Занятие в поисках солнца средняя группа. «Утром светит нам в оконце. Догадались? Это — солнце!». Конспект НОД в средней группе. Динамическая пауза «Солнечные зайчики»
Программное содержание:
Образовательные задачи:
1. Развивать изобразительную и художественную деятельность:
Учить передавать в рисунке особенности округлой формы.
Закрепить навыки проведения прямых линий, навыки закрашивания.
Упражнять в умении легко закрашивать.
Развивать и совершенствовать технические навыки и умения изобразительного творчества.
2. Закреплять знания детей об осени.
Коррекционные задачи:
1. Развитие мелких мышц кистей рук, сенсорных ощущений посредством использования метода песочной терапии.
2. Стимулирование речевой активности детей с ЗПР.
3. Развитие глазомера, умения ориентироваться на бумаге.
4. Корректировка и преодоление психологической неустойчивости, формирование положительных эмоций.
Воспитательные задачи:
Воспитывать стремление добиваться поставленной цели.
Формировать положительные эмоции.
Материал и оборудование: макет солнышка на палочке с 2-х сторонним изображением, с одной стороны — солнце веселое, с другой — грустное; макет тучки на палочке; картинки, характеризующие приметы осени; пиктограммы с изображением улыбающегося и грустного солнышка (демонстрационный и раздаточный материал), пластмассовые поддоны (или тарелочки) с песком (или манной крупой) по количеству детей; материалы для рисования: половина альбомного листа, желтая гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки — по количеству детей.
Ход занятия:
Дети входят в групповую комнату, встают вокруг воспитателя.
Воспитатель (загадывает загадку): Кто мне может дать ответ:
Летом греет, в стужу нет.
Что за ярко рыжий шар
Вспыхнул в небе как пожар?
Греет землю и цветы,
Греет травку и кусты,
Всем дает свое тепло,
С ним, как с матерью — добро,
Утром светит нам в оконце, Догадались? Это…
Дети : Солнце
Воспитатель: Правильно. Ребята, посмотрите, солнышко сегодня заглянуло к нам с вами в гости
Воспитатель показывает детям макет солнца на палочке.
Воспитатель: Давайте поздороваемся с солнышком. Здравствуй, солнышко!
Дети повторяют : приносит людям пользу. Оно дарит нам свет и тепло. От солнечного света растут цветы, деревья.
Воспитатель: но посмотрите, ребята, солнце загрустило (переворачивает макет обратной стороной — там изображение грустного солнца). Солнышко грустит, потому что наступила осень. Ребята, расскажите, что происходит осенью в природе
Дети: облетают листья, трава желтеет и сохнет, улетают на юг птицы, становится холодно, часто идут дожди.
Воспитатель предлагает детям выбрать картинки с осенними приметами. Дети выполняют задание и размещают на наборном полотне иллюстрации.
Воспитатель : Молодцы! Все справились с заданием и солнышко тоже довольно вашими ответами. Ребята, а какое солнышко нравится вам — улыбающееся или грустное? (показывает детям пиктограммы с улыбающимся и грустным солнышком, просит выбрать себе солнышко — улыбающееся или грустное) . Выберите себе солнышко, которое вам нравится.
Дети выбирают понравившееся изображение из раздаточного материала
Воспитатель:
А теперь давайте нарисуем наше солнышко. Подойдите к столам, здесь стоят тарелочки с песком (или манной крупой), нарисуйте на песке, какое солнышко вам нравится.
Дети выполняют задание.
— Воспитатель: Ой, солнышко, (обращается к макету солнца) посмотри, сколько радостных твоих портретов нарисовали ребята. Ребята, а как вы думаете, мы можем подарить солнышку такие вот песочные портреты? Сможет ли солнышко их забрать?
— Воспитатель предлагает провести манипуляции с песком — «попробовать, взять его так, чтобы портрет солнца сохранился.
— Дети проводят эксперимент.
Воспитатель: Да, ребята, песочные портреты очень необычные, но солнышку мы не можем их подарить. Что же делать, как быть?
Воспитатель подводит детей к пониманию того, что портрет солнца можно нарисовать на бумаге красками. Предлагает сесть за столы. Показывает способ выполнения работы: в центре листа нарисовать круг, закрасить его, нарисовать лучики солнца — от круга рисовать прямые полоски. Обращает внимание на технические навыки и умения — как держать кисточку, контур круга рисовать кончиком кисти, закрашивать всем ворсом кисти, лучики рисовать, держа кисть плашмя. Акцентирует внимание на размещении рисунка — в центре листа. Дети выполняют работу. В процессе работы педагог индивидуально помогает каждому ребенку. По окончании работы солнышко хвалит детей, выбирает понравившиеся рисунки .
Предлагает поиграть в игру «Солнышко и дождик».
По сигналу «Солнышко светит!» (появляется солнышко на палочке) дети под музыку гуляют в группе, по сигналу «Дождик пошёл!» (появляется тучка на палочке) необходимо занять места на стульчиках.
Воспитатель : — Ребята, если вам понравилось сегодня играть с солнышком и рисовать его — возьмите себе на память
улыбающиеся смайлики, а если не понравилось — возьмите грустные смайлики.
воспитатель МБДОУ «Детский сад
комбинированного вида №40″Веселинка»
г. Губкин Белгородская область, Россия
Ольга Костина
Конспект занятия в средней группе «Солнце, воздух и вода»
Конспект занятия в средней группе .
Тема : "Солнце , воздух и вода ".
Цель : Формировать представления детей о свойствах воздуха , воды и солнца .
Программное содержание :
Дать представления детям о полезных свойствах воздуха , воды и солнца с
опорой на исследовательские действия.
Развивать восприятие, память, внимание, речь, познавательные интересы.
Воспитывать заботливое отношение к своему здоровью.
Оборудование : предметные картинки солнце , капелька, воздух ; резиновые
игрушки, чашка с водой, перышко; краски.
Методические приемы : игры - эксперименты, художественное слово, игры
малой подвижности, использование сюрпризных моментов.
Предварительна работа : рассматривание серии картин с изображением ручья,
моря, реки; беседы на тему что такое воздух ; какая бывает вода ; для чего нужны
человеку вода , воздух , солнце .
Словарная работа : активизировать в речи детей новые слова : солнечный ,
воздушный ; дать понятие новых словосочетаний движение воздуха , дуновение
ветра, солнечный зайчик .
Ход занятия:
Ребята, сегодня мы с вами узнаем без каких природных явлениях не может жить
человек. А для этого вам нужно отгадать мою загадку.
Ну-ка, кто из вас ответит :
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет? (солнце )
Ребята посмотрите на картину :
- Солнце это источник тепла и света. Солнечный свет необходим всему живому :
человеку, животных, растениям.
Без солнечного света человек может потерять зрение. Растения в
темноте вовсе погибнут. Благодаря солнцу человек получает витамин "Д". Этот
витамин укрепляет наши здоровье, делая нас сильными и выносливыми. В
сильную жару необходимо носить головной убор, чтобы не получить солнечный
удар. Нельзя долго загорать на солнце , так как можно перегреться.
Ребята, солнышко хочет поиграть с вами в игру :
Игра : "Солнышко "
- Солнце вышло из-за тучки ,
Мы протянем к солнцу ручки .
Руки в стороны потом.
Мы пошире разведем.
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.
Поиграли, а теперь встречайте нового гостя, а кто это вы узнаете, отгадав
следующую загадку :
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем (воздух ) .
Ребята, вдохните воздух носом и скажите , чем он пахнет? (Воздух не имеет
Помашите на себя листочком. Вы почувствовали воздух ? Какой он теплый или
холодный? А теперь подышите на свою ладошку. Каким стал воздух ?
Мы можем увидеть воздух ? Нет, потому что он не имеет цвета и формы.
- (Эксперимент с резиновыми игрушками) Воздух легкий .
Игра :
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
Ребята, отгадайте. а кто же наш третий гость?
Я и туча, и туман,
И ручей и океан,
И летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
Какие свойства воды вы знаете? (прозрачная, может менять цвет, бывает
холодной или горячей, может течь, журчать, бывает грязная и чистая).
Бывает твердой - лед.
Дети, скажите, можно пить грязную, не кипяченую воду? Почему?
Ребята, о каких природных явлениях мы с вами сегодня говорили? Вы узнали
что они очень нужны человеку.
Чем полезно солнце ? Воздух ? Вода ?
Правильно ребята, "Солнце , воздух и вода - наши лучшие друзья!".
Елена Немцова
Конспект занятия «В поисках солнечных лучей» для детей средней группы
Задачи :
Образовательные : Закреплять представления о весне и ее приметах; уточнять, расширять и активизировать словарь по темам : «Весна» , «Птицы» , «Дикие животные» , «Насекомые» . Совершенствовать навыки составления описательного рассказа по мнемотаблице. Закреплять умение складывать прямоугольник пополам,срезать углы, вырезать овал. Развивать ручную умелость, навыки работы с ножницами.
Развивающие : развивать речевую коммуникацию, зрительное и слуховое внимание, словесно – логическое мышление, фонематический слух, общую и мелкую моторику. Подвести детей к простейшему анализу созданной работы. Формировать представления о связи результата деятельности и собственной целенаправленной активности, т. е. авторстве продукта.
Воспитывающие : формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей :
ОО «Познание» : Расширять представление детей о природе , некоторых насекомых.
Развивать умение замечать изменения в природе, выделять признаки весны, представления об условиях жизни и детенышах диких животных .
Развивать умение изображать простые предметы, передавая их образную выразительность.
Привлекать внимание детей к красоте объектов природы.
ОО «Социализация»
Формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо.
Создание игровой ситуации способствующей формированию внимательного, заботливого отношения к окружающему миру, доброты.
ОО «Безопасность»
Закреплять правила безопасного поведения в природе.
Формировать умение соблюдать правила пользования предметами.
Развивать умение обращаться за помощью к взрослым.
ОО «Труд»
Формировать бережное отношение к собственным поделкам и поделкам сверстников,
привычку соблюдать порядок и чистоту.
ОО «Физическая культура»
Формировать у детей потребность в двигательной активности во время физминутки на занятии , правильную осанку и умение выполнять действие по сигналу.
Развивать двигательную активность в игре с мячом.
Воспитывать самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр.
ОО «Здоровье»
Формировать потребность в ЗОЖ, интерес к физической культуре и спорту во время физминуток.
Продолжать закреплять основы техники безопасности и правила поведения в группе .
Методические приемы : сюрпризный момент, вопросно- ответная беседа, художественное слово, загадки, составление рассказа по мнемотаблице, физ минутка, речевая игра, самомассаж, игра с мячом, беседа по картине, продуктивная деятельность, анализ работ, рефлексия.
Предварительная работа : беседы о весне, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, целевые прогулки на луг, в лес, д/и «Кто где живет?» , «Назови детенышей » , «Зимующие и перелетные птицы» , «Кто живет на лугу?» и др.
Словарная работа : весенняя, журчит, освежает, искрится, косолапо, сочные, душистые, лучистое, весеннее солнце .
Оборудование :
Демонстрационный : Письмо, фонарик, картинки с изображением : сосулек, скворечника, насекомых, медведя, скворца, мнемотаблица «Весна» . Нарисованные изображения : солнца , лучей , голубая ткань для ручейка, «камень» , музыкальное сопровождение, желтые воздушные шары.
Раздаточный : ножницы, прямоугольники зеленого цвета, клей, салфетки.
Ход НООД:
В : - Посмотрите, какое чудесное весеннее утро, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем друг друга и гостей словами :
Доброе утро. Скорей проснитесь. Солнцу шире улыбнитесь !
Самомассаж «Солнышко » .
Солнышко утром рано встало . Всех детишек приласкало.
Гладит грудку, гладит шейку.
Гладит носик, гладит лоб, гладит ушки,
Гладит ручки, загорают дети. Вот.
В : - Кто - то бросил мне в оконце,
посмотрите – письмецо.
Может это лучик солнца ,
что щекочет нам лицо?
«Дорогие ребята, Я – весеннее солнце . Послало я свои солнечные лучи землю согреть , а они потерялись. Помогите мне, пожалуйста, найти их, дорогу вам покажет волшебный огонек»
В : - А как же нам быть? Что может произойти, если лучи не найдутся? (ответы детей )
Вы хотите помочь солнцу ? (Да) .
Тогда отправляемся на поиски солнечных лучей .
1. Волшебный огонек, помоги.
Нам дорожку укажи.
(Воспитатель светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением весны. Дети подходят к этому месту)
В :Угадайте, что согрел солнечный луч ?
Висит за окошком кулек ледяной
Он полон капели и пахнет весной. (Сосульку)
В : - А как называется весеннее явление, когда с крыш падают сосульки? (Весенняя капель)
В : - Чтобы получить солнечный лучик мы должны составить с вами рассказ о весне. (Дети составляют описательный рассказ о весне по мнемотаблице.)
2 .Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи.
(Воспитатель светит на волнистую дорожку на полу.)
В :- Угадайте, что согрел следующий луч.
В голубой рубашке, бежит по овражку? (Ручей) .
В : - Назовите ласково наш ручей. (Ручеек, ручеечек) .
В :- Давайте освежимся у ручья и снимем усталость.
Физминутка.
К ручейку мы все спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре-
Вот как славно освежились.
В :- Смотрите камушек. Поиграем с ним?
Камушек друг другу передай,
Что делает весенней ручеек называй.
Д : Бежит, журчит, звенит, шумит, веселит, освежает, течет, искриться.
3. Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи.
В : - Ну, вот немного отдохнули, продолжаем наше путешествие.
4 .В. - Если вы отгадаете загадку, то узнаете, кого согрел и разбудил луч.
Ходит летом косолапо,
А зимой сосет он лапу.
Д : - Медведь.
В :- Хорошо весной не только медведю, но и всем лесным жителям.
Игра с мячом «Назови детенышей » .
Дети становятся в круг,воспитатель бросает им мяч по очереди, они называют детенышей животных .
В : - Молодцы, вот и еще один лучик.
5 .Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи. (Воспитатель светит на картинку с изображением скворечника)
В : - Кого луч согрел в этом домике? (Скворца)
В : А как вы догадались?
Д : - Потому что этот домик называется скворечник.
В : - А каких перелетных птиц вы знаете? (Грач, ласточка, лебедь, аист.)
В :- Молодцы, еще один луч нашли.
Пальчиковая гимнастика.
На лужок пришли зайчата,
медвежата, барсучата,
лягушата и енот.
На зеленый на лужок
Приходи и ты дружок.
В : - А теперь посмотрите на это дерево. Чего не хватает на нем? (Не хватает листьев.)
В :- Подарим нашему дереву листья? (Вырезают листья)
В : - А какие первые листочки? (Нежные, молодые, зеленые, сочные, душистые.)
В : - Молоды? Вот наши деревья зашумели листвой, и еще один луч нашелся.
В : Дети, весной всем хорошо : и насекомым, и животным, и птицам. А вы рады солнышку ? Какое солнышко у вас получилось ? (солнышко лучистое , яркое, веселое, весеннее, теплое, ласковое, большое, красивое.)
Рефлексия.
В : - Огонек уже не горит, значит, мы нашли все лучики.
О каком времени года нам рассказали лучики? Что понравилось вам в нашем путешествии?
(Ответы детей .)
В : - Солнышко благодарит всех нас и говорит «Спасибо» . За то, что нашли вы все лучики, солнышко дарит вам солнечные зайчики . (Воздушные шарики желтого цвета.)
В : - Итак, наше путешествие закончилось.
Литература
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
2. Комарова Т. С. Занятия по изодеятельности в средней группе детского сада . М, Мозаика-Синтез, 2010 г
3. Е. П. Пименова «Пальчиковые игры» Ростов на Дону «Феникс» 2007г.
4. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада . - М, «Мозаика-синтез» 2010г.
5. Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней
группе детского сада . - М, Мозаика-Синтез, 2008.
Конспект образовательной деятельности по рисованию, с элементами интеграции. Тема: "Портрет солнца".
Автор : Лобанова Галина Владимировна, воспитатель.Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №45» г.Арзамас, Нижегородской области.
Описание материала: предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по рисованию для детей старшей группы детского сада. Этот конспект интегрированного занятия, направленный на знакомство детей с различными видами штрихов. Данное занятие будет интересно воспитателям старших групп.
Цель
Выполнение рисунка в технике штриха.
Задачи:
1.Вызвать интерес к рассматриванию и самостоятельному созданию многокрасочных, красивых, ярких портретов солнца.
2.Совершенствовать умение работать различными графическими материалами, продолжать осваивать технику штриха.
3.Обогащать словарный запас детей.
Материалы и оборудование
: Листы альбомной бумаги, мелки, восковые карандаши, фломастеры, ручки, картинки с изображением солнца по количеству детей, ленточки желтого цвета, солнце на палочке.
Предварительная работа.
Во время прогулок наблюдать за солнцем, греть руки под его лучами, словарные игры «Назови ласково», «Скажи какой»; разучтвание стихов пословиц, потешек, закличек о солнце.
Ход занятия.
1. Организационная часть.
Воспитатель
. Голубой платок,
Красный колобок,
По платку катается,
Людям усмехается.
На всех глядит,
На себя не велит.
Дети. Солнце!
Воспитатель
. Кто еще знает стихи и потешки, загадки о солнце?
Дети рассказывают, кто что знает.
1.Желтый блин,
Горячий блин,
По небу катается,
Детям улыбается!
2. Беру я в руки карандаш,
Пытаюсь рисовать пейзаж,
Рисую небо голубое,
На небе солнце золотое.
Оно цветет, как одуванчик,
Надело желтый сарафанчик.
2.Чтение потешки детьми.
Воспитатель. Давайте позовем к себе в гости солнышко потешкой.
Дети: Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода:
Теплое летечко,
Грибы в берестечко
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.
Воспитатель.
Поднимает рисунок большого солнца на палочке.
-Здравствуйте, ребята. Вы меня звали?
Мне очень понравились ваши стихи и за это я подарю вам свои маленькие солнышки.
Раздать рисунки разных изображений солнца.
- Расскажите мне кому какое солнышко досталось?
Дети называют различные прилагательные:ласковое, весеннее, теплое, яркое, золотое,
огненное…
Солнце.
-Ребята, скоро вечер я закачусь за горизонт и вся природа заснет. Но сначала я хочу с вами поиграть.
3. Подвижная игра «Солнышко проснулось»
.
Дети-лучи присели по кругу с желтыми лентами в руках, ведущий в центре в маске солнца.
Воспитатель.
Солнышко неохотно выглянуло из-за горизонта (ведущий выполняет), открыло один глаз, потом второй и стало будить свои лучи. Проснулся один луч, потом второй, третий, четвертый..(дети «просыпаются», поднимаются потягиваются).
Поднялось солнышко-ведрышко над горизонтом
И засияло ярко-ярко, залило всю землю своим теплым ласковым светом. Солнечный свет льется повсюду. (Дети кружатся, стараясь «осветить» все уголки, все согреть.)
Заиграли солнечные зайчики.
Наступил вечер, лучики стали собираться ближе друг к другу и к солнцу.
Спрашивает тогда солнце свои лучи: «Весь день вы работали, что полезного вы сделали?
Дети.
-Я согрел цветочек.
-Я нагрела водичку.
-Я обогрел котенка.
Солнышко.
-Поработали с утра,
А теперь нам спать пора. (дети закрывают глаза и ложатся на ковер).
До свиданья, дети!
Воспитатель
. Давайте и мы в подарок нашему солнышку нарисуем его портреты.
4.Практическая часть.
Дети по желанию выбирают различные графические средства и приступают к работе.
Воспитатель выставляет таблицу штрихов. Дети рисуют, украшая свое солнышко различными штрихами (дуга, галочка, петля, спираль, зигзаг, кольцо…)
5. Рефлексия.
По окончанию рисования они показывают свои рисунки друг другу и воспитателю и раскладывают их на ковер по кругу. Дают названия свои портретам солнца, используя эпитеты, сравнения,
-«Солнышко-колечко», «Солнышко-теплышко», «Красно солнышко», «Солнышко-ведрышко».
Воспитатель. Споем песню про солнце.
6.Заключительная часть
. «Песня о солнышке, радуге и радости», Слова Р. Копф, музыка Кадомцева.
Для детей средней группы
Программное содержание. Обратить внимание детей на постоянное присутствие солнца, тепла, света в нашей жизни человека, вызвать эмоциональное отношение к солнцу, к его роли в жизни человека, животных птиц. Познакомить детей с особенностями поведения и зрения у животных, обитающих в условиях недостатка света или при полном отсутствии света. Дать первые представления об охране окружающей среды.
Материал и оборудование. Плотное одеяло, нарисованное солнце, фигурка человека, лампа настольная, мешочек с различными сухими травами, различные мелкие предметы, зеркала для каждого ребенка, музыкальное сопровождение.
Ход занятия.
Какая сегодня погода: солнечная или пасмурная. Светит ли солнце? Какое настроение у детей в солнечную погоду, а какое в пасмурную? Проводится психо-гимнастика «Солнечно - пасмурно»
Зачем нам солнце? Что оно делает для нас? /согревает, светит/. Куда уходит солнце вечером? Что мы делаем ночью? Откуда берется солнце утром? /просыпается/.
Игра «День - ночь». По команде воспитателя ночь /дети засыпают/, по команде день - просыпаются.
Чтобы случилось, если бы солнце ушло спать и не вернулось? /замерзли/. Психо-гимнастика «Холодно».
Чтобы почувствовать, как мы жили бы без солнечного света, нам нужно оказаться в полной темноте. Для игры берется плотное покрывало, дети садятся на пол и накрываются покрывалом. Что они при этом видят? Наступает день, покрывало убирается, и солнечный свет помогает детям различать предметы. Почему дети не могли видеть, ведь у них есть глаза? Человек видит тогда, когда у него есть свет. Если бы не было света, то глаза были бы не нужны нам.
Как солнце попадает к нам в окошко? Что у него есть? /лучи/. Вы хотите поиграть с лучом солнца? Как можно поиграть с лучом? Можно его поймать. Как? /зеркалом/. Воспитатель зеркалом ловит солнечный луч, предлагает и детям поймать луч, /что такое солнечный луч?/ что такое солнечный зайчик? Солнечный луч отражается от зеркала и превращается в солнечного зайчика. Игра «солнечные зайчики» дети превращаются в солнечных зайчиков и под музыкальное сопровождение порхают, как солнечные зайчики.
Кому еще кроме человека необходимо солнце? /животным/, Зачем? Но есть животные, которые видят в темноте. Кто это? /кошка, сова/, Как они охотятся? Игра «Животные в темноте». Ребенку завязывают глаза, воспитатель дает в руки какой-либо предмет и просит угадать, что именно он получил. Желательно чтобы у предмета был запах, /это может быть сушеная трава, свежая шишка, лимон или яблоко/. Находясь в темноте, ребенок будет пытаться в слепую определить предложенный предмет. Как он это будет делать? Трогать предмет руками, гладить его, поворачивать, нюхать.
После того как дети определят в темноте предметы, воспитатель обсуждает с ними, как они это делали. Нужны им при этом были глаза? А ведь есть такие животные, которые живут там, где света практически нет. Например: под землей в глубоких пещерах, на дне океана. Действительно глаза у них превращаются в маленькие щелочки /крот/.
Кому еще необходим солнечный свет? /растениям/. Что случится, если растение попадет в полную темноту? /погибнет/. Воспитатель демонстрирует растение, которое росло в темноте, и растение, росшее на свету. Дети находят разницу в цвете растения. Делают вывод.
Куда может пропасть солнце? /ночь, туча, дым/. Что мы должны делать, чтобы солнце не пропало? /дети отвечают/. А пока мы дружим с солнцем.
Проводится психо-гимнастика «Солнечное тепло». Под спокойную музыку дети подставляют лицо солнцу, закрывают глаза, расслабляются.
Чтобы дети наглядно поняли, как солнце закрывает туча, и на человека находит тень, проводится опыт. Берется настольная горящая лампа, маленький человечек, между ними вставляется плоский круг. На человека находит тень.