести следующий эксперимент. Замените шерстяной костюмчик костюмом х/б. Погуляйте, как обычно. Дома пощупайте ребенку спину, плечи, запястья, коленки. Если температура тела удовлетворительная (теплая), шерстяной костюм отменяйте. Точно также методом раздевания проверьте, нужны ли ребенку носки, чепчик под шерстяной шапкой, капюшон на шапке, плед — и так далее. Вы можете получить ошеломительные результаты, узнав, что вся эта амуниция ему вовсе не требовалась. Она была нужна только маме для декорации. Точно также «листок за листком» освобождайте от лишней одежды ходячего ребенка. Попробуйте не одевать ему носочки, лишние штаны «потому что нужно» или капюшон «потому что, вроде бы, ветер».

ОТДЫХ

Когда-то отпуск на юге считался престижным и желанным. Жизнь была рутинная, развлечений мало. Все жили мечтой о лете и возможностях куда-то уехать. Сейчас все больше людей, озабоченных здоровьем детей, снимают на лето домик в пригороде. Также качественным вариантом можно считать южный отдых вдали от городов в поселках с полупустынными пляжами. Отпуск за границей относится к декоративным методам снятия симптомов усталости и укреплению не здоровья, но собственного престижа. Симптомы болезней тоже можно снять – например, если у ребенка перед поездкой насморк и кашель, они, скорее всего, быстро пройдут на морском побережье. Но в целом на иммунитет пребывание на море от 1 до 3 недель оказывает слабое влияние. Этого мало. Хорошо, если пляжный отдых происходит в местности, где нет мегаполисов, но и в этом случае желательно соблюдать условия: отпуск не менее трех недель, не дикая жара, не питание суррогатами.

Для качественной «вентиляции» иммунитета необходимо, чтобы ребенок побыл в экологически чистых условиях (ну, хотя бы в какой-то степени чистых) вдали от городов и большого скопления людей не менее месяца. Все остальное в большей степени самообман. Или назовем это сменой обстановки. Ребенок все также может подцепить вирусы в толпе и даже понизить сопротивляемость организма за счет жары и неправильного питания (на отдыхе всегда больше сладостей и перехваченных «кусков»). Нередко бывает, что, побывав на «морях», болеют еще больше. К примеру, спортсмены выезжают на сборы в другую страну за две недели, чтобы успеть адаптироваться. Часты высказывания: «побывали на юге, никакой адаптации у ребенка не было!» — это неверно. Адаптация есть всегда. В том числе и реакклиматизация – обратное привыкание к родному климату. Итоги неправильного отдыха (например, недельная поездка из зимы в лето) проявляются не сразу, а постепенно. И не всегда они касаются физического здоровья: ребенок может получить психологическую травму, «вдруг» стать капризным, неуправляемым.

Но, само собой, есть дети, которым даже двухнедельная поездка на море помогает избавиться от проблем. Есть дети, которые замечательно переносят перепады температур, и так далее – нельзя однозначно утверждать, что всем нужно только в леса и никуда больше.

Принцип невмешательства : истинный отдых во славу укрепления иммунитета, желаемый для каждого ребенка, он, к сожалению, для родителей очень скучен. Это жизнь за городом (на даче, в деревне или на базе отдыха) вдалеке от городских токсинов. Во имя оздоровления родители увозят детей в заграничные моря, но такие поездки являются временными отдушинами, после них ребенку все равно придется около года жить в родных уральских условиях. Поэтому более мягкое и точное оздоровление, все-таки, связано со своей местностью, как генетически приятной – но чистой. Без жары, многолюдности, со здоровым «дачным» питанием. Цитата из доктора Комаровского:

Идеальный отдых часто болеющего ребенка выглядит так (важно каждое слово): лето в деревне; надувной бассейн с колодезной водой, рядом куча песка; форма одежды – трусы, босиком; ограничение на использование мыла; кормить только тогда, когда закричит: «Мама, я тебя съем!». Грязный голый ребенок, который скачет из воды в песок, выпрашивает еду, дышит свежим воздухом и не контактирует с множеством людей за 3-4 недели, восстанавливает иммунитет, поврежденный городской жизнью.
Многие возразят: мол, за городом у нас экология тоже «убита» заводами, фабриками… Тем не менее, польза отдыха в окружении леса огромна. За сутки 1 гектар соснового леса выделяет в атмосферу почти 5 кг фитонцидов. Это летучие вещества, которые продуцируют растения, чтобы защитить себя от болезнетворных микробов. Поэтому в хвойных лесах вне зависимости от близости городов воздух идеально чистый. Укрепляющее действие на иммунитет не сравнить ни с чем, ведь фитонциды способны побить даже золотистый стафилококк, возбудителей дизентерии и брюшного тифа. Если бы все могли вывозить детей «в леса» (на дачи, турбазы, и так далее) – тяжелые периоды вирусных эпидемий мы проживали бы посвистывая.

ЛЕЧЕНИЕ

Самое распространенное мнение, коим пытаются давить на родителей, это «если не давать лекарства – значит, ничего не делать». А «хорошие заботливые» родители, мол, обязаны что-то делать. «Что-то делать» равно лекарствам. Если не дают лекарства, значит, «плохие» родители. Но искусство «ничегонеделанья» гораздо сложнее, чем спасительные таблетки. Оно подразумевает следующие пункты:
чувствовать потребности своего ребенка, не проецируя на него собственные ощущения, а также ощущения и видения остальных родственников;
вовремя изучать современную информацию о лекарственных методах лечения и самых частых детских болячках, не перекладывая всю ответственность на врачей;
помнить, что все лекарства без исключений вредны для маленьких детей, если они применяются без учета индивидуальной ситуации и без совета врача;
быть свободными от страхов в связи с детскими болезнями. Не думать, что они «навсегда» и «закончатся плохо»;
найти врача, которому хочется доверять.

Допустим, ребенок заболел ОРВИ. Иммунитет борется с вирусом, и тут начинается самое интересное: подавление борьбы иммунитета лекарственными препаратами, выписанными «по форуму», по совету, по рекламе – или недобросовестным врачом, применяющим ко всем детским болезням один и тот же список. Как правило, ребенок сам подсказывает – как и в случае с питанием – как его лечить, и надо ли. Дети вообще очень многому могут научить, если к ним внимательнее присматриваться, прислушиваться. Отказывается от еды – прекрасно, значит, чувствует, что организму нужны силы для борьбы с болезнью, а не для переваривания пищи. Главное, чтобы не отказывался от воды. Весело скачет при температуре 38,5 – значит, организм пока справляется.

Почему пик детских ОРЗ приходится на сентябрь-октябрь? Так отдохнули? Это означает, что организм за лето получил дополнительные возможности и начинает чиститься через обострение какой-нибудь болезни. Ребенка залечивают в темпе, как правило, антибиотиками, он приходит в себя и к январю-февралю выдает новую серию болезней. (педиатр, главврач клиники «Эколабмедтест» А.Волков, г. Москва)

От всего уберечь невозможно. Жизнь не катится по запрограммированному сценарию, она то и дело подсовывает различные «вдруг». Родители не всегда могут на сто процентов предугадать, предупредить, вылечить. Зато в их силах – не мешать. И знать, что хорошие родители – это не те, которые выкидывают «для счастья ребенка» многие тысячи, изображают невероятную суету при болезнях, закупают лекарства или показательно кидают детей в прорубь – короче, создают некую картинку бурной деятельности. Хорошие родители верят в недюжинный потенциал своей материнской и отцовской интуиции, верят в возможности тела, все еще неразгаданные наукой. И спокойно без фанатизма очищают жизнь ребенка от суррогатов, химии, биодобавок, перегрева, лишней еды, собственных нервных болезней и семейных скандалов.

error: Content is protected !!