Наталья Голубева «Аппликации из природных материалов. Урок труда"весенние цветы", изготовление апликации Выполнение эскизов. Подбор ткани

Аппликация - это картина или украшение, созданное из кусочков ткани или бумаги, а также других материалов, приклеенных друг к другу или сшитых между собой.

Этот вид декоративного искусства известен давно. Возможно, возник он ввиду необходимости соединения кусочков кожи или ткани между собой. Со временем стали использовать кусочки замши и войлока другого качества и оттенка для украшения одежды и придания изделиям более праздничного и красивого вида. Из кожи и войлока собирались разнообразные сюжеты, центром которых становились животные, растения, птицы, даже религиозные персонажи.

Разнообразные виды аппликации получили распространение не только среди знати и зажиточного населения, но и среди простых людей. Вырезная аппликация на протяжении многих лет занимала почетное место среди других видов творчества. Вырезанка - простейший образчик аппликации, с которым каждый знакомится еще в детстве. Самые простые вырезанки - это снежинки, которые, как это ни удивительно, являются подвидом аппликации силуэтного типа.

Древний вид искусства - аппликация - до нашего времени дошел практически неизменным. Сейчас техника сборки целого изображения практически не изменилась - части по-прежнему пришивают или приклеивают к основе.

Виды аппликации

Существует несколько направлений этого искусства. Подразделяют на виды аппликации по материалам, сюжетам, используемым элементам. Итак, приступим к рассмотрению.

Наиболее распространенные виды аппликации:

  • предметная - для работы из необходимого материала вырезаются части предмета и приклеиваются на выбранную поверхность;
  • сюжетная - для формирования сюжета вырезают несколько деталей, которые формируют между собой цельный сюжет;
  • декоративная - изготавливается как и предыдущие, служит для украшения рамок, фото, альбомов или открыток.

Также один из видов аппликации - силуэтная. Темные силуэты вырезались из плотной бумаги темного оттенка. Такие изображения стали настоящими произведениями искусства: получив большую популярность среди знати, они выполнялись из бумаги высокого качества и большой стоимости. Высокохудожественные произведения, темами которых были батальные, бытовые сюжеты, а также целые сценки, до сих пор оцениваются специалистами как работы высочайшей тонкости и вкуса.

Самостоятельно сделать такую силуэтную аппликацию просто. Для этого требуется лист высокой плотности, на котором нарисован или распечатан рисунок с большим количеством элементов. При помощи маленьких ножниц или канцелярского ножа части бумаги вырезаются так, чтобы оставшийся материал формировал силуэт за счет соединения бумаги и прорезей.

Аппликация из страз

Популярные виды аппликации постоянно видоизменяются. Большое распространение получила разновидность творчества, в которой картина формируется за счет использования страз в качестве основного материала.

Стразы бывают многогранными, так называемой алмазной обработки, а также обычными, круглыми. Последние не такие блестящие, их поверхность практически не отражает свет. Алмазная огранка придает им яркость, свет они отражают в несколько раз лучше.

Чтобы сделать картину-аппликацию, можно приобрести готовый набор. Продаются такие в магазинах для рукоделия. Также можно самостоятельно выбрать стразы необходимого оттенка и придумать композицию. Наборы удобны - они содержат схему с цветовым рисунком, согласно которому наклеиваются камешки. Кроме того, поверхность основы покрыта специальным составом, благодаря которому аппликация не рассыпается.

Аппликации из страз могут быть не только в виде картин. Ими можно украсить одежду - платье, корсет костюма, отвороты рубашек и лацканы пиджака.

Для того чтобы декорировать детское платье при помощи аппликации из страз, необходимо выбрать камушки контрастного оттенка. Кроме того, понадобится специальный клей, если стразы не на клеевой основе, и пинцет, которым удобно выкладывать узор.

Украшать можно как в произвольном порядке, так и следуя схеме. В любом случае результат будет впечатляющим - одежда станет эксклюзивной и приобретет праздничный и нарядный вид.

Аппликации из листьев

Простейшая аппликация - из листьев. С ней дети знакомятся в возрасте трех-четырех лет. Для работы понадобятся высушенные листья цветов, деревьев, кустарников. Кроме того, необходима бумага (белая или цветная, в зависимости от задумки), клей ПВА или стразы на клеевой основе.

Для сюжета можно использовать шаблон. Распечатав его на бумаге или нарисовав от руки, на него приклеивают листья при помощи клея. Не обязательно следовать рисунку четко, можно использовать его только как основу. Чем больше проявляется во время работы фантазия, тем интереснее будет работа.

Можно предложить ребенку сделать собственный сюжет - нарисовать животное, человечка, персонаж любимого мультфильма, и при помощи листьев его дополнить - выполнить домик, одежду героя, аксессуары. Такое творение покажет весь творческий потенциал ребенка и поможет ему раскрыться. Аппликация из листьев прививает любовь к природе, одновременно развивая фантазию.

Аппликации из ниток

Еще один интересный вид - аппликация из ниток. Для работы необходима пряжа для вязания или вышивания (мулине), ножницы, клей, плотный картон нескольких цветов.

Для того чтобы сделать милого львенка, необходимо на цветной бумаге нарисовать его силуэт. Фигурка вырезается и при помощи клея прикрепляется к листу А4, выступающему основой. Мордочку можно нарисовать на белой бумаге, вырезать и аккуратно раскрасить цветными карандашами.

Для гривы следует нарезать пучок ниток. Каждая ниточка должна быть длиной около трех сантиметров. Потребуется примерно пятнадцать прядок. Можно сделать и больше, все зависит только от фантазии. Готовые нити при помощи ПВА клеятся на круглую основу диаметром 2,5 см (т. е. основа должна быть меньше гривы, чтобы нитки смотрелись свободно и естественно). Затем поверх них фиксируется мордочка львенка.

Для кисточки на хвосте нужен пучок ниток небольшой длины. Их можно аккуратно смотать посередине более длинной ниточкой, чтобы короткие пряди не выбивались и не растрепались. Можно для кисточки хвоста сделать бомбон или классическую нитяную кисточку. Главное, чтобы их размеры гармонично смотрелись со всей фигуркой.

Использование этого вида материала имеет свои преимущества. Часто дома лежат обрезки нитей или остатки пряжи, которые можно использовать в работе. Задействуя тонкий материал, ребенок развивает мелкую моторику и фантазию.

Снегири из ниток

Аппликация из ниток - не только детский вид рукоделия. Она предоставляет широчайший простор для творчества. Опытные мастерицы нетрадиционные виды аппликации превращают в настоящие шедевры. Работа с нитками очень кропотливая, требует большой точности и усидчивости. Начиная осваивать это направление, стоит потренироваться выполнять небольшие сюжеты, освоить создание отдельных элементов, экспериментируя с формой объектов и качеством нити. Затем только стоит приступать к выполнению большого сюжета.

Чтобы сделать снегирей, потребуются:

  • нити зеленого цвета, меланжевые, для травы;
  • нити белого цвета для фона;
  • голубые меланжевые нити - небо и облака;
  • коричневые, черные, красные, серые - для ягодок и тел птиц;
  • клей;
  • плотный картон;
  • карандаш.

Сначала на картоне, который будет основой, выполняется набросок сюжета. Снегири прилетают зимой, чаще всего мы видим их на фоне снега, сидящими на ветвях деревьев - обычных садовых или еловых. Именно это и необходимо нарисовать.

Для себя важно определиться, какой блок каким цветом будет выполнен. Таким образом, не возникнет путаницы в расположении нитей.

В первую очередь выполняют фоновые элементы. Основу аккуратно прокрашивают клеем ПВА, а затем приклеивают нити. Первая прядь может быть проложена в произвольном порядке, но все последующие обязательно будут повторять контур. Начинать удобнее снизу, сначала обойдя все сложные места, а затем выполняя большое поле. После того как будут готовы небо и ветки, приступают к выполнению тел птичек. Работать необходимо аккуратно, клювик и лапки требуют особой точности прокладывания нитей. Последними выполняются ягодки. Чтобы они были похожи на настоящую рябину, ниточки красного цвета закручиваются по спирали. Так ягода получается более рельефной и объемной.

При желании основой может быть ткань. В этом случае нитки выкладываются на основу или приклеиваются, как описано выше. Затем вручную или на швейной машине делается несколько простежек, которые закрепляют нити дополнительно. Такой аппликаций можно красиво украсить подушку или покрывала, также ее используют как элемент декорирования одежды.

Такая картина из нитей украсит любой интерьер и будет привлекать восторженные взгляды гостей.

Развлекаем малышей

Аппликации для детей представляют собой важный этап формирования мышления. Работая с простыми материалами, ребенок учится думать творчески, видеть сложное в простом, фантазировать и мыслить образами.

Первая детская аппликация из пластилина способствует развитию сенсорной моторики. Разминая под пальчиками податливый кусочек, ребенок подает сигналы мозгу, отвечающие за речевой аппарат. Работая с мамой, ребенок учится проводить аналогии между рисунком и полученным результатом. Кроме того, укрепляется связь между чадом и родителем.

С детьми трех-четырех лет также осваивается аппликация из бумаги. Важно пробудить интерес, ведь просто так ребенок вряд ли сообразит, что из простого листа цветной бумаги может получиться зебра или котенок.

Аппликации для детей не должны быть слишком сложными. Начинать стоит с простых элементов, которые не требуют дополнительных усилий. Например, можно изобразить домик - для этого сначала вырезаются элементы. Квадрат вырезается для стен, треугольник - для крыши. Затем ребенок под руководством взрослого может в указанной последовательности клеить заготовки. Для детей процесс, в результате которого из непонятных частей получается узнаваемый образ, - настоящее чудо.

Творчество на ткани

Аппликация на ткани - интересный способ украшения одежды. Таким образом можно декорировать как взрослые вещи, так и детские. Многие кутюрье, от классиков до современных, заслуженно уделяют этому виду декорирования большое внимание.

Для украшения подобной лисичкой одежды или сумки необходимо несколько кусочков ткани - 10 на 10 см оранжевого цвета, 5 на 5 см - белого. Также необходимы черные нитки и игла для вышивания.

Сначала на бумаге вычерчивается заготовка - голова лисы, тело и хвост. Затем рисуют два треугольника - для мордочки и для грудки. Полученные рисунки переносят на ткань и вырезают.

Заготовки пришиваются к основе с лицевой стороны. Можно сделать это на швейной машине или пришить руками.

Для создания сюжета около лисички пришивают цветы, бабочек. Можно вырезать их из ткани, использовать фигурные пуговицы.

Края тканей можно обработать или оставить свободными - любой вариант имеет право на существование. Лисичка не обязательно должна быть рыжей - даже фиолетовый зверек будет смотреться интересно.

Аппликация на ткани - универсальный способ декорирования вещей, простой и доступный. Так как для работы необходимы обрезки материи, это дает большой простор для фантазии.

Использование шаблонов

Шаблоны для аппликаций из ткани или из других материалов доступны в больших количествах. Это могут быть персонажи мультфильмов, цветы, элементы растений или животных, целые композиции. Хороши и удобны шаблоны для аппликаций из ткани тем, что содержат все необходимые для формирования целостного образа детали и элементы.

Например, на фото выше изображена лошадь. Все детали животного нарисованы в соответствующих пропорциях, что позволяет распечатать заготовку на бумаге любого размера - от маленького листа для записей до формата А3 или больше.

Нестандартное творчество

Чтобы развить фантазию, некоторые виды аппликации можно усовершенствовать. Привычные технологии, соединенные с нестандартными материалами или подходами, могут дать интересный результат.

К примеру, стандартная аппликация, цветы в которой являются основным мотивом, заиграет другими красками, если использовать необычный материал.

Для работы необходимы:

  • тридцать штук ватных палочек;
  • бумага зеленого цвета;
  • три кусочка желтого пластилина;
  • голубая или белая бумага для фона.

Сначала ножницами необходимо аккуратно обрезать головки ватных палочек. Делать это необходимо осторожно, чтобы не пораниться.

Затем на зеленой бумаге необходимо нарисовать контур листиков одуванчика и стебельков. Вырезанные листья приклеиваются к основе.

Из желтого пластилина необходимо скатать три примерно равных шарика, которые затем большим пальцем руки расплющиваются. Ватные палочки аккуратно вдавливают по краям пластилина пластиковыми основаниями внутрь. Затем полученные заготовки аккуратно поддеваются и при помощи этого же кусочка пластилина крепятся к стеблям цветков. Получившаяся аппликация, цветы в которой выполнены таким необычным образом, смотрится весьма интересно. Используя эту методику, можно выполнить ежа, приклеив на ПВА вместо иголок семена подсолнечника или гречневую крупу. Любой природный материал, а также любые обрезки тканей, остатки от рукоделия и прочее может найти применение.

Аппликации из бумаги

Еще одна получившее большое распространение технология - аппликация из бумаги. Выбранный сюжет или изображение складывается при этом из кусочков разного размера и формы. Материалом часто выступает классическая цветная бумага. Однако можно использовать не только ее - гофрированный картон, упаковочная бумага, цветная бумага с рисунком, газеты, части старых открыток - отличные варианты.

Чтобы получилась аппликация из бумаги, первым делом подготавливают шаблон. Это может быть нарисованное от руки или распечатанное на принтере изображение. Тема выбирается любая - животные, растения, корабли, транспорт. Затем необходимо решить, как будет клеиться бумага. Есть два способа. Первый - фигурка собирается из больших элементов. Для этого рисунок делится на большие участки - голова, тело, лапы, хвост. Все части вырезаются и наклеиваются на бумагу.

Второй способ - использование маленьких частей. При этом бумага может быть как однотонной, так и разноцветной. Главное - чтобы за ней четко прослеживалась форма. Маленькие кусочки бумаги при помощи ПВА приклеиваются друг к другу встык или с перекрытием. Важно соблюдать контуры рисунка, тогда форма будет четко видна.

Декоративная аппликация, виды которой очень многочисленны, может найти применение в любой сфере рукоделия. Аппликациями из ткани можно украшать одежду, сшивать яркие покрывала и пледы, украшать панно и коврики. Используя дополнительные материалы - бусины, стразы, соцветия сушеных цветов и разнообразные фактурные вещи (пуговицы или кусочки картона), создают настоящие шедевры. Картины из листьев могут быть не только детской поделкой. Наклеенные слоями один на другой, листья клена в сочетании с гроздьями калины делают любую классическую аппликацию произведением искусства.

В этом задании необходимо изобразить композицию в виде цветной аппликации из пересекающихся геометрических фигур .

Все декоративные композиции в нашем курсе занятий дают большую возможность раскрыть творческий потенциал, попробовать разнообразные техники, изобразить различные сюжеты, освоить самые эффектные способы создания и построения композиции.

Цветовые аппликации описание.

Приведенное ниже описание и правила выполнения задания являются лишь теоретической частью. Для правильного создания цветовых аппликаций нужны практические с педагогом и профессиональные консультации на каждом этапе выполнения работы.

Цветовые аппликации являются одним из самых ярких и декоративных заданий в курсе.

На листе предлагается изобразить композицию из произвольных геометрических фигур, под руководством педагога разработать поисковые эскизы, определиться с цветовой гаммой, далее на основе эскизов, создать сбалансированную композицию.

Размер, масштаб, положение геометрических фигур подбираются исходя из общего художественного замысла.

В этом задании большое значение имеет работа с цветом. Необходимо подобрать несколько наборов цветов, гармонично подходящих и сочетающихся друг с другом (подробнее о цветовых гаммах смотрите в статье ). Далее нужно расположить цветовые сегменты в нарисованную геометрическую композицию.

В местах пересечения геометрических форм можно изменить цвет обеих фигур, создав эффект прозрачного наложения, отчего композиция сразу приобретает пространственное выражение и визуальные планы.

Стоит отметить, что цветовые аппликации - это не набор цветных , перемешанных в пространстве, это попытка создать настоящее художественное произведение используя минимум изобразительных средств.

В задании нужно не просто подобрать цвета, но и сделать из них, используя форму и массу каждого цветового сегмента, динамичную и зрелищную композицию. Задание дает прекрасную возможность проявить художественно пространственное мышление, не отталкиваясь ни от каких образцов, создать собственную уникальную композицию.

На представленных примерах, выполненных нашими учениками, хорошо видно насколько разнообразными и оригинальными могут быть композиции. В этом задании ученики, до этого считавшие, что не обладают художественными способностями, раскрывали свой творческий потенциал, создавали эффектные композиции с удивительными композиционными решениями.

Это возможность создать в процессе обучения и подготовить прекрасные работы для собственного портфолио, наработать профессиональные изобразительные навыки, необходимые в будущей специальности.

В этом задании создается настоящее декоративное полотно, отвечающее всем стандартам современных направлений живописи.

Композиции, выполненные на наших занятиях, ученики размещают в портфолио, уровень и качество готовых работ отвечают самым требовательным запросам графического дизайна.

Коллективная деятельность на уроках изобразительного искусства достаточно часто используется в школьной практике. Она пользуется популярностью не только среди учителей, но и вызывает интерес к творческому процессу у учащихся. Совместная эстетическая деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. Педагогами коллективная деятельность определяется как равноправное личностное взаимодействие общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворенности, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализации творческого потенциала и комфортности.

Таким образом, коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании школьников, является средством активизации развития их творческого потенциала, формирования и совершенствования навыков совместной работы, развития потребности в общении и интереса к изобразительной деятельности.

В методике преподавания изобразительного искусства известны три классификации коллективных форм изобразительной деятельности (М.Н.Турро; коллектив учителей-экспериментаторов по программе Б.М.Неменского; Т.С.Комарова и А.И.Савенков).

Более точная и полная систематизация видов коллективной изобразительной деятельности представлена в классификации, разработанной Т.С.Комаровой и А.И.Савенковым. В ее основе лежат три основные формы организации совместной деятельности, выделенные психологами: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая.

Совместно-индивидуальная деятельность предполагает, что каждый ученик индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции. Согласование действий каждого из участников совместного труда осуществляется в начале урока, на первом этапе при разработке идеи совместной композиции, при планировании дальнейшей работы, и в конце урока, на последнем этапе, когда составляется и обобщается коллективная композиция.

Совместно-последовательная деятельность предполагает последовательное выполнение учениками определенной технологической операции, когда результат работы одного ученика становиться предметом деятельности другого. Это процесс-игра, где каждый учащийся уподобляется мастеру, играет роль художника-мастера, работающего на линии конвейера художественного производства. Совместно-последовательная деятельность на уроке представляет собой два основных этапа:

  1. Индивидуальная работа ученика над элементом, частью общего изделия;
  2. Последовательная работа на конвейере, связанная со сборкой, определенной технологической операцией последовательного монтажа коллективного изделия.

Совместно-взаимодействующая деятельность предполагает или одновременную совместную работу всех участников коллективного творчества, или постоянное согласование действия всех участников коллективной деятельности. Эта форма организации коллективной деятельности требует от учителя определенных организаторских способностей, а от учеников – умения общаться в процессе практической деятельности: сотрудничать, уважать чужую инициативу, защищать собственные идеи в процессе согласования вопросов содержания и формы, использования материалов и техники исполнения композиции.

Успех любой деятельности зависит от ее организации. Организация коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства требует от педагога особой подготовки. А при выборе темы и методики коллективной изобразительной деятельности необходимо учитывать следующее:

Совсем недавно мне в руки попала книга В.И.Колякиной “Методика организации уроков коллективного творчества”. В книге рассматриваются формы коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства, методы и приемы, развивающие коллективное творчество учащихся в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Методические рекомендации включают планы и сценарии уроков, рисунки-схемы, раскрывающие ведение работы над коллективными композициями. Книга уникальна по своему содержанию и по форме подачи информации. Организацией коллективного творчества на уроках изобразительного искусства я занималась и раньше, и у меня к тому времени уже было накоплено достаточно опыта и интересных наработок с детьми. Но эта книга привнесла в мою работу много новых идей, и показала возможности их осуществления. В данной статье я хочу кратко рассказать о том, как я использую на уроках коллективные формы работы, и что у нас с учащимися получается. Коллективные формы деятельности на уроке я использую давно, и должна отметить, что это хоть и самая сложная форма организации учебной деятельности, но и самая интересная. Результат такой работы всегда впечатляющий, яркий и приносит удовлетворение детям от осознания значимости своего творческого труда, умения вместе добиваться результата.

Коллективные работы с учащимися мы начинаем выполнять уже с 1 класса. Правда, это работы относятся к совместно-индивидуальной форме деятельности. Каждый ребенок получает конкретное задание, выполняет его, а в конце урока из детских работ составляется композиция или панно. Знакомясь с основными и дополнительными цветами, учащиеся раскрашивают заранее приготовленные белые формы цветов, из которых в конце урока собирается сказочная цветочная поляна. Предшествует работе сказка о злой колдунье, которая лишила мир красок, оставив только три.

Такая же форма организации коллективной деятельности используется при проведении уроков по теме “Мир полон украшений”. Результатом индивидуальной работы на уроке становиться огромное панно “Этот прекрасный, прекрасный мир” собранное из рисунков нескольких уроков (украшении бабочки, птиц, рыбок, человека). Собирается это панно постепенно и становится прекрасным украшением интерьера или принимает участие в школьной выставке. (Рисунок 1)

Рис. 1

Очень нравится ребятам тема “Украшение сказочного города”, где они, спасая сказочный город, раскрашивают его и украшают различными узорами. Все рисунки объединены общим планом и в конце урока собираются во фризовую композицию.

Это задание может быть выполнено и по-другому: каждый ученик раскрашивает и украшает заранее вырезанное здание, а в конце урока домики собираются на готовый фоновый рисунок. Выполнению задания обязательно предшествует история-сказка. (Рисунок 2, 3)


Рис. 2


Рис. 3

К 3 классу коллективных работ становится намного больше и формы их организации более разнообразные. Тема “Художник и театр” дает огромные возможности для организации коллективной совместной деятельности. В нашем лицее учащиеся начальных классов изучают основы театрального искусства, и каждый класс готовит к показу на школьной сцене свою театральную композицию. Это дает возможность мне интегрироваться и на своих уроках совместно с детьми готовить оформлен ие спектакля. Мы заранее обговариваем перечень необходимых декораций, распределяем их между учащимися, обговариваем форму, цвет, размер, и ведем последовательную работу на каждом уроке. При этом мы последовательно знакомимся с работой театрального художника. Оформлять мы можем не только игровой спектакль, но и кукольный, где учащиеся своими руками готовят не только декорации к спектаклю, но и самих кукол. (Рисунок 4)


Рис. 4

При изучении темы “Художник и город” ребята не только знакомятся с особенностями архитектуры разных стран, но и выполняют различные коллективные работы:

Стилизованные архитектурные постройки в технике объемной аппликации из цветного пластилина. Основой зданий могут служить пластиковые или стеклянные емкости различных форм. Каждый ребенок выполняет свое сооружение, украшая цветным пластилином и используя для этого разные приемы. В конце работы изделия собираются в макет города на горизонтальном планшете, который готовиться заранее отдельной группой ребят; (Рисунок 5).


Рис. 5

Макет города, состоящий из силуэтов различных зданий. Выполняется работа из картона с изображением архитектурных деталей в технике аппликации. В конце работы здания собираются в макет-образ города; (Рисунок 6)

Фризовая композиция, где часть учащихся создает фон для итоговой работы. На выполненный фон затем наклеиваются архитектурные элементы, заготовленные остальными учащимися, составляя то или иное сооружение. При выполнении этой работы очень важно заранее распределить для каждого учащегося объем его работы, составить технологическую карту с указанием последовательности и условий задания.


Рис. 6

Создание города своей мечты, где класс делится на группы, и каждая группа выполняет свой вариант задания – коллективное панно. Перед началом работы важно поработать в группе по согласованию своих действий, оформлению своей идеи в виде эскиза. Выполнить данную работу можно в технике аппликации, коллажа, пластилиновой картины и просто рисунка. Лучше, если в группе будет не больше 4 человек. Все обязанности в группе распределяет руководитель, он же определяет задание для каждого ребенка на урок. После завершения своей работы каждая группа представляет проект, защищая свою идею. Можно предложить учащимся темы городов (“Город будущего”, “Город игрушек”, “Сказочный город”, “Сладкий город” и т.п.); (Рисунок 7,8).


Рис. 7


Рис. 8

Выполнение работы в технике бумажной пластики. (Рисунок 9) Для тех учащихся, которые не знакомы с этой техникой, лучше сначала провести обучающий урок по созданию различных геометрических форм по образцу. Показать приемы работы с бумагой, отработать определенные навыки. Затем предложить задание по созданию макета здания или целого города. Очень важно заранее распределить между учащимися объем работы и последовательность ее выполнения. Можно разбить на группы-мастерские, которые будут выполнять определенную технологическую операцию. Так или иначе, но данная форма требует хорошей предварительной подготовки как детей, так и учителя.


Рис. 9

При изучении блока “Художник и город” параллельным классам можно давать разные задания или техники выполнения.

Детские коллективные работы служат прекрасным материалом для оформления выставок детского творчества на темы: “Мы архитекторы”, “По городам мира”, “Мы строим город будущего” и т.п.

В 4 классе коллективные работы выполняются то же в течение всего года. При изучении культуры своего народа, мы выполняем итоговую коллективную композицию “Праздники казахского народа”, “В казахском ауле”, “Обычаи казахского народа”, которая собирается из отдельных работ, выполненных учащимися в течение нескольких уроков (украшенные юрты, фигуры людей в национальных костюмах и т.п.). Работа может выполняться в парах, в небольших группах или всем классом на большом листе. Фон для коллективного панно выполняет отдельная группа ребят. Все задания для ребят заранее планируются учителем и распределяются на уроке. Готовые работы учащихся служат хорошим иллюстративным материалом для их последующих выступлений по выбранной теме. (Рисунок 10,11,12.)


Рис. 10


Рис. 11


Рис. 12

Изучение тем связанных с культурой русского народа, дает нам возможность выполнять коллективные работы на темы: “Древнерусский город”, “В русской деревне”, “Русские народные праздники”. Техники выполнения можно использовать разные (мелки, гуашь, цветная бумага, коллаж) и формы организации коллективной работы тоже. Детские композиции, выполненные по одной теме, получаются очень разнообразные и не похожие в каждом классе. (Рисунок 13,14,15.)


Рис.13


Рис.14


Рис.15


Рис.16

В 5 классе при знакомстве с народным искусством ребята выполняют работы в парах по созданию макетов казахских юрт и русских изб. Детально познакомив учащихся с конструкцией и украшением этих построек, им предлагается выполнить макет по технологической карте. Оформление своей постройки учащиеся продумывают сами, сохраняя стилевые особенности. В конце работы учащиеся представляют свой проект с объяснением своей идеи и сообщением дополнительной информации по данной теме. (Рисунок16)

Тема “Современное декоративно-прикладное искусство” дает прекрасную возможность организовать работу в группах по созданию фризовой композиции на определенную тему, где каждая группа выполняет только часть работы, но по общему плану. Так по теме “Витраж” учащиеся разрабатывали эскиз для оформления бассейна. Была выбрана тема подводного мира. Каждая группа получила свою часть фриза с общей линией морского дна. После составления каждой группой своей композиции, все листы были собраны вместе и фон рисунка разбит на кусочки для цветового решения. Затем каждая группа продолжила свою работу уже в цвете. По окончании работы все рисунки опять были собраны во фриз. Работа, выполненная подобным образом на различные темы, может прекрасно украсить школу к тому или иному празднику. (Рисунок 17, 18)


Рис.17

В 6 классе выполнение коллективных работ используется по теме “Архитектура”. Учащиеся выполняют работы в группах или в парах по созданию проекта архитектуры будущего в технике аппликации или бумажной пластики. После окончания работы учащиеся защищают свой проект, представляя свою идею остальному классу.


Рис.18

Список использованной литературы:

  1. Б.М.Неменский. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987.
  2. Кузин В.С., Сиротин В.И. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. М.: “Дрофа”. 1999.
  3. Н.Загребельная-Раупова. Учебно-методическое пособие по изобразительному искусству. Алматы. “Энер”. 1997.
  4. В.И.Колякина. Методика организации уроков коллективного творчества. М.: ВЛАДОС. 2004.

Лоскутные аппликации представляют собой небольшие кусочки ткани, которые приклеиваются или пришиваются к общему фону. Подобными аппликациями можно украсить одежду, обувь предметы интерьера и быта. Особенно хорошо лоскутные аппликации преображают детские вещи.

Приклеивают лоскутки к основе только в том случае, если аппликация не будет подвергаться стирке.

Для создания лоскутной аппликации лучше всего использовать натуральные ткани различной фактуры, но если нужно сделать декоративные элементы можно взять и кусочки синтетической ткани.

При шитье аппликации используют, как правило, несколько видов стежков. Это может быть петельный, тамбурный, потайной или гладьевой швы.

Главное при выполнении аппликаций - соблюдение гармонии между материалом фона, фигурами рисунка и нитками. На матовых тканях хорошо выглядит аппликация из блестящих лоскутков.

Для этого вида рукоделия годятся любые нитки. Их выбирают в зависимости от шва, которым будут крепиться накладные фигуры.

Аппликация может быть одноцветной, двухцветной и многоцветной. Рисунок составляют из нескольких элементов, а можно повторить один и тот же элемент из тканей разного цвета.

Желательно лоскутки нашиваемой ткани предварительно накрахмалить и отгладить или хорошенько отпарить. Для этой цели отлично подойдет тпариватель для одежды.

В техническом отношении аппликации выполняются несколькими способами.

В любом случае желательно предварительно сделать рисунок на бумаге, наколоть на ткань и вырезать по нанесенному контуру. Вырезанные мотивы приметываются к детали, эта деталь заправляется в пяльцы и вручную обшивается любым швом, можно обшивать и машинными швами:

петельным швом (рис.) Прокалывайте иглой оба слоя ткани и выводите иглу к краю аппликационной ткани через один слой основной ткани;

– швом зигзаг, выполняемым «за иголку» (рис.). Шейте в направлении справа налево. В нижнем положении прокалывайте иглой насквозь два слоя (основной и аппликационной) ткани, в верхнем положении - основную ткань рядом с краем аппликации;

– швом козлик (рис.), выполняйте работу справа налево (к себе). В нижнем положении можете захватывать иглой два слоя ткани, а можете только один – слой аппликации.

В верхнем положении шов должен проходить только по основному слою ткани вровень с краем аппликации. Несыпучие ткани и материалы можно закрепить просто через край (рис.).

В зависимости от вашей привычки можете прокладывать шов в двух направлениях: слева направо – в данном случае к себе, и справа налево – от себя. Сделайте прямой прокол иглой через два слоя ткани и аппликации, иглу выведите вплотную к краю аппликации, но через один слой основной ткани. У вас должны получиться с лицевой стороны короткие прямые стежки, а с изнанки - более длинные, косые.

Проще все это сделать на швейной машине. Предварительно отделку можете приметать или приколоть булавками, мягкую ткань заправить в пяльцы.

Детали аппликации простой формы настрачивайте на расстоянии 0,1 см от края (рис.).

Затем закрепите открытые срезы зигзагообразной строчкой, перекрывая первую прямую строчку (рис. 826). Детали сложной формы вырезайте с припуском отделочной ткани по 0,5 см вкруговую.

Или можете детали вообще предварительно не вырезать, а нанести рисунок на отделочную ткань, приметать к основной детали, закрепить строчкой по контуру (рис.), затем на расстоянии 0,1-0,2 см от линии строчки и линии рисунка отрезать все излишки и только потом срезы закрепить зигзагообразной строчкой.

Как один из вариантов выполнения нашивки: на первую прямую строчку по аппликации настрочите мелкий и редкий зигзаг, затем отрежьте излишки ткани и только после этого закрепите аппликацию широкой и плотной зигзагообразной строчкой. Таким же образом нашивается аппликация из сыпучих тканей.

Если вы хотите сделать многослойный пэчворк (рис.), сначала нашивайте меньший мотив, затем второй, чуть больше и т. д. На изделии желательно закреплять только один слой ткани.

При настрачивании всех частей многослойной аппликации на основную ткань могут появиться искривления, которые трудно исправить, поскольку все элементы уже скреплены. Это одна из главных сложностей такой работы.

При настрачивании деталей геометрической формы разной величины обязательно соблюдайте ритмический порядок - настрачивайте накладные фигуры от большей детали к меньшей и, наоборот, от меньшей к большей.

В этом мастер-классе очень хорошо показано как пришивать аппликацию.

Обратите внимание как шьётся потайной шов. Я пробовала таким способом. Получается намного быстрее чем обычным.

Еще примеры аппликаций:

error: Content is protected !!