Раннее развитие по методике Монтессори — что это такое. Методика Монтессори: основные принципы Основные принципы методики монтессори

Анастасия Суркова
Основные принципы методики Монтессори

Методика Монтессори

Основные принципы методики Монтессори игровая форма обучения и самостоятельное выполнение упражнений.

Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе к ребенку : малыш сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развивается в собственном ритме. Ключевая особенность методики Монтессори – создание специальной развивающей среды (Монтессори - среды , в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности. Занятия по методике Монтессори не похожи на традиционный урок. Материалы Монтессори позволяют ребенку самому увидеть и исправить свои ошибки. Роль Монтессори - педагога состоит не в обучении, а в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка. Методика Монтессори помогает развить внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, моторику. Методика Монтессори уделяет особое внимание коллективным играм и заданиям, помогающим освоить навыки общения, а также освоению бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности.

Особенности педагогики М. Монтессори

Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослых - просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно постигать мир. Для этого очень важно создать среду, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности, будет развиваться и обучаться в собственном ритме. Такую возможность предоставляет нам педагогика итальянского психолога Марии Монтессори .

Метод Монтессори основан на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким , каков он есть. Основной принцип монтессори-педагогики : подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Девиз метода знаком многим : "Помоги мне сделать это самому". В группах Монтессори ребенок учится в основном самостоятельно с помощью специально разработанной окружающей среды Монтессори-материалов . ВМонтессори-материалах заложена возможность самоконтроля, ребенок сам видит свои ошибки, и взрослому не нужно указывать на них. Роль учителя состоит не в обучении, а только в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка. Еще одна ключевая особенность монтессори-педагогики : дети занимаются в разновозрастных группах. В одном монтессори-классе рядом работают 2-летний и 4-летний малыш, они не мешают, а наоборот, помогают друг другу.

Монтессори-класс включает в себя множество зон :

зона реальной жизни : ребенок учится самостоятельно одеваться, пересыпать и переливать, мыть, чистить перемешивать, вырезать, раскрашивать, рисовать и т. п. Здесь дети учатся концентрировать внимание и развивают крупную и мелкую моторику;

зона сенсорного развития : изучение окружающего мира (различать высоту, длину, вес, цвет и др. свойства предметов ). Здесь дети играют с предметами, изучая размер, форму и цвет. К примеру, малыш по порядку выставляет на стол цилиндры от самого большого до самого маленького. Детишки также учатся следить глазами слева направо, что помогает освоиться с чтением;

Зоны языковая, географическая, математическая,естественнонаучная : умственное развитие ребенка.

Двигательные упражнения - в основном на линии . В большинстве Монтессори-классов на ковре или на полу нарисована ленточная линия в виде круга (овала, которая используется для физических упражнений по развитию равновесия и координации движений, а также внимания.

Ребенок сам выбирает зону и конкретный Монтессори-материал , с которым хочет работать. Он может работать один или с другими детьми, этот выбор он тоже делает обычно сам. Ребенок работает в собственном темпе, в методе Монтессори нет соревнования . Многие Монтессори-школы дополняют Монтессори-материалы такими зонами , как музыкальная, искусства и танцев,иностранного языка и др.

Задача Монтессори-учителя - помочь ребенку организовать свою деятельность, пойти своим уникальным путем, реализовать свой потенциал в наиболее полной мере. Очень важны особые педагогические приемы, которым должны научиться Монтессори-учителя . В методе Монтессори нет классно-урочной системы, вместо школьных парт - легкие переносные столы и стулья + коврики, на которых занимаются на полу. Монтессори-учитель не является центром класса, как в традиционной школе. Он не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях с детьми. Монтессори-учитель вмешивается в деятельность ребенка только тогда, когда это необходимо.

Образование по Монтессори – это процесс, при котором ребенок самостоятельно выстраивает свою личность, задействуя все свои способности. Важной инновацией М. Монтессори стало разрушение традиционной классно-урочной системы и создание оригинального учебного процесса для детей от 3 до 12 лет, построенного на признание за каждым учеником право на значительную автономию и самостоятельность, на свой темп работы и специфические способы овладениями знаниями. Девизом Монтессори-педагогики стали слова ребенка, обращенные к учителю: «Помоги мне это сделать самому». Педагог, работающий по системе Монтессори, всегда признает за ребенком стремление к самостоятельности. Монтессори - метод уникален. Он основывается на разумном соотношение между свободой и четкой структурой, специально предназначенной для маленького ребенка. Метод включает детей в интересную для них деятельность, предоставляет тщательно разработанные дидактические материалы, которые привлекательны, просты в применении, соответствуют естественным возрастным особенностям ребенка. Возможность самоконтроля, заложенная в материалах, позволяет ребенку увидеть собственные ошибки. В этом случае взрослому не нужно указывать на промахи ребенка.

Согласно методике Монтессори для ребенка создается специально подготовленная культурная развивающая среда, в которой тот находит все необходимое для своего развития, «впитывает» правильную речь, получает богатые сенсорные впечатления, осваивает способы обращения с различными предметами. При этом у ребенка в любой момент должен быть доступ к так называемым «Монтессори - материалам». Все пособия обязательно должны быть изготовлены из натуральных материалов. Характерно, что их дизайн практически не менялся со времени их создания, т.е., около ста лет. Ребенок также сам решает, будет ли он что-то делать один или вместе с другими. С возрастом деятельность детей усложняется.

Монтессори-класс охватывает ряд зон:

Зону практической жизни – имеет особенное значение для маленьких детей (2.5-3.5 лет). Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учиться следить за собой и своими вещами. Используя рамки с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, булавки, шнурки, банты и крючки); ребенок учиться самостоятельно, одеваться; переливать (воду); мыть стол.

Зону сенсорного развития - дает ребенку возможность использовать свои чувства при изучении окружающего мира. Здесь ребенок может научиться различать высоту, длину, вес, цвет, шум, запах, форму различных предметов; познакомиться со свойствами тканей;

Зоны – языковую, математическую, географическую, естественнонаучную обеспечивают материалы, основной целью которых является умственное развитие ребенка.


Монтессори-класс включает детей разного возраста (от 3 до 6 лет), что способствует более высокому уровню учебных возможностей. Когда ребенок впервые начинает учиться, ему помогают старшие, более опытные дети. Позже он сможет помогать другим, имея сформированные учебные навыки. Каждый Монтессори-класс неповторим. Несмотря на то, что метод имеет совершенно определенную структуру, он гибок и открыт для индивидуальной интерпретации. Потому что не бывает двух совершенно одинаковых людей, и каждый Монтессори-класс, будучи зависимым, от толкований метода и возможностей учителя, является уникальным.

Теория Монтессори основана на следующих принципах:

1. Дети создают себя сами через целенаправленную деятельность.

2. Дети обладают необычными сензитивными способностями впитывать и обучаться через окружающую их среду.

3. Самый важный период для приобретения знаний – от рождения до шести лет.

4. Следует уважать право детей быть не похожими на взрослых и друг на друга, право каждого сохранять свою индивидуальность.

5. Подход к ребенку как к единому целому. Основная задача – помочь ему полностью раскрыть свой потенциал во всех жизненных сферах.

Основополагающие принципы педагогической системы:

1. Принцип условий свободы развития ребенка: Дисциплина это владение собой как внутренняя способность, умение найти баланс между тем, что хорошо для себя и тем, что хорошо для других. Реальная дисциплина так же никаким образом не связана с давлением, принуждением. Дисциплина помогает ребенку расти самостоятельным, т.е. свободным, относиться с уважением к другим, контролировать себя. Свобода, как и дисциплина – это внутренние ощущения каждого человека.

В ее системе свобода означает:

1. Свобода выбора материала (из полного комплекта Монтессори-материалов);

Выбор варианта работы с данным материалом (в контексте базисного использования);

Выбор времени для работы и времени длительности работы в соответствии с потребностью и внутренним ритмом;

Выбор рабочего места;

Выбор товарища или группы для совместной работы.

2. Свобода коммуникации – означает, что любой ребенок имеет право общаться с другими детьми и со взрослыми, обратиться с вопросом и получить доброжелательный ответ. Чувство уверенности в себе формируется у детей не только за счет ориентации в материале, но и как результат доверия к людям, находящимся в группе.

3. Свобода рефлексии – ребенок не обязан постоянно быть активным. У него должны быть возможность и время обдумать свои предыдущие и последующие действия.

В условиях свободной деятельности ребенок учится оценивать свои возможности и принимать решения в связи с выбором материала, места, партнера и пр., осознает свою ответственность за принятое решение, переживает радость от процесса и результата деятельности, происходящему по внутреннему, а не по внешнему побуждению.

2. Принцип концентрации внимания. Монтессори пришла к выводу о том, что большая степень концентрации внимания порождает активность рук под руководством ума. Детское «экспериментирование» есть следствие активного исследовательского обращения с самостоятельно выбранным предметом, который, в свою очередь, активизирует внимание, мыслительную деятельность ребенка и способствует их продолжительному и эффективному объединению – поляризации.

Благодаря внутренней концентрации на предмете становится возможным процесс умственного саморазвития ребенка. Помимо этого воспитываются выносливость, усидчивость и терпение, необходимые для интеллектуальной деятельности.

3. Принцип специально подготовленной обучающей среды. В педагогике Монтессори уделяется особое внимание активизации процесса синтеза новых для ребенка сложных действий из уже известных элементов, преподнесенных ему в упражнениях с дидактическим материалом. Монтессори поэтому не учит письму - письмом, чтению-чтением, рисованию – рисованием, а предоставляет ребенку возможность самостоятельно «сложить из элементов» эти сложные действия, причем каждому в свое время, в соответствии с наступление у него соответствующего сензитивного периода.

Педагог создает и поддерживает связь между ребенком и развивающей предметно-пространственной средой. Он внимательно наблюдает за детьми, ни в коем случае не навязывая им свою помощь, но в случае необходимости помогает ровно столько, сколько помощи просит ребенок. Если помощь не требуется, педагог не вмешивается в процесс деятельности ребенка, позволяя ему совершать ошибки и самостоятельно находить их, так как функция контроля заложена в самом дидактическом материале.

4. Принцип сензитивности. Дидактический материал Монтессори по своей структуре и предметной логике соответствует сензитивным периодам развития ребенка. Сензитивными периодами называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования, поведения вообще и пр. В соответствии с развитием сензитивные периоды служат тому, чтобы ребенок имел принципиальную возможность приобрести внутренне необходимые ему знания, умения, способы поведения и т.д.

Монтессори выделила шесть основных сензитивных периода в развитии детей до шести лет:

1. Сензитивный период развития речи (от 0 до 6 лет);

2. Сензитивный период сенсорного развития (0 до 5,5 лет);

3. Сензитивный период восприятия порядка («сензитивный период аккуратности», от 0 до 3 лет):

Порядок в окружающей среде;

Порядок во времени;

Порядок в поведении взрослых по отношению к ребенку.

4. Сензитивный период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет);

5. Сензитивный период освоения движений и действий (от 1 года до 4 лет);

6. Сензитивный период развития социальных навыков (2,5 до 6 лет).

5. Принцип ограничения и порядка Нарушение порядка и восстановление его - сильнейший мотив детских действий, считала Монтессори, так как ребенку нравиться видеть предметы своего окружения на одном и том же месте, он старается восстановить этот порядок, если его нарушил. Хотя большей частью педагог позволяет детям самостоятельно справляться с выбранной работой, тем не менее, существуют определенные случаи, когда он подходит к ним, чтобы прервать свободную деятельность. Принцип, которым руководствуется, говоря словами доктора Монтессори, следующий: «Педагог никогда не должен боятся прервать то, что плохо; но он должен бояться разрушить то, что хорошо. Хорошее интерпретируется как любая деятельность, которая ведет к порядку, гармонии, саморазвитию и, следовательно к дисциплине; плохое есть нечто, что ведет к утечке детской творческой энергии и, следовательно, к беспорядку».

Ограничение первое : коллективный интерес – свобода ребенка должна быть ограничена коллективным интересом, поскольку соблюдение интересов сообщества мы обычно считаем хорошим воспитанием.

Ограничение второе: знание должно предшествовать выбору – т.е. ребенок может самостоятельно работать только с теми материалами, с которыми он умеет обращаться.

Ограничение третье : правильное использование материалов – ребенку позволено заниматься с любым материалом только до того времени, пока он использует его правильным образом.

Ограничение четвертое : по количеству материалов в подготовленной среде – каждый материал, пособие, вид работы должны быть представлены в единственном экземпляре, чтобы не уменьшать интенсивность восприятия ребенка, окруженного слишком большим количеством материалов.

6. Правила поведения в группе. Главная цель правил – защита интересов коллектива и каждого отдельного ребенка. Все правила должны отвечать следующим основным требованиям: - предъявляться в позитивной манере;

Быть короткими и понятными, соответствующими возрасту детей;

Правила обязательны для всех, в том числе и для взрослых; желательно быть последовательным и не менять правила.

7. Принцип особого места педагога в системе образования На первый взгляд представляется, что роль учителя в учебном процессе принижается. На самом деле, состоит в том, чтобы представить ребенку материал, чтобы показать, как его используют, как с ним «работают». Педагог всегда показывает ребенку рациональный способ работы с материалом, дает образец действий, направленных на раскрытие свойств и отношений, «заключенных» в материале.

Процесс воспитания и обучения Монтессори понимала как помощь психическому развитию ребенка с самого рождения, а позднее как помощь в жизни. Понятие помощь здесь выступает ключевым. Именно это во многом определяет роль позиции педагога по отношению к ребенку. Педагог всегда доброжелательно и ненавязчиво руководит ребенком, становясь посредником между ним и подготовленной дидактической средой. Именно поэтому педагог постоянно находится рядом с ребенком, не мешая ему, внимательно наблюдая, обгоняя его в случае необходимости на шаг и предоставляя свою помощь и руководство или же отступая на шаг назад и давая ребенку возможность полностью насладиться самостоятельной деятельностью.

Важный эффект такой организации обучения состоит в том, что в отличие от обычного занятия или урока педагог имеет большие временные возможности в оказании помощи детям, нуждающимся в ней, не задерживая при этом в продвижении более быстрых и способных ребят. Каждый ребенок, таким образом, идет своим «образовательным маршрутом», со своей комфортной для него скоростью, получая незамедлительно и оперативно необходимую для себя помощь. Это позволяет в максимальной степени не нас словах, а на деле соблюдать принцип индивидуального и дифференцированного подхода к обучению. Из этого вытекаемый значимый в педагогике Монтессори принцип индивидуализации обучения.

Еще одним важным принципом педагогике М. Монтессори является принцип социального воспитания и интеграции.

Индивидуальная работа и индивидуальный интерес становятся возможными благодаря учебным средствам, предназначенным для индивидуальной работы в группе, которая по возрасту и опыту гетерогенной (разновозрастной и разной по опыту и уровню развития). Формируемые группы включают детей с разницей в возрасте в три года (с 3 до 6 лет). Смешанные возрастные группы способствуют развитию ролевой дистанции, что благотворно сказывается на нравственном развитии детей. Среди детей развивается естественная система взаимопомощи: младшие могут попросить помощи у старших детей. Старшие дети, показывая работу с материалом младшим или отвечая на их вопросы, сами лучше усваивают суть дела, приучаются оказывать помощь, заботиться о других.

В подобных группах, естественнее формируются и развиваются социальные навыки; работа с материалами более старших детей становиться мощным источником интереса и мотивации такой работы для младших. Педагог в этом случае освобождается от дополнительных усилий, направленных на возбуждение интереса к материалу, на активизацию детей к деятельности.

В психологическом плане важно, то обстоятельство, что в разновозрастной группе нет оснований для сравнения детей друг с другом. В Монтессори - методике отсутствуют оценки как таковые. Хорошей «оценкой» для ребенка является самоконтроль, который содержит сам дидактический материал. Допущенная ошибка не давлеет над ребенком, а стимулирует его к новым манипуляциям с материалом и движет его к самостоятельному тренингу. Монтессори - ребенок не нуждается в похвале. Похвалой для ребенка будет подтверждение правильности выполненного упражнения через самоконтроль.

Монтессори - педагогика является целостной образовательной системой, эффективность которой подтверждена многолетним опытом успешной практической работы с детьми. Создателем этой системы стала выдающийся итальянский педагог-гуманист, врач и общественный деятель Мария Монтессори.

За почти вековой период существования ее идеи распространились по всему миру. В настоящее время Монтессори - детские сады и школы существуют в странах Европы и Америки, Азии и Австралии. В 1910-20-х г.г. они возникли и в России, однако впоследствии это педагогическое направление в нашей стране было незаслуженно предано забвению.

Основная идея Марии Монтессори состоит в том, чтобы дать возможность ребенку наиболее полно раскрыть свой внутренний потенциал в процессе свободной самостоятельной деятельности в созданной педагогом пространственно-предметной среде. Подготовленная среда является условием развития и обучения детей и позволяет каждому ребенку развиваться в своем индивидуальном темпе. Задачей педагога является, прежде всего – предоставлять в распоряжение ребенка средства саморазвития и показать, как с ними обращаются. Такими средствами являются автодидактические, т.е. самообучающие Монтессори - материалы, с которыми ребенок работает сначала по показанному педагогом образцу, а затем самостоятельно выполняет различные, в том числе придуманные им самим упражнения.

Ожидая появления на свет своего малыша, многие современные родители заранее задумываются над тем, как правильно воспитать ребенка. Представлено много методик, систем по воспитанию детей. Одна из самых востребованных методик — это система, разработанная Марией Монтессори, предложившей новый подход к воспитанию детей.

Родители хотят, чтобы их кроха вырос умным, интеллектуально развитым и уверенным человеком, способным ставить цели и добиваться их. Цель метода Монтессори — воспитание, развитие самостоятельной, свободной личности, которая не только способна принять решение, но и готова нести ответственность за свой выбор.

Многие взрослые уверены — их дети гениальны и талантливы. Чтобы гениальность крохи себя проявила, родители записывают детей во всевозможные кружки, секции. Дети, как губка впитывают новые знания, умения, чем радуют своих родных людей.

Однако, нередко родители сталкиваются с явным нежеланием маленького человечка учиться. Мама длительное время пытается заставить кроху заниматься, но безрезультатно. Причина — взрослые не принимают во внимание главный принцип воспитания ребенка, как личности.

Этот принцип выделила и обосновала не только теоретическими выкладками, но и доказала на практике одна из известнейших женщин педагогов Мария Монтессори. Хотя этому методу более 100 лет, основные положения системы, принципы, выработанные Марией, актуальны до сих пор. Многие современные методики берут за основу метод Монтессори, адаптируют его к современным требованиям.

Данный метод широко применяется во многих дошкольных учреждениях, кроме того, создаются специальные группы, где дети развиваются по методу Монтессори. При желании и возможности, родители могут пользоваться этой методикой и в домашних условиях. Оптимальным возрастом, когда маленький человечек способен активно обучаться по системе, считается возраст от 3-х лет.

Основа метода Монтессори

«Помоги мне сделать это самому!» — это принцип, на котором основана методика Монтессори. Наблюдая за маленькими детьми, Мария Монтессори пришла к умозаключению: крохи не нуждаются в активном навязывании им взрослыми людьми готовыми представлениями об окружающем мире.

Маленький человечек сам стремится к знаниям. Природа заложила в детей желание трудиться, а также развиваться. Детишкам надо помогать проявить себя, свои желания, а не навязывать готовые решения. Ребенка не надо обучать, можно только подсказать, если кроха обратится за помощью.

Не использовать наказание, принуждение или поощрение для детей. Каждый малыш индивидуален, поэтому недопустимо сравнивать непосед, устраивать между ребятней соревнования, кто лучше. Сравнение крохи с другим малышом, может травмировать психику не уверенного в себе карапуза, сформировать чувство неполноценности.

Малыши любознательны, им хочется все потрогать ручками, собрать башню из кубиков, разломать машинку, чтобы посмотреть, что внутри. Любознательность, активность маленьких непосед свидетельствует об их желании познавать окружающий мир, получать новые знания.

Любой карапуз мечтает скорее стать взрослым, это желание служит стимулом к учебе, а также получению нового жизненного опыта. Взрослые должны выступать в роли наблюдателей. Помогать ребятне только в случае необходимости. Не навязывать свои суждения малышам.

Нельзя торопить кроху. Маленький человечек сам вправе решать каким делом заниматься, сколько потратить времени. Дети устанавливают тот ритм занятий, который для них самый оптимальный, эффективный темп занятий. Кроха сам выбирает направление своего развития. Самостоятельно организует рабочее место, может изменить без помощи взрослых обстановку.

Монтессори методика раннего развития ребенка используется для развития здоровых детишек, а также для малышей с отставанием в развитии. Система Монтессори позволяет особым детям развиваться интеллектуально, догнать в развитии здоровых ребятишек.

Принципы системы

Система Монтессори основана на следующих принципах:

  • создание специальной, развивающей среды, которая предоставит крохе условия для развития;
  • предоставление полной самостоятельности крохе;
  • помощь от взрослых, только по просьбе малышей.

Принципы методики не означают анархию и вседозволенность. Непоседы обязаны соблюдать некоторые правила:

  • кроха самостоятельно делает всё, что в его силах без помощи взрослых. Например, передвинуть стул, достать с полки книжку с картинками. Это придает крохе уверенность, формирует независимость.;
  • маленькие человечки обязаны вести себя тихо, не мешать другим детишкам заниматься. Если карапуз хочет попрыгать, побегать — для этого есть зоны для расслабления;
  • рабочее место необходимо привести в порядок: помыть, сложить игрушки, которыми играли. Убрать все принадлежности для занятий на место. Таким образом воспитывается уважение к другим людям;
  • кто первым взял куклу, машинку, краски или другое пособие, тот и занимается. Нельзя отнимать предмет, который выбрал другой несмышленыш. Кроха начинает понимать, что такое личные границы и границы другой личности.

Соблюдение правил — это не принуждение, это создание стабильности в жизни малыша. Ребенку необходимо чувствовать себя уверенно, чему способствуют правила и их соблюдение.

Развивающая среда

Чтобы принципы системы работали с полной отдачей, необходимо создать специально подготовленную развивающую среду. Развивающую среду принято делить на несколько основных зон, каждая из которых выполняет свою функцию.

Для развивающей среды подбирается просторное, хорошо освещенное помещение. Главное требование — как можно больше солнечного света. Мебель, оборудование должны соответствовать росту, а также возрасту ребятни. В группах занимаются дети разного возраста, значит, должны быть стульчики и столы, удобные для всех.

Любой малыш в группе должен иметь возможность выбрать себе место где заниматься, самостоятельно принести стул, подвинуть стол, взять с полки необходимые принадлежности.

При работе с детьми, используя принципы методики, необходимо окружить малыша предметами, с которыми он сталкивается повседневно: стеклянные вазы, керамическая чашка, тарелка, хрупкие вещи. Несмышленыш должен сам научиться обращаться с предметами, которые могут легко разбиться. Обязательно наличие цветов и растений в кашпо, которые стоят в доступном для чада месте и на доступной высоте.

Мебель, предметы интерьера должны быть сделаны из натуральных материалов. Цветовое решение — спокойные тона, не раздражающие, не отвлекающие несмышленышей от занятий.

Каждый предмет, представленный в развивающей среде, должен быть в единственном экземпляре. Это одно из условий успешности работы системы. Дети научатся ценить мнение, выбор окружающих, смогут понять важность потребностей других людей. Ребятне придется договариваться друг с другом, идти на компромиссы. Учиться терпению — ждать когда освободится игрушка, чтобы поиграть.

Дети должны получить возможность свободно пользоваться водой. Самостоятельно набирать воду в стаканчик, для рисования. Наполнять лейку, чтобы полить цветы. Мыть после завершения занятий подсобные материалы: игрушки, мячики, кубики. Для этого в помещении должны быть размещены раковины на доступной для несмышленыша высоте.

Разделение развивающей среды на зоны

Еще одна важная деталь развивающей среды — это деление пространства на специальные зоны: практическая, сенсорная, языковая, математическая, а также зона космоса. Для выплескивания эмоций, выхода скопившейся энергии выделяются зоны расслабления или гимнастические зоны.

Практическая или бытовая зона

Ребятня получает в этой зоне навыки, умения полезные в практической жизни. В этой зоне представлены материалы, которые помогут крохе научиться простейшим бытовым навыкам. Малыши могут взять совочек, щетку, чтобы подмести пол. С помощью специальных рамок из дерева, где расположены множество пуговичек, шнурков, липучек, шнуровка, бантики, ремешки, маленький человечек учится застегивать, расстегивать пуговицы на одежде, шнуровать обувь.

В зоне есть терка для овощей, ножик — непоседа может самостоятельно помыть фрукты или овощи, после чего нарезать салат. Дети учатся ухаживать за цветами, животными. На полках стоит несколько видов сосудов, чтобы можно было набрать воду, полить цветы. Для ухода за обувью, ее чистки предусмотрено наличие губки, замшевой салфетки.

Используются в бытовой зоне различные наклейки на полу. Карапуз несет в руке стакан с водой, пытается при этом пройти точно по наклеенной линии. Такое упражнение развивает координацию, кроха учится ходить аккуратно, спокойно. В практической зоне у детей формируются навыки общения: поздороваться, помочь друг другу. Например, ты держи совочек, я щеткой подмету мусор.

Пособиями в практической зоне могут быть любые бытовые вещи, используемые в обычной жизни. Скатерть, салфетка, вазочка, кружка, ножик, даже шнур от утюга или телевизора. Требования, предъявляемые к предметам из бытовой зоны — это размер, вид, удобство для использования маленькими человечками самостоятельно, без привлечения взрослых.

Сенсорная

Предметы, представленные в сенсорной зоне, способствуют развитию мелкой моторики непосед. Некоторые виды материалов помогают развивать органы чувств. Использование материалов из сенсорной зоны, занятия с ними готовят маленьких человечков к освоению школьной программы.

Все предметы на полочках отличаются цветом, размером, запахом, весом. Сделаны эти предметы из разных материалов, чтобы при использовании вещей у малыша развивались тактильные ощущения, развивалась моторика пальчиков. При использовании предметов в сенсорной зоне будет происходить запоминание особенностей, используемых материалов, у несмышленыша улучшится внимание, память.

Для создания условий развития крохи используют следующие материалы:


Создавая дома такую зону, родители могут использовать подручные средства: крупу, баночки, коробки из-под обуви, различные лоскуты ткани.

Языковая

Сенсорная и языковая зона дополняют друг друга. Развитие мелкой моторики помогает интеллектуальному развитию. Почти все материалы применяемые в сенсорной зоне, можно использовать и в языковой зоне развития. Дополнительно несмышленышам предлагаются фактурные буквы, выполненные или на шершавой бумаге, или сами буквы выделяются другим материалом.

Для того, чтобы вызвать интерес у непоседы, привлечь его внимание — на полках располагают множество детских книжек с картинками. Кубики с изображениями, красочные карточки детского лото, рамки для рисования и штриховки, фигурки, которые способствуют первому чтению — все эти материалы кроха легко может выбрать для занятий.

Под любым нарисованным предметом или животным, крупными буквами написано его название. Ребятне предлагается касса букв, слогов, азбука, прописи с рисунками и буквами. Печатные, прописные наборы букв. Взрослые по просьбе маленьких человечков читают сказки, организуют игры на описание, узнавание предметов. Контролируют правильное произношение слов.

Математическая

Играя в сенсорной зоне с коробочками, мячами, цилиндрами, кроха уже получает представление о геометрических фигурах. В математической зоне представлены те материалы, которые конкретизируют знания несмышленыша, позволяют крохе более легко освоить математику.

Цепочки из бусинок, числовые штанги, абак, цифры, как и буквы изготовленные из шероховатого материала, башни из разноцветных деталей, математические таблицы — все это помогает крохе знакомиться с миром математики, знакомят с числами и математическими действиями.

Занимаясь с геометрическим комодом, или используя конструктивные треугольники, кроха осваивает начала геометрии. Формируется усидчивость, развивается абстрактное мышление.

Зона космоса

Дошколята могут ознакомиться тут с окружающим миром. Представлено много справочной литературы: карты, детские красочные энциклопедии. Фигурки животных, фотографии, изображения различных природных явлений, других климатических зон. Календари, объемное изображение солнечной системы.

Все представленные материалы вызывают у непоседы желание узнать как можно больше об окружающей действительности. Стимулируют любознательность, ненавязчиво подталкивают к получению новых знаний.

Место для активных занятий

Такое место не предусматривалось в самой системе, но педагогическая наука не стоит на месте. Маленькие человечки не должны все время тихо сидеть, у непоседы должна быть возможность попрыгать, побегать, повеселиться. Обычно такую зону выделяют в центре помещения. Когда несмышленыш устал рисовать, строить башни, он может выплеснуть свою энергию, с мячиком или скакалкой.

Достоинства, недостатки системы Монтессори

Достоинство метода Монтессори суть самой системы — стимулирование детей к саморазвитию личности, создание стимулов к самообучению. Малыш развивается в том темпе, который ему удобен, его не принуждают к занятиям. Такое отношение вырабатывает чувство ответственности, самостоятельности. Непоседы в состоянии сами сделать свой выбор, умеют отвечать за свои поступки.

К недостаткам данного метода современные специалисты относят следующее:

  • Практически не затрагивается эмоциональное развитие малыша. Творческие способности детей не воспитываются.
  • Нет подвижных, командных игр. Отсутствуют любимые детишками ролевые игры. Доказано, что именно через игры, через свое участие в игровой деятельности малыши учатся общаться, формируется коммуникативность. Маленький человечек познает правила и нормы поведения в социуме.
  • Для гиперактивных непосед, занятия по системе принесут пользу, приучат к усидчивости, уважению к окружающим, вырабатывается терпение. Однако, тихие, робкие крохи или малыши, склонные к аутизму, никогда не научатся проявлять активность, ведь такие несмышленыши не любят просить о помощи, рассказывать о своих неудачах.
  • Демократичная, свободная атмосфера в монтессори классах и группах не приучает к дисциплине, которая требуется для занятий в школе. Дошколята начинают сталкиваться с большими трудностями, привыкая к новым порядкам.

Педагоги, воспитатели в настоящее время не используют классическую систему Монтессори. Время внесло свои требования, поправки. К положительно зарекомендованным достоинствам метода в настоящее время добавляются современные наработки.

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

Написано статей

Итальянский врач, философ и педагог Мария Монтессори создала методику обучения, основанную на идее свободного воспитания. Она востребована спустя 100 лет после появления первых школ, работающих согласно этой системе.

Мария Монтессори и ее методика

Марию Монтессори считают одним из лучших педагогов своего времени. Ею была разработана методика, которая являлась альтернативой методам традиционной педагогики. Изначально система воспитания предназначалась только для детей от 3 лет. Сегодня же можно найти сады, в которые принимают детей от 8 месяцев. Далеко не все, что можно увидеть во время воспитания современными педагогами, присутствовало в оригинальной системе.

Игрушки Монтессори

Для обучения и воспитания изначально разрабатывались специальные материалы. Мария Монтессори настаивала на том, что бы игрушки назывались материалами, а слово «играть» было заменено на «заниматься».

История появления методики

Изначально система Монтессори разрабатывалась только для обучения детей с задержкой развития, чтобы помочь им адаптироваться к внешнему миру Во время работы с ними Мария создавала особые условия, которые позволяли воспитанникам развивать навыки самообслуживания. Это было реализовано благодаря играм, способствующим развитию у воспитанников тактильной чувствительности.

Мария Монтессори

Целью воспитания при помощи Монтессори педагогики было не повышение уровня интеллектуального развития, а адаптация к жизни в обществе. Но результаты удивили даже основательницу системы, так как в процессе обучения умственные показатели улучшались.

Обратите внимание! После года обучения по этой методике воспитанники с задержкой в развитии догнали своих сверстников, а некоторые из них показали даже лучшие результаты.

На основании собранных во время наблюдения данных, Мария соединила это с уже существующими педагогическими теориями и создала систему, которая и получила название Монтессори. После обнародования результатов методика стала применяться и при обучении здоровых детей. Изменить программу было просто, так как она легко подстраивается под потребности воспитанников.

Обратите внимание! Получить ответ на вопрос «школа Марии Монтессори - что это такое?» можно только при детальном рассмотрении принципов ее методики.

Читая биографию Марии Монтессори, можно узнать, что она оставила своего сына, Марио Монтессори, на воспитание другой семье. Но это было связано с тем, что в то время статус матери одиночки не дал бы ей возможности заниматься какой-либо деятельностью. Причиной этого стала депрессия Марии. Когда сыну исполнилось 15 лет, Монтессори забрала его и с тех пор он стал не только ее помощником, но и последователем, что можно заметить, рассматривая фотографии.

Мария Монтессори с ребенком

Суть методики Монтессори

Согласно теории Марии Монтессори, во время обучения нужно лишь подтолкнуть воспитанников к самовоспитанию и развитию.

Обратите внимание! Задача воспитателя - помочь детям реализоваться и найти собственный путь. Ответ на вопрос «Монтессори - что это?», можно получить, рассмотрев основные принципы этого педагогической системы.

Методика Марии Монтессори построена на нескольких принципах:

  • Мария считала, что наиболее важным этапом развития является ранее детство и возраст от 3 до 6 лет. Она объясняла это тем, что именно в этот период происходит формирование интеллекта. Также согласно ее теории, воспитанник в этом возрасте нуждается в помощи воспитателей, которые помогают преодолеть препятствия, стоящие на пути к развитию творческих способностей и достижению целей.
  • Суть методики закачается в свободной работе и создании правильной среды для взаимодействия с воспитанниками. Для воспитания Мария предложила создать предметно-пространственную среду, при развитии в которой им будут доступны интересные и материалы, позволяющие обучаться. Основная задача педагога - показать, как обращаться с предоставленными материалами. Набор предметов отличается в зависимости от типа класса, в котором происходит обучение.
  • Мария также считала, что для обучения по ее системе нужны педагоги, которые могут понять индивидуальность детей, поэтому воспитатели, придерживающиеся традиционных взглядов на педагогику, для этого не подходят.

Дети в классе Монтессори

Важным условием развития личности является заинтересованность педагога, который должен быть наблюдателем и показывать правильные способы работы с материалом. При этом воспитанник делает выбор сам.

Важно! Такой подход все чаще используется на занятиях английским языком, чтобы информация усваивалась с интересом.

Как построена система развития по Монтессори

Метод Монтессори подразумевает соблюдение нескольких правил, которые созданы как для детей, так и для взрослых:

  • Пространство, в котором происходит обучение, разделено на несколько зон, в каждой из которых имеется тематический материал.
  • Все предметы располагаются таким образом, чтобы дети могли самостоятельно их использовать.
  • Группы для обучения составляются из детей разного возраста. Это дает возможность младшим воспитанникам перенимать навыки у старших.
  • Каждый воспитанник должен иметь личное пространство и возможность заниматься тем, что он выбрал. Никто не имеет право отобрать игрушку или навязать нежелательные действия.
  • Все предметы позволяют приобрести навыки, которые пригодятся в жизни.
  • Время занятия с выбранным материалом не ограничивается, благодаря чему воспитанники не чувствуют, что они ущемлены жесткими рамками.

Но отсутствие ограничений не означает, что правил поведения вовсе нет. Существует порядок, к которому дети приучаются с самого начала обучения по методике Монтессори. Одно из правил гласит, что если воспитанник взял какой-либо предмет, после занятия он должен положить его на место, не оставляя после себя беспорядок. Это способствует развитию самостоятельности и уважению к окружающим людям.

Важно! Чтобы понять, что такое система Монтессори, нужно знать обо всех аспектах теории ее основательницы, к которым относятся правила как для родителей, так и для детей.

Также дети во время игры не должны мешать остальным. Для тех, кто желает заниматься активными играми, также отведено подходящее для этого пространство. Еще одним основным правилом является уважение к границам других. Если воспитанник взял предмет и занимается с ним, никто н вправе его отнять.

Материалы в классе Монтессори

Эти простые правила за короткое время приучают детей к порядку и делают их самостоятельными.

Обратите внимание! Система подразумевает развитие настойчивости и терпеливости, благодаря чему они учатся достигать поставленных целей.

Из каких частей состоит система методики

Дети в возрасте до 6 лет имеют потребность к освоению окружающего мира, поэтому стараются потрогать, попробовать на вкус и понюхать то, что находится рядом. Ощущения и познание непрерывно связаны. Именно это и хотела донести М. Монтессори, создавая собственную систему обучения.

Процесс обучения делится на 4 этапа:

  1. Выбор. Детям нужно определить, чего они хотят. Для этого они размещаются в Монтессори классах и находят тот материал, который их заинтересовал. Этот этап учит их ставить цели.
  2. Подготовка к работе. На этом этапе происходит создание условий для игры. Воспитанник берет выбранные предметы и располагается в классе таким образом, чтобы ему было комфортно играть.
  3. Выполнение алгоритма и контроль ошибок. Выбрав предмет, дети могут не понимать, как им пользоваться и что конкретно нужно делать. Именно на этом этапе педагог показывает, как нужно взаимодействовать с конкретными материалами. Если в процессе занятия возникают ошибки, воспитанник учится исправлять их и доводить начатое до конца.
  4. Уборка. После занятия дети вспоминают, где они брали материалы, а затем относят их на место.

Обратите внимание! Многие действия кажутся родителям слишком простыми, но во время таких упражнений дети учатся концентрировать внимание, развивают память и тренируют мелкую моторику, что в результате позволяет осваивать более сложные алгоритмы.

Групповая работа по методике Монтессори

Роль среды и материала в системе

Важнейшим элементом системы Монтессори является развивающая среда. Без нее методика неэффективна. Правильно подготовленная среда дает возможность развиваться без помощи взрослых и постоянно осваивать более сложные действия. Это развивает независимость и ответственность.

В классах располагаются предметы, которые разделены на несколько групп. Например, в зоне сенсорного воспитания материалы помогают развить органы чувств и научить детей работать с предметами разных форм и размеров.

Зона родного языка способствует расширению словарного запаса, позволяет воспитанникам познакомиться с фонетикой и правилами написания слов.

Обратите внимание! Материал в классах Монтессори расположен в свободном доступе. При этом каждый воспитанник может без труда достать интересующий его предмет. Для работы с материалом дети раскладывают его на ковре или столе в определенном порядке. Во время взаимодействия с предметами они учатся действовать не только так, как показал учитель, но и находить новые способы решения поставленных задач.

Работа с материалом подразумевает постепенное усложнение действий. Чтобы воспитанник мог сосредоточиться на выбранном занятии, он не делит материалы с другими детьми.

Среда, созданная согласно принципам методики Монтессори

Основные положения системы Монтессори

Обучение по методике Монтессори базируется на нескольких принципах:

  • Ребенок всегда главный. Мария была убеждена, что нужно идти за потребностями воспитанников. Это основано на том, что только детям известно то, что для них интересно и актуально в конкретный момент времени.
  • Педагог лишь направляет. Взрослый постоянно находится рядом и направляет, но это происходит таким образом, чтобы у воспитанника не пропало естественное желание заниматься определенной деятельностью. Мария отмечала, что роль Монтессори педагога лишь с виду пассивна, так как он должен понимать, когда нужно помочь. Для этого важно внимательно наблюдать за процессом обучения.
  • Окружение детей меняется в зависимости от их интересов. Среда при воспитании должна меняться, подстраиваясь под их потребности. Для этого педагоги периодически меняют материалы в зависимости от их актуальности.
  • Группы составляются из детей разного возраста, о чем уже говорилось выше.
  • Воспитанники могут выбирать деятельность, которая их привлекает больше всего.
  • Все воспитанники могут выбрать, хотят ли они заниматься в одиночестве или в группе.
  • Во время обучения правила должны соблюдаться как детьми, так и взрослыми. Например, все места в классе имеют свое место и после занятия их нужно разложить по порядку. Еще одним из правил является соблюдение комфортного для всех уровня тишины.
  • Педагог не должен навязывать свою помощь. Даже если у воспитанника что-то не получается, помощь оказывается только если тот сам попросит об этом.

Обратите внимание! Эти положения соблюдаются во время всего процесса воспитания и вырабатывают определенный стиль поведения. Дети становятся более дисциплинированными и уважают желания других людей.

Виды Монтессори-классов и уроков

Система Монтессори подразумевает 3 типа уроков:

  1. Индивидуальные, во время которых педагог предлагает учебный материал и показывает, как с ним работать.
  2. Групповые, подразумевающие совместную работу нескольких детей. Но вместе занимаются лишь дети, достигшие одного уровня, остальные занимаются самостоятельно.
  3. Общие. В пример можно привести уроки по гимнастике, истории или биологии. Такие занятия проводятся в сжатые сроки, чтобы дети не заскучали и решили, интересно это им или нет.

Обратите внимание! Формирование классов происходит еще и на основании возраста. В группы объединяют детей от 0 до 6 лет, от 6 до 12 и от 12 до 18 лет. Переход в следующий класс происходит на основании возможностей и потребностей.

Методика Монтессори и семья

Для эффективного обучения по методике Монтессори семья должна принимать ее принципы. Если они отвергают систему, усилия педагогов будут напрасными. Для развития рекомендуется создать дома комфортную среду из подручных средств. В пример можно привести такие предметы, как книжки или кухонные приборы. Это позволяет связать обучение с повседневной жизнью.

Роль взрослого в системе

Родители, как и педагоги, должны соблюдать основные правила системы:

  1. Детей учит все, что их окружает
  2. Если часто критиковать детей, они учатся осуждению, если же их хвалить, они научатся оценивать.
  3. Высмеивая детей, родители делают их робкими и нерешительными.
  4. Если детей подбадривать, они становятся более уверенными в себе.

Обратите внимание! Для эффективного развития родители должны знать все положения системы Монтессори и следовать ее правилам. Это является важнейшим положением, так как дети большую часть времени учатся жить на основании увиденного и услышанного.

Минусы методики Монтессори

С момента появления методики появилось множество сторонников и критиков. При разговоре о минусах приводятся следующие доводы:

  • длительность подготовки педагогов;
  • использование большого количества учебных материалов;
  • излишняя самостоятельность, приводящая к неумению работать вколлективе;
  • отрицание обычных игрушек.

Один из серьезных минусов методики - она недоступна большинству, так как учебные центры являются приватными и для определения туда детей нужно потратить большую сумму. Знание особенностей этой образовательной системы позволяет ответить на вопрос «подходит ли и что это такое?».

Обратите внимание! Студии Монтессори можно найти лишь в крупных городах. Школа Монтессори - дорогое удовольствие, но плюсы обучения перекрывают недостатки системы.

Педагогика Монтессори основывается на открытом преподавании, в противоположность закрытому, например, фронтальному преподаванию. Эта педагогика, в отличие от педагогики идеологической, может быть названа экспериментальной, в том смысле, что собственные наблюдения ребенка ведут обучающего к выбору подходящих дидактических приемов применительно к данному ребенку и данной ситуации. Суть педагогики Монтессори заключается в девизе: «Помоги мне сделать самому».

Философия

Педагогика Монтессори часто характеризуются как педагогический метод , при котором ребенок и его индивидуальность ставятся во главу угла. Монтессори верила в самоценность каждого ребенка. В педагогике Монтессори не применяются сравнения и измерения по существующим общим меркам. Вместо этого дети учатся свободно, без принуждения, внешнего вмешательства и критики. Мария Монтессори была убеждена в том, что как поощрение , так и наказание вредны для внутренней ориентации человека и что люди должны учиться следуя собственной . В первую очередь потому, что стремление принимать участие в жизни взрослых органически свойственно природе подрастающего.

Педагогика Монтессори сосредотачивается на , способностях и одаренности каждого отдельного ребенка. Дети учатся лучше всего, когда они могут сами определять свой ритм и способ учебы. Поэтому Монтессори-педагоги поощряют детей самим управлять выбором темпа, темы и закрепления изученного.

Лейтмотив метода Монтессори состоит в поддержании естественной ребенка от учения. По Монтессори эта радость учиться – одна из главных особенностей подрастающего человека вообще. Поддерживая это чувство и управляя им в духе , педагог способствует развитию и уравновешенной .

Дети, обучающиеся в собственном ритме и в соответствии с собственными , приобретают уверенность в собственных силах и усваивают изученное наиболее эффективным образом.

Самостоятельность подкрепляется заданиями из практической жизни (то есть такими, которые находят непосредственное приложение в повседневной практике). Монтессори-детсад учит (в первую очередь через подражание) таким вещам, как самостоятельно одеваться, мыться, накрывать стол и т.д. Обучение по Монтессори в школе оставляет большой простор для работы в группах. Дети могут выбирать, с кем они желают совместно работать и над чем. При этом групповая работа ставит акцент на личности обучающегося как руководителя своего интеллектуального развития.

Для Марии Монтессори имеет первостепенное значение дать ребенку возможность развивать свое чувственное восприятие в подготовленной обстановке, отвечающей его психологическим потребностям. При этом особенно важно, чтобы обучающие и себя самих воспринимали как обучающихся, учитывали собственный ритм каждого ребенка, старались понять его в его индивидуальности и распознать, что его в данный момент занимает. Например, может случится, что ребенок использует специальный математический материал не для занятия математикой, а для измерения или строит из него машины и т.п. - и в этом случае руководитель должен принять такое развитие.

Принципы педагогики Монтессори

По Марии Монтессори процесс развития детской личности подразделяется на три фазы:

  • первая стадия детства (0 – 6 лет)
  • вторая стадия детства (6 – 12 лет)
  • юность (12 – 18 лет).

Каждая из этих стадий представляет собой отчетливый самостоятельный отрезок развития.

Фаза первой стадии детства (0 – 6 лет) – важнейшее время жизни, поскольку именно в это время формируются личность и способности ребенка. Монтессори понимает первые шесть лет жизни как вторую эмбриональную фазу роста, в которую развиваются дух и душа ребенка. В то время как взрослый человек фильтрует свои восприятия, ребенок впитывает в себя окружающую среду и она становится частью его личности.

Вторую стадию детства Монтессори определяет как фазу . В ходе своего развития ребенок проходит так называемые "чувствительные" или "сенситивные" периоды. В такие периоды ребенок особенно чувствителен к определенным возбуждениям со стороны окружающей среды, например, что касается развития движений, речи или социальных аспектов. Если в течение фазы чувствительности ребенок найдет занятие, соответствующее его потребностям, он станет способным к глубокой концентрации . В продолжение такой фазы ребенок не позволяет себя отвлечь другим раздражителям – он проходит процесс постижения, который, согласно Монтессори, захватывает не только его интеллектуальную сторону, но и все личностное развитие . Для этого процесса Монтессори употребляет термин "нормализация".

Решающим для развития педагогики Монтессори и соответствующих материалов является следующее наблюдение: одна из важнейших фаз чувствительности каждого ребенка это фаза "усовершенствование ". Каждый ребенок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус. Из этого наблюдения Монтессори делает вывод, что доступ к интеллекту ребенка ведет не через абстракцию, а принципиально через его органы чувств. Ощущать и познавать становятся в ходе процесса учебы единым целым. В этих положениях Монтессори испытала влияние учений Жана Итара и Эдуарда Сегена.

Основываясь на изложенных результатах, Монтессори разработала свой учебный материал, ориентированный исключительно на чувственные восприятия ребенка. Так, ее математический материал позволяет ребенку, ощущая в руке одну бусину и блок из тысячи бусин, получить представление о числах один и тысяча задолго до того, как он будет способен на абстрактное представление о числах.

Заповеди Марии Монтессори

  1. Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме).
  2. Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.
  3. Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.
  4. Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
  5. Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.
  6. Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.
  7. Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям.
  8. Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее.
  9. Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Сделай свою готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.
  10. Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.

Подготовленная среда

Подготовленная среда – важнейший элемент педагогики Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность постепенно, шаг за шагом освобождаться от опеки взрослого, становиться от него независимым. Поэтому окружающая ребенка среда должна, по Монтессори, ему соответствовать. Так, оборудование в доме ребенка или школе должно соответствовать росту и пропорциям ребенка соответствующего возраста. Дети должны иметь возможность самостоятельно переставлять столы и стулья. Им должна быть дана возможность, самостоятельно выбирать место для занятий. Переставление стульев с места на место, производящее шум, Монтессори рассматривает как упражнение моторики. Они должны научиться переставлять предметы по возможности тихо, чтобы не мешать другим. Окружение эстетично и элегантно, в домах ребенка используется хрупкий фарфор. Дети должны научиться уверенности в обращении с хрупкими предметами и осознавать их ценность. Материал находится в свободном доступе, на уровне глаз ребенка. Это носит характер призыва к действию. Каждый вид материала имеется только в одном экземпляре. Это должно научить ребенка социальному поведению в отношении других детей, учитывать их потребности. О своем окружении дети заботятся сами. В этом они приобретают навыки независимости от взрослых.

Роль взрослого в педагогике Монтессори

С момента своего рождения ребенок стремится к и независимости от взрослого. Монтессори описывает этот процесс как биологический принцип человеческой жизни. Подобно тому, как тело ребенка развивает свои способности и дает ему свободу движений, так же и дух ребенка исполнен голодом к учению и к духовной автономии.

В этом процессе взрослый может стать союзником ребенка и создать для него окружение, соответствующее его потребностям и стремлению к познанию. Самопонимание взрослого в педагогике Монтессори – это роль помощника, сглаживающего для ребенка путь к самостоятельности в соответствии с принципом "Помоги мне сделать самому". Процесс обучения и происходит в ребенке, ребенок – сам свой учитель. Взрослый должен научиться вести ребенка к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей.

Поскольку каждый ребенок проходит фазы чувствительности индивидуально, учебный план в доме ребенка или школе должны быть индивидуально ориентированы. Учитель владеет техникой распознавания фаз чувствительности и способен вести ребенка к деятельности, которая активировала бы его интерес. В принципе, однако, ребенку должна быть дана свобода самому выбирать, с чем он хочет работать.

Роль воспитателя

В отношении того, что должен делать воспитатель, заключается первое педагогическое требование. Это не требование, что-то определенное делать, но требование, чего-то определенного не делать, а именно, категорический призыв не мешать процессу . Это требование вытекает по крайней мере из того тезиса, что родители – не ребенка, что ребенок, как выше уже говорилось, сам прораб своего развития; родители – помощники на этой стройке и должны довольствоваться этой ролью. Из этого вытекает и все понимание воспитания, лежащее в основе педагогики Монтессори, которое она понимает как "помощь в саморазвитии ребенка от момента его рождения". Монтессори ожидает от взрослого "внутренней перефокусировки", ведущей к тому, что взрослый в общении с ребенком думает не о себе, а о ребенке и его будущем.

error: Content is protected !!