Произвольное запоминание в дошкольном возрасте. Особенности развития произвольной памяти у детей дошкольного возраста. Развитие моторной и тактильной памяти

Разделы: Работа с дошкольниками

Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.Г.Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей.
А.Н.Леонтьев произвольное запоминание рассматривает как «целенаправленный опосредованный процесс, включающий определённые приёмы и способы запоминания». Результат его исследований показал, что в условиях эксперимента с запоминанием слов (с опорой на картинки) некоторые старшие дошкольники уже способны пользоваться этим приёмом запоминания, о чём свидетельствует значительное повышение числа удерживаемых в памяти слов по сравнению с числом слов, запоминаемых ими без помощи картинок. Им же было выдвинуто положение о том, что в это возрасте запоминание остаётся ещё непосредственным и непроизвольным.

В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Ребенок начинает понимать указания взрослого в отношении того, что запомнить и припомнить, как использовать приемы и средства запоминания, как проверить и контролировать правильность воспроизведении и т.д.

Возникновение произвольной памяти связано:

а) с возрастанием регулирующей роли речи;
б) появлением идеальной мотивации;
в) умением подчинять свои действия относительно отдаленным целям (например, наблюдение за бабочкой, чтобы потом ее нарисовать);
г) становлением произвольных механизмов поведения и деятельности.

Однако произвольное запоминание у старших дошкольников продолжает оставаться, главным образом, механическим.

Оно осуществляется при помощи повторений, но от повторения вслух дети переходят к повторению шепотом или «про себя». В процессе механического запоминания ребенок опирается лишь на внешние связи между объектами. Поэтому дети легко запоминают считалки, словесный каламбур, недостаточно понятные фразы, дословно могут воспроизвести далеко не всегда осмысленный материал. Причина этого связана с интересом к звуковой стороне слов, эмоциональным отношением к ним, с их включенностью в игровую деятельность.

Но уже в старшем дошкольном возрасте становится возможным смысловое запоминание, основанное на установлении содержательных связей между частями запоминаемого материала, между запоминаемым материалом и элементами прошлого опыта, хранящимися в памяти. Такое усвоение происходит только в условиях специального обучения.

Поскольку преобладающим видом памяти у старших дошкольников является образная память, наиболее подходящим материалом для использования в смысловом запоминании в этом возрасте служат картинки.

Овладение элементами произвольной памяти включает несколько этапов:

  1. Словесная постановка цели на запоминание, которая формируется взрослым.
  2. Появление у ребенка под влиянием воспитателей и родителей намерения что-либо запомнить для припоминания в будущем. Причем припоминание раньше, чем запоминание становится произвольным.
  3. Осознание и выделение мнемической цели, которая наблюдается:

а) когда ребенок сталкивается с такими условиями, которые требуют от него активного припоминания и запоминания (например, знакомство с новой подвижной игрой - правила);

б) когда для ребенка важен мотив, побуждающий его к деятельности, и происходит принятие цели (легче всего это происходит в игре; например, ребенок берет на себя роль «покупателя» в игре, принимает задачу «купить» для детского сада то, что ему поручено, и в «магазине» для него ставится необходимой цель вспомнить, что нужно «купить»); цель запомнить и припомнить для ребенка в игре имеет конкретный смысл.

4. Осознание и использование ребенком некоторых приемов запоминания, которые выделяются из знакомых видов деятельности. При специальном обучении и контроле со стороны взрослого дошкольнику становятся доступными логические приемы запоминания, в качестве которых выступают мыслительные операции. Первоначально происходит повторение вслед за взрослым того материала, который необходимо запомнить, далее проговаривание, осуществление внешних действий, пространственное перемещение и т.п. В дальнейшем осуществляется смысловое соотнесение и смысловая группировка, схематизация, классификация, соотнесение с ранее известным.

5. Действия самоконтроля, которые впервые появляются у детей в 4 года. Дети 5-6 лет уже успешно контролируют себя, запоминая или воспроизводя материал, исправляют неточности.

До самого конца дошкольного детства основным видом запоминания остается непроизвольное запоминание. К произвольному запоминанию дети обращаются редко и, главным образом, по требованию взрослых.

В поле внимание исследователей - становление произвольного и опосредованного запоминания. Произвольная память - особая мнемическая деятельность, специально направленная на запоминание какого-либо материала и связанная с использованием особых приемов или способов запоминания. «Мнема» - это «совокупность органических функций памяти, которые проявляются в зависимости от тех или иных свойств мозговой и нервной ткани. В этом смысле многие психологи говорят о мнеме или мнемических функциях, выделяя, таким образом, натуральную или естественную память», так утверждал Л.С. Выготский.

Д.Б. Эльконин представляет основную линию развития формы запоминания в дошкольном возрасте: «в младшем дошкольном возрасте эффективность непроизвольного произвольного запоминания одинакова, в среднем и дошкольном возрасте эффективность непроизвольного запоминания выше, чем произвольного. И только в младшем школьном возрасте эффективность произвольного запоминания становится выше, чем непроизвольного».

Становление произвольных форм запоминания исследует в своей работе А.Н. Леонтьев. Он ведет речь «о становлении высших форм запоминания. Переход от примитивных, биологических форм памяти к высшим, специфически человеческим её формам, является результатом длительного и сложного процесса культурного, исторического развития». Так обстояли дела со становлением высших форм запоминания в ходе филогенетического развития человечества. Обращаясь к законам развития форм запоминания в детском возрасте, А.Н.Леонтьев формулирует принцип «параллелограмма». Принцип параллелограмма развития представляет собой не что иное, как выражение того общего закона, что «развитие высших человеческих форм памяти идет через развития запоминания с помощью внешних стимулов - знаков». Далее идет превращение внешних знаков в знаки внутренние. Происходит «вращение» знаков, вращивание внешних средств запоминания и превращение их во внутренние. Этот процесс связан с глубочайшими изменениями во всей системе высшего поведения человека. По словам А.Н. Леонтьева: «кратко его можно было бы описать как процесс социализации поведения человека. Сущность этого процесса заключается в том, что на место памяти особого биологического свойства становится на высших этапах развития поведения сложная функциональная система психологических процессов, выполняющая в условиях социального существования человека ту же функцию, что и память, то есть осуществляющая запоминание».

Развитие произвольной памяти дошкольника происходит, когда взрослый побуждает ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочинении историй и сказок, то есть ставит цель «вспомни». Важно, чтобы требование запомнить было вызвано потребностями той деятельности, в которую включен дошкольник. Ребенок должен понимать, зачем нужно запоминать. Использование усвоенных знаний должно следовать вскоре процессов запоминанием.
Важный момент в развитии произвольной памяти старших дошкольников - обучение логическим приемам запоминания. Ведь именно 5-6-летние дети впервые принимают указания, как надо запоминать. Овладение приемами запоминания зависит от следующих условий:

1) степени освоения соответствующих мыслительных операций;

3) характера обучения - только при его организации запоминание становится логическим;

4) наличия потребности в правильном и точном запоминании и припоминании, стремления проверить его результаты.

По соображению Р.С. Немова, у детей раннего дошкольного возраста домининирует непроизвольная, зрительно-эмоциональная память. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было направлено его внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно.

Непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определенным материалом, остается до конца дошкольного возраста значительно более продуктивным, чем произвольное запоминание того же материала. Вместе с тем, непроизвольное запоминание, не связанное с выполнением достаточно активных действий восприятия и мышления, например запоминание рассматриваемых картинок, оказывается менее успешным, чем произвольное. Непроизвольное запоминание в дошкольном возрасте может быть прочным и точным. Если события этой поры имели эмоциональную значимость и произвели впечатление на ребенка, они могут сохраниться в памяти на всю оставшуюся жизнь. Дошкольный возраст является периодом, освобожденным от амнезии младенчества и раннего возраста.

Первые припоминания впечатлений, полученных в раннем детстве, относятся обычно к возрасту около трёх лет (имеются в виду воспоминания взрослых людей, связанные с детством). Было установлено, что почти 75% первых детских воспоминаний приходится на возраст от трёх до четырёх лет. Это значит, что к данному возрасту, т.е. к началу раннего дошкольного детства, у ребёнка связываются долговременная память и её основные механизмы. Одним из них является ассоциативная связь запоминаемого материала с эмоциональными переживаниями. Запечатляющая роль эмоций в долговременной памяти начинает проявлять себя уже в начале дошкольного возраста.

У большинства нормально развивающихся детей младшего и среднего дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память. Немов Р.С., Кн. 2, с. 106 Они сравнительно легко запоминают и без особых усилий воспроизводят виденное, слышанное, но только при условии, если оно вызвало у них интерес, и сами дети были заинтересованы в том, чтобы что-то запомнить или припомнить. Благодаря такой памяти дошкольники быстро совершенствуют речь, научаются пользоваться предметами домашнего обихода, неплохо ориентируются в обстановке, узнают виденное или слышанное. В некоторых случаях у лингвистически или музыкально одарённых детей неплохо развитой оказывается и слуховая память.

У некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид зрительной памяти, который носит название эйдетической памяти. Образы эйдетической памяти по своей яркости и отчетливости приближаются к образам восприятия. После однократного восприятия материала и очень небольшой умственной обработки, ребенок продолжает "видеть" материал, и прекрасно восстанавливает его. Даже по прошествии долгого времени, вспоминая что-нибудь воспринятое раньше, ребенок как бы снова видит это и может описать во всех подробностях. Эйдетическая память возрастное явление. Дети, обладающие ею в дошкольном возрасте, в период школьного обучения обычно утрачивают эту способность. На самом деле, такой вид памяти не так уж и редок, и имеется у многих детей, но часто исчезает у взрослых: из-за недостаточного упражнения данного вида памяти. Этот тип памяти может быть развит: у художников, музыкантов. У каждого человека больше всего развиваются те виды памяти, которые им чаще используются. Немов Р.С., Кн. 1, с. 195.

Этапы овладение произвольными формами памяти

Переход от непроизвольного к произвольному запоминанию

Благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием

В результате освоения данной главы студент должен:

знать

  • основные виды памяти, которые развиваются в дошкольном возрасте;
  • особенности развития элементов произвольной памяти как способности к регуляции;
  • формирование предпосылок для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность;

уметь

Учитывать преобладание непроизвольной памяти дошкольника при подборе дидактического материала для развивающих и профилактических занятий в дошкольных учреждениях;

владеть

приемами, активизирующими процесс запоминания и развития логической памяти у дошкольников.

Генезис процесса памяти от рождения до конца дошкольного детства представляет плавный переход от одного вида памяти к другому, наполняя ее содержанием и включенностью в значимую для ребенка деятельность (рис. 15.1).

Рис . 15.1.

Как отмечает Д. Б. Эльконин, на начальных этапах психического развития память является одним из моментов непосредственного ощущения и восприятия и еще не выделена из них. Но уже в раннем возрасте взрослые ставят перед ребенком специальные задачи, требующие припоминания впечатлений. Они спрашивают у ребенка названия отдельных предметов, имена взрослых и детей, просят вспомнить, кто был у ребенка, где и с кем он гулял и играл. Процессы памяти здесь включены и в общение ребенка со взрослыми, и в процесс овладения им языковыми средствами.

На втором и третьем году жизни ребенок запоминает и повторяет слова, фразы и стихотворения, смысл которых для него еще не может быть понятен. В этот период запоминание и воспроизведение не представляют еще самостоятельных процессов, а являются лишь способами овладения языком. Повторение непонятных слов и словосочетаний является для ребенка своеобразной деятельностью со звуковым составом слов. Предметом сознания при таком воспроизведении являются не значения слов, а именно их звуковой состав и ритмическая структура. Рифма и ритм служат объективной основой, на которой происходит запоминание ребенком раннего возраста различных слов и словосочетаний, потешек и стихов .

В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная память. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка. Совершенствование аналитико-синтетической деятельности влечет за собой преобразование представления.

Образная намять - это память на чувственно воспринимаемую информацию: слуховые, зрительные и другие раздражители.

На протяжении дошкольного возраста значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. Словесно-логическая память дошкольника интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками.

Дошкольный период характеризуется господством непосредственной, непроизвольной памяти. У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность, прерывистость действия, движение, контраст и нр.

Непроизвольная память - вид памяти, не требующий при запоминании волевых усилий и сознательной мнемической цели (цели на запоминание).

Запоминание понималось как случайное запечатление объектов, которые, по выражению М. Шеллоу, входили в пределы внимания, когда оно было направлено на какие-то другие объекты. Такое понимание определило методический принцип большинства исследований, состоявший в том, чтобы максимально изолировать определенные объекты от деятельности испытуемых, оставляя эти объекты только в поле восприятия, т.е. только в качестве фоновых раздражителей.

Как отмечает известный отечественный психолог П. И. Зинченко, основная форма непроизвольного запоминания является продуктом целенаправленной деятельности. Другие формы этого вида запоминания - результаты иных форм активности субъекта.

Главное достижение дошкольного возраста - произвольная память. Она начинает развиваться между 4-5 годами и проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель что-либо запомнить или вспомнить.

Произвольная память - вид памяти, предполагающий наличие сознательно поставленной мнемической цели и сопровождающийся волевыми усилиями для ее достижения.

Появление целенаправленных процессов запоминания и припоминания внутри различных видов деятельности дошкольника является началом нового этапа в развитии памяти - уже как процесса управляемого и произвольного. Преднамеренное запоминание и припоминание, рождаясь внутри других видов деятельности (игра, поручения взрослых), как самостоятельное действие на протяжении дошкольного возраста проявляется лишь эпизодически. Лишь к концу дошкольного возраста непроизвольное воспроизведение начинает превращаться в преднамеренное припоминание; вслед за этим и запоминание выделяется в специальное и опосредованное словом действие со своими приемами. Однако основное развитие произвольной памяти происходит на следующем возрастном этапе - в школьном возрасте.

По мнению Зинченко, качество непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов зависит от того, насколько активно ребенок действует по отношению к ним, в какой мере происходит их детальное восприятие, обдумывание, группировка в процессе действия.

Так, при простом рассматривании картинок ребенок запоминает их гораздо хуже, чем в случае, когда ему предлагают разложить картинки по своим местам, например отложить отдельно вещи, которые подходят для сада, кухни, детской комнаты, двора. Непроизвольное запоминание является косвенным, дополнительным результатом выполняемых ребенком действий восприятия и мышления. С появлением произвольности ребенок в четыре года начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход. Возникновение произвольной памяти связано с появлением у дошкольника произвольных механизмов поведения и возрастанием регулирующей роли речи.

Особенности произвольного запоминания дошкольников А. Р. Лурия изучал с помощью методики «10 слов» (см. Практикум). Использование этой методики дает дополнительную информацию о способности ребенка к относительно целенаправленной деятельности, не подкрепленной каким-либо значимым для него наглядным материалом или игровой ситуацией.

Александр Романович Лурия (1902-1977) - доктор педагогических и медицинских наук, профессор, последователь Л. С. Выготского. Основоположник нейропсихологии. Профессиональные интересы ученого: основы нейропсихологии, речевое развитие, роль наследственности и среды (воспитания) в психическом развитии.

11аиболее известные работы: «Речь и интеллект в развитии ребенка» (1927), «Основы нейропсихологии» (1973), «Язык и сознание» (1979).

В исследовании 3. М. Истоминой перед детьми 3-7 лет ставили задачу запомнить и припомнить ряд слов, сначала - в ситуации лабораторных опытов, затем - в ситуации игры, когда ребенок, осуществляя роль «покупателя», должен был выполнить поручение и купить в «магазине» предметы, названные экспериментатором (табл. 15.1) .

Таблица 15.1

Среднее количество слов, запоминаемых в условиях лабораторного задания и в условиях игры

Истомина выявила у детей три мнемических уровня развития памяти. Для первого уровня характерно отсутствие цели запоминать или припоминать; для второго - наличие данной цели, но без применения каких- либо способов, направленных на ее осуществление; для третьего - наличие цели запомнить или припомнить и применение мнемических способов для осуществления этого .

Запоминание должно быть чем-то мотивировано, а сама мнемическая деятельность - приводить к достижению значимого для ребенка результата. Экспериментальным путем выявлена зависимость вычленения мнемической цели от характера деятельности, выполняемой ребенком. Оказалось, что наиболее благоприятные условия для создания мнемической цели и формирования запоминания и припоминания возникают в таких жизненных обстоятельствах, в которых ребенок должен выполнить поручение взрослого в игровой деятельности. Важным показателем развития произвольной памяти шестилетнего ребенка является не только его умение принять или самостоятельно поставить перед собой мнемическую задачу, но и проконтролировать ее выполнение, т.е. осуществить самоконтроль.

В ходе работы Л. М. Житниковой, 3. М. Истоминой, А. Н. Белоуса, посвященной изучению того, как формируются способы логического запоминания у детей дошкольного возраста в условиях специального обучения, установлено, что уже в старшем дошкольном возрасте дети могут овладеть в процессе специально организованного обучения такими приемами логического запоминания, как смысловое соотнесение и мыслительная группировка, и использовать их в мнемических целях.

Обучение этим приемам требует сложной исследовательской стратегии и разделяется на два этапа: 1) формирование смыслового соотнесения и смысловой группировки как умственных действий; 2) формирование умения применять эти действия для решения мнемических задач. Формирование умственного действия осуществляется по трем этапам: 1) практическое действие, когда дети обучаются раскладывать картинки по группам; 2) речевое действие, когда после предварительного ознакомления с картинками ребенок должен рассказать, какие картинки можно отнести к той или иной группе; 3) умственное действие - распределение картинок по группам в уме, затем называние групп 1 .

Благодаря средствам и приемам запоминания память дошкольника становится опосредованной.

Опосредованное запоминание - запоминание с использованием промежуточного, или опосредующего, звена для улучшения воспроизведения.

В отечественной психологии детальное исследование возникновения и развития форм опосредованного запоминания впервые было проведено А. Н. Леонтьевым. Давая детям для запоминания слова, он предлагал им использовать в качестве вспомогательного средства картинки. Из них дети должны были подбирать такие, которые помогали бы им в дальнейшем вспомнить нужное слово. Леонтьев установил, что младшие дошкольники дают чрезвычайно низкие показатели запоминания и не могут использовать картинки, чтобы улушить этот процесс. А у детей старшего дошкольного возраста введение картинок поднимает эффективность запоминания в два раза. Это указывает на сдвиги в развитии памяти, происходящие к старшему дошкольному возрасту (табл. 15.2) 2 .

Таблица 15.2

Эффективность непосредственного и опосредованного произвольного запоминания

  • 1 См.: Ермолаева М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии: учеб, пособие. М.: Ось-89, 2011.
  • 2 Приводится по: Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб, пособие. М. : Академия, 2010.

Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер. Изучая процесс формирования памяти и мышления, II. II. Блонский открыл этапы их генезиса, показал их взаимосвязь, влияние друг на друга, а также проанализировал появление и развитие внутренней речи и ее связь с мышлением и подражанием. Он писал о том, что в дошкольном возрасте память влияет на мышление и определяет его ход, поэтому для дошкольника думать и припоминать - сходные процессы . Словесно- смысловая память обеспечивает опосредованное познание, что существенно расширяет горизонты познавательной деятельности дошкольника.

Таким образом, к концу дошкольного возраста непроизвольное запоминание остается более продуктивным, чем произвольное, и к 6-7 годам у ребенка выделяется особый вид зрительной памяти - эйдетическая память, которая по своей яркости приближается к образам восприятия .

Эйдетическая намять - построена преимущественно на зрительных впечатлениях, она позволяет удерживать и воспроизводить чрезвычайно живой образ воспринятого ранее предмета или явления.

Приемы оптимизации процесса памяти у ребенка дошкольного возраста: - чтение и пересказывание сказок, стихотворений;

Исследование новых предметов с целью запоминания элементов и воспроизведение рассказа об этих предметах;

включение ребенка в дидактические игры, которые побуждают его быть внимательным и как можно больше запомнить.

А. Н. Леонтьев отмечал, что дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для любой дидактической игры характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру и облекая ее в занимательную для детей форму. Приведем примеры обучающих задач: научить детей различать и правильно называть цвета («Салют»), развивать внимание и память («Что изменилось», парные картинки), формировать умение сравнивать предметы по внешним признакам («Поймай рыбку») и т.д.

Обучающая задача воплощается создателями игры в соответствующем содержании, реализуется с помощью игровых действий, которые выполняют дети. Ребенка при этом привлекает в игре возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет добиться хорошего результата. Например, в дидактической игре «Найди предмет» ребенок нс сможет отыскать картинку, если он не запомнил предметы, названные ведущим. Или в дидактической игре «Найди свое место» ребенку, чтобы нс выйти из игры, остаться победителем, нужно запомнить свое место .

Развитие произвольной, опосредованной памяти у ребенка играет важную роль в формировании предпосылок учебной деятельности и является показателем интеллектуальной зрелости будущего школьника.

Практикум

Методика «10 слов» А. Р. Лурии

Использование этой методики в работе с детьми дает дополнительную информацию о способности ребенка к относительно целенаправленной деятельности, не подкрепленной каким-либо значимым для него наглядным материалом или игровой ситуацией.

Для проведения этого задания понадобится набор односложных слов, не связанных между собой по смыслу (например, лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед). Перед первым воспроизведением этих слов ребенку давалась инструкция: «Я буду говорить тебе слова, а ты слушай их внимательно и постарайся запомнить. Когда я закончу говорить, ты повторишь столько слов, сколько запомнишь, в любом порядке». Инструкция при втором чтении слов: «Сейчас я повторю те же самые слова еще раз. Ты снова будешь повторять их вслед за мной, причем будешь говорить и те слова, которые уже назвал прошлый раз, и новые, какие запомнишь». При третьем и четвертом повторении достаточно сказать: «Слушай еще раз и повторяй, что запомнишь». Инструкция при пятом вопроизведении слов: «Сейчас я прочитаю слова в последний раз, а ты повторишь побольше». В среднем время эксперимента занимало 7-8 мин. Эксперимент проводился индивидуально с каждым ребенком из группы. В норме хорошим результатом для дошкольника при первом предъявлении считается воспроизведение 5-6 слов, при пятом - 8-10 слов.

Вопросы и задания для самопроверки

  • 1. Дайте характеристику основным видам памяти дошкольника.
  • 2. Назовите специфику непроизвольного и произвольного запоминания у детей дошкольного возраста.
  • 3. Раскройте сущность мнемических способов запоминания у дошкольников.

Тестовые задания

  • 1. Эмоциональная память у ребенка проявляется:
    • а) в 1 месяц;
    • б) в 2 месяца;
    • в) в 3 месяца;
    • г) в 4 месяца;
    • д) в 6 месяцев.
  • 2. Когда ребенок осваивает начальные формы управления своей памятью?
  • а) в младенческом возрасте;
  • б) в раннем возрасте;
  • в) в 4 года;
  • г) в 5 лет;
  • д) к концу дошкольного периода.
  • 3. Первые попытки специальных приемов запоминания отмечаются в возрасте:
    • а) 3-4 года;
    • б) 5-6 лет;
    • в) 7 лет.
  • 4. Произвольные формы памяти в дошкольном возрасте - эго:
    • а) припоминание;
    • б) запоминание;
    • См.: Там же.
  • См.: Психология развития: учебник для вузов / под ред. Т. Д. Марцинковской. 3-е изд.,перераб. и доп. М.: Академия, 2014.
  • См.: Возрастная психология: учеб, пособие / под ред. Т. Д. Марцинковская. М. : Академия, 2014.
  • Ермолаева М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии: учеб, пособие.
  • Заучивание 10 слов (А. Р. Лурия) // Альманах психологических тестов. М., 1995.

На основании разных аспектов в психологии принято разделение памяти на разные виды, в том числе – на произвольную и непроизвольную.

Произвольная и непроизвольная память – это виды, которые определяются по критерию участия воли в процессе запоминания. Так, непроизвольная память – процесс запоминания, происходящий как бы «сам собой», без постановки цели запомнить и без дополнительных усилий со стороны человека. Как правило, непроизвольное запоминание сопровождается какой-нибудь яркой эмоцией.

Произвольная память – это сознательный процесс, который предполагает для достижения результата осознанную постановку цели и приложение определённых усилий.

Непроизвольная память ребенка

В раннем детстве память является частью ощущений и восприятия. Взрослые обращаются к малышу с просьбой вспомнить название предмета, чьё-то имя, какое-то действие. Память становится частью общения и частью овладения языком.

В дошкольный период память стремительно развивается, опережая остальные способности. Активное развитие всех видов памяти, происходящее в это время, в будущем станет основой полноценного развития малыша.

В возрасте 2-3 лет ребёнок повторяет слова и рифмованные строки. До начала школьного периода у ребёнка ведущую роль играет непроизвольное запоминание, основанное на впечатлениях малыша – двигательных, слуховых, зрительных. В младшем и среднем дошкольном возрасте (3-4 года) и запоминание, и воспроизведение все еще осуществляются в основном непроизвольно, проявляясь как часть разных видов деятельности. Чем младше ребёнок, тем большую роль в запоминании играют впечатления, чувства. Для развития непроизвольной памяти важны наблюдения. Заостряя внимание ребенка на объекте или явлении, можно сформировать долговременную память.

Существуют некоторые основные закономерности непроизвольной памяти:

— Запоминается то, что является неожиданным, сильным раздражителем (крик, яркий свет, фейерверк).

— Запоминаются факторы, выделяющиеся из ожидаемого ряда: необычность предмета, контрастность цвета, прерывание или, напротив, возобновление процесса.

— Непроизвольно запоминаются те предметы или явления, которые каким-то образом близки, значимы, вызывают особый интерес, эмоцию.

— Запоминается то, над чем человек активно работает.

— Запоминается то, что важно, актуально для человека. Например, то, что связано с целью и содержанием деятельности человека.

Примерно с четырехлетнего возраста у дошкольников начинается развитие произвольной памяти. Играя, выполняя поручения взрослых, дети начинают осознанно как запоминать, так и вспоминать, и ближе к школьному возрасту непроизвольное запоминание уступает место преднамеренному вспоминанию.

Ребёнок-дошкольник ещё не умеет самостоятельно ставить себе задачи, ему необходима помощь родителей, их подбадривающие фразы вроде «давай-ка повторим ещё разок», «давай ещё разочек прочитаем». Основное развитие произвольной памяти приходится на период обучения в школе. В это время у ребёнка формируется логическая память, которая помогает работать с большими объёмами текста.

Если ребёнок проявляет желание запомнить что-то и старается найти и использовать для запоминания логические связи – это благоприятный признак формирования произвольной памяти.

Заниматься с ребёнком лучше всего в виде игры (упражнения и советы для взрослых и детей можно найти . Но не менее важный момент – ежедневное общение с ребёнком. Спрашивайте его о том, как прошёл его день, что было интересного, во что играли, чем бы он хотел заниматься завтра. Так Вы помогаете ему и вспоминать, и выражать свои мысли.

Произвольная память дошкольника

Произвольная память начинает формироваться, как мы уже сказали выше, в среднем дошкольном возрасте, а первые её проявления хорошо заметны во время сюжетно-ролевых игр. Во время таких занятий ребёнок хорошо мотивирован, ведь без запоминания условий ему не выполнить взятой на себя роли.

Произвольный вид памяти формируется постепенно, на основе умственного развития малыша.

Предпосылками развития произвольной памяти дошкольника являются:

Активность и успешное участие в играх.

Выполнение действий, связанных с прошлым или будущим (например, когда нужно рассказать о чем-то, что было или выполнить что-то не сейчас, а несколько позже).

Такое развитие речи, которое позволяет в том числе действовать и с воображаемыми вещами.

Сначала ребёнок учится этим предпосылкам у взрослых, а потом постепенно перенимает инициативу.

Немного подробнее остановимся на одной из важнейших предпосылок развития произвольной памяти дошкольника, каковой является игра.

В процессе игры развивается ум ребенка, приобретаются важные умения и навыки. Словесные игры, задействующие речь, одновременно развивают мышление и память; дидактические игры также улучшают память, учат следовать правилам и порядку действий.

В дидактических играх с детьми стоит обратить внимание на несколько важных моментов:

— Перед запоминанием нужно организовать восприятие ребенка, выделив признаки предмета (цвет, расположение, форму, количество).

— При запоминании нужно анализировать и сравнивать, выделять важные свойства и обобщать.

— Следует постепенно усложнять игру, например уменьшая время показа или увеличивая количество деталей.

— Нужно развивать самоконтроль, привлекая ребенка к проверке результатов запоминания и к анализу допущенных ошибок.

Процесс развития произвольного вида памяти у дошкольников включает такие важные моменты:

— Помощь взрослых, выделяющих подсказками значимые моменты: просьбы повторить, пересказать, рассказать; направление хода мыслей наводящими вопросами: «А что было дальше?». Это помогает ребёнку постепенно учиться осмысливать и связывать материал с целью запоминания.

— Выделение заданий, побуждающих вспомнить или запомнить.

— Осознание ребёнком необходимости овладения специальными способами запоминания.

Развитие произвольной памяти

Произвольная память начинает формироваться в процессе взросления ребёнка, когда он постепенно обучается действиям, помогающим лучше запоминать информацию, удерживать её в памяти в течение длительного времени и воспроизводить как можно точнее. Завершается этот процесс примерно к 14 годам.

В процессе обучения ребёнка в школе развитие произвольной памяти приобретает все большее значение: растёт объём информации, которую необходимо запомнить, не всегда её можно подать ярко и наглядно, и не всегда она совпадает со сферой заинтересованности ребёнка. Но, с другой стороны, для разностороннего развития недостаточно усваивать только то, что интересно. Кроме того, развитие произвольной памяти и её активное использование важны для общего умственного развития, в том числе для приобретения навыков, без которых не обойтись старшеклассникам и взрослым людям – логически мыслить и делать выводы.

Как помочь ребенку развить произвольную память?

1. Научите ребёнка выделять главную мысль и самые важные тезисы. Попробуйте подчеркивать предложения, содержащие главную мысль; возможно, так удобнее будет визуализировать информацию в виде схем, таблиц, рисунков. Таким образом задействуются и зрительная, и образная память, что улучшает запоминание.

2. Научите ребёнка без боязни работать с большим объёмом информации: делить её на смысловые блоки, находить между ними логические связи, систематизировать.

3. Повторение – мать учения, но повторять тоже нужно уметь. Научите ребенка несколько раз, вдумываясь в смысл, повторять выделенную мысль (правило, формулу). После прочтения параграфа пусть ребенок перескажет его вслух – сам себе. Объясните ему, что так он справится с выполнением задания быстрее.

4. Научите ребенка работать над ошибками: это залог развития важного навыка самоконтроля и одновременно улучшение запоминания.

5. Используйте ассоциации, привязывая с их помощью незнакомый материал к знакомому. Это могут быть образные параллели с уже известной информацией, визуализация, стишки-подсказки (например, «каждый охотник желает знать, где сидит фазан» – в первых буквах этой известной фразы «зашифрованы» первые буквы последовательности семи основных цветов спектра в составе радуги).

6. Объясняйте ребенку (особенно если тема сложна для его понимания), почему для него так важно её изучение. Понимание важности – отличный двигатель: это и стимулирует, и мотивирует.

Развитию памяти и внимания, мышления и восприятия способствуют .

Мы искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

Формирование произвольной памяти происходит на основе умственного развития ребенка. Предпосылками ее возникновения являются: успехи в развитии произвольной практической и игровой деятельности, формирование у детей действий, для я которых необходимо характерна для произвольного запоминания ориентация на будущее и ориентация на прошлое, характерна для. Воспроизведение. Такие действия вызывают у ребенка требования взрослых, например, выполнить поручение не сейчас, а через некоторое время, рассказать об увиденном на прогулке; определенный уровень речевого развития (выработка умения в речи действовать с воображаемыми вещами). Благодаря этим предпосылкам ребенок сначала учится запоминать или вспоминать по инициативе взрослых, затем постепенно сама становится инициаторомром.

. Произвольная память - процесс запоминания и воспроизведения материала, предусматривающий сознательную постановку цели и требует волевых усилий

Она начинает формироваться в среднем дошкольном возрасте. Ранние ее проявления наблюдаются в запоминании условий сюжетно-ролевой игры, без которого невозможно успешное выполнение ребенком взятой на себя роли. В. В игре он запоминает гораздо больше слов, чем по требованию дорослогго.

Овладение произвольными формами памяти включает несколько этапов

1. Выделение задач запомнить, припомнить при отсутствии в практике ребенка необходимых для этого приемов. Задача вспомнить она выделяет раньше, поскольку часто от нее ждут именно припоминания я, воспроизведение того, что она раньше воспринимала или делала. Задача запомнить возникает на основе опыта припоминания, осознание ребенком, что, запомнив, она не сможет воспроизвести того, чего от нее чекаютють.

2. Использование приемов запоминания и припоминания результате подсказок взрослых. Взрослый, давая ребенку поручение, предлагает его повторить, спрашивая о чем-либо, направляет припоминание ребенка апитаннямы:"А что дальше?","А что он сказал?" ния вслух она переходит к повторению шепотом, про себя. Постепенно учится осмысливать, связывать материал, использовать эти связи с целью запоминанияи з метою запам"ятовування.

3. Осознание необходимости специальных действий запоминания, овладение умением использовать в них вспомогательные средства. Ребенок понимает, что нужно запомнить, потому пользуется различными приемами способами, чтобы достичь этой метти.

Память 3-4-летних детей проходит три уровня развития: 1) отсутствие цели запомнить и вспомнить, 2) наличие цели за несформированности способов, направленных на ее осуществление; 3) сочетание цели запомнить мьятаты, вспомнить с применением способов достижения этого.

До завершения дошкольного периода непроизвольная память остается ведущей. Произвольное запоминание и воспроизведение дети используют сравнительно редко - когда этого требуют соответствующие задачи или требуют взрослые (табл. 42.2).

Непроизвольное запоминание во время активной умственной работы над материалом в дошкольном детстве продуктивнее, чем произвольное. Например, дети, которые без цели запомнить раскладывали картинки соотв но к изображенным предметам (для сада, для кухни и т.п.), запоминали их значительно лучше, чем дети, которые рассматривали те же картинки с задачей запомнить. Однако непроизвольное запоминание, не связан не с выполнением активных действий восприятия и мышления, является менее продолжительным, чем произвольноене.

Для развития произвольной памяти у детей дошкольного возраста необходимо: развивать их непроизвольную память, которая является основой для последующего. Воспроизведение (важно, чтобы было чем пользоваться, что упоминается. Уват) побуждать ребенка к воспроизведению сначала во время выполнения им практических поручений в игре, а затем - в учебной деятельности; ставить перед детьми задачу, вправлять их в запоминании, трет дует их память в деятельности; обучать различных способов запоминания, обращая особое внимание на развитие логической памятью.

В дошкольном возрасте очень важно направить ребенка на произвольное запоминание, донести до его сознания необходимость в нем, научить специальных приемов запоминания

error: Content is protected !!